9 техник фасилитации для продуктивной работы в группах / Skillbox Media
Инструменты из книги «Ведущий к цели» помогут участникам поделиться своими мнениями и от разногласий прийти к оптимальному решению проблемы.
Содержание:
Разнообразие и сложность вызовов, с которыми сталкиваются руководители на различных уровнях, затрудняют процесс принятия взвешенных решений. Фасилитация, или модерация, может значительно облегчить эту задачу, сделав совещания и рабочие встречи более эффективными. Использование фасилитации помогает структурировать обсуждения, обеспечивать активное участие всех участников и достигать конкретных результатов. Это позволяет руководителям лучше справляться с вызовами и принимать обоснованные решения на основе коллективного мнения и анализа.
Фасилитация и модерация представляют собой управленческие процессы, направленные на оптимизацию коммуникации в группе. Эти методы помогают устранить коммуникационные барьеры и способствуют достижению конкретных целей, таких как решение проблем или принятие сложных решений. Эффективная фасилитация обеспечивает создание продуктивной атмосферы, что в свою очередь способствует более глубокому взаимодействию участников и улучшению качества обсуждений.
Вне зависимости от того, практикуем ли мы регулярно, сталкиваемся ли с кризисными ситуациями или планируем бизнес-трансформацию, этот инструмент является ключевым для достижения целей команды и бизнеса. Наталия Боровикова, основатель консалтинговой группы BITOBE, коуч и автор книги «Ведущий к цели. Практический курс для модераторов и фасилитаторов», выпущенной в 2022 году издательством «Альпина Pro», подчеркивает важность этого подхода. Использование эффективных инструментов и методов позволяет не только продвинуть команду к успеху, но и обеспечить устойчивое развитие бизнеса в условиях неопределенности.
Наталия Боровикова отмечает, что в профессиональном сообществе предпринимались попытки четко разделить понятия фасилитации и модерации. Это различие основывается на значениях этих терминов. Фасилитация подразумевает процесс, в котором фасилитатор помогает группе достигать целей, создавая условия для продуктивного взаимодействия. В то время как модерация чаще связана с управлением дискуссией или обсуждением, направляя участников и поддерживая порядок. Понимание этих различий важно для эффективного выполнения ролей в групповых процессах.
- to facilitate (от лат. facilis — «лёгкий, простой») — помогать, облегчать, способствовать;
- to moderate (от лат. moderari — «председательствовать в споре, дебатах») — сдерживать, умерять, обуздывать.
Оба термина, как указывает автор, обозначают одно и то же — эффективную организацию групповой работы для достижения поставленных целей. В англо-американском контексте используется понятие фасилитации, в то время как в немецкоговорящих странах распространена терминология модерации. Специалисты в этой области могут называть себя как фасилитаторами, так и модераторами, в зависимости от своих предпочтений и профессионального контекста.
Книга «Ведущий к цели» станет ценным ресурсом не только для начинающих фасилитаторов и модераторов, но и для руководителей, T&D-специалистов и бизнес-тренеров. В ней представлены основы модерации и фасилитации, а также обширный набор методов и инструментов, которые помогут в проведении эффективных совещаний, рабочих встреч и сессий. С разрешения издательства мы предлагаем ознакомиться с описанием нескольких техник из главы «Инструменты модерации», которые значительно улучшат качество взаимодействия в командах и повысят продуктивность обсуждений.
«Плюмин» («Плюс. Минус. Интерес»)
Время выполнения задания составляет от 5 до 20 минут.
Количество участников может варьироваться от 3 до 20 человек.
Инструмент «Плюмин» (ПМИ) используется в ситуациях, когда обсуждаемые темы могут вызывать у участников сильные эмоции. Он также помогает модератору понять личное отношение участников к рассматриваемому вопросу. Каждый участник получает листок с заголовком «Плюс. Минус. Интерес», на котором нужно отметить, что нравится в теме (с точки зрения эмоционального восприятия), что не устраивает и что кажется интересным. Такой подход способствует более глубокому анализу мнений и помогает выявить ключевые аспекты обсуждаемого вопроса.
Метод ПМИ является эффективным инструментом для оценки и принятия решений, который особенно популярен среди молодежи. Этот метод подходит как для работы с молодыми специалистами, так и для формирования кадрового резерва. В процессе оценки используются три категории: «Плюс», «Минус» и «Интерес». Каждая из этих колонок имеет систему баллов, что позволяет участнику не только структурировать информацию, но и провести количественный анализ. Это дает возможность принимать более взвешенные и обоснованные решения на основе полученных данных. Использование метода ПМИ может существенно повысить качество выбора и увеличить вовлеченность сотрудников в процесс принятия решений.
Опросы могут проводиться как конфиденциально, так и публично. Это эффективный инструмент, который удобно применять после обсуждений. Использование опросов позволяет пропустить идеи через дополнительный личностный фильтр, что способствует лучшему запоминанию и усвоению информации. Важно учитывать, что форма проведения опроса может значительно повлиять на качество полученных данных и их интерпретацию.
«МнеМыНам»
Оптимизированное время выполнения задания составляет 10-15 минут.
Количество участников составляет от 15 до 20 человек.
«МнеМыНам» (MeWeUs) — это метод, направленный на активное вовлечение в обсуждение молчаливых участников и сбор идей от каждого члена команды для достижения коллективного результата. В этом процессе каждый участник выражает своё мнение, фиксируя его письменно или устно, что способствует более полному учету различных точек зрения и улучшению качества обсуждения. Данная техника позволяет создать атмосферу открытости и сотрудничества, что в свою очередь ведет к эффективному принятию решений и реализации проектов.
«МнеМыНам» состоит из трех ключевых этапов. Каждый из них играет важную роль в достижении поставленных целей. Первый этап фокусируется на индивидуальных потребностях и желаниях, обеспечивая понимание основного запроса. Второй этап направлен на командное взаимодействие, что позволяет интегрировать различные мнения и идеи, создавая более полное решение. Третий этап включает в себя реализацию и анализ полученных результатов, что позволяет оценить эффективность принятых решений и внести необходимые корректировки. Эта структура обеспечивает системный подход к решению задач и способствует успешной реализации проектов.
- Мне (Me) — каждый участник формулирует мнение по предложенной проблеме и записывает свои мысли по теме обсуждения.
- Мы (We) — происходит обмен мнениями в небольших группах, все получают возможность ознакомиться с личными позициями и идеями других участников подгруппы.
- Нам (Us) — в завершение рассматривается весь спектр мнений группы, который фиксируют на флипчарте в удобной и наглядной форме (ранжированный или неранжированный список, таблица, диаграмма, ментальная карта).
Успех техники «МнеМыНам» заключается в том, что каждый участник имеет возможность высказаться. Все результаты обсуждения фиксируются на флипчарте, что позволяет группе избежать затрат времени на презентации итогов работы. Такой подход способствует более эффективному взаимодействию и вовлеченности всех членов команды, а также улучшает восприятие информации.
«Разделительная линия»
Время выполнения задачи составляет от 20 минут до 1 часа.
Количество участников может варьироваться от 5 до 100 человек.
Техника «МнеМыНам» направлена на помощь участникам в определении своих предпочтений и приоритетов. Этот метод эффективен для решения принципиальных и идеологических затруднений, а не только практических вопросов. Он позволяет глубже понять мотивацию и убеждения каждого участника, что способствует более осознанному принятию решений. Использование данной техники может значительно улучшить взаимодействие в группе и повысить уровень доверия между ее членами.
Модератор начинает с того, что рисует линию мелом или использует цветную клейкую ленту, чтобы обозначить границы обсуждения. Он напоминает участникам о проблеме, поднимает важный вопрос в провокационной форме: «Согласны ли вы с тем, что…?» Ожидается, что среди участников будет как согласная, так и несогласная сторона, в противном случае упражнение теряет смысл. Важно задавать вопросы последовательно, чтобы обеспечить понятность и углубленное обсуждение каждой темы.
С одной стороны линии окажутся те, кто полностью поддерживает данное мнение, а с другой — те, кто категорически с ним не согласен.
Участникам, находящимся в одной группе, рекомендуется обсудить причины выбора своей позиции в обсуждаемой теме. Обменявшись мнениями с согруппниками, участники могут пересмотреть свою точку зрения и, возможно, перейти на противоположную сторону. Этот процесс передвижения продолжается до тех пор, пока они не прояснят свое собственное отношение к проблеме. Такой подход способствует более глубокому пониманию обсуждаемого вопроса и позволяет рассмотреть различные точки зрения.
«Петиция»
Время выполнения задания составляет от 10 до 15 минут.
Количество участников составляет от 10 до 25 человек.
Техника «Петиция», известная на английском языке как roundrobin, представляет собой метод организации подписей, при котором подписи располагаются в круге, скрывая тем самым первенство подписавшего. Это форма коллективного обращения к одному адресату, например, к высокопоставленному должностному лицу. Важно отметить, что здесь не соблюдается иерархия подписавшихся, что делает анонимными как авторов, так и инициаторов обращения. Такой подход способствует созданию ощущения солидарности и единства среди подписантов, а также снижает риск негативной реакции со стороны властей на конкретных авторов петиций.
В процессе проведения «Петиции» модератор внимательно обходит комнату, предоставляя каждому участнику возможность высказать своё мнение. Он не прерывает высказывания и не реагирует на критику, что создает комфортную атмосферу для открытого диалога. По завершении выступлений модератор может дать комментарии или разъяснения, основываясь на мнениях участников. В итоге он подводит итоги обсуждения и формулирует ключевые мысли и идеи. Обычно замечания не фиксируются, а участник может высказаться только один раз. Однако в зависимости от времени и целей обсуждения, возможно предоставление второго слова.
Круговая дискуссия является эффективным начальным этапом взаимодействия, который помогает определить основные вопросы для обсуждения. Этот подход способствует преодолению тупиков в дискуссии и нахождению общих точек интереса между участниками. Основная цель не состоит в достижении консенсуса, поэтому каждому предоставляется возможность свободно выражать свои мысли и тревоги. Важно, чтобы участники не пытались доминировать в обсуждении, так как это может привести к неуправляемой ситуации. Круговая дискуссия создает пространство для открытого обмена мнениями и позволяет углубить взаимодействие между участниками.
«Консилиум»
Оптимальное время выполнения задачи составляет от 15 до 30 минут. Это позволяет эффективно организовать рабочий процесс и достичь максимальных результатов в установленные сроки. Учитывая разнообразие задач, время может варьироваться, но соблюдение этого диапазона способствует качественному выполнению работы и повышению продуктивности.
Количество участников должно составлять от 8 до 20 человек. Это оптимальный диапазон для эффективного взаимодействия и достижения поставленных целей. В такой группе удобно обмениваться мнениями, делиться идеями и проводить обсуждения. Наличие от 8 до 20 участников позволяет сохранить баланс между активным участием каждого члена группы и управляемостью процесса.
Техника «Консилиум» схожа с «Петицией», но имеет свои особенности, включая акцент на выявлении противоречий между позициями участников и исключение их комментариев. Обычно «Консилиум» организуется для отражения настроений группы. Например, можно провести методику «Аквариум» с одной подгруппой, в то время как другая группа в это время или позже участвует в «Консилиуме». Это позволяет всем участникам проанализировать процессы и факторы, которые либо объединяют, либо разъединяют коллектив. Такой подход способствует более глубокому пониманию динамики группы и улучшению взаимодействия между участниками.
В процессе проведения «Консилиума» участник, чтобы не нарушить порядок обсуждения, может передать другому участнику символический предмет, олицетворяющий право на выступление, например, условный микрофон или карточку. Количество этих предметов определяется в зависимости от ситуации, как и время, выделенное на выступление. Участники также могут иметь возможность передавать свои карточки друг другу, что добавляет гибкости в организацию обсуждения.
Консилиумы следует проводить с разумной периодичностью. Эта методика направлена на углубление обсуждения и создание атмосферы откровенности. Важно на таких встречах предотвращать проявления психологических защит, таких как смех, шутки или критические замечания, так как они могут негативно сказаться на восприятии информации и настроении участников. Эффективное ведение консилиумов требует внимательности к эмоциональному климату и поддержания конструктивного диалога.
«Карусель»
Время выполнения задачи составляет от 10 минут до 1,5 часов.
Количество участников может варьироваться от 3 до 30 человек.
Каждый участник по очереди высказывается в течение определенного времени (от 1 до 3 минут), при этом никто не имеет права перебивать. Этот метод позволяет поддерживать активное участие всех собравшихся и предотвращает расслабленность. Во-первых, никто не сможет оставаться в стороне, а во-вторых, это требует от каждого чёткой и аргументированной передачи своей точки зрения. Такой подход способствует более глубокому пониманию обсуждаемой темы и улучшает качество взаимодействия между участниками.
Инструмент схож с «Консилиумом», однако не предполагает выявления различий. Его главная задача — поддерживать рабочую активность участников и способствовать их готовности к выражению и обоснованию своих мнений.
«Занять позицию»
Время выполнения задачи составляет от 20 минут до 1 часа.
Количество участников может варьироваться от 5 до 100 человек.
Метод, о котором идет речь, аналогичен предыдущему и направлен на анализ разнообразия мнений по сложным вопросам. Модератор играет ключевую роль, предоставляя каждому участнику возможность выразить свою точку зрения и обосновать ее. Этот процесс включает в себя поиск самых убедительных аргументов, а также сравнение их с доводами других участников. Такой подход способствует глубокому пониманию темы и помогает выявить разные аспекты обсуждаемого вопроса.
На доске или на трех отдельных флипчартах размещаются плакаты с надписями «Да», «Нет» и «Не знаю». Модератор задает вопрос или обозначает тему для обсуждения и предлагает участникам по очереди выразить свое мнение по рассматриваемой проблеме. Участники подходят к плакату, который соответствует их позиции. Затем им предлагается самостоятельно или в группе единомышленников подготовить обоснование своей точки зрения, собрав несколько убедительных аргументов, которые могут повлиять на мнение других участников. Такой подход способствует более глубокому обсуждению и помогает развить навыки аргументации и критического мышления.
Если после обсуждения участники изменяют свою точку зрения, они переходят к другому плакату и выделяют наиболее убедительную идею или аргумент, представленный противоположной стороной. Такой подход способствует углублению анализа и лучшему пониманию различных позиций, что в свою очередь может привести к более обоснованным выводам и решениям.
Метод эффективен для обсуждения сложных вопросов, часто связанных с этическими аспектами и корпоративными ценностями. Например, данная техника может помочь определить, какой благотворительный проект следует финансировать в настоящее время, или в какой нематериальной поддержке больше всего нуждаются ветераны производства. Использование этого метода позволяет более глубоко проанализировать потребности и сделать обоснованные решения в области социальной ответственности.
Метод «горячего стула»
Оптимальное время, необходимое для выполнения задачи, составляет 10–15 минут. Это позволяет эффективно организовать рабочий процесс и достигать поставленных целей без чрезмерной спешки. Такой временной промежуток подходит для выполнения различных задач, включая планирование, анализ и реализацию действий. Установление четких временных рамок способствует улучшению продуктивности и позволяет сконцентрироваться на основных приоритетах. Учитывая возможность оптимизации процессов, 10–15 минут — это идеальный срок для достижения значительных результатов.
Количество участников составляет от 10 до 20 человек.
Участники располагаются по внешнему кругу. Внутри круга располагаются 3–5 стульев для тех, кто будет вести беседу. Один из стульев остается свободным и называется «горячим стулом». Дискуссия сосредоточена на поиске решений определенной проблемы.
Внутренний круг обсуждения открыт только для его участников. Если кто-то из внешнего круга желает присоединиться, он должен перейти во внутренний круг и занять «горячий стул». Это требует, чтобы один из текущих участников покинул внутренний круг и перешел во внешний, освобождая место для нового участника. Причиной такого перехода может быть желание передать слово другому, усталость от общения или отсутствие убедительных аргументов. Такой формат способствует динамике обсуждения и позволяет вовлекать новых участников, поддерживая активное взаимодействие.
При тех же условиях участники внешнего круга могут формулировать и записывать вопросы для членов внутреннего круга. Вопросы озвучиваются вслух, однако не всегда требуют немедленного ответа. Ответ может быть передан другому участнику дискуссии. Важно отметить, что участники внутреннего круга не задают вопросов участникам внешнего круга.
Модерация начинается с выяснения ожиданий участников, что позволяет каждому высказать своё мнение. Важно, чтобы все участники имели возможность поделиться своими мыслями. Модератор также может периодически проводить оценку текущего состояния группы, создавая «барометр настроения». Для обеспечения порядка в обсуждении можно использовать условный микрофон, передавая его по кругу, что способствует равноправному участию каждого.
«Разрыв»
Время выполнения задачи составляет от 20 до 40 минут.
Количество участников мероприятия составляет от 10 до 30 человек. Это оптимальный диапазон, который позволяет обеспечить активное взаимодействие между участниками и создать комфортную атмосферу для обсуждения. Наличие такого количества людей способствует более глубокому обмену мнениями и идеями, а также позволяет каждому участнику внести свой вклад в общую дискуссию.
Метод, предложенный рекламистом Жан-Мари Дрю в книге «Ломая стереотипы», представляет собой целое направление в области креативного мышления. Основанный на концепции трех зон — стереотипа, разрыва и видения — этот подход позволяет эффективно анализировать и преодолевать привычные шаблоны мышления. Каждая из этих зон соответствует определенному этапу сессии, что делает методику структурированной и понятной. Применение данного метода способствует генерации инновационных идей и решению сложных задач за счет выхода за рамки привычных представлений.
- На первом этапе диагностируются стереотипы относительно поставленной задачи: стандартные подходы к её решению, представления потребителей и заказчиков.
- На втором происходит разрыв, слом этих стереотипов, но не тривиальное изменение всех свойств на полную их противоположность, а замена проигрышных элементов.
- На этапе видения участники мысленно перемещаются в будущее и представляют найденное решение по прошествии некоторого времени.
Жан-Мари Дрю охарактеризовал свой метод как «катализатор воображения». Изучая рекламные традиции различных стран и регионов, он пришёл к выводу о возможности развития картезианской традиции, что подразумевает сомнение в привычных подходах и фокусировку на высших ценностях, способствующих формированию новых трендов на рынке. Для рекламщика важно не только предлагать продукт в привлекательной упаковке, но и побуждать потребителя к размышлениям, создавая глубокую связь между продуктом и его ценностями. Этот подход позволяет выделиться на фоне конкурентов и установить доверительные отношения с аудиторией.
Переделайте текст, но оставайтесь в рамках темы. Не добавляйте лишнюю информацию. Подкорректируйте текст с учетом SEO и при необходимости дополните его содержимое. Избегайте использования смайлов и ненужных символов. Не вводите разделы в виде нумераций или маркеров. Пожалуйста, предоставьте чистый текст.
Обратите внимание на актуальные материалы:
- 7 ролей в корпоративном обучении: кто такие T&D, L&D и прочие
- 5 принципов для корпоративного обучения в непонятных новых условиях
- Как развивать руководителей: 8 советов от экспертов
- Как адаптировать упражнения из очного тренинга для синхронного онлайн‑занятия
Soft Skills for Hard Times
Вы научитесь управлять командами, распознавать эмоции коллег и выступать на публике. Узнаете, как не терять продуктивность в стрессовых ситуациях, лучше справляться с работой и чувствовать себя увереннее.
Узнать подробнее