Геймдев #Статьи

7 июля, 2025

Интервью с Лерикой Маллаевой — о DevGAMM и начинающих разработчиках / Skillbox Media

Поговорили с организатором геймдев-конференции о проведении ивентов и работе в условиях пандемии.

Содержание:

    Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞ Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.

    Узнать больше

    DevGAMM — это одна из ведущих конференций для разработчиков игр в России и странах СНГ. Событие проходит несколько раз в год в различных городах, включая международные локации, и ежегодно привлекает более 5 тысяч участников. Для многих начинающих разработчиков DevGAMM становится важной отправной точкой в их карьере в игровой индустрии. Конференция предлагает уникальную возможность для обмена опытом, установления контактов и получения актуальных знаний о последних тенденциях и технологиях в разработке игр.

    На конференции выступают спикеры из международных компаний, что предоставляет молодым разработчикам уникальную возможность представить свои проекты широкой аудитории, получить ценную обратную связь и участвовать в разнообразных активностях. В связи с пандемией мероприятие было переведено в онлайн-формат. О развитии DevGAMM, его истоках и организации онлайн-ивентов поделилась CEO и основатель конференции Лерика Маллаева.

    Как началась история?

    В 2008 году я работала инди-разработчиком, занимаясь художественным оформлением и анимацией на Flash. В то время у меня возникло желание углубить свои знания об индустрии, наладить контакты и познакомиться с профессионалами. Я ощущала недостаток возможностей для входа в индустрию, поскольку конференции, которые я посещала, не удовлетворяли мои потребности. В результате я пришла к решению организовать собственное мероприятие.

    Первая конференция была организована в условиях ограниченных ресурсов и без значительных связей. Мы смогли собрать чуть больше 100 участников, нашли первые компании-партнеры и арендовали помещение, предоставленное компанией Global Logic. Благодаря поддержке спикеров, некоторые из которых прибыли из других стран, мероприятие прошло на высоком уровне. Полученные эмоции и положительные отзывы вдохновили нас на организацию следующей конференции.

    Мой партнёр Саша Титов, с которым мы провели первую конференцию, предложил организовать вторую. Он сказал: «Лера, давай сделаем её в Москве за день до КРИ!» Я была в недоумении: «Саша, ты серьёзно? Как это возможно? Я никого не знаю, я маленький бедный инди-разработчик. Я даже ни разу не была в Москве!» Но Саша уверенно ответил: «Не переживай, мы найдём организаторов и спонсоров — у нас всё получится!»

    Мы приступили к реализации задуманного, несмотря на страх и сомнения. В какой-то момент возникла идея продать почку, чтобы собрать средства на организацию конференции. Мы даже рассматривали возможность взять кредит в банке. Однако в итоге нам всё же удалось найти спонсоров, которые частично покрыли наши расходы. В результате, в 2009 году мы успешно провели однодневную конференцию в Москве.

    На организацию московского мероприятия было израсходовано всё выделенное финансирование, привлечены несколько спонсоров, а подготовка заняла три месяца. Таким образом, в Москве прошёл второй по счету FlashGAMM, первоначально с таким названием. Конференция длилась два дня и собрала 180 участников. Осознав, что мероприятие не приносит прибыли, и что за три месяца можно было бы создать несколько флеш-игр, которые принесли бы значительно больше дохода, команда приняла решение прекратить организационную деятельность и сосредоточиться на разработке игр.

    История могла бы завершиться на этом моменте, если бы не появление одного из наших спикеров — Виталия Хить из компании Absolutist, известной своим созданием игры Bubble Shooter. В 2000-х годах эта компания стала одной из крупнейших аутсорсинговых фирм в Украине. Виталий предложил: «Лерика, давай мы купим твою конференцию, оставим тебе процент, и ты займешься организацией мероприятий». Я обдумала это предложение и приняла решение: «Почему бы и нет?» Так началось мое сотрудничество с Absolutist, которая предоставила необходимую инфраструктуру, помогала в заключении договоров и создании веб-сайта для ивента. Это открыло новые горизонты для организации мероприятий и дало возможность развивать проект на более высоком уровне.

    В первые четыре конференции, в течение первых двух лет, я самостоятельно занималась всеми аспектами организации: работала со спикерами, спонсорами и другими партнёрами. Начав развивать конференцию, я продолжала заниматься разработкой игр, создавая арт и работая на фрилансе. Конференция вдохновляла меня, так как я создавала её для себя — как разработчик для других разработчиков. Ивент начал набирать популярность: два дня в Киеве и один день в Москве, проводимый осенью и весной. Вскоре я собрала команду, и нас стало уже трое. Аудитория также увеличивалась: от двухсот до восьмисот участников на каждой конференции.

    В 2013 году компания Renatus Media приобрела конференцию у Absolutist и переименовала её из FlashGAMM в DevGAMM. Это решение оказалось успешным, и конференция начала стремительно развиваться. Renatus предоставила дополнительные ресурсы, включая увеличенный маркетинг и поддержку в PR, что способствовало росту мероприятия. В результате аудитория DevGAMM увеличилась до 1500 участников. Вместе с ростом аудитории расширилась и команда. В конце 2016 года я приняла решение вернуть DevGAMM в свои руки.

    DevGAMM стал полностью независимым проектом, и теперь я развиваю его вместе с командой. В нашей команде работают десять человек из пяти стран: США, Латвия, Россия, Украина и Беларусь. Многие из сотрудников находятся с нами уже шесть-семь лет, что создает дружелюбную и почти семейную атмосферу. Мы продолжаем организовывать ивенты, которые интересны нам и нашим участникам.

    В 2014 году я завершила свою деятельность в области разработки игр. С тех пор мы организовали более 30 различных мероприятий. Точное количество трудно назвать, поскольку мы почти потеряли счёт. Мы проводили ивенты в России, Украине и Беларуси, а также организовали мероприятие в Гамбурге и два ивента в США. Не обошлось и без онлайн-конференции.

    Мы начали организовывать небольшие мероприятия под названием DevGAMM Talks, сосредоточенные на определённых темах. В этом формате мы провели несколько конференций в таких городах, как Запорожье, Москва, Калининград и Львов. Изначально у нас были амбициозные планы по увеличению количества ивентов, однако пандемия внесла коррективы в наши задумки.

    DevGAMM за свою историю представил множество игр, однако точное количество сложно определить, так как на мероприятии каждый год демонстрируются новые разработки. Это событие стало важной платформой для инди-разработчиков и крупных студий, которые используют его для представления своих проектов, обмена опытом и налаживания контактов. С каждым годом количество представленных игр продолжает расти, отражая динамичное развитие игровой индустрии.

    Сложно определить точное количество. Мы начали регистрацию игр через платформу Games Hub в 2018 году. За три года на этой платформе было зарегистрировано более 1000 игр.

    Перед каждой конференцией участники подают заявки на наши активности, и мы получаем более 100 проектов на каждое мероприятие. Сколько игр было представлено до 2018 года, сколько проектов не успели пройти дедлайн, сколько игр демонстрировались в неформальной обстановке или в кулуарах — эти цифры останутся неизвестными. Каждая конференция становится уникальной возможностью для разработчиков продемонстрировать свои идеи и креативные решения, что делает мероприятие особенно значимым для игровой индустрии.

    DevGAMM создает платформу, которая эффективно соединяет опытных разработчиков с начинающими специалистами в игровой индустрии. Через различные мероприятия, такие как конференции и мастер-классы, участники имеют возможность обмениваться знаниями и опытом. В процессе общения и нетворкинга начинающие разработчики могут задать вопросы, получить советы и рекомендации от более опытных коллег. Это способствует созданию сообщества, где каждый может развиваться и находить новые возможности для карьерного роста в игровой индустрии. Кроме того, DevGAMM предлагает ресурсы и материалы, которые помогают новичкам освоить навыки, необходимые для успешной работы в этой области.

    DevGAMM играет ключевую роль в объединении игровой индустрии, оставаясь основным связующим звеном для разработчиков. Наша цель — сделать вход в мир геймдева максимально доступным, чтобы DevGAMM стал первой остановкой для всех, кто стремится создавать игры. Как только вы осознаете свое желание заниматься разработкой, создаете интересный проект, вы можете представить его на DevGAMM. Ранее эту нишу занимала конференция КРИ, но после ее объединения с «Игромиром» в 2014 году формат выставки для разработчиков был изменен: она перестала проходить весной и стала частью осеннего «Игромира». Освободившееся весеннее время стало отличной возможностью для нас расширить мероприятие с одного дня до трех, предоставляя разработчикам больше возможностей для демонстрации своих проектов и общения с коллегами.

    Люди, которые ранее посещали КРИ, пришли к нам и обнаружили совершенно другую индустрию. Особенно ветераны, не интересовавшиеся подобными мероприятиями, осознали, что здесь собраны талантливые молодые разработчики и студии с горящими глазами. Они ощутили уникальную атмосферу и влюбились в неё. С 2014 года конференция начала развиваться в новом направлении: даже небольшие команды, которые раньше не имели возможности проявить себя, начали активно участвовать в мероприятиях, знакомиться с крупными компаниями и находить издателей. За несколько лет эти небольшие студии значительно выросли и стали успешными. Наблюдать за этим ростом действительно вдохновляет.

    У меня есть множество историй о разработчиках, которые когда-то создали свои первые сайты и в 2009 или 2010 году посетили FlashGAMM с целью начать создавать игры. Они сделали шаг в сторону игровой индустрии и вскоре основали свои студии. Эти разработчики запустили успешные проекты, которые принесли им миллионы. Каждая из этих историй подтверждает, что мы движемся в правильном направлении, создавая что-то значимое и полезное. Мы способствуем развитию индустрии, объединяем различные ее части и действительно помогаем разработчикам реализовать свои идеи.

    Даже если вы впервые столкнулись с компьютерной игрой, вы можете самостоятельно попробовать разобраться в ней. Однако этот процесс может занять много времени. Вместо этого, вы можете играть с другом, который уже знаком с игрой. Он сможет объяснить основные механики и показать, что нужно делать. Благодаря этому вы сможете освоить игру гораздо быстрее и эффективнее.

    Профессиональная индустрия требует активного обмена опытом между специалистами и экспертами, что способствует быстрому улучшению её качества. Важно понимать, что наш спорт командный, и именно поэтому такая взаимопомощь имеет значение. DevGAMM не является исключительно платформой для новичков; наши доклады ориентированы на людей, уже знакомых с индустрией. Мы устанавливаем определённый порог входа, чтобы обеспечить высокий уровень обсуждений. Наша программа включает в себя сбалансированное количество докладов среднего и высокого уровней, что мы тщательно контролируем на каждом мероприятии. Мы внимательно относимся к качеству контента, выбору докладчиков и темам выступлений. Постоянно учитывая мнение нашей аудитории, мы привлекаем новых спикеров и предоставляем командам возможность заявить о себе. Таким образом, DevGAMM становится важной платформой для профессионального роста и обмена знаниями в игровой индустрии.

    Мы часто сталкивались с ситуациями, когда находили талантливых разработчиков и приглашали их выступить с докладом. В ответ звучали сомнения: «Но никто обо мне не знает, это будет интересно?» Тем не менее, мы убеждали их, и они соглашались. После выступлений зрители подходили к ним и делились впечатлениями: «Вы замечательные, рассказываете так увлекательно и познавательно!»

    Создание качественных конференций требует значительных усилий и креативности. Вдохновение мы черпаем из различных источников, включая успешные практики других мероприятий, обратную связь от участников и современные тренды в индустрии. Также важно изучать актуальные темы и запросы аудитории, чтобы предлагать интересные и полезные дискуссии. Мы постоянно анализируем, что работает, а что нет, и адаптируем наш подход, чтобы каждая конференция была уникальной и запоминающейся.

    Меня вдохновляют люди, с которыми я встречаюсь на конференциях. На каждое мероприятие собирается множество уникальных личностей, полных энергии и идей. Общение с ними заряжает на долгое время, вдохновляя на новые достижения. В постковидные времена, когда живые встречи стали редкостью, особенно остро ощущается потребность в таком взаимодействии. Нам не хватает общения, и мы ищем способы его заменить — будь то онлайн-игры или видеозвонки. Хотя это не то же самое, такие способы все же приносят положительные эмоции и поддерживают связь.

    Я увлекаюсь кино и путешествиями, и это вдохновение разделяют члены нашей команды. Каждый из нас черпает мотивацию в своих увлечениях, что способствует созданию уникальной атмосферы и творческих идей. Кино позволяет нам исследовать различные культуры и эмоции, а путешествия открывают новые горизонты и возможности. В результате, наша команда объединяет разнообразные источники вдохновения, что положительно сказывается на нашей работе и взаимодействии.

    Пандемия значительно повлияла на наше взаимодействие, и последние три конференции были проведены в онлайн-формате. Мы тщательно выбирали подходящий формат, учитывая потребности участников и актуальные условия. Однако этот переход не обошелся без трудностей. Были проблемы с техническим обеспечением, а также с вовлеченностью участников. Тем не менее, мы осознали важность гибкости и адаптивности в современных условиях. Этот опыт научил нас новым методам коммуникации и организации мероприятий, что в будущем поможет лучше справляться с подобными вызовами.

    В начале 2020 года мир столкнулся с пандемией, и я собрала команду, чтобы обсудить перевод нашей конференции в онлайн-формат. Сначала коллеги не верили в необходимость изменения, надеясь, что ситуация быстро нормализуется. Однако через несколько недель после отмены GDC мы осознали, что нам срочно нужно адаптироваться к новым условиям. Это стало настоящим вызовом, так как нам пришлось полностью перестраивать бизнес и изменять существующие процессы. Мы начали исследовать множество платформ для онлайн-мероприятий и пришли к выводу, что перед основной конференцией необходимо провести тестовый ивент. Это помогло нам понять потенциальные проблемы и подготовиться к основному мероприятию.

    Мы выбрали платформу Pine в качестве основной для наших мероприятий. В середине апреля 2020 года мы провели первое онлайн-мероприятие DevGAMM Talks From Home, посвященное переходу на удалённый формат работы. В ходе этого мероприятия компании делились своим опытом и лучшими практиками. Наша команда, работающая удалённо с 2016 года, обладает значительным опытом в этой области, и в наших рабочих процессах произошло лишь незначительное изменение.

    Мы начали подготовку к нашей большой конференции и осознали, что привычный график нам не подходит. Участие в онлайн-мероприятиях не требует полного вовлечения: вы находитесь дома, продолжаете работать и не тратите время на дорогу. В итоге конференция становится просто еще одной вкладкой в браузере, что снижает её значимость и вовлеченность. Чтобы избежать этого, мы решили изменить подход к организации, чтобы сделать мероприятие более интерактивным и запоминающимся для участников.

    Количество участников, естественно, было значительно меньше. Однако среди положительных моментов стоит отметить, что мы смогли привлечь аудиторию, которая не могла бы приехать к нам лично. Это позволило увеличить количество международных проектов среди участников. Кроме того, мы пригласили спикеров, которые, вероятно, никогда не смогли бы доехать к нам из-за визовых ограничений.

    В процессе подготовки к осеннему мероприятию мы решили увеличить общую продолжительность ивента, но сократить его расписание в рамках одного дня. Мы выбрали формат четырехчасовых сессий в течение двух недель, вместо двухдневного формата, как это было ранее. Это решение упростило работу команды, так как утренние часы оставались свободными для завершения задач перед началом мероприятия. Однако к концу дня участники всё равно чувствовали усталость, так как объем информации оказался значительным. Многие отметили, что стоит сделать программу еще более компактной. Проведя анализ ошибок, мы пришли к решению о переходе на трехдневный онлайн-формат. Кроме того, мы переосмыслили и обновили ряд составляющих и активностей конференции.

    В прошлом году мы успешно провели две карьерные выставки: Career Days и Career Week, а также оказали поддержку в организации мероприятия «Менторский диалог». В общей сложности за 2020 год мы реализовали семь мероприятий, направленных на развитие карьерных возможностей и профессиональное наставничество.

    Путь к успеху всегда полон сложностей и интересных поворотов, особенно когда критические ситуации вынуждают принимать нестандартные решения. На конференции DevGAMM произошло множество неожиданных событий, которые оставили яркие впечатления у участников. Эти истории подчеркивают, как важно быть гибким и креативным в условиях неопределенности. Неожиданные встречи, спонтанные идеи и уникальные решения — все это вносит разнообразие в опыт разработчиков и создателей игр. DevGAMM становится не только платформой для обмена знаниями, но и местом, где рождаются новые идеи и перспективы.

    Многие интересные истории происходят с нашими докладчиками, особенно с иностранными, когда они впервые посещают нашу страну. Один из запоминающихся случаев связан с прилетом спикера, у которого прямо в самолете проявился аппендицит. Его срочно доставили в больницу. В другой ситуации, в самом начале организации мероприятий, я заказала оборудование для синхронного перевода, будучи уверенной, что синхронные переводчики входят в комплект. Еще одно воспоминание связано с конференцией, которую мы проводили в Минске. В тот же день в наш отель должен был приехать президент Турции, что привело к полной блокировке территории и тщательной проверке участников с использованием металлоискателей. Такие моменты подчеркивают важность тщательной подготовки и организации мероприятий.

    DevGAMM известен своими уникальными историями и необычными моментами. Это мероприятие привлекает внимание не только игроделов, но и всех, кто интересуется игровой индустрией. Здесь можно увидеть спикеров, которые смешивают рижский бальзам со шпротами прямо на сцене, что создает незабываемую атмосферу. Такие яркие эпизоды делают DevGAMM запоминающимся событием для участников и зрителей, подчеркивая его уникальность и креативность в мире геймдева.

    Совет юным разработчикам, которые создают свою первую игру, заключается в том, чтобы не бояться ошибок и экспериментировать. Важно учиться на практике, поэтому стоит пробовать различные подходы и использовать доступные ресурсы для самообразования. Участвуйте в хакатонах и игровых конкурсах, это поможет не только улучшить навыки, но и завести полезные знакомства. Также рекомендуется изучать успешные проекты, анализировать их механики и дизайнерские решения. Создавайте портфолио, чтобы продемонстрировать свои работы потенциальным работодателям или партнёрам. Находите единомышленников и сотрудничайте, это может значительно ускорить процесс развития и помочь в дальнейшем вхождении в индустрию. Не забывайте о важности обратной связи — делитесь своими проектами с другими и принимайте критику, чтобы расти как разработчик.

    Выходите из подвала и активно общайтесь с людьми. Налаживайте контакты и взаимодействуйте с другими разработчиками. Участвуйте в жизни профессионального сообщества, посещайте геймджемы и другие мероприятия. Важно покидать свою зону комфорта, так как все связи, опыт и обмен знаниями с коллегами станут ценным ресурсом в вашей карьере. Эти контакты могут открыть новые возможности и помочь вам развиваться как специалисту.

    Изучение английского языка является ключевым фактором для успешной карьеры в современном мире. Недостаток знаний в этом языке является распространенной проблемой в различных отраслях. Если вы стремитесь к профессиональному росту и развитию, владение английским языком станет важным инструментом для достижения ваших целей. Английский открывает двери к новым возможностям, позволяет обмениваться опытом и получать доступ к международным ресурсам. Не упускайте шанс улучшить свои навыки и повысить конкурентоспособность на рынке труда.

    Не стоит бояться расставаться со своим проектом. Одна из основных ошибок начинающих разработчиков заключается в чрезмерной привязанности к своим идеям. Даже если проект не приносит успеха или его развитие стало затруднительным, многие продолжают его дорабатывать. Вместо этого следует сосредоточиться на создании прототипов, что позволит вам быстрее находить успешные решения. Если ваш проект застрял на месте, важно уметь принять решение о его завершении и двигаться дальше. Это поможет вам сэкономить время и ресурсы, а также открыть новые возможности для более перспективных идей.

    Постоянное развитие и обучение новым навыкам — ключ к успеху в любой сфере. Узнавайте новое, экспериментируйте и исследуйте индустрию. Игры могут стать отличным источником вдохновения и знаний. Присоединяйтесь к DevGAMM, чтобы расширить свои горизонты и обменяться опытом с профессионалами в игровой индустрии.

    DevGAMM в этом году снова пройдет в офлайн-формате. DevGAMM Moscow 2021 запланирован на 6–7 сентября в отеле Radisson Slavyanskaya в Москве. Участников ожидают интересные сессии от таких компаний, как SberGames, Wargaming, «ВКонтакте», Playrix, Mail.ru Group, tinyBuild, Pixonic, Creative Mobile, Sperasoft, Belka Games и многих других. Это отличная возможность узнать о последних тенденциях в игровой индустрии и пообщаться с экспертами.

    Кто вы в мире геймдева? Мини-курс для тех, кто хочет делать игры

    На бесплатном мини-курсе вы попробуете себя в роли геймдизайнера, 2D-художника, разработчика игр на Unity и выберете профессию, которая подходит именно вам.

    Узнать подробнее