Save Scumming: что это такое и как с этим бороться / Skillbox Media
Почему возможность исправить ошибку — не всегда хорошо.
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞ Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать большеКаждый из нас сталкивался с ситуацией, когда в ролевой игре, пытаясь получить важную информацию от персонажа, случайно произносит оскорбительное слово. Разговор быстро перерастает в конфликт, и вы оказываетесь в центре хаоса, окружённые множеством врагов. Первая мысль, которая приходит в голову: «Что же я натворил?» Вторая мысль: «Где же я сохранялся в последний раз?» Такие моменты подчеркивают, как легко можно запутаться в интерактивных сюжетах и как важно быть внимательным к диалогам, чтобы избежать ненужных конфликтов и сохранить прогресс в игре.
Сейв-скамминг (save scumming) — это метод, при котором игроки переигрывают определенные моменты в игре для достижения наилучшего результата. Эта техника позволяет минимизировать ошибки и добиться желаемых исходов, используя сохраненные игровые данные. Сейв-скамминг часто применяется в ролевых играх и стратегиях, где каждое решение может существенно повлиять на ход игры. Благодаря этому подходу игроки могут экспериментировать с различными вариантами развития событий, не опасаясь серьезных потерь.
Злоупотребление системой сохранений вызывает критику как со стороны разработчиков, так и со стороны игроков. Несмотря на это, многие геймеры продолжают активно использовать эту возможность. Причина кроется в особенностях игровых механик и дизайна некоторых проектов. Игроки стремятся облегчить себе процесс прохождения, минимизируя риски и избегая повторного выполнения сложных этапов. Это создает парадоксальную ситуацию, где система сохранений, предназначенная для улучшения игрового опыта, становится инструментом для его упрощения.
Рождение феномена
В официальном руководстве по игре The Elder Scrolls II: Daggerfall (1998) выделена важная глава, посвящённая тактике Save & Load. В ней разработчики критикуют практику, которая превращает игровой процесс в бесконечный цикл удачных исходов и совершенных решений. Это явление значительно влияет на восприятие игры и её сложность, нарушая баланс между риском и наградой, что делает прохождение менее увлекательным. Игроки, полагающиеся на частое сохранение и загрузку, упускают возможность испытать настоящие сложности, которые предоставляет игра. Эта глава служит напоминанием о важности честного прохождения и того, как это может обогатить опыт взаимодействия с миром Daggerfall.
Ролевой отыгрыш сосредоточен не на идеальном прохождении игры, а на создании уникального персонажа и увлекательной истории. Разработчики Bethesda Softworks вложили много усилий в The Elder Scrolls: Daggerfall, чтобы игроки не испытывали необходимость переигрывать из-за ошибок. Каждую трудность можно преодолеть, за исключением, возможно, смерти персонажа. Важно понимать, что наиболее интересные элементы игры открываются только при продолжении игрового процесса после неудач.
Феномен «переигрываний» существует с давних пор, задолго до появления серии The Elder Scrolls. Джош Сойер, директор разработки Fallout: New Vegas, в своей лекции о свободе выбора в играх проводил параллели между RPG и книгами из серии «Выбери своё приключение», которые выходили с конца 1970-х до 1990-х годов. Эти книги позволяли читателям принимать решения, влияющие на ход сюжета, что создало основу для динамичного игрового процесса в современных ролевых играх. Переигрывание позволяет игрокам исследовать различные варианты развития событий, что значительно увеличивает реиграбельность игр и способствует более глубокому погружению в сюжет.
В этой серии представлены истории с разветвлённым нарративом, где читатель может выбирать из нескольких вариантов развития сюжета. Выбор определяет, к какой из нескольких концовок приведёт история — от оптимистичной до трагической, включая варианты с гибелью персонажа. Читатели, предпочитающие позитивные исходы, нашли способ обойти негативные окончания.
Джош Сойер отмечает, что если вы не были абсолютно безрассудным ребёнком, то после прочтения нескольких книг вы, вероятно, начали закладывать палец между страницами, прежде чем принять решение. Это поведение имеет много общего с практикой сохранения и загрузки в видеоиграх, где игроки часто используют эту механику для достижения желаемого результата. Таким образом, оба процесса связаны с стремлением к оптимизации выбора и контролю над исходом.
Текстовая адвенчура Zork, известная как The Great Underground Empire, является одной из первых игр, в которой была внедрена функция сохранения с помощью пароля. В рецензии на эту игру, опубликованной в журнале Byte в 1981 году, упоминается важность этой функции для игрового процесса. Система паролей позволила игрокам возвращаться к своим приключениям, не теряя прогресса, что значительно повысило интерес и вовлеченность в игру. Zork стала ярким примером того, как текстовые игры могут предлагать глубокий и интерактивный опыт, открывая новые горизонты для жанра.
Некоторые игроки используют функцию сохранения, чтобы удержать достигнутую позицию в игре перед тем, как принять рискованное решение. Однако основная цель этой функции заключается в том, чтобы помочь вам добиться завершения игры, что может занять много времени, или же предотвратить потерю прогресса, например, из-за внезапных перебоев с электроэнергией.
Некоторые игроки используют функции сохранения, чтобы сохранить свои достижения в игре перед рискованными действиями. Однако основная цель этой функции заключается в том, чтобы помочь вам достичь финальной концовки игры, что может занять много времени. Сохранения также позволяют предотвратить потерю прогресса из-за непредвиденных обстоятельств, таких как сбои в электроэнергии.
Существует множество более ранних аналогов функций Save & Load, которые существовали задолго до появления видеоигр. Одним из примеров являются настольные игры, где игроки сталкиваются с ситуациями, когда броски кубиков неудачны, и их результат оказывается недостаточным. В таких случаях игроки могут повторно бросать кубики, пытаясь улучшить свой результат. Этот механизм напоминает современные игровые функции, позволяющие сохранять и загружать прогресс, что делает игровой процесс более гибким и удобным.
В шахматах существует важное правило касания, которое гласит, что если игрок коснулся фигуры, он обязан ею походить. Это правило служит защитой от игроков, которые могут желать оценить все возможные варианты развития игры, прежде чем принять решение о ходе. Соблюдение этого правила способствует более честной и быстрой игре, предотвращая затягивание процесса и позволяя сосредоточиться на стратегическом мышлении. Правило касания подчеркивает важность уверенности и ответственности в каждом сделанном ходе, что является основополагающим аспектом шахматной дисциплины.
Сейв-скамминг можно считать явлением, возникшим параллельно с развитием интерактивных развлечений. Это связано с тем, что с появлением видеоигр и цифровых платформ появились и новые способы мошенничества.
Почему мы любим переигрывать
Злостные сейв-скаммеры чаще всего встречаются среди поклонников RPG и иммерсивных симуляторов. Эти жанры игры акцентируют внимание на выборе игрока и разветвленном повествовании, что делает их особенно уязвимыми к мошенничеству. Игроки, погруженные в сложные сюжетные линии и принимающие важные решения, могут стать жертвами сейв-скаммеров, которые используют различные уловки для получения доступа к игровым данным. Чтобы избежать подобных ситуаций, важно быть внимательным к источникам, с которых загружаются сохранения, и проверять репутацию сообщества.
Джош Сойер описывает данную проблему как конфликт выбора. Эта ситуация возникает, когда действие, приносящее преимущества в игровом процессе, оказывается в противоречии с тем, как вы представляете своего героя. Такие конфликты выбора могут значительно повлиять на погружение игроков в сюжет и их эмоциональную привязанность к персонажам. Важно учитывать, что баланс между игровыми механиками и характером героя может обогатить игровой опыт и сделать его более увлекательным.
Сойер указывает на игроков, которые создают язвительных персонажей-грубиянов, но в итоге понимают, что такой подход не приводит к успеху. Он подчеркивает, что как геймдизайнеры, мы информируем игроков о том, что концепция их персонажа неэффективна.
Игрок часто оказывается в ситуации, когда ему нужно следовать указаниям игры, а не своим желаниям. Например, в Deus Ex: Human Revolution необходимо анализировать реакции собеседника, чтобы выбрать реплику, которая поможет установить контакт или убедить его в своей правоте. В этой игре предусмотрен специальный перк, который подсказывает наиболее эффективные варианты ответов, что делает взаимодействие с персонажами более интерактивным и увлекательным.
Диалоги в таких ситуациях становятся похожими на головоломки, где вместо естественного взаимодействия необходимо искать единственно верный вариант ответа. Однако, в отличие от обычной головоломки, у вас не будет возможности попробовать снова. В этой ситуации главное — регулярно сохранять прогресс, чтобы избежать потери важных решений и результатов.
Сейв-скамминг не ограничивается только RPG-играми. Игровой консультант Джеймс Портнов выделяет четыре ключевых элемента, способствующих применению тактики Save & Load. Во-первых, это щедрая система сохранений, позволяющая игрокам легко возвращаться к предыдущим моментам. Во-вторых, разветвлённый нарратив, который предлагает множество вариантов развития сюжета и выбора. В-третьих, наличие наград за оптимальное прохождение или, наоборот, суровых наказаний за ошибки также стимулирует игроков использовать сейв-скамминг. Наконец, фактор случайности может сделать прогресс в игре непредсказуемым, что дополнительно поощряет использование этой тактики.
С первыми двумя элементами мы уже ознакомлены, однако третий требует более детального анализа.
Известная цитата Сорена Джонсона, разработчика третьей и четвёртой частей игры Civilization, утверждает: «Если игроку предоставить возможность, он оптимизирует своё удовольствие от игры». Награда за эффективное прохождение служит стимулом для оптимизации игрового процесса. В этом контексте тактика сохранения и загрузки становится важным инструментом для достижения наилучших результатов и максимального удовольствия от игрового опыта.
Если вы довели свой город до банкротства в игре Cities: Skylines, не стоит отчаиваться. Всегда полезно иметь сохранение на случай непредвиденных обстоятельств, особенно когда всё шло гладко. А если вы случайно столкнули легковую машину на дороге в Euro Truck Simulator 2, не переживайте — ваш квиксейв может подтвердить, что ничего серьезного не произошло. Игры предоставляют возможность исправить ошибки, и это делает процесс еще более увлекательным.
Журналист Марк Браун на YouTube-канале Game Maker’s Toolkit анализирует пошаговые тактики игр XCOM: Enemy Unknown и XCOM 2. В этих играх игроки сталкиваются с риском потери бойцов во время выполнения миссий, что может привести к возвращению на базу в неполном составе или даже без единого выжившего. Эти аспекты делают игровой процесс более напряженным и стратегически сложным, требуя от игрока тщательного планирования и принятия решений, которые могут повлиять на исход всей кампании.
В данном случае вместо опытных бойцов вам придется нанять новичков, что усложнит дальнейшее прохождение. Это особенно актуально в XCOM 2, где существует ограничение на количество ходов. Игроки получают дополнительный стимул загружать предыдущее сохранение, как только что-то идет не по плану. Использование метода сейв-скамминга становится необходимым для успешного завершения миссий и достижения желаемых результатов.
С учетом случайных промахов при выстреле в упор с вероятностью 95% попадания, возникает идеальная ситуация для злоупотребления системой сохранений. Это создает возможность для игроков использовать механизмы игры в своих интересах, что может негативно сказаться на игровом процессе и балансе. Важно учитывать, как такие элементы влияют на общий опыт и взаимодействие пользователей с игрой.
Случайность сама по себе не является проблемой. Однако, если игрок теряет из-за случайного фактора, он может ощутить себя обманутым. В таких ситуациях игроки нередко прибегают к загрузке недавнего сохранения, чтобы исправить неудачу. Это поведение демонстрирует стремление пользователей к контролю над игровым процессом и желанию избежать несправедливых поражений. Таким образом, восприятие случайности в играх становится ключевым аспектом, влияющим на опыт игрока и его отношение к игре.
Каждый выбор в игре оказывает влияние не только на игрока, но и на мир Пустоши в целом. Прохождение игры за каждую фракцию открывает доступ ко всем аспектам основного сюжета, что позволяет избежать проблем, знакомых фанатам серии Metro, когда приходится долго стремиться к получению идеальной концовки. Это добавляет глубину игровому процессу и предоставляет игрокам возможность исследовать все нюансы истории.
Джош Сойер подчеркивает важность передачи последствий выбора в играх. Он приводит в пример местность Джанктаун из первой части Fallout, где игрок может назначить шерифа Киллиана или бандита Гизмо на пост главы города. Интересно, что в случае назначения Гизмо, Джанктаун начинает процветать. Это демонстрирует, как выбор игрока влияет на развитие игрового мира и его экономику, подчеркивая значимость решений в ролевых играх.
Игра не дает ясных подсказок о том, что Гизмо является более оптимальным выбором. Это приводит к неожиданному повороту сюжета, который может вызвать у игрока чувство обмана. Когда игрок сталкивается с подобной ситуацией, он часто решает загрузить предыдущее сохранение, чтобы изменить свое решение. Это подчеркивает недостаток в механике игры, которая не направляет игрока к правильному выбору и может вызвать разочарование.
В Fallout: New Vegas игрокам важно осознавать возможные последствия своих решений. В диалогах встречаются намёки на то, как развиваются события в игре. Например, если обратиться к мистеру Хаусу с вопросом о других фракциях конфликта, он подробно раскроет их недостатки. Аналогично поступят Цезарь и многие другие персонажи, предоставляя игрокам ценную информацию для формирования стратегий и выбора стороны в конфликте. Эти элементы делают игру более глубоким и увлекательным опытом, подчеркивая важность каждого выбора.
Продолжение игры после ошибки поддерживается концепцией, предложенной автором Gunpoint Томом Фрэнсисом, которая называется «спектром неудач». Этот спектр представляет собой шкалу состояний между явным успехом и полным провалом. Игроки могут испытывать различные эмоции и ощущения, находясь на этом спектре, что делает игровой процесс более увлекательным и позволяет учиться на своих ошибках. Такой подход способствует развитию навыков и повышению интереса к игре.
Metal Gear Solid V: The Phantom Pain является примером игры, которая проявляет максимальную снисходительность к ошибкам игрока. Даже в случае, если вас заметят во время выполнения миссии, враг не сразу поднимет тревогу, а сначала отправится проверить обстановку. Это позволяет игрокам адаптироваться к ситуации и использовать свои навыки для успешного завершения задания.
В данной ситуации у вас есть несколько вариантов действий. Вы можете укрыться в безопасном месте, чтобы избежать обнаружения. Также существует возможность нейтрализовать охранника, который вас заметил, если это необходимо. Другим вариантом является отступление и попытка обойти охранника с другой стороны. Наконец, вы можете выбрать открытое противостояние, если считаете, что это оправдано.
Каждая из представленных опций имеет различный уровень риска, но ни одна из них не приведёт к автоматическому провалу миссии. Даже в случае получения серьёзного урона, Снейк не погибнет, а лишь получит ранение, которое не помешает завершить задание. Если вы будете действовать эффективно, у вас есть возможность вернуть уровень тревоги к исходному состоянию.
Metal Gear Solid предоставляет игрокам возможность ошибаться и импровизировать, при этом не требуя постоянного использования функции сохранения. Эта игра создает уникальную атмосферу, в которой каждое решение имеет значение, а игроки могут адаптироваться к меняющимся условиям. Такой подход позволяет глубже погрузиться в игровой процесс и развивать стратегическое мышление.
Не баг, а фича
Что если сейв-скамминг — это именно тот игровой стиль, который вы представляли с самого начала? Возможно, вы хотите, чтобы игрок неоднократно испытывал удачу, делал ошибки и искал оптимальные стратегии для успешного прохождения игры. Такой подход позволяет развивать навыки и адаптироваться к меняющимся условиям, что делает игровой процесс более увлекательным и захватывающим. Сейв-скамминг создает уникальную атмосферу, где каждое ваше действие имеет значение, а ошибки становятся частью пути к победе.
Не стоит переживать! Джеймс Портнов, следуя примеру Джоша Сойера, предлагает рассматривать такие игры как пазлы. В этих играх игроки также находят верные решения, используя метод проб и ошибок. Это делает их увлекательными и способствует развитию логического мышления.
Уровни трилогии Max Payne изобилуют ловушками и врагами, которые трудно предсказать. Это создает уникальный игровой процесс, ориентированный на кинематографичное прохождение. Игроки погружаются в историю о полицейском, мстящем за свою убитую семью, сражаясь с врагами, используя стильные приемы, такие как стрельба из обеих рук в замедленном движении. Такой подход к геймплею делает Max Payne не только увлекательным, но и эмоционально насыщенным опытом, позволяющим игрокам почувствовать себя частью захватывающего сюжета.
В Max Payne сейв-скамминг занимает второе место после механики рапида. Вы многократно сталкиваетесь с неудачами, пока не доведете свой план действий до идеала. В итоге вы эффектно очищаете комнату или другую часть уровня. Провалившиеся попытки можно рассматривать как дубли, которые не попали в финальный монтаж. Эта механика позволяет игрокам улучшать свои навыки и повышать уровень мастерства, что делает игровой процесс более увлекательным и напряженным.
Сейв-скамминг в ролевых играх предоставляет игрокам уникальную возможность экспериментировать с игровыми механиками. Это явление обсуждалось в рецензии на приключенческую игру Zork, опубликованной в газете InfoWorld. Игроки могут сохранять свои прогрессы в ключевых моментах, позволяя им исследовать различные варианты развития событий, что обогащает игровой опыт и делает его более интересным. Такой подход помогает лучше понять механики игры и адаптировать стратегию в зависимости от возникающих ситуаций.
Современные игры предлагают множество возможностей для экспериментов. К примеру, в Divinity: Original Sin вы можете выстрелить в бочку с маслом и наблюдать за последствиями. Функция сохранения и загрузки позволяет вам проверять различные варианты действий, не опасаясь потерять значительный прогресс в игре. Это делает игровой процесс более увлекательным и дает возможность исследовать мир игры с разных сторон.
Undertale, игра, пародирующая жанр JRPG, предлагает уникальный игровой опыт, записывая ваши поступки. Даже если вы перезагрузите игру, она будет помнить ваши действия и напоминать о них в подходящий момент. В отличие от многих других игр, сохранения могут перезагружать не только игроки, но и боссы, что добавляет элемент неожиданности и сложности в прохождение. Эта механика делает каждое ваше решение значимым, что подчеркивает важность выбора и последствия ваших действий в игре.
Игрокам предоставляется возможность самостоятельно решать, использовать ли систему сохранений в игре. Разработчики Civilization 3 учли мнение фанатов, недовольных автоматическим сохранением исхода сражений, и предложили опцию отключения этой функции. Это решение позволило игрокам настроить игровой процесс в соответствии с их предпочтениями, что повышает уровень вовлеченности и удовлетворенности от игры.
В симуляторе строительства колоний на другой планете RimWorld существует уникальный «ответственный» режим. В этом режиме игра сохраняется только при выходе, что добавляет реалистичности и напряженности в игровом процессе. Игроки не могут переиграть события, такие как бандитские рейды, пользуясь процедурной генерацией. Это делает каждую игровую сессию уникальной и непредсказуемой, усиливая эмоциональную вовлеченность и стратегическую составляющую.
Сорен Джонсон, геймдизайнер, подчеркивает важность предоставления игрокам контроля над их игровым опытом. Игры создаются для игроков, а не для абстрактных целей разработчиков. Если использование сейв-скамминга помогает улучшить удовольствие от игрового процесса, от него стоит отказаться. Однако если эта практика открывает альтернативные пути прохождения и способствует экспериментам, то она может быть вполне оправдана. Главное — учитывать интересы игроков и их желание исследовать игровые миры.
Кто вы в мире геймдева? Мини-курс для тех, кто хочет делать игры
На бесплатном мини-курсе вы попробуете себя в роли геймдизайнера, 2D-художника, разработчика игр на Unity и выберете профессию, которая подходит именно вам.
Узнать подробнее