Корп обучение #Статьи

3 июля, 2025

Как спроектировать онлайн-курс на основе дизайн-мышления / Skillbox Media

Схема работы над продуктом через дизайн-мышление полезна не только UX/UI-дизайнерам, но и методистам в EdTech.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

На фестивале Global Design Thinking, организованном Центром дизайн-мышления, Анастасия Кузнецова, руководитель направления «Дошкольное и начальное образование» в онлайн-школе «Фоксфорд», поделилась опытом применения дизайн-мышления в разработке образовательных курсов. Хотя её выступление было сосредоточено на продуктах для детей, методология дизайн-мышления также эффективно используется в создании обучающих программ для взрослых. В своих комментариях для Skillbox Media Анастасия подробно рассказала о ключевых аспектах внедрения дизайн-мышления в образовательный процесс, подчеркивая его гибкость и универсальность.

  • что такое дизайн-мышление и зачем оно тем, кто проектирует образование;
  • из каких этапов состоит дизайн-мышление и как по ним создавать курс;
  • как дизайн-мышление превратить не только в инструмент разработки, но и в контент для курса.

Что такое дизайн-мышление

Дизайн-мышление представляет собой методику и процесс решения задач, направленный на глубокое понимание потребностей пользователей, включая пользователей образовательных продуктов. Основная цель этого подхода заключается в выявлении ключевых проблем и потребностей, с которыми сталкивается пользователь. После этого создаются инновационные и эффективные решения, которые помогают устранить эти проблемы. В языке маркетологов и UX-дизайнеров это означает «закрытие боли» пользователя. Дизайн-мышление способствует созданию более качественных и ориентированных на пользователя продуктов, что делает его важным инструментом в разработке как образовательных, так и других типов решений.

Дизайн-мышление основывается на трех ключевых принципах. Эти принципы включают в себя понимание потребностей пользователей, активное сотрудничество в команде и итеративное тестирование решений. Понимание потребностей пользователей позволяет глубже вникнуть в их проблемы и ожидания, что способствует созданию более эффективных и актуальных решений. Сотрудничество в команде позволяет объединить различные точки зрения и экспертизу, что приводит к более креативным подходам. Итеративное тестирование решений позволяет проверять и улучшать идеи на каждом этапе разработки, обеспечивая их соответствие реальным требованиям пользователей. Эти принципы являются основой для успешного применения дизайн-мышления в различных сферах, включая бизнес, образование и социальные проекты.

  • эмпатии, то есть умении сопереживать другим и понимать их чувства;
  • способности взглянуть на проблему в целом и в деталях;
  • готовности пробовать и ошибаться.

Дизайн-мышление — это методология, направленная на создание уникальных проектов для эффективного решения конкретных проблем пользователей. Этот подход не только помогает находить оптимальные решения, но и способствует постоянному совершенствованию продуктов и услуг. В условиях динамично меняющегося мира способность адаптироваться и улучшаться становится особенно актуальной. Анастасия Кузнецова подчеркивает важность этой методологии в современных условиях.

Фото: G-Stock Studio / Shutterstock

Зачем нужно дизайн-мышление в образовании

Эксперт выделяет несколько ключевых преимуществ разработки онлайн-курсов с использованием методологии дизайн-мышления. Во-первых, этот подход фокусируется на потребностях пользователей, что обеспечивает создание курсов, максимально соответствующих ожиданиям и интересам обучающихся. Во-вторых, дизайн-мышление способствует инновационному подходу к обучению, позволяя разрабатывать уникальные и привлекательные учебные материалы. Кроме того, такой процесс включает активное тестирование и итерацию, что помогает адаптировать курс на основе обратной связи и улучшать его качество. Наконец, использование дизайн-мышления в разработке онлайн-курсов способствует более глубокому вовлечению участников, так как они становятся активными соавторами своего обучения. Это делает курсы более эффективными и результативными, что, в свою очередь, повышает удовлетворенность пользователей.

  • это помогает разработчикам хорошо ориентироваться в требованиях и желаниях целевой аудитории, быстро принимать решения;
  • способствует улучшению и актуализации продуктов за счёт прототипирования;
  • позволяет постоянно создавать и запускать новые курсы, поскольку в процессе генерации идей для одного продукта появляется много хороших задумок и для других продуктов.

Как разрабатывать курс на основе дизайн-мышления

Процесс дизайн-мышления включает шесть ключевых этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототипирование и тестирование. После завершения последнего этапа процесс начинается заново, что подчеркивает цикличность и итеративный характер методологии. Эта схема во многом напоминает другие модели проектирования, такие как SAM и ALD, которые также акцентируют внимание на глубоком понимании потребностей пользователей и постоянной оптимизации решений. Дизайн-мышление предоставляет возможность создать более эффективные и инновационные продукты, отвечающие реальным запросам аудитории.

Этапы дизайн-мышленияИзображение: Whale Design / Shutterstock

Давайте рассмотрим каждый этап дизайн-мышления подробнее. Этот подход включает в себя несколько ключевых шагов, которые помогают решать сложные задачи и создавать инновационные решения. На первом этапе происходит Empathize, или эмпатия, где мы стремимся понять потребности и желания пользователей. На втором этапе Define, или определение, мы формулируем четкие проблемы, которые необходимо решить. Третий этап, Ideate, или генерация идей, предполагает мозговой штурм и поиск креативных решений. Четвёртый этап, Prototype, включает создание прототипов, которые позволяют визуализировать идеи и проверить их на практике. Наконец, на последнем этапе Test, или тестирование, мы собираем отзывы пользователей и вносим необходимые коррективы. Этот процесс является цикличным, что позволяет постоянно улучшать продукт и адаптироваться к изменяющимся потребностям пользователей. Дизайн-мышление — это мощный инструмент для создания эффективных и пользовательских решений.

Эмпатия в дизайн-мышлении представляет собой ключевую стадию, на которой происходит изучение потребностей и интересов пользователей. Этот этап включает в себя выявление дефицитов в области образования, что подчеркивает важность понимания аудитории. Анастасия объясняет, что это можно сравнить с традиционными методами исследования, используемыми опытными методистами, такими как опросы, интервью и фокус-группы. Однако эмпатия в дизайн-мышлении требует более детального и глубокого подхода, что позволяет создать курсы, максимально соответствующие ожиданиям и потребностям пользователей.

В процессе разработки контента ключевое внимание уделяется не только интересам, но и «болям» целевой аудитории. Основная цель заключается в создании продукта, который эффективно решает актуальные проблемы пользователей. Это подход позволяет глубже понять потребности слушателей и предложить им ценный контент, который будет востребован и актуален в текущий момент.

Создание успешного продукта требует глубокого понимания потребностей пользователей, их ограничений и трудностей. В частности, при разработке детских курсов необходимо учитывать множество факторов, таких как оптимальное время обучения, финансовые возможности родителей и аспекты, которые вызывают эмоциональный отклик у детей. Учитывая эти элементы, можно создать более привлекательный и эффективный образовательный продукт.

На этапе фокусировки разработчики тщательно анализируют данные, собранные на первом шаге, чтобы определить ключевую «боль», которую будет решать будущий курс. Важно выделить одну основную проблему, а не пытаться охватить несколько аспектов одновременно. Это позволит создать более целенаправленный и эффективный образовательный продукт, который будет действительно полезен для целевой аудитории.

Рассеивание усилий может привести к созданию продукта, который не удовлетворяет ни одну из целевых аудиторий. Если мы попытаемся решить сразу несколько проблем, то рискуем получить решение, которое не будет эффективно ни для одной группы пользователей. Спикер подчеркивает важность фокусировки на конкретной задаче, чтобы продукт стал действительно востребованным и полезным. Ключевым моментом является понимание потребностей целевой аудитории, что позволит создать качественное и целенаправленное решение.

Основная проблема, вероятно, будет наиболее заметной и выделится среди остальных.

Важно уделять внимание деталям, отмечает эксперт, так как потребности могут быть разнообразными и многогранными.

Анастасия приводит в пример тренажёр для отработки навыков умножения, который разрабатывается командой «Фоксфорда» с использованием метода дизайн-мышления. Основная проблема, с которой сталкиваются родители, заключается в желании, чтобы дети самостоятельно осваивали навыки без их помощи. Однако существует и скрытая проблема: многие родители испытывают трудности с тем, чтобы заставить ребёнка учить таблицу умножения. Эта деталь может показаться несущественной, но она подчеркивает важность добавления мотивационного аспекта к процессу обучения. Без вовлечения ребёнка в самостоятельную учёбу добиться результатов будет сложно. Тренажёр должен не только развивать навыки, но и пробуждать интерес к обучению, что сделает процесс более эффективным и приятным для детей.

После выявления проблемы начинается этап генерации идей, который можно охарактеризовать как мозговой штурм. Анастасия описывает этот процесс следующим образом: «Мы собираем команду методистов по каждому предмету, предоставляем вводные данные, и команда начинает выдвигать варианты. Все идеи фиксируются, а затем мы можем дополнить их после встречи, когда каждый участник имеет возможность более детально обдумать предложенные идеи. В завершение процесса мы проводим голосование и выбираем две-три наиболее перспективные идеи».

В процессе разработки участвуют не только методисты, но и продюсеры, проджект-менеджеры и другие специалисты. Финальные идеи тщательно сверяются с поставленными целями, чтобы гарантировать их соответствие изначальному замыслу. Также происходит проверка на соответствие другим важным факторам, таким как бизнес-цели, возможности платформы и доступные ресурсы.

На этапе прототипирования методисты разрабатывают небольшой объем контента для будущего курса, чтобы продемонстрировать его потенциальным пользователям. Обычно выбираются элементы, которые способны вызвать максимальный интерес и отклик у аудитории. Этот «кусочек» продукта публикуется и предлагается пользователям для бесплатного ознакомления, что инициирует этап тестирования. Это может принимать форму мини-курса или тренажера. Таким образом, создается минимально жизнеспособный продукт (MVP), который позволяет оценить реальный интерес целевой аудитории и внести необходимые корректировки в дальнейшую разработку курса.

В кейсе «Фоксфорда» по тренажёру навыков умножения первое тестирование выявило возможности для улучшения курса. Мы собрали обратную связь и обнаружили, что пользователям недостаточно просто решать примеры и закреплять навыки. Им хотелось видеть курс, который был бы более игровым и мотивирующим, с увлекательной историей и визуальными эффектами, что повысило бы интерес и вовлечённость.

После проведения тестирования команда возвращается к процессу генерации идей, учитывая обратную связь от пользователей. На основе полученных данных происходит доработка продукта, что позволяет улучшить его функциональность и соответствие потребностям целевой аудитории. Такой подход к разработке способствует созданию более качественного и востребованного решения на рынке.

Читать также:

Детские онлайн-занятия имеют свои уникальные особенности, которые необходимо учитывать педагогам и методистам для достижения максимальной эффективности. Во-первых, важным аспектом является адаптация содержания к формату дистанционного обучения. Необходимо использовать интерактивные методы, чтобы удерживать внимание детей и вовлекать их в процесс.

Во-вторых, следует обратить внимание на технические аспекты. Педагоги должны быть уверены, что все участники имеют доступ к необходимым устройствам и стабильному интернет-соединению. Это обеспечит плавность занятий и минимизирует технические сбои.

Третьим фактором является внимание к индивидуальным особенностям детей. Каждый ребенок имеет свои уникальные потребности и уровень подготовки, поэтому важно адаптировать методики под разные группы учащихся.

Четвертым моментом можно выделить необходимость создания комфортной и безопасной обстановки в онлайн-пространстве. Педагоги должны обеспечить психологическую поддержку и создать атмосферу доверия, чтобы дети чувствовали себя свободно и могли активно участвовать в занятиях.

Наконец, пятым аспектом является постоянная обратная связь. Регулярное взаимодействие с родителями и детьми поможет выявить слабые места в обучении и скорректировать подходы, что значительно повысит качество онлайн-занятий. Учитывая эти особенности, педагоги и методисты смогут значительно улучшить результаты обучения в условиях дистанционного формата.

Как ещё можно использовать дизайн-мышление в обучении

В «Фоксфорде» активно применяют дизайн-мышление не только при разработке курсов, но и в процессе обучения учеников, как отметила Анастасия. Этот подход был испытан на участниках онлайн-курса «Эмоциональный интеллект». В определенном смысле, дизайн-мышление стало альтернативой проектно-ориентированному обучению, позволяя учащимся глубже погрузиться в материал и развивать критическое мышление.

На первом этапе преподаватель предложил ученикам обсудить проблемы, с которыми они сталкиваются при планировании времени. Обсуждение проходило в синхронном формате в чате, где учащиеся делились своими вариантами и идеями, а преподаватель их озвучивал. В ходе голосования ученики определили главную проблему, после чего совместно начали генерировать идеи для ее решения.

В ходе вебинара с детьми организовать процесс генерации идей оказалось достаточно сложно. Поэтому мы решили сделать это домашним заданием. Дети использовали общую виртуальную доску, на которую приклеивали стикеры с собственными предложениями. Для выбора идеи мы применили метод голосования. Это позволило детям активно участвовать в обсуждении и принимать коллективные решения.

Дети работали над созданием собственных небольших планеров, представляя не объемные тетради, а отдельные страницы. Они демонстрировали свои работы в виртуальном пространстве и получали обратную связь от других участников группы. После этого планеры дорабатывались, и дети вновь презентовали свои улучшенные версии. Такой подход способствует развитию креативности и навыков взаимодействия в коллективе, а также позволяет детям учиться принимать конструктивную критику и улучшать свои идеи.

Сложные задания, подходящие для взрослых, могут значительно развивать навыки дизайн-мышления. Практика показывает, что эти навыки полезны в любом возрасте и способствуют развитию креативности, эмпатии и конструктивной критики. Освоение дизайн-мышления помогает создавать инновационные решения и улучшать взаимодействие с окружающими, что особенно важно в современном мире.

Читать также:

  • CRAFT/ED: что это за инструмент для педдизайнеров
  • Проектирование обучения от результата: 3 концепции, о которых нужно знать
  • Как сделать онлайн-курс, который подойдёт и новичкам, и людям с опытом
  • Как проектировать качественное обучение при ограниченных ресурсах

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее