Тёмное фэнтези и гримдарк: происхождение жанров, их особенности и представители — «Ведьмак», «Игра престолов» и прочее / Skillbox Media
«Ведьмак», «Игра престолов» и не только.
Содержание:
Научитесь: Профессия Нарративный дизайнер
Узнать больше«Властелин колец» и «Хоббит» стали катализаторами популярности высоко фэнтези — жанра, в котором зло явно выражено, а благородные герои, преодолевая невероятные трудности, стремятся спасти мир. Однако спустя несколько десятилетий интерес к жанру изменился, и на свет появилось тёмное фэнтези — мрачные и жестокие произведения, действие которых происходит в мирах, где добро практически отсутствует. Тёмное фэнтези привлекает читателей своей сложной моральной структурой и глубокими персонажами, которые часто сталкиваются с внутренними конфликтами и безысходностью.
В современном литературном пространстве популярны истории, которые балансируют на грани между добром и злом. В таких произведениях герои имеют неоднозначные черты, зло зачастую скрыто в человеческих душах, а в воздухе витает надежда. Данный жанр получил название гримдарк (grim darkness — «мрачная тьма») или реалистичное фэнтези. К числу ярких примеров этого направления можно отнести «Игру престолов» и «Ведьмака». В данном тексте мы подробно рассмотрим различные аспекты тьмы, а также проведем анализ отличий между тёмным фэнтези, мрачным и реалистичным жанрами.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Здесь вы найдете уютное пространство, посвященное играм и их разработке. Мы делимся полезными советами для разработчиков, обсуждаем актуальные обновления популярных программ и рассказываем о новинках в индустрии. Комментарии открыты для ваших предложений по новым темам, а также для обсуждения всего, что связано с игровым развитием. Присоединяйтесь к нашему сообществу и оставайтесь в курсе последних событий в мире геймдева.
В царстве светлых паладинов
Жанр фэнтези имеет глубокие исторические корни, уходящие в рыцарские романы, а также в кельтские, скандинавские и германские мифы и легенды. Однако его настоящее развитие началось на рубеже XIX и XX веков. В это время в популярных бульварных журналах начали активно публиковаться повести и рассказы, о рыцарях, монстрах и приключениях в других мирах. Этот период стал ключевым для формирования фэнтези как отдельного литературного жанра, который продолжает привлекать внимание читателей и вдохновлять авторов по всему миру.
Популярность бульварных журналов достигла своего пика в тридцатые годы XX века. В начале десятилетия на страницах издания Weird Tales появился Конан-варвар, ставший культовым персонажем. В конце тридцатых годов в журнале Unknown был опубликован первый рассказ Фрица Лейбера о знаменитой паре воров и искателей приключений — Фафхарде и Сером Мышелове. Эти персонажи стали знаковыми для жанра фэнтези и продолжают вдохновлять писателей и читателей по всему миру.
Лёгкие и динамичные развлекательные истории с Конаном, Фафхрдом и Серым Мышеловом стали основой жанра «меч и магия», также известного как приключенческое фэнтези. Вместе с тем, в этот период публиковались и романы с иными сюжетами. Например, «Дочь короля Эльфландии» лорда Дансени (1924) и «Луд-Туманный» Хоуп Миррлиз (1926) представляют собой философские притчи, наполненные светлой грустью. Они исследуют столкновение яркого волшебного мира с серой повседневностью, которая стремится оградиться от всего, что отличается от её привычного уклада. Эти произведения не только развлекают, но и заставляют задуматься о природе реальности и мечты, что делает их важными в контексте развития жанра фэнтези.
«Дочь короля Эльфландии», «Луд-Туманный» и «Конан-варвар» представляют собой произведения, которые занимают свою нишу в культуре. Например, «Конан» после смерти своего автора на более чем 30 лет исчез из культурного поля и вернулся в популярную культуру лишь в конце 1960-х годов. Эти произведения, хотя и не столь массовые, оказали значительное влияние на развитие жанра фэнтези и приключенческой литературы, привлекая внимание поклонников уникальными мирами и запоминающимися персонажами.
Жанр фэнтези приобрел массовую популярность благодаря оксфордскому профессору английской словесности Джону Роналду Руэлу Толкину. Его знаменитое произведение «Властелин колец» стало эталоном для множества последующих романов, вдохновленных его стилем и миром. Хотя ни один из авторов не смог достичь уровня Толкина, их работы стали основой для развития направления, известного как эпическое, или высокое, фэнтези. Этот жанр продолжает привлекать внимание читателей, формируя уникальные вселенные и захватывающие сюжеты, которые обогащают литературный ландшафт.
Основные черты данного объекта включают в себя высокую функциональность, современный дизайн, а также надежность в эксплуатации. Он отличается удобством использования и продуманной эргономикой, что делает его привлекательным для пользователей. Кроме того, материал, из которого он изготовлен, обеспечивает долговечность и устойчивость к внешним воздействиям. Эффективность работы устройства подтверждается положительными отзывами пользователей, подчеркивающими его преимущества в различных условиях. Этот объект также способен адаптироваться к меняющимся требованиям, что делает его отличным выбором для широкого круга применения.
- Чёткое деление на добро и зло.
- Главный герой — обещанный древним пророчеством Избранный, на худой конец — благочестивый паладин.
- Как правило, на кону стоит судьба целого мира, которому грозит гибель от абсолютного зла, вселенского катаклизма или ещё какой жуткой напасти.
- В мире распространены магия, драконы, типично фэнтезийные расы и другие элементы толкиновского канона.
Маятник качнулся
Благочестивость и добросердечность паладинов, а также адептов абсолютного добра, со временем стали надоедать как читателям, так и авторам. Это привело к стремлению исследовать новые, более темные и сложные темы. В результате маятник эпического светлого фэнтези сдвинулся в сторону мрачных и глубоких сюжетов, открывая возможности для создания уникальных персонажей и интригующих историй. Такие изменения привнесли свежесть в жанр, позволяя авторам экспериментировать с моральными дилеммами и многослойными конфликтами, что стало привлекать внимание новой аудитории.
Термин «Dark Fantasy» впервые был использован в 1973 году для обозначения небольшого фанзина, который выпускали американские поклонники жанра. Этот термин быстро завоевал популярность среди фанатов и стал ассоциироваться с различными направлениями в литературе, отражающими мрачные и атмосферные элементы фэнтези. С течением времени понятие темного фэнтези стало охватывать разнообразные произведения, где переплетаются элементы ужасов, социальной драмы и магии, создавая уникальную и захватывающую атмосферу.
Писатель Чарльз Л. Грант определял поджанр тёмного фэнтези как мрачные истории, в которых сочетаются элементы хоррора и готики. В этих произведениях людям угрожают силы, выходящие за пределы человеческого понимания. Грант воспринимал тёмное фэнтези как альтернативу традиционному хоррору, предлагая читателям ужасы в фэнтезийном контексте. Тёмное фэнтези привлекает внимание своей способностью создавать атмосферу страха и неопределенности, погружая читателя в мир, где реальность переплетается с потусторонним.
Писатель Карл Эдвард Вагнер определил тёмное фэнтези как жанр фэнтези, который разворачивается в максимально мрачной и угнетающей атмосфере. С течением времени его трактовка стала доминирующей. Основные характеристики тёмного фэнтези включают наличие сложных и неоднозначных персонажей, мрачные и жестокие сюжетные линии, а также элементы магии, которые часто ассоциируются с негативными последствиями. Этот жанр исследует темы борьбы, морали и человеческой природы, что делает его особенно привлекательным для читателей, ищущих более глубокие и провокационные истории. Тёмное фэнтези также часто включает элементы ужасов, создавая уникальную и запоминающуюся атмосферу, которая погружает читателя в мир, полный опасностей и неожиданных поворотов.
- Действие разворачивается в мире, в котором или зло давно победило, или добро в принципе отсутствовало.
- Повсюду царит атмосфера всеобщей разрухи, бедности, тлена и безнадёги, часто встречается апокалиптический или постапокалиптический сеттинг.
- Это не чистый хоррор, но мир полон ужасов — как метафорических вроде победивших тёмных властелинов и их приспешников («Чёрный отряд» Глена Кука), так и жутких и необычных монстров и чудищ («Странник» Питера Ньюмана).
- Действующие лица — или полные подонки, или, в лучшем случае, морально неоднозначные личности.
Эталоном тёмного фэнтези считаются циклы «Кейн» Карла Эдварда Вагнера и «Хроники Томаса Ковенанта, Неверующего» Стивена Дональдсона. Эти произведения выделяются своей глубокой проработкой темных аспектов человеческой природы, сложными персонажами и мрачной атмосферой. Они не только задают высокую планку для жанра, но и формируют представление о тёмном фэнтези как о литературе, исследующей моральные дилеммы и границы реальности. Читатели, интересующиеся тёмным фэнтези, найдут в этих циклах не только увлекательные сюжеты, но и глубокую философию, что делает их обязательными для прочтения.
В моде засранцы и антигерои
Тёмное фэнтези имеет свою уникальную привлекательность, однако его мрачная атмосфера может быстро надоесть. Злодеи, лишённые человеческих черт, не вызывают сопереживания. Чтобы сделать персонажей более интересными, им следует наделить харизмой, недостатками или простыми человеческими слабостями, такими как любовь к сладостям, забота о животных или добрые поступки, например, помощь пожилым людям. Это добавляет глубину и многослойность, что делает сюжет более увлекательным и позволяет читателю лучше понять мотивацию персонажей.
В последние годы образ антигероя стал более популярным, чем традиционные злодеи и неудачники, такие как Томас Ковенант. Антигерои не стремятся к спасению мира или соблюдению справедливости, однако часто оказываются на стороне добра, действуя исходя из собственных интересов. В результате, мрачные и жестокие миры, полные безнадёги, трансформировались в более реалистичные сеттинги. Эти новые миры, хотя и сохраняют элементы жестокости, предлагают надежду на счастливый или хотя бы менее печальный финал, что делает их более привлекательными для современного читателя.
Долгое время такие романы автоматически относили к тёмному фэнтези, однако даже «Чёрный отряд» Глена Кука, который считается образцом жанра, не соответствует его строгим критериям. В мире Кука простым людям действительно живётся непросто, а у власти стоят злодеи и садисты. Тем не менее, человечество находит способы справляться с трудностями, и в целом ситуация могла бы быть гораздо хуже. В далёком прошлом на севере правил жестокий Властелин, но его давно погребли в курганах. Хотя он и пытался вернуться, его удалось удержать от воскрешения. Новая Госпожа, хоть и являясь тираном и диктатором, выглядит достаточно безобидно по сравнению со своим предшественником.
Главные герои цикла, наёмники из Чёрного отряда, представляют собой хитроумных и ловких индивидуумов. Игра с ними в карты может закончиться плачевно, а поручение им спасения мира кажется безумным решением. Тем не менее, их нельзя назвать плохими людьми. Хотя они действуют в своих интересах, они остаются верными друг другу, следуют определённым планам и не убивают без причины. Наёмники работают на Госпожу, но это характерно для их профессии — быть верными тому, кто платит больше. При этом они сохраняют лояльность к своему нанимателю, и в финале «Книг Севера» отряд проявляет героизм, стремясь остановить возвращение абсолютного зла в мир. Эти персонажи демонстрируют сложность морального выбора, подчеркивая, что даже в мире наёмников есть место благородству и преданности.
Фэнтези, разворачивающееся в реалистичном сеттинге и featuring неоднозначных персонажей, стало известно как гримдарк. Первые произведения данного жанра появились еще в шестидесятые годы, когда Майкл Муркок создал романы об Элрике. Однако настоящую популярность гримдарк приобрел с выходом «Игры престолов» Джорджа Мартина, которая привлекла внимание к мрачным и сложным сюжетам, где добро и зло переплетаются, а судьбы персонажей могут измениться в любой момент. Жанр гримдарк продолжает развиваться, привнося новые элементы в мир фэнтези и заставляя читателей переосмысливать традиционные представления о героях и злодеях.
Гримдарк стал по-настоящему популярным в середине 2000-х годов, когда на свет появились произведения авторов, на творчество которых влияние Джорджа Мартина оказалось более значительным, чем наследие Толкина. К числу ведущих писателей этого жанра относятся Джо Аберкромби, Р. Скотт Бэккер, Стивен Эриксон, Марк Лоуренс, Питер Ньюман и другие современники. Эти авторы привнесли в литературу элементы мрачной фэнтези, создавая сложные миры и глубокие персонажи, что способствовало росту интереса к гримдарку как к жанру.
Вы читаете гримдарк, если…
Основные черты гримдарка включают в себя уникальную атмосферу, характерные элементы мрачного фэнтези и проработанный мир. Гримдарк характеризуется реалистичным подходом к насилию и морали, где персонажи часто сталкиваются с тяжелыми выборами и противоречиями. В таких произведениях акцент делается на серых оттенках морали, вместо четкого деления на добро и зло. Важным аспектом является внимание к деталям, что делает мир правдоподобным и увлекательным для читателя. Гримдарк также часто включает в себя элементы магии, но они используются с осторожностью и имеют свои последствия. Эти особенности делают гримдарк привлекательным для аудитории, ищущей глубину и сложность в литературе.
Идеализм в данном контексте утратил свою силу. Сеттинг становится всё более реалистичным. Мир жесток, несправедлив и наполнен грубыми реалиями. Здесь отсутствует четкое разделение на добро и зло. Даже самые отважные герои могут проявлять подлость и низость, а злодеи иногда совершают благородные поступки и помогают другим. Не каждое начинание приносит успех, и не все добрые деяния завершаются положительными последствиями. Жертвы не всегда оправдываются, а счастливый финал не гарантирован, как минимум, не для всех.
Упадок институтов. Государственные структуры, церковь, рыцарские ордена и армейская элита потеряли свою прежнюю значимость. Коррупция, разврат, бессилие и беззаконие стали основными характеристиками этих организаций. В условиях разрушения традиционных ценностей и утраты доверия к институтам общество сталкивается с серьезными вызовами. Эффективное управление и восстановление авторитета данных институтов требуют комплексного подхода и стремления к прозрачности.
Цинизм стал повсеместным явлением. Мало кто действительно заботится о спасении мира; многие даже с готовностью способствуют его разрушению. Основные приоритеты сместились на власть, месть и выживание, оставляя благие намерения в прошлом. В современном обществе ценности изменились, и многие стремятся к личным выгодам, игнорируя глобальные проблемы и последствия своих действий. Эта реальность требует переосмысления приоритетов и возвращения к истинным ценностям, которые могут привести к позитивным изменениям в мире.
Наивные и благочестивые паладины редко доживают до старости. Их судьба зачастую заканчивается трагически: они могут быть казнены, как Эддард Старк, или же погибнуть в темных переулках, преданные своими же соратниками. В некоторых случаях такие паладины становятся фанатиками, совершая поступки, которые порой хуже тех, что творят настоящие злодеи. Ярким примером такого превращения является принц Сокол, антагонист романа Кэмерона Джонстона «Мерзкая семёрка». В этом произведении автор исследует, как идеалы могут быть искажены, приводя к разрушительным последствиям.
В мире, где могут сосуществовать драконы, зомби и гигантские шершащие мамонты, самыми устрашающими существами остаются люди. Конфликты, предательство и насилие между людьми порождают страх и хаос, которые трудно преодолеть. Независимо от того, насколько фантастичными могут быть существа, истинные монстры часто прячутся в человеческой природе. Эти аспекты делают человеческие отношения сложными и многогранными, порождая конфликты и драму, которые могут затмить любое фантастическое чудовище.
В классическом высоком фэнтези персонажи сталкиваются с четким выбором между добром и злом, где решение представляется очевидным. Однако в мире гримдарка ситуация гораздо сложнее. Здесь героям часто приходится принимать трудные решения, выбирая между меньшим и большим злом. Этот моральный конфликт подчеркивает сложность и многогранность персонажей, заставляя их исследовать границы своих ценностей и убеждений. В таких условиях выбор становится не просто вопросом морали, а настоящим испытанием, которое формирует характер и определяет судьбы.
Геральт из Ривии оказался в сложной ситуации, когда его любовница Ренфри, обиженная жизнью бандитка, искала мести. Она хотела убить волшебника, который хоть и не был добрым, но оставался беззащитным, а также погубить множество innocent жителей города. Геральт, руководствуясь своими моральными принципами, решил защитить мирных граждан и остановить Ренфри, что привело к жестокой схватке с её бандой. Он считал, что поступил правильно, предотвратив трагедию. В результате его действий город остался в безопасности, но сам Геральт приобрёл печальную славу «Мясника из Блавикена». Этот выбор стал важным моментом в его жизни, показав, как непросты бывают решения, когда на кону стоят жизни людей.
Насилие и жестокость — центральные темы многих фэнтезийных романов, действие которых часто разворачивается в средневековом сеттинге. Средневековье было эпохой суровых реалий: люди жили короткой и тяжелой жизнью, сталкиваясь с грабежами, насилием и насильственной смертью. В этом контексте гримдарк-фэнтези отображает такие же мрачные аспекты: в условиях войны солдаты занимаются грабежом и убийствами, а в политической борьбе неудобные правители и многообещающие наследники часто заканчивают свои дни преждевременно. Дворцовые интриги полны предательства, измены и насилия, что делает мир фэнтези не менее жестоким, чем историческая реальность.
В мире гримдарка все персонажи подвержены смерти, и она может прийти в любой момент, часто неожиданно. Ярким примером является Красная свадьба, где судьбы героев решаются мгновенно. Также стоит отметить, что Джон Сноу стал жертвой предательства своих собственных соратников, которые решили, что его решения могут привести к гибели Ночного Дозора. Это подчеркивает, насколько непредсказуемы и опасны события в этом мрачном мире, где каждый выбор может иметь фатальные последствия.
Чёрный юмор занимает важное место в произведениях Джо Аберкромби. В его книгах цикла «Земной круг» этот стиль находит особенно удачное выражение. Аберкромби мастерски сочетает харизматичных антигероев с захватывающими сюжетами, пронизанными чёрным юмором, предательствами и неожиданными поворотами. Темы жизни и смерти, любви и страсти, а также динамичные сражения делают его творчество ярким представителем жанра гримдарк. Читатели найдут в его работах не только остроумные шутки, но и глубокие размышления о человеческой природе и сложностях выбора.
Надежда остается, и это основное отличие гримдарка от темного фэнтези. В классическом темном фэнтези надежда по умолчанию отсутствует, в то время как в гримдарке существует возможность на счастливый или хотя бы горько-сладкий финал. Тем не менее, даже в этом жанре хеппи-энд не является гарантией, и он может быть предоставлен лишь некоторым героям. Таким образом, гримдарк сохраняет элементы надежды, создавая уникальную атмосферу, в которой даже в самые мрачные моменты возможно увидеть проблески света.
Тёмное фэнтези в играх
Тёмное и реалистичное фэнтези стало популярным не только в литературе, но и в игровой индустрии. Термин grimdark изначально возник в контексте настольной игры Warhammer 40,000, где его полная формулировка звучит как «Во мрачной тьме далёкого будущего есть только война». Это направление характеризуется мрачными сюжетами, сложными моральными выборами и жестокими мирами, что привлекает внимание игроков и читателей, ищущих глубину и реализм в фантастических историях. Grimdark фэнтези исследует темные стороны человеческой природы и часто демонстрирует, что добро и зло не всегда легко различимы.
Сеттинг Warhammer 40,000 является ярким примером термина «гримдарк». В отличие от фэнтезийных миров с магией и драконами, действие в этом вселенной происходит в далеком будущем, где присутствуют примархи, тираниды и божество-гермафродит Слаанеш. Здесь царят разруха, деградация и безысходность. Все стороны конфликтов лишены морали, а даже самые элитные и благородные воинские подразделения движутся на бой, вдохновляясь фразами вроде «Лишь в смерти приходит конец долгу» или «Лучше умереть за Императора, чем жить ради себя». Эта атмосфера безысходности и постоянной борьбы делает Warhammer 40,000 уникальным и запоминающимся сеттингом, привлекающим внимание фанатов как за счёт глубоких сюжетов, так и за счёт сложных персонажей.
Серия игр «Ведьмак» является ярким примером гримдарка, представляя собой мрачную и реалистичную историю в мире, населенном разнообразными чудовищами, где самым опасным существом остается человек. Главный герой, ведьмак Геральт, блуждает по болотам Велена, сражаясь с накерами и утопцами, которые в лучшем случае уносят жизни нескольких десятков человек в год. В то время как он занимается этими мелкими угрозами, регион страдает от последствий третьей войны Северных королевств с Нильфгаардом, уносящей десятки тысяч жизней. Эта контрастная динамика между личными конфликтами Геральта и масштабными военными катастрофами создает уникальную атмосферу, характерную для произведений гримдарка.
В соответствии с философией Анджея Сапковского, игра «Ведьмак» от CD Projekt RED глубоко исследует концепцию меньшего зла, ставя игроков перед сложными моральными дилеммами, где нет однозначно правильных или неправильных решений. Игроки сталкиваются с вопросами о том, как поступить: уничтожить жестокого злодея, который унес жизни десятков невинных, или спасти группу эльфиек, позволив преступнику уйти, что может привести к новым жертвам в будущем? Эти выборы формируют не только сюжет, но и моральный компас игрока, заставляя его задуматься о последствиях своих действий в мире, полном конфликтов и моральной неоднозначности.
Вопрос о поддержке вызывает серьезные размышления: стоит ли встать на сторону благородных воинов, борющихся за независимость своей страны и жаждущих отомстить за смерть короля, или же поддержать эльфийских партизан, которые имеют веские причины испытывать ненависть к людям? Это противостояние отражает глубокие исторические конфликты и сложные моральные дилеммы, с которыми сталкиваются обе стороны. Каждая из них имеет свои причины и цели, что делает выбор непростым. Важно учитывать не только личные симпатии, но и последствия, которые может иметь этот выбор для будущего их народов.
Кому оказать помощь — неприятному человеку, которому ты когда-то сломал ногу, или верному другу, многократно выручавшему тебя из сложных ситуаций? На первый взгляд, это кажется простым выбором. Однако неприятный человек предлагает разумные и логичные идеи, стремясь объединить Север для противостояния надвигающемуся врагу с юга. В то время как старый товарищ намерен заключить сепаратный мир с Нильфгаардом, готовый отдать весь Север в обмен на вассальную независимость своей страны. Как поступить в этой сложной ситуации?
Тёмное фэнтези в видеоиграх представлено не так широко, но один из самых заметных представителей этого жанра — серия Dark Souls. Она погружает игрока в атмосферу гнетущего тлена и страданий, где каждый пиксель наполнен мрачной историей. Игроки сталкиваются с жестокими сражениями против ужасающих и трудно побеждаемых монстров, которые могут легко унести жизнь неосторожного героя. Dark Souls предлагает уникальный опыт, сочетая сложный геймплей с глубоким нарративом, что делает её культовой в мире видеоигр.
Долгое время авторы фэнтези придерживались традиций профессора Толкина, создавая эпические истории о противостоянии света и тьмы. Однако с течением времени реальность начала влиять на жанр. Поворот к мрачному и реалистичному фэнтези можно объяснить стремлением авторов отразить жестокие реалии современного мира или исследовать актуальные проблемы в контролируемом ими сеттинге. Очевидно, что реалистичные сюжеты с непредсказуемыми поворотами и многослойными персонажами становятся более увлекательными и интересными. Этот тренд указывает на то, что жанр будет продолжать развиваться, привнося в себя новые идеи и подходы, что, в свою очередь, обогащает фэнтезийную литературу.
Профессия Нарративный дизайнер
Вы с нуля научитесь создавать сценарии для игр, придумывать персонажей, писать диалоги и передавать идеи с помощью геймплея. Сможете зарабатывать в геймдеве и реализовать игровой проект, о котором всегда мечтали.
Узнать подробнее