20 июня, 2025
Самые дорогие фотографии в мире. Кто их авторы? / Skillbox Media
Три фотографа, чьи работы продаются за миллионы долларов.
Согласно данным открытых аукционов, самые высокие цены на фотографии, созданные в XXI веке, устанавливаются работами определенных художников. В этом тексте мы рассмотрим, что именно привлекает коллекционеров и за что они готовы платить значительные суммы.
Телеграм-канал для любителей фотографии. Здесь вы найдете интересные советы, вдохновение и идеи для съемки. Присоединяйтесь к сообществу единомышленников, делитесь своими работами и получайте отзывы. Узнавайте о новых трендах в фотографии и учитесь у опытных мастеров. Канал станет отличным источником знаний и возможностей для развития ваших навыков в фотографии.
Если вам интересно, насколько разнообразной может быть литература, подписывайтесь на наш ресурс. Мы публикуем работы талантливых российских авторов, отслеживаем мировые литературные конкурсы и делимся творческими лайфхаками от профессионалов. Оставайтесь с нами и погружайтесь в мир увлекательных историй и полезных советов.
Этот бесстрастный мир
Немецкий фотограф Андреас Гурски, чьи работы занимают верхние позиции в списке самых дорогих фотографий мира, живет и работает в Дюссельдорфе. Это географическое положение играет значительную роль в его творчестве. Чтобы понять, что сделало Гурски одним из самых высокооплачиваемых художников XXI века, необходимо обратиться к его истории и развитию на протяжении нескольких десятилетий.
В 1970-1980-х годах в Дюссельдорфской академии художеств преподавал концептуальный фотограф Бернд Бехер. Вместе с супругой Хиллой они приобрели известность благодаря своим черно-белым сериям фотографий промышленных объектов Германии и объективному подходу к съемке. Этот стиль работы стал основой для новых направлений в фотографии, в том числе нового течения, известного как новая бесстрастность, которое активно развивали их ученики. Одним из выдающихся представителей этого направления стал Андреас Гурски, который продолжил традиции Берхера и внес значительный вклад в современную фотографию.
Нейтральный взгляд на объект съемки, равномерное освещение и отсутствие выразительных эмоций илиNarrative в кадре — ключевые характеристики нового стиля бесстрастной фотографии. Этот подход акцентирует внимание на чистоте форм и текстур, позволяя зрителю сосредоточиться на визуальных аспектах изображения без отвлекающих деталей. Бесстрастность в фотографии открывает новые горизонты для интерпретации, предоставляя возможность каждому зрителю создать собственное восприятие увиденного.
В начале своей карьеры Гурски придерживался документального стиля фотографии, однако вскоре стал пионером в использовании цифровых технологий для обработки изображений. С помощью цифровых манипуляций он создает «преувеличенную» реальность, представляя её в том виде, в котором хочет. Используя технику фотомонтажа, Гурски объединяет несколько кадров, сделанных с одной точки в разное время, в одно целое. В результате появляются его известные работы, изображающие человеческие муравейники, которые погружают зрителя в уникальную визуальную атмосферу.
В отличие от своих предшественников, таких как Бехеров, Гурски включает людей в свои фотографии, но акцентирует внимание не на индивидуальностях, а на безликих толпах. Его работы часто создаются с использованием высоких точек съёмки, что подчеркивает масштабность и многослойность сюжетов. Гурски представляет свои фотографии в формате крупных отпечатков, обычно размером два на три с лишним метра. Эта высокая степень детализации позволяет зрителю рассмотреть каждую мелочь при близком взгляде, в то время как при наблюдении с расстояния элементы изображения сливаются в геометрическую абстракцию. Такой подход не только демонстрирует мастерство художника, но и создает уникальный визуальный опыт, который привлекает внимание зрителей и заставляет их переосмыслить восприятие современных городских пейзажей и социальных взаимодействий.
Признание фотографа наступило в 1990-е годы. Критики отметили, что его работы отражают мир массового потребления и жизнь людей в эпоху глобализации. Гурски мастерски фиксирует и подчеркивает ключевые аспекты, определяющие существование современного человека: бесконечные ряды в торговых центрах, динамику фондовых бирж и многотысячные концерты. Его уникальное видение мира стало узнаваемым благодаря способности передавать сложные социальные и культурные реалии через свои фотографии.
Коллекционеры, вероятно, ценят уникальность и инновационность работ известных фотографов. В 2007 году одна из культовых работ Андреаса Гурски, диптих «99 Cent II», изображающий американский дискаунтер, была продана на аукционе Sotheby’s за 1,7 миллиона фунтов стерлингов, что эквивалентно примерно 2,2 миллиона долларов. В 2011 году на аукционе Christie’s его фотография «Rhine II» была продана за рекордные 4,3 миллиона долларов. Этот снимок, который запечатлел пустынный пейзаж у реки Рейн, стал знаменитым благодаря тому, что фотограф удалил все отвлекающие детали, такие как здания и велосипедисты, что делает его одним из самых дорогих и знаковых произведений в мире фотографии.
Взять чужое и поменять контекст
В начале 2024 года суд постановил, что американский художник Ричард Принс должен выплатить фотографам Дональду Грэму и Эрику Макнэтту 900 тысяч долларов в качестве компенсации за нарушение авторских прав. Принс использовал их фотографии в своей выставке «Новые портреты», представляя распечатанные скриншоты страниц из Instagram. Работы художника продавались галереей за десятки тысяч долларов, что подчеркивает значимость авторских прав в современном искусстве и необходимость защиты интеллектуальной собственности. Этот случай стал важным прецедентом в области искусства и прав на изображения в цифровую эпоху.
Как «вор» Принс стал одним из самых значимых и богатых художников современности? Его творчество вызывает много вопросов и обсуждений. Принс известен своей способностью использовать существующие произведения искусства и перерабатывать их, создавая нечто новое и оригинальное. Этот подход к искусству, который некоторые воспринимают как кражу, на самом деле представляет собой инновационную форму самовыражения и комментарий к вопросам авторства и ценности в эпоху цифровых технологий. Его работы вызывают интерес у коллекционеров и инвесторов, что способствует его финансовому успеху. Принс демонстрирует, как современное искусство может пересекаться с коммерцией, и его влияние на искусство и культуру продолжает расти.
Решение суда завершило десятилетнюю судебную тяжбу, в которой Принс утверждал, что его намерением не было просто воспроизвести изображения. Он стремился придать им новый контекст, иронизируя над поведением людей в социальных сетях. Этот случай подчеркивает важные аспекты авторского права и свободного выражения в цифровую эпоху, а также демонстрирует, как искусство может пересекаться с современными технологиями и культурой.
Апроприация — это метод, при котором готовое изображение используется и наделяется новым смыслом. Ричард Принс является одним из самых известных представителей этого подхода в современном искусстве. Его работы демонстрируют, как можно переосмыслять визуальные материалы, создавая новые контексты и значения. Использование апроприации позволяет художникам исследовать темы авторства, оригинальности и культурного заимствования, что делает этот метод актуальным в современном художественном дискурсе.
В 1980-е годы Ричард Принс произвёл настоящую революцию в искусстве, создав фотографии фотографий из рекламной кампании Marlboro. Культовый образ ковбоя стал символом свободы и американской мечты, способствуя продажам сигарет. Принс воспринял эту рекламу как общественное достояние и разработал свой уникальный метод, который он назвал «перефотографирование». По его собственным словам, в тот период он ещё не умел работать с камерой. После успеха с ковбоями Принс продолжил «присваивать» яркие образы из американской повседневной жизни, тем самым ставя под сомнение существование оригинала в условиях массовой культуры. Это привело к глубоким размышлениям о природе искусства и авторства в современном мире.
Тезис художника о подлинности является ключевым аспектом постмодернизма, который утверждает, что универсальная истина не существует. В рамках постмодернистской философии также наблюдается отказ от традиционных условностей, разрушение табу и критический подход к капиталистическим структурам. Эти идеи подчеркивают разнообразие мнений и отсутствие единого подхода к пониманию искусства и культуры, что делает постмодернизм актуальным и важным для современного общества.
Некоторые считают, что использование чужого труда под предлогом творчества является простым воровством, и Принс в этом контексте вызывает противоречия. Для других он представляет собой гениального художника, переосмысляющего оригинальные работы. Независимо от мнений, очевидно одно: коллекционеры готовы платить огромные суммы, зачастую с шестью нолями, за произведения искусства, созданные на основе работ других авторов. Это поднимает важные вопросы об авторских правах и ценности оригинального творчества в современном искусстве.
Тысячеликая героиня
Ещё одна значимая фигура постмодернизма, чьи произведения занимают высокие позиции в списке самых дорогих когда-либо проданных фотографий.
Синди Шерман, как и Принс, является ключевой фигурой в движении Pictures Generation, представляющем нью-йоркских художников, переосмысляющих массовую культуру и медиа. Её первая значимая серия, созданная в период с 1977 по 1980 год, включает 69 «кадров из фильмов», где Шерман изображает разнообразные женские образы, заимствованные из кино. Художница тщательно анализировала не только стиль и манеру поведения типичных киногероинь, но и особенности композиции кинокадров. В контексте феминистского движения, которое в тот период акцентировало внимание на том, как массовая культура формирует представления о женских ролях, работа Шерман обрела особое значение и стала знаковой для обсуждения гендерных стереотипов в медиа.
Шерман быстро утвердилась как ведущий автор в современном искусстве фотографии, особенно в жанре автопортрета. Она мастерски использует театральный грим, костюмы и реквизит, выполняя роли модели, фотографа и организатора при создании своих серий. Превращая своё тело в объект искусства, Синди создает стереотипные персонажи, которые напоминают знакомых нам людей. Однако сама художница не рассматривает свои работы как автопортреты, поскольку её снимки не раскрывают истинную сущность, а, напротив, стирают индивидуальность. Это делает её творчество уникальным и провокационным, заставляя зрителей задуматься о границах идентичности и самовыражения в искусстве.
Сегодня Кари Шерман признана одной из самых влиятельных художниц в мире современного искусства. Это подтверждается впечатляющими цифрами: в 2014 году на аукционе Christie’s 21 фотография из ее «киносерии» была продана за 6,7 миллиона долларов. Одним из самых дорогих произведений стал снимок Шерман #96 из серии «фотомодели», который был приобретен за почти 3,9 миллиона долларов. Также стоит отметить рекордную продажу фотографии 2004 года из серии, где художница изображена в образах клоунов — она была продана за 1,4 миллиона долларов. Эти цифры подчеркивают не только коммерческий успех работ Шерман, но и ее значимость в контексте современного искусства.
Читать также:
Селфи: причины, по которым мы фотографируемся ради лайков и комментариев
В эпоху социальных сетей селфи стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы делаем фотографии самих себя не только для того, чтобы запечатлеть моменты, но и для привлечения внимания и получения лайков. Социальные платформы создали среду, в которой одобрение со стороны других пользователей стало важным аспектом самовыражения. Лайки и комментарии служат индикаторами популярности и социальной значимости, что побуждает людей делиться своими изображениями.
Феномен селфи также связан с психологическими аспектами. Люди стремятся к признанию и одобрению, что делает селфи способом саморекламы и поиска социальной связи. Эта потребность в взаимодействии усиливается в условиях конкуренции за внимание в насыщенном информационном пространстве. Селфи помогают выразить индивидуальность и укрепить личный имидж, что особенно актуально для молодежи.
Таким образом, селфи не просто фотографии, а современный способ коммуникации и самовыражения, отражающий стремление к социальному взаимодействию и признанию.
Профессия Фотограф
Вы с нуля научитесь делать профессиональные фото. Узнаете, как организовывать съёмки, обрабатывать кадры, руководить моделями и командой. Сможете найти свой стиль, собрать впечатляющее портфолио и начать зарабатывать на любимом деле.
Узнать подробнее