Корп обучение #Статьи

20 июня, 2025

4 формата деловых игр для развития сотрудников / Skillbox Media

Организатор деловых игр объяснила, каких целей можно достичь с помощью того или иного формата.

Чем деловая игра отличается от бизнес-симуляции

В начале своего выступления Евгений Швецов привел слова нейрофизиолога Вячеслава Дубынина из книги «Мозг и его потребности», подчеркивающие, что игра является одним из основных способов познания и самореализации. В процессе игры человек развивает и осваивает навыки и стратегии поведения, которые затем можно применить в реальной жизни. Это утверждение актуально и для деловых игр, которые способствуют развитию компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Деловые игры помогают участникам улучшать навыки коммуникации, принятия решений и командной работы, что в итоге повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

Деловая игра представляет собой форму симуляции в обучении, которая включает игровые элементы, такие как сюжет, интерактивность, обратная связь и игровые процессы с установленными правилами. Это групповой процесс, в ходе которого участники принимают решения и действуют в условиях, приближенных к реальной жизни, но в рамках определенных игровых правил. Деловые игры способствуют развитию навыков принятия решений, командной работы и стратегического мышления, что делает их эффективным инструментом для обучения и развития профессиональных компетенций.

Евгения отметила разницу между деловой игрой и бизнес-симуляцией. Бизнес-симуляция отличается высокой степенью приближенности к реальным условиям. Она может воспроизводить бизнес-процессы конкретного подразделения, компании или даже целой отрасли, что делает её понятной и знакомой для сотрудников. В отличие от этого, деловая игра может использовать как реальные, так и вымышленные сценарии, что позволяет варьировать условия и подходы в обучении.

Какие форматы деловых игр можно использовать

Существует множество форматов игр, и компания BITOBE предлагает свою классификацию, в рамках которой выделяются семь основных типов деловых игр. Эти форматы помогают эффективно организовывать обучение и развитие навыков участников, позволяя им погружаться в реальные бизнес-ситуации и принимать обоснованные решения. Каждый из форматов имеет свои особенности и может быть адаптирован под конкретные цели и задачи, что делает их универсальным инструментом в сфере делового обучения.

  • кейс-игры;
  • ролевые игры;
  • игры по станциям;
  • инженерные игры;
  • творческие коммуникационные игры;
  • сюжетно-динамические игры;
  • игры-тренажёры.

В своём выступлении Евгения более подробно рассмотрела четыре популярных формата: кейс-игры, игры по станциям, ролевые игры и инженерные игры. Эти форматы активно используются для обучения и развития навыков, позволяя участникам погрузиться в практические ситуации и применять теоретические знания на практике. Кейс-игры помогают анализировать реальные бизнес-ситуации, игры по станциям способствуют развитию командной работы, ролевые игры позволяют развивать коммуникативные навыки, а инженерные игры фокусируются на решении технических задач. Каждое из этих направлений имеет свои особенности и преимущества, что делает их актуальными для различных образовательных и корпоративных программ.

Кейс-игры представляют собой методику обучения, направленную на развитие навыков в условиях высокой неопределенности. Эксперты отмечают, что кейс-игры могут также называться кейс-стадиями или анализом кейсов. Однако термин «игра» подчеркивает, что для игрового формата не обязательно использовать реальные ситуации из практики участников. Это позволяет создавать разнообразные сценарии, которые помогают участникам развивать критическое мышление и принимать решения в условиях ограниченной информации. Кейс-игры становятся эффективным инструментом для подготовки специалистов в различных областях, улучшая их способность адаптироваться к изменяющимся условиям и находить оптимальные решения.

По мнению эксперта, игры на основе кейсов идеально подходят для развития навыков руководителей, так как они способствуют формированию ключевых компетенций, необходимых топ-менеджерам. Эти игры помогают развивать критическое мышление, принимать обоснованные решения, а также улучшать навыки коммуникации и командной работы. Кроме того, они позволяют отрабатывать стратегическое планирование и управление рисками в условиях, приближенных к реальным бизнес-ситуациям.

  • аналитическое мышление — способность анализировать сложные ситуации, выявлять причины проблем и находить эффективные решения;
  • креативность — нестандартный подход к решению проблем, способность к творческому мышлению;
  • стратегическое мышление — умение строить долгосрочные и краткосрочные стратегии, предвидеть последствия своих действий и адаптироваться к изменениям ситуации;
  • коммуникативные навыки — умение убеждать других в своей точке зрения и принимать коллективные решения.
Фото: tsyhun / Shutterstock

В одной из аналитических кейс-игр, разработанных командой Евгении, каждому участнику предоставлялись уникальные элементы информации. Игрокам необходимо было объединить свои знания для достижения общей цели — согласно сюжету, им предстояло провести танкер с ценным грузом в порт назначения, преодолевая различные препятствия. В другой игре акцент был сделан на стратегическом управлении: участники, играя роли руководителей предприятий, расположенных у озера, должны были находить баланс между получением прибыли и охраной экосистемы. Такие кейс-игры развивают аналитическое мышление и навыки командной работы, что делает их эффективным инструментом обучения для корпоративного сектора.

Формат ролевых игр предполагает, что каждый участник принимает на себя роль персонажа и в рамках этой роли получает практический опыт в смоделированной ситуации. Ролевые игры способствуют развитию навыков общения, критического мышления и командной работы, что делает их эффективным инструментом для обучения и самосовершенствования. Участники могут экспериментировать с различными сценариями, что позволяет им лучше понять поведение и мотивацию других людей.

Игры вносят значительный вклад в развитие личности и навыков, по мнению Евгении. Они способствуют улучшению когнитивных функций, таких как внимание, память и логическое мышление. Кроме того, участие в играх развивает командный дух и навыки сотрудничества, что особенно важно в современном обществе. Игры могут стать эффективным инструментом для снятия стресса и улучшения настроения, помогая пользователям справляться с повседневными трудностями. Также они могут служить средством обучения, позволяя усваивать информацию в увлекательной форме. В целом, игры не только развлекают, но и помогают развивать важные жизненные навыки.

  • Развивают коммуникативную компетенцию — способность выражать свои намерения и потребности так, чтобы их понимал партнёр.
  • Расширяют набор ролевых моделей, которыми может оперировать человек. Игра даёт участнику возможность примерить обычно несвойственную ему роль, подготовиться к роли «на вырост» — например, руководящей.
  • Помогают развивать эмпатию — способность войти в положение партнёра по взаимодействию, понять его мотивы и ожидания.
  • Учат реагировать и действовать в ситуациях неопределённости, когда цели других участников не вполне ясны или их поведение сложно предугадать, а обстоятельства могут измениться непредсказуемо.

Спикер привела примеры переговорных ролевых игр, в которых участники выступают в роли противников, отстаивая свои интересы. Также были упомянуты командные игры, где игроки работают над достижением общей цели, внося свои предложения в соответствии со своей ролью. Например, в игре по строительству пирамиды по техзаданию фараона-заказчика, который в процессе вносит изменения в проект, участники должны адаптироваться и находить оптимальные решения для успешного завершения задачи.

В игре по станциям участники последовательно развивают свои навыки, проходя различные ситуации, которые связаны общей темой. В таких играх эффективно используются квестовые механики, основанные на путешествиях или поиске сокровищ. На каждом этапе игроки тренируют определенные компетенции и навыки, что позволяет им не только развлекаться, но и углублять свои знания и умения. Такой подход способствует более глубокому усвоению материала и созданию увлекательного игрового опыта.

Фото: Pressmaster / Shutterstock

По мнению Евгении Швецовой, игра по станциям предоставляет возможность развивать практически любую компетенцию. Этот подход особенно эффективен для усовершенствования следующих навыков:

  • стратегических навыков — интеллектуального потенциала, навыка решения проблем, творческих способностей;
  • операционных навыков — своевременного принятия решения, управления временем, организаторских способностей;
  • навыка управления трудностями — управления конфликтами, руководящих навыков, ориентации на результат;
  • межличностных навыков — понимания других людей, работы в команде.

Евгения привела в качестве примера игру BITOBE под названием «Архипелаг ценностей». В этой игре участники отправляются в путешествие между островами, каждый из которых символизирует одну из ключевых ценностей компании. На каждом острове раскрывается содержание и значимость таких ценностей, как безопасность, инициативность и другие. Игра помогает глубже понять корпоративные ценности и способствует их внедрению в повседневную практику сотрудников.

В инженерных играх участники объединяются для совместного создания или строительства, что подчеркивает важность командной работы, лидерства и проектного управления. Эти игры способствуют развитию навыков сотрудничества и креативного мышления, позволяя игрокам решать сложные задачи и добиваться общих целей. Инженерные игры не только развлекают, но и обучают, что делает их ценным инструментом для формирования профессиональных навыков в инженерной сфере.

Инженерные игры, по утверждению спикера, направлены на развитие ключевых навыков и компетенций, необходимых для успеха в инженерной сфере. Эти игры способствуют улучшению критического мышления, творческого подхода к решению проблем и командной работы. Участники приобретают практические навыки, которые могут быть применены в реальных проектах и задачах. Инженерные игры также способствуют формированию интереса к техническим профессиям и помогают развивать инновационное мышление, что является важным аспектом в современном мире технологий.

  • коммуникативных навыков — продуктивного взаимодействия в команде для успешного выполнения инженерных задач;
  • аналитического мышления — способности анализировать сложные ситуации, выявлять причины проблем и находить эффективные решения;
  • креативности для нестандартного подхода и поиска инновационных решений;
  • умению принимать командные решения в условиях неопределённости и ограниченности ресурсов.

В игре «Конструкторское бюро» команда работает над созданием технического задания, в то время как другая команда разрабатывает предмет на основе этих требований. Эта игра позволяет участникам развивать навыки командной работы и проектирования, а также понимание процесса разработки от идеи до реализации.

Как выбрать формат деловой игры

Евгения разработала алгоритм выбора игры, который помогает определить наиболее подходящий вариант для достижения конкретных целей в развитии сотрудников. Алгоритм включает пять шагов, позволяющих эффективно оценить и подобрать игру, соответствующую потребностям команды и задачам обучения.

  • Определение целей обучения. На этом этапе нужно выявить и сформулировать, какие именно знания, умения и навыки нужно сформировать участникам с помощью деловой игры.
  • Изучение аудитории. Исследование целевой аудитории поможет определить текущий уровень их знаний и навыков, опыт работы, предпочтения и интересы.
  • Поиск подходящей игры. Этот этап подразумевает анализ и выбор варианта, наиболее подходящего для целей обучения и удовлетворения потребностей аудитории.
  • Адаптация игры под контекст. Нужно постараться учесть особенности отрасли, в которой работает целевая аудитория, выявить актуальные для них бизнес-ситуации и подстроить под них сюжет и игровые процессы.
  • Оценка и анализ результатов. После проведения игры важно оценить прогресс участников в развитии необходимых навыков и использовать обратную связь от аудитории для дальнейшего улучшения игры.

Международный эксперт по игропедагогике Екатерина Кудрявцева в интервью для Skillbox Media отметила, что игра может выполнять несколько функций одновременно. Она служит диагностическим инструментом, позволяя выявить как перспективных, так и неэффективных менеджеров. Кроме того, игра помогает людям осознать свои сильные и слабые стороны, а также идентифицировать дефицитные компетенции. Этот процесс способствует формированию необходимых навыков и умений, что особенно важно в условиях современного рынка труда. Игровые методики становятся ценным ресурсом для профессионального развития и личностного роста.