Корп обучение #Статьи

4 июля, 2025

Как проектировать корпоративные программы обучения: задачи методиста / Skillbox Media

Большая пошаговая инструкция, которая поможет привести сотрудников к нужному результату.

Для достижения эффективных результатов в обучении сотрудников необходимо тщательно спроектировать программу. В этом тексте мы рассмотрим ключевые задачи, которые разработчик программы обучения должен решить, и объясним важность каждого этапа. Осознанный подход к созданию образовательной программы позволит обеспечить ее соответствие потребностям компании и сотрудников, что в свою очередь способствует повышению эффективности и результативности.

Определить результат для бизнеса

Обучение должно решать конкретные задачи и проблемы, возникающие в бизнесе. Проектировщик не сможет самостоятельно определить ожидаемые результаты. Этот процесс требует активного диалога с заказчиком. Важно задавать целевые вопросы, но следует избегать формата экзамена, что, к сожалению, иногда происходит. Основная цель этих вопросов — выяснить потребности и ожидания, которые помогут формировать эффективную программу обучения и добиться значимых результатов для бизнеса.

  • Сформулировать конкретный результат на уровне интересов бизнеса, на который должно влиять обучение. Например: повысить продажи такого-то продукта на столько-то за такой-то период.
  • Определить, кто и как будет измерять результат обучения. Это важно не только для того, чтобы потом оценить эффективность, но и для того, чтобы наше представление о результате не разошлось с ожиданиями заказчика. Иногда определение, кто и как будет оценивать результат, даёт возможность уточнить саму цель.

Выбор образовательного решения напрямую зависит от желаемого результата. Это важный фактор, который необходимо учитывать при принятии решения о методах обучения и источниках информации. Правильный выбор позволит достичь поставленных целей и повысить эффективность образовательного процесса.

Определить цели обучения (целевое поведение)

Определите конкретные навыки и умения, которые необходимо развить у сотрудников для достижения поставленных бизнес-целей. Уточните, какие именно действия они должны выполнять, чтобы эффективно способствовать росту и развитию компании. Это может включать в себя обучение новым технологиям, улучшение коммуникационных навыков, освоение методов работы в команде и другие важные аспекты. Четкое понимание необходимых компетенций поможет создать целенаправленную программу обучения и повысить общую продуктивность сотрудников.

Для достижения ясного понимания целей необходимо определить ключевые аспекты, которые помогут сфокусироваться на главном. Важно четко сформулировать, чего именно вы хотите достичь, и установить конкретные критерии успеха. Определите приоритеты и выделите временные рамки для реализации задач. Используйте методы визуализации, такие как графики или таблицы, чтобы отслеживать прогресс. Регулярно анализируйте свои достижения и корректируйте планы при необходимости. Помните, что четкое понимание целей является основой для эффективного планирования и успешного достижения результатов.

  • Понять, кто своим поведением влияет на достижение цели. Например, на продажи могут влиять не только продавцы, но и маркетологи, руководители продавцов, логисты и другие сотрудники. После определения всех групп сотрудников важно понять, кого из них нужно обучать в первую очередь, на чьей стороне недостаток навыков.
  • Выявить, какое именно поведение целевой аудитории должно стать результатом обучения. Допустим, надо, чтобы менеджеры по продажам включали в обсуждение условий сделки как минимум четыре фактора, кроме цены (сроки поставки, страхование рисков и так далее), аргументировали цену до появления возражения и переходили к обсуждению цены только после того, как клиент подтвердил, что предложение вызывает интерес. Точно определить результат навскидку невозможно — велика вероятность ошибки. Надо изучить рабочие процессы целевой аудитории и знать особенности бизнеса, компании, подразделения.
  • Выявить текущее поведение целевой аудитории, а именно — как оно отличается от того, которое нам нужно, что конкретно сотрудники делают сейчас и почему это не работает.
  • Определить причины текущего неэффективного поведения. На этом этапе часто поджидают сюрпризы: выясняется, что причины проблемы не в том, что сотрудники не знают, как правильно поступать в конкретной ситуации, и не в том, что они не обладают нужными навыками. А в том, что, зная, как поступать правильно, и умея это делать, они имеют веские причины поступать по-другому.

Внутренние рабочие регламенты иногда могут вызывать неэффективное поведение сотрудников, поскольку ситуация на рынке меняется быстрее, чем обновляются эти регламенты. Руководители могут давать противоречивые указания, а рабочие процессы могут заставлять сотрудников действовать не так, как ожидает заказчик обучения. В таких случаях обучение не только не решает проблему, но и может усугубить её, приводя к демотивации. Например, у менеджеров по продажам проблема может заключаться не в недостаточной квалификации, а в системе стимулирования, к которой они адаптируются, или в сложностях с поставками товара, когда у них просто нет возможности продавать. Важно учитывать такие факторы, чтобы обучение было эффективным и соответствовало реальным условиям работы.

Важно помнить, что не все проблемы можно решить с помощью обучения. Прежде всего необходимо определить коренные причины возникших трудностей. Эта диагностика позволит выбрать наиболее эффективные методы для их устранения. Понимание истинных причин проблемы является ключевым шагом на пути к ее решению и достижению положительных результатов.

Руководство компании выявило, что сотрудники не используют средства индивидуальной защиты (СИЗ). В отдел обучения поступил запрос на срочное проведение тренинга, который поможет работникам правильно подбирать СИЗ и осознать важность их использования. Однако выясняется, что персонал на местах готов применять СИЗ, но не обеспечен ими в достаточном объеме, что остается незамеченным для руководства. Проведение тренинга по использованию недоступных средств воспринимается сотрудниками как насмешка. Необходимо обеспечить сотрудников необходимыми СИЗ, чтобы обучение стало действительно эффективным и актуальным.

К тому же, необходимо:

  • Выявить контекст. То есть разобраться, в каких конкретных рабочих ситуациях сотрудникам необходимо вести себя по-новому. Важно выяснить, как выглядит их рабочая реальность: в каких условиях люди работают, с кем взаимодействуют, от кого и как получают информацию и обратную связь, с какими трудностями сталкиваются, на каком языке разговаривают. Это нужно для того, чтобы потом предлагать в обучении типичные, максимально узнаваемые для сотрудников ситуации и условия. Например, вариант часовой развивающей сессии для подчинённого может быть неприменимым в конкретном контексте и с большой вероятностью создаст барьер в освоении всего материала.

Как выяснить всё, что важно для целей

Целевая аудитория, причины возникновения проблем, а также эффективные и неэффективные действия — все это ключевые элементы для поиска решений. Для этого необходимо провести тщательные исследования. Если клиент настаивает на отсутствии анализа, важно убедить его в необходимости такого подхода. Без должного понимания ситуации существует высокая вероятность неэффективного расхода времени и бюджета на обучение, которое не принесет ожидаемых результатов. Исследования помогут выявить реальные потребности и проблемы, что в конечном итоге повысит эффективность взаимодействия и достигнутых результатов.

При выборе методов исследований важно учитывать цель и задачи вашего проекта. Эффективные методы включают как количественные, так и качественные подходы. Количественные методы, такие как опросы и эксперименты, позволяют собрать статистические данные и выявить закономерности. Качественные методы, такие как интервью и фокус-группы, помогают глубже понять мнения и мотивации участников. Использование комбинированного подхода может повысить надежность и обоснованность полученных результатов. Выбор конкретных методов должен основываться на специфике исследуемой темы и доступных ресурсах.

Не обязательно применять все методы, однако полагаться на один вариант часто недостаточно, так как это приводит к неполному пониманию ситуации. Использование различных подходов позволяет получить более полное представление и более точные результаты.

Директор департамента высказывает просьбу: «Научите начальников отделов основам тайм-менеджмента». Специалист по обучению уточняет детали и узнает, что руководители отделов регулярно не успевают в срок, несмотря на то что работают допоздна. В результате находят эксперта, который проводит обучающую программу по тайм-менеджменту, включая мини-лекции о матрице Эйзенхауэра и навыки работы с планировщиками задач. Однако, если бы специалист по обучению внимательно пронаблюдал за работой этих руководителей, он мог бы заметить, что их проблема заключается не в управлении временем, а в недостаточных навыках управления командой. Они не умеют декомпозировать цели, ставить задачи и делегировать ответственность. Их желание выполнять все задачи самостоятельно и недоверие к подчинённым только усугубляют ситуацию. Обучение тайм-менеджменту не решит проблему, так как один человек не может справляться с работой, предназначенной для целой команды, даже с использованием самых эффективных инструментов.

Описать целевое поведение в терминах инструментов, технологий, алгоритмов

Эффективное поведение сотрудников на рабочем месте требует наличия определённых навыков и умений. В частности, продавцы должны уметь аргументированно объяснять высокую цену своих товаров или услуг, подбирая убедительные доводы для клиентов. Также важно, чтобы они сохраняли эмоциональное спокойствие, особенно в условиях агрессивного давления со стороны покупателя. Умение управлять своими эмоциями и эффективно общаться с клиентами способствует не только успешным продажам, но и созданию позитивной атмосферы на рабочем месте.

При формулировании целей обучения необходимо использовать язык, который будет понятен заказчику. Важно применять его терминологию для достижения максимальной эффективности коммуникации. Это позволит лучше донести суть образовательного процесса и согласовать ожидания сторон, что в свою очередь способствует успешной реализации учебной программы и удовлетворенности заказчика.

Инструменты и алгоритмы часто доступны в различных источниках, таких как публикации и книги. Однако иногда готовые решения могут оказаться неподходящими или отсутствовать вовсе. В таких ситуациях необходимо разработать собственные алгоритмы или адаптировать поведение успешных людей, достигших результатов в аналогичных условиях, в эффективные стратегии.

Определить эффективные и неэффективные убеждения

Чтобы эффективно достигать целей обучения, человек должен быть убеждён в важности этих целей и в своей способности их достичь. Необходима уверенность в том, что полученные знания и навыки принесут пользу и помогут в будущем. Противоположные убеждения, такие как сомнения в собственных силах или недооценка ценности обучения, могут препятствовать необходимым действиям. Важно развивать позитивное мышление и уверенность, чтобы преодолевать внутренние барьеры и двигаться к успеху в образовательном процессе.

Устойчивые убеждения и установки оказывают более сильное влияние на поведение человека, чем знания и внешние обстоятельства. Даже если человек обладает хорошими знаниями о правильном поведении и умеет применять их на практике, он может избегать таких действий из-за своих убеждений. К примеру, тренинг, посвященный правильному заполнению шаблонов документов, будет бесполезен, если участники считают, что правила, регулирующие эту деятельность, созданы с целью затруднить их работу. Понимание роли убеждений в поведении помогает разработать более эффективные методы обучения и изменения поведения, учитывающие внутренние установки людей.

Выбрать содержание программы: концепции, подходы, теории

Для успешного применения целевых навыков, технологий и моделей на рабочем месте участникам обучения необходимо усвоить ключевые знания и умения. Важно, чтобы они понимали, как эти навыки применяются в реальных условиях, а также осознавали их значение для достижения корпоративных целей. Содержание программы должно охватывать следующие темы:

— Основы целевых навыков: понимание их роли и применения в профессиональной деятельности.
— Технологии работы: изучение актуальных инструментов и программ, необходимых для эффективной работы.
— Модели взаимодействия: освоение методов командной работы и коммуникации.
— Формирование установок: развитие профессионального мышления и подходов, способствующих успешной деятельности.

Основные тезисы программы должны акцентировать внимание на практическом применении знаний, а также на важности постоянного саморазвития и адаптации к изменяющимся условиям рынка. Это позволит участникам не только освоить необходимые навыки, но и эффективно применять их в своей работе.

Содержание обучения часто формируется под воздействием актуальных трендов в определённой области. Например, в курсах по мотивации нередко используются теории Герцберга и Маслоу, а также методики, связывающие задачи с потребностями индивидуумов. Однако для изменения конкретного поведения сотрудников в реальных условиях такие подходы могут оказаться неэффективными или даже контрпродуктивными. Важно сосредоточиться на актуальных проблемах и задачах, чтобы разработать содержание, которое действительно будет способствовать улучшению результатов и повышению вовлеченности сотрудников.

На данном этапе наблюдается избыточное содержание, которое не укладывается в отведенное время программы. Это не является проблемой — впереди наступит этап, на котором вы сможете расставить приоритеты и оптимизировать контент для достижения максимальной эффективности.

Определить реалистичный, релевантный результат программы

По результатам исследований у вас, вероятно, сформировался обширный список необходимых изменений к завершению программы. Включите в него навыки, которые должны освоить сотрудники, и убеждения, которые требуют коррекции. Поэтому первый вариант содержания программы, представленный на Шаге 5, скорее всего, оказался слишком объемным. Теперь пришло время сократить его, оставив только ключевые моменты.

Определите ключевые аспекты, необходимые для достижения желаемого результата, и сосредоточьтесь на темах, которые непосредственно связаны с этой главной целью. Все второстепенные элементы следует исключить.

Важно осознавать, что невозможно охватить все аспекты одновременно, поэтому необходимо делать выбор. Временные ресурсы на обучение часто ограничены, и стратегический подход к изучению позволяет сосредоточиться на наиболее значимых темах и навыках. Правильное распределение времени и усилий поможет достичь лучших результатов и повысить эффективность процесса обучения.

На данном этапе необходимо определить и уточнить цель и задачи программы, акцентируя внимание на необходимых знаниях, навыках и установках. Это позволит создать четкую структуру и направить усилия на достижение конкретных результатов. Установление ясных целей поможет участникам программы сосредоточиться на ключевых аспектах и повысить эффективность обучения. Важно, чтобы все участники понимали, какие знания и умения они должны приобрести, а также какие установки будут способствовать успешному выполнению задач программы.

Создать план тренировки умений

«Постойте, — скажете вы, — здесь отсутствует этап разработки плана формирования знаний!» На самом деле, этот этап будет следующим шагом. Начинать с него нецелесообразно, так как на формирование практических умений обычно не остается времени. В результате программа превращается в набор лекций, а сотрудники становятся теоретиками, не умеющими применять знания на практике. Кроме того, без практических занятий они могут неверно интерпретировать полученные знания и использовать их неправильно. Это приводит к снижению эффективности обучения и недостаточной подготовке специалистов. Поэтому важно сначала сосредоточиться на практическом применении знаний, чтобы обеспечить их правильное усвоение и применение в реальных ситуациях.

Для достижения лучших результатов рекомендуется начать с составления плана тренировки навыков. Правильно разработанный план поможет эффективно организовать процесс обучения и улучшить результаты.

Для эффективного обучения необходимо выбрать или создать активности, которые обеспечат участникам многократное повторение ключевых действий в рамках программы. Эти активности должны включать в себя разнообразные формы взаимодействия, такие как практические задания, групповые обсуждения и индивидуальные упражнения. Важно, чтобы каждое занятие способствовало закреплению полученных знаний и навыков, создавая прочную основу для дальнейшего обучения. Таким образом, правильно подобранные активности являются ключевым элементом успешной образовательной программы.

  • повторение частей навыков, алгоритмов действий;
  • повторение алгоритма действий целиком;
  • повторение алгоритма в разных ситуациях и контекстах.

Важно, чтобы в образовательном процессе присутствовали как задания, в которых участники смогут продемонстрировать свои успехи, так и задания, где они могут столкнуться с трудностями. Ошибки — это ценный источник обучения, и это утверждение имеет под собой серьезную основу. Необходимо создать такую атмосферу, в которой участники будут чувствовать себя комфортно, допускаючи ошибки, и смогут извлекать из них полезный опыт. Это сделает процесс обучения более увлекательным и эффективным.

Проектирование учебных активностей должно основываться на реальных рабочих условиях участников, отражая их типичные задачи и трудности. Важно использовать в учебных материалах терминологию и контекст, знакомые сотрудникам, что поможет интегрировать полученные знания в их повседневную практику. Это актуально даже для таких деталей, как учебные иллюстрации. В противном случае можно столкнуться с барьером восприятия: несмотря на универсальность алгоритма, участники могут утверждать, что предложенные подходы не применимы в их ситуации, воспринимая их как иностранные или несоответствующие. Создание учебных программ, учитывающих специфику рабочего контекста, способствует более эффективному обучению и внедрению новых знаний.

Пример неэффективного подхода к написанию текста может включать в себя избыточное использование сложных фраз, неуместные символы и отсутствие структуры. Это затрудняет восприятие информации и делает текст менее привлекательным для читателей и поисковых систем.

Для создания качественного контента важно использовать четкие и понятные формулировки, избегать перегрузки текста лишней информацией и сосредотачиваться на главной теме. Также стоит учитывать ключевые слова, которые помогут улучшить видимость текста в поисковых системах.

Оптимизированный контент должен быть не только информативным, но и интересным для целевой аудитории, что способствует увеличению времени, проведенного на странице, и снижению показателей отказов. Такой подход помогает не только привлечь внимание читателей, но и повысить рейтинг в поисковых системах.

Для производственного персонала регионального завода разработан качественный обучающий курс. Однако иллюстрации, использованные в курсе, были взяты из стоковых коллекций и не соответствуют местной действительности. В них представлены фотомодели с идеальными улыбками и дорогими аксессуарами, запечатленные в современных офисах на верхних этажах небоскрёбов. Это вызывает у участников курса недовольство и смех, так как они не могут связать учебные ситуации со своей повседневной рабочей реальностью. Для повышения эффективности обучения необходимо использовать более релевантные иллюстрации, которые отражают жизнь и трудовые условия обучающихся.

Создать план тренировки знаний

Важно оценить глубину теоретических знаний, которые необходимо развить у участников обучения. Теоретическая база должна быть достаточной для формирования практических навыков, чтобы сотрудники осознавали, почему в определенных ситуациях следует действовать именно так, а не иначе. Это понимание способствует более эффективному принятию решений и улучшает общую продуктивность команды.

  • Отталкиваясь от плана формирования умений, вы избегаете перегрузки теоретической программы знаниями, которые на практике не пригодятся. Этим часто невольно грешат эксперты в теме обучения — им кажется важным всё, хотя для конкретных целей обучения можно обойтись без такого глубокого погружения.
  • Такой план действий позволяет избежать и другой крайности — классической ловушки эксперта. Это когда специалист не объясняет какие-то нюансы, важные для формирования нужных умений у новичков, потому что из-за его погружённости в тему они кажутся ему и так очевидными.

Определившись с необходимыми теоретическими знаниями, необходимо выбрать методы их передачи обучающимся. Одной простой лекции будет недостаточно. Важно разработать задания, которые позволят участникам обучения активно работать с информацией, что способствует эффективному формированию знаний. Использование различных подходов, таких как практические упражнения, групповые дискуссии и интерактивные задания, поможет глубже усвоить материал и развить критическое мышление.

Создать план влияния на установки

Если вам необходимо развивать знания и навыки и изменять свои установки, это требует особого подхода. Важно осознать, что такое изменение может существенно повлиять на вашу личную и профессиональную жизнь. Эффективная трансформация требует систематического подхода к обучению, саморефлексии и открытости к новым идеям. Процесс изменения установок может быть сложным, но он необходим для достижения новых высот и улучшения качества жизни.

Новый опыт и его осмысление являются наиболее эффективными способами изменения убеждений. Погружение в новые ситуации, обучение и рефлексия позволяют человеку переосмыслить свои взгляды и подходы. Такой процесс способствует развитию критического мышления и открывает новые горизонты для личностного роста.

Важно понять, какой опыт и информация, а также способы их представления могут изменить установки и убеждения. Необходимо разработать примеры, которые помогут сформировать у участников обучение отношение к содержимому как к важному и обязательному для применения. Таким образом, цель состоит в том, чтобы помочь участникам осознать полученный опыт и его значимость.

Руководители зачастую придерживаются мнения, что сотрудники эффективно трудятся только под жестким контролем. Однако есть возможность продемонстрировать, что как сам руководитель, так и его подчиненные могут достигать высокой продуктивности в более свободной рабочей атмосфере. Важно создать опыт, который позволит ему осознать преимущества такого подхода и увидеть, как комфортная обстановка способствует развитию креативности и инициативы. Поддержите его в этом осознании, чтобы изменить взгляды на управление и повысить общую эффективность команды.

Сформировать блоки программы

Теперь настало время систематизировать планы по развитию знаний, навыков и установок, а также методы обучения в логически связанные блоки. Существует три основных метода, которые можно использовать для эффективного обучения.

Опираемся на логику, двигаясь от основ к более сложным понятиям. Важно выстраивать аргументы последовательно, начиная с простых идей и постепенно переходя к более сложным. Это позволяет лучше усваивать материал и формировать четкое понимание темы. Логическое мышление помогает анализировать информацию, делать выводы и принимать обоснованные решения. Системный подход к изучению вопроса способствует глубинному анализу и повышает эффективность обучения.

  • проблем, которые решает обучение;
  • цели обучения;
  • опыта участников обучения;
  • хронологии событий в рабочем процессе.

Отталкиваясь от групповой динамики, важно понимать, как взаимодействие между участниками влияет на общий результат. Групповая динамика включает в себя процессы, такие как коммуникация, сотрудничество и разрешение конфликтов. Эти аспекты играют ключевую роль в формировании эффективной команды и достижении поставленных целей. Учет особенностей групповой динамики позволяет оптимизировать взаимодействие, повысить уровень вовлеченности участников и улучшить конечный результат работы группы. Эффективное управление групповой динамикой способствует созданию гармоничной атмосферы, где каждый участник может проявлять свои идеи и таланты, что в свою очередь усиливает общую продуктивность команды.

Основываясь на динамике приобретения навыков и изменении установок, важно учитывать, как эти процессы влияют на личностное развитие и профессиональный рост. Освоение новых умений требует времени и усилий, а также готовности адаптироваться к изменениям. Изменение установок может быть ключевым фактором, способствующим улучшению эффективности обучения и повышению мотивации. Важно регулярно пересматривать свои подходы и быть открытым к новым методам и идеям, что способствует более глубокому пониманию предмета и лучшим результатам.

Подготовить план интеграции нового в практику

Этот этап выходит за пределы самого процесса обучения, однако его значение трудно переоценить. Если не оказать поддержку на начальных этапах изменения поведения людей, они могут вернуться к привычным действиям. Для успешного внедрения нового поведения в уже сложившиеся условия необходимы целенаправленные усилия. Поддержка и сопровождение изменений помогут закрепить новые навыки и привычки, что существенно повысит эффективность процесса адаптации.

Определите, как вы будете оказывать поддержку участникам, когда они столкнутся с ошибками в процессе реальной работы. Ошибки и трудности — это неизбежная часть обучения. Чем меньше практических навыков было получено в ходе обучения, тем больше шансов на ошибки в дальнейшем. Страх перед ошибками может препятствовать внедрению новых подходов и методов работы. Эффективная поддержка и обучение помогут участникам преодолеть эти трудности и развить уверенность в своих действиях.

Если существует возможность привлечь к поддержке изменений руководителей, которые прошли обучение, важно подготовить их к этой роли. Поддержка со стороны руководителей играет ключевую роль в успешной реализации изменений.

В качестве заключения

Задачи проектировщика программного обеспечения ориентированы на выделение ключевых аспектов, влияющих на качество обучения. Последовательность и глубина проработки задач могут варьироваться в зависимости от конкретной ситуации. Рекомендуется активно экспериментировать и тщательно анализировать результаты, чтобы оптимизировать процесс обучения и повысить его эффективность.

Изучайте дополнительные материалы:

  • Куда движется корпоративное обучение
  • Зачем и как растить преподавателей из своих сотрудников
  • Как передать программу обучения от разработчика тренеру
  • Почему проваливаются программы корпоративного обучения

Узнайте больше:

  • Куда движется корпоративное обучение
  • Зачем и как растить преподавателей из своих сотрудников
  • Как передать программу обучения от разработчика тренеру
  • Почему проваливаются программы корпоративного обучения

Методист образовательных программ

Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.

Узнать подробнее