Геймдев #Статьи

30 мая, 2025

30 лучших метроидваний: 5 классических и 5 современных игр

Разбираемся, что такое метроидвания и какие игры стоит попробовать любителям жанра.

Геймдизайнер с нуля до PRO: 7 шагов к успеху в профессии

Узнать больше

Мы рады сообщить о запуске нашего нового телеграм-канала «Чекпоинт». В этом канале мы делимся актуальными впечатлениями от игр, обсуждаем известных разработчиков и предлагаем разнообразные подборки для всех любителей видеоигр. Если вы ищете список лучших хорроров или хотите узнать о последних новинках, подписывайтесь на наш канал и оставайтесь в курсе самых интересных событий в мире игр.

Что такое метроидвания?

Метроидвания — это особый жанр видеоигр, название которого происходит от сочетания двух знаковых серий: Metroid и Castlevania. Это упрощённое определение, но важно отметить, что на формирование жанра также оказала влияние серия Zelda, на которую ориентировалась Castlevania: Symphony of the Night. Эта игра, выпущенная в 1997 году, стала основоположником жанра метроидвания. Важную роль в его развитии сыграла и Super Metroid, вышедшая в 1994 году, которая заложила многие ключевые элементы, характерные для метроидваний, такие как нелинейный геймплей, исследование обширных игровых миров и возможность получения новых способностей, открывающих доступ к ранее недоступным зонам. Жанр продолжает развиваться и сегодня, привлекая внимание как старых поклонников, так и новых игроков.

Термин «метроидвания» продолжает вызывать оживленные дискуссии среди поклонников видеоигр. Споры касаются того, какие именно элементы должны присутствовать в игре, чтобы она могла быть отнесена к этому жанру. Некоторые игроки полагают, что достаточно нескольких ключевых характеристик, таких как исследование и получение новых способностей, чтобы считать игру метроидвание. В то же время другие настаивают на более строгих критериях, включая необходимость в нелинейном игровом процессе и развитии сюжета. Эти разногласия подчеркивают многогранность жанра и его эволюцию с течением времени. Метроидвания остается популярным направлением, привлекающим внимание как разработчиков, так и игроков, что способствует появлению инновационных проектов и возрождению классических игр.

Мы сформулировали наш набор требований к метроидваниям, опираясь на классические примеры жанра, такие как Castlevania: Symphony of the Night. Важно отметить, что метроидвания не ограничивается только двухмерными платформерами. Игры в трехмерном формате с оригинальным игровым процессом также могут успешно вписываться в этот жанр, предлагая игрокам уникальные механики и атмосферу исследования.

Скриншот: игра Castlevania: Symphony of the Night / Konami
  • Метроидвания — это игра с открытым миром, который позволяет нелинейное исследование. В некоторых метроидваниях может быть несколько взаимосвязанных карт. Огромные нелинейные уровни также считаются частью жанра, хотя это вызывает множество споров.
  • В метроидваниях игроки должны открывать новые способности для продвижения по сюжету и нахождения секретов. Для этого существует термин «абилити-гейтинг». Классический пример: получив двойной прыжок, игрок получает возможность исследовать ранее недоступные области.
  • Исследование и бэктрекинг — ключевые элементы метроидваний. Игры должны мотивировать игроков тщательно исследовать карту и регулярно возвращаться в уже пройденные зоны для поиска секретов или новых путей. Если бэктрекинг отсутствует, игра может утратить статус метроидвании.

В этом материале мы рассмотрим лучшие игры в жанре метроидвания, соответствующие заданным критериям. Мы выделим уникальные особенности каждой из них, которые делают их выдающимися в этом жанре.

Топ-10 трёхмерных метроидваний: Погружение в мир приключений

Метроидвании в 3D-формате стали популярными, несмотря на критику со стороны пуристов. Хотя существует лишь несколько успешных трехмерных метроидваний, среди них можно выделить настоящие жемчужины. Рассмотрев такие игры, как Star Wars Jedi: Fallen Order, можно заметить, что жанр значительно расширился, однако требования к трехмерным метроидваниям остаются прежними. Чтобы лучше понять суть этих игр, достаточно представить любую из них в 2D-формате — это сразу подтвердит их принадлежность к жанру метроидвания.

Banjo-Tooie, несмотря на свою известность, часто оказывается в тени оригинальной Banjo-Kazooie. Эта игра продолжает концепцию первой части, значительно улучшая ее во многих аспектах. Одной из ключевых особенностей является продуманный бэктрекинг и возможность возвращаться в уже пройденные уровни на поезде. Это делает сбор секретов и развитие навыков важными элементами игрового процесса. Несмотря на свою простоту, дизайн уровней и юмор сохраняют свою актуальность и привлекательность даже спустя 25 лет. Banjo-Tooie предлагает игрокам уникальный опыт, сочетая увлекательный геймплей и глубокую атмосферу, что делает её обязательной для любителей платформеров.

Контраст между милой внешностью Banjo-Tooie и её сатирическим юмором делает всё ещё смешнее. Скриншот: игра Banjo-Tooie / Rare

Серия Arkham не полностью соответствует жанру метроидваний, однако Arkham Asylum можно считать ярким примером 3D-метроидвании. Игра предлагает игрокам возможность глубоко исследовать лечебницу Аркхэм, где каждая деталь создает уникальную атмосферу. Постоянное возвращение к ранее изученным локациям для поиска улучшений и секретов делает игровой процесс захватывающим. Arkham Asylum по праву занимает место среди лучших игр о Бэтмене благодаря своей проработанной атмосфере и детективному сюжету, который держит в напряжении на протяжении всей игры.

Часто можно услышать мнение, что для метроидвании в Batman: Arkham Asylum слишком много драк — но запомнили мы игру вовсе не из-за них. Скриншот: игра Batman: Arkham Asylum / Rocksteady

Darksiders 3 представляет собой уникальную 3D-метроидванию среди игр о всадниках Апокалипсиса. Несмотря на критику, касающуюся упрощенной боевой системы и коридорных уровней, игра привлекает внимание глубоким исследованием мира с элементами бэктрекинга и абилити-гейтинга. Эти механики делают Darksiders 3 особенно интересной для поклонников жанра, поскольку акцент на исследовании локаций и поиске уникальных навыков добавляет игре глубины и увлекательности. Игроки могут наслаждаться разнообразием контента и раскрытием новых аспектов игрового процесса, что делает Darksiders 3 достойным выбором для любителей приключенческих игр.

Главная героиня Darksiders 3 — Ярость. В предыдущих номерных частях мы играли за Войну и Смерть, а вот отдельную игру про Раздор мы вряд ли дождёмся. Скриншот: игра Darksiders 3 / Gunfire Games

Control от Remedy представляет собой оригинальный взгляд на жанр метроидваний. Действие игры разворачивается в постоянно меняющемся здании Федерального бюро контроля, что создает уникальную атмосферу загадки и исследования. Хотя в игре присутствует ограниченный абилити-гейтинг, она предлагает множество возможностей для бэктрекинга и получения новых способностей. Это делает её интересной для игроков, которые ценят глубокий сюжет и продуманный игровой процесс. Control выделяется среди других игр в жанре благодаря своей захватывающей механике и непредсказуемым поворотам, что заслуживает внимания геймеров, стремящихся к инновационному игровому опыту.

Оружие у героини Control всего одно, но оно меняется по ходу прохождения — тоже распространённая в метроидваниях идея. Скриншот: игра Control / Remedy

Journey to the Savage Planet предлагает игрокам уникальный открытый мир, насыщенный юмором и исследовательскими экспериментами. В отличие от линейных игр, проект не предоставляет четких подсказок, позволяя игрокам свободно исследовать окружающую среду в своем темпе. Это создает чувство полной свободы и самовыражения. Хотя в игре присутствуют элементы стрельбы, основной акцент сделан на исследовании и решении головоломок, что делает игровой процесс разнообразным и увлекательным.

Юмор в Journey to the Savage Planet далеко не такой жёсткий, как в том же «Рике и Морти», но знакомые вайбы фанаты Джастина Ройланда в игре почувствуют. Скриншот: игра Journey to the Savage Planet / Typhoon Studios

Blue Fire представляет собой увлекательное сочетание метроидвании и платформинга, предлагая игрокам оригинальные механики передвижения и глубокое исследование игрового мира. Хотя игра не достигла уровня хита, её игровая платформа и бой могут напомнить о Hollow Knight, что делает её интересной для фанатов этого жанра. Blue Fire выделяется своей атмосферой и возможностями для исследования, предлагая игрокам погрузиться в уникальные локации и испытать свои навыки в сражениях.

В свои лучшие моменты Blue Fire выглядит как удивительно гармоничная смесь Hollow Knight, Dark Souls и The Legend of Zelda: Breath of the Wild, а в худшие… просто плохо. Скриншот: игра Blue Fire / Robi Studios

Shadow Man, одна из первых трёмерных метроидваний, предлагает уникальный игровой опыт благодаря мрачному сеттингу и увлекательному геймплею. Игра сохраняет атмосферу оригинала, предоставляя игрокам возможность исследовать запутанные уровни с элементами бэктрекинга. Этот подход делает Shadow Man актуальной и привлекательной для современных игроков даже спустя более 20 лет после своего выхода. Визуальный стиль и сюжетные элементы, вдохновленные комиксами, добавляют глубину игровому процессу, в то время как множество секретов и скрытых объектов побуждают к повторным прохождениям. Shadow Man остается важной вехой в истории видеоигр, продолжая вдохновлять разработчиков и игроков по всему миру.

Shadow Man повезло с ремастером — он эталонный. Разработчики ничего не сломали, всё аккуратно подтянули и вернули кучу вырезанного из оригинала контента. Скриншот: игра Shadow Man / Acclaim Studios

Supraland выделяется на фоне других метроидваний благодаря акценту на головоломках и инновационному подходу к игровому процессу. Игра предлагает открытую карту и предоставляет игрокам свободу в решении задач, что делает её по-настоящему уникальной. Несмотря на небольшую продолжительность, Supraland увлекает игроков своим атмосферным миром и креативным геймплеем. Возможности для исследования и разнообразие головоломок способствуют глубокому погружению в игру и удержанию интереса на протяжении всего прохождения.

Разработчики предполагают, что вы умный, а потому пишут, что игра проходится примерно за 15–30 часов. Но на самом деле подвиснуть можно и на 50. Скриншот: игра Supraland / Supra Games

Metroid Prime Remastered представляет собой возвращение к классике, обновляя оригинальную игру 2002 года. С усовершенствованным управлением и улучшенной графикой, эта версия продолжает задавать стандарты для жанра метроидваний. Игра демонстрирует, как можно эффективно обновить культовую классику, сохраняя ее уникальный дух и атмосферу. Metroid Prime Remastered предлагает игрокам не только ностальгические моменты, но и современные элементы, которые делают игровой процесс еще более захватывающим.

«Чудаковатый» интерфейс и цветастая гамма в Metroid Prime смотрятся странно на скриншотах, но в самой игре удивительным образом обеспечивают погружение на уровне иммерсивных симуляторов. Скриншот: игра Metroid Prime / Retro Studios

Pseudoregalia представляет собой уникальный проект в жанре метроидваний, предлагая игрокам захватывающий опыт нелинейного исследования. В этой игре пользователи могут свободно блуждать по миру и открывать способности в произвольном порядке, что делает каждое прохождение неповторимым. Игра оформлена в стиле, характерном для эпохи Nintendo 64, что создает атмосферу загадки и приключений, погружая игроков в ностальгические воспоминания. Pseudoregalia привлекает внимание не только визуальным стилем, но и глубиной игрового процесса, что делает её обязательной для любителей жанра.

Местный удар ногой, с помощью которого можно отталкиваться от стен, — это вообще шедевр уровня прыжков от стены в Super Metroid. Скриншот: игра Pseudoregalia / rittzler

Геймдизайнер с нуля до PRO: 5 шагов к успеху в индустрии

Хотите стать геймдизайнером? Узнайте 5 шагов к успеху и освоите основные принципы геймдизайна! Читайте в статье.

Узнать подробнее