Проектная фотография

3 октября, 2025

Люди и велосипед: как фото XIX века рассказывают о женской эмансипации и смене эпох / Skillbox Media

И почему ездок на велосипеде — уверенный в себе и счастливый человек. Отрывок из книги культуролога Александры Юргеневой.

В период с 1870 по 1890 год современный человек стал тем, кто стремился к динамике и не отставал от технического прогресса. Велосипед в этом контексте стал инструментом, который открыл новые горизонты для личного пространства. Культуролог Александра Юргенева исследует велосипедный спорт и символику человека с велосипедом в фотографии. Мы представляем отрывок из её книги «Человек как социальное тело», опубликованный с разрешения издательства «НЛО».

В книге «Человек как социальное тело. Европейская фотография второй половины XIX века» проводится глубокий анализ фотографий, отражающих жизнь людей различных социальных групп и профессиональных сфер того времени. Автор исследует, как формировались отношения европейцев с собственным телом в контексте социальных изменений и культурных трансформаций. Работа предлагает уникальные взгляды на восприятие тела, идентичности и социальных ролей, делая акцент на важности визуальных образов для понимания исторического контекста.

Александра Юргенева — кандидат культурологии и старший научный сотрудник сектора художественных проблем массмедиа в Государственном институте искусствознания. В своей работе она исследует влияние массмедиа на культуру, а также анализирует художественные аспекты современных медиаформатов. Александра активно участвует в научных проектах и публикациях, способствуя развитию культурологических исследований в области массовых коммуникаций и искусства.

Социум и концепт движения. Спортивное тело на фотографии

В контексте велоспорта можно выделить два главных типа изображений: фотографии с соревнований и портреты велосипедистов. В этих изображениях фигура человека и велосипед образуют неразрывный союз. На портретах владельцы велосипедов часто держатся за руль, при этом сам велосипед расположен на переднем плане или слегка сдвинут в сторону. Это создает устойчивую композицию, напоминающую форму треугольника или трапеции, что символизирует уверенность человека, который сам управляет своим путем как на дороге, так и в жизни. Это отражает образ самодостаточного человека, пришедшего на смену традиционным представителям викторианской эпохи. Конфликт поколений и телесных практик ярко иллюстрирует судьба Эдмунда Дэнжерфилда, одного из основателей журнала о велосипедном спорте Cycling, который выходит с 1891 года и в настоящее время называется Cycling Weekly. Его успехи на велогонках негативно сказались на его отношениях с отцом, владельцем фабрики, что подчеркивает напряжение между традициями и современными ценностями в мире велоспорта.

Немецкий велогонщик Альфред Гернеманн (1877–1903)Фото: Wikimedia Commons

Велосипед существенно увеличил радиус передвижения человека, упрощая путешествия по сельским районам и предоставляя горожанам возможность исследовать новые территории. Свобода передвижения, которую обеспечивал велосипед, оказала значительное влияние на различные профессии, включая почтальонов, врачей и сельских священников. Этот вид транспорта стал неотъемлемой частью их повседневной жизни, позволяя им эффективно выполнять свои обязанности и значительно сокращая время на дорогу. В результате велосипед не только изменил образ жизни людей, но и стал важным инструментом для развития сельских сообществ.

На этом необычном средстве передвижения он, городской житель, отправился в деревню, которая в то время оставалась практически неизведанной территорией для большинства людей из города.

Бристольский клуб велосипедистов и трициклистов: викторианские велосипедисты

Бристольский клуб велосипедистов и трициклистов был основан в викторианскую эпоху и стал важной частью истории велосипедного движения. Клуб объединил любителей двухколесного транспорта и стал местом встреч для энтузиастов, стремящихся развивать велосипедный спорт.

Викторианская эпоха ознаменовалась бурным развитием велосипедов и трициклов. Велосипеды стали доступными для широких слоев населения, и клубы, подобные Бристольскому, способствовали популяризации этого вида транспорта. Члены клуба участвовали в соревнованиях, организовывали велопробеги и делились опытом, что способствовало развитию велосипедной культуры.

Сегодня Бристольский клуб велосипедистов и трициклистов продолжает сохранять свои традиции, привлекая новых участников и продвигая велоспорт как здоровый и экологически чистый способ передвижения. Клуб активно участвует в организации мероприятий и социальных акций, направленных на популяризацию велосипедного движения в регионе.

Фотографии велосипедистов чаще всего создаются на свежем воздухе, но нередко клиенты позируют в ателье на фоне нарисованных пейзажей с бутафорскими кустами и деревьями. Такие снимки отображают велосипедистов в их «естественной среде». В качестве подтверждения значимости выезда за пределы городской суеты можно привести слова одного из авторов Manchester Guardian 1895 года. Он описывает свою встречу с мужчиной, который большую часть времени проводит в маленьком магазине, завешанном кожей. Этот человек с восторгом делится воспоминаниями о своей воскресной поездке: «Это был незабываемый день! Я даже остановился и слез с велосипеда, когда увидел фиалки, растущие на обочине дороги». Велосипед предоставляет возможность быстро передвигаться и менять обстановку с минимальной физической нагрузкой, особенно в сравнении с бегом. Немецкий спортивный врач Ф. А. Шмидт утверждал, что для многих женщин проехать на велосипеде пятнадцать миль — это не проблема, в то время как пешая прогулка на пять миль может быть непростой задачей. Он подчеркивал, что велосипед — это идеальный способ физической активности для тех, кто иначе остался бы дома. Велосипедисты могут наслаждаться сменой пейзажей, преодолевая значительные расстояния. Образ велосипедиста тесно связан с концепцией тела как «отражающего образы и анализирующего их в зависимости от различных воздействий», описанной А. Бергсоном в работе «Материя и память» (1896). Это динамичное тело постоянно взаимодействует с новыми объектами и реагирует на изменения в окружающей среде, что делает его символом свободы и стремления к приключениям.

Велосипедистка. 1890-е годыФото: National Museum of American History

Готовность к действию особенно ярко выражена на фотографиях велосипедисток, которые уверенно держатся за руль. Они одеты в революционную для своего времени одежду: укороченные юбки или шаровары-блумерсы, известные как «велосипедные панталоны». Эти образы символизируют не только стремление к свободе передвижения, но и ломку традиционных стереотипов о женской моде. Влияние таких нарядов на популяризацию велоспорта среди женщин неоспоримо, они стали важным шагом к созданию более комфортной и практичной женской одежды.

К началу XX века велосипедный костюм приобрел завершенный вид. Он включал короткий жакет, который носили поверх рубашки мужского кроя, а также широкие шаровары-блумеры. Этот стиль стал неотъемлемой частью гардероба велосипедистов, сочетая удобство и функциональность для активного образа жизни.

Капустина Д. Исследование влияния моды на велосипед на развитие женского спортивного костюма в конце XIX — начале XX века. В этот период велосипеды стали популярными среди женщин, что оказало значительное воздействие на изменения в спортивной моде. Женщины начали активно заниматься велоспортом, что потребовало создания удобной и функциональной одежды. Спортивные костюмы того времени стали более практичными и адаптированными для активного отдыха, с акцентом на комфорт и свободу движений. Это привело к трансформации традиционных представлений о женской моде и способствовало популяризации женского спорта в целом. Влияние велосипедной культуры на моду создало предпосылки для дальнейших изменений в дизайне и функциональности спортивной одежды для женщин, открыв новые горизонты в мире моды и спорта.

Телеграм-канал для любителей фотографии. Здесь вы найдете вдохновение, советы по съемке и редактированию, а также обсуждения актуальных трендов в мире фотографии. Присоединяйтесь к нашему сообществу, чтобы делиться своими работами, получать обратную связь и знакомиться с единомышленниками. Мы обсуждаем различные стили и техники, от портретной до пейзажной фотографии, и помогаем друг другу расти как фотографам. Не упустите возможность узнать больше о советах по оборудованию и программному обеспечению для обработки изображений. Будьте в курсе последних новостей и событий в мире фотографии, подписавшись на наш канал.

Если вас интересует разнообразие литературы и вы хотите открыть для себя новые горизонты, подписывайтесь на наш ресурс. Мы публикуем произведения талантливых российских авторов, а также следим за актуальными мировыми конкурсами. Кроме того, мы делимся творческими лайфхаками от опытных писателей, которые помогут вам развивать свои навыки. Присоединяйтесь к нам и погружайтесь в мир литературы вместе с нами.

Современное общество часто негативно воспринимает элементы мужского костюма в женском облике, что делает подобные образы на фотографиях настоящим вызовом традиционным нормам. Это визуализированное заявление о своих правах и свободе самовыражения. Одна из женщин, решившаяся на прогулку по городу в «практичном платье», делилась своим опытом, подчеркивая, как важна для нее возможность нарушать границы стиля и утверждать свою индивидуальность.

Восьмерым людям было интересно узнать адрес моего портного, а ещё большему количеству требовалось имя моего шляпника. Мимо пробежал оборванный мальчишка и с просьбой о спичках обратился ко мне: «Не могли бы вы одолжить мне спичек?» Цирюльник, находясь немного дальше по дороге, выглядел ещё лучше. Он встал на ступеньку и спросил: «Побриться, сэр?»

Цепи свободы: влияние велосипеда на Британию 1890-х годов.

В 1890-е годы велосипед стал символом свободы и независимости в Великобритании. Этот предмет, ранее доступный лишь богатым, значительно изменил общественные и социальные динамики. Велосипед открыл новые горизонты для передвижения, позволив людям преодолевать большие расстояния без необходимости полагаться на общественный транспорт или лошадей.

Влияние велосипеда на женщин было особенно заметным. С появлением велосипедов женщины получили возможность путешествовать самостоятельно, что способствовало их эмансипации и изменению традиционных ролей. Велосипеды стали не только средством передвижения, но и инструментом для социального и политического активизма.

Кроме того, развитие велосипедной инфраструктуры, включая дорожные покрытия и велодорожки, способствовало улучшению условий жизни в городах. Увеличение числа велосипедистов также стимулировало экономику, открывая новые возможности для бизнеса, связанного с производством и обслуживанием велосипедов.

Таким образом, велосипед в 1890-х годах стал не просто средством передвижения, а важным элементом культурной и социальной трансформации Британии, изменив представление о свободе, мобильности и равенстве.

Шмидт, представитель медицинского дискурса, поднимал важный вопрос о комфорте одежды, акцентируя внимание на потребностях тела. Он утверждал, что «практичное» платье, например, с укороченной юбкой, является благословением не только для женщин, увлекающихся велоспортом. Велосипед занял особое место в жизни женщин, предоставляя им возможность совершать дальние прогулки и создавая уникальное личное пространство в пути. Это пространство было недоступно при поездках на поезде или в извозчике. Женщина могла выбирать направление движения и избавляться от нежелательного соседства с попутчиками, что было особенно актуально при использовании общественного транспорта.

Тем не менее, от негативной реакции окружающих, как показано в одном из случаев, защитить велосипедистку могло лишь неудобное традиционное платье. В газете Sport im Bild описывается скандал, произошедший в предместьях Лондона, когда священник и его жена, одетая в брючный костюм, приехали на двухместном велосипеде в церковь. Прихожане выразили недовольство, но священник отстоял право своей супруги на удобство, заявив: «Чего хочет женщина, того хочет Бог». Этот инцидент подчеркивает важность выбора одежды, которая отвечает не только эстетическим, но и практическим требованиям, способствуя свободе передвижения и самовыражения женщин.

Интересно отметить, что образ женщины на велосипеде стал важным элементом эротической фотографии. В коллекции Уве Шайда представлена серия снимков, на которых полностью обнаженные модели позируют на фоне нарисованного пейзажа, изображающего улицы. Две модели расположились на цветами увитом двухместном велосипеде, одна — на трехколесной модели, а четвертая имитирует падение с велосипеда. Таким образом, свободное выражение женщин-велосипедисток трансформируется в откровенно сексуализированный образ. Этот образ, безусловно, не возник бы на фотографиях, если бы в общественном восприятии не существовала подобная коннотация, связывающая женщин и велосипеды с чувственностью и провокацией.

Велогонка, 1909 годФото: Library of Congress

Моментальные снимки велогонки имеют особое значение для нашей темы. На фотографиях, запечатлевших первый женский заезд в Англии и другие моменты, видно, как фигуры велосипедисток синхронно наклоняются вместе с велосипедами. Эти кадры передают динамику и скорость, характерные для велогонщиков. На другой фотографии спортсмены на старте крепко держатся за низкий руль, их ноги уже стоят на педалях, а тренеры поддерживают их единую структуру, готовую к стремительному старту. Даже в ателье велосипедисты часто позируют, имитируя езду, принимая характерное положение с взглядом, направленным вперед, что подчеркивает симбиоз человека и велосипеда.

Эти изображения демонстрируют позитивные аспекты автоматизации, где велосипед служит источником свободы и эмансипации, особенно для женщин. Однако некоторые противники велосипедного спорта рассматривали его как регрессивное явление, ассоциируемое с потерей прямохождения и животной осанкой. В архиве сохранились снимки различных моделей велосипедов, начиная от «пенни-фартинга» с его огромным передним колесом и маленьким задним, производившегося с 1870 года, до устойчивых трехколесных моделей и двухместных тандемов. Также можно увидеть триплеты, тандемы с «багажником» для младенцев и велосипед «Скиталец» с цепной передачей, начавший выпуск в 1884 году.

Эта галерея типов велосипедов иллюстрирует эволюцию механического средства передвижения и подчеркивает связь технического прогресса с человеческим опытом, делая жизнь более насыщенной и счастливой.

Изучайте дополнительные материалы:

Иван Филатов — фотограф, запечатлевающий суть свободы. Его работы отражают уникальные моменты, в которых выражается истинная природа человеческой свободы. Фотографии Филатова вызывают глубокие эмоции и заставляют зрителя задуматься о значении свободы в жизни каждого человека. Путешествуя по различным уголкам мира, Иван создает яркие и запоминающиеся образы, которые вдохновляют и подчеркивают важность свободы в современном обществе. Его творчество — это не просто фотографии, а истории, рассказывающие о стремлении к свободе и независимости.

Телеграм-канал для любителей фотографии. Здесь вы найдете вдохновение, советы по съемке и редактированию, а также обсуждения актуальных трендов в мире фотографии. Присоединяйтесь к нашему сообществу, чтобы делиться своими работами, получать обратную связь и учиться у других фотографов. Мы стремимся создать пространство для обмена опытом и идеями, чтобы каждый мог развивать свои навыки и увлечение фотографией.

Если вы хотите узнать о многообразии литературы, подписывайтесь на наш ресурс. Мы регулярно публикуем произведения талантливых российских авторов, следим за мировыми литературными конкурсами и делимся полезными творческими советами от практиков. Присоединяйтесь к нам, чтобы быть в курсе новейших тенденций и находить вдохновение в литературе.

Профессия Фотограф

Вы с нуля научитесь делать профессиональные фото. Узнаете, как организовывать съёмки, обрабатывать кадры, руководить моделями и командой. Сможете найти свой стиль, собрать впечатляющее портфолио и начать зарабатывать на любимом деле.

Узнать подробнее