20 июня, 2025
Ближе к смерти: для чего фотографы снимают умерших людей / Skillbox Media
Четыре современных фотопроекта postmortem как визуальное осмысление конечности жизни. Отрывок из книги исследовательницы Лизы Светловой.
Содержание:
Ромина Рессия. «Не о смерти»
Родилась в 1981 году в Аргентине, в небольшом городке недалеко от Буэнос-Айреса. Изучала фотографию в Институте театра «Колон». Работы Ромины выставлялись в таких крупных городах, как Нью-Йорк, Милан, Лондон, Цюрих, Париж, Брюссель и Барселона. В 2017 году она была удостоена звания «Фотограф года» по версии International Color Awards. Ромина прославилась благодаря своему уникальному стилю, в котором она использует анахронизмы, абсурд и иронию для переосмысления классических сюжетов и современных социокультурных проблем. Ее творчество привлекает внимание зрителей и критиков, раскрывая глубину и сложность взаимодействия между прошлым и настоящим.
Герои проекта «Не о смерти» аргентинской визуальной художницы Ромины Рессии представляют собой живые образы, несмотря на использование посмертной эстетики в некоторых фотографиях. Этот проект исследует границы жизни и смерти, вызывая глубокие размышления о человеческом существовании и восприятии утраты. Работы Ромины Рессии погружают зрителя в атмосферу, где жизнь и смерть переплетаются, создавая уникальный визуальный опыт.
Проект Ромина может показаться лишь игрой юмора и провокации, но это поверхностное восприятие. В его основе лежат принципы новой этики, подчеркивающие важность видимости разнообразия тел, возрастов и национальностей в обществе. Ромина мастерски доводит эту идею до абсурда, представляя истории пожилых людей в образах героев комиксов и мультфильмов. Такой подход вызывает переосмысление стереотипов и способствует более глубокому пониманию разнообразия человеческого опыта.
На экране появляются известные персонажи: Супермен, Белоснежка, Алиса и Чудо-женщина. Однако они выглядят иначе — старыми, ослабленными или даже мертвыми. Эти образы, когда-то символизировавшие силу и надежду, теперь вызывают чувство тревоги и ностальгии. Важно осмыслить, как время влияет на героев и как их истории продолжают развиваться.
В день съемок Корнелия отмечала свой 94-й день рождения. Всю жизнь она провела в деревне, родив 12 детей, из которых шестерых, к сожалению, потеряла. Несмотря на это, она сохранила жизнелюбие и удивительное чувство юмора. Корнелия излучает заразительную энергию и обладает невероятным обаянием. Её история вдохновляет и служит примером стойкости и оптимизма.
Нестор «Супермен» — это высокий и статный мужчина, который всегда безупречно одет. Ему 75 лет, и после 41 года брака он потерял свою супругу, что побудило его найти новое увлечение для продолжения жизни. В результате он открыл для себя страсть к актёрскому мастерству, пению и танцам. Как и Корнелия, Нестор полон жизненной энергии, и его любовь к жизни вдохновляет окружающих. Его история — это пример того, как можно преодолевать трудности и находить радость в новых увлечениях.
На роль Чудо-женщины я выбрала Вирджинию, няню моего крестника, которая стала для него второй бабушкой. Вирджиния уже 40 лет в браке и является матерью двоих детей. Она переехала в Буэнос-Айрес в 15 лет и с тех пор никогда не оставляла работу. Я была уверена, что она с радостью откликнется на предложение о съемке и будет с нетерпением ждать фотографии. Вирджиния — человек с яркой улыбкой, она всегда веселая и готова прийти на помощь в любой ситуации.
Я познакомилась с Иоландой, которую все называют «Алисой», благодаря её внучке Паоле. Она описала бабушку как женщину с огромным сердцем. Иоланде 86 лет, она пережила утрату мужа, старшего сына и нескольких близких друзей, но, несмотря на это, остаётся оптимисткой. В последнее время здоровье Иоланды стало подводить, но эти трудности не способны сломить дух этой замечательной женщины.
Ромина создает альтернативную реальность, в которой персонажи поп-культуры не остаются вечно молодыми, здоровыми и привлекательными, а могут испытывать болезни, старение и даже смерть. Она ставит перед собой важный вопрос: сможет ли это помочь зрителям проще воспринять собственное старение и смертность, если даже супергерои сталкиваются с этими неизбежными процессами? Этот подход побуждает нас переосмыслить традиционные представления о вечной молодости и идеале, подчеркивая, что все существа, включая любимых героев, подвержены времени и его последствиям.
Патрик Буденц. «Посмертно». «Поиск улик»
Родился в 1971 году. Изучал информационные технологии в Бамберге и фотографию в Берлинской Новой школе фотографии. В настоящее время работает фотографом-фрилансером и разработчиком программного обеспечения. Имеет опыт в создании уникальных визуальных решений и разработке программных приложений, что позволяет ему сочетать навыки в области технологий и искусства.
Автор двух книг: «Поиск улик» (2011) и «Вскрытие» (2013), фотографии из которых представлены на выставке «Тёмное поле — отношение фотографии к власти, смерти и войне». В 2009 году стал лауреатом премии New York Photo Award и активно участвует в выставках в Германии, в том числе в Музеях истории медицины.
На немецком телевидении наблюдается значительное преобладание детективных сериалов, таких как «C.S.I.: Место преступления». Это вызвало интерес Патрика Буденца, который решил выяснить, насколько реалистично изображены события в судебно-медицинских бюро по сравнению с тем, что представляют сценаристы и режиссёры. Его исследования касаются не только точности сюжетов, но и влияния телевидения на восприятие работы криминалистов и судебных экспертов.
Он на протяжении нескольких месяцев добивался разрешения берлинского института судебно-медицинской экспертизы на проведение съёмок и в конечном итоге получил доступ ко всем этапам работы с телом. Этот процесс позволил ему глубже понять специфику судебно-медицинской экспертизы и раскрыть важные аспекты работы специалистов в этой области.
За несколько лет съемок Патрик создал два значимых проекта: «Поиск улик» и «Посмертно». Первый из них, с подзаголовком «Search for evidence», посвящен судебно-медицинским экспертам и их работе. Второй проект, «Посмертно» или «Post mortem», фокусируется на местах, куда попадают тела после смерти, таких как похоронные бюро, морги и крематории. Оба проекта содержат откровенные и смелые изображения, которые детально демонстрируют работу судмедэкспертов, патологоанатомов и похоронных специалистов. Патрик запечатлел на своих фотографиях как тела на каталках, так и процессы, происходящие на секционных столах, включая приготовления к прощанию и процесс кремации. В его работах также можно увидеть трогательные моменты, такие как кадр тринадцатилетней девушки с вскрытой грудной клеткой. Кроме того, в проекте представлены специалисты за работой: фотографии врачей, которые, несмотря на серьезность своей профессии, общаются и улыбаются, выполняя рутинные, но важные задачи, такие как распиливание черепов и извлечение органокомплексов. Эти проекты подчеркивают не только сложность и тяжесть работы в области судебной медицины, но и человеческий аспект, который часто остается вне поля зрения.
Патрик отмечает, что, подобно офисным работникам, люди обсуждают события, произошедшие накануне, погружаясь в обычные разговоры. Однако они также проявляют особую чувствительность к своему окружению.
Патрика интересует противоречие между видимостью и невидимостью смерти в нашей жизни. С одной стороны, мы часто сталкиваемся с изображением смерти в кино и в повседневных новостях, связанных с войной, авариями и природными катастрофами. Эти события напоминают нам о ее неизбежности и повседневности. С другой стороны, в личной жизни смерть зачастую остается скрытой и табуированной темой, о которой не принято говорить. Это создает напряжение между нашими знаниями о смерти и нашим восприятием её в реальной жизни.
Смерть в повседневной жизни стала практически незаметной для общества. Этот аспект жизни, который когда-то воспринимался как естественный и нормальный, теперь стал темой табу. Люди избегают обсуждения смерти и зачастую не имеют представления о ее неизбежности. Это отсутствие открытости приводит к тому, что смерть теряет свое место в нашем сознании, а также затрудняет понимание ее роли в жизни.
Патрик сумел проникнуть в уникальную область, доступную лишь узкому кругу специалистов, и представил её зрителям с честностью, искренностью и эстетикой. Его фотографии отражают глубокое уважение и интерес к предметам, на которые он направляет свой взгляд, а также внимание к мельчайшим деталям. Стоит отметить, что Патрик практически не демонстрирует лица, сосредоточиваясь на фрагментах тела, таких как стопы, кисти, рот, грудная клетка и волосы. Он также акцентирует внимание на элементах одежды, например, рубашках и платьях, а также на процессе подготовки усопших, включая резиновые перчатки работников и маникюр для покойной дамы. Такой подход позволяет глубже понять и оценить сложные аспекты данного мира, открывая его перед зрителями в новом свете.
С момента первой публикации Патрик регулярно получает письма от незнакомцев, которые выражают свои соболезнования. Одно из этих писем стало центральным текстом его фотокниги «Post mortem». Это письмо написала женщина, потерявшая своего дедушку. Патрик также делится тем, что в свободное время он часто пересматривает свои книги. Он замечает, как такое метафорическое приближение к смерти удовлетворяет интерес к загробной жизни и успокаивает воображение и фантазии его зрителей. Эти размышления о смерти и утрате создают глубокую связь между автором и его аудиторией, позволяя понять, как искусство может служить утешением в трудные времена.
Патрик осознает, что работа со смертью приносит ему глубокое понимание жизни. Взаимодействие с темой утраты помогает ему ценить каждое мгновение, осознавая хрупкость человеческого существования. Это постоянное напоминание о ценности жизни побуждает его сосредоточиться на важных моментах, укрепляя связь с окружающими и углубляя личные переживания. Работа с темой смерти открывает новые горизонты для понимания жизни и вдохновляет на активные действия в настоящем.
Жизнь проходит быстро, и именно в этот момент мы начинаем осознавать ценность многих вещей. Мы учимся ценить каждое мгновение, каждый опыт и каждое взаимодействие. Важно сосредоточиться на настоящем, чтобы не упустить возможности, которые предлагает жизнь. Это понимание помогает нам глубже воспринимать окружающий мир и находить радость в простых вещах. В итоге, осознание быстротечности времени побуждает нас жить более осознанно и создать более значимые связи с окружающими.
Элизабет Хейерт. «Путешественники»
Хейерт, родившаяся в 1951 году в Нью-Йорке, является выдающимся фотографом и выпускницей магистратуры по истории фотографии в Королевском колледже Лондона. Её работы находятся в постоянных коллекциях таких престижных учреждений, как Метрополитен-музей и Музей современного искусства Сан-Франциско, а также в многочисленных частных коллекциях. Последняя серия фотографий Хейерт под названием «Метаморфозы» была представлена на Венецианской биеннале 2022 года, что ещё раз подтверждает её значимость в современном искусстве. Она также приобрела мировую известность благодаря своей экспериментальной портретной трилогии, состоящей из произведений «Спящие» (2003), «Путешественники» (2005) и «Нарциссы» (2008). Эти работы исследуют темы идентичности и восприятия, делая её вклад в фотографию особенно ценным.
Тело, укрытое черной тканью и закрепленное скотчем на мебели, с книгами, использованными в качестве грузиков, представляет собой истинную сцену за кадром трогательных портретов, созданных в похоронном бюро Гарлема. Эти образы раскрывают не только процесс прощания, но и глубокие эмоции, связанные с потерей. Гарлемское похоронное бюро становится местом, где жизнь и смерть пересекаются, создавая уникальные истории, отражающие человеческую сущность.
Элизабет узнала о Исайе Оуэнсе и его деятельности через статью в газете и решила навестить его. Исайя проводит традиционные захоронения в южнобаптистском стиле, где усопших одевают как на праздничное мероприятие, чтобы подготовить их к переходу в загробную жизнь. Этот проект получил название «Путешественники» / The Travelers, отражая уникальный подход к прощанию с близкими.
Я осознаю, что запечатлеваю сообщество, которое уходит в прошлое, и тем самым сохраняю часть культурной истории. Гарлем стремительно меняется, и его традиции постепенно исчезают. Мои фотографии призваны сохранить фрагмент истории уходящего поколения и отразить его трансформацию.
Элизабет создала 33 посмертных портрета «путешественников», среди которых выделяется Дафна Джонс, наркозависимая секс-работница, скончавшаяся от СПИДа. При посещении для съемки Элизабет столкнулась с печальным зрелищем: худощавая женщина с видимыми следами уколов на руках и шрамом от ножа на шее. Проведя три часа в компании Дафны, наблюдая за её телом и изучая её историю, Элизабет решила сфотографировать её так, чтобы передать ощущение, будто жизнь была к ней милостива. Она попросила Исайю нарядить Дафну, чтобы замаскировать проявления болезни и зависимости. На портрете Дафна изображена в синем платье и расшитом бисером жакете, легком белом шифоновом шарфе, кружевных перчатках и блестящих серьгах, с изящно наклоненной головой. В проекте также представлен портрет её 22-летнего сына Джеймса Эрл Джонса, который погиб в результате драки с ножами всего через несколько недель после выхода из тюрьмы и менее чем год спустя после смерти матери. На фотографии он одет в белый спортивный костюм и кепку бейсбольной команды NY Yankees, а карман его куртки набит деньгами. Друзья добавили в гроб музыкальные диски и совместные фотографии.
Элизабет отмечает, что многие персонажи её проекта были схожи с египтянами, поскольку их захоронения сопровождались богатством: драгоценности, праздничные наряды, включая необычные шляпы, платья, жакеты и юбки, украшенные стеклярусом. Яркие мужские пиджаки, разнообразные галстуки и бабочки, спортивные костюмы, банданы, кружевные перчатки и перья также стали частью их образа. Эта уникальная комбинация элементов подчеркивает богатство культуры и традиций, что делает проект особенно привлекательным для изучения.
Каждая фотосессия длилась около трёх часов и проходила рано утром, в пять или шесть часов, чтобы успеть до утренней службы перед захоронением. Элизабет делится, как сложно ей было как морально, так и физически: ей приходилось стоять на лестнице с тяжёлой камерой. Однако работа с Исайей оказалась слаженной и продуктивной. Он деликатно создавал изящные и элегантные позы для героев съёмки, в то время как Элизабет избегала прямого контакта с телами. Этот опыт стал для неё не только вызовом, но и возможностью глубже понять процесс создания художественной фотографии в сложных условиях.
После завершения проекта Элизабет долго не могла понять, что её работа была связана со смертью. Ей мучили кошмары, а ощущение преследования привидениями не покидало её. Элизабет признаётся, что больше не хотела фотографировать мёртвых. Хотя желание сделать ещё больше снимков оставалось, каждый раз её охватывал страх, что она не сможет справиться с этим. В результате возникла противоречивая ситуация: с одной стороны, страх никогда не создать новый кадр, с другой — желание преодолеть этот барьер.
В интервью Элизабет обсуждает различия, связанные с расовой принадлежностью, и отмечает, что именно этот аспект привлёк её больше всего. Будучи белой американкой, выросшей на Севере и не верящей в Бога, она погружается в совершенно незнакомую ей культуру. Исайя тоже был удивлён тем, что кто-то извне их сообщества захотел запечатлеть уникальную традицию. Изначально Элизабет двигало стремление зафиксировать феномен «смерть — повод надеть всё самое лучшее». Однако по мере работы над проектом она осознала, что узнала истории своих героев, и проект стал рассказывать не о смерти, а о жизни и богатстве культурных традиций.
Читать также:
Посмертная фотография: мрачная традиция XIX века
Посмертная фотография, представляющая собой запечатление умерших людей, была распространенной практикой в XIX веке. Эта жуткая традиция возникла в эпоху, когда фотографии стали доступны широкой публике, и смерть часто воспринималась как естественная часть жизни. Люди стремились сохранить воспоминания о своих близких, и фотография становилась последним символом связи с ушедшими.
В условиях высокой смертности, особенно среди детей, посмертные снимки служили не только памятником, но и способом справиться с горем. Семьи часто организовывали фотосессии с усопшими, создавая портреты, которые имели глубокое эмоциональное значение. Эти снимки нередко оформлялись в красивые рамки и хранились как драгоценные реликвии.
Современное восприятие посмертной фотографии может вызывать чувство тревоги, однако в то время эта практика считалась нормой. Фотографы использовали различные техники, чтобы сделать портреты более естественными, включая позирование усопших в удобных для них позах или добавление реквизита.
Сегодня посмертная фотография вызывает интерес у историков и коллекционеров, так как она отражает культурные и социальные аспекты своего времени. Изучение этой темы позволяет глубже понять, как общество воспринимало смерть и утрату в прошлом.
Профессия Фотограф
Вы с нуля научитесь делать профессиональные фото. Узнаете, как организовывать съёмки, обрабатывать кадры, руководить моделями и командой. Сможете найти свой стиль, собрать впечатляющее портфолио и начать зарабатывать на любимом деле.
Узнать подробнее