Проектная фотография

20 июня, 2025

Когда фотографу не нужна камера. Гид по работе с найденной фотографией / Skillbox Media

Стратегии апроприации, приёмы работы с готовыми изображениями и восемь впечатляющих примеров.

Источники найденной фотографии

Старые фотографии, будь то личные или семейные, представляют собой ценный материал. С течением времени в них могут открываться новые смыслы и оттенки. Личные архивы часто полны эмоций, поскольку они непосредственно связаны с вашей историей. Эти изображения становятся одним из самых востребованных источников для авторов, однако это также создает определенные сложности. Чтобы избежать клише и создать оригинальный контент, необходимо проявить креативность и нестандартный подход. Использование старых фотографий может обогатить повествование и добавить глубину, если подойти к ним с новой точки зрения.

Блошиные рынки, антикварные магазины, комиссионные магазины и онлайн-платформы, такие как Avito и eBay, являются отличными местами для поиска старых фотографий, открыток, журналов и альбомов. Эти изображения часто не имеют привязки к автору или конкретной истории, что открывает возможности для новых интерпретаций. С юридической точки зрения использование таких материалов может быть проблематичным, однако в большинстве случаев установить авторство не представляется возможным, и вероятность получения претензий минимальна. Эта анонимность позволяет создавать уникальные нарративы вокруг найденных изображений, генерируя новые смыслы и вдохновение. Используя такие материалы, можно обогатить собственные проекты и придать им оригинальность, что особенно актуально для творческих людей и коллекционеров.

Фото: Tonya Aleks / Shutterstock

Национальные библиотеки, музейные коллекции, специализированные сайты и фотобанки с бесплатным доступом представляют собой ценные источники изображений. Многие учреждения предлагают материалы с лицензиями, позволяющими их использование в творческих проектах. Эти базы данных дают возможность работать с документальными фотографиями, находить редкие изображения и комбинировать их в неожиданных контекстах. Важно учитывать исторический контекст создания фотографий, так как это может стать отправной точкой для глубокого анализа и исследования. Использование таких ресурсов обогащает творческие проекты, привнося в них уникальные визуальные элементы и историческую значимость.

Картографические сервисы, такие как Google Street View, предоставляют возможность исследовать изображения городов, улиц и даже интерьеров. К ним также можно отнести записи с видеорегистраторов и камер наблюдения, которые порой доступны в открытом доступе. Эти визуальные материалы обладают высокой степенью документальности и, как принято считать, являются «беспристрастными». Однако в таких изображениях часто встречаются визуальные аномалии, цифровые артефакты и случайные совпадения, которые могут служить основой для творческой работы. Использование этих необычных элементов в проектах позволяет создать уникальный визуальный контент и привлечь внимание аудитории.

Видеоролики, фильмы, телешоу и онлайн-трансляции представляют собой богатые источники изображений. Скриншоты дают возможность фиксировать моменты, которые не были изначально задуманы как фотографии, но обладают высокой визуальной выразительностью. Здесь отсутствует строгая привязка к документальности — можно работать с любой степенью нереальности, от реалити-шоу о преображениях до захватывающих полетов в космос. Ключевым аспектом является умение находить закономерности, темы или связи, что позволяет преобразовать изображения в полноценную серию. Важно учитывать, что правильно подобранные изображения могут значительно повысить интерес к контенту и улучшить его видимость в поисковых системах.

Читать также:

«Империя Никогда» — фотопроект, посвященный жизни в эпоху перемен, созданный на основе компьютерных игр. Этот проект исследует социальные и культурные трансформации, происходящие в виртуальных мирах, и отражает их параллели с реальной жизнью. Используя игровые пространства в качестве платформы, проект позволяет взглянуть на изменения в обществе и личных отношениях, подчеркивая важность контекста и выбора в условиях неопределенности. Фотопроект «Империя Никогда» представляет собой уникальное сочетание искусства и технологий, предлагая зрителям осмыслить влияние цифровой культуры на современное общество.

Социальные сети представляют собой обширный визуальный архив, который включает не только Pinterest, но и различные сайты знакомств, форумы и комментарии пользователей к новостям. Здесь можно найти как случайные фотографии из личных альбомов, так и мемы, которые отражают визуальный язык современной эпохи. Эти элементы могут стать основой для художественного исследования. Авторы часто интегрируют в свои работы элементы интерфейса социальных сетей, фиксируя уникальный дух времени. Дизайн социальных сетей со временем устаревает, и поэтому художественные работы становятся ценным архивным срезом эпохи, позволяя нам осмысливать и анализировать визуальную культуру современности.

Подходы к работе

Стратегия является основой концепции проекта. Она определяет ключевые направления и цели, формируя четкое представление о том, как достигнуть успеха. Правильно разработанная стратегия помогает выстроить эффективную структуру и процесс реализации, что в конечном итоге способствует достижению поставленных задач и устойчивому развитию.

Большинство проектов, использующих найденные фотографии, реализованы по одной из пяти стратегий. Эти стратегии помогают оптимизировать использование изображений и эффективно интегрировать их в различные виды контента. Выбор подходящей стратегии может значительно увеличить привлекательность и функциональность проекта.

Реконструирование или создание истории — это процесс восстановления контекста фотографии или его переосмысления. При работе с неподписанными снимками, например, открывается возможность исследовать их происхождение, выявлять связи между изображениями и формировать новые нарративы. Этот подход зачастую применяется в проектах, посвященных памяти и идентичности, позволяя глубже понять культурные и исторические аспекты, отраженные в визуальных материалах.

Разрушение и трансформация фотографии представляют собой целенаправленное изменение визуального материала. Эта техника позволяет использовать как поврежденные изображения, так и создавать новые дефекты, такие как обожженные края, рваная бумага или замазанная поверхность. Такие методы подчеркивают фрагментарность воспоминаний и акцентируют внимание на теме утраты информации. В результате возникает уникальный визуальный язык, который передает глубокие эмоциональные переживания и отражает сложные аспекты памяти.

Архивный подход представляет собой метод исследования и систематизации изображений. Этот подход позволяет собирать фотографии, объединенные определенной темой, документировать визуальные тренды и анализировать изменения восприятия различных сюжетов с течением времени. Архивный подход находит широкое применение в музеях, библиотеках и личных архивах, где важно не только сохранить визуальные материалы, но и понять их историческую и культурную значимость. Исследование архивов помогает выявить закономерности и тенденции, что способствует более глубокому пониманию визуальной культуры и её влияния на общественное сознание.

Изменение значения через сочетание изображений позволяет находить новые смыслы благодаря их соседству. Когда два несвязанных снимка располагаются рядом, возникает диалог между ними. Например, можно создать серию, в которой одна и та же сцена представлена в разных эпохах, или сочетать официальные фотографии с бытовыми кадрами. Это открывает возможности для глубокого анализа и интерпретации визуального контента, способствуя созданию уникальных художественных проектов. Такой подход не только обогащает восприятие изображений, но и способствует более глубокому пониманию культурных и исторических контекстов.

Переосмысление через текст представляет собой использование слов для изменения или усиления восприятия фотографии. Это может быть подпись, запись в дневнике, отрывок из письма или комментарий, который добавляет к изображению личный или исторический контекст. В некоторых случаях текст может противоречить изображению, создавая эффект разрыва между тем, что видно, и тем, что читается. Такой подход может вызывать у зрителя глубокие размышления и новые интерпретации, подчеркивая многослойность восприятия визуального контента.

Фото: Erman Gunes / Shutterstock

Технические приемы работы с изображениями способны изменять их внешний вид, однако они не всегда влияют на общий концепт проекта. Один и тот же прием может быть использован в различных работах или, наоборот, применен лишь один раз в рамках серии. Важно осознавать, какую функцию он выполняет в проекте и как соотносится с его целями и задачами. Правильное использование этих приемов может значительно улучшить восприятие визуального контента и подчеркнуть основные идеи, заложенные в проекте.

Коллаж является одним из наиболее популярных методов работы с изображениями, позволяющим комбинировать различные фотографии. Этот творческий процесс включает в себя разрезание изображений, соединение фрагментов из разных стилей или эпох, а также объединение фотографий с рисунками или текстом. Использование коллажа способствует созданию новых смыслов благодаря неожиданным сочетаниям элементов, что делает его привлекательным инструментом для художников и дизайнеров. Создание коллажей может быть как интересным хобби, так и мощным средством самовыражения.

Редактирование включает в себя изменение цвета, текстуры, а также добавление или удаление деталей. С помощью этого процесса можно имитировать старые фотографии, создавать эффекты размытия или цифрового шума, убирать фон и дорисовывать недостающие элементы. Данный метод часто используется для «очищения» изображений от оригинального контекста, что позволяет интегрировать их в новые нарративы. Эффективное редактирование фотографий способствует созданию визуально привлекательного контента, который может быть использован в различных проектах, включая рекламу и социальные медиа.

Повторное фотографирование представляет собой процесс съемки готового изображения в новом контексте, например, через экран, стекло, на фоне пейзажа или в отражении. Этот метод придает фотографии дополнительные смысловые слои, усложняя и искажая ее восприятие. Такой подход особенно интересен, когда необходимо подчеркнуть расстояние между оригинальным снимком и его новой интерпретацией, создавая уникальные визуальные эффекты и открывая новые горизонты для творчества в фотографии.

Манипуляция с отпечатком фотографии представляет собой физическую работу с изображением, которая может включать сжигание, разрыв, ламинирование, покраску, нашивание текстильных элементов и создание многослойной структуры. Эти техники придают фотографии материальность и могут углубить заложенные в ней идеи, делая произведение более выразительным и запоминающимся. Физическое взаимодействие с изображением не только изменяет его внешний вид, но и создает уникальный опыт восприятия, подчеркивая эмоциональную нагрузку и художественные замыслы автора.

Анимация и интерактивность — ключевые элементы, которые позволяют значительно расширить возможности цифрового изображения. К изображениям можно добавить такие элементы, как движение, звук и возможность взаимодействия. Примеры включают GIF-анимации, 3D-объекты и специальные программы, которые изменяют изображение в зависимости от действий пользователя. Такой подход не только обогащает визуальный контент, но и позволяет создать более увлекательный и запоминающийся опыт для зрителя, выходя за пределы традиционной фотографии. Внедрение анимации и интерактивности делает изображения более привлекательными и актуальными в современных цифровых медиа.

Эти стратегии и приемы эффективно применяются на практике.

«Фотографии других людей»

Немецкий художник Йоахим Шмид занимается сбором и классификацией найденных фотографий, включая как любительские снимки с барахолок, так и изображения из интернета. Шмид систематизирует их по различным тематическим категориям, таким как животные, еда, селфи в зеркале и другие. Его работа не только подчеркивает разнообразие визуальной культуры, но и исследует значение и контекст этих изображений в современном обществе. Проекты Шмида открывают новые перспективы для понимания фотографии как искусства и средства общения.

В проекте «Фотографии других людей» / Other People’s Photographs автор исследует не только визуальные клише, но и коллективные паттерны восприятия. В отличие от идеализированных типологий, созданных профессиональными фотографами, его подборки представляют повседневную реальность в её истинном свете. Этот подход позволяет глубже понять, как различные культуры и сообщества воспринимают мир вокруг себя, предоставляя уникальную возможность взглянуть на жизнь через призму обыденных моментов.

Фото: Joachim Schmid
Фото: Joachim Schmid
Фото: Joachim Schmid

«Новая американская фотография»

Фотограф Даг Рикард активно использует изображения из Google Street View, чтобы запечатлеть жизнь в американской глубинке. Его проект «Новая американская фотография» представляет собой уникальное сочетание элементов road movie и традиционной документальной фотографии. Работы Рикарда отражают повседневную жизнь провинциальной Америки, подчеркивая её реалии и социальные проблемы. Эти снимки не только документируют места, но и создают глубокий визуальный рассказ о культуре и жизни людей, живущих вдали от крупных городов.

Фото: Doug Rickard
Фото: Doug Rickard
Фото: Doug Rickard

«Бурке + Норфолк»

Проект Саймона Норфолка представляет собой уникальное сопоставление фотографий XIX века, выполненных ирландцем Джоном Бурке в Афганистане, с современными работами самого Норфолка. В этом проекте художник воссоздает сюжеты и композиции старых изображений, помещая их в новый контекст. Он исследует повторяющиеся визуальные коды и влияние истории на восприятие современных конфликтов. Проект также критически анализирует западный взгляд на Восток и методы его представления в фотографии, что позволяет глубже понять культурные и исторические аспекты визуального нарратива.

Фото: Simon Norfolk
Фото: John Burke
Фото: Simon Norfolk
Фото: John Burke

«Мёртвая дорога»

Проект «Мёртвая дорога» исследует историческое наследие ГУЛАГа. Денис Зезюкин использует архивные фотографии, сочетая их с современными снимками мест, где располагались лагеря. Такой подход создает визуальный диалог между историей и современностью, подчеркивая, как события прошлого продолжают влиять на восприятие окружающей действительности. Проект позволяет глубже понять сложные отношения между историей и современным пространством, раскрывая их взаимосвязь.

Фото: Денис Зезюкин
Фото: Денис Зезюкин

«История, скрытая за этим»

В проекте «История, скрытая за этим» / The Story Underneath американский художник Джон Балдессари использует кадры из старых фильмов, заклеивая лица персонажей цветными стикерами. Этот метод создает абстрактные изображения, стирая индивидуальность персонажей и акцентируя внимание на второстепенных деталях. В результате формируется новый визуальный нарратив, в котором привычные киносцены становятся частью художественного эксперимента, исследующего восприятие и интерпретацию. Балдессари предлагает зрителям переосмыслить не только саму кинематографию, но и способы, которыми мы воспринимаем и интерпретируем визуальные образы в искусстве.

Фото: John Baldessari
Фото: John Baldessari
Фото: John Baldessari

«Новые портреты»

Ричард Принс стал известным благодаря своим работам, в которых он переосмысляет концепцию авторства, присваивая найденные изображения. В своей серии «Новые портреты» / New Portraits художник использует скриншоты фотографий из Instagram, добавляя к ним собственные комментарии. Этот подход позволяет ему создать новую интерпретацию уже существующих снимков и поместить их в контекст галерейного пространства. Работы Принса вызвали активные дискуссии о вопросах приватности, авторских прав и значении изображения в эпоху цифровых медиа. Его творчество поднимает важные вопросы о том, как мы воспринимаем и интерпретируем визуальный контент в современном мире.

Фото: Richard Prince
Фото: Richard Prince
Фото: Richard Prince

Изучайте также:

Самые дорогие фотографии в мире: авторы и уникальные произведения искусства. Фотография, как форма искусства, стала неотъемлемой частью современных коллекций. Некоторые произведения достигают астрономических цен на аукционах, и это вызывает интерес как у коллекционеров, так и у любителей искусства. Среди самых дорогих фотографий мира можно выделить работы таких авторов, как Ансель Адамс, Грегори Крюдсон и Ричард Принс. Эти мастера создают уникальные визуальные образы, которые завораживают зрителей и становятся объектами инвестиций. Цены на их работы могут достигать миллионов долларов, что подчеркивает значимость фотографии как художественного направления. Узнайте больше о самых известных фотографах и их шедеврах, которые изменили представление о фотографии как искусстве.

«Бояться нечего»

Дмитрий Печурин исследует невидимую угрозу, связанную с загрязнением и радиацией. В своем проекте «Бояться нечего» он анализирует скриншоты новостных сюжетов, изучая, как средства массовой информации визуализируют опасность. Этот проект демонстрирует, что даже в объективной документальной фотографии присутствует своя эстетика, которая формирует восприятие зрителя. Печурин акцентирует внимание на том, как визуальные образы могут влиять на общественное сознание и формировать страхи, подчеркивая важность критического восприятия информации в современном мире.

Фото: Dmitry Pechurin

«Распадающиеся перспективы»

Нидерландский художник Марникс де Нийс создает 3D-модели городов, используя изображения, найденные в интернете. Его интерактивные инсталляции из серии «Распадающиеся перспективы» (Exploded Views) предоставляют зрителям возможность исследовать цифровые ландшафты, сформированные из фрагментов реальных фотографий. Эти работы размывают границы между документальной и виртуальной реальностью, создавая уникальный опыт взаимодействия с современными городскими пространствами. Инсталляции Марникса де Нийса открывают новые горизонты в восприятии городской среды, сочетая искусство и технологии.

Изображение: Marnix de Nijs

Суд вынес решение о запрете деятельности компании Meta Platforms Inc. в России, касающемся реализации социальных сетей Facebook и Instagram. Запрет обусловлен обвинениями в экстремистской деятельности. Это решение затрагивает пользователей и бизнес, которые полагались на эти платформы для общения и продвижения товаров и услуг. В условиях ограничений пользователям стоит рассмотреть альтернативные социальные сети и мессенджеры для взаимодействия в интернете.

Профессия Фотограф

Вы с нуля научитесь делать профессиональные фото. Узнаете, как организовывать съёмки, обрабатывать кадры, руководить моделями и командой. Сможете найти свой стиль, собрать впечатляющее портфолио и начать зарабатывать на любимом деле.

Узнать подробнее