Как стиль преподавания и позитивные эмоции могут повлиять на обучение? / Skillbox Media
Небольшой эксперимент в бизнес-школе показал, как связаны настроение, стиль преподавания и результаты обучения взрослых.
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеНа процесс обучения оказывает влияние множество факторов, включая наши эмоции, настроение, впечатления от преподавателя и даже тембр его голоса. Важно отметить, что способ подачи материала также играет значительную роль. Например, информация, представленная в монотонной манере, может вызвать скуку и снизить уровень усвоения, в то время как динамичный и увлекательный подход способствует лучшему восприятию и запоминанию. Эффективная подача материала помогает создать положительную атмосферу для обучения и активизирует интерес студентов.
Исследователи из Международной школы бизнеса Хальта на протяжении нескольких лет изучали влияние стиля преподавания на эмоции студентов и, в свою очередь, на их восприятие учебного материала. Несмотря на неоднозначные результаты пилотного исследования, удалось сделать несколько значимых выводов. В данном тексте кратко изложены основные аспекты проведенного исследования.
Как проводили исследование
Для изучения взаимосвязи между стилем преподавания, эмоциями студентов и их учебными результатами был проведён эксперимент с участием 79 студентов бизнес-школы из 30 стран. Все участники прошли десятидневный курс по операционному менеджменту. На третьем дне они были случайным образом разделены на две группы — А и Б. Обе группы изучали одинаковые дисциплины, однако последовательность стилей преподавания в них отличалась. Этот подход позволил исследовать, как различные методы преподавания могут влиять на эмоциональное восприятие материала и, в конечном итоге, на результаты обучения студентов.
- В группе А занятия по первому предмету проходили динамично, с высоким уровнем эмоционального вовлечения, а занятия по второму предмету (они начинались сразу за первым после небольшого перерыва) — в традиционном лекционном формате, с низким уровнем эмоционального вовлечения.
- В группе Б всё происходило наоборот: первый предмет им преподавали в традиционным «скучном» лекционном формате, а потом после перерыва у них начиналось занятие по второму предмету — в динамичном формате.
Исследователи представили сравнительный анализ динамичного и традиционного стилей преподавания в таблице. Динамичный стиль акцентирует внимание на интерактивных методах обучения, активном вовлечении студентов и использовании современных технологий. В отличие от него, традиционный стиль основывается на лекциях и пассивном восприятии информации, где преподаватель выступает в роли основного источника знаний. Этот анализ позволяет глубже понять преимущества и недостатки каждого стиля, а также их влияние на учебный процесс и развитие учащихся.
Динамичный подход к обучению акцентирует внимание на активном участии студентов в учебном процессе. Преподаватель в этом случае создает дружелюбную и комфортную атмосферу, проявляя энергию и вдохновение. В отличие от этого, традиционный стиль обучения подразумевает, что студенты пассивно воспринимают информацию во время лекций, которые ведутся сдержанно, с использованием слайдов, с минимальным вовлечением учащихся. Важно отметить, что исследование не уточняет, проводили ли занятия разные преподаватели или это был один и тот же педагог.
После каждого занятия студенты заполняли опросник, в котором оценивали своё эмоциональное состояние по семибалльной шкале, варьирующейся от «Очень плохо» до «Очень хорошо». Спустя два дня после завершения занятий студентов неожиданно пригласили пройти небольшой тест. Однако участие в тестировании приняли 79 человек, что немного меньше изначального числа участников.
Авторы исследования выдвинули гипотезу о том, что:
- Динамичный стиль преподавания, когда преподаватель энергичен, а студенты максимально вовлечены в занятие благодаря активностям (например, симуляций), настроит студентов на позитивный лад. А стандартная лекция, неторопливое повествование, наоборот, не окажут на эмоции особого влияния — настроение у участников занятия будет нейтральным.
- Студенты, испытывающие позитивные эмоции, будут лучше учиться, а затем и воспроизводить усвоенную новую информацию, чем те, кто их не испытывает.
Что получилось в результате эксперимента
Исследователи сделали важное открытие, касающееся влияния последовательности событий на успеваемость студентов. Они предполагали, что в предметах с динамичным подходом к преподаванию студенты продемонстрируют более высокие результаты. Ожидалось, что группа А получит лучшие оценки за первый предмет, тогда как группа Б будет успешнее в изучении второго. Однако результаты исследования не подтвердили эти ожидания.
Группа А продемонстрировала более позитивное отношение по сравнению с группой Б и показала лучшие результаты на тестах по обоим предметам. Эти результаты подтвердили гипотезу о том, что удовлетворенные студенты более эффективно усваивают материал и способны его воспроизводить.
На настроение студентов оказали влияние различные факторы. Несколько лет спустя после проведения исследования были выявлены важные детали, которые не были включены в первоначальный отчет. Соавтор исследования Аманда Нимон-Петерс в своей статье для Training Zone подчеркнула, что группа А начинала занятия вовремя, тогда как участникам группы Б приходилось ожидать начала урока на дополнительные 30 минут. Это ожидание могло негативно сказаться на настроении студентов группы Б, что стоит учитывать при анализе результатов.
Выяснилось, что стиль преподавания оказывает минимальное влияние на студентов. Исследователи предполагали, что у группы Б, переходящей от скучной лекции к увлекательному занятию, настроение улучшится, тогда как у группы А, у которой порядок занятий был обратным, оно ухудшится. Однако результаты показали, что настроение студентов в среднем оставалось на одном уровне на протяжении всего учебного дня, независимо от типа занятий.
Исследования показывают, что внешние факторы, такие как болезнь или удачные события, оказывают большее влияние на общее настроение студентов, чем методика преподавания. Кроме того, студенты могли не замечать изменений в стилях преподавания, так как привыкли к своим преподавателям. Это могло привести к тому, что они не воспринимали переходы в подходах к обучению, особенно если занятия проводили одни и те же профессора.
Аманда Нимон-Петерс позже отметила, что на негативное настроение студентов из группы Б могли повлиять различные факторы, включая задержки в начале занятий и неинтересное изложение материала преподавателем на первом уроке. Она предложила ряд инструментов для предотвращения подобных ситуаций и для поддержания позитивного настроя у студентов. В качестве примера, Аманда посоветовала демонстрировать приятные видеоролики в начале занятий. Также она предоставила несколько методических рекомендаций, которые помогут улучшить атмосферу в классе и повысить интерес студентов к изучаемому материалу.
- Подумать, как создать или сохранить позитивное настроение в первые 30–60 минут (в зависимости от длительности занятий). Если начать на хорошей ноте, то ощущение останется с учениками довольно долго, поэтому не стоит сразу же переходить к скучному перечислению правил поведения или подобным инструкциям, считает Аманда. Лучше стартовать с вовлекающего упражнения или интересного для аудитории инсайта, а вот к организационной информации перейти уже после короткого перерыва.
- Заранее собрать информацию о студентах: например, предложить им ответить на три вопроса (допустим, про их уникальную черту, цель обучения и единственную песню, которую они будут слушать на необитаемом острове). С этой информации можно начинать занятие: как вариант — составить плейлист из перечисленной музыки. Так они почувствуют себя частью группы и включатся в работу.
Исследования показывают, что как отдельные преподаватели, так и образовательные учреждения могут значительно повлиять на эмоциональное состояние студентов. Важно разрабатывать программы, которые способствуют улучшению эмоциональной регуляции и предоставляют студентам полезные инструменты для достижения внутреннего благополучия. Такие инициативы могут не только повысить уровень удовлетворенности обучением, но и способствовать созданию более позитивной образовательной среды.
Узнайте больше об образовании, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся актуальной информацией и интересными материалами, которые помогут вам оставаться в курсе последних тенденций и новостей в сфере образования. Присоединяйтесь к нам и обогатите свои знания!
Читайте также:
- 30 правил психологии обучения, которые хорошо бы знать учителю
- Голос лектора и особенности речи: как они влияют на обучение
- Роль преподавателя на синхронном онлайн-занятии: как её видят учёные
- Что влияет на отношение к цифровой образовательной среде?
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее