Проектная фотография

20 июня, 2025

Фотография: куда пойти учиться? / Skillbox Media

Представители пяти основных образовательных институций России в области фотографии — о том, кого и чему они учат.

Сегодня обучение фотографии доступно как в престижных государственных вузах, так и на курсах, которые можно найти в социальных сетях. Существует множество вариантов для желающих освоить искусство фотографии, и выбрать подходящий может быть непросто. Мы хотим рассказать о тех учреждениях, которые акцентируют внимание на некоммерческой фотографии, развивают проектное мышление и обучают современным визуальным языкам. Эта информация может помочь вам сделать осознанный выбор в процессе обучения фотографии.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «За шторкой», чтобы быть в курсе всех новостей и событий. Мы регулярно публикуем актуальную информацию и интересные материалы, которые помогут вам оставаться на пике событий. Не упустите возможность получать свежие обновления прямо на ваше устройство.

«Фотографика»

Академия документальной и арт-фотографии «Фотографика» была основана в Санкт-Петербурге под руководством фотографа и преподавателя Кати Богачевской. В настоящее время школа предлагает долгосрочные онлайн-курсы, что позволяет обучаться людям из разных уголков страны. В «Фотографике» преподавание ведут не только профессиональные фотографы, но и режиссёры, фоторедакторы, журналисты и другие эксперты в сфере визуальных искусств. Образовательная программа включает авторские курсы и встречи с приглашёнными лекторами, что обогащает учебный процесс и позволяет студентам получать актуальные знания и навыки в области фотографии.

Независимый фотограф, куратор и фоторедактор с богатым опытом работы. Являюсь директором академии «Фотографика», где обучаю студентов основам фотографии и современным тенденциям в искусстве. Основала издательство Fotografika Publishing, которое поддерживает молодых фотографов в процессе создания и выпуска фотокниг. Моя цель — помочь новым талантам найти свою аудиторию и реализовать творческий потенциал через качественные публикации.

Я проводила фотографические мастерские в нескольких учебных заведениях Санкт-Петербурга и осознала, что одному человеку не под силу продемонстрировать студентам все многообразие подходов к фотографии. Так родилась идея создания школы, в которой бы преподавали специалисты с различными, порой противоположными взглядами на профессию. Я поделилась этой концепцией с учениками, и уже на следующий год в Петербурге открылась «Фотографика». Эта школа стала местом, где каждый может узнать о разных стилях и техниках фотографии, обогатить свой опыт и развить творческий потенциал.

Изначально наша работа велась исключительно в офлайн-формате, и интерес к обучению был высоким. Привлекательным аспектом нашего подхода стало разнообразие преподавателей, что отличало нас от традиционных учебных заведений, где обучает только один мастер. Позже мы запустили онлайн-программу, которая быстро завоевала популярность благодаря своей доступности и гибкости.

Из серии «Воркута»Фото: Роман Демьяненко
Из серии «Воображаемая реальность»Фото: Светлана Тарасова
Из серии «Острова»Фото: Анна Порошина

Сегодня только она и осталась — я покинула Россию, и офлайн-школа в Петербурге была закрыта. Примерно треть наших преподавателей и студентов также уехали за границу, поэтому онлайн-формат обучения стал более актуальным и эффективным в современных условиях. Мы адаптировались к новым реалиям и продолжаем предлагать качественное образование в виртуальном пространстве.

Онлайн-формат предоставляет уникальную возможность приглашать разнообразных лекторов. На протяжении нескольких лет я приглашаю иностранных спикеров, которые имеют отношение к фотографии. Это особенно актуально для российской аудитории, которая в настоящее время испытывает большую изоляцию от западного мира фотографии. Обмен знаниями и опытом с международными экспертами помогает расширить горизонты и обогатить восприятие фотографии среди участников.

Мы предлагаем две долгосрочные учебные программы по фотографии. Полный курс предназначен для новичков, которые стремятся интегрировать фотографию в свою жизнь. Фотография является доступным и увлекательным видом творчества, который позволяет выражать свои чувства и эмоции. В условиях современного мира многие люди ищут способы самовыражения, и именно поэтому обращаются к искусству фотографии. Наши программы помогут вам освоить основы и развить навыки, необходимые для создания впечатляющих изображений. Присоединяйтесь к нам и откройте для себя мир фотографии.

Вторая программа предназначена для профессионалов, уже работающих в области фотографии. Это, как правило, фотографы, занимающиеся коммерческими проектами и стремящиеся изменить акцент своей деятельности в сторону проектной фотографии. Программа предлагает углубленное изучение техники, креативных подходов и управления проектами, что поможет расширить горизонты и повысить качество работы.

Наша аудитория является достаточно разнообразной. В ней представлены люди разных возрастов: от выпускников школ до 65-летних студентов. Многие из тех, кто приходит в фотографию, уже имеют профильное образование, часто в технической сфере. Некоторые из них ранее работали бухгалтерами, экономистами и в других областях, и осознали, что стремятся к более творческой деятельности.

Множество людей уже не испытывают страха перед серьезными изменениями в своей жизни.

Наши образовательные программы включают авторские курсы, которые предоставляют студентам уникальную возможность изучить различные направления фотографии. Особенно полная программа позволяет погрузиться в такие жанры, как документальная и проектная фотография. Студенты имеют шанс попробовать свои силы в разных аспектах и определить, что из этого они хотят применить в своей жизни. Этот подход является основополагающим для нашей академии, так как мы стремимся раскрыть творческий потенциал каждого ученика и помочь ему найти свой путь в мире фотографии.

Из серии «Кто это? Это я»Фото: Майя Бондарь
Из серии «Песня Псалмс»Фото: Ангелика Коллин
Из проекта «Небула»Фото: Дарья Чемакина

Важно отметить, что у нас представлено множество дисциплин, которые не связаны с фотографией напрямую, но способствуют развитию визуального восприятия и формированию насмотренности. К таким дисциплинам относятся история живописи и история современного искусства. В этом году мы также добавили курс по кино, который помогает студентам развивать медиаграмотность. Эти знания обогащают учебный процесс и позволяют углубить понимание визуального искусства в целом.

Мы не навязываем слушателям определённый визуальный язык или методы. Категоричность классического образования, утверждающего: это можно, это — нет, это плохо, а это — хорошо, мне не близка. Фотография — это творческий процесс, в котором не должно быть строгих границ. У каждого свой стиль, и важно конструктивно обсуждать различия, не отвергая никого. В настоящее время открываются новые горизонты: можно смело сочетать документальную и арт-фотографию, экспериментировать с искусственным интеллектом. Это действительно увлекательное время для творчества. Наша основная задача — помочь студентам разобраться во всех этих возможностях и смело двигаться вперёд в мире фотографии.

Комьюнити, формирующееся вокруг «Фотографики», играет ключевую роль в поддержке студентов, находящихся в разных уголках мира. В условиях глобализации и удаленного обучения связь с единомышленниками становится особенно важной. Это сообщество не только способствует обмену знаниями и опытом, но и помогает поддерживать мотивацию и вдохновение. Благодаря активному взаимодействию участники могут делиться своими работами, получать отзывы и находить новые идеи для творчества. Важность такого комьюнити трудно переоценить, особенно в современных условиях, когда дистанционное обучение становится нормой.

Многие фотографы, работающие в области проектной фотографии, сталкиваются с трудностями при создании и оформлении своих проектов. Они не всегда знают, как правильно отобрать материал, написать убедительный стейтмент и продвигать свои работы. Мы часто получаем подобные запросы, и считаем важным помочь тем, кто осознал, что фотография — это не только искусство, но и способ взаимодействия с окружающим миром и самим собой. Наша цель — сделать их истории более заметными и доступными для широкой аудитории.

Существует значительный интерес к инструментам саморефлексии среди студентов. Многие из них стремятся проработать личные темы и переосмыслить события, которые стали для них травматичными. Студенты ищут способы делиться своими историями и находить поддержку в процессе самопознания и самовыражения.

Из серии «Инициация»Фото: Елена Кюзен

Появление множества личных проектов в фотографии связано с увеличением числа женщин в этой профессии. Они открыто исследуют свои внутренние миры. Сегодня около 90% наших слушателей — женщины. Эта тенденция наблюдается не только у нас, но и на международной арене. Если десять лет назад в шорт-листах фотоконкурсов преобладали мужчины, то сейчас большинство участников — женщины. Это положительное изменение, так как с приходом женщин в профессию стали актуальными темы, которые ранее оставались вне обсуждения.

Тема насилия, сложности материнства и телесности является актуальной и важной для обсуждения. Несколько лет назад студентка Маша Алексеева работала над проектом, посвященным насилию над детьми, с которым она столкнулась в своей жизни. Этот процесс оказался для нее чрезвычайно трудным, но принес значительное количество отзывов и поддержки. Проект был опубликован в нескольких изданиях и представлен на выставке, что подтвердило его значимость. Особенно важным моментом стало то, что ее мама, ранее отрицавшая проблему, наконец признала необходимость поддержать дочь, и между ними состоялся откровенный разговор. Этот опыт подчеркивает важность общения и поддержки в семейных отношениях.

Из проекта «Анатексис»Фото: Мария Алексеева

У нас была студентка, создавшая фотокнигу в подарок своему отцу. У каждого человека свои причины заниматься фотографией, и даже такой, на первый взгляд, простой проект, как создание книжки для одного человека, имеет огромное значение. Этот личный подход к фотографии подчеркивает ее уникальность и ценность. Фотокнига становится не просто коллекцией снимков, а эмоциональным подарком, который навсегда сохранит воспоминания и моменты, важные для семьи.

Изменения в мире могут начинаться с небольших проектов. Я убежден в эффективности теории малых дел. Эти небольшие инициативы способны вызывать значительные преобразования, влияя на общество и окружающую среду. Малые дела могут стать основой для больших изменений, вдохновляя других на действия и создавая позитивный эффект. Важно помнить, что каждый, даже самый незначительный шаг, может привести к значимым результатам.

В эмиграции я столкнулась с непростой эмоциональной ситуацией и поняла, что мне необходимо найти способ выразить свои чувства. Я начала создавать проект, который отражает мои переживания о текущих событиях в Украине, о страхе за своих детей и о чувстве беспомощности. Проживая в Лиссабоне, я нашла поддержку в португальской природе и океане, которые вдохновили меня на создание субъективных пейзажей. Эти работы становятся для меня не просто художественным выражением, а способом осмыслить и поделиться своими эмоциями с окружающим миром.

Я переживал серьезный кризис осознания важности проектной фотографии. Однако, когда я вновь взял в руки камеру и начал снимать, это понимание вернулось ко мне. Проектная фотография является неотъемлемой частью визуальной коммуникации, позволяя передать идеи и эмоции, которые сложно выразить словами. Каждое изображение имеет свою историю и цель, что делает проектную фотографию важным инструментом в мире искусства и бизнеса. Возвращение к съемке напомнило мне о том, как фотографии могут вдохновлять, рассказывать истории и создавать уникальные образы.

«Докдокдок»

Докдокдок — это фотошкола в Санкт-Петербурге, созданная фотографом Михаилом Доможиловым и исследовательницей фотографии, художницей Феодорой Каплан. Школа предлагает обучение современным документальным, постдокументальным и арт-фотографиям. Программа курса акцентирует внимание на технических навыках и творческом осмыслении, что позволяет студентам развивать свой уникальный стиль. Обучение доступно в онлайн-формате, что делает курсы удобными для студентов из разных регионов.

Основатель школы фотографии «Докдокдок», документальный фотограф и исследователь в области фотографии. Является коллекционером и лауреатом множества профессиональных конкурсов, включая NPPA Best of Photojournalism, Sony World Photography Award и LensCulture Exposure Awards. В своей фотопрактике он исследует темы субкультур, национализма, а также военных и социальных конфликтов.

Прежде чем основать школу, я уже занимался преподаванием фотографии. С каждым годом моего опыта становилось очевидным, что необходимо создать уникальную образовательную программу, соответствующую моим собственным ожиданиям и потребностям, когда я только начинал свой путь в фотографии и сталкивался с различными трудностями. В этот период у меня появилась идея создать школу, и именно тогда я встретил Феодору. Эта встреча привела к любви, браку, созданию семьи и совместного образовательного проекта. В нашей школе я занимаюсь преподаванием документальной фотографии, в то время как Феодора фокусируется на арт-фотографии. Мы стремимся предоставить нашим студентам качественное образование, основанное на личном опыте и актуальных тенденциях в мире фотографии.

Когда я начал заниматься документальной фотографией, системного образования в этой области не существовало. Я задавался вопросами о том, как правильно реализовать фотопроект и как справляться с трудностями на каждом этапе, начиная с выбора темы. Все эти аспекты мне приходилось изучать самостоятельно, накапливая опыт и сталкиваясь с различными трудностями. Я искал информацию в книгах и обращался к смежным дисциплинам, таким как социология и журналистика. Этот путь помог мне лучше понять, как создавать качественные фотопроекты и эффективно решать возникающие проблемы.

Фото: Елена Хованская

Как эффективно разбирать отснятый материал? Я разработал собственные задания и методы анализа изображений, которые затем адаптировал для обучения в школе. Такой подход позволяет не только глубже понять фотографии, но и развить навыки критического мышления у студентов. Применение индивидуальных методов анализа помогает лучше усвоить материал и сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным.

У нас появился курс «Постдокументальная фотография», который стал настоящим новшеством в образовательной сфере. Эта тема была практически неизученной и редко обсуждалась в профессиональных кругах, что позволило нам занять уникальную позицию на рынке. Курс предлагает глубокое погружение в мир постдокументальной фотографии, раскрывая ее особенности и техники. Мы стремимся обучать студентов современным подходам и концепциям, которые помогут им создать уникальные визуальные нарративы.

В нашу школу фотографии приходят студенты с разнообразным опытом. Среди них есть новички, которые еще не обзавелись фотоаппаратом, и уже опытные фотографы, стремящиеся открыть для себя новые горизонты в искусстве фотографии. Многие из наших студентов увлечены фотожурналистикой, в то время как другие занимаются коммерческой фотографией и хотят попробовать себя в творческой сфере, где отсутствует концепция «клиент-ориентированной картинки». У нас обучаются те, кто ищет способы самовыражения, и те, кто просто пытается понять себя и свои увлечения. Мы рады приветствовать всех желающих, однако обучение доступно только для студентов старше 18 лет.

Я критически оцениваю «классовый подход» в обучении, который подразумевает наличие групп с разным уровнем подготовки студентов. В наших группах учатся люди с разнообразным уровнем технических знаний. Технически, учащиеся могут быстро усваивать материал, но возникают сложности, если у кого-то недостаточно знаний в других областях. Тем не менее, это преодолимо — такие студенты могут подтягиваться и развиваться. Важно отметить, что новички теперь имеют возможность записаться на базовый курс, что позволяет им получить необходимую основу для дальнейшего обучения.

Фото: Василий Пиндюрин

Идея создания данного курса возникла из-за того, что многие студенты обладают хорошими языковыми навыками и интересными концепциями, но сталкиваются с техническими трудностями. В таких ситуациях я всегда делюсь своим опытом: мне понадобилось около пятнадцати выставок, двадцати публикаций в профессиональных журналах и участия в десяти конкурсах, чтобы понять основы работы с поляризационным фильтром. Этот курс направлен на то, чтобы помочь студентам преодолеть технические барьеры и развить свои навыки, используя практические примеры и советы. Мы будем фокусироваться на практических аспектах работы, чтобы повысить уверенность и мастерство участников в своей области.

В нашей программе мы уделяем особое внимание техническим аспектам фотографии, и я сам являюсь приверженцем глубокого изучения оборудования, включая камеры. Однако чисто технический курс мог бы показаться слишком скучным, поэтому мы решили дополнить его творческой частью. В рамках обучения я активно обсуждаю технические детали, а вместе с Феодорой погружаемся в серьезные беседы об искусстве. Это сочетание отлично помогает нашим ученикам развивать как технические навыки, так и творческое видение.

В последние годы среди студентов наблюдается рост интереса к личным темам, несмотря на наши усилия прививать интерес к разнообразным направлениям. Особенно выражен интерес к социальной фотографии, а также к последствиям исторических событий, связанных с советской и постсоветской Россией. Студенты также проявляют активность в изучении аналоговой фотографии, рассматривая ее как инструмент, который можно эффективно использовать в проектной работе.

Мотивация играет ключевую роль в процессе получения знаний. Один из студентов заметил, что нашей школе свойственно предлагать слишком много информации. Эта мысль действительно вызывает размышления. Особенно это актуально для взрослых студентов, для которых время является важнейшим ресурсом. Поэтому важно оптимизировать образовательный процесс, чтобы он был более эффективным и соответствовал потребностям учащихся.

В качестве интеллектуальной базы мы предоставляем множество ресурсов для поиска дополнительных материалов, а также рекомендации по чтению и просмотру. Важно отметить, что успех в фотографии зависит от мотивации человека и выбранного направления. Например, для документальной фотографии, основанной на репортаже, критически важно не только быть начитанным и осведомленным, но и уделять первоочередное внимание практике правильной съемки и ее последующему анализу. В случае концептуальной арт-фотографии требуется глубокая интеллектуальная работа, что делает этот путь более длительным и сложным.

Из проекта «Заводи меня»Фото: Каати Пуолакайнен
Из серии «В твоих глазах я вижу плохо»Фото: Яна Кузнецова
Из серии «Сахавуд»Фото: Алексей Васильев
Из серии «Что-то заимствованное, что-то красное»Фото: Майя Келова
Из серии «Между двух озёр»Фото: Александр Шарр
Из серии HomelandФото: Мария Гуцу

Фотография раскрывает множество талантов и возможностей. У некоторых фотографов есть уникальный визуальный стиль, у других — глубокое понимание концепций и идей. Некоторые мастера отлично владеют техникой, другие выбирают интересные и оригинальные темы для своих работ. Однако даже те, кто не обладает ни одним из этих качеств, могут добиться успеха благодаря трудолюбию и настойчивости. В конечном итоге, старание и усердие могут сыграть решающую роль в достижении высоких результатов в фотографии.

Когда мы открыли школу, моя основная цель заключалась в том, чтобы большинство студентов завершали итоговые проекты. В настоящее время я отношусь к этому вопросу более спокойно, понимая, что не у всех есть возможность создать что-то значимое в первый год обучения. Теперь наша первоочередная задача — погрузить студентов в современные тенденции фотографии, актуальные в 2024 году. Мы стремимся дать им глубокое понимание текущих трендов, технологий и стилей, чтобы они могли развивать свои навыки и творческий подход к фотографии.

Вторая задача заключается в демонстрации возможностей современного образования. Я учился в девяностые годы, когда еще ощущалось влияние советской образовательной системы, к которой существует множество вопросов и которая оставляет свой след на протяжении всей жизни. Поэтому мне важно вносить изменения в сознание людей в рамках школьного процесса, уменьшая их зависимость от оценок. Часто студенты создают проекты не для себя, а для удовлетворения преподавателей, что снижает мотивацию и креативность. Я стремлюсь избежать токсичных отношений, особенно в творческой среде, где люди чувствительны и уязвимы. Несмотря на то что идеальных результатов достичь сложно, важно продолжать эти усилия для формирования более здоровой и продуктивной образовательной атмосферы.

Мы стремимся изменить восприятие фотографии. Я, будучи увлечённым поклонником документальной фотографии и начавшим свой путь в этой области с началом цифровой революции, готов вдохновить студентов на изучение документальной фотографии. В текущих условиях, когда для страны настали трудные времена, а для документалистов открываются уникальные возможности, это особенно актуально.

Групповой проект студентов, проведенный в экспедиции в Тамбовскую область, представляет собой значимое исследование. В этом проекте участвовали студенты: Павел Басин, Юлия Серебренникова, Полина Трель, Евгения Губанова, Евгения Фролова, Валерия Паринова и Саша Кулагина. Участие в такой экспедиции позволяет углубить знания о регионе, его культуре и экосистеме, а также развивает навыки командной работы и научного исследования. Фотографии, сделанные в ходе проекта, отражают не только индивидуальные достижения студентов, но и их совместные усилия в изучении Тамбовской области.

Фото: Павел Басин

Миссия нашей школы заключается в развитии фотографии, включая документальную и арт-фотографию. В то время как существует множество предложений по обучению коммерческой съёмке, возможности для изучения других жанров, таких как документальная и арт-фотография, остаются ограниченными. Мы стремимся заполнить этот пробел, предлагая качественное обучение и поддержку в этих направлениях, чтобы вдохновить и развить талантливых фотографов.

Мы не обладаем такими ресурсами, как крупные учебные заведения — у нас нет больших помещений или выставочных площадей. Тем не менее, у нас есть достижения и успешные выпускники. Ученики приходят к нам из других школ, а некоторые из нас уходят в другие учебные заведения. Это естественный процесс, так как каждый человек стремится найти свое призвание и реализовать потенциал.

«ФотоДепартамент» / «Проекция»

«ФотоДепартамент» — признанная организация в сфере фотографии. В последние годы она изменила подход к обучению, отказавшись от традиционного формата фотошколы. Теперь все образовательные ресурсы и программы «ФотоДепартамента» сосредоточены на онлайн-платформе «Проекция», что позволяет обучающимся получать доступ к качественному контенту и материалам в удобном формате.

На платформе зарегистрировано 3500 русскоязычных участников со всего мира. В последнее время среди студентов особенно актуальна тема «Травма и визуальное». Также наблюдается высокий интерес к практическим курсам, таким как «Как писать о фотографических проектах» и «Как составить биографию и CV». Эти направления позволяют участникам развивать навыки написания и критического анализа визуальных материалов, что способствует их профессиональному росту и углублению знаний в области фотографии и визуального искусства.

Исследователь, сооснователь и директор «ФотоДепартамента», а также фотокритик. Специализируется на организации выставочных и образовательных проектов в области фотографии. Автор курсов и практических занятий, направленных на развитие навыков в сфере визуального искусства.

В долгосрочной программе «ФотоДепартамент. Институт» мы применяем гибридный формат обучения. Мы первыми внедрили онлайн-курсы, сочетая практические занятия с теоретическими знаниями. Однако со временем стало очевидно, что оставаться в одном и том же формате неэффективно, даже с учетом актуализации программы.

Это не был кризис, а осознанный шаг к созданию качественного и визуально привлекательного контента, который доступен в онлайн-формате. Такая форма обучения дает возможность самостоятельно изучать теорию фотографии и визуального искусства в целом. Эта самостоятельность крайне важна для нашего подхода. Образовательный процесс, который включает в себя год поступательной работы с поддержкой, может не всегда раскрыть потенциал человека, и в таком формате можно застрять. Мы предлагаем рискованный, но увлекательный путь — учиться самостоятельно.

Многие замечают, что усвоить новый материал становится сложнее, когда нет поддержки, контроля или одобрения. Образовательный процесс в «Проекции» отличается от привычного формата. Мы предлагаем уникальный подход для тех, кто готов развиваться и становиться более зрелым. Здесь вы получите возможность самостоятельно осваивать знания и навыки, что способствует глубокой личной трансформации и профессиональному росту.

В настоящее время на нашей платформе количество личных онлайн-встреч с подписчиками значительно сократилось. Это необходимо для того, чтобы избежать инфантильного подхода к обучению. Мы осознаем, что пользователи приходят к нам не ради встреч, а для того, чтобы погрузиться в качественный контент и самостоятельно принять решение о его изучении. На базе «Проекции» мы предлагаем интенсивы в формате онлайн-встреч под названием «Маршруты». Эти мероприятия не предназначены для простого усвоения знаний, а ставят перед участниками задачи, требующие глубокого анализа и системного подхода к их решению. Такой формат способствует развитию критического мышления и структурированию процесса размышления.

Скриншот: «ФотоДепартамент» / «Проекция»

В самостоятельной работе важно осознать, что похвалы и поддержка не будут постоянными. Необходимо научиться развивать и раскручивать свои мыслительные импульсы. Понимание того, что импульс играет более значимую роль, чем инструменты, является ключевым. Визуальные диагонали, цветовые сочетания, композиция, стиль и эстетика снимка — это, конечно, важные аспекты, но они составляют лишь около тридцати процентов от того, что необходимо для формирования полноценного высказывания. Сосредоточение на развитии мыслительного процесса поможет достичь более глубокого понимания и выразительности в творчестве.

В сфере образования важно развивать индивидуальность человека, а не ограничиваться лишь передачей знаний. В нашей стране наблюдается недостаток самодостаточных авторов, особенно среди фотографов, способных создавать уникальное искусство.

На «Проекции» отсутствуют технические курсы по фотографии. Мы ориентированы не на тех, кто стремится улучшить свои навыки съемки, а на тех, кто хочет глубже понять, как фотография как искусство функционирует и выражается. Наша цель — помочь вам осознать философию и концепции, стоящие за созданием фотографий, вдохновляя на творческий подход и развитие художественного видения.

Когда в человеке возникает нечто неясное, что требует выражения, но он не может найти слова, ему стоит обратиться к «Проекции» и «Маршрутам». Мы не стремимся упростить понимание, а наоборот, углубляем погружение в художественное пространство, предоставляя возможность для более сложной интерпретации и самовыражения.

Почему человек стремится войти в мир искусства? Чаще всего это желание добиться успеха, и это вполне нормальное стремление. Однако истинная цель художественного образования заключается не в создании успешных художников, а в том, чтобы открыть людям глаза на новые идеи и перспективы. Это своего рода служение обществу. Хотя это может звучать несколько пафосно, главная задача художника состоит в том, чтобы способствовать свободе мысли как у зрителей, так и у самих себя. Если образовательное учреждение предлагает иные цели, стоит задуматься о целесообразности такого обучения. Также важно осознавать, что каждый имеет право выбирать, считать себя художником или нет, что является важным аспектом личной идентичности.

Untitled I. Тиражный принтФото: Денис Шулепов / FotoDepartament.Gallery
Safety Cards II. Тиражный принтФото: Арсений Несходимов / FotoDepartament.Gallery
Колари IV. Колари является самой северной железнодорожной станцией в Финляндии. Она находится в Лапландии, на 86 км ближе к полюсу, чем граница Северного полярного круга. Серия появилась как попытка перенаправить внимание к крайним точкам, совершить центробежное движение в широком смысле. Через практику, основанную на путешествии, она затрагивает вопросы об эффектах индивидуального выбора, возможности идентификации с местом и значении локальностиАлександр Веревкин / FotoDepartament.Gallery
Комната I. Тиражный принтФото: Аня Мирошниченко / FotoDepartament.Gallery
Memories of Future XII. Заброшенный радоновый источник эпохи СССР, Центральный Кавказ, 2019. Печать на найденной бумаге — перфокартах из нарушенной группы неизвестной программы вычислений для ЭВМ и табулятора. Астраханский Университет, СССР 1980-хФото: Виталий Северов / FotoDepartament.Gallery
Picoideslucenspluma. Сад в полутьме/полусвете, в темноте / на свету поднимает нечто на поверхность изнутри Потока, затем формирует, затем расщепляет и сбрасывает исходные данные. Сад провоцирует деформации и трансформации, чтобы почувствовать глубинные системы и расширить понимание переходных процессовФото: Ирина Задорожная / FotoDepartament.Gallery

Художнику необходимо развивать мышление, внимание и интерес к окружающему миру. Фотография тесно связана с реальностью, и важнее не просто создать красивое изображение, а понять отношения между фотографией и физическим пространством, а также миром подтекстов и контекстов. Технические средства фотографии столь же сложны, как и в других видах искусства, и их изучение является важной частью творческого процесса. Это также путь к самопознанию. Именно это должны обеспечивать художественные школы.

Теоретический материал на платформе «Проекции» предоставляет глубокое понимание эволюции современной фотографии и искусства за последние десять лет, основываясь на тенденциях, зародившихся с шестидесятых годов. Даже для тех, кто не имеет специального образования в области современной фотографии, достаточно изучить, как усложнялись фотографические проекты, чтобы увидеть динамику развития искусства и научиться воспринимать механизмы создания смыслов через визуальные образы. Это позволяет не только оценить эстетическую ценность работ, но и осознать их культурное и историческое значение.

Платформа предоставляет уникальную возможность развивать навыки фотографии, одновременно формируя художественное мышление. Обучение фотографии не ограничивается лишь техническими аспектами, такими как работа с камерой или обработка изображений. Это процесс, который способствует развитию креативности и умения видеть мир с новой перспективы. Вы получаете не только практические знания, но и способность воспринимать окружающую действительность через призму искусства, что является важным аспектом в любой творческой деятельности.

Художественное мышление — это способность осознавать взаимосвязи различных элементов и средств, которые в совокупности формируют искусство. В этот момент приходит понимание, что окружающий мир, в котором мы находимся и что мы делаем, имеет глубокий смысл. Искусство становится многослойным и сложным, выходя за рамки простой картинки, которую можно быстро «потребить». Мы стремимся развить у людей умение управлять обстоятельствами, чтобы в их жизни возникали насыщенность, резонанс с реальностью и глубокий смысл. Фотография здесь выступает лишь в роли инструмента, который помогает принять этот тип мышления. Чтение становится важным элементом в этом процессе, способствующим развитию художественного восприятия и повышению уровня осознанности.

Часто случается, что после изучения теории человек прекращает практическое применение знаний. Это явление встречается у многих, и в этом нет ничего плохого. Главное — задаваться вопросами о своих истинных приоритетах и ценностях. Осознание того, что действительно важно для вас, может стать ключевым моментом на пути к личностному и профессиональному росту.

Фото: «ФотоДепартамент» / «Проекция»

Понимание сложности и увлекательности внутренних связей, формирующих искусство, позволяет не только наблюдать, но и создавать смысловые контексты, вокруг которых можно выстраивать свою жизнь. День рождения можно отметить с глубоким смыслом, а прогулка в лесу приобретает новую ценность, когда мы осознаем её значимость. Фраза «ещё одна деталь, и получится что-то мощное» отражает мышление художника. Каждый человек способен открыть для себя это пространство, познавая мир искусства и создавая уникальные смыслы.

На сайте «ФотоДепартамента» утверждается, что основная цель проекта — продемонстрировать, как искусство может находить применение в различных условиях и преобразовывать сознание через фотографию. Мы уверены, что достичь этой цели возможно. Наша задача заключается в том, чтобы создать сложные и глубокие концепции, которые в дальнейшем станут понятными и доступными для широкой аудитории.

Как оценить эффективность образовательного проекта? Оценка не должна основываться лишь на успехах учеников на конкурсах, поскольку такие критерии могут быть недостаточными. Более важным является анализ долгосрочных результатов, таких как количество зрелых и критически мыслящих авторов, которые остались после завершения программы. Важно также определить, в каких областях эти авторы становятся авторитетами и какое влияние они оказывают на восприятие и мышление тех, кто знаком с их работами. Эффективность образовательного проекта следует оценивать через призму формирования устойчивых знаний и навыков у учеников, а также их способности влиять на окружающих.

Проект Ирины Задорожной «Мой Лимбо Лэнд»Изображение: Ирина Задорожная

Недавно мы открыли выставку Ирины Задорожной под названием «Мой Лимбо Лэнд». Ирину я обучал в 2014 году, и с тех пор она приняла участие в нескольких групповых выставках. На протяжении 6-7 лет она отсутствовала на публичной арене, и теперь вернулась с этим впечатляющим проектом. Создание такой многоуровневой работы требует значительного времени, и не менее года. Это уровень зрелости, соответствующий международным биеннале, что отмечалось в обсуждениях выставки. Подход Ирины к своему творчеству, когда она выделяет время из своей жизни для разработки проекта и его философского осмысления, вызывает уважение. Мы готовы работать с такими авторами, даже если это займет много лет. Для нас не важна гонка за наградами; гораздо ценнее, когда автор создает проект, основываясь на своем жизненном опыте.

Школа Родченко

Московская школа фотографии и мультимедиа имени Родченко была основана в 2006 году и является частью Мультимедиа Арт Музея. Образовательная программа учреждения разработана с учетом опыта лучших художественных школ мира и на основе традиций отечественного авангарда. Школа предлагает уникальные курсы, которые охватывают различные аспекты фотографии и мультимедийного искусства, обеспечивая студентов необходимыми знаниями и навыками для успешной карьеры в этих областях.

Школа традиционно предлагает дневное обучение, однако в текущем году внедрён дистанционный формат. Теперь доступен онлайн-курс, который является аналогом дневного обучения. Этот подход позволяет учащимся получать знания в удобном для них формате, сохраняя при этом все основные элементы традиционного учебного процесса.

Обучение в основной программе нашей школы осуществляется в формате мастерских. Мы обсудили особенности этого процесса с ведущей мастерской, художницей Еленой Аносовой, которая является не только преподавателем, но и выпускницей нашей школы.

Художница, исследователь и куратор, с 2021 года является мастером основной программы Школы имени Родченко. Она является сооснователем и куратором арт-резиденции современного искусства на Байкале под названием «Дело о клубнике». Визуальные исследования Елены были поддержаны музеем «Гараж» и Фондом Аарона Сискинда. Ее работы получили признание на международных конкурсах, включая награды World Press Photo и LensCulture. Основное направление профессиональных интересов Елены — исследование изолированных сообществ, что делает ее деятельность значимой в контексте современного искусства и культурных исследований.

Мне давно предложили преподавать в школе, но тогда существовала система, схожая с «крепостным правом»: студент поступал к мастеру на все три года, и было крайне сложно перейти в другую мастерскую, если возникало ощущение, что это не твой медиум или не твой мастер. В таких условиях мне было бы трудно стать наставником. Однако в 2021 году произошли изменения, и студентам разрешили посещать несколько мастерских одновременно, что дало мне возможность активно участвовать в образовательном процессе.

Моя мастерская «Проектное мышление в визуальных медиа» предлагает уникальную возможность для студентов реализовать свои творческие идеи в различных направлениях. Хотя среди восьми участников лишь несколько занимаются фотографией, остальные исследуют разнообразие медиаформатов. Некоторые создают документальное кино, другие разрабатывают компьютерные игры, занимаются живописью, графикой, скульптурой или создают видеоарт. Участники мастерской могут свободно комбинировать различные медиумы или работать в команде, что способствует обмену идеями и расширению творческих горизонтов. Главное — это интерес и искреннее вовлечение в процесс создания произведения. Мастерская ориентирована на развитие проектного мышления и креативности, что позволяет каждому участнику находить свой уникальный голос в мире визуальных медиа.

Выставка студентов Елены Аносовой «E2/Едва» в «Доме китобоя», Калининград, 2022 годФото: Александр Матвеев / Музей Калининграда советского периода «Дом китобоя»
Фото: Александр Матвеев / Музей Калининграда советского периода «Дом китобоя»
Фото: Александр Матвеев / Музей Калининграда советского периода «Дом китобоя»

Одной из первых тем, с которыми сталкиваются студенты, является познание себя и окружающего мира, а также времени, в котором они живут. Вопросы о том, кто я, откуда мои корни, какие семейные процессы и травмы влияют на мою жизнь, становятся центральными. Мы часто воспринимаем всё через призму собственного опыта, и это личное восприятие может расширяться до уровня района, города или даже страны, влияя на других людей. Важно, чтобы автор умело использовал метафоры или задавал открытые вопросы, такие как «что происходит?» или «почему это так?», чтобы углубить понимание этих тем.

При анализе портфолио потенциальных студентов я в первую очередь оцениваю содержание произведения. На втором и последующих этапах внимание уделяется формальным аспектам оформления и структуре работы.

В моей мастерской существует несколько принципов, один из которых звучит так: «Мы не сравниваем себя с другими, мы сравниваем себя с собой вчерашним». Каждый человек обладает уникальными возможностями, опытом и идеями, а также индивидуальной скоростью развития. Для кого-то может потребоваться несколько месяцев или даже лет, чтобы осознать, какие вопросы ему интересны и как их правильно сформулировать: через какой медиум и с помощью каких приемов. В этом контексте как результаты, так и процессы имеют большое значение. Сравнение с собой позволяет сосредоточиться на собственном прогрессе и личных достижениях, что является ключом к успешному развитию в любой сфере.

В нашей мастерской существует традиция: в конце каждого триместра мы отправляемся в поездки в такие города, как Владимир, Суздаль, Звенигород и Калининград. На занятиях я всегда подчеркиваю, что тех, кто проявляет себя хорошо в течение семестра, я возьму с собой в путешествие. Под «хорошим поведением» подразумевается соблюдение простых правил: спать не менее пяти часов в сутки и есть минимум два раза в день. Хотя это и подается с улыбкой, важно понимать, что в процессе погружения в практику мы часто забываем о собственном здоровье и удовольствии, что в дальнейшем может вызывать сожаление. На моих занятиях мы создаем атмосферу, где можно не только сосредоточиться на обучении, но и перекусить яблоками и орехами, пить кофе, не отвлекаясь от группового обсуждения. Это позволяет поддерживать баланс между учебным процессом и заботой о здоровье.

Студенты мастерской Елены Аносовой во время учебной поездки в Суздаль и во ВладимирФото: телеграм-канал Школы Родченко

Работа в группе является ключевым аспектом обучения. Хотя студенты разрабатывают индивидуальные проекты, они также получают ценные навыки взаимодействия и сотрудничества с другими участниками. Это сотрудничество способствует обмену идей, улучшению коммуникации и развитию лидерских качеств. Умение работать в команде не только обогащает образовательный опыт, но и готовит студентов к будущей профессиональной деятельности, где командная работа играет важную роль.

Я могу провести несколько учебных встреч в формате онлайн из арт-резиденции или экспедиции. Мы обсудим практические вопросы и аспекты повседневной жизни. Рассмотрим, как гармонизировать темп жизни и отношения с близкими, а также как сочетать искусство с коммерческой деятельностью. Это особенно важно для тех, кто на начальных этапах своей карьеры и стремится обеспечить себе финансовую стабильность для реализации художественных проектов.

В школе Родченко иногда обучаются уже состоявшиеся авторы. Возникает вопрос, нужно ли им проводить три года на занятиях с десяти утра до семи вечера? Многие полагают, что это возможность для налаживания контактов с галеристами, что поможет им мгновенно начать продавать свои работы на выставках, таких как Cosmoscow. Однако это заблуждение. Школа Родченко не выполняет функции арт-менеджмента и не является платформой для быстрого продвижения в мире искусства.

Успешным авторам стоит рассмотреть возможность участия в арт-резиденциях и летних школах, вместо того чтобы тратить время на длительное обучение в учебных заведениях. Однако, если вы находитесь в поисках своего художественного пути или являетесь начинающим автором с идеями, стремлением и искренностью, и готовы посвятить три года своей жизни обучению, эта школа станет отличным выбором для вас.

Из портфолио студентки Дарьи ГлищинскойФото: Дарья Глищинская / телеграм-канал Школы Родченко
Дипломная работа 2024 года студентки Кати Яновой «Будь тем, чем ты кажешься»Фото: Катя Янова / телеграм-канал Школы Родченко
«Серия о красных линиях» Вики ГуровойФото: Вика Гурова / телеграм-канал Школы Родченко

Технические дисциплины в школе Родченко преподаются более 18 лет. В своей практике я получаю удовлетворение от тонкой работы с освещением, и это можно освоить именно в Родченко. Дисциплины, связанные с работой со светом, важны не только для фотографов, но и для всех, кто занимается визуальными искусствами. В фотографии необходимо сразу создавать нужный эффект, так как в дальнейшем уже невозможно изменить изображение, особенно если речь идет о документальной фотографии.

Я поступила в школу Родченко в 31 год, и это стало важным этапом в моей художественной практике. В группе я получила возможность развивать свои навыки и идеи. Благодаря наставнику Евгению Нестерову, в конце первого курса я смогла поехать по обмену в Gobelins School of the Image в Париже. Также я посетила Венский книжный фестиваль, финансируемый школой по гранту. Общение с коллегами и обмен опытом значительно способствуют моему профессиональному росту и вдохновению.

Академическое образование предоставляет значительные преимущества в освоении различных медиумов, в частности фотографии. Этот вид искусства является одним из самых доступных для начинающих. Современные цифровые камеры и автоматизированные плёночные процессы значительно упрощают процесс съемки, устраняя многие технические сложности. Фотография стала доступной для широкой аудитории, так как отсутствуют значительные материальные барьеры, за исключением случаев, когда речь идет о профессиональной съемке с использованием дорогих камер, таких как Hasselblad, и работой с большим форматом. В отличие от фотографии, живопись требует наличия специализированного пространства, мастерской, а также более дорогих материалов, что делает ее менее доступной для многих желающих.

Школа, основанная Ольгой Свибловой, Ириной Успенской, Еленой Лунгиной и Владимиром Куприяновым, предлагает уникальную возможность для студентов, желающих получить профессию в сфере искусства и дизайна. Благодаря разработанной системе обучения, студенты могут обучаться бесплатно, что открывает двери к карьере многим талантливым людям. Важно отметить, что единственным обязательным взносом является небольшая сумма для амортизации оборудования и материалов. Однако в течение трех лет студенты имеют доступ к бесплатным принтерам, включая 3D-принтеры, печам для обжига и обширному набору съемочного оборудования. Это делает обучение в школе невероятно ценным и доступным для всех, кто стремится развивать свои навыки и профессиональные качества в востребованных областях.

Школа дизайна НИУ ВШЭ

Школа дизайна является частью Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ). В этом учебном заведении представлено более 15 направлений образования, включая фотографию. Студенты имеют возможность не только освоить технические аспекты фотографии, но и изучить, как фотография взаимодействует с другими медиумами, что значительно обогащает их творческий процесс и расширяет профессиональные горизонты.

Евгения Соломатина, координатор направления, поделилась особенностями обучения.

Фотограф, специализирующийся на художественной проектной фотографии, является координатором направления «Фотография» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Он активно продюсирует выставочные и публичные проекты, реализуемые студентами школы, что способствует их профессиональному росту и развитию. Также курирует онлайн-журнал о фотографии «Отпечаток», где публикуются материалы, освещающие актуальные темы и тенденции в мире фотографии.

Школа дизайна Высшей школы экономики была основана в 2012 году с целью интеграции проектной работы в образовательный процесс. С первых дней студенты ставят перед собой конкретные задачи в каждом учебном модуле, которые они должны защитить на сессии. В начале обучения задачи носят теоретический характер, однако по мере продвижения к старшим курсам студенты сталкиваются с проектами, максимально приближенными к реальным условиям будущей профессии. Это обеспечивает глубокое понимание практических аспектов дизайна и формирует навыки, необходимые для успешной карьеры в данной области.

Каждый студент с первого занятия активно работает над собственным проектом, что способствует развитию комплексного мышления и навыков решения содержательных задач. Это также позволяет формировать профессиональное портфолио, которое играет ключевую роль в начале карьеры. Наша открытая платформа уже содержит более 200 тысяч студенческих проектов, что предоставляет уникальные возможности для обучения и самореализации.

Из серии «Сказка без конца»Фото: Антон Хаев
Из серии «Цвет спокойствия»Фото: Маргарита Умнова
Из серии FallingФото: Карина Тренчева
Из серии «Пусто»Фото: Маргарита Умнова
Дипломный проект «Body language exercises. Тело и телесность в фэшн-фотографии»Фото: Андрей Вальмус / Артемий Владимиров
Lookbook School of DesignФото: Евгения Алейникова

Мы стремимся к тому, чтобы студенты как можно раньше погружались в реальную профессиональную деятельность. Для этого мы предлагаем разнообразные возможности. Обучаясь у нас прикладной фотографии, студенты имеют возможность работать не только над реальными проектами, но и с настоящими заказчиками. Это позволяет им научиться не только генерировать идеи, но и работать по брифу, развивая креативность в заданных рамках, что будет крайне полезно в их будущей карьере. Работая над проектами в области художественной фотографии, студенты создают завершенные и осмысленные произведения. Наша школа регулярно организует выставки в известных музеях Москвы и Санкт-Петербурга, что дает студентам возможность уверенно стартовать карьеру художника.

Современные студенты, стремящиеся к системному образованию в области искусства и технологий, предпочитают выбирать учебные заведения, которые соответствуют их интересам и амбициям. Такие школы предоставляют качественное образование, внедряя инновационные методы обучения и современные технологии.

Мы предоставляем разнообразные программы обучения фотографии, охватывающие все уровни: бакалавриат, магистратура, краткосрочные курсы и специализированные занятия для детей. Наша цель — помочь каждому желающему развить свои навыки в фотографии, независимо от возраста и уровня подготовки.

Обучение фотографии в нашей школе организовано по двум основным направлениям: фэшн-фотография и арт-фотография. Студенты углубленно изучают историю и теорию современной фотографии, а также исследуют взаимодействие фотографии с дизайном, видеоартом и инсталляцией. Значительное количество практических занятий посвящено освоению технических навыков съемки, а также анализу современных тенденций в модной и коммерческой фотографии, что позволяет учащимся развивать свой творческий потенциал и профессиональные компетенции.

Из серии «Гербарий»Фото: Игорь Попов
Из серии «Изгнание духов цивилизации»Фото: Ирина Коротина
Из серии «В новом доме не хватает острых роз»Изображение: Анна Завозяева

Мы предлагаем широкий ассортимент кураторских и вариативных дисциплин, что позволяет каждому студенту выбрать подходящие курсы для своего обучения. Наши программы разработаны с учетом современных тенденций и потребностей рынка, что обеспечивает высокое качество образования и развитие навыков, необходимых для успешной карьеры. Выбирайте из множества направлений и находите именно то, что соответствует вашим интересам и целям.

Вариативы представляют собой авторские курсы, разработанные преподавателями школы дизайна. Эти курсы доступны для студентов третьего курса и предоставляют уникальную возможность работать под руководством известных художников. Студенты получают ценные знания и навыки, которые не включены в стандартную учебную программу, что позволяет им расширить свои горизонты и углубить понимание дизайна. Выбор вариативов помогает студентам развивать креативное мышление и практические навыки, необходимые для успешной карьеры в области дизайна.

В ближайшем модуле обучения направления «Фотография» мы предлагаем программу «Арт-фотография». Ведущий курса Юрий Молодковец, фотограф-художник Государственного Эрмитажа, имеет богатый опыт работы, являясь автором более 200 каталогов и альбомов, посвящённых собраниям и коллекциям Эрмитажа, а также книгам по истории и архитектуре Санкт-Петербурга. В рамках данного курса студенты будут исследовать историю фотографии, анализируя её через призму изобразительного искусства, с акцентом на коллекции Эрмитажа. Это позволит углубить понимание взаимосвязи между фотографией и искусством, а также развить навыки художественной фотографии.

Вариатив «Архитектурная фотография и исследование пространства» представляет собой совместный проект школы и Центра «Зотов». Этот курс объединяет методы архитектурной фотографии с современными художественными практиками, направленными на исследование пространства. Студенты будут заниматься творческим изучением московского района Пресня, разрабатывать концепцию выставки и создавать художественные проекты. Ожидается, что выставка состоится в ноябре 2024 года в Центре «Зотов». Куратор проекта, художник и фотограф Владислав Ефимов, является лауреатом премии «Инновация» и других престижных наград в сфере искусства. Участие в этом вариативе предоставит студентам уникальную возможность развить свои навыки и погрузиться в мир архитектурной фотографии и художественного исследования.

В процессе разработки концепции проекта под руководством куратора будущие выпускники изучают ключевые инструменты для реализации своих идей на курсе «Технологии фотографии». Они также расширяют свой художественный арсенал на занятиях «Арт-практика» и получают теоретическую основу на курсе «История и теория фотографии». Эти дисциплины помогают формировать комплексный подход к созданию фотопроектов, обеспечивая студентов необходимыми знаниями и навыками для успешной реализации своих творческих замыслов.

В области фотографии наблюдается рост новых образовательных инициатив. Появляются разнообразные узкоспециализированные краткосрочные программы, а также мастер-классы от признанных авторов и опытных технических специалистов. Эти возможности помогают фотографам развивать свои навыки, углубляться в различные аспекты фотографии и оставаться в курсе последних тенденций в индустрии.

Фотография является одним из самых доступных и понятных способов коммуникации. Стремление передать увиденное, интерпретировать реальность и делиться впечатлениями привлекает многих. Фотография продолжает оставаться важным инструментом для обсуждения значимых тем и воображаемых миров. Современные тенденции показывают, что интерес к пленочным технологиям и ручным отпечаткам на бумаге не только сохраняется, но и усиливается. В то же время наблюдается активное соединение аналоговых фотографий с новыми цифровыми технологиями. Художники, используя нейросети, создают уникальные работы, которые представляют собой несуществующие пространства и формируют новые модели реальности.

Из серии «digital mind palace_»Изображение: Анна Кольцовская

Фотография играет значительную роль в коммерческих сферах, таких как реклама, мода и журналистика. В современном мире качественные визуальные материалы необходимы для привлечения внимания аудитории и формирования положительного имиджа бренда. В рекламе яркие и запоминающиеся изображения помогают донести ключевые сообщения и повысить продажи. В моде фотография становится инструментом для демонстрации коллекций и создания уникального стиля. Журналистика, в свою очередь, relies on powerful imagery to convey stories and engage readers. Таким образом, профессиональная фотография является важным элементом успешной коммуникации в этих областях.

Современное искусство постоянно развивается и расширяет свои границы. Появляются новые выставочные площадки, фестивали и ярмарки, что свидетельствует о растущем интересе зрителей к новым художникам и их работам. Это создает благоприятные условия для открытия уникальных творческих идей и концепций, привлекающих внимание широкой аудитории.

В современном мире искусства существует множество путей для построения успешной карьеры. Некоторые начинают свой путь сразу после окончания школы, поступая в бакалавриат, в то время как другие, опираясь на жизненный опыт, развивают свою карьеру как художники и затем продолжают обучение в магистратуре. Независимо от выбранного пути, важно учитывать актуальные тенденции и требования в сфере искусства, чтобы максимально раскрыть свой потенциал и достичь успеха.

В бакалавриате предусмотрены бюджетные места, что делает обучение более доступным. В школе также функционирует система скидок, особенно актуальная для студентов бакалавриата. После успешного полугода обучения формируется студенческий рейтинг, на основе которого распределяются скидки в размере от 25% до 75%. Это позволяет мотивировать студентов добиваться высоких результатов и облегчает финансовую нагрузку на семьи.

Все наши образовательные программы проводятся в офлайн-формате. Поступление в школу — это важный шаг в жизни. Поэтому в течение года мы организуем множество дней открытых дверей. На этих мероприятиях у вас есть возможность ознакомиться со всеми программами нашей школы, задать вопросы кураторам, а также изучить работы студентов и выпускников. Мы стремимся создать максимально прозрачные условия для будущих учеников, чтобы они могли принять обоснованное решение о своем обучении.

Мы гордимся достижениями наших выпускников, которые успешно работают с ведущими российскими изданиями и брендами. Например, Митя Лялин, окончивший обучение в 2020 году, сотрудничал с такими изданиями, как The Blueprint, «Сноб» и «Тинькофф Журнал». Среди наших выпускников также можно выделить Зулю Алиеву, Викторию Александрову, Юлию Петренко, Дашу Калнину, Андрея Вальмуса и Сашу Гонохину. Этот список можно продолжать, подчеркивая высокие стандарты подготовки и успехи наших студентов в профессиональной сфере.

Профессия Фотограф

Вы с нуля научитесь делать профессиональные фото. Узнаете, как организовывать съёмки, обрабатывать кадры, руководить моделями и командой. Сможете найти свой стиль, собрать впечатляющее портфолио и начать зарабатывать на любимом деле.

Узнать подробнее