Тренды 2023 года для детского сегмента EdTech: мнения игроков рынка / Skillbox Media
Чем запомнился уходящий год и каким будет следующий?
Содержание:
Росту в 2024 году — быть: представители индустрии назвали его драйверы
Андрей Сизов подчеркнул, что онлайн-формат продолжает уверенно внедряться в образовательный процесс. Особенно заметен рост в сфере дополнительного образования, где показатели достигают 40%. Это свидетельствует о значительном интересе к дистанционному обучению и его эффективности.
Рынок частного образования продолжает расти, и ожидается, что в следующем году спрос на продукты в сфере детского EdTech значительно увеличится. Этот тренд обусловлен растущей потребностью в инновационных образовательных решениях, которые способствуют развитию детей. С учетом изменений в образовательной среде и повышенного интереса к индивидуализированным подходам, можно прогнозировать дальнейший рост инвестиций в технологии, направленные на обучение и развитие детей.
Генеральный директор компании «Фоксфорд» отмечает, что в России приоритетом для родителей стало обучение детей. Все больше семей ориентируются на получение качественного базового образования, что свидетельствует о растущем интересе к образовательным услугам. Эта тенденция подчеркивает важность инвестиций в образование и стремление родителей обеспечить своим детям необходимые знания и навыки для успешного будущего.
Виталий Алтухов прогнозирует дальнейший рост в области EdTech. Он отметил, что в первом полугодии 2023 года детский сегмент EdTech впервые обошел по динамике выручки традиционное направление — дополнительное профессиональное образование для взрослых. Это подчеркивает актуальность и перспективность инвестиций в образовательные технологии для детей, что открывает новые возможности для развития данного рынка.
Инвестиции в образование детей остаются приоритетом для родителей, особенно в тех областях, которые способствуют выбору будущей профессии. Согласно недавнему исследованию, при выборе дополнительного образования родители ориентируются на его полезность для профессионального развития ребенка. Однако существует парадокс: многие родители и дети не имеют четкого представления о том, какую профессию выбрать. Это создает спрос на профориентационные сервисы, которые помогают в планировании будущего и поиске оптимальных путей профессиональной реализации. Родители стремятся поддержать детей в их стремлении к успешной карьере и желают обеспечить им наилучшие возможности для достижения успеха в жизни.
Дмитрий Абрамов также подчеркивает, что всё больше семей сегодня обращают внимание на карьерный путь своих детей и начинают готовить их к будущей профессии заранее. Это свидетельствует о растущей важности ранней профессиональной ориентации и осознанного подхода к выбору будущей специальности. Подготовка к карьере на ранних этапах может значительно повысить шансы на успешное трудоустройство и удовлетворение от работы в будущем.
Рынок меняется под воздействием разноплановых трендов
Руководитель Skysmart выделил ключевые тренды в детском сегменте EdTech, которые способствуют увеличению доходов компаний в этой сфере. Эти тренды включают в себя активное использование технологий, адаптивные образовательные платформы, а также внедрение интерактивных и игровых методов обучения. Кроме того, растет интерес к индивидуализации образовательного процесса, что позволяет учитывать уникальные потребности каждого ребенка. Компании также начинают применять аналитические инструменты для оценки эффективности обучения и улучшения пользовательского опыта. Эти факторы создают благоприятные условия для роста и развития бизнеса в области образовательных технологий для детей.
- Перетекание аудитории дополнительного образования из очного формата в дистанционный. Родители всё больше узнают о возможностях и преимуществах онлайн-платформ, в связи с чем появляется спрос на конкретные ниши — например, детское программирование и домашнее обучение по школьной программе. Причём рынок, по мнению Дмитрия, ещё далёк от своего насыщения.
- Более осторожный подход пользователей к расходам на образование. Россияне стали больше внимания уделять конкретным результатам, которые получит ребёнок, а не количеству уроков, которые он пройдёт. И если предметы, которым нужно уделить особое внимание, всё ещё стараются изучать в индивидуальном формате, то в случае с небольшими пробелами в знаниях родители отдают предпочтение групповым занятиям, поскольку это дешевле.
- Зарождение онлайн-сегмента дошкольного образования. Возник спрос на программы для детей младше семи лет, как в крупных мультипредметных онлайн-школах, так и в небольших специализированных.
- Усиление господдержки сегмента. Заметно развитие проектов с госфинансированием — например, образовательная онлайн-программа «Код будущего», в рамках которой школьники и студенты колледжей могут бесплатно пройти курсы по программированию от ведущих IT-компаний.
Алексей Конобеев, академический директор онлайн-школы «Умскул Академия», выделяет несколько ключевых тенденций, которые формируют современный рынок. На сегодняшний день наблюдаются противоположные тренды, влияющие на образовательную сферу. Эти изменения требуют внимательного анализа, чтобы понять, как они могут повлиять на будущее обучения и подготовки специалистов.
В настоящее время в сфере EdTech и в образовании в России наблюдаются два противоположных тренда: стремление к стандартизации и контролю, а также движение к индивидуализации образовательного процесса. Стандартизация ориентирована на унификацию образовательных программ и оценочных систем, в то время как индивидуализация акцентирует внимание на потребностях и особенностях каждого ученика, позволяя адаптировать обучение под его уникальные способности и интересы. Эти два направления активно влияют на развитие образовательных технологий и формируют будущее образования в стране.
В последние годы власти активно работают над стандартизацией образовательной сферы, включая и технологии EdTech. В 2022 году был создан федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, которые рекомендованы для использования в школах. Чтобы образовательные цифровые ресурсы, такие как «Умскул», могли попасть в этот перечень, им необходимо пройти экспертизу в Российской академии образования. Этот процесс обеспечивает высокие стандарты качества и эффективности образовательных материалов, что в свою очередь способствует улучшению учебного процесса в российских школах.
Стремление к индивидуализации в образовании проявляется через усилия представителей индустрии, направленные на создание гибких курсов, которые соответствуют потребностям каждого ученика. Идеальная образовательная программа должна предоставлять возможность каждому обучающемуся изучать именно те навыки и знания, которые будут полезны в их повседневной жизни и профессиональной деятельности. Это подход позволяет адаптировать обучение под индивидуальные цели и интересы, что в свою очередь способствует более эффективному усвоению материала и повышению мотивации студентов.
Индивидуализация обучения реализуется на нескольких уровнях. На уровне урока предоставляется возможность выбора между более простыми и сложными упражнениями. На уровне курса студенты могут выбирать модули, которые наиболее соответствуют их потребностям, и проходить только их. На уровне всей образовательной системы курсы и модули подбираются и рекомендуются в зависимости от предпочтений и потребностей учащихся, а также разрабатываются автоматические системы рекомендаций, что делает процесс обучения более эффективным и персонализированным.
По мнению Алексея, двумя ключевыми трендами в сфере образования являются внедрение нейросетей в образовательные решения и использование доказательного подхода к обучению. Доказательный подход подразумевает измерение образовательных результатов с помощью различных метрик, что позволяет более точно оценивать эффективность учебного процесса и адаптировать его под потребности обучающихся. Интеграция нейросетей в образовательные технологии открывает новые горизонты для персонализации обучения, улучшая взаимодействие между студентами и образовательными материалами. Эти тренды способствуют повышению качества образования и его соответствию современным требованиям.
В 2023 году компании испытывали трудности, но есть и позитивные перемены
Генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов отметил, что одной из главных проблем в сфере онлайн-образования в России является настороженное отношение части населения к этому формату обучения. По его мнению, на данную ситуацию оказали влияние пандемия и негативный опыт перехода на дистанционное обучение в традиционных школах. Кроме того, существует недостаток налаженного сотрудничества между государственными образовательными учреждениями и частными онлайн-платформами. Сизов уверен, что улучшение взаимодействия между этими секторами может способствовать решению ряда актуальных проблем, таких как нехватка квалифицированных кадров и реализация программ дополнительного образования в обычных школах. Это подчеркивает важность интеграции онлайн-образования в существующую образовательную систему для повышения её эффективности.
Андрей также обратил внимание на трудности, связанные с поиском квалифицированных специалистов. На сегодняшний день найти подходящих сотрудников становится все сложнее, что связано с высокой конкуренцией на рынке труда и растущими требованиями к кандидатам. Это создает дополнительные сложности для компаний, стремящихся сформировать эффективные команды.
Ослабление курса рубля негативно сказывается на конкурентоспособности российских зарплат. В результате многие специалисты, не проживающие в России, выбирают работу за границей. Это касается, в первую очередь, таких профессий, как программисты, аналитики, продуктовые менеджеры и специалисты в области digital-маркетинга. Работая за пределами России, они получают более выгодные условия и перспективы.
Виталий Алтухов, сооснователь и директор по разработке и исследованиям профориентационной платформы «Профилум», подчеркнул, что усиление государственного регулирования в области онлайн-образования затрудняет доступ компаний к целевой аудитории. Однако такое регулирование также приносит положительные изменения, в частности, способствует повышению качества образовательных продуктов.
EdTech как отрасль достигла значительной зрелости, что привело к усиленной регуляции. Примером является закон о верификации цифровых образовательных ресурсов, вступивший в силу 1 января 2023 года. Эта мера повышает прозрачность в оценке качества образовательного контента, несмотря на то что усложняет доступ компаний к целевой аудитории. Такие изменения способствуют формированию более конкурентной среды и стимулируют рост качества образовательных услуг.
Игроки рынка наметили задачи на 2024 год
Академический директор «Умскул Академия» отмечает, что компании будут уделять больше внимания созданию интенсивных образовательных программ. Это позволит повысить качество обучения и улучшить результаты студентов. В условиях растущей конкуренции на рынке образовательных услуг акцент на эффективность и интенсивность обучения становится особенно важным.
Продолжаются поиски эффективных методов быстрого обучения. Это включает как интенсивные курсы, где занятия проходят ежедневно по несколько часов с акцентом на поддержку и мотивацию учеников, так и использование интерактивных помощников, таких как приложения с искусственным интеллектом. Решение данной задачи не будет быстрым, поскольку существуют физиологические ограничения на скорость усвоения новой информации. Тем не менее, каждый, даже незначительный, шаг в этом направлении имеет большое значение.
Глава компании «Фоксфорд» выделяет три ключевых направления, на которых, по его мнению, сосредоточатся участники детского сегмента EdTech. Эти направления будут определять будущее образовательных технологий для детей, способствуя их развитию и обучению. Важно отметить, что акцент на инновационные подходы и адаптацию к потребностям современных учащихся станет основой успешной стратегии в этой области. Таким образом, представители EdTech будут стремиться к созданию более эффективных и привлекательных образовательных решений для детей, что позволит улучшить качество обучения и повысить интерес к образовательному процессу.
- Программы среднего профобразования. Он объяснил это тем, что подростки всё чаще предпочитают пойти в колледж после девятого класса, чем в старшую школу.
- Разработка недорогих продуктов. Это нужно, чтобы сделать качественное базовое школьное образование доступным для максимально широкой аудитории.
- Персонализация обучения и внедрение ИИ в операционные процессы. Это позволит автоматизировать часть работы и предложить пользователю доступные по цене продукты.