Битмейкинг. Как музыкальные виртуозы зарабатывают на эксклюзивных битах
Битмейкер — творческая профессия нового поколения, объединившая навыки аранжировщика и композитора. Редакция Skillbox.by рассказывает, как музыкальные виртуозы создают эксклюзивные биты и сколько на этом зарабатывают.
Содержание:
- Инструменталы в жанре хип-хоп
- Как зарождался битмейкинг
- Чем занимается битмейкер и какое оборудование использует
- Плюсы и минусы профессии
- Сколько можно заработать на творческом труде
- Новое ощущение музыки
Инструменталы в жанре хип-хоп
Битмейкинг — одно из революционных направлений в музыке, которое пришло из хип-хопа. Представители битмейкинга создают из битов каркас музыкального произведения, задают его атмосферу.
Название профессии произошло от англ. beatmaker (beat — ритм, maker – создатель). Начав сотрудничество с представителями хип-хопа и рэпа, битмейкеры стали востребованы в музыке разных направлений. Сейчас оригинальный бит формируется при помощи компьютера, на котором делают аранжировку, прописывают мелодию и партию голоса. Умение сочетать компьютерные музыкальные разработки и чувство стиля гарантирует выпуск уникальных треков.
Узнайте, как делать электронную музыку, обрабатывать треки и продвигать их на курсе «Электронная музыка с нуля до PRO»
Узнать большеКак зарождался битмейкинг
Профессия зародилась в субкультуре хип-хопа в середине 70-х годов прошлого столетия. Развивалась в Нью-Йорке на основе эмсиинга, одной из форм рифмованной лирики, диджеинга, брейкинга и граффити. Сначала треки хип-хоп создавались на виниловых проигрывателях при помощи сэмплирования — использования части записанного трека в новой композиции. Так появился жанр брейкбит, ставший основой написания первых хитов хип-хоп.
Со временем техника развивалась. В 80-х музыканты создавали зарисовки, основанные на фрагментах разножанровых записей. Их дальнейшей работе помешала проблема авторского права, которая была решена в 90-х. В это же время у сэмплеров появилось инновационное программное обеспечение, и они стали создавать собственные биты, а не собирать композиции из чужих ритмов. Сегодня битмейкеры строят произведения на звуках электронной музыки, бас-гитар, барабанов, синтезаторов, клавишных и др. Это признанное музыкальное искусство.
Но история не будет полной, если не упомянуть тех, кто находился у ее истоков. Это, несомненно, Afrika Bambaataa, крестный отец хип-хоп культуры, который прославился выпуском электрохитов в 80-х. Бамбаатаа вел хип-хоп вечеринки, начиная с 1977 года, музыкант стремился вытащить детей из банд и привить им новую культуру музыки. Другая яркая фигура битмейкинга — диджей с Ямайки Kool Herc. Музыканту принадлежит идея брейкбит-диджеинга с использованием барабанных фанковых соло с фокусом на ритмичность.
Чем занимается битмейкер и какое оборудование использует
Профессию битмейкера нередко сравнивают с продюсированием, но это не совсем так. Продюсер отвечает за песню в целом, в том числе за текст и правильность исполнения. Битмейкер же задает ритм песни, а лучших результатов он достигает при работе в команде с исполнителем, композитором, продюсером и аранжировщиком. Взаимопонимание между ними помогает написать хит. Бит создается под вокальные возможности артиста с учетом музыкального направления, в котором композитор написал музыку. Аранжировщик дорабатывает произведение и выпускает его в свет.
Создание бита — долгий и кропотливый процесс, который начинается с программирования и заканчивается сведением и мастерингом. Опытный специалист сумеет выпустить в свет цепляющее интро и разнообразить собственное произведение дропами (ред.: падающими звуками) или сменами ритмов. Он отлично знаком с эффектами и методиками динамической обработки звучания. Мастер должен уметь правильно выбрать аппаратуру, понимать различия между софтами для генерирования битов. На этом моменте остановимся подробнее. Битмейкер использует в работе определенное оборудование:
- Компьютер или ноутбук с подходящими характеристиками для работы.
- Сэмплер для воспроизведения частей записей или сэмплов. Одна из надежных моделей — Akai MPC One.
- MIDI-клавиатуру на 32 или 49 клавиш, которая позволяет импровизировать и управлять звуком. Например, AKAI MPK MINI MK2 лидирует среди клавиатур.
- Синтезатор. Его можно приобрести вместо клавиатуры, и его главные функции — проигрывание и запись звука. Korg littleBits — достойная модель для новичков.
- Студийный микрофон со стойкой или пантографом, обеспечивающий сигнал без помех. Для начинающих подойдет Alctron CM6-MKII.
- Поп-фильтр для микрофона, обеспечивающий чистоту звучания. Для начала можно рассмотреть модель Hercules MH200B.
- Студийные наушники. Здесь можно присмотреться к модели Prodipe 3000.
- Монитор, как обязательный инструмент для сведения. Например, можно рассмотреть KRK RP5G4.
- Аудиоинтерфейс. Это необходимый атрибут для записи вокала, который обеспечивает четкую передачу сигнала. Для работы битмейкеры часто выбирают Alctron U12.
После подбора оборудования подбирается софт, и уже после этого можно начинать битмейкинг. Для работы предлагается специальное ПО под названием секвенсор. Наиболее популярные программы:
- FL Studio. Цифровая станция для создания музыки с дружелюбным интерфейсом и минимальными системными требованиями. Проста в использовании — пользователь выбирает звуки, настраивает порядок их звучания, запускает трек.
- Ableton Live. Отличается практичной автоматизацией, предлагает инструменты для импровизации. Подходит для написания музыки в условиях студии и для живых выступлений.
- Logic Pro. Обеспечивает доступ к 20 тысячам лупов (ред.: повторяющихся музыкальных отрывков). Предусмотрены широкие возможности редактирования аудио, есть функция коррекции вокала.
Импортный софт лицензирован и стоит довольно дорого. Перед его приобретением рекомендуется внимательно рассмотреть функционал каждой программы. В этом помогут тематические статьи, отзывы и видеообзоры, а также пробные периоды, которые предлагают разработчики софта.
Плюсы и минусы профессии
В любой профессии есть свои плюсы и минусы. Среди достоинств занятия можно отметить любимое дело и заработок. В доходе нет верхней планки — все зависит от трудолюбия и профессиональных качеств. Свободный график работы позволяет организовать студию у себя дома — жить в Минске и сотрудничать с исполнителями из США. Еще из очевидных плюсов: возможность подбирать клиентов для сотрудничества и отсутствие традиционных взаимоотношений «начальник-подчиненный».
Из минусов в битмейкинге отмечают отсутствие социальных гарантий. Случаются кризисы в творчестве, а карьерный рост в привычном понимании отсутствует. Известность в битмейкинге приходит, когда начинается сотрудничество с топовыми певцами, а гонорары за труд становятся крупными. А вот на начальных этапах потребуются немалые вложения в оборудование и софт.
Сколько можно заработать на творческом труде
Профессия отличается тем, что успех не зависит от опыта и стажа битмейкера. Бит новичка может «выстрелить», его заметят продюсеры и исполнители, появятся постоянные клиенты, которые начнут заказывать другие композиции и щедро их оплачивать. Бывает, что признания приходится ждать годами, но отчаиваться не стоит, зарабатывать свободный художник может по-разному:
- продавать биты;
- продюсировать песни;
- писать композиции на заказ;
- сдавать биты в аренду;
- получать роялти;
- давать мастер-классы;
- заниматься диджеингом.
Уровень заработка битмейкера зависит от опыта, места продажи и типа лицензии. Начинающие музыканты зарабатывают от 25 до 40 долларов, отдавая биты в аренду. Продажи битов стартуют от 130 долларов за музыкальную единицу. С приобретением известности расценки будут расти — цены на эксклюзивные лицензии отдельных битов могут достигать нескольких тысяч долларов. Все зависит от таланта и имени битмейкера, и исполнителей, с которыми он работал.
Новое ощущение музыки
Основатель фанка (ред.: одно из основополагающих течений афроамериканской музыки) Джеймс Браун ввел понятие грува — специфического неземного ощущения, которое возникает во время прослушивания композиции. Грув появляется благодаря умело сгенерированному, глубокому и динамичному биту, созданному битмейкером. Если вы хотите узнать больше об этой уникальной профессии, позволяющей наполнять мир гармонией, то предлагаем ознакомиться с тематической литературой, блогами и профессиональными сообществами:
- М. Тауэрсбери «The Secrets of House Music Production» — советы по работе с сэмплами (оцифрованными звуковыми фрагментами).
- М. Хьюкс «Music Theory for Computer Musicians» — о музыкальной теории и ее функционировании на ПК.
- Телеграм-канал «Школа битмейкинга» — здесь обсуждают работы музыкантов, рассказывают об удобных фишках FL Studio.
- Сайт beatmaker.tv — на портале много музыки и подборок авторов из Беларуси, Украины и России, а также есть возможность загружать собственные композиции.
Осваивайте профессию «Битмейкинг с нуля» со Skillbox
Вы научитесь создавать биты в FL Studio. Узнаете, как продвигать свою музыку и заключать договоры с артистами. Соберете портфолио и сможете зарабатывать на творчестве.
Забрать доступ