Нарративное мышление: что это за приём и как он помогает развитию креативности / Skillbox Media
Пересказ большой статьи о том, почему техники развития креативности нуждаются в обновлении и с помощью чего это можно сделать.
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеРазвитие креативности стало предметом множества исследований и публикаций, и кажется, что сложно предложить что-то новое в этой области. Однако недавно американские учёные представили инновационный подход к улучшению этого навыка. Новый метод фокусируется на уникальных техниках, которые помогают развивать творческое мышление и находить нестандартные решения в различных сферах жизни. Это открытие может стать важным шагом для тех, кто стремится к самосовершенствованию и поиску новых идей.
Ангус Флетчер и Майк Бенвенист, специалисты Университета штата Огайо, участвуют в проекте «Нарратив» (Project Narrative), который объединяет исследователей теории повествования. В недавней статье, опубликованной в международном научном журнале Annals of the New York Academy of Sciences, они представили инновационный метод развития креативности через тренировку нарративного мышления. В этом тексте мы рассмотрим ключевые тезисы и техники, которые выделены в их исследовании, подчеркивая важность повествовательного подхода для повышения креативности. Этот метод может быть полезен как для ученых, так и для творческих профессионалов, стремящихся улучшить свои навыки повествования и развить креативное мышление.
Почему стандартные способы развития креативности не слишком эффективны
Креативность является ключевым фактором для стимулирования инноваций, роста, адаптивности и психологической устойчивости. Современные образовательные учреждения, бизнес-структуры и государственные организации активно работают над развитием этого навыка как у молодежи, так и у взрослых. Развитие креативности способствует не только индивидуальному успеху, но и общему прогрессу в различных сферах общества.
Креативность — это сложное понятие, которое вызывает интерес у исследователей и ученых. Существует две основные точки зрения на определение креативности, которые, казалось бы, противоречат друг другу. С одной стороны, креативность может рассматриваться как способность генерировать уникальные идеи и решения, которые отличаются оригинальностью и новизной. С другой стороны, креативность также может включать в себя умение комбинировать уже существующие идеи и концепции в новые формы, что подчеркивает важность не только инноваций, но и адаптации.
Таким образом, креативность охватывает широкий спектр процессов, от интуитивных озарений до систематического подхода к решению задач. Это качество не только важно для художественной деятельности, но и существенно влияет на научные разработки, бизнес-стратегии и повседневную жизнь. Понимание креативности как многогранного явления позволяет глубже исследовать ее природу и применять в различных сферах.
- В классическом понимании креативность — это способность генерировать новые полезные идеи. А польза, практические результаты — как раз та цель, ради которой разные структуры вкладывают немало сил и средств в развитие креативности у людей.
- Другой, неакадемический, подход гласит, что креативность — практически полный синоним новизны. Польза от неё может быть случайной, нерелевантной, и цель стремления к ней даже противоречит сути творчества, поскольку акцент на практичности может подавлять процесс создания чего-то нового.
Исследование креативности и творческого процесса рассматривает два основных подхода, однако возникает вопрос о том, как эффективно интегрировать эти идеи. Важно, чтобы креативность способствовала прогрессу и развитию, не поддаваясь при этом давлению, связанному с необходимостью практической полезности. Ключевым аспектом является нахождение баланса между свободным творчеством и ориентацией на результат, что позволит максимально раскрыть потенциал креативных идей в различных сферах.
В настоящее время дивергентное мышление активно применяется для развития креативности. Это понятие отражает способность мозга генерировать множество разнообразных решений на основе одних и тех же данных. Применение дивергентного мышления в обучении креативности началось в 1950-х годах, и его концепция была сформулирована американским психологом Джоем Полом Гилфордом. Дивергентное мышление стало важным инструментом для стимулирования инновационного подхода и креативного решения задач в различных областях, от бизнеса до искусства.
Гилфорд рассматривал человеческий мозг как информационный процессор. Он принимает данные через органы чувств, хранит их в памяти в виде образов, слов и символов, а затем обрабатывает с использованием логических методов, таких как дедукция, умозаключение, ассоциации и аналогии. Этот подход подчеркивает важность когнитивных процессов в восприятии и интерпретации информации, что является ключевым аспектом изучения психологии и нейронауки.
Такой подход позволяет рассматривать творчество как рациональную науку, которую можно изучать и оценивать. Дивергентное мышление, хотя и связано с креативностью, в первую очередь развивает память и навыки создания логических и ассоциативных связей. Креативность в этом контексте воспринимается как процесс обработки информации, который реагирует на входящие данные. Это подчеркивает важность системного подхода к обучению и развитию творческих способностей.
Дивергентное и конвергентное мышление активно развиваются в системах высшего и корпоративного образования. Это достигается через применение различных методов, таких как мозговые штурмы, упражнения на рассуждения по аналогии и задания на ассоциативную беглость. Эти техники способствуют развитию креативности и критического мышления, что является важным аспектом образовательного процесса. Эффективное использование этих методов помогает студентам и сотрудникам находить нестандартные решения и улучшать свою способность к анализу и синтезу информации.
Флетчер и Бенвенист отмечают, что вычислительный подход, хотя и снизил уровень загадочности в креативности и продемонстрировал конкретные результаты, все же оказался менее эффективным в плане инноваций и роста, чем изначально предполагалось.
Конечно, я готов помочь вам с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте сам текст, который вы хотите переработать.
Авторы выделяют интересный парадокс: современные исследования показывают, что маленькие дети обладают более развитым творческим воображением по сравнению со взрослыми. Несмотря на то что память и логические ассоциации, которые являются основой дивергентного мышления, у детей развиты в меньшей степени, их креативность на высоком уровне. Более того, научные данные указывают на то, что способность детей выполнять творческие задания начинает снижаться после четырёх-пяти лет обучения в школе. Это связано с тем, что школьное образование в основном сосредоточено на развитии логики, памяти и семантики, что может ограничивать творческий потенциал учащихся.
Этот парадокс поднимает важный вопрос: возможно, развитие креативности будет более эффективным, если сосредоточиться не на дивергентном мышлении, а на альтернативном творческом механизме. Авторы статьи уверены, что такая разница может оказаться значительной. Какой именно альтернативный механизм имеется в виду? Флетчер и Бенвенист предлагают использовать техники нарративного мышления. Эти методы могут существенно повлиять на процесс генерации идей и способствовать более глубокому пониманию творческих процессов.
Читать также:
10 книг для развития креативного мышления
Креативное мышление является ключевым навыком в современном мире, где инновации и оригинальные идеи ценятся как никогда. В этом контексте книги могут стать важным инструментом для развития этого навыка. Вот список из десяти книг, которые помогут вам развить креативность и улучшить способность к инновационному мышлению.
Первая книга, которую стоит отметить, это «Кради как художник» Остина Клеона. Она вдохновляет на то, чтобы черпать идеи из окружающего мира и адаптировать их под свои нужды. Далее следует «Мышление, быстрое и медленное» Даниэля Канемана, которая показывает, как различные способы мышления влияют на наше восприятие и принятие решений.
Не обойдите вниманием «Искусство мыслить нестандартно» Эдварда де Боно. Эта книга предлагает методы и техники, которые помогут вам выйти за пределы привычного. Книга «Секреты креативности» Тодда Хенри вдохновляет на поиск уникальных идей и развитие личного стиля.
«Как создавать идеи» Джеймса У. Яна — это практическое руководство, которое поможет вам развить навыки генерации идей. «Творческое мышление» Тома Келли и Джонаatan Литтла предлагает подходы к решению сложных задач с помощью креативных методов.
Книга «Креативность. Как создать идею» Ларри Босиди предлагает читателям исследовать процесс креативности через призму успешных примеров. «Креативное мышление для бизнеса» Дэна Пинка фокусируется на том, как креативность может быть применена в корпоративной среде.
Наконец, «Креативный процесс» Кена Робинсона знакомит с этапами творческого процесса и предоставляет стратегии для их оптимизации.
Чтение этих книг поможет вам развить креативное мышление, а также вдохновит на новые идеи и подходы в различных сферах жизни.
Как развитию креативности поможет нарративное мышление
Человеческий мозг способен мыслить не только с помощью логических правил, байтов и других вычислительных методов. Он также способен к размышлениям в процессе действия. Действие включает в себя причинно-следственные связи. Одно действие, связанное с другим действием или действиями, образует повествование. Это утверждение подчеркивают исследователи Ангус Флетчер и Майк Бенвенист в своей работе. Понимание этой связи между мышлением и действием может углубить наши знания о когнитивных процессах и их влиянии на восприятие мира.
Нарративное познание можно рассматривать как процесс мышления, который включает в себя действия, мотивы и их результаты. Эта модель объясняет, как люди формируют представления о причинах и следствиях, что позволяет им придумывать новые действия. Авторы подчеркивают, что именно эта способность мозга генерировать оригинальные идеи является ключевым фактором в изобретении технологий, создании художественных произведений, таких как романы и фильмы, а также в решении различных проблем. Таким образом, нарративное познание играет важную роль в нашем понимании мира и в креативности.
Хотя это мышление отличается от дивергентного, являясь процессом, который не поддается вычислениям и логике, оно относится к механическим операциям человеческого мозга и может быть развито через тренировку. Авторы статьи утверждают, что данное утверждение подтверждается их опытом работы с учебными заведениями, государственными учреждениями и бизнесом.
Нарративный подход способствует преодолению противоречия между новизной и практической полезностью в понимании креативности и её развитии. Повествовательное познание, исходя из своих эволюционных целей, нацелено на достижение полезных результатов, не акцентируя внимание на их практической ценности. Авторы подчеркивают, что нарративный метод предоставляет возможность генерировать практические решения, не ограничивая их рамками традиционных критериев уместности. Это делает нарративный подход эффективным инструментом для развития креативного мышления и поиска инновационных решений в различных сферах жизни.
Переделанный текст:
Изучайте также:
Создание инноваций в образовании требует комплексного подхода и открытости к новым идеям. Важно понимать, что инновации могут проявляться не только в технологии, но и в методах обучения, организации учебного процесса и оценке знаний. Использование современных технологий, таких как онлайн-курсы, интерактивные платформы и образовательные приложения, способствует более эффективному усвоению материала.
Ключевым аспектом является интеграция междисциплинарных подходов, что позволяет сделать обучение более разнообразным и интересным для студентов. Важно также учитывать потребности обучающихся, адаптируя образовательные программы под различные стили обучения.
Стимулирование креативности и критического мышления у обучающихся способствует развитию навыков, необходимых для успешной карьеры в будущем. Применение проектного обучения, где студенты работают над реальными задачами, помогает им не только усваивать теоретические знания, но и применять их на практике.
Для успешного внедрения инноваций в образовании необходимо сотрудничество между образовательными учреждениями, бизнесом и государственными организациями. Это позволит создать эффективную экосистему, в которой новшества будут поддерживаться и развиваться.
Таким образом, создание инноваций в образовании — это процесс, требующий совместных усилий и постоянного стремления к улучшению.
Как развивают креативность с помощью повествовательных техник
Идея, предложенная Флетчером и Бенвенистом, основывается на ключевом принципе нарратологии, который утверждает, что истории играют важную роль в понимании мира. Интерпретация повседневных историй позволяет людям находить решения различных проблем и облегчает осмысление жизненных ситуаций.
Истоки теории повествования восходят к древним временам. Первое известное произведение, касающееся основ драматургии, принадлежит Аристотелю и называется «Поэтика». Этот трактат, написанный в 335 году до нашей эры, стал основополагающим трудом для понимания структуры и элементов повествования. Аристотель анализирует различные аспекты драматургии, включая сюжет, характеры и стиль, что делает его работу актуальной и сегодня для исследователей и писателей.
Теория нарратива изучает искусство повествования и инструменты, которые человечество накапливало на протяжении тысячелетий, создавая и рассказывая истории. Флетчер и Бенвенист подчеркивают, что инструменты, используемые рассказчиками, писателями и сценаристами, могут быть применены для разработки новых методов креативности. Эти инструменты отражают механику повествовательного процесса, который является естественным способом мышления для человеческого мозга. Понимание этих механизмов может помочь в развитии креативности и улучшении навыков рассказа, что актуально как для литературы, так и для различных сфер искусства и бизнеса.
Нарративные техники уже давно применяются для развития креативности, однако, как считает автор статьи, они используются не в полной мере. Нарративное познание долгое время воспринималось как вычислительный метод. Однако нарратив предоставляет возможность не просто следовать заранее установленной модели, как это делает алгоритм, а генерировать новые идеи спонтанно и неожиданно. Это позволяет раскрыть потенциал креативности и стимулировать инновационное мышление.
Для повышения творческого потенциала мозга важно внедрить новый подход, способствующий созданию более разнообразного и гибкого «каталога» причинно-следственных связей и действий. Хотя этот метод не основывается на строгой логике, он опирается на принципы теории повествования. Такой подход может значительно обогатить мышление и развить креативные способности, помогая людям находить новые решения и идеи.
В своей статье исследователи выделяют три ключевые категории нарративных техник. Эти категории помогают глубже понять, как создаются и воспринимаются истории. Первая категория включает в себя методы, связанные с построением сюжета, такие как флешбеки и многослойное повествование. Вторая категория охватывает особенности характеризации персонажей, включая диалоги и внутренние монологи. Третья категория фокусируется на использовании стиля и языка, которые формируют эмоциональный отклик у читателя. Анализ этих нарративных техник позволяет более эффективно передавать идеи и эмоции, что делает повествование более привлекательным и запоминающимся.
- построение мира;
- изменение перспективы;
- создание действия.
Литература традиционно привлекает внимание читателей, преобразуя три ключевых источника интереса в сюжетные миры, персонажей и сюжетные линии. В первом случае применяютсяNarrative techniques, которые позволяют уму визуализировать новые обстановки. Во втором — используются методы, помогающие представить разные перспективы и точки зрения. В третьем — создаются сценарии возможных будущих действий, способствующие глубже понять развитие сюжета. Эта способность литературы не только развлекать, но и расширять горизонты восприятия, делает её важной частью культуры и образования.
Авторы представили примеры применения каждой из техник.
В художественной литературе мир, в котором разворачивается действие, часто формируется через акцент на неожиданном событии или персонаже. Это создает у читателя стимул к выдвижению гипотез о возможных дальнейших событиях. Например, если сюжет начинается с описания заколдованной бури, читатель начинает задумываться, существует ли в этом мире магия. Такой прием не только захватывает внимание, но и углубляет взаимодействие читателя с текстом, побуждая его активно участвовать в процессе осмысления сюжета.
Исследователи применили данную технику на тренингах для военнослужащих. Участникам предложили сначала определить ключевые события и действующих лиц в их оперативной среде. Затем им было предложено проанализировать, какие угрозы и возможности могут возникнуть в результате этих событий и взаимодействий. Таким образом, участникам необходимо было представить альтернативную реальность, близкую к действительности, но с новыми вызовами. Используя нарративную технику, они искали решения для этих вызовов и развивали свою креативность.
Смещение перспективы подразумевает изменение точки зрения, что позволяет взглянуть на ситуацию глазами другого человека, будь то персонаж или рассказчик. Это подход помогает глубже понять его мотивы и предсказать возможные действия. Анализируя ситуацию с разных ракурсов, мы можем лучше осознать разнообразие мнений и эмоций, что способствует более полному восприятию происходящего. Смещение перспективы является важным инструментом в литературе и психологии, позволяющим углубить понимание человеческой природы и межличностных отношений.
Техника, использованная на тренингах для руководителей компаний из списка Fortune 50, включая крупнейшие американские корпорации, банки и страховые учреждения, продемонстрировала свою эффективность. Участники сначала работали в парах, где каждый из них решал определённую проблему и делился своими мотивами с партнёром. Затем им было предложено разработать решение для новой задачи, опираясь на мотивы своего партнёра, а не свои собственные. Эта методика способствует развитию креативного мышления и улучшению навыков командной работы среди руководителей.
Руководитель крупной компании задумался над тем, как оптимизировать время обслуживания клиентов в автоцентре с 300 магазинами. Он предложил повысить эффективность через децентрализацию процессов, что оказалось не самым очевидным решением, как отмечают авторы исследования. Этот подход следует учесть второму руководителю, стремящемуся увеличить эффективность хедж-фонда или запустить медиастудию на развивающемся рынке. Децентрализация может стать ключевым инструментом для повышения оперативности и качества обслуживания клиентов, что в свою очередь приведет к росту конкурентоспособности и успешности бизнеса.
Переделанный текст:
Обязательно ознакомьтесь с дополнительной информацией.
CRAFT/ED — это мощный инструмент, разработанный для поддержки педагогов, занимающихся дизайном и образованием. Он предлагает уникальные возможности для создания и адаптации учебных материалов, упрощая процесс проектирования и взаимодействия с учениками. CRAFT/ED помогает педагогам разрабатывать курсы, которые соответствуют современным требованиям и трендам в области образования. С помощью этого инструмента можно эффективно планировать занятия, интегрировать различные методики обучения и отслеживать прогресс студентов. Благодаря интуитивно понятному интерфейсу CRAFT/ED становится незаменимым помощником для педагогов, стремящихся улучшить качество образования и сделать его более доступным и интересным для учеников.
В литературном творчестве действие часто создается через конфликт двух противоборствующих сторон. Это могут быть персонажи с различными мотивами, каждый из которых стремится достичь своих целей. Конфликт также может проявляться в противостоянии героя законам и нормам своего окружения. Такие столкновения служат движущей силой сюжета, создавая напряжение и углубляя развитие персонажей. Таким образом, конфликт становится важным элементом, который позволяет раскрывать внутренние противоречия и исследовать сложные взаимоотношения в рамках повествования.
Исследователи применили эту технику в работе со студентами магистратуры, предлагая им представить, какие изменения могут произойти при появлении нового действующего лица в привычных условиях или если известное лицо окажется в новых обстоятельствах. Например, что бы сделала знаменитый американский биолог Рэйчел Карсон, если бы проснулась в мире, где снижение уровня углерода привело бы к обратному процессу изменения климата? Такой подход позволяет глубже понять влияние индивидуальных действий на глобальные проблемы и стимулирует креативное мышление.
Зачем это нужно и как измерять креативность
Авторы утверждают, что существует множество техник обучения повествованию, и приведенные в их статье примеры служат иллюстрацией применения нарративной теории для развития креативности. Эти методы уже активно используются в обучении детей, однако они также могут быть полезны для взрослых. Важно отметить, что для взрослой аудитории польза от таких техник может проявляться иначе, чем принято считать.
Креативность не предназначена для точного предсказания будущего. Она служит инструментом для открытия новых возможностей и подходов. Осваивая креативное мышление, вы сможете быстрее и эффективнее находить решения на возникающие вызовы. Ангус Флетчер подчеркивает важность креативности в нашей жизни, ведь именно она помогает адаптироваться к изменениям и находить нестандартные пути решения проблем. Развитие креативности открывает перед вами горизонты, позволяя взглянуть на ситуации под новым углом и принимать более взвешенные решения.
Оценка итогового результата развития креативности представляет собой важную задачу. Авторы статьи разработали уникальный метод, основанный на технике консенсусной оценки. Этот подход позволяет более точно измерить уровень креативности и оценить его развитие. Использование консенсусной оценки обеспечивает объективность и согласованность в оценках, что делает метод эффективным инструментом для анализа креативных способностей.
В классической версии данной техники эксперты оценивают творческие продукты по нескольким критериям, определяя их полезность и оригинальность. Флетчер и его соавтор предложили иной подход: они просят экспертов оценить уверенность в том, что определенное новое действие действительно сработает. Таким образом, акцент смещается с идеи или продукта на конкретное действие, что позволяет снять «экспертный барьер». Этот барьер часто возникает в процессе оценки креативности, так как традиционные методы основываются на логике, данных и предыдущих результатах. В результате эксперты могут переоценивать или недооценивать потенциал определенной идеи или действия. Новый подход к формулировке вопроса дает возможность оценщикам рассмотреть объект оценки с другой точки зрения, что, в свою очередь, может привести к более точным и инновационным выводам.
На сегодняшний день отсутствуют научные исследования, которые бы подтверждали теории Флетчера и Бенвениста о методах развития креативности через повествование. Их статья представляет собой призыв для ученых, психологов и педагогов обратить внимание на теорию повествования как на значимую и уважаемую область исследований, которая может предложить новые подходы к развитию креативности. Это направление открывает возможности для создания эффективных методов и стратегий, способствующих улучшению творческих способностей и навыков. Повествование может стать важным инструментом в образовательной практике, что подчеркивает необходимость дальнейших исследований в этой области.
Учёные подчеркивают, что отказ от дивергентного мышления не является необходимым для развития креативности. Вместо этого важно признать его ограничения. Принятие этого факта откроет новые горизонты для инновационных методов обучения творческому мышлению. Важно также учитывать иррациональные механизмы работы человеческого мозга, которые могут быть задействованы для раскрытия потенциала креативности. Это позволит создать более комплексный и эффективный подход к обучению, стимулируя развитие творческих способностей.
Читайте также:
- Что такое разветвлённый квест и как с его помощью оживить обучение
- Чем метафорические карты будут полезны педагогу и тренеру
- Эмпатии можно научить — и она влияет на креативность
- 4 сценарные фишки, которые пригодятся методистам онлайн-курсов
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее