Тренды в цифровизации высшего образования / Skillbox Media
Исследование британских экспертов выявило три направления в высшем образовании, которые гарантированно можно улучшить за счёт цифровых технологий.
Содержание:
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать большеКонтент: больше интерактива
В эту категорию входят учебные материалы, которые студенты используют на лекциях, семинарах или при самостоятельной подготовке к заданиям. Основным источником остаются учебники, однако в цифровую эпоху разнообразие материалов значительно увеличивается. В исследовании выделены ключевые тренды в области образовательного контента, а также вызовы, с которыми сталкиваются учебные заведения и студенты. Развитие технологий и доступность информации меняют подходы к обучению, что требует адаптации традиционных методов к новым условиям.
Учебники переходят в цифровой формат и становятся более интерактивными. Современные учебные пособия не ограничиваются только электронными книгами; они могут включать в себя видеоматериалы, онлайн-задания для самопроверки и ссылки на дополнительные ресурсы. Это позволяет учащимся более эффективно усваивать материал и улучшает процесс обучения. Цифровые учебники также предлагают возможность обновления контента в режиме реального времени, что делает их актуальными и полезными для студентов и преподавателей.
Цифровизация в сфере образования продвигается медленно, поскольку основные рынки учебников в различных странах находятся под контролем крупных консервативных издателей. Эти издатели проявляют осторожность в отношении новых технологий и предпочитают сохранять традиционные форматы. Это замедляет процесс внедрения цифровых решений и ограничивает доступ к современным образовательным ресурсам.
Согласно проведенному исследованию, большинство электронных учебников на сегодняшний день представляют собой лишь оцифрованные версии печатных материалов, не обладающие дополнительными функциональными возможностями. Это ограничивает их потенциал как инструментов для обучения, поскольку современные технологии позволяют интегрировать интерактивные элементы, мультимедийный контент и адаптивные функции. Важно развивать электронные учебники, чтобы они стали более эффективными и удобными для пользователей, предлагая дополнительные ресурсы и возможности для глубокого вовлечения в процесс обучения.
В Великобритании лицензии на электронные учебники значительно дороже, чем в США. Стоимость цифрового издания для одного пользователя может в десятки раз превышать цену печатной версии. Из-за нехватки времени на создание собственных учебных материалов или поиск открытых образовательных ресурсов университеты вынуждены ориентироваться на уже известные учебники, несмотря на их высокую стоимость. Это создает определенные трудности в доступности образования и поднимает вопрос о необходимости реформирования системы лицензирования электронных учебников.
Второй заметный тренд в образовательной сфере — интеграция массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в традиционный учебный процесс. Ранее университеты использовали МООК в основном для привлечения новой аудитории, однако пандемия показала, что этот формат может служить не только инструментом маркетинга, но и основой или дополнением к основным образовательным программам. Внедрение МООК позволяет улучшить качество образования, сделать его более доступным и разнообразным, а также предоставить студентам возможность учиться в удобном для них темпе. Таким образом, МООК становятся неотъемлемой частью современного образовательного ландшафта, способствуя гибкости и адаптивности учебных программ.
Стандартные курсы, предлагаемые на MOOC-платформах для широкой аудитории, часто демонстрируют низкий уровень завершения. Это связано с тем, что массовые онлайн-курсы не всегда учитывают индивидуальные потребности и мотивацию студентов. В результате многие участники не достигают финальных этапов обучения. Для повышения доходимости необходимо внедрять более персонализированные подходы и методы, которые помогут вовлечь студентов и поддерживать их интерес на протяжении всего курса.
Неизвестно, будет ли эта особенность актуальна для внутриуниверситетских курсов, так как уровень вовлечённости и мотивации пользователей онлайн-платформ и студентов вузов значительно различается. Однако для эффективного использования MOOC в университетах необходимо более точно ориентироваться на потребности и задачи целевой аудитории, а также разрабатывать и предлагать курсы с учётом этих аспектов, утверждают эксперты.
Третий тренд заключается в повышении качества цифровых учебных программ. Вместо простого переноса офлайн-ресурсов в онлайн-формат появляются решения, которые изначально разрабатываются для цифрового обучения. Эти программы включают микрообучение, разбивая материал на небольшие фрагменты, каждый из которых сосредоточен на конкретной учебной задаче. Также они предлагают учебную аналитику и возможность персонализировать образовательный маршрут студента, что существенно повышает эффективность обучения.
Этот тренд только начинает развиваться: в большинстве случаев опыт онлайн-обучения в университетах по-прежнему нельзя считать удобным и бесшовным. Существующие платформы и методы обучения не всегда обеспечивают необходимую гибкость и доступность, что затрудняет процесс получения знаний для студентов. Улучшение онлайн-обучения требует внимания к интерфейсам, контенту и взаимодействию между преподавателями и учащимися, чтобы создать более комфортную и эффективную образовательную среду.
Онлайн-ресурсы для каждой учебной программы формируются в процессе обучения, поскольку универсальных решений не существует. Разные форматы обучения накладываются друг на друга, что усложняет процесс освоения программ для студентов и затрудняет анализ результатов для преподавателей. Необходимость адаптации ресурсов и методов обучения становится ключевым аспектом для эффективного усвоения материала.
- Более доступные цифровые библиотеки. Требуются агрегаторы учебников и сервисы, которые упростят покупку отдельных электронных книг без необходимости подписывать на дорогую лицензию весь университет.
- Инструменты разработки онлайн-курсов и учебных пособий, которыми смогут пользоваться сами преподаватели, чтобы материал создавался на основе педагогических целей.
- VR/AR-лаборатории как для тех случаев, когда доступ к практическому обучению ограничен (например на время пандемии), так и для первоначальной отработки сложных навыков в безопасной среде.
- Сервисы по модели OPM (Online Program Management). В этом варианте упаковкой материала в курс занимается внешняя компания, а не сотрудники университета. Это позволяет вузу использовать более подходящие именно для его студентов материалы, чем предлагается в готовых курсах, но в то же время сократить затраты на дизайн учебных программ.
Читайте также:
Микрообучение: преимущества и недостатки коротких форматов в образовании
Микрообучение представляет собой образовательный подход, основанный на использовании коротких и целенаправленных модулей контента. Этот метод становится всё более популярным в современном обучении благодаря своей гибкости и доступности. Одним из основных преимуществ микрообучения является возможность усваивать информацию в удобные для ученика моменты, что способствует лучшему запоминанию и применению знаний на практике.
Короткие форматы обучения позволяют не только экономить время, но и адаптироваться к различным стилям восприятия. Студенты могут выбирать, какие темы им интересны, и проходить обучение в своем темпе. Это особенно актуально в условиях быстро меняющегося мира, где обучение должно быть оперативным и эффективным.
Однако у микрообучения есть и свои недостатки. Ограниченность формата может привести к недостаточной глубине изучения темы. В некоторых случаях поверхностное освоение материала не позволяет студентам получить полное представление о предмете. Также существует риск, что учащиеся могут не получать достаточной обратной связи от преподавателей, что затрудняет процесс коррекции и улучшения своих знаний.
Таким образом, микрообучение имеет свои плюсы и минусы. Для достижения максимальной эффективности важно правильно комбинировать короткие форматы с более традиционными методами обучения. Это позволит обеспечить глубокое понимание материала и поддержать интерес студентов в процессе их образовательного пути.
Инфраструктура: выйти за пределы LMS
Инфраструктура образовательного процесса включает все форматы и инструменты, которые обеспечивают доступ студентов к учебным материалам и знаниям. К таким элементам относятся лекции, семинары, домашние задания в формате эссе и тестов, а также платформы, на которых происходит интеграция этих образовательных ресурсов. Эффективная инфраструктура способствует улучшению качества образования и повышению вовлеченности студентов в учебный процесс, обеспечивая им необходимые инструменты для успешного обучения.
Первым трендом в сфере разработки LMS является переход многих разработчиков к облачным решениям и экосистемным подходам, которые активно используют открытые образовательные ресурсы. Такой переход не только увеличивает гибкость в кастомизации учебных платформ, но и упрощает процесс обновления контента. Облачные технологии позволяют интегрировать различные образовательные инструменты и ресурсы, что создает более адаптивные и эффективные образовательные среды.
Британские эксперты отмечают, что традиционные системы управления обучением (LMS) могут препятствовать инновациям, а не способствовать им. Это подчеркивает необходимость в более гибких и адаптивных решениях, которые будут поддерживать современные подходы к обучению и развитию.
Системы управления обучением (LMS) в университетах, как правило, предназначены для хранения учебного контента и выставления оценок. Однако они ограничены в функционале, не позволяя студентам эффективно сотрудничать, обмениваться материалами и общаться с преподавателями. В свою очередь, преподаватели не получают необходимых инструментов для проведения глубокого анализа успеваемости и вовлеченности студентов. Чтобы повысить эффективность учебного процесса, LMS должны быть дополнены возможностями для совместной работы, интерактивного общения и аналитики, что обеспечит более качественное образование и улучшит взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
Вторым значимым трендом становится поиск новых форматов онлайн-коммуникации в образовательном процессе. Лекции успешно адаптируются к дистанционному обучению, но возникает вопрос: возможны ли практические занятия в онлайн-формате? Рассмотрение этого аспекта открывает новые горизонты для образовательных учреждений и преподавателей, стремящихся обеспечить качественное обучение в условиях удаленной работы. Важно найти эффективные методы и инструменты, которые позволят не только передавать теоретические знания, но и организовывать практические занятия, способствующие развитию навыков у студентов.
Недостаток интерактивности в современных инструментах для дистанционного обучения ограничивает возможности образовательного процесса. Это приводит к снижению вовлеченности студентов и затрудняет усвоение материала. Для повышения эффективности онлайн-обучения необходимо развитие более интерактивных решений, которые способствовали бы активному участию учащихся и созданию более динамичной образовательной среды.
Многие преподаватели в университетах обладают навыками проведения увлекательных очных занятий, однако стандартные сервисы видеосвязи не способны передать ту же атмосферу и взаимодействие. Виртуальные классы требуют особого подхода для создания эффективной образовательной среды, которая смогла бы конкурировать с личными встречами. Безусловно, технологии развиваются, но для достижения высокого уровня вовлеченности студентов необходимы специализированные инструменты и методы, которые помогут воспроизвести динамику живого общения.
Новый тренд в оценивании — внедрение современных технологий. Цифровые инструменты уже позволяют эффективно выставлять оценки на основе тестов с выбором ответов. Исследования в области анализа естественного языка приближаются к моменту, когда автоматизированная оценка эссе станет реальностью. Опыт, полученный во время пандемии, изменил отношение вузов к экзаменам с высокими ставками в онлайн-формате, что теперь воспринимается более спокойно. Использование технологий в образовательном процессе делает оценивание более объективным и доступным для студентов.
Однако технологии также способствуют появлению новых форм академического мошенничества.
В сети наблюдается рост «фабрик эссе», что создает новые вызовы для образовательных учреждений. Для каждого сервиса по обнаружению плагиата существуют методы обхода, что ставит под сомнение эффективность таких инструментов. Кроме того, технологии прокторинга, используемые для контроля за экзаменами, могут угрожать приватности пользователей и вызывать опасения по поводу безопасности личных данных. В условиях стремительного развития технологий необходимо искать баланс между обеспечением академической честности и защитой прав студентов.
Читать также:
Академическое мошенничество является глобальной проблемой, затрагивающей образовательные учреждения по всему миру. Этот феномен включает в себя различные формы обмана, такие как плагиат, подделка результатов исследований и использование чужих работ без должного оформления ссылок. Академическое мошенничество не только подрывает доверие к образовательным системам, но и негативно сказывается на научной репутации. Важно повышать осведомленность о последствиях такого поведения и внедрять меры по его предотвращению, чтобы сохранить целостность академической среды и обеспечить честность в научных исследованиях.
- Сервисы для записи и оформления вовлекающих видеолекций с субтитрами на нескольких языках, качественными аннотациями и заданиями на понимание, а также новые форматы онлайн-взаимодействия, которые позволят поддерживать активность студентов в малых группах на протяжении всего занятия.
- LXP-системы — платформы образовательного опыта — вместо LMS. Такие решения могут напоминать привычные социальные сети и стриминговые сервисы, объединяя доступ к учебным материалам с возможностью персонализировать потоки информации под запрос студента и общаться.
- Сбор и анализ информации об учебном поведении, который позволит преподавателю увидеть, не дожидаясь экзамена, какие у студента есть трудности, и дать точную обратную связь.
- Новые форматы заданий и экзаменов, чтобы не бороться с академическим мошенничеством, а предупреждать его. Как отмечается в исследовании, решение проблемы — не обязательно прокторинг. Возможно, задания просто должны лучше отражать цели обучения и навыки, важные студентам для будущего трудоустройства.
Поддержка: сообщества вместо решебников
В данную категорию исследование включает в основном поддержку в обучении, что подразумевает помощь студентам в выполнении заданий, практических работ и консультации по методам обучения. Авторы подчеркивают, что такие образовательные сервисы необходимо развивать параллельно с системами поддержки психического здоровья и общего благополучия студентов. Это позволит создать комплексный подход к обучению, способствующий не только академической успеваемости, но и психологическому комфорту учащихся.
В последние годы наблюдается растущий тренд в сфере учебной поддержки — создание агрегаторов учебных материалов, разработанных самими студентами. Эти платформы предоставляют возможность пользователям создавать собственные схемы и наборы карточек для эффективного запоминания информации. Кроме того, студенты могут находить и использовать учебные материалы, созданные их сверстниками, что способствует обмену знаниями и сотрудничеству. Агрегаторы учебных материалов становятся важным инструментом в образовательном процессе, облегчая доступ к разнообразным ресурсам и способствуя более глубокому пониманию учебного материала.
Основная проблема заключается в том, что агрегаторы не предлагают эффективной навигации по обширному учебному материалу. Это затрудняет пользователям поиск нужной информации и делает процесс обучения менее удобным. Без четкой структуры и возможности фильтрации материалов учащиеся могут испытывать трудности в поиске необходимых ресурсов.
Поиск эффективных методов самостоятельного обучения и интеграция их в повседневную жизнь представляет собой сложную задачу для многих студентов. Важно не только освоить подходящие техники, но и научиться применять их на практике, что требует систематического подхода и дисциплины. Эффективное самообучение включает в себя использование различных ресурсов, таких как онлайн-курсы, книги и образовательные платформы. Ключевым моментом является создание удобного расписания, которое позволит выделять время для изучения новых тем и повторения пройденного материала. Таким образом, студенты могут значительно повысить свои знания и навыки, что положительно скажется на их академической успеваемости и личностном развитии.
В последние годы наблюдается значительный рост интереса к микротьюторингу. Этот подход представляет собой поддержку студентов в процессе выполнения домашних заданий, особенно в поздние часы, когда они могут столкнуться с трудностями и нуждаются в консультации. Микротьюторинг позволяет оперативно получить помощь и разобраться в сложных вопросах, что способствует более эффективному обучению и повышению успеваемости. Важно отметить, что данная форма обучения становится все более актуальной, так как студенты стремятся к гибкости и доступности образовательных ресурсов.
Несмотря на растущий интерес к услугам тьюторов, их доступность остается на прежнем уровне.
Британские эксперты подчеркивают, что текущие бизнес-модели не обеспечивают возможности создания масштабных сервисов тьюторства. В результате студенты сталкиваются с ограниченным выбором: они могут либо пользоваться индивидуальными услугами, которые имеют высокую стоимость, либо обращаться к побочным продуктам компаний, сосредоточенных на продаже учебников и других образовательных материалов. Это создает пробел на рынке, где доступная и качественная предметная поддержка остается недоступной для многих учащихся. Важно развивать новые подходы к организации тьюторства, которые бы отвечали потребностям студентов и обеспечивали доступ к недорогим образовательным ресурсам.
Чтение является важной частью нашей жизни и предоставляет множество преимуществ. Оно развивает мышление, улучшает словарный запас и способствует накоплению знаний. Книги, статьи и другие текстовые материалы открывают новые горизонты и помогают глубже понять мир вокруг нас. Регулярное чтение способствует улучшению концентрации и аналитических способностей. Кроме того, оно может быть отличным способом расслабиться и уйти от повседневных забот. Важно выбирать качественные источники информации, чтобы извлекать максимальную пользу из процесса чтения. Включите чтение в свою ежедневную практику, чтобы обогатить свою жизнь новыми идеями и перспективами.
Тьютор — это высоко рефлексивная личность с уникальным жизненным опытом. Его путь часто включает в себя множество сложных ситуаций, что формирует глубокое понимание процессов обучения и развития. Тьюторы способны анализировать свои действия и поведение, что позволяет им эффективно взаимодействовать с учениками и находить индивидуальный подход к каждому. Это качество делает их важными проводниками в образовательном процессе, способными не только обучать, но и вдохновлять.
Третий тренд в области поддержки учебного процесса связан с помощью в выполнении домашних заданий. Это специализированные образовательные платформы, на которых доступны пошаговые разборы учебных вопросов, а также возможность получения ответов на математические задачи с помощью простой съемки уравнения. Кроме того, существуют приложения для автоматизированной проверки текстов, которые помогают анализировать грамматику, стилистику и правильность цитирования. Эти инструменты значительно упрощают процесс обучения и делают его более эффективным.
Вызовы, связанные с онлайн-экзаменами, остаются актуальными. Разборы заданий помогают учащимся лучше понять материал и самостоятельно решать аналогичные задачи в будущем. Однако на рынке также появляются всё более сложные технические решебники, которые не требуют от студентов никаких усилий и не способствуют приобретению знаний. Это приводит к снижению качества образования и формирует зависимость от готовых решений. Важно развивать навыки самостоятельного мышления и критического анализа, чтобы успешно справляться с подобными вызовами в учёбе и жизни.
- Агрегаторы студенческих учебных материалов по отдельным предметам со структурированными образовательными путями. Важен и подбор наиболее подходящих для конкретной дисциплины способов составления заметок и повторения, и подсказки для пользователей.
- Помощь искусственного интеллекта в написании эссе и других письменных заданий. ИИ-платформы для английского языка уже способны давать оценку отдельным элементам текста не только по грамматике, но и по качеству аргументации. Дальнейшее развитие этих сервисов поможет развивать навыки письменного общения — сейчас, по данным исследования, это крупнейший пробел в умениях недавних выпускников.
- Платформы и сообщества для взаимной и тьюторской поддержки с видео- и аудиосессиями. Возможность публиковать записанные сессии с субтитрами сделает процесс онлайн-обучения более социальным и инклюзивным.
Принципы цифровизации
В заключительной части исследования Jisc и Emerge Education представлены рекомендации для университетов и компаний в сфере EdTech. Эти рекомендации направлены на оптимизацию образовательных процессов и внедрение эффективных технологий обучения, что поможет улучшить качество образования и повысить конкурентоспособность учебных заведений.
Эксперты подчеркивают важность постоянных инвестиций в цифровые технологии для университетов. Эти инвестиции помогают образовательным учреждениям адаптироваться к современным требованиям и повышать качество учебного процесса. Современные технологии, такие как онлайн-обучение, управление данными и аналитика, могут значительно улучшить как образовательный опыт студентов, так и эффективность работы преподавателей. Постоянное обновление и внедрение новых цифровых решений позволяет университетам оставаться конкурентоспособными и соответствовать ожиданиям студентов и работодателей. В условиях быстро меняющегося мира образование должно быть гибким и инновационным, чтобы подготовить студентов к будущим вызовам.
- Каждые три-пять лет вузам потребуется пересматривать возможности своих онлайн-платформ, чтобы удалять устаревшие и лишние инструменты и функции.
- Стратегия изменений в таких условиях должна опираться на потребности ключевых для конкретного вуза студенческих аудиторий.
- Подбором и закупкой технологий должны заниматься эксперты по безопасности данных и другим аспектам IT — точно так же, как строительством и ремонтом зданий кампуса руководят профессиональные строители.
- Каждое решение об инвестициях в цифровые инструменты должно сопровождаться детальным обоснованием: а как именно эта технология поможет улучшить образовательные результаты? Насколько длительным будет эффект? Как часто придётся вкладываться в обновление продукта?
- Иметь своих экспертов важно, но необходимо и сотрудничество с другими организациями высшего образования (да и со школами тоже), чтобы не дублировать усилия.
На основе проведенного исследования EdTech-стартапы могут заключить, что университеты склонны избегать рисков и не будут массово приобретать все доступные образовательные технологии. Однако авторы исследования подчеркивают, что внедрение нового технологического продукта в вуз все же возможно. Они рекомендуют компаниям изначально основывать свои образовательные технологии на проверенных педагогических методах и быть готовыми не только предоставлять техническую поддержку, но и обучать сотрудников вузов приемам педагогического дизайна, соответствующим предлагаемому продукту. Это повысит шансы на успешную интеграцию и использование технологий в образовательном процессе.
- С чем сталкиваются российские вузы при цифровой трансформации
- Полезные практики дистанта, которые стоит сохранить
- Полный дистант: как организовать онлайн-бакалавриат