Проектная фотография

20 июня, 2025

«Хочу показать людям, насколько мир печален и прекрасен» / Skillbox Media

Единственная победившая на фотоконкурсе POY 2025 россиянка Дарья Асланян — о том, почему у документального фотографа нет цели, только путь.

Истории о женщинах, которые тащат всё на себе

Дарья, расскажите, пожалуйста, о проектах, которые вы представили на конкурс. Интересно узнать о вашем подходе к разработке и реализации этих проектов, а также о том, какие идеи и инновации вы применили. Ваши работы могут вдохновить других участников и дать представление о вашем творческом процессе.

Материал о рыбачках под названием «Когда я умру, положите мне в гроб спиннинг и удочку» был создан в нескольких селах Карелии. Текст написала главред издания «Таких дел» Женя Волункова, которая также нашла героинь для этой истории. Особенно нас впечатлила Надежда, чья трагичная судьба и безмятежное принятие жизни оставили глубокий след в нашем восприятии.

Её муж умер от алкогольной зависимости, а двое взрослых сыновей также ведут беспечный образ жизни, часто выпивая и не желая работать. Она с утра до вечера беспокоится о том, что однажды её непутёвые сыновья могут не вернуться домой. Рыбалка стала для неё не только полезным занятием для хозяйства, но и возможностью отвлечься от тяжёлых мыслей. Хотя жизнь не была к ней милосердной, она остаётся очень привлекательной женщиной. Обычно на рыбалку она отправляется со своей собакой, что делает этот процесс ещё более приятным и успокаивающим.

Валентина — сильная и заботливая женщина, которая воспитывает двоих внуков. Несмотря на то что их отец, её сын, проживает с ними, он страдает от алкогольной зависимости. Валентина с достоинством справляется со всеми обязанностями: заботится о внуках, ухаживает за огородом, выполняет домашние дела и даже находит время для рыбалки. Это пример невероятной силы и стойкости женщин, которые преодолевают трудности ради благополучия своих семей.

Снимки из материала «Когда я умру, положите мне в гроб спиннинг и удочку»Фото: Дарья Асланян для издания «Такие дела»
Снимки из материала «Когда я умру, положите мне в гроб спиннинг и удочку»Фото: Дарья Асланян для издания «Такие дела»
Снимки из материала «Когда я умру, положите мне в гроб спиннинг и удочку»Фото: Дарья Асланян для издания «Такие дела»

«Жалко родину» — это материал о сёлах, затопленных в результате строительства Волго-Балтийского канала. Эти населённые пункты исчезли с карт, оставив лишь воспоминания. Одним из таких сел является Крохино, известное с XV века как торговый посад. В 1950-е годы, перед затоплением, жители были насильно выселены с мест, которые они обживали на протяжении поколений. Некоторые разбирали свои дома, другие сжигали их. Особенно потрясающим фактом является то, что люди выкапывали останки своих близких с местного кладбища и перевозили гробы на новые места. В Крохино находилось несколько храмов, но сохранился только один — его руины стоят посреди реки Шексны. Москвичка Анор Тукаева более десяти лет занимается его спасением, стремясь законсервировать храм как памятник всем затопленным городам и сёлам. Этот проект не только сохраняет историческую память, но и поднимает важные вопросы о культурном наследии и последствиях крупных строительных проектов.

Третья серия насчитывает вдохновляющие истории о женщинах. Джавгар Магомедкадиева — кузнец из дагестанского села Харбук, с юных лет занимается ковкой холодного оружия. Она представляет собой пример невероятной силы и стойкости, способной справляться с любыми трудностями. Муж Джавгар, как она сама шутливо говорит, «охраняет телевизор» и часто прибегает к алкоголю. Меня поразила её естественная красота, которую она сама не осознаёт и не ценит, что делает её образ ещё более трогательным. Эта история — единственная из трёх, которая ещё не была опубликована.

Мы выбрали для конкурсного портфолио именно эти истории, так как они наилучшим образом отражают нашу концепцию и стиль. Каждая из них демонстрирует уникальность и глубину персонажей, а также охватывает важные темы, актуальные для современного общества. Эти истории были отобраны благодаря их эмоциональной насыщенности и способности вызывать отклик у читателя. Мы уверены, что именно они способны привлечь внимание жюри и продемонстрировать наш творческий потенциал.

Я считаю их наиболее устойчивыми и сложившимися. На самом деле, как фотограф, я не занимаюсь этим так часто. Моя основная работа в «Таких делах» заключается в фоторедактировании. Поэтому во время командировок мне приходится совмещать несколько задач: быстро сверстать материал и успеть пообщаться с героями. Мне хотелось бы больше времени уделять темам, углубляться в них и работать над ними дольше.

В прошлом году вы стали обладателем награды на POY International и достигли финала на POY Asia.

В 2024 году я столкнулась с неуверенностью, так как не успела выполнить много работ. Однако, несмотря на это, я смогла договориться со своими внутренними сомнениями. В отличие от предыдущих лет, когда я была уверена в качестве своих проектов, сейчас я испытывала некоторые колебания. Тем не менее, получение этой награды стало для меня приятным сюрпризом и подтверждением того, что даже в сложные времена стоит продолжать творить и верить в себя.

Телеграм-канал, посвященный любителям фотографии. Здесь вы найдете вдохновение, советы по съемке, рекомендации по обработке изображений и обсуждения актуальных трендов в мире фотографии. Присоединяйтесь к нам, чтобы делиться своим опытом и учиться у других фотографов. Наш канал поможет вам развить ваши навыки и найти единомышленников. Будьте в курсе новостей и событий в мире фотографии вместе с нами.

Если вы хотите узнать о разнообразии литературы, подписывайтесь на наш ресурс. Мы публикуем произведения талантливых российских авторов, следим за мировыми конкурсами и делимся творческими лайфхаками от практиков. Откройте для себя новые горизонты в литературе и расширьте свои знания о современных тенденциях в писательстве.

«Кажется, пора в командировку»

Путешествуя по России, вы, вероятно, замечаете яркие контрасты жизни в различных регионах. Эти поездки открывают уникальные аспекты культуры, традиций и образа жизни людей. Прелесть таких путешествий заключается в возможности увидеть многообразие нашей страны, ощутить атмосферу каждого региона и познакомиться с его историей. Это не только обогащает личный опыт, но и позволяет лучше понять, как разные факторы влияют на жизнь людей в разных уголках России. Каждая поездка становится ценным уроком, расширяющим горизонты восприятия и способствующим культурному обмену.

Я не так часто путешествую, как хотелось бы. Совмещать карьеру и материнство порой сложно: ощущаю себя жонглёром, балансирующим множество задач. Что касается контрастов, то я живу в Самаре, в спальном районе на окраине города. Для меня нет заметной разницы между той Россией, которую я ежедневно вижу, и той, которую открываю во время поездок.

В командировках меня всегда поражает радушие, с которым нас встречают. Во время поездки в Дагестан с Женей, когда мы направлялись к Джавгару, я была за рулем арендованной машины. Ночь застала нас в дороге, и туман создавал опасные условия на горном серпантине. Видимость была практически нулевой, а до пункта назначения еще далеко. Я испытывала сильный страх перед серпантинами, и в результате у меня началась паника. Я остановила машину на обочине, осознав, что не смогу продолжать движение.

Парень, проезжавший мимо, изначально направлялся в другую сторону, но остановился, чтобы выяснить, в чем дело, и предложил сопроводить нас до ближайшего села. В селе нас встретил другой мужчина, который привел к своей матери. В ту ночь мы оказались у незнакомой дагестанской женщины, которая щедро угостила нас чуду и подготовила для нас кровать. Это было удивительное и радостное событие, оказаться в такой дружелюбной атмосфере и получить помощь от незнакомцев.

Как документалист, вы неизбежно сталкиваетесь с людьми, чьи жизни полны испытаний и сложных событий. Эти истории оставляют глубокий след в вашем сознании и формируют ваше восприятие мира. Вы начинаете осознавать, насколько разнообразны человеческие судьбы и как разные обстоятельства могут влиять на личные выборы. Каждая встреча с человеком, у которого тяжелая жизнь, погружает вас в его мир, заставляя задуматься о человеческой природе, надежде и стойкости. Эти взаимодействия не только расширяют ваш кругозор, но и углубляют понимание социальных проблем, с которыми сталкиваются многие люди. Таким образом, каждая история становится не просто документальным материалом, а важным уроком о жизни и человеческом достоинстве.

Документальная фотография наполняет нашу жизнь смыслом, отражая заветы Достоевского: страдания делают нас лучше. Прикосновение к чужой жизни обогащает нас духовно, независимо от того, является ли эпизод веселым или печальным. Наш моральный кругозор расширяется, когда мы наблюдаем, как люди, даже в самых сложных ситуациях, находят силы продолжать жить, радоваться и не сдаваться. Люди вдохновляют, и именно поэтому документальная фотография занимает особое место в моем сердце. Она позволяет запечатлеть моменты, которые учат нас ценить жизнь и понимать, что каждый имеет свою историю.

Снимки из материала «Жалко родину»Фото: Дарья Асланян для издания «Такие дела»
Снимки из материала «Жалко родину»Фото: Дарья Асланян для издания «Такие дела»
Снимки из материала «Жалко родину»Фото: Дарья Асланян для издания «Такие дела»

Вы начали свою карьеру в качестве коммерческого фотографа?

Я долгое время испытывала страдания, и на протяжении многих лет сталкивалась с личными трудностями. С рождения и до 35 лет я ощущала себя психологически «поломанной». Однако я нашла в себе силы изменить ситуацию и проработала свои внутренние проблемы. Этот процесс самосовершенствования совпал с возможностью перейти из коммерческой фотографии в документальную. Это стало для меня настоящим завершением непростой главы жизни.

Переход в документалистику произошел естественным образом, когда я начал осознавать важность реальных историй и событий. Меня всегда интересовали человеческие судьбы и то, как они переплетаются с историей. Документальные фильмы и проекты позволяют глубже понять мир вокруг нас, раскрывая сложные темы через призму личных рассказов. Этот переход стал для меня не просто профессиональным выбором, но и возможностью внести свой вклад в общественное сознание, освещая актуальные проблемы и события. Я стремлюсь создавать контент, который не только информирует, но и вдохновляет зрителей на размышления и действия.

В 2016 году, после рождения третьего ребенка, я узнала о возможности подать заявку на бесплатное обучение в школе «Докдокдок». Изначально коммерческая фотография казалась мне незначительной, и я чувствовала, что существует что-то более глубокое и значимое в искусстве фотографии. Решив не упустить шанс, я отправила заявку и выиграла. Это обучение открыло для меня удивительный мир фотографии, и я осознала, в каком направлении хочу развиваться.

Работа документальным фотографом предоставляет уникальную возможность запечатлеть реальные события и истории, отражая жизнь в её настоящем виде. Этот вид фотографии позволяет не только развивать творческие навыки, но и углубляться в социальные вопросы, исследуя разнообразие человеческого опыта. Документальная фотография помогает передать эмоции, атмосферу и контекст, а также способствует осознанию важности событий, которые могут остаться незамеченными. Кроме того, работа в этой сфере развивает аналитическое мышление и внимание к деталям, что является важным аспектом в создании качественного визуального контента. Таким образом, профессия документального фотографа не только обогащает личный опыт, но и способствует распространению знаний о культуре и обществе.

Когда я занимаюсь съемкой, я испытываю истинное счастье. Это занятие стало неотъемлемой частью моей жизни, и я не могу представить себя без него. Мой муж изначально был против моего увлечения и не поддерживал меня, но со временем он осознал, насколько это важно для моего эмоционального состояния. Теперь, когда я становлюсь раздражительной, он сам напоминает мне: «Пора в командировку». Съемка не только приносит мне радость, но и помогает находить гармонию в жизни, что делает наше совместное существование более комфортным.

Эта потребность в создании видео или фотографий отражает желание запечатлеть важные моменты жизни, сохранить воспоминания и поделиться ими с другими. Съемка позволяет выразить свои эмоции, передать атмосферу событий и создать уникальные образы. Она становится способом самовыражения и коммуникации, а также инструментом для документирования значимых событий. В современном мире, где визуальный контент играет ключевую роль, умение снимать и создавать качественные материалы становится не только увлечением, но и важным навыком.

Документальная фотография — это мощное средство выражения, позволяющее передать людям красоту и горечь нашего мира. Я чувствую необходимость делиться этим опытом. Хочу показать всем: «Посмотрите, какие замечательные бабушки, а какой удивительный мост». В каждой фотографии заключена история, которая подчеркивает уникальность и значимость повседневной жизни.

Не всегда все истории имеют положительный окрас; иногда встречаются и сложные материалы. У меня их немного, так как мне некомфортно работать с такими темами. Эти ситуации вызывают у меня сильные эмоции, и я опасаюсь, что могу причинить кому-то боль.

Конечно, мы можем предоставить пример выполненной работы. Это позволит вам оценить качество и уровень наших услуг. Мы готовы продемонстрировать, как мы решали задачи, связанные с вашим запросом, и какие методы использовали для достижения наилучшего результата. Пожалуйста, уточните, какой именно тип работы вас интересует, чтобы мы могли предоставить наиболее подходящий пример.

Я снимала детей в военно-патриотическом лагере и после публикации материала столкнулась с угрозами иска от его героев и руководителя лагеря. Я испытывала сильные переживания, но не из-за страха перед судом — у меня не было оснований для беспокойства, так как материал был абсолютно беспристрастным. Меня волновало, что я причинила людям неприятности. Редакция даже выделила мне психолога, так как я чувствовала себя подавленной и не могла двигаться.

Кадр из материала «Кто соблазнит одного из малых сих…»Фото: Дарья Асланян для издания «Такие дела»
Кадр из материала «Кто соблазнит одного из малых сих…»Фото: Дарья Асланян для издания «Такие дела»
Кадр из материала «Кто соблазнит одного из малых сих…»Фото: Дарья Асланян для издания «Такие дела»

Я поделилась своей ситуацией с знакомым священником, чьё мнение для меня ценно, и он сказал: «Они обиделись на своё отражение в зеркале. Оно не всегда радует глаз». Эти слова принесли мне облегчение. Значит, всё произошло так, как должно было. Этот материал вызвал значительный отклик, включая мнение моих коллег.

Документалисты неизбежно сталкиваются с внутренними этическими вопросами, поскольку работают с реальными событиями и живыми людьми. Их задача заключается не только в передаче фактов, но и в уважительном отношении к героям своих фильмов. Этические аспекты включают в себя честность в представлении информации, соблюдение прав личности и осознание влияния, которое их работа может оказать на участников документальных проектов. Важно учитывать, как документалист может отразить реальность, не искажая ее, и как его выборы влияют на восприятие зрителей. Таким образом, этические вопросы становятся неотъемлемой частью работы документалиста, формируя его подход к созданию контента.

Я благодарна своим коллегам и редакции, которые помогают мне справляться с трудностями. Наши дружелюбные и поддерживающие рабочие чаты стали для меня настоящим источником вдохновения и радости. Ранее я и не могла представить, что смогу работать в «Таких делах», и теперь это место стало для меня вторым домом.

Я начал свою карьеру в издании, пройдя через стажировку, которая позволила мне получить ценный опыт и знания в области журналистики. Параллельно я развивал свои навыки написания статей и редактирования контента. В результате, мои работы привлекли внимание редакторов, и вскоре мне предложили постоянную позицию. Я продолжаю расти и развиваться в этой сфере, стремясь к созданию качественного и информативного контента для читателей.

Женя Волункова, ранее главный редактор издания в Самаре, стала главредом проекта «Такие дела». В это время из редакции ушёл фоторедактор Андрей Поликанов. Мы обсуждали предстоящую командировку, в рамках которой планировалось создать материал о священнике, для которого Женя собирала средства на вездеход. Я поинтересовалась, кто будет выполнять обязанности фоторедактора, и неожиданно услышала от Жени: «Хочешь — ты?» Сначала я колебалась, так как у меня не было опыта в этой роли. Но когда появляется возможность, важно её использовать.

«Конкурсы — просто интересный опыт»

Участие в конкурсах и победы в них приносят множество преимуществ. Во-первых, это возможность продемонстрировать свои навыки и креативность. Конкурсы позволяют выделиться среди других участников и привлечь внимание к собственному таланту. Во-вторых, победы в конкурсах способствуют укреплению репутации и повышению статуса в профессиональной среде. Это может привести к новым карьерным возможностям и расширению сети контактов. Также участие в конкурсах часто подразумевает получение ценных призов или наград, которые могут быть полезными в дальнейшей деятельности. В итоге, участие в конкурсах не только обогащает опыт, но и открывает двери к новым достижениям.

У самурая нет цели, есть лишь путь. Конкурсы для меня не являются самоцелью. Даже если я не буду побеждать, это не повлияет на мою страсть к съемке. Тем не менее, победы вдохновляют меня на новые творческие поиски и подтверждают, что я движусь в правильном направлении. На самом деле, я подаюсь только на такие престижные конкурсы, как Picture of the Year и World Press Photo, в то время как о других конкурсах я просто забываю.

Молодым фотографам стоит помнить, что участие в конкурсах — это важный шаг на пути к развитию и признанию. Чтобы преодолеть страх подачи своих работ, начните с понимания, что конкурсы — это возможность получить обратную связь и улучшить свои навыки. Изучите правила и требования к участию, чтобы быть уверенными в своих шансах. Не бойтесь делиться своими работами: каждый опыт, даже неудача, обогащает вас как художника. Публикуйте свои фотографии в социальных сетях и получайте мнение зрителей. Это поможет вам привыкнуть к критике и повысит уверенность в собственных силах. Помните, что каждый успешный фотограф когда-то начинал с того же. Участие в конкурсах может открыть новые горизонты и привести к интересным возможностям. Не позволяйте страху останавливать вас — вперед к новым достижениям.

Отказаться от ожидания победы — это важный шаг. Вместо того чтобы сосредоточиться на результате, стоит обратить внимание на сам процесс участия в конкурсе. Это может стать ценным и увлекательным опытом, который обогатит ваши навыки и расширит горизонты. Участие в конкурсе дает возможность не только продемонстрировать свои способности, но и обменяться опытом с другими участниками, что может привести к новым знакомствам и идеям.

Неудачи — это естественная часть жизни, и важно знать, как с ними справляться. Прежде всего, необходимо осознать, что неудачи являются возможностью для роста и обучения. Вместо того чтобы расстраиваться, постарайтесь проанализировать ситуацию и выяснить, что пошло не так. Это поможет вам избежать подобных ошибок в будущем. Также полезно установить реалистичные цели и ожидания, чтобы снизить вероятность разочарования. Не забывайте поддерживать связь с друзьями и близкими, которые могут оказать моральную поддержку в трудные времена. Важно помнить, что каждый успешный человек сталкивался с неудачами, и именно умение справляться с ними определяет наш путь к успеху.

Не могу сказать, что у меня есть вдохновляющие слова. Иногда, будучи фоторедактором, я обращаюсь к фотографам, чьи работы меня восхищают, чтобы заказать у них съемку, и часто получаю ответ, что они больше не занимаются фотографией. Мне трудно понять, как можно остановиться. Для меня прекращение съемки равно прекращению дыхания. К сожалению, неудачи могут останавливать людей, и это неизбежно. Однако, если у вас есть настоящая страсть к фотографии, ничто не сможет вас остановить. Поэтому главный вывод — необходимо по-настоящему любить свое дело, чтобы преодолевать трудности и продолжать творить.

Читать также:

Всё переплетено. Художница Лилия Луганская рассказывает о том, как повседневные вещи вокруг нас трансформируются в искусство. Её работы исследуют взаимодействие объектов и пространства, подчеркивая, как обыденное может обретать новые значения и контексты. Лилия Луганская обращает внимание на детали, которые мы часто не замечаем, и показывает, как эти элементы могут стать источником вдохновения и творческой силы. Искусство для неё — это не только творчество, но и способ переосмысления окружающего мира, где каждый предмет способен рассказать свою историю.

Профессия Фотограф

Вы с нуля научитесь делать профессиональные фото. Узнаете, как организовывать съёмки, обрабатывать кадры, руководить моделями и командой. Сможете найти свой стиль, собрать впечатляющее портфолио и начать зарабатывать на любимом деле.

Узнать подробнее