6 самых перспективных технологий для корпоративного обучения / Skillbox Media
Обзор мировых и российских трендов, которые позволят компаниям создавать полноценные экосистемы для обучения сотрудников.
Содержание:
Руководитель группы KNOMARY специализируется на разработке продуктов, направленных на цифровую трансформацию в области обучения и развития (L&D). Его задача заключается в создании инновационных решений, которые помогают организациям эффективно адаптироваться к изменениям и использовать современные технологии для повышения качества обучения. Команда KNOMARY активно исследует и внедряет передовые подходы, чтобы обеспечить максимальную эффективность процессов L&D в различных отраслях.
На рынке постоянно внедряются новые технологические решения, и лишь некоторые из них становятся популярными. Мы выделили шесть технологий, которые, по нашему мнению, вскоре будут стремительно набирать популярность в сфере корпоративного обучения. Эти инновации способны трансформировать подходы к обучению сотрудников и повысить эффективность образовательных процессов в компаниях.
Эти технологии эффективно дополняют цифровые экосистемы для обучения сотрудников в компаниях. Цифровые экосистемы представляют собой не просто набор отдельных инструментов для выполнения различных функций, а целостную, взаимосвязанную систему, которая обеспечивает:
- легко выявлять истинную потребность сотрудников в обучении;
- производить и доставлять именно тот образовательный контент, который им необходим;
- привязывать обучение к рабочим KPI сотрудников и благодаря этому оценивать эффективность обучения с точки зрения последствий для рабочих процессов и бизнеса;
- собирать от сотрудников обратную связь и вовремя корректировать обучение, если это необходимо;
- накапливать аналитику, благодаря ей постоянно совершенствовать систему обучения, а также оценивать сотрудников для различных кадровых решений.
Перед тем как обсудить данные технологии, необходимо рассмотреть особенности российского рынка.
Особенности российского рынка EdTech для корпоративного обучения
Новые технологии в первую очередь внедряются на рынках с высокой конкурентной средой и значительными инвестициями. Это касается, прежде всего, западного рынка, где важнейшими сферами являются FinTech и MarTech, а не EdTech и HR Tech. Финансовые технологии и маркетинговые технологии предлагают более крупные возможности для старта. Например, маркетплейсы онлайн-курсов стали развиваться лишь после появления маркетплейсов для товаров.
С течением времени новая технология становится более понятной и доступной по цене, что способствует её внедрению на рынке корпоративного обучения. Первоначально эта тенденция наблюдается на Западе, откуда она позже переходит на российский рынок. Таким образом, компании в России начинают активно адаптировать и внедрять современные решения для повышения эффективности обучения сотрудников.
Не секрет, что существуют факторы, которые могут замедлять внедрение новых технологий на нашем рынке. Это касается как западных продуктов, так и отечественных разработок. Влияние политической ситуации, экономические условия, законодательные ограничения и недостаток инвестиций могут значительно тормозить процесс внедрения инноваций. Также важным аспектом является уровень технологической готовности и подготовленность специалистов в данной области. Все эти элементы играют ключевую роль в том, насколько быстро и эффективно новые технологии могут занять место на рынке и удовлетворить потребности потребителей.
Политические особенности представляют собой важный аспект функционирования общества и государства. Они включают в себя уникальные черты политической системы, формы правления, а также влияние исторических и культурных факторов на политическую жизнь. Политические особенности могут варьироваться в зависимости от региона, уровня развития и социальных условий. Например, в одних странах преобладает авторитаризм, в то время как в других развиты демократические институты. Важно учитывать, что политические особенности формируют не только внутреннюю политику, но и международные отношения, влияя на сотрудничество и конфликты между государствами. Анализ политических особенностей позволяет лучше понять динамику власти, общественные движения и процессы принятия решений в различных странах.
Конфликт между западным и отечественным рынком, а также ограничение на использование западных продуктов в государственном секторе создают препятствия для иностранных провайдеров при выходе на наш рынок. Эти факторы значительно усложняют процесс внедрения зарубежных технологий и услуг, что в свою очередь может сказаться на уровне конкуренции и инновациях в отрасли.
Конъюнктурные особенности рынка играют ключевую роль в принятии бизнес-решений. Понимание текущих тенденций, спроса и предложения позволяет компаниям адаптировать свои стратегии и оптимизировать свои ресурсы. Анализ конъюнктуры включает в себя изучение экономических факторов, таких как уровень инфляции, процентные ставки и покупательская способность населения. Важно учитывать также конкурентную среду и изменения в потребительских предпочтениях. Применение этих знаний помогает бизнесам находить новые возможности для роста и повышать свою конкурентоспособность. Эффективный подход к анализу конъюнктурных особенностей может стать основой для устойчивого развития и успешного выхода на новые рынки.
Российский рынок технологий уступает западному по размеру и количеству потенциальных покупателей. Основные клиенты — это крупные компании, однако их не так много, что затрудняет стартапам привлечение достаточных инвестиций для разработки качественных продуктов. Кроме того, в организациях, где нет ограничений на использование иностранного программного обеспечения, внедрению технологий часто препятствует языковой барьер, так как пользователи предпочитают интерфейсы на русском языке. Это создает дополнительные сложности для стартапов, стремящихся адаптировать свои решения под российский рынок.
Небольшая ёмкость рынка делает его менее привлекательным для западных компаний, которые отсутствуют в стране, не осуществляют официальные продажи и не адаптируют свои продукты для русскоязычной аудитории. Эта характеристика также снижает интерес зарубежных инвестиционных фондов к местным стартапам, ограничивая их возможности для привлечения финансирования и роста.
Законодательные особенности представляют собой важный аспект, который необходимо учитывать в различных сферах деятельности. Эти особенности определяют правила и нормы, регулирующие поведение субъектов права. Они могут касаться как отдельных отраслей, так и охватывать более широкие социальные и экономические аспекты. Понимание законодательных особенностей позволяет избежать юридических рисков и обеспечить соответствие требованиям законодательства. Важно следить за изменениями в законах и нормативных актах, так как это может повлиять на ведение бизнеса, защиту прав граждан или выполнение обязательств. Правильное соблюдение законодательных норм способствует созданию прозрачной и стабильной правовой среды.
Импортозамещение и защита персональных данных являются важными аспектами законодательства. Эти нормы регулируют не только экономические процессы, но и обеспечивают безопасность информации. В условиях глобализации актуальность таких требований возрастает, что подчеркивает необходимость их соблюдения для защиты интересов граждан и бизнеса.
Ментальные особенности человека являются важным аспектом, влияющим на его поведение, восприятие и взаимодействие с окружающим миром. Эти особенности формируются под воздействием множества факторов, включая генетику, воспитание, культурные условия и жизненный опыт. Понимание ментальных особенностей помогает нам лучше осознать эмоциональные реакции и когнитивные процессы, что особенно актуально в сфере психологии и образования. Исследование ментальных особенностей также играет ключевую роль в развитии эффективных методик обучения и терапии, позволяя адаптировать подходы под индивидуальные потребности каждого человека. Важно учитывать, что ментальные особенности могут варьироваться как между различными группами людей, так и внутри одной личности в зависимости от ситуаций и контекста.
Корпоративные потребители часто испытывают опасения относительно облачных систем, считая их рискованными. Эти страхи приводят к предпочтению разработки собственных внутренних решений вместо использования внешних продуктов. Такой подход может ограничивать возможности бизнеса, поскольку облачные технологии предлагают гибкость, масштабируемость и доступ к современным инструментам. Понимание преимуществ облачных решений может помочь компаниям преодолеть свои опасения и эффективно интегрировать эти технологии в свою работу.
Несмотря на существующие трудности, некоторые провайдеры успешно адаптируются к этим факторам и продолжают выводить на рынок новые решения, хотя и с определённой задержкой. Наши разработчики также находят источники финансирования и преодолевают возникающие сложности. В связи с этим массовое внедрение технологий, о которых идет речь, вероятнее всего начнется сначала на Западе, а затем, с некоторым опозданием, достигнет и нашего региона.
Технологии, появления которых стоит ожидать в ближайшие годы
Существуют платформы, позволяющие пользователям создавать анимированные видео, дизайнерские элементы и онлайн-курсы. Эти инструменты обеспечивают возможность внутренним экспертам компании разрабатывать образовательные продукты без необходимости быть профессиональными педагогами. Такой подход значительно снижает затраты и ускоряет процесс создания обучающего контента, что отвечает современным тенденциям использования внутренних знаний для формирования учебных материалов.
Конструкторы курсов, такие как Articulate и Leenda, изначально не вызывали особого интереса у EdTech-аналитиков, которые считали их частью небольшого нишевого рынка. Однако ситуация изменилась, когда компания Articulate Global, ведущий поставщик SaaS-решений для онлайн-обучения и корпоративных образовательных приложений, привлекла инвестиции в размере 1,5 миллиарда долларов. Это событие заставило аналитиков пересмотреть свои прогнозы. В 2020 году рынок платформ для создания пользовательского контента продемонстрировал более чем двукратный рост. На недавней конференции по HR Tech в Лас-Вегасе один из самых авторитетных аналитиков в области, Джош Берсин, выделил эту категорию продуктов как одну из самых многообещающих в будущем. Конструкторы курсов становятся ключевым инструментом для организаций, стремящихся к эффективному обучению и развитию сотрудников.
В современных российских компаниях активно рассматриваются способы масштабирования создания образовательного контента и оцифровки ценных знаний сотрудников. Для достижения этих целей необходим EdTech-продукт, который обеспечит удобное накопление и тегирование экспертных знаний, создание качественного образовательного контента, управление коммуникациями в процессе его разработки, а также возможность адаптации этого контента под различные задачи. Такой подход позволит эффективно использовать накопленный опыт и знания, улучшая образовательные процессы и способствуя повышению квалификации сотрудников.
Ожидание массового продукта в сфере пользовательского контента становится все более актуальным. Платформы, ориентированные на создание и управление таким контентом, обладают значительным потенциалом для роста. Появление доступных и универсальных решений на рынке может состояться в течение ближайшего года или максимум трех лет, включая Россию. В настоящее время мы наблюдаем эксперименты по созданию интегрированных центров управления образовательным контентом, и данное направление будет активно развиваться. Это открывает новые возможности для пользователей и создает условия для повышения качества образования и взаимодействия с контентом.
Системы оценки компетенций и результативности сотрудников играют ключевую роль в управлении персоналом. Они позволяют осуществлять всесторонний анализ навыков сотрудников и их эффективности в выполнении рабочих задач после прохождения обучения. Такие системы не только помогают контролировать уровень профессиональной подготовки, но и способствуют созданию индивидуальных маршрутов развития для каждого сотрудника. Важным аспектом является возможность предоставления рекомендаций по внутренним вакансиям, где могут быть востребованы навыки, полученные в ходе обучения. Это не только повышает мотивацию сотрудников, но и способствует более эффективному использованию человеческих ресурсов в компании.
Системы, позволяющие связать обучение с конкретными компетенциями и ключевыми показателями эффективности (KPI), становятся важным инструментом для бизнеса. Они позволяют заранее определить, каким образом повысится производительность и эффективность труда сотрудников в результате обучения. После завершения образовательного процесса возможно оценить, достигнуты ли запланированные результаты. Это дает возможность измерить отдачу от инвестиций в обучение с помощью бизнес-метрик, что является важным аспектом для оптимизации затрат и повышения общей эффективности компании.
Ожидания относительно массового продукта становятся всё более актуальными. На текущий момент на рынке уже присутствуют успешные примеры, такие как Lattice и Culture Amp. В ближайшие два-три года, вероятно, системы управления производительностью интегрируются в платформы дистанционного обучения или появятся самостоятельные решения для широкого использования. Это также касается и российского рынка, где потребность в подобных продуктах только возрастает. Ожидается, что новые технологии и подходы будут способствовать развитию эффективных инструментов для оценки и повышения производительности сотрудников.
Voice of the Employee является важным инструментом для управления персоналом, который может оказаться полезным и в образовательных целях. Он позволяет не только отслеживать мнение сотрудников, но и выявлять области для улучшения, что способствует созданию более эффективной рабочей среды. Использование данного инструмента помогает организациям адаптироваться к изменениям и повышать уровень вовлеченности сотрудников, что в свою очередь может способствовать их профессиональному развитию.
Система обратной связи, основанная на регулярных точечных опросах, отслеживает уровень вовлечённости и удовлетворённости сотрудников. Использование таких систем помогает заранее выявлять риски увольнения сотрудников, вызванные недовольством, и учитывать их пожелания и предложения. Один из самых известных лидеров в этой области на западном рынке — Glint. Внедрение данной системы позволяет компаниям не только улучшить рабочую атмосферу, но и повысить общую продуктивность, что в конечном итоге способствует успешному развитию бизнеса.
В сфере обучения с использованием современных систем важно измерять уровень удовлетворенности пользователей. Раннее выявление недовольства обучением позволяет своевременно внести изменения, такие как замена провайдера образовательного контента или корректировка собственного учебного материала. Это способствует улучшению качества обучения и повышению его эффективности.
В ближайшие один-три года ожидается массовое появление подобных сервисов на мировом рынке, а крупный бизнес может начать разрабатывать их самостоятельно для своих нужд. На российском рынке массовые продукты могут появиться в течение трех-пяти лет, хотя уже сейчас можно наблюдать отдельные примеры их внедрения в некоторых компаниях. Это свидетельствует о растущем интересе к инновационным технологиям и их применению в различных сферах.
LXP — это система, которая интегрирует внешние источники контента с рекомендательной моделью. Она служит дополнительной надстройкой к LMS, функционируя как API. Это позволяет пользователям агрегировать образовательный контент из различных источников, включая как внутренние ресурсы LMS, так и внешние платформы. Такой подход обеспечивает более широкий доступ к обучающим материалам и персонализированный опыт обучения.
С помощью LXP сотрудник может в корпоративной LMS одновременно взаимодействовать с другими обучающими платформами, такими как Skillbox. На основе своей истории обучения система предоставляет рекомендации по дополнительным курсам и программам, которые могут быть полезны для его профессионального развития. Это позволяет оптимизировать процесс обучения и сделать его более персонализированным, что способствует повышению квалификации и эффективности работы.
Значение комплексного подхода к обучению сотрудников невозможно переоценить. Каждый работник, помимо корпоративного обучения, часто проходит курсы на различных платформах по собственной инициативе. Если ему предоставляется возможность видеть все необходимые ресурсы для обучения — курсы, тесты, вебинары и другие образовательные мероприятия — в одном современном интерфейсе, это значительно упрощает процесс. Такой интегрированный подход обеспечивает целостный и комфортный пользовательский опыт, что, в свою очередь, способствует более высокой вовлеченности сотрудников в процесс обучения. Сравнение с использованием разрозненных платформ показывает, что единая система значительно повышает эффективность развития навыков.
LXP приносит значительные преимущества работодателям. Практически каждая крупная компания, помимо основной системы дистанционного обучения, использует дополнительные платформы для решения локальных и внешних задач. Это включает в себя проведение вебинаров и тематических конференций как для сотрудников, так и для широкой аудитории. Компании стремятся обеспечить доступность всех обучающих мероприятий и образовательного контента в одном удобном интерфейсе, что способствует повышению эффективности обучения и интеграции знаний.
На западном рынке уже появляются универсальные платформы обучения, такие как Degreed, Valamis и Microsoft Viva. Однако в России создание аналогичной универсальной LXP является более сложной задачей. Западные корпорации в основном применяют универсальные LMS для обучения сотрудников, что упрощает разработку единого API. В то же время российский бизнес чаще всего выбирает создание собственных уникальных LMS, что делает интеграцию с разнообразными корпоративными системами трудоемкой. Кроме того, на западном рынке имеется множество контентных библиотек, к которым легко подключиться. В России же подобные продукты либо отсутствуют, либо значительно уступают по количеству контента. Создание рекомендательных моделей — это сложный и затратный процесс, что в условиях ограниченного финансирования на рынке России становится дополнительной преградой для развития таких технологий.
Массовое появление продукта ожидается в ближайшие годы, учитывая высокий интерес корпоративных университетов. Прогнозируется, что продукт станет доступен в течение двух-четырех лет. В России этот процесс может занять от пяти до семи лет, что связано с особенностями рынка и запросами потребителей.
Не стоит спешить с недоверием. Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовательной сфере обсуждаются уже давно, однако примеры их массового применения, которые были бы экономически выгодными и легкими в реализации, пока остаются редкостью. Большинство разработок в этой области требуют значительных временных и финансовых затрат, а также специализированного оборудования, такого как гарнитуры.
В последние годы начали появляться цифровые решения, упрощающие разработку обучающего контента в дополненной реальности. Одним из таких инструментов является Strivr, который предназначен для иммерсивного обучения. С помощью Strivr можно легко преобразовать 360° видео в иммерсивный VR-курс, добавляя цифровые метки. Для использования этого инструмента не требуется значительный бюджет или привлечение сторонних подрядчиков — достаточно оформить подписку на Strivr и иметь камеру для съемки. Это делает создание обучающего контента более доступным и эффективным для организаций, стремящихся внедрить инновационные методы обучения.
Ожидаемое время появления массовых продуктов в области VR и AR составляет четыре-шесть лет на западном рынке и шесть-восемь лет на российском. Бизнес проявляет интерес к этим технологиям, так как виртуальная и дополненная реальность предлагают значительные преимущества. Они способны улучшить пользовательский опыт, повысить вовлеченность клиентов и создать новые возможности для обучения и тренингов. VR и AR также открывают новые горизонты в сфере маркетинга и рекламы, позволяя брендам взаимодействовать с потребителями на более глубоком уровне. Инвестирование в эти технологии обеспечит конкурентные преимущества на быстро меняющемся рынке.
- отработки и закрепления механических навыков (при условии, что риски, сложность или стоимость классического обучения превосходят стоимость разработки VR-курса);
- создания «вау-эффекта» в обучении.
Таксономия представляет собой науку о принципах и методах классификации. В контексте профессиональной деятельности таксономия навыков относится к систематизации и классификации различных умений и компетенций. Это позволяет более четко определить, какие навыки необходимы для выполнения определенных задач и достижения целей в различных областях. Классификация навыков помогает лучше понимать их структуру и взаимосвязи, что способствует более эффективному обучению и развитию профессиональных качеств.
В последние годы наблюдается активное развитие платформ массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Количество таких платформ постоянно увеличивается, однако содержание курсов в рамках одного профессионального направления может значительно различаться в зависимости от провайдера. Учащиеся могут получать разные навыки, даже если курсы имеют схожие темы. Более того, одни и те же навыки могут обозначаться по-разному в разных курсах. В настоящее время отсутствует единая система тегирования и унификации этих навыков, что создает сложности для студентов, особенно в области digital-профессий. Разработка такой системы могла бы существенно упростить процесс выбора курсов и повысить качество образования в данной сфере.
Выбор наиболее подходящего курса для сотрудников из множества провайдеров и программ может стать сложной задачей для T&D-менеджера. Это требует тщательного анализа и времени, чтобы определить, какая конкретная компетенция будет наиболее актуальна для команды. Чтобы оптимизировать этот процесс, стоит сосредоточиться на четких критериях выбора, таких как актуальность содержания курса, его формат, репутация провайдера и отзывы участников. Таким образом, T&D-менеджер сможет быстрее найти наиболее эффективное решение для повышения квалификации сотрудников.
При оценке сотрудников в процессе найма возникает схожая проблема: требуется специалист, обладающий конкретными знаниями и навыками. Однако у каждого кандидата может быть набор сертификатов из различных курсов. Как же определить, кто из них действительно обладает необходимыми навыками и знаниями для решения задач компании? Эффективный подход включает в себя тщательный анализ резюме, проведение практических тестов и собеседований, что позволяет выявить реальный уровень компетенций кандидата и соответствие его опыта требованиям компании.
Технология таксономии навыков обеспечивает создание единых стандартов наименования и тегирования навыков, что позволяет унифицировать процессы в системе управления персоналом. Это особенно важно на этапах найма, адаптации и обучения сотрудников. Правильная организация навыков помогает улучшить эффективность подбора кадров и способствует более быстрому развитию персонала в соответствии с установленными стандартами.
Это предоставляет возможность:
- унифицировать образовательный контент от разных провайдеров;
- автоматизировать поиск кандидатов с нужными навыками.
Компания EdCast стала одной из первых, внедривших инновационные решения для дистанционного обучения. Ее система SkillsDNA представляет собой платформу нового поколения, которая включает в себя обширную классификацию и интеллектуальные алгоритмы. Эти технологии позволяют формировать модели компетенций и эффективно связывать их с задачами по подбору, обучению и взаимодействию с внешним обучающим контентом. SkillsDNA оптимизирует процесс дистанционного обучения, обеспечивая пользователей необходимыми знаниями и навыками для успешной работы в современном мире.
Ожидания по поводу появления массового продукта в области таксономии навыков обусловлены сложностью разработки единой классификации и необходимостью интеграции данной технологии в системы управления обучением (LMS), системы управления талантами (TMS) и платформы для обучения на основе опыта (LXP) от различных провайдеров. Потребность в таком решении растет, и, скорее всего, в течение ближайших семи-девяти лет разработчики предложат соответствующие решения. В России же этот процесс может занять еще больше времени, и массовое внедрение произойдет не ранее чем через десять лет.
Ознакомьтесь с дополнительными материалами:
- Почему EdTech-сервисы для корпобучения превращаются в «зоопарк решений»
- Лучшие EdTech-стартапы России и СНГ 2021 года: HolonIQ Russia & CIS
- Подборка EdTech-инструментов, полных аналогов которым пока нет в России