20 июня, 2025
Нейросети и фотография: 5 громких скандалов / Skillbox Media
Сражение между фейками и реальностью.
Содержание:
«Книга Велеса»
Норвежский фотожурналист и член знаменитого агентства Magnum Photos Йонас Бендиксен задумался о будущем документальной фотографии. Он размышлял о том, сколько времени пройдет до тех пор, когда для создания «документальных фотографий» будут достаточны лишь фантазия и современные технологии. Бендиксен беспокоился о том, смогут ли профессиональные фотографы различить вымысел и реальность. Эта тревожная перспектива подтолкнула его к решению следовать старой мудрости: если не можешь победить, возглавь. Это размышление подчеркивает важность актуальных вопросов о правдивости и доверии в эпоху цифровых манипуляций.
Вдохновение для создания фейков фотожурналистом пришло от истории о городке Велес в Северной Македонии, который получил репутацию фабрики фейковых новостей в поддержку Дональда Трампа во время президентских выборов в США в 2016 году. Исследователь Бендиксен также обнаружил существование «Велесовой книги» — предполагаемого древнеславянского манускрипта, который учёные признали фальсификацией. Вдохновленный этой темой, фотограф решил поиграть с контекстами и создать свою версию «Велесовой книги», исследуя границы между истиной и ложью в современном информационном пространстве.
Перед пандемией 2020 года фотограф отправился в Северную Македонию, где в Велесе сделал серию фотографий городской жизни. Однако на этих снимках не оказалось людей. Для создания персонажей фотограф использовал компьютерные технологии. С помощью программы для 3D-моделирования он создал аватары, которые затем интегрировал в реальные кадры города, добавив к ним реалистичное освещение. В качестве вступительной статьи к фотокниге норвежец применил нейросеть GPT-2, которая обработала фактические тексты о Велесе из различных СМИ. Также нейросеть сгенерировала «цитаты» персонажей книги, что добавило уникальности и глубины проекту.
Бендиксен начал публиковать фрагменты своей книги и ожидал немедленного разоблачения. Сегодня его аватары выглядят достаточно примитивными, однако в 2021 году никто не подозревал фотографа Magnum в нечестных манипуляциях. Даже 3D-медведи, якобы бродящие по окраинам Велеса, не вызвали сомнений. Коллеги активно хвалили его работы в социальных сетях, и некоторые особенно выделяли содержательный текст, который сопровождал фотографии.
Бендиксен решил продвинуться дальше и отправил свои работы на фестиваль фотожурналистики Visa pour l’Image, где получил приглашение занять значимую площадку. Потеряв надежду на внимание со стороны кураторов, фотограф решил самостоятельно разоблачить себя. Он создал фейковый профиль в Facebook, изображая вымышленную «владелицу» — портрет, как ни странно, также был создан с помощью нейросетей. «Хлоя Мискин» завела знакомства с шестью сотнями профессионалов в области фотографии и начала разоблачать Бендиксена. Однако реакция была холодной. Тогда Хлоя обратилась к более критичной аудитории в Twitter, где её поддержали и уличили Бендиксена во лжи. Норвежец вздохнул с облегчением и стал откровенно делиться правдой в интервью. Таким образом, «Велесова книга» стала частью современного искусства.
Портрет двух женщин
В 2023 году наступило будущее, о котором так долго беспокоился Бендиксен. Немецкий фотограф Борис Эльдагсен стал победителем престижного фотоконкурса Sony Award в открытой творческой категории и затем открыл, что его «фотография» была создана с использованием искусственного интеллекта. Этот случай поднимает важные вопросы о роли AI в искусстве и фотографии, а также о том, как технологии меняют наше понимание авторства и творчества.
Эльдагсен представил свою работу на конкурс, не указав использование искусственного интеллекта в процессе создания изображения, так как правила позволяли применять «любое устройство». Чёрно-белый портрет двух женщин разных поколений получил название «Псевдомнезия: Электрик», где первая часть термина подразумевает «ложную память».
Художник, попавший в шорт-лист конкурса, сообщил организаторам о своем опыте работы с искусственным интеллектом, указав ссылки на свой сайт и социальные сети. В его практике последние проекты были сосредоточены на экспериментах с ИИ, но организаторы не задали никаких вопросов. Его работа заняла первое место. На следующий день фотограф обратился к организаторам с предложением обсудить влияние нейросетей на фотоиндустрию, отметив как их потенциальные преимущества, так и возможные риски. Эльдагсен получил лишь краткий ответ, в котором его уведомили о том, что он может сохранить свою награду.
После официального объявления о победе Эльдагсена разразился скандал. Журналисты начали задавать вопросы организаторам конкурса относительно характера его работы. Выяснилось, что ключевые фигуры в конкурсе, вероятно, не были осведомлены о происходящем. Тем не менее, фотограф утверждает, что трижды предлагал организаторам начать открытое обсуждение о роли нейросетей в фотографии, но его инициативы не нашли отклика.
Эльдагсен отказался от награды, так как считает, что фотография и изображения, созданные с помощью искусственного интеллекта, не должны смешиваться. В своём заявлении он охарактеризовал этот момент как исторический — впервые на значительном конкурсе был присуждён приз «синтетической» работе. Эльдагсен назвал себя «нахальной обезьяной», решившей проверить, готовы ли фотоконкурсы к эпохе нейросетей. Результаты оказались неутешительными: его работа была снята с конкурса, удалена с веб-сайта, а также убрана со стенда выставки, на которой экспонировалось «живое» изображение. Этот инцидент поднимает важные вопросы о будущем фотоконкурсов и места искусственного интеллекта в творчестве.
Эльдагсен продолжает исследовать потенциал искусственного интеллекта. Он подчеркивает, что изображения, созданные с помощью ИИ, не следует называть ИИ-фотографией, чтобы избежать недоразумений. Вместо этого он предлагает использовать термин «промтография», который происходит от английского слова prompt — подсказка. Нейросеть генерирует изображения, опираясь на подсказки, предоставленные человеком. Этот подход подчеркивает важность взаимодействия между пользователем и технологией, открывая новые горизонты в области цифрового искусства.
Читать также:
В 2023 году искусственный интеллект стал катализатором появления новых профессий, которые открывают уникальные возможности на рынке труда. Специалисты в области AI теперь востребованы в различных отраслях, что приводит к формированию новых ролей и функций. Одной из таких профессий является специалист по этике искусственного интеллекта, который отвечает за соблюдение этических норм и стандартов в разработке AI-систем. Также наблюдается рост потребности в аналитиках данных, которые способны интерпретировать результаты работы ИИ и делать обоснованные выводы.
Кроме того, появились роли, связанные с обучением и адаптацией AI-технологий в бизнесе. Специалисты по внедрению AI помогают компаниям интегрировать новейшие технологии в их процессы. Важной новинкой стал также разработчик нейросетей, который создает и оптимизирует модели на основе глубокого обучения. Наконец, профессия консультанта по AI-стратегиям становится все более актуальной, так как бизнесу необходимо понимать, как эффективно использовать инновации для достижения конкурентных преимуществ.
Эти профессии отражают растущий тренд на использование искусственного интеллекта и подчеркивают важность адаптации к новым технологическим условиям.
Фото с манекенами Gucci
В 2023 году произошел интересный инцидент на австралийском фотоконкурсе. Организаторы проявили излишнюю осторожность и заподозрили, что один из представленных снимков был создан с помощью нейросети. В результате они приняли решение отклонить этот труд, что вызвало обсуждение вопросов о генерируемом искусственным интеллектом контенте и его месте в мире фотографии. Ситуация подчеркивает растущую важность различения между традиционным искусством и произведениями, созданными новыми технологиями.
На необычном снимке запечатлён молодой человек, позирующий в Сиднейском музее Powerhouse среди двух манекенов. Выставка была посвящена реквизиту из рекламных кампаний известного модного дома Gucci. Австралийка Сьюзи Догерти обратила внимание на то, как кардиган её 18-летнего сына Каспара гармонично сочетается с окружающей атмосферой, и решила сделать фото для бабушки, которая является поклонницей бренда Gucci.
Снимок, сделанный на айфон, оказался настолько ярким и красочным, что женщина решила участвовать в местном фотоконкурсе Charing Cross. О дисквалификации её фотографии она узнала через Instagram. Догерти восприняла сомнения судей как комплимент и с юмором отметила: «Я даже не знаю, как делать фотографии с помощью искусственного интеллекта».
Иэн Андерсон, один из членов жюри конкурса, сообщил, что анализ метаданных изображений не позволил определить, создано ли произведение человеком или с помощью нейросети. Этот вопрос поднимает важные аспекты в области искусственного интеллекта и авторства в цифровом искусстве. Специалисты продолжают искать способы различать работы, выполненные людьми и алгоритмами.
Когда мы впервые увидели это изображение, оно сразу привлекло наше внимание. Однако я заметил, что оно имеет определенные черты, характерные для искусственного интеллекта. Это вызвало у нас обсуждение, и в итоге мы пришли к выводу, что не можем с уверенностью утверждать, является ли это изображение результатом работы ИИ. Тем не менее, учитывая наши сомнения, мы решили быть осторожными с его использованием.
Андерсон подчеркнул, что в будущем на конкурсах может возникнуть необходимость введения отдельной категории для изображений, созданных с помощью искусственного интеллекта. Это станет важным шагом к признанию и учету уникальных особенностей ИИ-генерируемого контента.
Розовый фламинго
Конкурсы и категории для ИИ-изображений становятся всё более распространёнными. В таких мероприятиях также нередко происходят интересные и неожиданные случаи.
Летом 2024 года фотограф Майлз Астрей завоевал третье место на престижной премии 1839 Color Photography Awards в категории изображений, созданных с помощью искусственного интеллекта. Судьи конкурса были удивлены, не сумев распознать, что фотографии Астрея являются результатом работы человека, а не машины. Этот случай подчеркивает растущее влияние технологий на мир фотографии и творческого искусства.
Отправка аутентичного снимка розового фламинго, прижавшего голову к крылу, на конкурс ИИ-изображений стала возможной благодаря предыдущим фотоскандалам. К 2024 году многие конкурсы начали официально запрещать использование нейросетей, что сделало судей более внимательными и критичными. Но что произойдет, если поступить иначе? Можно ли ввести в заблуждение тех, кто считает, что перед ним искусственное изображение? Это поднимает важные вопросы о подлинности и этичности в мире цифровой фотографии.
Задуманный трюк оказался успешным. Фотография с фламинго заняла третье место по версии профессионального жюри, в состав которого вошли представители таких авторитетных организаций, как The New York Times, Getty Images и Christie’s. Кроме того, работа получила приз зрительских симпатий, что подчеркивает её популярность среди широкой аудитории.
Астрей утверждает, что его целью было показать, что природа по-прежнему способна одержать победу над технологиями, а нейросети не могут полностью заменить настоящих художников. Он акцентирует внимание на уникальности человеческого творчества и его способности передавать эмоции и чувства, которые машины не способны воспроизвести. Важность искусства и его связь с природой остаются незыблемыми, несмотря на развитие искусственного интеллекта.
Важная общественная дискуссия о преимуществах и недостатках этой революционной технологии продолжается, и я хочу внести в неё свои мысли. Я рад, что эксперимент подтвердил мою гипотезу: ничто не сравнится с фантазией и креативностью Матери-природы, — отметил Астрей в комментарии для сайта PetaPixel. Эта тема становится всё более актуальной, так как технологии стремительно развиваются и влияют на различные аспекты нашей жизни.
Астрей, как и Бендиксен и Эльдагсен, самоуличил себя в нарушении правил конкурса. После его признания об этом, участник был дисквалифицирован, а его работа удалена с сайта мероприятия. Организаторы подчеркнули, что ценят «мощный месседж» фотографа, однако подчеркивают, что соблюдение правил является важным для обеспечения честности среди всех участников.
Midjourney на сельскохозяйственной ярмарке в Колорадо
Если трое предыдущих героев стремились вызвать общественную дискуссию о нейросетях в искусстве, то участник этой истории не имел таких намерений. Тем не менее, его действия привели к тому, что обсуждение стало неизбежным.
В 2022 году Джейсон Аллен, руководитель компании по производству настольных игр, стал победителем в категории «Цифровое искусство / цифровая обработка фотографии» на арт-конкурсе, проходившем в рамках сельскохозяйственной ярмарки в штате Колорадо. На первый взгляд, его успех выглядел вполне заслуженным и безоблачным. Однако за этой победой скрываются вопросы и проблемы, которые могут повлиять на репутацию как самого Аллена, так и всего конкурса.
Автор работы «Космический оперный театр» Джейсон Аллен честно указал, что использовал для создания своего произведения нейросеть Midjourney. Однако пожилые судьи в жюри конкурса не знали, что Midjourney является инструментом искусственного интеллекта, а не традиционным фоторедактором, таким как Photoshop. Правила конкурса не уточняли допустимые методы создания цифрового искусства, и Аллен стремился продемонстрировать, что нейросети могут быть эффективным инструментом для художников. Это событие поднимает вопросы о будущем цифрового искусства и роли технологий в творческом процессе.
После объявления о победе Аллена в социальных сетях разгорелся скандал. Пользователи начали обвинять его в том, что он стал причиной угасания творческих профессий. Этот ажиотаж вызвал бурные обсуждения в серьезной прессе, где затрагивались вопросы этики и будущего искусства. Вопросы о том, как технологии влияют на креативность и роль человека в художественном процессе, стали центральной темой обсуждений.
Аллен опроверг обвинения в том, что он не является автором своей работы. Он пояснил, что провел несколько недель за компьютером, настраивая нейросеть для достижения желаемого результата и обрабатывая изображение.
Что, если взглянуть на ситуацию с другой стороны: предполагаем, что художник намеренно поставил себя в сложные условия для создания своего произведения? Например, он рисовал, находясь в неудобной позе, или испытывал физические страдания во время работы. Должна ли его работа оцениваться иначе, чем произведения, созданные в традиционных условиях? Вероятно, в будущем для таких работ будет создана отдельная категория, как, например, «Искусство, созданное с помощью ИИ». Это поднимает вопрос о том, как мы воспринимаем искусство и как контекст влияет на его оценку. Важно учитывать, что условия создания произведения могут значительно влиять на его восприятие и ценность.
Он оказался прав.
Оптимизируйте свой контент для поисковых систем, чтобы повысить видимость и привлечь целевую аудиторию. Используйте ключевые слова естественным образом, чтобы сохранить читабельность текста. Обратите внимание на структуру и форматирование, чтобы улучшить пользовательский опыт. Помните, что качественный контент должен предоставлять ценную информацию и отвечать на вопросы читателей. Регулярно обновляйте материал, чтобы поддерживать его актуальность и соответствие современным требованиям.
Читайте также:
Искусственный интеллект в современном искусстве: 16 проектов, демонстрирующих трансформацию творчества. В этой подборке представлены работы художников, использующих ИИ для создания уникальных произведений искусства. Эти проекты иллюстрируют, как технологии могут изменить восприятие и процесс создания, открывая новые горизонты для творчества. От генеративного искусства до интерактивных инсталляций — каждый проект показывает, как искусственный интеллект становится неотъемлемой частью художественного процесса. Исследуйте, как ИИ влияет на искусство, и как художники адаптируют свои методы работы в условиях новых технологий.
Судом было принято решение о запрете деятельности компании Meta Platforms Inc. в России, касающейся реализации социальных сетей Facebook и Instagram. Основанием для этого решения послужили обвинения в осуществлении экстремистской деятельности. Запрет на использование данных платформ в Российской Федерации подчеркивает серьезность подхода к контролю за онлайн-ресурсами и их влияние на общество.
Профессия Фотограф
Вы с нуля научитесь делать профессиональные фото. Узнаете, как организовывать съёмки, обрабатывать кадры, руководить моделями и командой. Сможете найти свой стиль, собрать впечатляющее портфолио и начать зарабатывать на любимом деле.
Узнать подробнее