Корп обучение #Статьи

20 июня, 2025

Корпорации пытаются профориентировать детей «под себя»: это полезно или не очень? / Skillbox Media

Что важнее: фокусироваться на вовлечении в профессию или показывать школьникам широкий горизонт возможностей — обсуждали эксперты ММСО.

Научитесь: Кто я и чего хочу?

Узнать больше

Как детское допобразование превратилось в инструмент подготовки кадров и рекрутинга

Компания «РЖД» активно развивает системы школьного и дополнительного образования для детей по всей стране. В рамках этой инициативы помимо профильных железнодорожных классов в учебных заведениях реализуется профориентационный проект «Детские железные дороги». В проекте участвуют около 18 тысяч школьников, что позволяет им получить практические навыки и знания о профессиях, связанных с железнодорожным транспортом. Это способствует не только профориентации, но и развитию интереса к техническим специальностям среди молодежи.

Заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский отметил, что ранее корпорация инвестировала в детское дополнительное образование в рамках своей социальной политики. Однако в настоящее время эта ситуация претерпела изменения. Профориентация из инструмента ознакомления детей с разнообразием профессий трансформировалась в средство вовлечения школьников в конкретные специальности, где наблюдается особенно острый дефицит кадров.

В железнодорожной отрасли ключевыми специалистами являются помощники машинистов, монтёры пути, электромонтёры и дежурно-диспетчерский персонал. Обучающиеся на «Детских железных дорогах» получают возможность ознакомиться с различными профессиями и узнать о перспективах получения среднего и высшего профессионального образования в данной сфере. В сотрудничестве с Российским университетом транспорта, РЖД организует дополнительную подготовку для будущих железнодорожников, что позволяет им успешно сдать профильный ЕГЭ по физике. Такой подход способствует формированию квалифицированных кадров для железнодорожной отрасли и повышает интерес молодёжи к профессиям в этой важной сфере.

Спикер отметил, что дополнительное образование, на которое РЖД обращает внимание, выполняет также воспитательную функцию. Однако он подчеркнул, что основная роль этого процесса заключается в создании «воронки», которая связывает школьное образование с трудоустройством сотрудников на предприятии.

Начальник управления талантами Российского университета транспорта Варвара Кублицкая отметила, что университет применяет модель вовлечения детей в профессию, активно сотрудничая с РЖД. Выпускники «Детских железных дорог» зачастую становятся студентами этого вуза. Также существует система целевого обучения, направленная на подготовку будущих сотрудников компании. Это сотрудничество способствует развитию профессиональных навыков у молодежи и помогает им выбрать карьерный путь в транспортной отрасли.

Фото: mos.ru

Университет организует профильные олимпиады и управляет Детским технопарком, где школьники с пятого класса занимаются разработкой инженерных проектов. По словам спикера, проектное обучение в системе дополнительного образования приобретает все большую значимость. Это направление способствует развитию практических навыков у учащихся и формированию их интереса к инженерии и технологиям.

Наш университет преследует две ключевые миссии. Первая миссия заключается в формировании качественного контингента абитуриентов. Ранее акцент делался на высоких баллах, однако сейчас мы понимаем, что важнее наличие у будущих студентов опыта проектной деятельности и навыков коммуникации. Поэтому мы внедряем обучение через проектную деятельность, позволяющее студентам работать в командах и создавать реальные проекты. Вторая наша миссия – популяризация транспортного образования в широком смысле. Мы стремимся сделать это направление более привлекательным и доступным для молодежи, подчеркивая его значимость и актуальность в современном мире.

Директор Областного центра развития трудовых ресурсов и социально-трудовых отношений Свердловской области, Олег Белошейкин, подчеркивает, что основная задача профориентации на сегодняшний день заключается в удовлетворении потребностей предприятий в квалифицированных кадрах. Для обоснования своей точки зрения он привел актуальные статистические данные. За последние три месяца в центры занятости Свердловской области обратились 7757 человек, среди которых 4541 человек оказался безработным. В то же время, потребность компаний региона в кадрах составляет 60 886 человек, при этом более половины открытых вакансий относятся к рабочим профессиям. Это подчеркивает важность своевременной профориентации и подготовки специалистов, способных удовлетворить запросы рынка труда.

Олег Белошейкин подчеркивает важность начала профориентации с школьного возраста для решения проблемы кадрового голода. Необходимо налаживание взаимодействия между всеми уровнями образования и бизнесом. Спикер отмечает, что выпускники, получившие профессию сварщика, должны иметь возможность работать по специальности, а не переходить в другие сферы, такие как работа бариста. Эффективная профориентация поможет создать более квалифицированную рабочую силу и снизить несоответствие между спросом и предложением на рынке труда.

Читать также:

При выборе профессии молодые люди часто не обращают внимания на её востребованность на рынке труда. Это может привести к тому, что они окажутся в ситуации, когда их навыки и знания не соответствуют требованиям работодателей. Важно осознавать, что рынок труда постоянно меняется, и профессии, которые были популярными несколько лет назад, могут утратить свою актуальность. Поэтому стоит уделять внимание анализу тенденций и спроса на определённые специальности. Осознанный подход к выбору профессии, основанный на актуальных данных, поможет молодым специалистам избежать трудностей при трудоустройстве и обеспечит стабильное будущее.

Директор «Академии талантов» Ингрид Пильдес отметила, что в сфере образования наблюдается трансформация системы профориентации на всех уровнях. Эта система стремится к созданию бесшовного перехода от школьного обучения к учреждениям среднего профессионального образования и вузам, а затем к работодателям. Такие изменения в профориентации помогают учащимся более эффективно выбирать карьерный путь и адаптироваться к требованиям рынка труда.

Детское дополнительное образование сегодня представляет собой не просто кружки по интересам, а разнообразные программы, которые отвечают требованиям различных отраслей и конкретных индустриальных партнеров. Эти программы обеспечивают школьников знаниями и навыками, необходимыми для успешной трудовой деятельности в будущем. Таким образом, дополнительное образование начинает выполнять важную роль в профориентации, помогая детям определиться с выбором профессии и подготовиться к будущим вызовам на рынке труда.

В «Академии талантов» основное внимание уделяется программам дополнительного образования, которые нацелены на создание конкретных продуктов и достижение ощутимых результатов. Это касается как творческой деятельности, так и углубленного изучения предметов. Программы также включают подготовку к участию в различных олимпиадах, что позволяет развивать навыки и компетенции у обучающихся. Ингрид Пильдес подчеркивает важность практического подхода и ориентированности на результат в образовательном процессе, что способствует более глубокому усвоению знаний и развитию творческого потенциала.

Мы уделяем внимание не только воспитательной и социальной функциям, но и важности видимого результата труда ребенка. В процессе освоения любой программы ребенку необходимо увидеть результат своей работы, который будет значим как для него, так и для общества. Это способствует развитию самооценки и мотивации к обучению, что в свою очередь формирует более активную позицию в социальной жизни.

Ингрид Пильдес отметила, что в истории уже имелись учебно-производственные комбинаты для старшеклассников, которые предоставляли возможность учащимся попробовать себя в различных профессиях в рамках школьной программы. Эти инициативы способствовали практическому обучению и подготовке молодежи к будущей профессиональной деятельности.

Всероссийская олимпиада школьниковФото: mos.ru

Согласно её мнению, данный опыт следует использовать для эффективного реагирования на актуальные запросы бизнеса.

Есть ли польза от такого утилитарного допобразования ради потребностей бизнеса?

Для бизнеса подход, при котором дополнительное детское образование становится основой для профориентации, а профориентация служит инструментом для направления детей в области с нехваткой кадров, является выгодным. Однако для самих детей такой подход может оказаться проблематичным. Он противоречит современным тенденциям многовариантности в карьере, когда акцент делается на развитие универсальных компетенций. В условиях быстро меняющегося рынка труда важно, чтобы дети имели возможность менять профессию на протяжении своей жизни и адаптироваться к новым вызовам. Таким образом, важно искать баланс между потребностями бизнеса и интересами детей, чтобы обеспечить их успешное будущее в разнообразных профессиональных сферах.

Исследование, проведенное Михаилом Зенкиным, Иваном Ивановым и Екатериной Остапенко, под названием «Профессия или развитие: потенциал, подходы и модели отраслевого дополнительного образования детей в России», освещает актуальные вопросы дополнительного образования в нашей стране. Работа была выполнена в рамках Института образования НИУ ВШЭ и анализирует различные подходы и модели, направленные на развитие детей в контексте их профессионального ориентирования. Это исследование подчеркивает важность отраслевого образования и его влияние на будущее молодежи в России.

Результаты исследования выявили, что большинство детей и родителей продолжает воспринимать дополнительное образование не как средство подготовки к конкретной профессии, а как возможность полезного досуга и всестороннего развития. Это воспринимается как участие в различных кружках и секциях, которые, несмотря на их ценность для личностного роста, не всегда соответствуют требованиям современного бизнеса.

В ответ на вопрос модератора о том, как оценить эффективность программ дополнительного образования, Иван Иванов, младший научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского НИУ ВШЭ, отметил, что оценка зависит от целей конкретной программы и источников её финансирования. Эффективность таких программ может варьироваться в зависимости от их задач, целевой аудитории и условий реализации. Важно учитывать, что успешные программы должны соответствовать потребностям обучающихся и требованиям рынка труда, а также обеспечивать измеримые результаты.

В качестве примера автор провел аналогию между детскими морскими объединениями, находящимися под управлением муниципальных и региональных органов образования, и детскими железными дорогами, а также опорными школами, связанными с РЖД. Эта сравнительная характеристика подчеркивает важность системного подхода к организации образовательных инициатив в различных сферах. Детские морские объединения, как и железные дороги, играют значительную роль в развитии навыков у детей и подростков, формируя у них интерес к профессиям, связанным с морем и транспортом.

Морские объединения, находящиеся под управлением Министерства просвещения и образовательных органов, в первую очередь сосредоточены на развитии ребенка и создании обширной развивающей среды. В отличие от этого, программы для железнодорожников акцентируют внимание на профориентации, имея четко сформулированные цели и соответствующие результаты.

Согласно результатам проведенного исследования, в учебном году 2021/2022 примерно 4% выпускников детских морских объединений в России продолжили обучение в профильных вузах и колледжах. В то же время, статистика РЖД показывает, что для программ железнодорожного дополнительного образования этот показатель значительно выше и составляет 18%. Такие данные подчеркивают различия в интересах и перспективах карьерного роста среди выпускников различных образовательных направлений.

Иван Иванов подчеркивает важность эффективности в сфере дополнительного образования. Он отмечает, что необходимо помнить, что основная цель — это образование, а не просто подготовка специалистов для конкретной отрасли. Спикер предостерегает, что система, сосредоточенная исключительно на утилитарной функции подготовки детей к профессиям, может негативно сказаться на их мотивации к обучению и стремлению осваивать новые знания. Это подчеркивает необходимость создания гармоничной образовательной среды, где акцент делается не только на навыках, но и на формировании желания учиться и развиваться.

Фото: Robert Kneschke / Shutterstock

Изучите дополнительные материалы:

Недавно были опубликованы данные о востребованных направлениях дополнительного образования среди школьников. Исследования показывают, что учащиеся все чаще выбирают курсы, которые помогают развивать навыки, необходимые в современном мире. Особенно популярны программирование, иностранные языки и искусство. Эти направления не только способствуют личностному развитию, но и значительно повышают шансы на успешное трудоустройство в будущем. С учетом растущей конкуренции на рынке труда, дополнительное образование становится важным аспектом образовательного процесса для молодежи.

Про корпоративный учебник физики, или Какой ещё может быть помощь бизнеса образованию

Алексей Пономаренко, заместитель генерального директора Корпоративной академии «Росатома», подчеркивает важность передачи детям двух основных ценностей в образовании: любви к своему делу и привязанности к родине. Эти ориентиры являются фундаментальными для формирования успешной и ответственной личности, способной внести вклад в развитие общества и страны. В современном образовательном процессе необходимо акцентировать внимание на воспитании таких качеств, что способствует не только профессиональному росту, но и патриотическому сознанию молодежи.

Спикер подчеркивает ключевую роль учителя в формировании интереса ученика к предмету. Если учитель не сможет заинтересовать ученика, это может привести к тому, что он не станет инженером, биологом или врачом. Независимо от того, будет ли он работать в таких компаниях, как «Росатом» или «Роскосмос», отсутствие увлечения предметом может заставить его выбрать другую профессию и не реализовать свои истинные амбиции. Важность вдохновения и мотивации в образовательном процессе нельзя переоценить, так как это напрямую влияет на будущее профессиональное становление учеников.

Алексей Пономаренко подчеркивает, что индустриальные стейкхолдеры в сфере дополнительного образования могут сыграть ключевую роль в решении актуальных проблем. Они способны усилить подготовку студентов по основным предметам, таким как химия, физика, математика и биология, что особенно важно для таких компаний, как «Росатом». Кроме того, школьникам необходимо знакомиться с успешными профессионалами из различных отраслей, что поможет им лучше понять карьерные возможности и требования к ним. Участие представителей индустрии в образовательном процессе может существенно обогатить учебный опыт и повысить мотивацию учащихся.

Алексей Пономаренко подчеркивает, что важнее не ограничивать школьника узкой карьерной траекторией, а предоставить ему широкий выбор возможностей для самореализации. По его словам, компания «Росатом» активно занимается формированием интереса к инженерным и естественно-научным дисциплинам, не привязывая это к будущему трудоустройству. Он также отметил совместную работу с НИЯУ «МИФИ» и МФТИ по созданию учебника по физике для учащихся 6–11 классов, а также выпуск вузовского учебника, посвященного сварочным технологиям. Эти инициативы направлены на развитие грамотности в области науки и техники среди молодежи, что является ключом к успешному будущему в различных профессиях.

По мнению спикера, не имеет значения, какую профессию выберет нынешний школьник в будущем. Главное — это формирование необходимых навыков и компетенций, которые помогут адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Важно сосредоточиться на развитии критического мышления, креативности и умения работать в команде, что будет полезно вне зависимости от выбранной профессии. Таким образом, образовательный процесс должен ориентироваться на всестороннее развитие личности и подготовку к вызовам современного общества.

Наука и технологии играют ключевую роль в улучшении качества жизни как отдельных людей, так и целых городов. Каждая профессиональная деятельность, будь то работа в кофейне, парикмахерской или в муниципальных учреждениях, вносит значимый вклад в общественную жизнь. Эти предприятия являются неотъемлемой частью городской инфраструктуры и их деятельность влияет на общий уровень комфорта и удовлетворенности жителей. Качество жизни в городах напрямую зависит от усилий и взаимодействия каждого гражданина, что подчеркивает важность активного участия в жизни сообщества.

Какие вызовы могут дальше встать перед системой корпоративного детского допобразования

В заключение дискуссии модератор и заместитель директора «Академии талантов» Михаил Зенкин предложил экспертам обсудить ключевые вызовы, которые, по их мнению, будут стоять перед сектором отраслевого и корпоративного дополнительного образования в ближайшем будущем. Эксперты выделили важные аспекты, требующие внимания для успешного развития этой сферы.

Большинство спикеров вновь отметили проблему кадрового дефицита в отрасли. Варвара Кублицкая и Олег Белошейкин подчеркнули важность того, чтобы дополнительное образование фокусировалось на мотивации выпускников к трудоустройству в компаниях, а не к переходу на фриланс. Эффективное решение этой проблемы может способствовать улучшению ситуации на рынке труда и привлечению квалифицированных специалистов в индустрию.

Фото: GaudiLab / Shutterstock

Современные молодые люди все чаще выбирают путь самозанятости, что является очевидной тенденцией. Этот выбор становится своего рода односторонним билетом: если человек испытал опыт самозанятости, вернуться к традиционной работе на заводе для него будет затруднительно. Олег Белошейкин подчеркнул этот факт, отмечая, что самозанятость формирует новую профессиональную идентичность и стиль жизни.

Александр Збарский обозначил два серьезных вызова для сферы дополнительного образования. Первым из них является необходимость финансирования технического оснащения центров. В таких инициативах, как детский технопарк Российского университета транспорта и детские железные дороги, используется дорогостоящее оборудование, которое требует регулярного обновления. По словам Александра, объем необходимых инвестиций постоянно увеличивается: «Если ранее вагон стоил 7–8 миллионов рублей, то последнее коммерческое предложение, которое мы получили, составляет уже 18 миллионов». Вторым вызовом является нехватка молодых педагогов, что также сказывается на качестве образовательного процесса.

Проблема нехватки молодых специалистов наблюдается не только в системе дополнительного образования. Согласно прогнозам, озвученным президентом Российской академии образования Ольгой Васильевой, к 2029 году доля учителей младше 30 лет составит не более 6%. Эта тенденция вызывает серьезные опасения, так как отсутствие молодежи в педагогической сфере может негативно сказаться на качестве образования и инновациях в учебном процессе. Ситуация требует внимания и активных мер для привлечения молодых людей в профессию учителя.

Иван Иванов вновь поднял вопрос о конфликте интересов в сфере дополнительного образования. Он отметил, что основным вызовом станет то, что у дополнительного образования существуют определенные принципы и установки. В то же время, корпорации будут стремиться адаптировать это образование под свои нужды и требования. Это противоречие может привести к изменениям в качестве и направленности образовательных программ, что важно учитывать при разработке стратегий в области дополнительного образования.

Кто я и чего хочу?

Вы разберётесь в себе, своих желаниях и ценностях вместе с профессиональными психологами. Научитесь рефлексировать, отстаивать личные границы, замечать эмоции и совершать осознанный выбор. Определите настоящие желания и найдёте путь к внутреннему благополучию.

Узнать подробнее