Что такое «ванильные» задания и почему они не работают в корпоративном обучении / Skillbox Media
Речь об универсальных ситуациях и кейсах, далёких от реальной рабочей практики обучающихся.
Содержание:
На конференции «Больше чем обучение. Новые приоритеты в меняющемся мире», организованной «СберУниверситетом», Ульяна Раведовская, директор Школы образования ТюмГУ и эксперт с 20-летним опытом в сфере корпоративного обучения, обсудила ключевые отличия качественных корпоративных программ в IT-отрасли. Она подчеркнула, что в современных условиях невозможно стандартизировать обучение даже внутри одной компании. Обсуждение актуальных проблем и подходов в образовательных системах стало важной частью мероприятия, где акцентировалось внимание на необходимости адаптации программ к специфике каждого бизнеса и его сотрудников.
Почему отсутствие качества стало заметнее
Переход к онлайн-формату во время пандемии значительно выявил недостатки традиционных корпоративных программ, отмечает Ульяна. Эти проблемы стали особенно очевидны не только для разработчиков, но и для конечных пользователей — сотрудников компаний. В условиях удаленной работы сотрудники столкнулись с ограничениями и недостаточной функциональностью существующих решений, что подчеркивает необходимость адаптации корпоративных программ к новым реалиям.
Онлайн-образование значительно увеличило разрыв между теми, кто готов учиться и успешно осваивает материал, и теми, кому учебный процесс дается с трудом, отмечает эксперт. В условиях очных занятий тренер мог выравнивать уровень подготовки участников и предлагать универсальные решения, подходящие для всех. Однако в формате самостоятельного дистанционного обучения такая практика становится менее эффективной. Это создает дополнительные сложности для студентов, которые нуждаются в индивидуальном подходе и поддержке в процессе освоения нового материала.
Современные студенты стремятся к обучению с высокой эффективностью и скоростью. Вместе с тем требования к качеству образовательных программ значительно возросли. Теперь для оценки курса достаточно всего лишь нескольких минут. Если содержание или формат не соответствуют ожиданиям, обучающиеся быстро отказываются от дальнейшего обучения.
Ульяна Раведовская отмечает, что люди находят способы обходить обязательные корпоративные программы. Они могут легко дать понять, что если программа неэффективна, их участие будет формальным. Это говорит о том, что уровень требований к качеству обучения значительно возрос у тех, кто стремится развиваться и учиться. Важно учитывать эти изменения и адаптировать корпоративные программы, чтобы они действительно соответствовали потребностям сотрудников и помогали им в профессиональном росте.
Это поставило перед L&D задачу определить, на какую аудиторию ориентироваться — на требовательных пользователей или на тех, кто отстает в развитии. В конечном итоге, чем более высокие требования будут предъявлять разработчики к себе, тем более качественные и эффективные решения они смогут предложить всем пользователям.
Высокие требования к образовательной программе способны значительно улучшить результаты даже у тех, кто ранее демонстрировал низкие показатели. Проблемы, которые долгое время оставались незамеченными, становятся очевидными и требуют внимания. Эксперт подчеркивает, что игнорировать эти недостатки больше невозможно. Улучшение образовательного процесса требует открытого обсуждения существующих проблем и нахождения эффективных решений.
Переделайте текст, но оставайтесь в рамках основной темы. Не добавляйте излишнюю информацию. Оптимизируйте текст для SEO, при необходимости расширив содержание. Избегайте смайлов и ненужных символов. Не используйте нумерацию или маркированные списки. Просто предоставьте чистый текст.
Асинхронное обучение предлагает множество преимуществ, однако существует ряд неочевидных причин, по которым студенты могут прекратить обучение. Во-первых, недостаток самодисциплины и мотивации часто становится преградой. Из-за отсутствия жестких сроков и контроля со стороны преподавателей некоторые учащиеся теряют интерес и не могут организовать свое время эффективно. Во-вторых, проблемы с технологией могут сыграть значительную роль. Если у студента возникают трудности с доступом к интернету или программному обеспечению, это может привести к потере интереса.
Третья причина – недостаток взаимодействия с преподавателями и другими студентами. Асинхронное обучение может быть изолированным, что мешает созданию чувства общности и поддержки. Четвертая причина – недостаток структуры. Некоторые учащиеся предпочитают четкие рамки и расписания, которые могут отсутствовать в асинхронном формате.
Пятая причина связана с высоким уровнем отвлечения. Изучение материала в домашней обстановке может привести к множеству отвлекающих факторов, что затрудняет сосредоточение на учебе. Шестая причина – разница в уровне подготовки. Не все студенты имеют одинаковые навыки и знания, что может привести к чувству неуверенности и нежеланию продолжать обучение.
Седьмая причина – сложность восприятия материала. Некоторые аспекты асинхронного обучения могут быть трудными для понимания без прямого объяснения от преподавателя. Восемнадцатая причина заключается в том, что многие студенты не осознают, какую ценность может дать асинхронное обучение, и, не увидев немедленных результатов, теряют интерес.
Понимание этих факторов может помочь образовательным учреждениям улучшить асинхронные программы и снизить количество студентов, покидающих их.
Как обеспечить реальное качество программы
Ульяна Раведовская отмечает, что низкое качество корпоративных программ обучения связано с игнорированием двух ключевых аспектов: практики и тренировок. Часто курсы ограничиваются только теоретической частью и демонстрацией, когда тренер показывает, как выполнять те или иные действия, не предоставляя участникам возможности самостоятельно пробовать свои силы. В лучшем случае предусмотрена лишь краткая практика. Подобный подход приводит к крайне низким результатам. Однократное выполнение задания позволяет лишь формировать общее представление о теме, но не развивает необходимых навыков. Спикер подчеркивает, что для достижения настоящего мастерства важно не только понимать материал, но и активно его применять на практике.
Ульяна рекомендует обратить внимание на пять ключевых аспектов при разработке практических заданий и активностей. Это поможет сделать обучение более эффективным и интересным для участников. Правильное формулирование заданий, их соответствие целям обучения, разнообразие методов, а также возможность обратной связи — все это способствует более глубокому восприятию материала и повышает мотивацию студентов. Уделяя внимание этим пунктам, можно значительно улучшить качество образовательного процесса.
Инструменты, предоставляемые сотрудникам, должны соответствовать их обычным рабочим задачам и способствовать достижению реальных результатов, утверждает эксперт. Эффективное использование таких инструментов позволяет повысить продуктивность и улучшить качество работы. Важно, чтобы каждый инструмент был адаптирован под специфические потребности сотрудников, что в конечном итоге приведет к улучшению общей эффективности компании.
Пример неудачной программы обучения: курсы по переговорам предназначены для сотрудников, работающих на электронных торговых площадках. Однако в таких торгах отсутствует необходимость в устных переговорах. Это яркий случай, но на практике разработчики учебных программ часто применяют усредненный подход, что приводит к созданию материалов, не отражающих реальные задачи и ситуации, с которыми сталкиваются сотрудники. Чтобы обучение было эффективным, важно учитывать специфику работы и реальные сценарии, с которыми сталкиваются участники. Адаптация материалов к конкретным условиям поможет повысить качество обучения и его практическую пользу.
При проведении пробной тренировки особенно важно учитывать, что именно вы внедряете в практику. Необходимо обращать внимание на то, как новые знания будут применяться в реальных условиях рабочего места, а также на режим работы сотрудников. Это поможет лучше понять, как они смогут интегрировать полученные навыки в свою повседневную деятельность.
Кейсы, симуляции и упражнения должны быть легко узнаваемыми, включая их визуальное оформление. Узнаваемость элементов обучения помогает пользователям быстрее ориентироваться в контенте и усваивать информацию. Важно, чтобы визуальные аспекты были гармоничны и соответствовали тематике, что позволит создать более эффективную образовательную среду. Правильное оформление и структурирование материалов способствует лучшему восприятию и запоминанию, что является ключевым фактором для успешного обучения.
Недавно меня поразила сфера информационных технологий. Участники программ, связанных с IT, ожидают, что интерфейс будет максимально приближен к тому, с чем они столкнутся на рабочем месте. В противном случае они могут отказаться от обучения. Учащиеся подчеркивают: «Зачем мне это? Я должен адаптировать информацию к своей реальности». Этот подход отражает растущую потребность в практической применимости знаний и навыков в IT.
Основные причины таких требований очевидны. Во-первых, сотрудники стремятся избежать ненужных усилий, а во-вторых, гипотетические ситуации увеличивают вероятность ошибок. Эти ошибки неизбежны при трансформации знаний из учебной среды в реальные условия работы.
Ульяна Раведовская подчеркивает важность практики и тренировки новых навыков в условиях, которые часто встречаются в повседневной жизни. Тем не менее, на практике это происходит не всегда. Многие люди не используют реальные ситуации для отработки своих умений, что может привести к недостаточной подготовленности и снижению эффективности в критических моментах. Поэтому регулярная практика в знакомых обстоятельствах является ключевым фактором для успешного освоения новых навыков.
Спикер иллюстрирует свою мысль примером: навыки управления отрабатываются в ходе сложных разговоров, таких как обсуждение увольнения, где эмоциональное напряжение достигает максимума. Однако, хотя увольнения случаются, данная ситуация не является постоянной. В отличие от этого, руководители ежедневно сталкиваются с необходимостью ставить задачи и предоставлять обратную связь. Поэтому, более целесообразно сосредоточить практику именно на этих аспектах управления.
Работа сотрудников часто связана с типичными трудностями. Например, многие из них испытывают сложности при оформлении документов, в то время как общение с коллегами проходит без проблем. Это говорит о том, что ставить сотрудников в ситуации, требующие переговоров, нецелесообразно, так как такие навыки не будут необходимы. Гораздо эффективнее сосредоточиться на реальных и часто встречающихся трудностях, с которыми человек сталкивается в своей повседневной работе.
Вы планируете обучать кого-то и, вероятно, основываетесь на определенных закономерностях. Например, чем больше давления мы оказываем на человека, тем сильнее он начинает сопротивляться, и тем труднее становится достичь соглашения. Важно выбрать ситуацию, в которой это становится очевидным, иначе человеку придется делать перенос на свои собственные обстоятельства, чтобы понять суть.
Почему универсальность больше не работает
Переложение программы работы конкретного подразделения и департамента представляет собой сложную задачу. Объем информации значителен, и со временем потребуется ее корректировка. Однако универсальный подход к обучению уже неэффективен, предупреждает Ульяна. Кроме того, объяснить каждому, как функционируют гибкие навыки, на едином языке невозможно, так как это требует индивидуального подхода и глубокого понимания.
В сфере информационных технологий существует термин «ванильное задание», который подразумевает задачи, не имеющие прямого отношения к реальной работе сотрудников. На таких заданиях демонстрируется лишь принцип работы инструмента, а его применение в дальнейшем остается на усмотрение учащегося. Однако наиболее требовательные студенты в IT настаивают на том, что им не нужны такие задания. Они требуют, чтобы обучение было ориентировано на реальные условия и задачи, иначе они отказываются от прохождения программы.
Переделанный текст:
Изучите также:
- Базовая проблема образования — «люди перестали напрягаться»
- Как проектировать корпоративные программы обучения: задачи методиста
- Передача программы от разработчика тренерам — это тоже обучение
- 3 принципа, которым L&D стоит научиться у маркетологов