Sound-дизайнер. Профессионал, который помогает «видеть ушами»
Порой звуки могут рассказать больше, чем картинка. Особенно когда нужно передать атмосферу или создать настроение в игре или кино. Что за профессия «саунд-дизайнер» и почему спрос на таких специалистов постоянно растет — читайте в материале редакции Skillbox.by.

Содержание
Почему так важен sound-дизайн
При просмотре очередного фильма или обычного ролика на Youtube может показаться, что главное — визуал, а такие детали, как шелест травы или шум города, вторичны. Но исследования, опубликованные на sciencedaily.com и thenakedscientists.com, подтверждают, что звуки мозг человека воспринимает и обрабатывает быстрее, чем картинку. Более того, английские исследователи считают, что определенные звуки люди ассоциируют с конкретными цветами и формами. И используют эту информацию при формировании целостной картины окружающего мира.
Об этой особенности нашего восприятия хорошо знают киносоздатели, маркетологи, разработчики игр и софта. И используют в своих продуктах. Среди кинематографистов даже распространен принцип: «70 процентов всего, что мы видим в кино — это звук».
Насколько важен звук хорошо видно на примере бюджетных хорроров и научной фантастики, особенно фильмов 70-90-х годов. Тяжелые шаги, которые прерывают полную тишину, скрип двери, завывание волков или драматическая музыка. Эти недорогие, но эффективные приемы накаляют атмосферу, заставляют зрителя почувствовать себя на месте героя в тот момент, когда в кадре почти ничего не происходит. В некоторых ужасах мы не видим главного антагониста до финальной сцены, а только слышим. И если посмотреть такие сцены без звука, то теряется антураж или вовсе исчезает сюжетная линия — драматические моменты скрыты от глаз, но мы их «видим ушами».

Узнайте, как синтезировать сэмплы и обрабатывать оцифрованные звуковые отрывки на курсе Sound Design с нуля до PRO
Узнать большеРаботе со звуком много внимания уделяют и в других жанрах кино. Этот инструмент позволяет усилить ощущения зрителя или создать необходимые эмоции, когда это невозможно сделать с помощью визуальной составляющей или нужно обойти неудобные моменты.
Например, крик человека и звуки выстрела, которые остаются за кадром, дают зрителю понять, что произошло, без вывода на экран кровавой сцены с пометкой «18+». А звуки окружающей обстановки помогают глубже погрузиться в атмосферу вымышленного мира, как это было в фильмах «Аватар» или «Интерстеллар», в играх «Far Cry» и «Crysis».
Звук играют важную роль и в юзабилити приложений. Щелчки, звуки свайпов превращают «двухмерный» интерфейс в «объемный», а хорошо озвученное программное обеспечение (ПО) получает более высокие рейтинги.
Но подобрать или создать с нуля звуки, которые помогут точно сформировать необходимое восприятие у аудитории — нетривиальная задача. Порой плохое озвучивание может загубить визуально превосходный проект. Поэтому многие компании привлекают для этой работы отдельного специалиста — саунд-дизайнера.
Кто такой sound-дизайнер
Sound-дизайнер — специалист, который создает звуковой дизайн для медиа и арт-проектов: фильмов, игр, выставок, роликов для соцсетей, рекламы. Он оформляет музыкальные композиции. Его основная цель — с помощью звуковых эффектов улучшить общее восприятие контента.
Чтобы разобраться, кто такой саунд-дизайнер, нужно понимать разницу между музыкой и саундом — звуками. Второе понятие более обширное и включает как саму музыку (ред.: в фильмах это саундтреки, закадровая и внутрикадровая музыка), так и различные шумы: шелест листьев, журчание ручья, звуки транспорта, пение птиц, фоновые голоса людей и др.
Профессия саунд-дизайнера находится на стыке искусства и технической специальности. Этот профессионал не просто редактирует звуки и добавляет их в проект, чтобы заполнить тишину в сериале. Он не похож на диджея, который составляет плейлист для выставочной экспозиции торгового зала. Sound-дизайнер разрабатывает целостный концепт, и с помощью звуков задает правильное настроение, вызывает необходимые ощущения и усиливает влияние происходящего на экране.
Чтобы создать завершенную картину и погрузить аудиторию в происходящее, sound-дизайнер совмещает закадровую музыку, шумы окружающей среды, внутрикадровые звуки вроде стука посуды или звонка в дверь, а также шумы оформления и другие звуковые эффекты. При этом не важно, над чем он работает — над выставкой современного искусства или блокбастером.

Далеко не всегда в библиотеках можно найти подходящие звуки. Часто специалисту нужно добиться эксклюзивного звучания. Поэтому саунд-дизайнер не только берет готовые композиции и сэмплы, но и создает собственные или редактирует существующие. Сводит звуки, накладывает на них эффекты, меняет тональность и темп.
При этом не следует путать Sound-дизайнера со специалистами смежных профессий:
- Звукорежиссером. Обязанности у профессий частично пересекаются. В некоторых проектах за оба направления отвечает один специалист. Но если обобщить, то саунд-дизайнер придумывает оформление и разрабатывает новые звуковые эффекты, а звукорежиссер обеспечивает техническую поддержку: настраивает аппаратуру и звук на монтаже, участвует в записи диалогов, обрабатывает записи, чтобы добиться качественного звучания.
- Фоли-артистом («шумовиком»). Это специалист, который воспроизводит повседневные звуки для звукозаписи. Шаги, шелест листьев или одежды, звук битвы на мечах, треск разбитого стекла — все это обычно записывается не на съемочной площадке, их имитирует фоли-артист при записи в студии. И обычно он работает в связке с другими специалистами. Саунд-дизайнер составляет список нужных звуков, фоли их имитирует, а звукорежиссер следит за качеством записи.
- Композитором. Он сочиняет музыкальные произведения: оригинальные саундтреки, закадровую музыку, музыку для песен и полноценные оперы. Саунд-дизайнер обрабатывает песни и саундтреки, накладывает на звук аудиоэффекты. При работе над фильмами, сериалами и рекламой подбирает музыкальные композиции или их сэмплы для конкретных сцен.
- Саунд-артом. Отдельное направление современного искусства, где звук рассматривается как предмет эстетики.
Чем занимается sound-дизайнер
Роль саунд-дизайнера может отличаться в зависимости от проекта, размера команды и типа задач. В небольших проектах специалист может совмещать функции звукорежиссера, инженера звукозаписи и фоли-художника. В крупных командах сосредотачивается на звуковом оформлении и работе со спецэффектами.
Рассмотрим основные задачи, которыми занимается sound-дизайнер:
- Изучает сценарий и разрабатывает концепцию звукового оформления для проекта. Это может быть фильм, сериал, мероприятие или компьютерная игра.
- Обсуждает видение звукового оформления с режиссером-постановщиком, звукорежиссером и режиссером монтажа.
- Составляет подробный план с привязкой ко времени, подсказками и описанием эффектов и необходимых звуков.
- Подбирает закадровую музыку и звуки: песни, музыкальные треки сэмплов со сторонних библиотек, если в рамках проекта нет собственных идей и не привлекается композитор.
- Если важно добиться эксклюзивного звучания, то записывает шумы и звуки в студии. Может работать вместе с фоли-артистом. В небольших проектах саунд-дизайнер сам настраивает аппаратуру, имитирует звуки и руководит звукозаписью.
- Редактирует записанные или купленные звуки и саундтреки, накладывает эффекты, миксует и обрезает звуки.
- Некоторые саунд-дизайнеры создают собственные музыкальные композиции на основе готовых сэмплов или работая совместно с композитором.
- Собирает проект: составляет подробный плейлист для выставок или работает со звуковой дорожкой на монтаже.

Какие инструменты sound-дизайнер использует в работе
Профессия саунд-дизайнера охватывает навыки звукоинженера, звукорежиссера и фоли-артиста. Давайте узнаем, какие hard skills нужно развивать специалисту, чтобы добиться успеха в сфере:
- Умение настраивать микшеры, рекордеры, усилители и другую аудиоаппаратуру. Саунд-дизайнер должен понимать, какие типы микрофона выбрать для звукозаписи и как их расставить.
- Умение работать с популярными приложениями для создания музыки и звукозаписи (Digital Audio Workstation — DAW). Популярные рабочие станции, которые используют на крупных и небольших проектах: Pro Tools, Logic Pro, Ableton Live, Adobe Auditions, WaveLab Elements, Cubase, FL Studio, Acid Pro, Nuendo;
- Знание специализированного софта для обработки звука. Список плагинов исчисляется десятками, инструменты зависят от задач и особенностей проекта. Могут использоваться такие приложения: Izotope RX — для восстановления звука и очистки от шумов, Dehumanizer 2 — для изменения голоса, Effectrix — приложение с библиотекой звуковых эффектов, LANDR Mastering Plug — плагин для мастеринга, и пр.
- Понимание теории акустики и психоакустики, физики звука. Саунд-дизайнер должен хорошо представлять, какого характера нужен звук для конкретного явления, как его извлечь и записать в студии, как звуки распространяются в реальной среде. Во многих проектах нет отдельного фоли-артиста, поэтому необходимо владеть его навыками.
- Теория музыки и истории музыки. Саунд-дизайнер должен разбираться в стилях и понимать, как подобрать музыку, чтобы создать определенное настроение или вызвать нужную эмоцию. Например, подъем, ликование или сочувствие.

Особенности sound-дизайна в разных направлениях
Sound-дизайнеры востребованы в самых неожиданных сферах — от оформления развлекательных программ на телевидении до звукового сопровождения в торговых центрах. Рассказываем об особенностях создания дизайна звука в разных сферах.
Кино, сериалы и мультипликация
В кино и сериалах sound-дизайнер отвечает за звуковое сопровождение фильма. Следит, чтобы звуки соответствовали визуальному стилю и помогали в развитии сюжета, усиливали происходящее на экране и обостряли ощущения.
При работе над проектами, саунд-дизайнер сочетает такие виды звуков:
- эмбиенс (фоновый шум) — шум ветра, городского трафика, пение птиц, лай собак, неразборчивая речь и др.;
- внутрикадровый шум (шум, который сообщает о происходящих событиях) — тяжелые шаги или скрип двери в хорроре, шум аварии, звук приближения автомобиля;
- закадровая музыка — короткие музыкальные интро, которые помогают задать темп события и полноценные песни.
Работая в индустрии кино, важно чувствовать слабые и сильные моменты и понимать, как темп и мелодические ходы повлияют на зрителя. В некоторых случаях дизайнеру нужно дополнительно изучить особенности художественной постановки.
Для специалиста важно и ассоциативное мышление. В кино звуки не ограничиваются только ревом мотора, шагами или шумом листьев и ветра. Звуки уведомлений в мессенджере или звук аварии — важно подобрать такие эффекты, которые однозначно дадут аудитории понять, что произошло за кадром. Это же качество поможет гармонично озвучить несуществующие явления, например, инопланетных существ.
Геймдев
Игры — еще одно направление, где огромное внимание уделяется звукам. Шумы в игровой обстановке нужны не только, чтобы погрузиться в игровой мир. Здесь с помощью звуков игрок получает информацию о текущих событиях. Например, о приближающейся опасности, на которую нужно отреагировать. Поэтому аудиореалистичность здесь очень важна.
Помимо киношных шумов, воспроизводящих окружающую среду, здесь приходится много работать над звуковыми эффектами: выстрелами лазерных бластеров, работой двигателей космических аппаратов, открытием временных порталов и др. Также саунд-дизайнер работает над звуками интерфейсов.
Тут стоит отметить и тот факт, что интенсивность звуков в игровой среде зависит от действий игрока. Например, во время сражений музыка более энергичная, а когда ничего не происходит — спокойная. Поэтому саунд-дизайнеру нужно одновременно разрабатывать не один, а сразу несколько сценариев. И без тесной работы с командой разработчиков здесь не обойтись.
Телевидение и реклама
Оформление телепередач и рекламы — еще одна сфера, где не обойтись без качественного звукового дизайна. Задача саунд-дизайнера — создать яркий и запоминающийся образ. Например, все с первой ноты узнают фирменный звук рекламы McDonald’s или Danone.
Выставки и живые мероприятия
Организаторы современных выставок не обходятся без помощи саунд-дизайнеров. Основная цель — настроить участников и гостей на нужный лад. Например, создать праздничную непринужденную обстановку, усилить восприятие живописи или скульптур.
Звуковое сопровождение может быть не общим, а отдельным для каждого арт-объекта. Например, интерактивное оформление экспонатов — звук может меняться по мере взаимодействия с ним.
Во многих музеях и галереях предусмотрен аудиогид — для него тоже создается звуковой дизайн. Речь сопровождается звуковыми эффектами: шумом битвы, звуками животных или музыкой, которая будет создавать нужные эмоции.
Умные устройства и софт
Постепенно обычные бытовые приборы становятся более умными и общаются с человеком. Уже сейчас крупные компании привлекают саунд-дизайнеров к озвучиванию бытовой техники и интерфейса софта. Это как озвучивание команд голосом, так и звуковые сигналы для интерфейса.

Как стать sound-дизайнером. Полезные ресурсы от редакции Skillbox.by
Освоить профессию можно, получив образование в Белорусской академии искусств по направлениям: «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств», «Саунд-дизайн и саунд-арт» или «Звукорежиссер». Хорошим подспорьем станет и музыкальное образование.
Многие голливудские саунд-дизайнеры начинали как музыканты и композиторы. Например, обладатель премий Оскар Ханс Циммер. Среди известных его работ можно отметить: «Король Лев», «Пираты Карибского моря», «Перл Харбор». Он пишет саундтреки для кино и работает над звуковым оформлением. Изначально начинал как музыкант на клавишных инструментах в группах Helden и The Buggles.
Заметных успехов добился и его ученик, Рамин Джавади, получивший образование в музыкальном колледже Беркли. Он же — обладатель премии Эмми за музыкальное оформление Игры престолов.
Впрочем, чтобы стать саунд-дизайнером, необязательно учиться в университете или музыкальной консерватории четыре года. Например, Гарри Барнс начинал как ассистент в студии, которая занималась созданием аудиовизуального контента. И от заваривания чая дорос до саунд-дизайнера и звукорежиссера, который работал над такими культовыми сериалами как «Доктор Кто» и «Чернобыль».
Похожая история и у Гэри Райдстрома, семикратного обладателя Оскара в номинациях «Лучший звук» и «Лучший монтаж звука». Он работал с такими фильмами, как «Терминатор 2: Судный день», «Титаник», «Парк Юрского периода», «Спасти рядового Райана». У него нет музыкального образования, он окончил школу кинематографических искусств, но смог стать одним из самых влиятельных звукомонтажеров и дизайнеров звуковых эффектов благодаря опыту работы на студии Джорджа Лукаса под началом Бена Беретта.
К сожалению, далеко не у всех есть возможность устроиться ассистентом в хороший продакшн. А на самостоятельное изучение всех тонкостей профессии без практики работы со студийной аппаратурой и профессиональным софтом могут уйти годы. И все равно остается риск застрять на саунд-дизайне рекламы для местного радио и мероприятий уровня корпоратива в торговой сети.
Поэтому в качестве альтернативы можно выбрать дистанционные курсы. Обычно учебную программу создают совместно с работниками звукозаписывающих студий и продакшенов — звукоинженерами, звукорежиссерами и саунд-дизайнерами. Поэтому при выборе таких курсов советуем обращать внимание на актуальность учебных программ и возможность создать портфолио.
А для того чтобы ближе познакомиться с профессией, редакция Skillbox.by собрала полезные ресурсы для изучения и фильмы для развития насмотренности.
Интернет-ресурсы:
- studiobinder.com — блог медиапродакшна, посвященный звукозаписи и звуковому дизайну.
- LANDR Blog — блог платформы для музыкантов и звукорежиссеров, здесь можно найти много статей про звукозапись, мастеринг и sound-дизайн.
- Саунд дизайн блог, все самое полезное — русскоязычный блог практикующего саунд-дизайнера.
- StudioBinder — Youtube-канал посвящен видеопроизводству и видеомонтажу. Можно найти много роликов по работе со звуком в киноиндустрии.
- Mike Russell — на Youtube-канале можно найти видео про монтаж и работу со звуком. Там есть советы по саунд-дизайну и туториалы по популярным приложениям (Adobe Audition, Premiere, Audacity).
- Curtis Judd — Youtube-канал, посвященный работе со звуком и светом в видеопродакшене.
- Aftertouch Audio — Youtube-канал, где можно узнать много нового про саунд-дизайн и звукозапись.
Фильмы-победители премии «Оскар» за лучший монтаж звука:
- «Звуки музыки» (1965);
- «Охотник на оленей» (1979);
- «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (1978);
- «Назад в будущее» (1985);
- «Терминатор 2: Судный день» (1992);
- «Титаник» (1996);
- «Перл Харбор» (2001 год);
- «Богемская рапсодия» (2018).
Осваивайте профессию «Sound designer» со Skillbox
Вы узнаете, как создавать шумовые картины, синтезировать саунд и озвучивать объекты. Сможете работать над семплами для Mubert, звуком для игр или видео. Соберете портфолио и поймете, как зарабатывать на саунд-дизайне.
Забрать доступ