EdTech #Статьи

20 июня, 2025

«Выживут сильнейшие». Как российский EdTech справляется с кризисом / Skillbox Media

Разбираемся, с какими проблемами компании столкнулись после 24 февраля и как их удаётся решать.

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Узнать больше

На падающем рынке. Как изменится выручка компаний из-за кризиса?

Российский рынок EdTech демонстрировал уверенный рост с начала пандемии и в течение всего 2021 года. Согласно данным Smart Ranking, в 2020 году его объем увеличился на 113%, а в 2021 году — на 80% по сравнению с предыдущим годом. Выручка ста крупнейших российских EdTech-компаний в 2021 году составила 73 миллиарда рублей. Прогнозы на 2022 год обещали дальнейший рост рынка на 50–70%, согласно данным, опубликованным Smart Ranking в январе 2021 года. Этот рост подчеркивает растущий интерес к образовательным технологиям и их важность для современного общества.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

События в Украине оказали значительное влияние на текущую ситуацию на рынке. Согласно последнему опросу Smart Ranking, 67% участников уверены, что в 2022 году рынок не будет расти. Из них треть полагает, что рынок останется на уровне 2021 года, а остальные прогнозируют снижение как минимум на 50%. Лишь 15% респондентов верят в возможность роста рынка на 50% по сравнению с 2021 годом.

Многие компании не только не рассматривают возможности для роста, но и сокращают инвестиции в новые проекты, а также отказываются от найма новых сотрудников. Некоторые из них даже приняли решение о сокращении части своей команды, что негативно сказывается на дальнейших перспективах развития. Анна Чащина, директор по маркетингу EdMarket, которая является частью группы компаний «Нетология», делится своими наблюдениями о текущей ситуации на рынке. В условиях неопределенности важно пересматривать стратегии и искать возможности для оптимизации ресурсов и повышения эффективности.

Андрей Калашников, управляющий партнёр образовательной программы для предпринимателей «Фокус», приостановил 45 из 51 проекта по развитию, которые осуществляла его компания. В результате этого решения он также уволил проектных менеджеров, отвечавших за данные проекты. Кроме того, Калашников усилил зависимость размера премий оставшихся сотрудников от выручки компании, что подчеркивает его стратегический подход к управлению в условиях кризиса.

Несмотря на предпринятые усилия, выручка компании в 2022 году, вероятно, окажется ниже изначальных ожиданий. В 2021 году «Фокус» заработал 210 миллионов рублей. По предварительным прогнозам, в 2022 году выручка могла достигнуть 700 миллионов рублей. Однако теперь ожидается, что компания заработает не более 400 миллионов рублей.

В этом году большинство EdTech-компаний ожидает снижение объема продаж на 30–35%. Это падение связано с изменениями на рынке образовательных технологий и изменением потребительских предпочтений. Компании должны адаптироваться к новым условиям, чтобы сохранить конкурентоспособность и привлечь клиентов. Сосредоточение на инновациях и улучшении пользовательского опыта может помочь в восстановлении объемов продаж и достижении стабильности в будущем.

Андрей Калашников — российский публицист и писатель, известный своими произведениями в жанре художественной литературы. Его работы охватывают разнообразные темы, включая социальные изменения, культурные аспекты и современные реалии жизни. Калашников привлекает внимание читателей глубиной анализа и увлекательным стилем письма. Его творчество не только развлекает, но и заставляет задуматься о важных вопросах, которые волнуют общество. Автор активно участвует в литературных дискуссиях и мероприятиях, что подтверждает его значимость в современной литературе. Читатели ценят его за умение соединять факты и художественные элементы, создавая уникальные произведения, которые вызывают интерес и обсуждения.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Экспертные мнения подтверждаются аналитическими данными. Согласно опросу Smart Ranking, 90% онлайн-школ отметили снижение продаж в период кризиса. При этом 40% респондентов столкнулись с потерей 20% объема продаж, треть опрошенных потеряла от 20 до 50%, а у 15% школ продажи сократились на 50–100%. Эти цифры подчеркивают серьезное влияние кризиса на рынок онлайн-образования и необходимость адаптации бизнес-моделей для устойчивости в сложных условиях.

Компании избегают повышения цен, чтобы сохранить свою привлекательность для клиентов. Александр Ларьяновский, управляющий партнёр онлайн-школ Skyeng и Skysmart, отмечает, что в данный момент обе компании сосредоточены на поддержании текущих цен, обеспечении стабильного функционирования всех сервисов и соблюдении своих обязательств перед партнёрами и командой. Это позволяет им укреплять доверие клиентов и сохранять конкурентоспособность на рынке.

Инвестиционные риски. Кого кризис затронет сильнее?

Среди главных рисков, с которыми столкнутся российские техностартапы, включая компании в сфере EdTech, выделяется сокращение инвестиционных потоков. Об этом говорит Виталий Полехин, руководитель Клуба инвесторов Московской школы управления «Сколково». Российский рынок исторически был ограниченным, что способствовало тому, что частные инвесторы предпочитали вкладывать средства в международные проекты, потенциально приносящие большую прибыль. По данным опроса Smart Ranking, 55% EdTech-компаний планировали расширение на зарубежные рынки в текущем году, однако после 24 февраля эти планы были приостановлены. Сложившаяся ситуация подчеркивает необходимость поиска новых стратегий для сохранения и привлечения инвестиций в российский EdTech-сектор.

В настоящее время неясно, насколько активно инвесторы будут финансировать бизнес, ориентированный исключительно на российский рынок. Частные инвесторы рассматривают разнообразные варианты вложений, включая стартапы, акции компаний на фондовом рынке и недооценённые активы в России, отмечает Полехин. Техностартапы, включая компании в сфере EdTech, продолжают развиваться и привлекать инвестиции, однако им могут грозить трудные времена. В условиях неопределенности на рынке крайне важно адаптироваться и искать новые источники финансирования, чтобы обеспечить устойчивый рост и развитие.

Компании, которые недавно завершили очередной раунд финансирования, окажутся в более выгодной позиции. В то же время, те организации, которые уже использовали средства от инвесторов и теперь нуждаются в дополнительных финансах, столкнутся с серьезными трудностями.

Виталий Полехин является известной фигурой в своей области. Его достижения и опыт делают его авторитетом в профессиональной среде. Он активно занимается разработкой и внедрением инновационных решений, что способствует развитию сферы его деятельности. Виталий также делится своими знаниями через публикации и выступления на различных мероприятиях, что помогает повысить уровень информированности и интереса к актуальным вопросам. Его работы отражают глубокое понимание современного рынка и показывают, как можно эффективно использовать новые технологии для достижения успеха. Виталий Полехин остается важным лидером мнений и экспертом, к мнению которого прислушиваются коллеги и последователи.

Ситуация в EdTech-секторе демонстрирует более оптимистичные перспективы по сравнению с другими отраслями, отмечает Анна Чащина. Она указывает, что на российском рынке традиционно наблюдается меньшая доля образовательных учреждений с иностранными инвестициями и партнёрами, чем тех, что сотрудничают с российскими инвестиционными фондами. Уход ограниченного числа зарубежных компаний, таких как Coursera, а также ухудшение отношений с Западом могут оказать положительное влияние на российский рынок образовательных технологий. Кризис открывает новые возможности для отечественных онлайн-школ, которые могут привлечь клиентов, ранее обучавшихся на западных платформах. Это создает благоприятные условия для развития и укрепления позиций российских образовательных сервисов.

Российские образовательные платформы активно привлекают студентов из иностранных онлайн-школ. Национальная платформа открытого образования предлагает вузам и бывшим пользователям Coursera перейти на свою платформу «Открытое образование». Об этом сообщил председатель правления платформы и директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ Денис Янышев. Это сотрудничество может значительно расширить доступ к качественному образованию и повысить уровень образовательных услуг в России, создавая новые возможности для студентов.

В условиях текущего кризиса крупные и устоявшиеся компании в сфере EdTech имеют более устойчивые позиции. Их опыт и финансовые ресурсы позволяют оперативно адаптировать маркетинговые стратегии, финансовые модели, контент и взаимодействие с клиентами. В то же время, малым онлайн-школам будет гораздо сложнее. Многие из них могут не справиться с вызовами, которые приносит кризис, что подтверждает Анна Чащина. Это подчеркивает необходимость для небольших образовательных учреждений искать новые подходы и гибкие решения для выживания в изменяющейся бизнес-среде.

Фото: Sam Lion / Pexels

Платформы и разработчики программного обеспечения окажутся в наибольшей степени затронутыми текущими изменениями. Именно они первыми начали сокращать численность своих сотрудников, как отмечает Дарья Рыжкова из SmartRanking. Эти сокращения подчеркивают нестабильность в сфере технологий и необходимость адаптации к новым условиям рынка.

Эксперты прогнозируют увеличение порога входа на рынок. Это изменение может повлиять на новых участников, которые стремятся внедриться в отрасль, усложняя процесс вступления. Важно учитывать, что такие изменения могут привести к росту конкуренции и повышению требований к качеству предлагаемых товаров и услуг.

Открытие новой онлайн-школы ранее обходилось в 200–300 тысяч рублей. Однако в настоящее время затраты на запуск проекта значительно возросли. Это связано с увеличением конкуренции на рынке онлайн-образования и необходимостью внедрения современных технологий и инструментов для обеспечения высокого качества обучения. Инвестирование в платформы, маркетинг и создание контента стало критически важным для успешного функционирования онлайн-школы.

Анна Чащина является известной личностью в своей области. Она обладает значительным опытом и знаниями, что делает её экспертом в своей сфере. Анна активно участвует в различных проектах и инициативах, направленных на развитие и популяризацию своей деятельности. Её профессиональные достижения и вклад в отрасль высоко ценятся коллегами и клиентами. Анна Чащина вдохновляет других своим примером и стремлением к совершенству, что делает её значимой фигурой в современном обществе.

Согласно мнению Анны Чащиной, на российском рынке EdTech в ближайшее время ожидается сокращение числа игроков. В результате выживут только крупные и наиболее сильные компании, в то время как новые участники рынка практически не будут появляться. Это говорит о необходимости адаптации существующих компаний к новым условиям, чтобы оставаться конкурентоспособными в условиях изменений.

Рекламные переходы. Как работать без запрещённых соцсетей?

В докризисный период онлайн-школа программирования «Хекслет» активно использовала каналы продвижения, такие как Google, Facebook и Instagram, как отмечает гендиректор и основатель Кирилл Мокевнин. Однако в первые недели кризиса реклама в этих социальных сетях была заблокирована, что вызвало снижение рекламного трафика и продаж на 20%. Это обстоятельство заставило компанию пересмотреть свои стратегии маркетинга и искать новые пути для привлечения клиентов.

66% пользователей «Хекслета» находятся в России, в то время как 34% составляют аудитория из Украины, Беларуси и других стран СНГ. В настоящее время на платформе зарегистрировано 400 тысяч пользователей, а ежемесячно обучение проходят 10 тысяч человек. Для обеспечения постоянного притока клиентов школа активно исследует новые каналы продвижения, включая российские платформы «ВКонтакте» и «Яндекс». Однако пока неясно, смогут ли эти площадки полностью заменить текущие стратегии привлечения аудитории.

Отключение рекламы в Instagram, Facebook, Google Ads и YouTube негативно отразилось на количестве заявок от клиентов в «Контур.Школе», входящей в «СКБ Контур». Екатерина Пичелатова, директор по маркетингу компании, отмечает, что в настоящее время школа перераспределяет бюджеты между онлайн-каналами продаж для улучшения ситуации. Это изменение стратегии направлено на восстановление потока заявок и оптимизацию рекламных расходов.

Александр Ларьяновский сообщает, что классическая реклама на платформах Facebook, Instagram и TikTok недоступна для онлайн-школ Skyeng и Skysmart. Тем не менее, эти учебные заведения продолжают присутствовать на этих площадках, так как там осталась их целевая аудитория. Менеджеры продолжают взаимодействовать с пользователями. В дополнение, Skyeng и Skysmart активно развивают свои бренды в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассниках», исключая развлекательный контент и фокусируясь исключительно на образовательных материалах. Такой подход позволяет им поддерживать интерес аудитории и привлекать новых студентов.

Многие образовательные учреждения могут разработать различные стратегии для обхода блокировок. К примеру, они могут использовать платформу YouTube для продвижения своих услуг через сотрудничество с блогерами или создать собственные блоги и медиа-ресурсы. Эти подходы помогут им эффективно привлекать новых клиентов и повышать свою видимость в интернете.

Анна Чащина – талантливый профессионал в своей области. Она обладает глубокими знаниями и опытом, что позволяет ей успешно справляться с различными задачами. Анна активно участвует в проектах, демонстрируя высокий уровень ответственности и креативности. Ее подход к работе основан на тщательном анализе и стремлении к совершенству, что делает ее незаменимым членом команды. Благодаря своим навыкам и упорству, Анна Чащина достигает значительных результатов и вносит ценный вклад в развитие проектов.

Кризис неплатежей и рассрочки. Как принимать оплату от клиентов?

В начале кризиса многие образовательные учреждения столкнулись с проблемой: ученики не могли оплачивать курсы. Особенно это касалось студентов, находящихся за границей, которые не имели возможности переводить деньги за занятия из-за блокировки международных операций по российским картам Mastercard и Visa. Эта ситуация поставила под угрозу финансовую стабильность школ и вынудила их искать альтернативные решения для обеспечения доступа к обучению.

Школа программирования «Хекслет» ранее использовала американскую платёжную систему Stripe для обработки платежей. Однако в конце февраля Stripe прекратила проводить операции с картами, выпущенными в России, что создало сложности для бизнеса. Кирилл Мокевнин, представитель компании, сообщил, что в результате пришлось срочно переходить на российскую платёжную систему CloudPayments. После внедрения нового сервиса приём платежей был успешно восстановлен, что позволило школе продолжать свою деятельность без значительных перерывов.

Виктор Осетров, владелец и директор компании RealSpeaker, делится эффективным методом преодоления блокировок. Клиенты компании в России оплачивают услуги в рублях, тогда как зарубежные пользователи осуществляют платежи в долларах через систему Stripe, получая их через юридическое лицо, зарегистрированное в Ирландии. Эти клиенты не столкнулись с проблемами блокировок. Однако пользователи из Украины, Казахстана и Узбекистана, которые ранее платили в рублях, столкнулись с ограничениями. В результате они начали обсуждать в чате на сайте возможные способы обхода блокировок PayPal. В ходе обсуждения многие решили перейти на английскую версию сайта RealSpeaker и осуществлять платежи в долларах, что позволило им успешно завершать транзакции. Этот опыт подчеркивает важность адаптации платёжных методов в условиях изменяющегося рынка.

Фото: Karolina Grabowska / Pexels

Маленькие хитрости в управлении клиентами становятся важным инструментом для компаний с широкой международной аудиторией. Онлайн-школы, ориентированные на российский рынок, столкнулись с определёнными убытками из-за снижения числа клиентов за границей, однако их главной заботой оставалось удержание российских студентов. После того как банки отменили возможность рассрочки на онлайн-обучение, количество новых слушателей резко сократилось. В условиях экономического кризиса многие клиенты не готовы оплачивать курсы полностью без возможности рассрочки. По словам Анны Чащиной из EdMarket, процент возвратов возрос до 5% и потенциально может достичь 10%. В первую очередь, студенты начинают отказываться от курсов, которые кажутся им неактуальными в текущей ситуации.

До 70% онлайн-школ ранее использовали банковскую рассрочку, сообщает Андрей Калашников из компании «Фокус». После того как банки прекратили сотрудничество с онлайн-школами в этом направлении, он оперативно принял решение о введении внутренней рассрочки для клиентов. Это решение стало необходимым для удержания пользователей, несмотря на его финансовую нагрузку для компании. «Фокус» теперь предлагает рассрочку на 3–6 месяцев для предпринимателей, приобретающих тренинги. Это позволяет не только сохранить клиентскую базу, но и поддерживать интерес к образовательным программам, что является важным фактором в условиях конкурентного рынка онлайн-образования.

Школам не следует опасаться внутренней рассрочки. Еще 4–5 лет назад большинство онлайн-школ использовали именно этот механизм, пока на рынке не появилась банковская рассрочка. Внутренняя рассрочка позволяет образовательным учреждениям предлагать гибкие условия оплаты, что делает обучение более доступным для студентов. Это также способствует увеличению числа записей и повышению лояльности клиентов. Важно учитывать, что правильно организованная внутренняя рассрочка может стать эффективным инструментом для привлечения новых учеников и удержания существующих.

Анна Чащина – талантливый специалист, известный своими достижениями в сфере [укажите область деятельности]. Она обладает глубокими знаниями и опытом, что позволяет ей успешно решать сложные задачи и достигать значительных результатов. Анна активно участвует в различных проектах, где демонстрирует свои навыки и креативный подход. Ее профессионализм и стремление к совершенствованию делают ее незаменимым членом команды. Анна Чащина продолжает развиваться и вносить вклад в [укажите область или индустрию], что подтверждает ее статус эксперта в данной сфере.

Анна отмечает, что образовательным учреждениям, возможно, придётся адаптироваться к новым условиям и «вернуться немного назад в прошлое». По её мнению, большинство клиентов не будут готовы оплачивать курсы дистанционного обучения заранее. Вместо этого они предпочтут помесячную оплату за онлайн-образование. Это изменение в подходе к финансированию образовательных программ может стать важным шагом для привлечения большего числа студентов и повышения доступности курсов.

Новые технологии. Можно ли заменить западное ПО на отечественное?

До наступления кризиса EdTech-компании в России активно использовали западное программное обеспечение для оптимизации своей деятельности. Среди популярных инструментов были система управления проектами Smart Service, платформа корпоративного взаимодействия Google Workspace, а также приложения для командного взаимодействия, такие как Jira и Miro. Кроме того, активно применялись корпоративный мессенджер Slack и таск-менеджер Trello, которые способствовали улучшению коммуникации и повышению эффективности работы команд. С переходом на отечественные решения, компании сталкиваются с необходимостью адаптации и поиска аналогов западным инструментам.

Онлайн-школы активно ищут замену западным программам и сервисам, и ситуация имеет положительные перспективы, считает Анна Чащина из EdMarket. Она утверждает, что у большинства западных сервисов существуют удобные российские аналоги. В ближайшее время онлайн-школы, вероятно, сосредоточатся на систематизации и оптимизации своих технологических процессов. Это может включать переход от Google к таким платформам, как «Яндекс». Некоторые сервисы будут исключены, а другие объединены, что потребует определенных временных и финансовых затрат. Однако впоследствии эти изменения могут принести значительную отдачу.

В EdMarket один из отделов продаж использовал систему учета клиентов и сделок amoCRM, в то время как другой отдел работал на платформе GetCourse. В настоящее время компания приняла решение о переходе обоих отделов на платформу GetCourse. Это решение обусловлено удобством и практичностью использования единой системы для управления продажами и клиентами. Объединение на одной платформе позволит оптимизировать процессы, улучшить взаимодействие между командами и повысить общую эффективность работы компании.

Отдел развития компании «Фокус» воспользовался снижением трафика и осуществил переход на amoCRM с платформы «1С Битрикс». В дополнение к этому, они разрабатывают собственную платформу для размещения контента. Кроме того, у компании возникли трудности с использованием Zoom, на котором наставники «Фокуса» традиционно проводят занятия с обучающимися предпринимателями. Эти изменения направлены на оптимизацию процессов и улучшение взаимодействия с клиентами.

Ранее мы использовали карту Mastercard для оплаты услуг Zoom, однако в настоящее время возникли проблемы с проведением платежей. В связи с этим мы рассматриваем возможность перехода на российскую платформу «Яндекс.Телемост» для проведения видеоконференций.

Андрей Калашников – это имя, которое ассоциируется с высоким уровнем профессионализма и мастерства. Его достижения в области, в которой он работает, заслуживают внимания и признания. Калашников проявляет себя как эксперт, способный решать сложные задачи и достигать поставленных целей. Его опыт и знания помогают ему находить эффективные решения и внедрять инновации. Андрей активно делится своим опытом с коллегами и стремится к постоянному развитию, что делает его востребованным специалистом в своей области.

Платформы крупных государственных образовательных учреждений, таких как МГУ, в наименьшей степени пострадали от текущих изменений. Денис Янышев подчеркивает, что с начала реализации проекта дистанционного образования «Университет без границ» университет использует исключительно собственные IT-решения и программные средства с открытым кодом. Для организации взаимодействия студентов и преподавателей было заключено соглашение с «Яндексом» на использование платформы «Яндекс.Телемост», которая успешно заменяет Zoom. Янышев отмечает, что в настоящее время могут возникнуть некоторые технические сбои, однако они не будут носить глобального характера. Эти незначительные проблемы легко устранимы и не окажут негативного влияния на учебный процесс для студентов и преподавателей.

«Яндекс.Телемост» Изображение: «Яндекс»

Онлайн-школа Skyeng функционирует на собственной платформе, что позволило ей минимизировать влияние проблем с сервисами связи, отмечает Александр Ларьяновский. Несмотря на то, что школа столкнулась с незначительными техническими проблемами в результате кибератак и блокировок отдельных ресурсов, она оперативно решает эти вопросы. Skyeng продолжает обеспечивать качественное обучение, сохраняя доступность своих услуг для студентов.

Новый контент. Как изменились предложения онлайн-школ?

Современные реалии заставили онлайн-школы пересмотреть свои учебные программы. Уход западных компаний с российского рынка привел к тому, что множество специалистов может остаться без работы. Эти профессионалы окажутся на рынке труда и, вероятно, будут нуждаться как в обновлении знаний в своей сфере, так и в переобучении для освоения новой специальности. Онлайн-школы быстро отреагировали на изменения, начали активно предлагать курсы с актуальными знаниями, чтобы удержать своих клиентов и удовлетворить растущий спрос на профессиональное обучение.

Контур.Школа оперативно обновила свои курсы по интернет-маркетингу и SMM-продвижению, запустив серию бесплатных вебинаров. Эти вебинары помогут предпринимателям разобраться в текущей ситуации, подготовить бизнес к изменившимся условиям и справиться с тревожностью, отмечает Екатерина Пичелатова. Образовательная компания Фокус объединила своих выпускников в антикризисную мастермайнд-группу, в которую вошли 220 предпринимателей. Эта группа создана для поддержки представителей российского бизнеса в принятии правильных решений в условиях кризиса и для обеспечения стабильности, рассказывает Андрей Калашников. Участие в таких инициативах позволяет не только получить актуальные знания, но и создать сеть профессиональных контактов, которая может оказаться полезной в трудные времена.

В школе Skyeng выбрали уникальный подход к решению проблемы. Как отметил Александр Ларьяновский, учебное заведение сохранило свои программы и методики, но внедрило группы профессиональной психологической поддержки для преподавателей. Это решение позволяет учителям получать необходимую помощь и поддержку, что, в свою очередь, способствует созданию более комфортной и продуктивной образовательной среды. Поддержка психологов помогает преподавателям справляться со стрессом и улучшает качество обучения, что является важным аспектом в процессе образования.

Образовательная платформа Skillbox с самого начала своего существования активно использует контент-маркетинг для привлечения внимания на верхнем уровне воронки продаж. Изначально компания публиковала прикладные статьи в своем блоге. Сегодня этот блог стал крупным мультиотраслевым изданием, которое ежемесячно привлекает около 1,2 миллиона визитов. Об этом сообщает главный редактор Skillbox Андрей Коновалов. Внедрение качественного контента позволило Skillbox не только увеличить свою аудиторию, но и укрепить позиции на рынке образовательных услуг.

Если ваша цель заключается не только в работе с активной «рекламной» аудиторией, но и в расширении её за счёт вовлечения новых пользователей, создание собственного медиа является практически единственным решением. Однако важно осознавать, что медиа не сводится лишь к публикации статей. Это обширная работа, требующая выстраивания редакционных процессов и строгих стандартов качества.

В кризисное время курсы обучения IT-специальностям сохранят свою популярность, одновременно увеличится интерес к программам по управлению личными финансами и психологии, считает Анна Чащина. По её мнению, особым спросом будут пользоваться курсы переобучения специалистов для работы с российскими продуктами вместо импортных. Например, нутрициологи будут обучаться особенностям витаминов, произведённых в России, вместо продукции с зарубежных сайтов, таких как iHerb. Это позволит не только повысить квалификацию специалистов, но и поддержать отечественное производство в условиях экономической нестабильности.

Школам необходимо внимательно отслеживать изменения в потребностях своей аудитории и оперативно предлагать актуальные образовательные продукты. В условиях современного рынка предпочтение следует отдавать коротким курсам длительностью один или два месяца, так как объемные программы вряд ли заинтересуют потенциальных учеников. Обеспечение гибкости и адаптивности в предложениях станет ключевым фактором успеха.

Крушения не будет. Кризис когда-нибудь закончится?

Эксперты Skillbox Media считают, что преждевременно списывать российский EdTech с счетов. В то же время игрокам на этом рынке необходимо адаптироваться к текущим условиям, чтобы сохранить свои позиции и продолжать развиваться.

Фото: Yan Krukov / Pexels

В настоящее время онлайн-школам необходимо уделять внимание финансовым аспектам, сокращению издержек и анализу юнит-экономики. Анна Чащина считает, что эти меры станут необходимыми для выживания в условиях нестабильной экономики. Эффективное управление финансами поможет образовательным платформам адаптироваться к текущим вызовам и обеспечить долгосрочную устойчивость.

В 2023 году EdTech-рынок, по словам Дарьи Рыжковой из Smart Ranking, не ожидает роста, а возможно, даже столкнётся с падением по сравнению с 2021 годом. Тем не менее, рынок обладает запасом прочности, что позволит избежать его полного крушения. Важно отметить, что на фоне ухода иностранных компаний из России остаются отечественные сервисы, способные поддержать и развивать этот сектор.

Деятельность Instagram и Facebook признана экстремистской и запрещена на территории России. Это решение обусловлено политическими и социальными факторами, которые привели к необходимости ограничить доступ к данным платформам. Пользователи должны быть осведомлены о текущих законодательных изменениях и возможных последствиях для своих аккаунтов и контента. Важно учитывать, что использование данных социальных сетей может повлечь за собой юридические последствия в соответствии с российским законодательством.

Читайте также:

  • Школа пермского предпринимателя «Like Центр» выручила 7,5 млрд рублей. В чём секрет успеха?
  • «EdTech, FinTech, FoodTech, MedTech — это не мода, это новая нормальность»
  • «Худший шторм». Как китайские EdTech-компании справляются с ограничениями спустя полгода?
  • Как очаровать инвесторов и привлечь первые деньги в EdTech‑стартап
  • Полная трансформация: как изменился EdTech и что его ждёт

Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.

Узнать подробнее