EdTech #Статьи

20 июня, 2025

Чем может быть полезна геймификация после окончания обучения и как её организовать / Skillbox Media

Геймификацией в составе учебного курса уже никого не удивить, а вот о том, что её можно организовать отдельно уже после, мало кто задумывается. А зря!

Зачем нужна геймификация после обучения

Постгеймификация демонстрирует свою эффективность в различных сферах. Этот подход активно используется для повышения вовлеченности пользователей, улучшения обучения и мотивации сотрудников. Постгеймификация включает в себя применение игровых элементов и механик в неигровых контекстах, что способствует созданию более привлекательной и интерактивной среды. Такой метод помогает не только удерживать внимание, но и способствует достижению поставленных целей. Благодаря постгеймификации компании могут улучшить свои показатели, повысить уровень удовлетворенности клиентов и создать более продуктивную атмосферу для своих сотрудников. Использование постгеймификации становится важным инструментом в современном бизнесе и образовании.

  • в корпоративном обучении. Пока люди увлечены игрой, они могут активно посещать занятия и выполнять практические задания, но как только речь заходит о внедрении изученного материала в работу, тут энтузиазм обычно уменьшается. В этом случае может помочь геймификация в виде посттренингового сопровождения или каких-либо дополнительных обучающих форматов (например, марафона);
  • в различных онлайн-школах (то есть в сфере EdTech и инфобизнеса) — когда важно подольше удерживать учеников в обучении и давать им дополнительную пользу, а также для маркетинговых целей (допродажи обучающих продуктов и создания инфоповодов для следующих потоков обучения);
  • в любом обучении — чтобы довести до конца программы отставших учащихся.

Основные принципы постгеймификации

При проектировании постгеймификации важно четко определить ключевые аспекты, на которых будет сосредоточено внимание. Не следует чрезмерно навязывать участникам обучения дополнительные нагрузки, противоречащие их желаниям. Постгеймификация, как и другие игровые форматы обучения, должна основываться на добровольном участии. Необходимо создать такие условия, чтобы у участников возникло желание активно участвовать в процессе и стремление продолжать обучение.

Предложение постгеймификации целесообразно направлять только тем участникам, которые успешно завершили основное обучение. Участие в постгеймификации может стать дополнительным стимулом для завершения основной программы. В противном случае, есть риск, что участники, еще не освоившие базовые знания, будут отвлекаться на постгеймификацию, воспринимая её как более увлекательную и оригинальную альтернативу. Поэтому важно, чтобы постгеймификация стала эксклюзивным «уровнем для лучших», предназначенным для тех, кто уже овладел необходимыми навыками и готов продолжать свое обучение на более глубоком уровне. Это поможет сохранить мотивацию и структурированность образовательного процесса, обеспечивая более эффективное усвоение знаний.

Фото: Dean Drobot / Shutterstock

Постгеймификация, проходящая после основного обучения, должна быть не только интересной, но и более сложной. Рекомендуется включать в нее более сложные игровые задания и испытания, чем те, с которыми участники уже встречались в процессе обучения. На этом этапе многие стремятся продемонстрировать свои знания и навыки, и организаторы должны создать для этого соответствующие условия. Однако стоит учитывать, что слишком высокий уровень сложности может привести к снижению мотивации участников и, как следствие, к тому, что не все пройдут постгеймификацию до конца. Это может оставить у них негативное впечатление, что полностью противоречит цели мероприятия. Поэтому важно найти баланс между сложностью заданий и возможностями участников, чтобы обеспечить положительный опыт и достижения в рамках постгеймификации.

Постгеймификация должна быть полноценным игровым сценарием, который предлагает участникам завершённый опыт. В процессе прохождения этого сценария участники получают не только удовольствие от игры, но и дополнительные призы и подарки. Такой подход способствует повышению вовлеченности и мотивации, а также создает позитивный имидж бренда. Важно, чтобы элементы постгеймификации были грамотно интегрированы и соответствовали общей концепции, что обеспечит максимальную эффективность и интерес со стороны участников.

Оптимальная продолжительность постгеймификации играет ключевую роль в её эффективности. Слишком короткий период не позволит участникам полностью погрузиться в процесс и извлечь из него пользу, в то время как чрезмерно долгий срок может привести к утомлению и потере интереса. Важно найти баланс, чтобы обеспечить вовлеченность и максимальную отдачу от постгеймификации.

В рамках постгеймификации необходимо сосредоточиться на игровых механиках, способствующих осознанию и демонстрации прогресса участниками. Эти механики помогают не только улучшить личные достижения, но и делиться ими с окружающими, что создает дополнительную мотивацию и вовлеченность. Эффективное применение игровых элементов в этом контексте позволяет участникам увидеть результаты своих усилий, что в свою очередь, повышает их активность и желание участвовать в процессе.

Чего стоит избегать в постгеймификации

Создание эффективной программы постгеймификации представляет собой сложную задачу, требующую внимательного подхода. Важно, чтобы такая программа соответствовала целям бизнеса и удовлетворяла потребности пользователей. Успешная постгеймификация должна включать в себя элементы, способствующие вовлечению, мотивации и повышению уровня активности участников. Необходимо учитывать психологические аспекты, чтобы создать привлекательный и интересный опыт. Также важно использовать данные и аналитику для оценки эффективности программы и внесения необходимых изменений. Правильная реализация постгеймификации может значительно улучшить взаимодействие с клиентами и повысить лояльность к бренду.

  • Не превращалась в повтор основной программы. Построить её на повторах — самый простой и поэтому соблазнительный для разработчиков вариант. Но для участников это будет скучно. Не должно быть как повторов отдельных игровых связок и частей игрового сценария, так и аналогов тех же обучающих игровых заданий, которые участники уже проходили в основной программе (это тоже будет восприниматься как повтор).
  • Не перегружала участников дополнительной информацией. Такой соблазн тоже может быть очень велик у разработчиков программы: ведь раз люди сами пришли, потому что хотят «продолжения банкета», так почему бы не принести им ещё больше пользы? Но основной смысл постгеймификации не в том, чтобы «отгрузить» участникам ещё больше новых знаний, а в том, чтобы дать им возможность применить те, что они получили в основной программе.

Разбор реального кейса

В этом тексте мы рассмотрим кейс одного из клиентов компании GamEducation, который предоставил согласие на его использование. Мы проанализируем, для чего необходимы постгеймификационные программы, а также обсудим возможные недостатки, возникающие в процессе их реализации. Кейс поможет лучше понять практическое применение таких программ и выявить ключевые аспекты, требующие внимания при их разработке.

Компания предложила участникам своей корпоративной обучающей программы по управленческим навыкам пройти постгеймификацию, которая продлится один месяц. Для сравнения, основная обучающая программа длилась два месяца. Эта постгеймификация направлена на закрепление полученных знаний и развитие практических навыков в управлении. Участники смогут применять теоретические концепции на практике, что повысит эффективность обучения и улучшит их управленческие компетенции.

Фото: Jacob Lund / Shutterstock

При этом были поставлены несколько основных целей.

  • повысить процент участников, которые не просто дошли до конца обучения, но и успешно выполнили обязательные задания (именно это сделали условием допуска к участию в постгеймификации);
  • по практическим заданиям, которые должны были выполнить участники, измерить качественные результаты обучения — насколько сотрудники освоили изученные инструменты и могут продемонстрировать их на практике;
  • дополнительно закрепить изученный материал и отработать отдельные управленческие инструменты, которые сложнее всего давались участникам в рамках основного обучения;
  • привлечь внимание к основной учебной программе и продвинуть её обновлённый вариант среди сотрудников, которые её ещё не проходили: во-первых, новость про запуск постгеймификации послужила бы отдельным инфоповодом, заодно подсвечивающим и основную программу обучения, а во-вторых, считалось, что постгеймификация поспособствует положительным отзывам участников, и благодаря им программой заинтересуется больше людей.

Участники основного обучения продемонстрировали высокую степень вовлечённости. По результатам предварительного опроса, они выразили готовность к дополнительной практике. Это создало положительные ожидания относительно участия в постгеймификации.

Программа постгеймификации была организована следующим образом: каждый будний день участникам предлагалось новое игровое задание на онлайн-платформе. После выполнения задания необходимо было загрузить отчет на платформу. Для некоторых заданий устанавливался строгий срок выполнения; в случае пропуска дедлайна участники не получали игровых баллов. Другие задания не имели жестких сроков и могли быть выполнены до завершения всей программы постгеймификации, за что также начислялись игровые баллы. Участники, успешно выполнившие определенное количество заданий, получали доступ к эксклюзивному обучающему контенту и могли принимать участие в онлайн-практиках. Такой подход способствовал повышению вовлеченности и активности участников в процессе обучения.

Результаты постгеймификации оказались не слишком успешными. Несмотря на внедрение игровых элементов, ожидаемые показатели вовлеченности и удовлетворенности пользователей не были достигнуты. Анализ факторов, влияющих на результаты, показал, что недостаточная адаптация игровых механик к потребностям целевой аудитории и отсутствие четкой стратегии реализации постгеймификации стали основными причинами неудачи. Для повышения эффективности подобных инициатив в будущем необходимо учитывать предпочтения пользователей и тщательно планировать внедрение игровых элементов, чтобы создать положительный опыт взаимодействия.

  • Участники выполняли игровые задания выборочно, предпочитая те, которые не имели жёсткого дедлайна, и большую часть заданий с жёстким сроком выполнения просто проигнорировали.
  • Многие участники отложили сдачу заданий на самый конец срока постгеймификации, что создало большую нагрузку на поддерживающую команду. Эта перегруженность команды, в свою очередь, привела к тому, что процесс проверки и начисления игровых баллов участникам несколько затянулся, и люди нервничали в ожидании своих результатов. Это потом сказалось на отзывах.
  • Дополнительный обучающий контент не вызвал у участников большого интереса.
  • До онлайн-практики дошло всего лишь несколько участников со всего потока обучения (изначально ожидалось, что их будет значительно больше).

Таким образом, первоначальные цели были достигнуты лишь частично. Процент участников, выполнивших обязательные задания основной программы обучения для допуска к постгеймификации, возрос. Однако из-за низкой активности участников во время постгеймификации не удалось провести качественные замеры результатов обучения. Программа получила смешанные отзывы, и внедрение постгеймификации стало скорее негативным фактором: количество заявок на следующий поток основной программы значительно уменьшилось. Это подчеркивает важность активного вовлечения участников в процесс обучения для достижения поставленных целей.

Фото: Jacob Lund / Shutterstock

Для улучшения эффективности постгеймификации мы внедрили несколько ключевых стратегий. Во-первых, мы проанализировали поведение пользователей и адаптировали элементы геймификации, чтобы они лучше соответствовали их интересам и ожиданиям. Это позволило увеличить вовлеченность и повысить уровень удовлетворенности.

Во-вторых, мы разработали систему вознаграждений, которая мотивирует пользователей продолжать участие в процессе. Использование баллов, значков и уровней способствует созданию здоровой конкурентной среды и стимулирует пользователей достигать новых высот.

В-третьих, мы обеспечили регулярный анализ результатов и обратной связи от пользователей, что позволило оперативно вносить коррективы в механизмы постгеймификации. Это помогает поддерживать актуальность и интерес к контенту, а также улучшает общее восприятие платформы.

Эти меры в значительной степени способствовали повышению эффективности постгеймификации и улучшению взаимодействия с пользователями.

  • Полностью переработали формат игровых заданий, а также значительно уменьшили их количество. Продолжительность программы постгеймификации уменьшилась до трёх недель.
  • Ввели расширенную градацию вознаграждения за выполнение разных заданий в зависимости от времени их выполнения — это стимулировало участников сдавать задания равномерно на протяжении программы, а не откладывать их все на последний момент.
  • Предусмотрели, чтобы на определённых этапах участники объединялись в команды и соревновались по ряду параметров друг с другом — это мотивировало участников с разным мотивационным профилем, а также добавляло азарта и фана, подстёгивая не пропускать наиболее важные задания.
  • На онлайн-встречах использовали дополнительные игровые механики с упором на азарт, чтобы участникам было не только полезно, но и интересно тренироваться регулярно.
  • Оставив в программе дополнительный закрытый обучающий контент, мы превратили его в один из вариантов промежуточного вознаграждения. А за прохождение всей постгеймификации ввели дополнительные подарки — их могли получить все, кто дошёл до конца (именно это было основным условием его получения).

Благодаря переработке программы удалось достичь высокого процента завершения основного обучения с выполнением всех обязательных заданий. Это позитивно сказывается на обучении и способствует более эффективному усвоению материала.

По сравнению с первоначальным вариантом, постгеймификация значительно увеличила долю активных участников, которые успешно выполнили большинство заданий и хотя бы один раз приняли участие в командном соревновании. Онлайн-практики проводились каждую неделю, их посещаемость варьировалась от 10 до 25 человек. Кроме того, некоторые тематические практики были повторены, что дало возможность тем участникам, которые не смогли присутствовать на основной сессии, присоединиться к дополнительным занятиям. Это способствовало повышению вовлеченности и активности участников.

В этом варианте постгеймификации участники активно выполняли задания и соревновались в командах, что позволило провести сравнительный анализ управленческих навыков до и после обучения. Оценка основывалась на прогрессе каждого участника. Многие участники проявили интерес к этой оценке, стремясь узнать, в каких аспектах они достигли хороших результатов и какие области требуют дальнейшего развития. Такой подход не только мотивирует участников, но и способствует более глубокому пониманию их сильных и слабых сторон, что в свою очередь способствует эффективному обучению и развитию управленческих навыков.

Уже до завершения постгеймификации участники активно обсуждали в корпоративных чатах подготовку к командным соревнованиям и онлайн-практике. После завершения мероприятия было получено множество отзывов, что способствовало увеличению количества заявок на следующий поток почти вдвое.

Ещё несколько важных нюансов организации постгеймификации

Постгеймификация требует активного участия участников, что делает важным подготовку к её проведению с точки зрения обеспечения необходимыми человеческими и техническими ресурсами. Эффективная реализация постгеймификационных мероприятий зависит от качественной организации процессов, включая подготовку команды, обучение участников и наличие подходящих технологий. Необходимо заранее определить роли и обязанности участников, а также обеспечить доступ к необходимым инструментам и платформам для достижения поставленных целей. Уделяя внимание этим аспектам, можно значительно повысить эффективность постгеймификации и обеспечить её успешное внедрение.

  • лучше всего, если постгеймификацию будет сопровождать отдельная команда, которая курировала и основное обучение, и благодаря этому хорошо знакома не только с прошлыми успехами учеников, но и со спецификой новых игровых заданий;
  • идеально, если в эту команду частично войдут преподаватели и методологи основной программы — на случай, если им придётся выступать в качестве рефери на различных соревнованиях между участниками или предоставлять качественную обратную связь по выполненным заданиям.
Фото: GaudiLab / Shutterstock

Необходимо учитывать важность внешней мотивации в процессе постгеймификации. Призы для участников, которые успешно прошли постгеймификацию и достигли игровых целей, должны быть действительно привлекательными. Эти награды могут представлять собой логическое продолжение призов, полученных во время основной программы обучения, если в ней также использовалась геймификация. Кроме того, призы могут быть уникальными и недоступными в рамках основной программы, что значительно увеличивает мотивацию участников к качественному прохождению постгеймификации. Однако важно учитывать, насколько позволяет выделенный бюджет на призы. Таким образом, правильный выбор призов может существенно повысить эффективность постгеймификации и вовлеченность участников.