Кино и музыка #Статьи

2 апреля, 2024

Как стать продюсером электронной музыки

Как научиться выпускать хиты, которые собирают миллионы прослушиваний, обязательны ли для этого музыкальное образование и большая команда — в материале редакции Skillbox.by.

Феномен электронной музыки — ее многогранность и разнообразие. Она может существовать обособленно в виде абстрактных психоделических или футуристических мотивов. При этом она гармонично дополняет рок-баллады, блюз, джаз, дерзкий и брутальный индастриал, рэп и хип-хоп. И, конечно же, без drum and bass, house, trance или dubstep не обходится ни один рейв.

Может показаться, что музыкальная индустрия вроде Эвереста, куда взобраться почти невозможно. Нужны огромная команда, связи и дорогое студийное оборудование. Но электронная музыка — это не только многогранное звучание. Она изменила творческий подход к производству. Чтобы выпустить хит, больше не нужен огромный коллектив. Создание музыки часто и вовсе обходится без музыкантов в традиционном понимании. А вместо студии и музыкальных инструментов достаточно будет компьютера и приложения для создания музыки.

Разбираемся в этом направлении музыки и в задачах продюсера, который стоит за каждым успешным треком, собирающим миллионы просмотров на youtube.

Узнайте, как создавать музыку, юридически оформлять отношения с лейблами и разрабатывать бизнес-модели проектов на курсе Создание электронной музыки

Узнать больше

Какие бывают жанры электронной музыки

Для начала разберемся в жанрах электронной музыки, которая используется в самых разных направлениях. Джазовые композиции, рок, heavy metal, блюз, латиноамериканские мотивы — везде можно услышать микс электронных и живых инструментов. Однако продюсер электронной музыки работает преимущественно с танцевальными направлениями. И среди популярных жанров можно отметить:

  • Диско. Один из самых популярных музыкальных стилей 20-го века, у которого поклонники остаются и сегодня. И это касается не только ретровечеринок. Евродиско, евродэнс, евробит, Hi-NRG — эти направления выросли из диско.
  • Брейкбит. Этот стиль появился во второй половине 70-х. В основе композиции — барабанные брейки из записей в стилях фанк и джаз, которые проигрываются в ускоренном темпе.
  • Drum and bass. Это направление появилось как ответвление от брейкбита. Его особенность — высокий темп, у некоторых композиций — до 180 ударов в минуту.
  • House. Появился в 80-х годах как перерождение и развитие стиля диско в результате микширования диско-записей. Развивался параллельно с нью-йоркским гаражом и лондонским гэриджем. Отдельные поджанры хауса популярны на танцполах и сегодня.
  • Техно. Этот жанр появился в Германии в конце 70-х и стал настолько популярным, что часто термин используют для обозначения всей электронной музыки. Для стиля характерны футуристические звуки и средний бит. 
  • Trance. Популярный на сегодня жанр электронной танцевальной музыки. Это смесь психоделического рока, техно, хауса и диско. Стиль появился в 90-е, хотя в конце 70-х уже были первые попытки его создания.
  • Synthwave (Retrowave). Смесь нью-вейв, чилаут и софт-рок. Это жанр, в основе которого лежит подражание музыке 80-х с целью воссоздать атмосферу той эпохи — боевиков и научной фантастики, прежде всего — киберпанка.

Чем занимается продюсер электронной музыки 

Слово «продюсер» происходит от слова «produce» — производить. В поп-музыке это специалист, который руководит процессом. Он ищет текст, композитора для мелодии, собирает команду музыкантов и технических специалистов, руководит звукозаписью, отвечает за аранжировку, сведение и конечное производство. После выпуска композиции продюсер занимается ее продвижением.

В электронной танцевальной музыке процессы не так четко разграничены. Распространена практика, когда продюсер создает новые композиции в одиночку. Получается композитор, инженер звукозаписи и микширования, менеджер и артист в одном лице. Некоторые продюсеры выступают с собственными композициями на рейвах и концертах, выполняя еще и функции диджея.

Создание электронной музыки во многом отличается от традиционного музыкального производства. Здесь активно используются сэмплы (ред.: короткие отрезки из других треков) и микширование. Некоторые композиции почти полностью состоят из видоизмененных отрывков чужих воспроизведений — могут меняться скорость и частота. Создание таких композиций в каком-то смысле похоже на конструктор. Создается каркас из бита, добавляются различные инструменты и эффекты — слой за слоем вырисовывается новый трек. 

Если говорить о задачах продюсера электронной музыки, то чаще всего он:

  • Собирает команду. Он может привлечь битмейкера, инженера звукозаписи, вокалиста. Коллаборации с известными артистами и музыкантами — это не только дополнительная популяризация, но и возможность привнести в свои работы что-то новое.
  • Разрабатывает концепцию. Это может быть создание композиции с некоторыми исходными параметрами или творческий поиск.
  • Самостоятельно или совместно с битмейкером создает новую композицию. Сначала создается бит, потом добавляется мелодия — пишется с нуля или собирается из отдельных сэмплов. 
  • Контролирует запись вокала. Если это коллаборация с вокалистом, то продюсер может давать советы исполнителю, чтобы добиться нужного звучания.
  • Сводит музыку и вокал, занимается аранжировкой, редактирует материал. 
  • Занимается подготовкой к распространению — мастерингом. На этом этапе продюсер убирает незначительные погрешности, иногда дополнительно регулирует уровень музыки или голоса. На этапе мастеринга могут выпускаться несколько версий трека.
  • Продвигает трек. Продюсер добавляет трек на площадки вроде Apple Music, Spotify, Youtube, отправляет на радио, запускает рекламу.

Продюсеры электронной музыки могут писать музыку под своим брендом, создавать ее для других лейблов и исполнителей, а также писать саундтреки для кино и игр.

Какие навыки необходимо развивать продюсеру электронной музыки

Даже если продюсер работает с командой, он все равно участвует в каждом этапе производства — создает бит, микширует, редактирует, сводит запись и даже дает советы вокалисту. Поэтому список необходимых знаний и навыков обширный. Перечислим основные soft (личностные навыки) и hard (профессиональные умения) skills, которые нужно развивать.

Soft skills:

  • Коммуникабельность. Даже если вы выпускаете музыку в одиночку, музыканту, чтобы развиваться, важно налаживать связи с артистами, другими продюсерами и лейблами.
  • Хороший вкус. Его развить можно с помощью наслушанности — прослушивания других композиций разных направлений.
  • Лидерские качества. Продюсер — это руководитель, который должен уметь брать на себя ответственность за результат. 

Hard skills:

  • Теория музыки. Необходимо понимать структуру, аккорды и ритмы — все это позволит создавать более сложные и интересные композиции.
  • Основы звукозаписи. Необходимо понимать очередность этапов, знать основы приемов и эффектов, как реверберация, хорус и фланжер.
  • Понимание музыкальной индустрии. Например, какие треки подойдут для живых выступлений, радио и музыкальных сервисов.
  • Умение обращаться с оборудованием. Нужно понимать, что дает фильтр частот, зачем нужен midi-контроллер, как подключить микшер и как использовать драм-машину.
  • Знание специализированного программного обеспечения. 

Какое оборудование пригодится продюсеру для работы

Есть миф, что создание музыки — это дорого. Нужна оборудованная студия с профессиональной и дорогой аппаратурой. На самом деле минимальный набор включает всего три вещи:

  • Компьютер или ноутбук. И это не обязательно должен быть Mac.
  • Колонки и наушники. Например, Audio Technica ATH-M50 или Sony MDR-7506.
  • Рабочая станция (DAW). Среди бесплатных станций можно отметить Garageband, CakeWalk, Waveform Free By Tracktion, Reaper. Большинство продюсеров электронной музыки предпочитают Ableton Live или FL Studio. Среди крупных лейблов популярны Cubase, Avid Pro Tools, Logic Pro, Studio One, Reason. 

Если позволяет бюджет, то можно купить Midi-клавиатуру. Хотя наиграть мелодию можно и на обычной qwerty-клавиатуре. Если планируете использовать аналоговые инструменты, в которых не используется USB, то пригодится еще и внешняя звуковая карта.

Как стать продюсером электронной музыки и зачем продвигать личный бренд

Многие известные продюсеры танцевальной музыки начинали как диджеи. Подобные истории — у David Guetta и Клайва Кэмпбелла. Но на создание полноценной композиции ушли годы. Если нет желания разбираться несколько лет, продвигаясь в индустрии вслепую, стоит получить образование. 

Можно поступить в музыкальное училище и консерваторию, где вы изучите теорию музыки, научитесь работать с популярным оборудованием или играть на музыкальных инструментах, но познакомиться с электронной музыкой более подробно там вряд ли удастся. В качестве альтернативного варианта можно выбрать дистанционные курсы. Здесь при выборе редакция Skillbox.by советует обращать внимание на актуальность учебных программ и возможность поработать над реальными кейсами. На что еще нужно обращать внимание при выборе курсов, можно прочитать здесь

Однако образование — далеко не все. Необходимо развивать личный бренд, от которого напрямую зависит ваш доход. Если начинающие продюсеры электронной музыки получают всего 5-10 $ за трек, то музыканты с репутацией и именем могут зарабатывать до 35 000 $ за бит. Аналогичная ситуация и со стриминговыми сервисами — чем популярнее имя, тем больше прослушиваний и выше доход.

В качестве инструментов для продвижения можно использовать:

  • Стоки. Сайты, где можно найти стоковые звуки и композиции, которые все желающие могут приобрести для своих работ. Среди популярных сервисов — AudioJungle, Fifty Sounds, Premium Bit, Epidemic Sound, Shutterstock, Adobe Stock, Pond5.
  • Стриминговые сервисы. Deezer, Spotify, YouTube Music платят за прослушивание. Популярность трека на таких сервисах — это уже слава и возможность получить признание.
  • Посещение музыкальных фестивалей, участие в благотворительных мероприятиях позволит завязать знакомства.
  • Общение в соцсетях, на форумах и сайтах, посвященных DAW-системе и производству музыки. Вы можете не только учиться у более опытных музыкантов, но и ближе познакомиться с ними, что может стать поводом для хорошей коллаборации. Также можно зарегистрироваться в профильных сообществах вроде beatstars.com.

Поначалу производство электронной музыки кажется весьма сложным. Легко затеряться и все бросить, так и не увидев результата. Поэтому редакция Skillbox.by собрала для вас несколько советов, которые помогут освоить интересную профессию и научиться создавать крутые треки:

  • Совмещайте теорию с практикой. Много читать и смотреть уроки — это хорошо. Но если не применять все на практике, не стоит ждать результата.
  • Музыка — это прежде всего творчество и эксперименты. Гениями не рождаются, ими становятся. Не бойтесь экспериментировать и творить для себя. Не ждите, что с первого трека получится хит. Но чем больше попыток вы предпримите, тем выше шанс создать крутое произведение, которое будут слушать миллионы.
  • Не экономьте на DAW. Его вы выбираете один раз и на долгие годы. Бесплатные системы подойдут, если хотите что-то сделать для себя. У них ограничены возможности, нет сообщества, они сложные. Если собираетесь заниматься музыкой профессионально, то сразу покупайте Ableton, FL или Cubase — они позволяют раскрыть весь творческий потенциал.
  • Следите за популярными продюсерами, слушайте электронную музыку разных жанров. Это могут быть старые песни, андеграунд — именно на семплах, вырезанных из давно забытых треков, рождаются хиты.

Осваивайте профессию «Продюсер музыкальных проектов» со Skillbox

Вы разберетесь в музыкальной теории и освоите программу Ableton Live. Научитесь создавать музыкальные продукты и работать с музыкантами. Узнаете, как сотрудничать с участниками индустрии и продвигать музыкальные проекты.

Забрать доступ