EdTech #Статьи

20 июня, 2025

Стали ли россияне чаще учиться ради собственного карьерного развития? / Skillbox Media

Сопоставляем данные масштабного статистического наблюдения за 2020 год с более свежими опросами. И грустим ?

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Узнать больше

Способы обучения взрослых россиян

Исследовательницы провели анализ результатов «Выборочного наблюдения участия населения в непрерывном образовании», проведённого Росстатом в 2020 году. В этом опросе принимали участие более 231 тысячи респондентов в возрасте от 15 лет, однако в финальном анализе были учтены только совершеннолетние, что составило свыше 215 тысяч человек. Следующий опрос запланирован на 2025 год.

В ходе исследования респондентов интересовали образовательные практики, которые они применяли в течение последних 12 месяцев. Результаты показали, что значительная часть, почти 60% граждан России старше 18 лет, не занималась обучением в течение прошедшего года. При этом 27,7% опрошенных сообщили о том, что участвовали в одной из трех форм образовательной активности.

  • Самообразованием занимались 26,4% опрошенных, причём самым популярным (14,3%) оказался просмотр или прослушивание образовательного контента. Ещё к этой категории исследовательницы отнесли изучение нового с помощью друзей, коллег и членов семьи, изучение профессиональной литературы, посещение с экскурсоводом музеев и участие в просветительских мероприятиях.
  • Обучение по дополнительным образовательным программам и программам профессионального обучения (иначе говоря, ДПО, корпоративное и иное ориентированное на карьеру обучение) проходили 22% респондентов. Однако самым популярным вариантом (его отметили 11,4% участников) было обязательное обучение технике безопасности и охране труда, то есть стандартный курс для всех работающих. В разовых мероприятиях (тренингах, мастер-классах, стажировках по профессии) участвовали лишь 3,5%, а в повышении квалификации по программам для специалистов и для рабочих и служащих и того меньше — 2,6 и 1,5% соответственно.
  • Обучение по основным образовательным программам, то есть получение среднего профессионального или высшего образования, наиболее характерно для молодёжи, и среди всех совершеннолетних им занимались лишь 6,1%.

Лишь 11,2% людей комбинировали два типа образовательной активности: проходили курсы повышения квалификации и занимались самообразованием. Это подчеркивает важность комплексного подхода к обучению и развитию профессиональных навыков. Сочетание формального и неформального образования может значительно повысить конкурентоспособность на рынке труда.

Фото: Inside Creative House / Shutterstock

Авторы исследования приходят к выводу, что в 2020 году образовательные практики, включая самообразование, имели ограниченное распространение. Однако наблюдается тенденция, что экономически активные взрослые, работающие или обучающиеся, чаще занимались самообразованием, которое не было напрямую связано с их основной профессиональной деятельностью. Это свидетельствует о стремлении к развитию и расширению знаний вне рамок привычной сферы.

Каковы мотивы для учёбы

К образовательным практикам, способствующим развитию человеческого капитала, исследователи отнесли ряд мероприятий, направленных на повышение квалификации и личностного роста. Эти занятия включают в себя тренинги, семинары, курсы повышения квалификации, а также программы менторства и наставничества. Они помогают не только развивать профессиональные навыки, но и формировать ключевые компетенции, необходимые для успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Улучшение образовательных практик играет важную роль в формировании конкурентоспособного кадрового резерва и повышении общей продуктивности.

  • повышение квалификации и профессиональная переподготовка;
  • освоение профессиональных навыков на рабочем месте под руководством наставника;
  • профессиональные тренинги, семинары, конференции, мастер-классы, стажировки;
  • изучение иностранных языков;
  • освоение IT-навыков;
  • самостоятельное изучение профессиональной литературы.

Некоторые из этих занятий относятся к дополнительному профессиональному образованию, в то время как другие можно отнести к самообразованию. В течение года перед проведением статистического наблюдения 19,5% экономически активных респондентов занимались подобной деятельностью.

Исследование показывает, что инициатива по обучению в большинстве случаев исходит от работодателей. Россияне, как правило, проявляют личный интерес к изучению иностранных языков и освоению IT-навыков. Именно на эти курсы они чаще всего готовы тратить свои средства, что подтверждается данными: 81,2% россиян оплатили курсы иностранных языков, а 43,2% — курсы по IT-навыкам.

Инициаторы обучения, по данным опроса, составляют определенный процент от общего числа респондентов. Эта информация может помочь в понимании, кто играет ключевую роль в процессе обучения и развития сотрудников. Анализ этих данных позволяет выявить тенденции в инициировании обучающих программ и определить, какие группы или индивидуумы чаще всего выступают в роли инициаторов.

Включённость россиян в образовательные практики играет ключевую роль в формировании человеческого капитала. Современные исследования показывают, что активное участие граждан в образовательных инициативах способствует не только личностному развитию, но и общему прогрессу общества. Важность продолжительного образования и саморазвития становится особенно актуальной в условиях быстро меняющегося мира, где знания и навыки становятся основными факторами конкурентоспособности. Образовательные практики, которые охватывают различные уровни и формы обучения, помогают россиянам адаптироваться к новым вызовам и возможностям на рынке труда. Инвестиции в образование не только повышают индивидуальную ценность каждого человека, но и служат основой для устойчивого социально-экономического развития страны.

Мотивация людей к обучению часто выражается в общих формулировках, таких как «получение новых знаний» и «достижение лучших результатов в работе». Однако реже встречаются более конкретные причины, такие как стремление к повышению зарплаты, поиску новой работы или карьерному росту на текущем месте. Понимание этих мотивов может помочь организациям создавать более эффективные программы обучения и развития, которые будут соответствовать реальным потребностям сотрудников.

Источник данных: Слободенюк Е. Д., Каравай А. В., Мареева С. В. (2024). Включённость россиян в образовательные практики, формирующие человеческий капиталИнфографика: Skillbox Media

Распределение мотивации к обучению варьируется в зависимости от его типа. Например, изучение иностранных языков связано с расширением кругозора и круга общения, что отмечают 25,8% и 20,8% респондентов соответственно. В то же время, повышение квалификации осуществляется с целью карьерного роста в 18–21% случаев. Однако обучение как способ увеличения зарплаты упоминается реже. Среди тех, кто повышал квалификацию, только 16,5% специалистов и 18,9% рабочих указали, что их целью было увеличение дохода.

Авторы подчеркивают, что согласно данным статистического наблюдения, россияне редко воспринимают затраты времени и средств на обучение как инвестиции. Мотивы, связанные с карьерным ростом или увеличением доходов, такие как продвижение по службе, поиск новой работы или повышение зарплаты, не стали определяющими ни для тех видов обучения, которые инициировали работодатели, ни для тех, которые выбирали сами респонденты. Таким образом, в 2020 году россияне не рассматривали обучение как способ получения карьерных и финансовых преимуществ. Это свидетельствует о необходимости пересмотра отношения к обучению и формирования более активной позиции в вопросах профессионального развития и повышения квалификации.

Кто чаще других инвестирует в свой человеческий капитал

Для анализа факторов, влияющих на участие в образовательных активностях, способствующих карьерному росту, авторы учитывают различные характеристики респондентов. Эти характеристики могут включать уровень образования, профессиональный опыт, возраст, пол, а также мотивацию и цели, связанные с карьерным развитием. Понимание этих факторов позволяет выявить, какие аспекты образовательной деятельности наиболее привлекательны и полезны для респондентов, а также помогает разработать эффективные стратегии для повышения вовлеченности в подобные активности.

  • пол и возраст;
  • место проживания (город или село);
  • уровень экономического развития региона;
  • отрасль работы и то, предполагает ли она обязательное регулярное обучение;
  • место работы (юрлицо или ИП);
  • наличие образования по специальности и общий уровень образования, профессиональный статус.

В данной части исследования представлены выводы, которые отражают тенденции в области непрерывного образования. Анализ показал, что с возрастом участников уменьшается вероятность инвестирования в собственное образование за последний год. Кроме того, важным фактором является профессиональная принадлежность респондентов: руководители в четыре раза чаще участвуют в образовательных программах по сравнению с неквалифицированными рабочими. Таким образом, можно сделать вывод, что руководители проявляют более высокую активность в обучении по сравнению с рядовыми сотрудниками.

Частота обучения связана с рядом ключевых характеристик. Люди, которые регулярно занимаются обучением, обладают следующими качествами:

  • у них есть высшее образование или образование по профилю работы;
  • они живут в городах и в экономически развитых регионах;
  • работают в отрасли, где положено регулярно обучаться.

Исследования показывают, что профессиональные навыки и знания в первую очередь развивают те, для кого это является необходимым условием для успешной карьеры. Таким образом, инвестирование в обучение и повышение квалификации становится ключевым фактором для достижения профессиональных целей.

Инвестиции подобного рода целесообразны лишь для тех, кто занимает значимые позиции в системе производственных отношений. Они требуют глубокого понимания и стратегического подхода, что доступно ограниченному числу специалистов. Таким образом, высокие должности обеспечивают не только доступ к ресурсам, но и возможность принимать обоснованные решения, что увеличивает шансы на успешные вложения.

Исследования показывают, что значительная часть россиян не принимает участия в образовательных практиках, способствующих развитию человеческого капитала. По состоянию на 2020 год, социальная норма в российском обществе складывалась именно таким образом. Ожидать, что население самостоятельно начнет активно заниматься непрерывным образованием, не представляется реальным.

Насколько актуальны выводы этого исследования сегодня?

Ситуация с обучением взрослых, безусловно, изменилась с момента проведения Росстатом статистического наблюдения. Участники анкетирования делились информацией о своем обучении за предыдущий год, но затем мир столкнулся с ковидным кризисом, который привел к резкому росту интереса к EdTech. В это время были реализованы масштабные государственные проекты, такие как «Содействие занятости» и «Цифровые профессии», а также запущено множество онлайн-программ высшего образования. Это должно было способствовать увеличению вовлеченности взрослых в образовательные процессы. В результате можно ожидать, что данные Росстата вскоре отразят эти изменения, показав рост числа обучающихся в условиях новых реалий.

Фото: Atelier211 / Shutterstock

Мы сможем подтвердить это, когда будет завершена новая волна статистического наблюдения. С тех пор, как в 2020 году было проведено масштабное исследование об обучении взрослых, подобные объемные данные не собирались. Тем не менее, многочисленные небольшие опросы, проведенные за последние четыре года, позволяют предположить, что выводы этого исследования остаются актуальными.

Менее половины взрослых участников опросов сообщают о своем участии в дополнительном обучении или самообразовании. Согласно исследованию ВЦИОМ в 2021 году, только 28% респондентов сообщили об обучении за последний год. В опросах «Работы.ру» и «Талантист» в 2024 году этот показатель составил 40%. В недавнем исследовании SuperJob доля тех, кто прошел обучение, составила 47%. Эти данные подчеркивают низкий уровень активности взрослых в сфере дополнительного образования и саморазвития, что может negatively влиять на их профессиональные навыки и карьерные перспективы.

В последние годы наблюдается увеличение интереса к образовательным услугам для взрослых. Согласно данным ВЦИОМ, 28% россиян отметили, что стали больше учиться в 2022 году. Московский кредитный банк зафиксировал двукратный рост покупок в категории «Образование» среди своих клиентов, а «МТС-банк» отметил десятикратное увеличение транзакций на онлайн-образование у пользователей старше 60 лет. Эти тенденции подчеркивают растущий спрос на образовательные программы и курсы, что свидетельствует о стремлении россиян к саморазвитию и повышению квалификации.

Несмотря на изменения в сфере обучения взрослых, ситуация не претерпела кардинальных изменений. Рост числа транзакций не всегда сопровождается увеличением расходов: средний чек остается на низком уровне. Согласно опросу компании Tiburon Research, проведенному весной 2024 года, около 50% участников заявили, что приобретали курсы стоимостью не более 20 тысяч рублей. Это подчеркивает, что даже при увеличении интереса к обучению, финансовые вложения остаются ограниченными.

Когда речь заходит о развитии IT-навыков, россияне обычно готовы инвестировать до 100 тысяч рублей в год. Однако стоит отметить, что опрос проводился среди тех, кто изначально проявил интерес к длительному обучению. В более общем контексте дополнительного образования, результаты опроса проекта «Талантист» в конце 2023 года показывают, что около 50% россиян предпочли бы учиться бесплатно или за счет работодателя. В то же время, только 13% респондентов готовы самостоятельно финансировать свое обучение. Это свидетельствует о том, что многие россияне ищут доступные и поддерживаемые варианты повышения квалификации.

С 2020 года обучение взрослых не стало более направленным на развитие человеческого капитала. Учащиеся по-прежнему не воспринимают образование как инвестицию в свое будущее. В опросе сервиса SuperJob, проведенном в 2022 году, повышение заработка оказалось одной из самых редких причин для обучения. Согласно данным опроса Skyeng в 2023 году, основным мотивом для обучения часто становился страх перед увольнением или другие потенциальные проблемы. Когда россиян спрашивают о способах увеличения дохода, получение дополнительного образования упоминается всего в 8% случаев, согласно опросу «АльфаСтрахования» в 2023 году. Это подчеркивает необходимость изменить восприятие образования как важного инструмента для повышения финансовой стабильности и карьерного роста.

Взрослые россияне, даже при стремлении к саморазвитию, зачастую ограничиваются самыми простыми форматами обучения, такими как чтение профессиональной литературы или просмотр обучающих видео. Это подтверждают результаты опроса, проведенного компанией GeekBrains в 2023 году. Он выявил, что респонденты считают наиболее эффективными форматы, приближенные к традиционному образованию, такие как курсы повышения квалификации, онлайн-курсы и индивидуальные занятия с преподавателями. Однако количество людей, действительно занимающихся обучением в этих форматах, оказалось в два-четыре раза меньше, чем ожидалось. Это подчеркивает необходимость поиска более доступных и мотивирующих методов саморазвития для взрослых.

Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.

Узнать подробнее