Как развивать лидеров, не отрывая их от работы: кейс «Газпром нефти» / Skillbox Media
Рассказываем про программу, в которой руководители прокачивают свои управленческие навыки непосредственно в процессе работы с командой.
Содержание:
Ранее роль хорошего руководителя определялась довольно просто: это человек, который разрабатывает стратегические решения, распределяет задачи и контролирует их выполнение, хвалит успешных сотрудников и критикует тех, кто не справляется. Такой подход напоминал классическую школу, где доминировал авторитарный стиль управления: «Я говорю — вы слушаете и выполняете». Однако в современных компаниях с горизонтальной структурой и разнообразными кросс-функциональными командами требования к руководителям значительно изменились. Сегодня успешный руководитель должен уметь мотивировать сотрудников так, чтобы они вовлекались в рабочие процессы не по указанию, а по собственному желанию, предлагали свои идеи и принимали на себя ответственность. Это уже напоминает коучинговый подход. Возможно ли обучить этому навыку?
В корпорации «Газпром нефть», известной своей масштабностью и численным составом руководителей, разработан уникальный подход к развитию управленческих навыков. Создатели программы поделились с Skillbox Media подробностями о том, как она функционирует и какие методы применяются для повышения эффективности руководителей. Программа направлена на формирование лидерских качеств и стратегического мышления, что в свою очередь способствует успешному управлению и росту компании в условиях современного рынка.
Предпосылки: почему возникла потребность в программе
Евгения Игольникова, руководитель направления по развитию стратегических компетенций в «Газпром нефти», и Денис Федотов, руководитель по качеству персонала и развитию образовательной системы компании, отметили необходимость создания новой программы для управленцев. Эта программа должна соответствовать нескольким ключевым требованиям, включая актуальность содержания, соответствие современным требованиям бизнеса и развитие лидерских качеств. Основной целью является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных эффективно управлять командами и принимать стратегически важные решения в условиях быстро меняющегося рынка.
- органично встраивалась в повседневную жизнь и рабочие процессы руководителей и их подчинённых;
- позволяла прокачивать лидерские навыки сразу на практике;
- научила лидеров управлять в условиях новых организационных структур, в том числе горизонтальных;
- давала руководителям простор для самовыражения, экспериментов и применения новых инструментов;
- была доступна в цифровой среде, чтобы обучение удобно встраивалось в личное расписание.
Руководителей обучали и ранее, но новая программа основана на нескольких ключевых мотивах. В компании произошли изменения в лидерской модели, и возникла необходимость развивать управленцев в соответствии с внутренними ценностями и принципами. Мы стремимся обучать их через решение реальных задач и участие в процессах компании, что помогает избежать распространённой проблемы: после тренинга сотрудник не знает, как применить полученные знания на практике. Новая программа направлена на интеграцию обучения в повседневную деятельность, обеспечивая тем самым более эффективное усвоение навыков и их применение в работе.
Программа «Командный триатлон» была создана с использованием спортивной метафоры в названии, что подчеркивает командный дух и взаимопомощь. Эта концепция акцентирует внимание на важности сотрудничества и совместных усилий для достижения общей цели, что делает программу особенно актуальной в современном мире.
Спорт иллюстрирует ключевые принципы успешной программы, отмечает Евгения Игольникова. Чтобы успешно пройти триатлон, необходимо регулярно тренироваться, шаг за шагом приближаясь к своей цели. Это же относится и к развитию управленческих навыков. Постоянное применение новых знаний в течение семи месяцев может привести к значительным результатам. Участникам подчеркивается, что их настоящая конкуренция происходит с самими собой — это вызов, который требует упорства. Преодоление первой дистанции проще, в то время как вторая и третья требуют больше усилий и настойчивости. Важно понимать, что трудности на пути к цели — это нормальная часть процесса, и именно упорство помогает преодолеть их.
Ассоциация с миром спорта проявляется в использовании термина «чекпойнт» для обозначения контрольных точек. На финише участников ожидают настоящие медали, что подчеркивает соревновательный дух. Спортивная тематика также присутствует в мерчандайзе, который включает атрибуты, связанные со спортом, создавая уникальную атмосферу соревнования и достижения.
Постепенно в программу внедрили настоящие спортивные активности, хотя изначально это не планировалось. В дополнение к бизнес-целям команды стали ставить задачи по спортивным тренировкам с помощью специального приложения Stayfitt. Участники получают консультации от профессиональных спортсменов, а также участвуют в соревнованиях между командами. Все команды объединены общей целью — собрать достаточно активности, чтобы обогнуть земной экватор. Эта единая задача способствует мобилизации участников и совместной работе над достижением результата.
Программа, имеющая спортивное название, объединяет людей в команды, и это создает отличную возможность для дополнительной активности. Денис Федотов отмечает, что участники начали заниматься спортом на фоне этой инициативы. Идея оказалась успешной и стала важным дополнением к «Командному триатлону», заполнив образовавшийся пробел. Участники с удовольствием принимают участие в программе. Один из выпускников поделился, что благодаря программе он теперь посещает бассейн в пять утра, а затем отправляется в офис, чувствуя себя бодрым и энергичным. Это придаёт ему сил на весь день.
Спортивная составляющая является ключевым аспектом программы, однако основное внимание будет уделено развитию бизнес-лидерства в команде. Мы акцентируем внимание на том, как эффективное лидерство влияет на коллективную динамику и способствует достижению общих целей. Программа предлагает уникальные инструменты и методики, которые помогают формировать лидерские качества у участников, что в свою очередь улучшает взаимодействие внутри команды и повышает её производительность.
Как устроена программа «Командный триатлон»
Суть проекта заключается в разработке инновационного решения, которое направлено на оптимизацию бизнес-процессов и повышение эффективности работы компаний. Мы стремимся создать продукт, который будет не только удобен в использовании, но и способен адаптироваться к меняющимся условиям рынка. Основное внимание уделяется интеграции современных технологий и инструментов для обеспечения максимально быстрого и качественного выполнения задач. Наша команда активно работает над тем, чтобы предложить пользователям уникальные функции, которые помогут им достигать поставленных целей и улучшать результаты своей деятельности. Проект нацелен на создание ценности для клиентов и партнеров, что будет способствовать долгосрочному сотрудничеству и успеху на рынке.
Практикум по развитию лидерских качеств руководителя в сотрудничестве с командой. Этот курс направлен на улучшение управленческих навыков, повышение эффективности командной работы и развитие стратегического мышления. Участники получат возможность освоить новые подходы к лидерству, улучшить коммуникацию внутри коллектива и научиться эффективно решать возникающие задачи. Практикум включает в себя теоретические материалы, практические упражнения и кейс-стади, что позволяет участникам применить полученные знания на практике. Развивайте свои навыки управления и достигайте новых высот вместе с вашей командой.
Определение целевой аудитории вашего продукта или услуги имеет ключевое значение для успешного маркетинга. Понимание, для кого предназначен ваш товар, позволяет эффективно настраивать рекламные кампании, улучшать взаимодействие с клиентами и повышать уровень удовлетворенности. Зная свою целевую аудиторию, вы сможете более точно формулировать сообщения, адаптировать контент и предлагать именно те решения, которые соответствуют потребностям и интересам ваших клиентов. Это не только приводит к увеличению продаж, но и способствует формированию лояльности. Важно учитывать демографические, психографические и поведенческие характеристики вашей аудитории для максимальной эффективности.
Программа предназначена для среднего и старшего менеджмента. Она не ориентирована на руководителей начального уровня, которым необходимо развивать базовые навыки. Фокус программы нацеливается на опытных специалистов и включает в себя интеграцию всех ключевых лидерских навыков, необходимых для эффективного управления и достижения бизнес-целей.
Цель представляет собой основное направление, к которому стремится человек или организация. Она служит ориентиром в достижении результатов и помогает сосредоточить усилия на конкретных задачах. Правильно сформулированная цель способствует повышению мотивации и эффективности работы. При установлении цели важно учитывать ее измеримость, достижимость и временные рамки. Это позволяет не только лучше планировать действия, но и оценивать прогресс в достижении намеченных результатов. В конечном итоге, четкая и обоснованная цель является ключевым фактором успеха в любой сфере деятельности.
Развитие вовлекающего лидерства заключается в способности руководителя формировать эффективную команду. Такой подход подразумевает не просто делегирование задач, а активное вовлечение участников в процесс, чтобы они сами генерировали идеи и предлагали решения. Вовлекающее лидерство способствует созданию атмосферы доверия и сотрудничества, что повышает мотивацию сотрудников и улучшает результаты работы команды. Эффективный лидер не только управляет, но и вдохновляет своих подчиненных, что ведет к более высоким достижениям и инновациям в организации.
Длительность является важным аспектом, который влияет на восприятие и эффективность различных процессов и мероприятий. В контексте планирования, будь то мероприятия, учебные занятия или проекты, правильная оценка длительности позволяет оптимизировать время и ресурсы. Учитывая специфику каждого случая, важно точно определить необходимое время для достижения желаемых результатов. Эффективное управление длительностью поможет избежать затягивания процессов и повысить продуктивность. Правильный подход к планированию длительности способствует улучшению организации и достижению поставленных целей.
Семь месяцев. Это период, который может стать значительным этапом на пути к достижению целей. Важно использовать это время с максимальной эффективностью, чтобы достичь желаемых результатов. Каждый месяц предоставляет уникальные возможности для саморазвития и улучшения навыков. Правильное планирование и стратегический подход помогут вам максимально эффективно использовать этот срок. Не упустите шанс изменить свою жизнь за такие семи месяцев, направляя усилия на самые важные аспекты.
Эффективность оценивается через анализ результатов и показателей, которые отражают степень достижения поставленных целей. Важно учитывать ключевые метрики, такие как производительность, качество работы и степень удовлетворенности клиентов. Использование аналитических инструментов и методов позволяет получить объективные данные для оценки эффективности различных процессов. Также стоит обращать внимание на обратную связь и отзывы, которые могут дать дополнительное понимание о том, насколько успешно реализуются стратегии и инициативы. Оценка эффективности является важным этапом в процессе оптимизации работы и улучшения результатов.
Диагностика участников программы на начальном и конечном этапах, а также оценка достижения бизнес-целей руководителей. Этот процесс позволяет не только определить исходные навыки и потенциал участников, но и проанализировать результаты после завершения программы. Такой подход способствует более точной оценке эффективности обучения и помогает выявить области для дальнейшего развития и улучшения.
Командный триатлон – это захватывающий вид спорта, который объединяет три дисциплины: плавание, велогонку и бег. Этот формат соревнований позволяет участникам работать в команде, что делает его уникальным и привлекательным для многих. В командном триатлоне каждый член команды отвечает за выполнение одной из дисциплин, что способствует развитию духа сотрудничества и поддержки.
Такой формат соревнований подходит как для опытных спортсменов, так и для любителей, позволяя каждому участнику проявить свои сильные стороны. Командный триатлон также способствует популяризации активного образа жизни и здорового соперничества. Участие в таких соревнованиях может стать отличной мотивацией для тренировки и достижения новых спортивных высот.
Кроме того, командный триатлон часто проводится на живописных трассах, что делает его не только спортивным, но и красивым событием. Участники могут наслаждаться природой и атмосферой соревнований, что добавляет дополнительный стимул к участию.
В итоге, командный триатлон – это идеальная возможность для укрепления командного духа, улучшения физической подготовки и получения положительных эмоций от совместного преодоления трудностей.
Философия данной программы напоминает спортивный подход. Это программа, ориентированная на долгосрочные результаты, где важны упорство и поддержка команды, включая как других участников, так и тренеров. Практикум включает три модуля, ассоциируемых со спортивными дистанциями: «Лидер», «Команда» и «Результат». Каждый модуль направлен на развитие ключевых навыков, необходимых для достижения успеха в коллективной работе и лидерстве.
Разработчики подчеркивают важность конкурсного отбора руководителей, стремящихся участвовать в «Триатлоне». Подача заявки с простым желанием участвовать недостаточна. Ключевыми факторами являются осознанная мотивация и зрелость, которые позволяют участнику успешно преодолеть все три дистанции. Это обеспечивает не только качество участия, но и развитие лидерских качеств среди руководителей.
Отбор участников осуществляется не нашей командой, а независимым оценщиком — профессиональным асессором. Процесс отбора состоит из трех этапов. На первом этапе желающие подают заявки, на втором — записывают видеовизитки, в которых объясняют свои мотивации и личные вызовы. Третий этап включает интервью с внешним оценщиком, который проводит детальную беседу с каждым кандидатом, чтобы понять, какие цели они ставят перед собой. Мы не оцениваем участников по масштабности их целей; для нас важнее, как они формулируют свои намерения и почему это имеет значение для них. Цели должны быть четкими и конкретными, например, вместо расплывчатого желания «стать прокачанным руководителем» следует обозначить конкретные шаги и достижения.
Денис подчеркивает значимость конкурсного отбора, отмечая, что во время общения с топ-менеджерами часто возникает желание отправить конкретного человека на обучающую программу. Однако, если кого-то просто «отправить», он может не проявить должной мотивации и не дойти до финала. В традиционном обучении участник может просто «отсидеться» месяц, считая, что процесс завершен. В данной программе это невозможно. Здесь требуется активная позиция каждого участника. Это «дорога с двусторонним движением». Если кто-то надеется, что его будут «катить» на тележке, он ошибается — необходимо проявлять инициативу и активно участвовать в процессе. К сожалению, не все готовы к такому подходу.
При отборе участников программы важным критерием является не только цель, которую ставит перед собой руководитель, но и его готовность к развитию и обучению, а также способность работать в команде. Коммуникативные навыки играют ключевую роль, так как программа предполагает активное взаимодействие. Создатели «Триатлона» рассматривают лидера как коуча, который должен иметь склонность делиться своим опытом и знаниями. Эти аспекты тщательно оцениваются в ходе входной оценки, что позволяет отобрать наиболее подходящих кандидатов.
В настоящее время конкурс на участие в программе составляет три человека на место. Как отмечает Денис, увеличение числа участников будет отличным знаком. Это не только свидетельствует о растущей популярности программы, но и само участие в отборе служит мощным стимулом для лидерского роста. Есть пример, когда кандидат не прошёл отбор в первый поток, но ко второму набору стал более подготовленным и успешно присоединился к программе. Таким образом, процесс отбора становится важным этапом личностного и профессионального развития.
На данном этапе руководители осуществляют анализ своего текущего состояния, что можно назвать «чекапом». В процессе они обучаются рефлексии, изучают методы преодоления трудностей и поддержания связи со стратегическими целями и ценностями компании. Также акцентируется внимание на внутреннем состоянии, навыках делегирования, роли наставника и правильном выборе целей. Формирование полезных привычек на этом этапе станет основой для дальнейшего успешного руководства.
В группу набирается около 25 человек, после чего они распределяются на мини-группы по 4-5 человек в зависимости от их целей и задач. Это позволяет повысить эффективность обучения и обеспечить индивидуальный подход к каждому участнику.
«Лидеры в нашей группе находятся на равных уровнях. В первом потоке, например, участвовали генеральные директора и другие руководители, обладающие схожими лидерскими качествами, — делится Денис. — Здесь принцип „Сильный тянет слабого“ не срабатывает. Если бы группа состояла из участников с разными уровнями развития, она двигалась бы со скоростью самого слабого. Наша цель — создать интересное взаимодействие. Лидировать среди подчинённых легко, но важно уметь эффективно взаимодействовать с другими лидерами».
Каждая мини-группа работает под руководством профессионального коуча с более чем пятнадцатилетним опытом в сфере коучинга для руководителей среднего и старшего звена. Коуч предоставляет детализированную обратную связь и организует как индивидуальные, так и групповые коуч-сессии, что способствует развитию лидерских навыков и повышению эффективности команды.
Создается общий чат для общения, где участники могут презентовать свои достижения на совместных встречах. Коучи оказывают поддержку лидерам и в дальнейшей командной работе на следующем этапе, что является ключевым аспектом процесса. Как отмечает Денис, такая поддержка помогает участникам сохранять мотивацию на протяжении полугода, особенно в условиях удаленной работы, что представляет собой значительный срок. Коучи помогают поддерживать активность, а также вносят изменения в установки, когда это необходимо. Это способствует успешному завершению программы и достижению поставленных целей.
Первая дистанция длится шесть недель, в течение которых каждый руководитель должен определить основную цель для работы с командой на следующем этапе. Эта цель должна быть конкретной и связанной с достижением бизнес-результатов. Она включает в себя две составляющие: первая — это конкретные бизнес-результаты, которых лидер стремится достичь за время программы, такие как повышение эффективности обработки отклонений в цепочке добавленной стоимости с указанием конкретных KPI. Вторая составляющая касается изменений, которые необходимо внести в работу команды для достижения этих результатов. В итоге формулируется управленческая цель, направленная на внутренние процессы, на которые лидер может оказывать влияние. Например, это может быть задача по изменению модели коммуникации в кросс-функциональной команде, направленная на повышение уровня согласованности и создание единого регламента действий при возникновении отклонений.
Эта дистанция считается наиболее сложной. Лидер формирует свою команду, состоящую от двух до 15 человек. Команда может быть как из структурного подразделения, так и кросс-функциональной проектной группой. Подбор участников осуществляется в зависимости от поставленной цели, и это должны быть профессионалы, способные помочь в её достижении. Поскольку задача связана с работой, разработчики программы отмечают, что проблем с вовлечением участников не возникает.
Разработчики первоначально полагали, что команды останутся неизменными на протяжении всего марафона. Однако практика продемонстрировала, что изменения в составе команд возможны, как и в обычной рабочей среде. Новые участники могут присоединяться, если возникает потребность в конкретном эксперте, в то время как некоторые члены команды могут покинуть проект после завершения своих задач. Также на старте марафона команды проходят оценочную диагностику, и результаты этой диагностики могут привести к дополнительным изменениям в составе.
Команда совместно выбирает практические инструменты для достижения поставленных целей и осваивает их применение. Лидер в этом процессе выступает в роли наставника. В результате участники команды получают возможность освоить новые навыки, такие как подготовка презентаций и публичные выступления. Они также учатся самостоятельно выдвигать инициативы, которые не были запрошены, но являются интересными и перспективными для компании. Хотя эти инициативы могут показаться незначительными для всей организации, для каждого отдельного человека это может стать значительным шагом и возможностью приобрести новый опыт. Это способствует развитию команды и повышению ее эффективности.
Каждая команда функционирует в своем уникальном ритме, объединяясь для использования предложенных инструментов. На этом этапе каждая команда имеет своего трекера. Трекеры, как и коучи, являются внешними специалистами с высокими компетенциями в фасилитации и тьюторстве. Они помогают лидерам ориентироваться в использовании инструментов, присутствуют на командных встречах и предоставляют обратную связь по результатам. Трекеры поддерживают команды в любых ситуациях, обеспечивая необходимую помощь и советы. Лидеры также имеют возможность работать с коучами для глубокой проработки своих управленческих запросов, что способствует их профессиональному развитию и улучшению командной динамики.
Во время разработки программы длина дистанции претерпевала изменения. В результате команда пришла к оптимальной продолжительности — около двух месяцев, которая, по мнению разработчиков, наиболее эффективна.
Подведение итогов и оценка эффективности команд играют ключевую роль в оптимизации работы. Каждая команда получает доступ к инструментам для измерения прироста своих ключевых показателей эффективности (KPI), таких как скорость выполнения задач, удовлетворённость взаимодействием и количество предложенных идей. Анализ результатов позволяет выявить сильные и слабые стороны, что способствует улучшению рабочих процессов и повышению общей продуктивности.
Лидеры, совместно с внешними оценщиками и коучами, проводят анализ достигнутых бизнес-результатов. После этого они подготавливаются к презентации своих итогов на выпускном мероприятии. Процесс проходит в формате, который не сводится к сухому представлению цифр. Важнее всего здесь поделиться инсайтами и выводами. Итоги обсуждаются через плейбэк-театр, что позволяет руководителям глубже осознать и увидеть свои эмоции с другой стороны. Такой подход способствует лучшему пониманию достигнутых результатов и формированию стратегии для дальнейшего развития бизнеса.
Анализ итогов и подготовка к выпускному заняют около одного месяца. В этот период осуществляется всесторонняя оценка успеваемости студентов и формируются окончательные результаты. Также проводится подготовка мероприятий, связанных с выпускным, включая организацию торжественной церемонии и создание памятных материалов. Важно уделить внимание всем аспектам, чтобы обеспечить успешное завершение учебного года и достойное празднование достижения студентов.
Как в этот процесс встроено обучение
По мнению Евгении Игольниковой, любой подход к командному развитию и лидерству может стать основой для образовательной программы. В «Газпром нефти» для реализации «Командного триатлона» была выбрана модель 5F, созданная Максимом Долговым, основателем школы командного лидерства и экспертом в области развития управленческих команд. Эта методология акцентирует внимание на пяти ключевых факторах, необходимых для эффективного развития команды. Использование модели 5F позволяет не только улучшить командную динамику, но и способствует формированию лидерских качеств у участников, что важно для достижения стратегических целей компании.
- внешняя среда — возможности и внешние угрозы, которые отражаются на команде;
- амбициозная цель, согласованная с каждым участником команды;
- лидер, координирующий и мотивирующий людей;
- состав, который собирается по совместимости компетенций, личных характеристик и ролей, но при этом у людей разные навыки;
- взаимодействие, позволяющее создавать общее информационное поле, обучаться совместно, давать обратную связь, повышать эффективность.
Для каждого фактора методисты создали наиболее эффективные инструменты для развития. В рамках пяти направлений предлагается три инструмента, а учебные материалы предназначены для их глубокого изучения.
Среди эффективных инструментов развития команд можно выделить «Сила разнообразия», который помогает каждому участнику осознать свои сильные стороны, а также «Разрушающее поведение», где участники делятся тем, как их действия могут негативно влиять на команду. Эти методы способствуют улучшению взаимодействия внутри группы. Лидер команды проводит такие мини-тренинги, получая поддержку от трекера, который помогает выбрать подходящий инструмент и предоставляет обратную связь о результатах. Использование данных инструментов способствует созданию более сплоченной и продуктивной рабочей атмосферы.
Программа представляет собой платформу, где как руководители, так и члены команды могут в безопасной обстановке тестировать новые и более эффективные модели поведения. Это позволяет улучшить взаимодействие внутри коллектива и повысить общую продуктивность. Участники получают возможность экспериментировать с подходами, которые способствуют развитию как индивидуальных, так и командных навыков.
Учебная программа включает как асинхронные, так и синхронные форматы обучения. Асинхронная часть состоит из подкастов, лонгридов и видеолекций. В рамках курса было записано интервью с Эдуардом Тиктинским, в котором он делится опытом создания эффективной корпоративной культуры. Участники программы также выполняют практические задания, что позволяет применить полученные знания на практике. Синхронные занятия включают командные встречи и общие собрания лидеров, которые продолжаются от полутора до двух часов. На этих мероприятиях выступают топ-менеджеры и директора компаний, делясь своим опытом использования различных управленческих инструментов и давая ценные советы. Это создает уникальную возможность для обмена знаниями и лучшими практиками в области управления.
Члены команды каждого лидера имеют доступ к учебной платформе, где могут просматривать видео и слушать подкасты с участием как внутренних, так и внешних экспертов. Это создает возможности для повышения квалификации и расширения знаний, что способствует развитию как отдельных сотрудников, так и всей команды в целом. Обучение через видео и подкасты позволяет усваивать информацию в удобном формате, что делает процесс обучения более эффективным.
Программа была разработана с учетом цифровой среды, что позволяет удобно интегрировать обучение в личное расписание. Для учебного контента «Триатлона» была создана специализированная онлайн-платформа, где асинхронный контент открывается постепенно, поэтапно каждую неделю. Это способствует постепенному освоению материала. Для взаимодействия участников предусмотрены Telegram-чаты, которые облегчают общение и обмен опытом.
На каждой дистанции, помимо учебного контента, предусмотрены задания. Выполнение этих заданий влияет на командный зачет, что позволяет всем участникам отслеживать свои достижения. Лучшие команды получают награды, что стимулирует участников к активной работе и повышению результатов для своей команды. Такая геймификация способствует поддержанию интереса и мотивации, что в итоге приводит к более эффективному обучению и развитию.
Разработчики подчеркивают, что ключевым фактором успешного освоения «Триатлона» является возможность обучения в любое время, что позволяет пользователям совмещать обучение с рабочими обязанностями.
Данная программа обучения не является традиционной модульной схемой, где участник проводит восемь часов на работе, а затем продолжает занятия в Zoom. Мы предусмотрели, что участники смогут потреблять учебный контент в среднем по 20 минут в день в асинхронном формате, что позволяет каждому выбрать удобный темп и время для обучения (например, в пути на такси или в метро). В программу также включено определенное количество синхронных встреч. Этот подход гармонично вписывается в концепцию интеграции образования в повседневную жизнь, поскольку естественно выделить время на рабочую встречу, где обсуждаются перспективы развития и возможности профессионального роста.
Денис и Евгения выделяют несколько ключевых принципов, которые способствуют эффективности программы. Эти принципы стали основой при ее разработке и играют важную роль в достижении поставленных целей. Их соблюдение позволяет оптимизировать процессы и повысить результативность работы.
- Социальный аспект. Это проявляется в форматах группового коучинга и обучения лидеров peer-to-peer.
- Иммерсивность. Обучение встроено в рабочие процессы и полностью практично: на первой дистанции это лидерские практики с коучами, на второй — командные практики.
- Мультиформатность. Нет привыкания к тому, что обучение проходит, например, только в формате вебинаров или, наоборот, видеороликов, используются разные инструменты.
- Наличие трекеров и коучей. Они помогают участникам удержаться на дистанции.
- Наличие цели. Благодаря тому, что цель реальная, а не просто учебная, и команда тоже настоящая рабочая, выйти из программы уже не так просто, как бросить обычное обучение.
Результаты: доходимость до конца обучения и что меняется благодаря ему
На сегодняшний день программу успешно завершили два потока. В первом потоке доходимость составила 60 процентов, во втором — 72 процента. Эти результаты значительно выше, чем у традиционных асинхронных онлайн-курсов, что свидетельствует о высокой эффективности нашей программы.
В нашей образовательной программе действительно есть студенты, которые не успели завершить обучение в установленный срок. Денис отмечает, что такие «второгодники» осознают важность прохождения курса, но сталкиваются с ограничениями времени из-за профессиональных обязательств. В связи с этим они обращаются с просьбой о возможности участия в следующем потоке обучения.
Перед проведением «Триатлона» руководители проходят оценку «360 градусов», что позволяет выявить прирост их компетенций после обучения. Однако наиболее важным аспектом является самодиагностика участников программы и обратная связь от коучей, которые оценивают, как руководители управляют командами и формулируют стратегические задачи. Эти данные являются ключевыми для понимания эффективности программы и дальнейшего развития навыков управления.
Самодиагностика — это не просто формальный процесс, а важный инструмент для личностного и профессионального роста. Она предоставляет ценные инсайты и способствует рефлексии, позволяя людям осознать, как новые привычки изменяют их подход к работе и влияют на эффективность рабочих процессов. Эта практика помогает выявить сильные и слабые стороны, что в свою очередь способствует улучшению производительности и гармонии в команде. Внедряя самодиагностику в повседневную практику, сотрудники могут лучше адаптироваться к изменениям и находить более эффективные способы решения задач.
Некоторые люди осознали, что ранее недостаточно внимания уделяли взаимодействию со своей командой. Поняв важность этого аспекта, они начали регулярно запрашивать обратную связь у коллег и заметили, что это не привело к увеличению нагрузки. Напротив, стало легче делегировать рутинные задачи, что освободило время для стратегического планирования. Руководители отмечают, что их статус лидеров в команде значительно возрос.
В рамках программы «Командный триатлон» были достигнуты значительные бизнес-результаты. За четыре месяца команда одного из участников успешно организовала новый офис технологического центра, укомплектовала его сотрудниками и защитила программу новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для блока логистики, переработки и сбыта. Также была получена положительная оценка для инвестиций в лабораторно-пилотный комплекс, что позволило запустить процессы проектного управления в области промышленных инноваций. Этот опыт подчеркивает важность командной работы и эффективного управления проектами для достижения бизнес-целей.
Эффективные бизнес-результаты и слаженная работа команды всегда привлекают внимание коллег из других подразделений, особенно когда речь идет о кросс-функциональных проектах. В таких случаях «реклама» «Командного триатлона» в компании зачастую создается благодаря сарафанному радио, что подчеркивает важность совместного взаимодействия и успешных результатов. Это взаимодействие не только улучшает имидж команды, но и способствует укреплению корпоративной культуры и повышению общей продуктивности.
Оценка удовлетворённости программой, согласно стандартной метрике для специалистов в области обучения и развития (T&D), составляет 4,8 из 5. Это высокий показатель, свидетельствующий о положительном восприятии программы участниками и её эффективности в достижении поставленных целей.
Через несколько месяцев после завершения второго потока мы запустили клуб выпускников, делится Евгения. Несмотря на то что встреча состоялась в конце декабря, 75% участников программы пришли на мероприятие. Было приятно услышать, что у многих после выпуска произошли положительные изменения — карьерный рост, формирование новых полезных привычек и интересов, а также продолжение личностного и профессионального развития. Например, одна из выпускниц стала сертифицированным медиатором. Мы планируем, что на таких встречах сами выпускники будут проводить мастер-классы, а также приглашать интересных спикеров для обмена опытом и знаниями.
Этот пример демонстрирует, как завершение программы для выпускников может восприниматься не как окончание, а как начало нового этапа. Вместо того чтобы рассматривать выпуск как финальную точку, следует рассматривать его как значимый переход, открывающий новые возможности и перспективы для дальнейшего роста и развития.
Читайте также:
- Как научить сотрудников навыкам переговоров с помощью онлайн-турнира
- Как руководителей научили рекрутингу и решили проблему найма айтишников
- Марафоны развития в корпоративном обучении: что это за формат
- 5 идей Монтессори-педагогики для обучения взрослых
Менеджер по обучению и развитию персонала
Вы научитесь выстраивать программы корпоративного обучения сотрудников и оценивать их эффективность. Сможете начать карьеру в HR-департаменте и внедрить работающую систему развития персонала в компании.
Узнать подробнее