20 июня, 2025
Ни одна эпоха не знала себя так хорошо и так плохо: парадоксы фотографии / Skillbox Media
Отрывок из сборника «Орнамент массы» немецкого исследователя массовой культуры Зигфрида Кракауэра.
Содержание:
Зигфрид Кракауэр, социолог и теоретик культуры, написал свою статью «Фотография» почти сто лет назад, в которой исследует взаимосвязь между обилием фотографий и человеческой памятью. Это эссе, наряду с другими работами на тему технических инноваций и массового искусства, стало частью сборника «Орнамент массы. Веймарские эссе». Кракауэр подчеркивает влияние фотографий на восприятие реальности и память, что делает его труд актуальным и сегодня в контексте обсуждения роли визуальных медиа в современном обществе.
Согласие издательства Ad Marginem позволяет нам представить отрывок из статьи.
Фотография
Современные дневные издания всё чаще используют иллюстрации в своих текстах. Возможно ли представить журнал без качественных изображений? Фотография сегодня играет ключевую роль, что подтверждается увеличением числа иллюстрированных газет. Эти издания предлагают разнообразие образов, которые когда-либо создавались кинозвездами для зрителей и камер. Матери с интересом следят за новорожденными, а молодёжь восхищается изящными женскими формами. Женщины с замиранием сердца смотрят на звёзд спорта и искусства, которые появляются на борту океанских лайнеров, отправляющихся в путешествия.
В отдалённых уголках мира также развиваются важные события, но в центре внимания оказываются не они, а города, природные катастрофы, духовные лидеры и политики. Например, в Женеве проходит конгресс Лиги Наций, который демонстрирует, как ведут переговоры такие фигуры, как Штреземан и Бриан. Кроме того, важно освещать новые модные тенденции, чтобы молодые женщины летом знали, как подчеркнуть свою красоту. Такова светская жизнь моделей, которые всегда в компании кавалеров, а также освещение глобальных событий, таких как природные катастрофы и влияние политиков. Важно предоставлять информацию и для молодых матерей, чтобы они могли следить за новостями и находить актуальные советы для своих детей.
Иллюстрированная пресса выполняет важную задачу — предоставляет полное представление о мире, доступном для фотографического восприятия. Она фиксирует пространственные аналогии людей, состояний и событий с различных ракурсов. Основой иллюстрированной прессы является метод, используемый в еженедельных киножурналах, представляющих собой подборку фотографий, в то время как полноценный фильм использует фотографию как средство повествования. Наша эпоха обладает уникальным уровнем самопознания, если под «знанием» понимать способность точно передавать изображения вещей в фотографическом формате.
Фотографии, заполняющие страницы журналов, в основном отображают реальность. Они служат знаками, напоминающими об объектах, которые, по сути, предлагается узнать. Однако задача еженедельного фоторациона не сводится к простому напоминанию о знакомых образах. Поток фотографий, который заполняет журналы, способен затмить воспоминания и уничтожить нашу способность воспринимать уникальность вещей. Аналогичная участь ожидает и произведение искусства после его репродукции. Копия, казалось бы, должна вдохнуть новую жизнь в оригинал, но на практике она растворяет его в множестве, превращая в художественную фотографию.
Читатели иллюстрированных журналов исследуют мир, который не могут воспринять непосредственно, благодаря изображениям в этих журналах. Непрерывность пространства, как его видит камера, затмевает особенности воспринимаемого объекта, размывая границы его «истории». Ни одна эпоха еще не знала себя столь плохо. С появлением иллюстрированных журналов возник один из наиболее эффективных способов бойкотирования познания. Успех такой стратегии во многом зависит от привлекательного расположения изображений. Соседство образов систематически уничтожает взаимосвязи, открывающиеся для познания. «Образная идея» вытесняет саму идею, а многослойность фотографий свидетельствует о равнодушии к предмету изображения.
Такое усреднение не случайно. Мир обрел «фотографический облик», став доступным для запечатления, так как он стремится к реализации в непрерывном пространстве, которое формируется из моментальных снимков. Порой доля секунды, необходимая для фотографической выдержки, решает судьбу спортсмена и необходимость его съемки. Подобным образом можно зафиксировать фигуры красавиц и молодых людей. Фотография поглощает все, что служит свидетельством страха смерти. Обилие фотографий пытается искоренить мысль о смерти, присущую каждому образу памяти. В иллюстрированных журналах мир предстаёт как реальность, которую можно запечатлеть на пленку, и эта запечатленная реальность прочно укореняется в вечности. Хотя кажется, что мир освобожден от смерти, на самом деле он оказался в её власти.
Узнайте больше о современных тенденциях в фотографии, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся интересными материалами, техниками и новостями из мира фотографии. Присоединяйтесь к нам, чтобы быть в курсе актуальных событий и вдохновляющих идей.
Профессия Фотограф
Вы с нуля научитесь делать профессиональные фото. Узнаете, как организовывать съёмки, обрабатывать кадры, руководить моделями и командой. Сможете найти свой стиль, собрать впечатляющее портфолио и начать зарабатывать на любимом деле.
Узнать подробнее