Корп обучение #Статьи

4 июля, 2025

6 вовлекающих микроформатов для обучения сотрудников / Skillbox Media

Их можно использовать как самостоятельные учебные материалы или как дополнение к длительному курсу.

В апреле «СберУниверситет» в рамках EduTech Club провёл мероприятие для специалистов в области корпоративного обучения и образования взрослых. На семинаре «Микрообучение: чему учиться за чашкой кофе?» выступила Юлия Максина, бывший директор по развитию издательства «МИФ» и основатель компании True Education, специализирующейся на корпоративном обучении. Юлия поделилась информацией о задачах, которые решает микрообучение, а также представила несколько микроформатов, используемых её компанией в курсах для корпоративных клиентов. Микрообучение становится всё более популярным инструментом для повышения эффективности обучения в организациях, позволяя усваивать знания в краткие сроки и в удобной форме.

Запись семинара доступна на сайте «СберУниверситета». В данной статье представлен пересказ выступления Юлии, который позволит вам ознакомиться с основными идеями и темами обсуждения.

Мифы о микрообучении и микроформатах

Юлия Максина отмечает, что компании-заказчики иногда обращаются к провайдеру с запросом на микрообучение, предполагая, что достаточно просто разделить восьмичасовой тренинг на более мелкие фрагменты. Однако простое деление большого материала на сегменты по 10–20 минут не соответствует концепции микрообучения. Такой подход не учитывает, что изначально материал разрабатывался для других учебных целей и методов взаимодействия с контентом. Микрообучение требует, чтобы каждый фрагмент материала был специально спроектирован и упакован с учетом достижения определенной учебной цели. Каждый сегмент должен передавать одну четкую идею и способствовать достижению конкретного результата для учащихся.

Некоторые заказчики относятся к микрообучению с предвзятостью, считая его «фастфудом» и предпочитая более серьезные программы. Хотя у микроформатов действительно есть ограничения, и они не всегда эффективны для глубокого изучения сложных навыков или концепций, опыт показывает, что они могут быть весьма полезны в длительных учебных курсах, охватывающих значительный объем материала. Например, если программа обучения длится от трех до шести месяцев или дольше, внимание и вовлеченность участников могут значительно снижаться. В таких случаях микроформаты могут служить отличным дополнением к основному контенту, помогая поддерживать интерес и активное участие. Они также удобны для закрепления и повторения изученного материала, что делает обучение более эффективным и целенаправленным.

Спикер настоятельно рекомендует разнообразить содержание курса различными форматами, чтобы избежать утомления студентов от однообразия. Например, в курс-лонгрид, насыщенный текстом, полезно включать видеоролики, подкасты, схемы и чек-листы. Это не только сделает обучение более увлекательным, но и поможет лучше усваивать информацию. Разнообразие форматов способствует активному вовлечению учащихся и улучшает восприятие учебного материала, что в итоге повышает качество обучения.

Юлия отметила результаты исследования, проведённого аудиторско-консалтинговой компанией Deloitte. Согласно данным исследования, в среднем сотрудники могут выделить на обучение и развитие всего 1% рабочего времени. При 40-часовой рабочей неделе это составляет менее пяти минут в день. В условиях острого дефицита времени, когда обучение сотрудников является необходимостью, микрообучение становится оптимальным решением, позволяющим эффективно использовать эти пять минут и получать максимальную пользу от краткосрочных обучающих сессий.

Чтение является важной частью нашей жизни, и оно помогает развивать умственные способности, расширять кругозор и получать новые знания. В современном мире доступ к информации стал проще, и каждый может найти литературу на любой вкус. Чтение книг, статей и блогов способствует улучшению словарного запаса и критического мышления. Кроме того, это отличный способ расслабиться и отвлечься от повседневных забот. Не упускайте возможность обогащать свои знания и развивать навыки через чтение.

Микроформаты, или микрообучение, становятся все более актуальными в корпоративном обучении благодаря своей эффективности и удобству. Они представляют собой короткие, целенаправленные обучающие модули, которые позволяют сотрудникам быстро усваивать информацию и навыки. Это особенно полезно в условиях быстроменяющейся рабочей среды, где важно оперативно реагировать на изменения.

Использование микроформатов в корпоративном обучении способствует повышению вовлеченности сотрудников. Краткие и фокусированные уроки позволяют работникам учиться в любое время и в любом месте, что делает процесс обучения более гибким. Кроме того, микрообучение обеспечивает возможность повторного доступа к материалам, что способствует лучшему запоминанию информации.

Для эффективного применения микроформатов в корпоративном обучении компании могут использовать различные методы. Это могут быть видеоуроки, интерактивные тесты, инфографика или краткие статьи. Главное, чтобы контент был актуальным, понятным и связанным с реальными задачами, с которыми сталкиваются сотрудники.

Таким образом, микроформаты не только повышают эффективность корпоративного обучения, но и способствуют развитию культуры постоянного обучения в компании. Интеграция микрообучения в корпоративные тренинги позволяет организациям оставаться конкурентоспособными и адаптивными в условиях современного рынка.

Какие форматы используют в микрообучении

Юлия Максина выделила несколько микроформатов, которые эффективно применяются для упаковки учебного контента. Некоторые из этих форматов используются в самостоятельных проектах, в то время как другие служат дополнительными материалами в рамках более длительных и комплексных образовательных программ. Эти микроформаты помогают улучшить восприятие информации и делают процесс обучения более структурированным и доступным для пользователей.

Смарт-карты, также известные как интеллект-карты, представляют собой эффективный метод визуализации информации, который демонстрирует системные связи между идеями и темами, а также их взаимосвязи. В контексте True Education, по словам Юлии, смарт-карты это набор онлайн-карточек, посвящённых конкретным темам. Обычно они содержат сжатую и ёмкую информацию, такую как чек-листы, алгоритмы, техники и приёмы, что делает их особенно полезными для быстрого усвоения материала. Основное преимущество смарт-карт заключается в их удобстве: их можно легко просматривать на смартфоне и использовать в качестве шпаргалок в учебном процессе. Такой подход позволяет эффективно организовать знания и упрощает запоминание важных концепций.

Юлия представила карточки, иллюстрирующие командные роли по модели Белбина. Каждая карточка включает функции роли, а также её сильные и слабые стороны. Для наглядности роли проиллюстрированы персонажами из поп-культуры, например, Шерлок Холмс ассоциируется с ролью аналитика-стратега. Другой интересный пример — это колода из 70 карточек, посвященная делегированию, созданная для сотрудников складов. Эти карточки содержат конкретные шаги и рекомендации, которые помогают эффективно делегировать задачи, контролировать результаты и предоставлять обратную связь. Такой подход способствует повышению продуктивности и улучшению командной работы, что особенно важно в современных бизнес-условиях.

Примеры смарт-карточек с командными ролями по модели БелбинаСкриншот: True Education

Смарт-карты представляют собой эффективный инструмент для обучения. Их можно использовать как самостоятельные учебные материалы, а также интегрировать в длительные курсы, чтобы обобщить и закрепить основную информацию. Такой подход способствует лучшему усвоению знаний и повышает качество образовательного процесса.

Мини-ролики длительностью менее одной минуты созданы в первую очередь для просмотра на смартфонах, аналогично форматам, представленным в популярных социальных сетях, таких как TikTok. Эти короткие видео идеально подходят для быстрой передачи информации и развлекательного контента, что делает их привлекательными для аудитории, стремящейся к быстрому потреблению медиа.

Данный формат применяется преимущественно для вовлечения аудитории. Он не столько образовательный, сколько вспомогательный инструмент. С его помощью можно наглядно продемонстрировать важность конкретного навыка, донести до учащихся значимость процесса обучения в целом и передать ценности, которые разделяет компания. Такой подход способствует более глубокому пониманию и мотивации участников, что в свою очередь повышает эффективность обучения и способствует формированию положительного имиджа организации.

Юлия привела пример использования коротких вдохновляющих роликов в курсе для сотрудников службы поддержки. В этих видео подчеркивалась ценность и значимость их работы, а также важность заботы о собственном благополучии. Кроме того, мини-ролики применялись как элемент промокампании более продолжительного курса, информируя сотрудников о содержании обучения и о том, какую пользу они смогут получить в результате. Такой подход способствует повышению мотивации и вовлеченности сотрудников, а также улучшает общее восприятие учебного процесса.

Спикер отмечает, что вовлечённость сотрудников можно повысить с помощью «кружочков» в Telegram, созданных экспертами или руководителями. Такой контент, воспринимаемый как неформальный и ситуативный, позволяет сотрудникам получать важную информацию, создавая при этом атмосферу живого общения. Это способствует укреплению корпоративной культуры и повышению уровня доверия между коллегами, что в свою очередь влияет на общую продуктивность команды.

Положительные эмоции способствуют повышению учебной вовлечённости, что является хорошей причиной для внедрения юмора в образовательный процесс. Юлия Максина отмечает, что использование мемов позволяет упростить восприятие изучаемой концепции, а также добавить эмоциональную составляющую к теме обучения. Это делает материал более интересным и доступным для понимания и запоминания. Мемы могут служить эффективным инструментом, который помогает студентам лучше усваивать информацию и сохранять мотивацию к обучению.

В 2017 году филиппинский исследователь Пауло Байсак, работающий в University of Perpetual Help System Laguna, провел интервью с преподавателями данного вуза. В ходе беседы они отметили, что использование мемов в образовательном процессе способствует более эффективной подготовке студентов к занятиям. Мемы помогают привлечь внимание учащихся, создать позитивную атмосферу в аудитории и наглядно представить ключевые концепции и теории по различным темам. Такой подход не только облегчает восприятие информации, но и делает обучение более увлекательным и запоминающимся.

Переделайте текст, сохраняя основную тему. Оптимизируйте его для SEO, при этом не добавляя лишнюю информацию. Избегайте смайлов и ненужных символов. Не используйте нумерацию или маркированные списки, просто предоставьте чистый текст.

Также рекомендуем ознакомиться с другими материалами.

Современные образовательные методики становятся все более креативными. Одним из интересных заданий, которое может предложить преподаватель, является создание мемов. Это нестандартный подход к домашнему заданию позволяет студентам не только развивать креативное мышление, но и осваивать важные навыки, такие как работа с визуальным контентом и понимание культурных трендов. Создание мемов помогает закрепить учебный материал в увлекательной форме, что способствует лучшему запоминанию информации и повышению вовлеченности студентов в учебный процесс. Использование мемов в качестве домашнего задания открывает новые горизонты для обсуждения актуальных тем и способствует развитию критического мышления.

Скринкаст в микрообучении представляет собой короткий видеоролик, длительность которого не превышает пяти минут, записанный с экрана компьютера или смартфона. Краткие скринкасты могут объединяться в серию, что позволяет глубже раскрыть определённую тему. Этот формат эффективно демонстрирует, как работать с различным программным обеспечением и решать технические проблемы. Скринкасты идеально подходят для случаев, когда необходимо не только объяснить, но и наглядно показать процесс выполнения задач. Использование скринкастов в микрообучении способствует лучшему усвоению материала и повышению эффективности обучения.

Спикер отмечает, что скринкасты эффективно применяются в курсах по развитию софт-скиллов. Используя скринкасты, можно продемонстрировать записи чатов с вымышленными диалогами между коллегами или между сотрудником и клиентом в мессенджерах. Такие примеры наглядно иллюстрируют, как правильно и этично выстраивать деловое общение, а также подчеркивают распространенные ошибки, которых следует избегать. Скринкасты становятся мощным инструментом для обучения и повышения уровня коммуникационных навыков.

Юлия Максина объяснила, что управленческие загадки представляют собой проблемные ситуации с участием персонажей, каждый из которых имеет свои мотивы и сталкивается с вызовами. Важно отметить, что в этих загадках не всегда предусмотрен единственно правильный ответ. Их основная цель заключается в том, чтобы проанализировать мышление человека, выявить применяемые им стратегии, а также определить, на что он обращает внимание в первую очередь и как реагирует на различные явления. Управленческие загадки помогают понять подходы к решению проблем и способствуют развитию критического мышления.

Пример управленческой загадки на тему лидерских компетенцийСкриншот: True Education

При создании загадок Юлия предлагает использовать сюжеты из массовой культуры, что позволяет учащимся разгадывать отсылки и повышать их интерес к обучению. Например, в одном из курсов по подготовке лидеров была внедрена загадка, основанная на сюжете «Властелина колец», адаптированная для контекста корпоративного менеджмента. Такой подход не только делает процесс обучения более увлекательным, но и помогает развивать критическое мышление и креативность у студентов.

Как отмечает спикер, загадки эффективно способствуют вовлечённости между разделами теоретического материала. Они воспринимаются не как традиционное обучение, а как интересная задача, которая вызывает азарт и желание разобраться. Кроме того, сотрудники активно обмениваются загадками, что помогает привлечь внимание тех, кто ещё не полностью вовлечен в процесс обучения. Это создает более динамичную и интерактивную атмосферу, что в конечном итоге способствует лучшему усвоению знаний.

При разработке интерактивного лонгрида команда True Education оформляет курс в игровой формат, включающий персонажей и развивающийся сюжет. Такой подход эффективно вовлекает обучающихся благодаря интересному повествованию. Не всегда требуется сложный и многослойный сценарий; иногда достаточно грамотно организованной иллюзии выбора, чтобы поддерживать внимание и мотивацию студентов.

Юлия представила разработанный в True Education курс, целью которого стало обучение сотрудников нормам и правилам поведения, установленным в компании, а также информирование о последствиях их нарушения. Стандартный документ с правилами был преобразован в серию из десяти интерактивных лонгридов, каждый из которых фокусируется на отдельном правиле. Такой подход позволяет сделать процесс обучения более engaging и эффективным, способствуя лучшему усвоению информации и повышению уровня корпоративной культуры.

Пример интерактивного лонгрида Скриншот: True Education

Лонгриды представляют собой интерактивные повествования, в которых читатели принимают решения, влияющие на развитие сюжета. В этих историях присутствуют два ключевых персонажа: мудрая сова, символизирующая ответственность, и хитрый кот, подталкивающий к безрассудным поступкам и нарушению правил. Эти элементы создают увлекательный опыт, позволяющий пользователям выбирать путь развития событий, например, «пойти налево» или «пойти направо», хотя эти решения не оказывают значительного влияния на общий сюжет. По словам Юлии, курс стал вирусным среди сотрудников, что подтверждается созданием стикерпаков с персонажами и их запоминающимися фразами. Это подчеркивает популярность и вовлеченность в контент, что делает его отличным инструментом для обучения и развлечения.

Узнайте больше о мире образования в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе самых актуальных новостей и интересных фактов.

Читайте также:

  • Как учитывать эмоции при проектировании корпоративного обучения
  • Видео короче трёх минут — самый популярный тип учебного контента для сотрудников
  • Что такое разветвлённый квест и как с его помощью оживить обучение
  • Микрообучение сегодня и завтра: специалисты поделились своим видением
  • Лонгриды и слайдовые курсы: чем они различаются и как выбрать подходящий формат