20 июня, 2025
10 фотопроектов, основанных на методе визуального исследования / Skillbox Media
Выбор художницы и куратора Аллы Мировской.
Содержание:
- Фотография как исследование визуального
- «Бегство на край»
- Beijing Silvermine
- «Почти на каждой фотографии»
- «Пусть я вырасту моей любимой травой»
- «Согласно полученным сведениям большинство самолётных угонов…»
- «Как я пыталась убедить мужа завести детей»
- «Из СССР, 1926–1928»
- «Слова от папы»
- «Добрая надежда»
- 99:1
Фотография как исследование визуального
Визуальное восприятие играет ключевую роль в нашем самопознании. Объектами визуального исследования могут стать самые разнообразные предметы — от музейных экспонатов до канализационных люков. Анализируя фотографии, мы можем глубже понять сообщество, в котором они были созданы. Визуальные материалы открывают двери к культурному, социальному и историческому контексту, позволяя нам не только исследовать окружающий мир, но и осознавать собственную идентичность.
Исследования визуальной культуры, согласно определению педагогов Высшей школы экономики (ВШЭ), акцентируют внимание на социальных последствиях визуального опыта. В этом контексте визуальное воспринимается не только как эстетическая категория, но и как важный элемент социальной и культурной динамики. Исследования в данной области помогают глубже понять влияние визуальных медиа на общество и формирование культурных идентичностей.
Визуальное исследование представляет собой метод, который позволяет «расшифровывать» и глубже понимать изображения. Этот подход находит применение в различных научных и творческих сферах, однако в данном контексте мы сосредоточимся на современной фотографии. Анализ визуальных элементов и их интерпретация помогают раскрыть смысл фотографий, а также понять их культурный и исторический контекст. Таким образом, визуальное исследование становится важным инструментом для изучения и оценки современного фототворчества.
Визуальное исследование как художественная практика основано на анализе найденных фотографий и других изображений. Исследователь рассматривает эти визуальные материалы как артефакты социальной культуры, отражающие устоявшиеся визуальные практики людей, связанных с конкретными политико-экономическими и культурными системами. Такой подход позволяет глубже понять контекст и значение изображений, а также их влияние на восприятие общества.
Некоторые авторы выделяют визуальное исследование как самостоятельное направление в своей практике. Это объясняется тем, что данная работа требует не столько фотографического мастерства, сколько навыков глубокого анализа в социально-антропологическом контексте. Визуальное исследование включает в себя поиск и осмысление найденных изображений как материальных объектов с целью выявления культурной идентичности. Размышления и интерпретации становятся ключевыми стратегиями в современном подходе к фотографии, позволяя глубже понять контекст и значение изображений.
Мне нравится, что фотопроекты, основанные на визуальных исследованиях, возвращают к жизни старые фотографии, создавая связь между прошлым и настоящим и открывая новые аспекты восприятия истории. Это напоминает процесс «реставрационного раскрытия», термин, используемый архитекторами-реставраторами. Поэтапно удаляя слои, мы можем увидеть все наслоения штукатурки или обоев на стенах старого дома, что позволяет нам ощутить глубину времени и его влияние на современные реалии. Такие проекты не только сохраняют культурное наследие, но и обогащают наше понимание истории, предлагая новую интерпретацию уже известных событий и объектов.
«Бегство на край»
Юлия Бориссова — эксперт в области маркетинга и бизнеса. Она обладает глубокими знаниями и опытом в создании стратегий, направленных на увеличение продаж и улучшение имиджа компаний. Юлия активно делится своими идеями и наработками через статьи и семинары, что делает её востребованным спикером и консультантом. Её подход к решению задач основывается на анализе рынка и потребностей клиентов. Юлия Бориссова уверена, что успех бизнеса зависит от понимания целевой аудитории и эффективного использования современных технологий.
Визуальные исследования стали для меня открытием во время проекта петербургской художницы Юлии Бориссовой «Бегство на край», который я увидела более десяти лет назад. Анонимные фотографии 1920-х годов, найденные на барахолке, были удивительно интегрированы в коллажи с засушенными лепестками цветов и растительными листьями. Это произведение оставило на меня глубокое впечатление. Индивидуальность героев снимков, представленных в виде портретов, отходила на второй план, уступая место эпохе «ревущих двадцатых». Дамы в кокетливых позах и мужественные кавалеры, выпячивающие грудь, казались опавшими листьями, снесёнными ураганом истории. Это было неожиданно, свежо и завораживающе. Проект Бориссовой не только демонстрирует уникальную интерпретацию времени, но и создает глубокую связь между прошлым и настоящим, открывая новые грани восприятия исторических событий через визуальное искусство.
Серия «Бегство на край» заняла место в топ-десяти на Sony World Photography Awards 2013 в категории «Концептуальная фотография» среди профессионалов. Это достижение стало значимым событием в мире фотографии.
Beijing Silvermine
Томас Совин — это выдающийся деятель, который оставил значительный след в своей области. Его работы охватывают различные аспекты, включая инновации и исследования. Совин известен своим уникальным подходом к решению сложных задач и стремлением к совершенству. Его достижения вдохновляют многих и служат примером для подражания. Важно отметить, что влияние Томаса Совина простирается далеко за пределы его профессии, что делает его значимой фигурой в современном обществе.
В процессе глубокого изучения художественной практики в области фотографии я ощутила настоящую увлеченность. Фотография представляет собой не только средство коммуникации и язык выражения, но и уникальный медиум, который становится материальным объектом, сопутствующим человеку на протяжении его жизни. Она рождается, стареет и исчезает, отражая судьбу своего владельца во времени и пространстве. Этот аспект делает фотографию особенно ценным инструментом для передачи эмоций и историй, а также для исследования человеческого опыта.
Французский коллекционер и фоторедактор Томас Совин проводит глубокое исследование китайской любительской фотографии периода с 1985 по 2005 год, а также повседневных практик, связанных с этим увлечением. Этот период в Китае характеризуется демократическими изменениями и началом капиталистических реформ. В результате таких изменений граждане начинают зарабатывать больше, тратить больше, путешествовать и развлекаться, что находит отражение в их фотографиях. Совин акцентирует внимание на том, как любительская фотография становится неотъемлемой частью культурного и социального контекста, позволяя запечатлеть трансформации, происходившие в жизни людей в этот исторически значимый период.
Мультимедиа-проект художника Beijing Silvermine представляет собой уникальное сочетание книг, инсталляций и выставок. Основой проекта является обширный плёночный архив любительской фотографии, который был спасён от уничтожения. Этот архив не только сохраняет историческую ценность, но и служит источником вдохновения для создания новых художественных работ. Beijing Silvermine использует свои проекты для исследования темы памяти и идентичности, что делает его творчество актуальным и значимым в современном искусстве.
Проекты Совина, включая этот, представляют собой яркое отображение эпохи перемен и коллективной памяти простых жителей Китая. Эти работы были представлены на таких престижных международных площадках, как Центр Помпиду в Париже, что подчеркивает их значимость и актуальность. Выражая уникальные культурные и исторические аспекты, проекты Совина привлекают внимание к важным событиям в жизни общества, создавая глубокую связь между искусством и реальностью.
В своем последнем проекте для Verso Томас Совин делится своими мыслями и впечатлениями о выполненной работе. Он акцентирует внимание на процессе создания, трудностях, с которыми столкнулся, и решениях, которые были найдены. Совин подчеркивает важность инновационного подхода и креативного мышления в современном дизайне. Его опыт в проекте Verso служит примером того, как можно эффективно сочетать эстетику и функциональность. Этот проект не только демонстрирует его мастерство, но и подчеркивает актуальные тенденции в области дизайна и искусства.
Фотографии на документы можно рассматривать как окаменелости, оставленные человеческими жизнями на бумаге. При подсвечивании снимков сзади мы можем увидеть рукописные пометки, которые были сделаны на обратной стороне. Эти записи рассказывают о неизвестных людях, многие из которых, вероятно, уже покинули этот мир. Имя, место, дата — это всё, что осталось от их жизней, запечатленных в квадратиках тонкой бумаги. Тем не менее, можно ли представить себе более выразительные следы прошлого? Фотографии на документы являются не просто изображениями, но и важными свидетельствами о человеческих судьбах и времени, в котором они жили.
«Почти на каждой фотографии»
Эрик Кесселс — выдающийся голландский художник и куратор, известный своими инновационными проектами в области фотографии и визуального искусства. Его работы часто исследуют темы памяти, идентичности и восприятия. Кесселс активно использует архивные материалы и переосмысляет их, создавая уникальные нарративы, которые привлекают внимание зрителей. Благодаря своему нестандартному подходу к композиции и концептуальному мышлению, он стал заметной фигурой на международной арт-сцене. Эрик Кесселс продолжает влиять на современное искусство, вдохновляя новое поколение художников и зрителей.
Эрик Кесселс, куратор и издатель из Нидерландов, более десяти лет создает серию «Почти на каждой фотографии» (In almost every picture). В своих работах он использует анонимные снимки, которые были потеряны или оставлены без владельцев по различным причинам. Эти фотографии служат напоминанием о быстротечности жизни и уникальности «взгляда камеры». В отличие от художника, который выбирает, что включить в свои зарисовки, камера фиксирует всё, что попадает в поле зрения. Это приводит к тому, что в кадр попадают случайные люди и вещи. В своей работе «Незнакомцы в моём фотоальбоме» Кесселс исследует случайно запечатленных людей, задаваясь вопросами о их жизни. Кто они? Откуда пришли? Какова их судьба за пределами кадра? Эти размышления заставляют зрителя задуматься о значении случайных моментов и о том, как они могут отражать более широкие человеческие истории.
Это вызывает воображение и привлекает внимание к тем интересным деталям, которые находятся прямо перед глазами, но чаще всего остаются незамеченными.
«Пусть я вырасту моей любимой травой»
Анастасия Богомолова — профессионал в своей области с богатым опытом и глубокими знаниями. Она активно занимается развитием и продвижением проектов, уделяя особое внимание качеству и эффективности. Анастасия успешно реализует стратегические идеи, направленные на достижение поставленных целей. Её подход основан на анализе рынка и понимании потребностей клиентов, что позволяет достигать впечатляющих результатов в различных сферах. Благодаря своей целеустремленности и креативности, Анастасия Богомолова становится незаменимым специалистом в команде, способствующим росту и развитию бизнеса.
В проекте «Пусть я вырасту моей любимой травой» художница Анастасия Богомолова из Екатеринбурга исследует семейный архив, переосмысляя дачные традиции своего рода. Автор обращает внимание на практики огородничества, которые были важной частью жизни предыдущих поколений, особенно в контексте подготовки рассады к новому дачному сезону. В те времена дачное хозяйство стало необходимостью для многих российских семей, объединяя их в процессе сбора урожая. Каждый член семьи вносил свой вклад в дачные заготовки, что укрепляло связь между поколениями. Бабушка, отправляя детям и внукам плоды своего труда — помидоры, огурцы, соленья и варенья, — также прикладывала письма, которые художница интегрирует в свой проект, создавая таким образом эмоциональную связь между прошлым и настоящим.
Автор проращивает семена, используя старые фотографии, чтобы соединить время и пространство. Завершающим этапом проекта является высадка рассады в почву. Этот процесс символизирует связь между прошлым и настоящим, а также важность природы в нашей жизни. Проект подчеркивает роль памяти и ее влияние на наше восприятие окружающего мира.
Проект «Пусть я вырасту моей любимой травой» объединяет различные подходы и методы, что делает его уникальным. Зелёные листочки, пробивающиеся сквозь старые дачные фотографии, придают проекту особую выразительность и актуальность. Этот проект исследует связь между природой и воспоминаниями, подчеркивая важность растительности в нашем окружении. Каждый элемент, от фотографии до зелени, создает гармоничное сочетание, которое вдохновляет на новые идеи и осознание ценности природы.
«Согласно полученным сведениям большинство самолётных угонов…»
Ольга Андреева — это имя, которое стало символом профессионализма и вдохновения. Она известна своими достижениями в выбранной области и приверженностью к высоким стандартам качества. Ольга активно делится своим опытом и знаниями, помогая другим достигать успеха. Ее подход к работе основан на глубоких знаниях и стремлении к постоянному совершенствованию. Благодаря своей целеустремленности и настойчивости, Ольга Андреева продолжает оставаться значимой фигурой в своей сфере, вдохновляя многих на новые достижения.
Фотограф Ольга Андреева в своём проекте использует материалы из открытых источников. В фотокниге «Согласно полученным сведениям, большинство самолётных угонов…» она собрала истории первых воздушных террористов в СССР. Реконструкция событий основана на найденных газетных публикациях, архивных документах и фотографиях, что позволяет глубже понять контекст и значимость этих историй. Работа Ольги Андреевой представляет собой уникальный взгляд на исторические факты, подчеркивая важность сохранения памяти о событиях, которые оказали влияние на авиационную безопасность.
Ольга изучает истоки безопасности воздушных полётов, обращая внимание на исторические моменты, когда стали очевидны хрупкость и уязвимость высокотехнологичного мира. Эта тема остаётся актуальной и важной в современном глобальном контексте. Безопасность в авиации — это не просто вопрос технологий, но и вопрос человеческой жизни, что делает её одной из приоритетных задач для специалистов и исследователей в этой области.
«Как я пыталась убедить мужа завести детей»
Ольга Бушкова – известная личность в своей области, обладающая богатым опытом и профессиональными достижениями. Она активно занимается развитием своих навыков и делится знаниями с окружающими. Ольга имеет множество проектов, которые демонстрируют её экспертизу и творческий подход. Её работы высоко ценятся как коллегами, так и клиентами. Благодаря своему упорству и стремлению к самосовершенствованию, Ольга Бушкова продолжает вносить значительный вклад в свою сферу деятельности.
Ольга Бушкова, автор проекта «Как я пыталась убедить мужа завести детей», создает коллективный архив детских фотографий в своей квартире. Этот процесс служит стимулом для обсуждения с мужем вопросов родительства и семейных ценностей. Сбор снимков не только сохраняет воспоминания, но и помогает наладить диалог о будущем, о детях и о том, как они могут изменить жизнь семьи. Проект становится важным шагом в осмыслении роли родителей и значимости воспитания детей в современном обществе.
Представьте, что вы обсуждаете плюсы и минусы родительства со своей второй половиной, в то время как на стене висят фотографии детей ваших друзей, родственников и ваши собственные снимки из детства. Эта стена с фотографиями служит основой для литературного повествования. Это пример того, как жизнь и художественное выражение могут быть взаимосвязаны. Почему бы не исследовать эту тему?
Международный успех проекта Ольги Бушковой подчеркивает важность вопросов, связанных с гендерными стереотипами, а также разнообразие тем, которые можно исследовать с помощью визуальных средств. Проект открывает новые горизонты для обсуждения гендерных вопросов, демонстрируя, как искусство может служить инструментом для анализа и преодоления стереотипов.
«Из СССР, 1926–1928»
Алла Мировская – известная личность, которая привлекает внимание своей многогранной деятельностью. Она зарекомендовала себя в различных сферах, включая искусство, культуру и общественную деятельность. Обладая уникальным талантом и харизмой, Алла вдохновляет многих людей вокруг себя. Ее достижения и проекты становятся значимыми в современном обществе, а также способствуют развитию творческих инициатив. Алла Мировская продолжает активно работать и вносить вклад в культурную жизнь, создавая новые возможности для самовыражения и взаимодействия с аудиторией.
Моя работа «Из СССР, 1926–1928» представляет собой художественное исследование истории обнаруженного советского фотоархива. В этом архиве находится семь десятков стеклянных пластин, на которых запечатлена жизнь неизвестной советской семьи в 1920-е годы. Эти снимки, пережившие катастрофы и изменения советской истории, не оставляют меня равнодушным. Что стало с людьми на этих фотографиях? Какова их судьба за пределами объективов камер? Ответы на эти вопросы остаются загадкой. Коробка с надписью «Фотопластинки 9 × 12 см» сохраняет память о прошлом и продолжает жить, храня в себе истории, которые стоит рассказать.
Не найдя достаточной информации в открытых источниках, я погружаюсь в саму фотографию. В течение более года я исследую каждый квадратный сантиметр негативов, внимательно рассматривая и сравнивая лица и отдельные детали изображений. Этот процесс оказывается не только увлекательным, но и эффективным — он служит как поиском фактов, так и глубоким погружением в сложный социально-политический контекст 1920-х годов. Именно этот опыт становится основой нарратива проекта и одноимённой книги художника.
Работа над книгой проводилась в Токио на воркшопе Reminders Photography Stronghold в рамках кураторской мастерской под руководством Юми Гото. Участие в этом проекте оказало значительное влияние на конечный результат, и без поддержки и опыта, полученных в ходе мастерской, книга не достигла бы такого уровня.
«Слова от папы»
Лаура Чен — это имя, которое стало известным в различных сферах. Она выделяется своими уникальными достижениями и профессиональными навыками. Лаура активно участвует в общественной жизни и вносит значимый вклад в свою область. Ее работа вдохновляет многих, а личный подход к делу позволяет достигать высоких результатов. Лаура Чен — это пример для подражания и символ успеха для тех, кто стремится к самосовершенствованию и развитию.
В числе зарубежных проектов выделяется работа «Слова от папы» Лауры Чен, которая имеет голландско-китайские корни. В своей творческой практике она исследует семейные корни, опираясь на рассказы отца о жизни своего деда, с которым она не имела возможности встретиться. Лаура создает коллажи, используя фотографии из семейного архива и разделяя их на полосы. Этот подход подчеркивает фрагментарность семейной памяти и необходимость адаптации вынужденного переселенца к новой культуре. Дед Лауры был вынужден покинуть Китай из-за преследования со стороны коммунистов, что добавляет глубину её произведению и поднимает важные вопросы о миграции и идентичности.
Автор, создавая семейные портреты, вручную вырезает и сшивает различные изображения, формируя уникальное сочетание китайской и голландской культур. Работы из этой серии становятся все более абстрактными, отражая сложность и многообразие семейной истории, которая передается новым поколениям. Эти портреты не только визуально привлекают, но и подчеркивают глубину и значимость культурного наследия, исследуя, как индивидуальные и коллективные истории переплетаются во времени.
«Добрая надежда»
Карла Лишинг — это выдающаяся личность, известная своими достижениями и вкладом в свою область. Она зарекомендовала себя как эксперт, обладающий глубокими знаниями и опытом. Карла активно участвует в общественной жизни и делится своими идеями, что делает её значимой фигурой для многих людей. Её работы вдохновляют и мотивируют, способствуя развитию новых концепций и подходов. Благодаря своим усилиям Карла Лишинг продолжает оказывать влияние на современное общество и профессиональные сообщества.
Эпическое произведение Карлы Лишинг «Добрая надежда» представляет собой важный элемент деколониального дискурса. В этом литературном произведении автор исследует темы идентичности, колониализма и культурной самобытности. «Добрая надежда» погружает читателя в мир, где сталкиваются различные культурные нарративы, что позволяет глубже понять последствия колониальных практик и их влияние на современность. Карла Лишинг мастерски использует язык и символику для передачи сложных идей о надежде и сопротивлении, что делает её работу актуальной и значимой в контексте современных дискуссий о деколонизации и восстановлении утраченных культурных ценностей.
Мыс Доброй Надежды — важная географическая точка на юге Африки, расположенная в пределах современной ЮАР. Этот мыс исторически служил ключевым торговым маршрутом между Европой и Индией. Название «Доброй Надежды» было дано португальскими моряками, для которых он представлял собой стратегически важный морской проход, способствующий упрощению навигации и транспортировки товаров. Мыс продолжает оставаться значимым как с исторической, так и с туристической точки зрения, привлекая путешественников со всего мира.
Южноафриканская Республика (ЮАР) является важным центром антиколониального сопротивления и родиной Карлы Лишинг. В своём проекте Лишинг предлагает критический анализ современного поселенческого колониализма, ставя под сомнение общепринятые методы сбора, хранения и представления информации. Этот подход помогает осветить проблемы, связанные с колониальным наследием, и способствует более глубокому пониманию воздействия этих практик на современное общество. Работа Карлы Лишинг подчеркивает необходимость переосмысления историческихNarratives и формирования новых, более справедливых и инклюзивных способов взаимодействия с культурным наследием.
Изображения и тексты «Доброй надежды» объединяются в гармоничный визуальный поток, создавая уникальную композицию, состоящую из фрагментов документальной прозы, личных эссе, а также фотографий из журналов и газет, найденных в личных архивах. Этот синтез визуальных и текстовых материалов погружает читателя в атмосферу глубокой рефлексии и личных историй, подчеркивая важность связи между личным опытом и окружающей действительностью.
99:1
Арьян де Нуй — это выдающийся представитель искусства, чье творчество оставило значительный след в культурной сфере. Его работы характеризуются уникальным стилем и глубоким философским содержанием. Арьян де Нуй активно исследует темы человеческих эмоций, природы и взаимодействия человека с окружающим миром. Его произведения вдохновляют зрителей, заставляя их задуматься о значении жизни и места человека в ней. Благодаря оригинальному подходу к созданию искусства, Арьян де Нуй продолжает привлекать внимание как критиков, так и широкой публики. Его вклад в современное искусство невозможно переоценить, и он остается актуальным источником вдохновения для многих художников и творческих личностей.
Работа Арьяна де Нуя «99:1» выделяется среди его других проектов, так как основана всего на одной его фотографии. Несмотря на это, я считаю важным поделиться своими впечатлениями об этом произведении.
Автора вдохновила книга французского писателя Раймона Кено 1947 года, в которой одна и та же история представлена 99 различными способами. Ариан де Ной использует аналогичный метод, исследуя один фотографический негатив. Этот подход позволяет глубже понять суть изображения, демонстрируя, как разные ракурсы и интерпретации могут раскрыть новые аспекты одного и того же объекта.
Автор запечатлел момент в Париже в октябре 2007 года, не добавляя никакого подтекста. Сюжет снимка напоминает историю Кено. На фотографии изображен автобус, а также двое молодых людей, которые, похоже, обсуждают что-то незначительное. Этот кадр передает атмосферу повседневной жизни в Париже, отражая простоту и искренность мгновения.
За прошедшие годы де Ной неоднократно возвращался к этому изображению. В итоговой книге представлены 99 его вариаций. Увлекательное визуальное повествование создает игру смыслов, побуждая зрителей к размышлениям. Одним из ключевых аспектов для меня является двойственность фотографии: её существование как документа и как образа, обладающего текучим смыслом, открытым для различных интерпретаций. Эта двойственность позволяет каждому зрителю увидеть что-то своё, придавая работе глубину и многозначность.
Профессия Фотограф
Вы с нуля научитесь делать профессиональные фото. Узнаете, как организовывать съёмки, обрабатывать кадры, руководить моделями и командой. Сможете найти свой стиль, собрать впечатляющее портфолио и начать зарабатывать на любимом деле.
Узнать подробнее