Корп обучение #Статьи

3 июля, 2025

Альфи Кон: поощрения за учёбу могут вызвать обратный эффект — демотивацию / Skillbox Media

Разбираемся в идеях учёного, который давно призывает пересмотреть взгляды на награды в учёбе и считает, что они не лучше наказаний.

Научитесь: Soft Skills for Hard Times

Узнать больше

Психологи утверждают, что внутренняя мотивация является наиболее эффективной. Тем не менее, часто требуется привлекать людей к процессу и убеждать их не останавливаться на достигнутом, используя внешние стимулы — такие как отметки, награды и обратная связь. На первый взгляд, эти подходы кажутся позитивными, но они могут иметь негативные последствия. Известный американский психолог Альфи Кон в своей книге «Наказание наградой. Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками» подчеркивает, что такие методы могут ослабить внутреннюю мотивацию и снизить интерес к процессу. Важно находить баланс между внутренними и внешними факторами, чтобы обеспечить устойчивую мотивацию и развитие.

В данной статье мы кратко рассмотрим основные идеи автора. Мы проанализируем ключевые моменты и дадим ясное представление о его взглядах и концепциях. Это поможет читателям лучше понять и оценить содержание.

  • как награды стали естественными и почему они оказались вредными;
  • чего именно люди хотят куда больше, чем поощрений;
  • почему обещание награды может даже сломать мотивацию;
  • почему нужно отказаться от оценок и что делать, если это не вариант;
  • правда ли, что подробная обратная связь тоже может навредить;
  • как построить учебный процесс и сформировать программу, чтобы минимизировать вред.

Почему награды стали данностью

Кон выделяет ключевую проблему системы поощрений: она является попыткой контролировать людей. Награды, подобно наказаниям, предназначены для того, чтобы побудить или заставить людей выполнять действия, которые они не стали бы делать самостоятельно. Хотя такая система может эффективно поддерживать порядок, она оказывается неэффективной для развития самостоятельного мышления у учеников или повышения качества работы сотрудников. В таких условиях как поощрения, так и угрозы не способствуют настоящему прогрессу и самореализации.

Награды пользуются популярностью по нескольким причинам. Кон объясняет это привычкой, сформировавшейся с детства: людей поощряют за «хорошее поведение», успешное выполнение заданий или усвоение уроков. Эта практика продолжается и во взрослом возрасте, когда сотрудникам предоставляют бонусы за качественную работу, а руководителей мотивируют опционами. Награды за выполнение требований воспринимаются как «принцип устройства мира» и «фундаментальный закон человеческих отношений», утверждает Кон. Эта система вознаграждений формирует позитивные отношения в коллективе и способствует повышению эффективности работы.

Формула «сделай так — и получишь это», по мнению Кона, отражает популярную версию бихевиоризма, укоренившуюся в массовом сознании. Основополагающим элементом этой теории является оперантное обусловливание: если конкретное действие сопровождается поощрением, вероятность его повторения возрастает. Несмотря на то что классический бихевиоризм в значительной степени утратил свою актуальность и уступил место когнитивным подходам, его упрощённая интерпретация продолжает оказывать влияние на наше мышление, утверждает Кон.

Альфи Кон утверждает, что предположение о том, что мы учимся или работаем исключительно ради награды, является не только неверным, но и унизительным. Это мнение разделяют многие, включая даже менее радикальных бихевиористов, чем Скиннер. Кон подчеркивает, что такая точка зрения упрощает сложность человеческой мотивации и игнорирует важные аспекты, такие как внутренние стремления и интересы. Понимание мотивации требует более глубокого анализа, чем простая связь между поведением и наградой.

Кон считает, что существующее понимание человеческой природы ошибочно по нескольким причинам. Во-первых, оно упрощает сложную природу человека, сводя его действия и мотивы к примитивным инстинктам. Это не учитывает глубину эмоциональных и социальных факторов, влияющих на поведение. Во-вторых, данное восприятие игнорирует культурные и исторические контексты, которые формируют личность. Человеческая природа не статична, она подвержена изменениям в зависимости от окружения и социума. Таким образом, необходимо рассматривать человека как многомерное существо, чьи поступки обусловлены не только биологическими факторами, но и социальными, культурными и психологическими аспектами, что делает понимание человеческой природы более комплексным и реалистичным.

Альфи КонФото: Wikimedia Commons

Почему в обучении награды не работают

Некоторые современные психологи продолжают рассматривать людей как «инертные объекты» и «пассивные существа», которые требуют стимуляции через разнообразные поощрения. Однако всё больше исследователей осознают, что человеку от природы присуще любопытство как к самому себе, так и к окружающему миру. Люди стремятся преодолевать препятствия, осваивать новые навыки и компетенции, а также выходить на более высокий уровень сложности в изучаемых или выполняемых задачах. Это активное стремление к развитию и самосовершенствованию подчеркивает динамичную природу человеческой психики и важность создания условий для личностного роста.

В теории самодетерминации, разработанной психологами Ричардом Райаном и Эдвардом Деси, представлено уникальное понимание человеческой мотивации. Согласно этому учению, важнейшими факторами, движущими человеком, являются не внешние стимулы, а стремление к взаимосвязи с окружающими, осознание своей компетентности и, что наиболее важно, автономность — способность самостоятельно принимать решения. Эта теория подчеркивает, что именно внутренняя мотивация и желание быть независимым играют ключевую роль в формировании поведения и достижении личных целей.

Альфи Кон подчеркивает важность контроля над собственной жизнью и возможности выбора будущего. Он отмечает, что при равных условиях мы склонны избегать тех видов деятельности, где ощущаем себя лишь пешками. Этот подход подчеркивает значимость автономии и личной ответственности в процессе принятия решений, что в свою очередь может способствовать более глубокому вовлечению и удовлетворению от жизни.

По мнению Райана и Деси, награды способствуют более глубокому осознанию достигнутых результатов, а также демонстрируют уровень контроля над ними. Альфи Кон утверждает, что чем интенсивнее мы ощущаем это, тем выше вероятность утраты интереса к данной деятельности. Награды, таким образом, играют важную роль в мотивации, однако чрезмерная зависимость от них может привести к обратному эффекту.

Учёный подкрепляет свои утверждения множеством исследований и экспериментов, проведённых более пятидесяти лет назад. Эти данные служат надёжной основой для его выводов.

  • Эксперимент Луизы Миллер в 1961 году. Когда ещё сохранял свою популярность бихевиоризм, исследовательница из Университета Кентукки попросила 72 девятилетних мальчиков отыскивать отличия на похожих рисунках. Некоторым за успех давали денежную награду, а другим просто сообщали, верно ли они ответили. Миллер думала, что дети, которые ожидали награды, будут отвечать лучше. Но оказалось, что те, кто стремился заработать, ошибались гораздо чаще.
  • Эксперимент Эдварда Деси в 1971 году. Студентам предлагали научиться придумывать газетные заголовки, соответствующие заданным правилам. Те, кому платили за каждый готовый заголовок, перестали улучшать результаты, а не получавшие денег участники эксперимента работали всё лучше.
  • Исследование Карла Вьести в 1971 году. Испытуемых студентов просили посмотреть на страницу и выбрать шаблон, наименее схожий с двумя другими на этой же странице. Выяснилось, что те, кому не предлагали поощрение, справлялись гораздо лучше тех, кому обещали материальное вознаграждение. При увеличении суммы приза результаты не изменились.

К началу 1980-х годов, согласно мнению Кона, уже невозможно было утверждать, что самый эффективный способ мотивации сотрудников — это использование материальных поощрений.

Исследования неоднократно подтверждали, что предложенные поощрения могут отвлекать испытуемых от выполнения заданий и приводить к снижению их интеллектуальной активности. Альфи Кон выдвигает гипотезу, согласно которой получатели вознаграждений начинают мыслить следующим образом: «Если для меня придумывают мотивацию, значит, я вряд ли бы сделал это по собственной воле». Это свидетельствует о том, что внешние стимулы могут негативно сказываться на внутренней мотивации и уровне вовлеченности в процесс.

Согласно статье психолога Кеннета Макгроу, Кон представляет собой два ключевых условия, при которых использование поощрений может негативно сказаться на конечном результате. Эти условия важны для понимания того, как мотивация влияет на поведение и достижения. Важно учитывать, что не все формы поощрений приводят к положительным результатам; в некоторых случаях они могут снизить внутреннюю мотивацию и привести к обратному эффекту. Исследования показывают, что применение поощрений должно быть тщательно продумано, чтобы избежать нежелательных последствий и обеспечить максимальную эффективность.

  • Задача и так достаточно интересна для исполнителя, и поощрение становится избыточной мотивацией.
  • У задачи нет очевидного решения. Из этого следует, что награды вредны, когда применяются для стимулирования творческой деятельности, заключает Кон.

Награды могут оказывать кратковременное воздействие на мотивацию. Например, в одном эксперименте школьники получали вознаграждения за участие в математических играх на протяжении двенадцати дней. Сначала дети активно включались в процесс, но как только награды прекратились, их интерес быстро угас. В результате уровень вовлеченности оказался даже ниже, чем у контрольной группы, которая не получала никаких вознаграждений. Это явление наблюдается не только у детей, но и у взрослых, о чем свидетельствует другое исследование. Таким образом, использование наград требует тщательного подхода, чтобы не снизить мотивацию в долгосрочной перспективе.

Фото: mall365 / Shutterstock

Поощрения, как правило, не способны изменить отношение и эмоциональную реакцию человека, которые определяют его поведение, отмечает Альфи Кон. Это утверждение подчеркивает важность внутренней мотивации и осознания собственных ценностей. Вместо того чтобы полагаться на внешние стимулы, важно развивать внутреннюю мотивацию, что способствует более устойчивым и положительным изменениям в поведении.

Чем активнее мы используем поощрения, тем больше они становятся необходимыми в будущем. Частое предложение вам вознаграждений за выполнение моих просьб способствует формированию зависимости от этих поощрений. Таким образом, чем больше я предлагаю вам стимулы за желаемые действия, тем сильнее вы начинаете ожидать и требовать их от меня. Это создает цикл, в котором поощрения становятся все более важными для поддержания мотивации.

Согласно Кону, внешняя мотивация может иметь негативное влияние на нашу самостоятельность. К таким вредным видам мотивации относятся угрозы, приказы, контроль через наблюдение, ожидание оценки, временные ограничения и конкуренция. Эти факторы могут подавлять внутреннюю мотивацию, что приводит к снижению инициативы и креативности. Важно осознавать, как внешние стимулы могут влиять на наше поведение и принимать меры для создания более благоприятной и поддерживающей среды, способствующей самостоятельности и внутреннему развитию.

Изучайте дополнительные материалы:

Необычная практика «Сладкая дорога» предлагает интересный подход к внутренней мотивации. Вместо того чтобы сосредотачиваться на внешних поощрениях, таких как награды или признание, данный метод акцентирует внимание на создании комфортной и приятной атмосферы для достижения целей. Используя элементы игры, такие как пузыри, участники могут легче справляться с трудностями и находить радость в процессе. Это позволяет не только повысить личную мотивацию, но и улучшить общее качество жизни, делая путь к достижению целей более увлекательным и вдохновляющим. Использование данной практики может стать эффективным инструментом для тех, кто стремится к самосовершенствованию и поиску гармонии в жизни.

Как избежать наград в учебном процессе

Психолог рекомендует создать мотивирующую среду, которая обеспечит «ясные и полноценные варианты выбора» и значительно повысит вероятность увеличения интереса ученика или сотрудника к выполняемым задачам. Как же добиться создания такой среды? Важно внедрять элементы, которые способствуют активному вовлечению и саморазвитию. Применение четкой системы поощрений, обеспечение доступности необходимой информации и ресурсов, а также создание атмосферы поддержки и сотрудничества помогут сформировать условия, при которых каждый сможет проявлять инициативу и заинтересованность в своей работе или учебе.

Одной из самых распространенных форм поощрения в образовательном процессе являются отметки. Систему оценивания неоднократно подвергали критике, и не без оснований: по мнению психологов, она лишь разделяет учащихся на группы, из которых практически невозможно выбраться. При этом отметки часто имеют субъективный характер, как подчеркивает Альфи Кон. Это мнение подтверждается как зарубежными, так и российскими научными исследованиями.

Учёный настоятельно рекомендует отказаться от отметок в образовательном процессе. Однако, учитывая, что системы образования по всему миру в ближайшее время вряд ли примут такие изменения, он предлагает несколько рекомендаций для снижения негативного влияния оценок на учащихся. Важно сосредоточиться на развитии навыков и знаний, а не на цифрах. Применение альтернативных методов оценки, таких как формативное оценивание и обратная связь, может помочь создать более поддерживающую образовательную среду. Также стоит акцентировать внимание на индивидуальных успехах каждого студента, что позволит повысить мотивацию и вовлечённость в обучение.

  • ограничить число заданий, за которые выставляются отметки;
  • сократить число возможных отметок всего до двух (например, «отлично» и «не закончено»);
  • не выставлять оценки по принципу рейтинга;
  • никогда не выставлять отметки в процессе освоения материала. Пока новое знание не усвоено до конца, учащимся нужно дать «время посомневаться и поосторожничать»;
  • привлекать учеников к процессу оценивания. Пусть ученики вместе с вами продумают критерии, по которым можно будет определить, насколько они успевают в учёбе, а затем сами оценят себя «в разумных с точки зрения практики пределах». Стоит привлекать учащихся и к обсуждению остальных нововведений.

Альфи Кон подчеркивает, что проблема заключается не в самих оценках, а в процессе оценивания в целом. Оценивание вызывает дискомфорт не только у студентов, но и у преподавателей. Например, редко кто из педагогов испытывает удовольствие от оценки своей работы администрацией. На первый взгляд, можно было бы перейти к более эффективным методам обратной связи. Однако и в этом случае существуют свои сложности, отмечает Кон.

Обратная связь является более эффективным инструментом, чем традиционное оценивание, однако это не гарантирует ее конструктивности. Исследования, охватывающие более 600 сравнений экспериментов, показывают, что даже самый четкий фидбэк может негативно сказаться на продуктивности. В случаях, когда обратная связь все же оказывает положительное влияние, его значение зачастую оказывается незначительным, а результаты обучения — поверхностными.

Психолог отмечает, что результат работы порой очевиден. Например, если вы посадили цветок, вы либо увидите росток, либо нет. Аналогично это касается и написания рассказа: удачна ли концовка, станет ясно по реакции читателя. В таких случаях обсуждение качества выполнения работы может оказаться бесполезным, так как это отвлекает ученика от самого процесса и фокусирует его внимание на стремлении получить похвалу. Важно сосредоточиться на самом процессе создания, а не на внешней оценке.

Обратная связь, как и оценка, не должна восприниматься как окончательная, считает Альфи Кон. Она играет важную роль на промежуточных этапах, даже если носит формирующий характер. Хорошая обратная связь не является похвалой, а представляет собой вопрос. В идеальном случае это предоставление информации по запросу получателя. Эффективные преподаватели и менеджеры чаще задают вопросы типа «Чем я могу помочь?» и «Что вам нужно знать?», чем просто делятся своими мнениями. Такой подход способствует более глубокому пониманию и развитию, что делает процесс обучения и управления более продуктивным.

Чтение полезных материалов способствует расширению кругозора и улучшению навыков. Регулярное ознакомление с новыми статьями и исследованиями позволяет быть в курсе последних тенденций и новостей в различных областях. Используйте качественные источники информации для повышения своей компетенции и углубления знания. Не забывайте делиться интересными находками с коллегами и друзьями для более эффективного обмена опытом. Читайте также:

Обратная связь в современных школах часто оставляет желать лучшего, что негативно сказывается на процессе обучения. Учителя не всегда предоставляют учащимся конструктивные замечания, что затрудняет их развитие. Кроме того, учащиеся могут не получать достаточной информации о своих успехах и недостатках, что мешает им эффективно работать над своими ошибками.

Для улучшения ситуации необходимо внедрение систематического подхода к обратной связи. Учителям следует уделять больше внимания индивидуальным потребностям учеников, предоставляя им конкретные рекомендации и советы по улучшению. Также важно развивать культуру открытого диалога между учениками и преподавателями, чтобы учащиеся могли свободно выражать свои мысли и задавать вопросы.

Современные технологии могут стать надежным помощником в этом процессе. Использование онлайн-платформ и приложений для обратной связи может значительно упростить коммуникацию и сделать её более доступной. Регулярные опросы и анкеты помогут собрать мнения учеников о качестве обучения и уровне удовлетворенности.

В конечном итоге, эффективная обратная связь в школах не только способствует лучшему усвоению материала, но и формирует у учащихся уверенность в своих силах, что является важным аспектом их личностного и академического развития.

Отказ от оценок — это не единственное условие для формирования стимулирующей учебной среды. Альфи Кон также подчеркивает важность создания учебного процесса, который будет вызывать интерес как у детей, так и у взрослых. Для достижения этой цели следует придерживаться нескольких ключевых принципов. Важно обеспечить вовлеченность участников, предложить разнообразие методов обучения и поддерживать атмосферу, способствующую исследованию и самовыражению. Это позволит сделать обучение более привлекательным и эффективным, что в свою очередь способствует лучшим результатам и развитию критического мышления.

  • Обучение должно быть деятельным. «Не только маленькие дети, но и взрослые, как правило, учатся эффективнее, когда есть возможность рассмотреть, потрогать и сделать что-то, чем когда они просто сидят за партой и слушают», — поясняет Кон.
  • У каждого задания должна быть понятная цель. В одном исследовании, замечает Кон, неспособность учителя донести смысл тех или иных упражнений оказалась главной причиной низкого интереса учеников к этим заданиям.
  • В учениках нужно пробуждать любознательность. Кон, ссылаясь на ещё одно исследование, предупреждает: «Идеи, которые слишком сильно расходятся с бытующими взглядами, люди чаще всего ставят под сомнение или отвергают; идеи, созвучные уже имеющейся информации, просто игнорируют».
  • Ученикам нужно подавать пример. Педагог может, к примеру, признавать, что чего-то не знает, или проявлять упорство, чтобы сделать что-то, что не получается с первого раза.
  • Преподавателю стоит приветствовать ошибки. Опытному учителю ошибки раскрывают ход рассуждений учащегося. А ещё важно понимать, что ученики, которые боятся допустить ошибку, реже просят о помощи.
  • Конкуренцию стоит заменить на работу в команде. Альфи Кон рекомендует предлагать ученикам работать в команде вместо того, чтобы «сталкивать лбами и разводить по углам». Важно помочь им привыкнуть обращаться друг к другу, если у них возникнет идея или вопрос.

Изменение образовательной среды — это лишь первый шаг к улучшению учебного процесса. Важно также обратить внимание на содержание учебной программы. Непривлекательные задания могут вызвать у студентов негативные эмоции и нежелание их выполнять. Вместо того чтобы наказывать учеников за несоблюдение дисциплины, стоит сделать учебные задания более интересными и увлекательными. Альфи Кон подчеркивает, что именно разнообразие и инновационность в упражнениях могут повысить мотивацию учащихся и сделать процесс обучения более эффективным.

Оптимизация уровня сложности заданий является ключевым аспектом для поддержания интереса и мотивации. Задания должны быть сбалансированы: они не должны быть слишком простыми, чтобы не вызывать скуку, и не настолько сложными, чтобы у человека возникало чувство страха перед неудачей. Этот подход соответствует принципам социального конструктивизма Льва Выготского и теории потока Михая Чиксентмихайи. Создание гармоничного уровня сложности позволяет эффективно развивать навыки и уверенность, что в конечном итоге приводит к более глубокому вовлечению и положительному опыту обучения.

Внутренняя мотивация, согласно мнению психолога Кона, усиливается, когда ученики получают разнообразные задания. Это подход помогает сгладить неравенство между учащимися, ведь у каждого есть свои уникальные навыки: одни развиты лучше, другие — слабее. Разнообразие типов заданий предоставляет возможность каждому проявить свои сильные стороны. Кроме того, можно назначать разные задания для отдельных учеников или групп, что снижает вероятность социального сравнения. Таким образом, создание инклюзивной образовательной среды способствует повышению мотивации и вовлеченности всех участников процесса.

Приукрашивание заданий может значительно повысить их привлекательность, особенно с использованием элементов геймификации. К примеру, курс по программированию можно организовать в формате увлекательного фантастического сюжета, что сделает процесс обучения более интересным и мотивирующим для студентов. Внедрение таких методов позволяет не только улучшить вовлеченность, но и способствует лучшему усвоению материала, обеспечивая более эффективное освоение программирования.

Альфи Кон подводит итог, утверждая, что для многих людей использование поощрений стало привычным и естественным процессом. Он отмечает, что представленные в книге доказательства ненужности наград могут вызвать недовольство у таких читателей. Кон также выражает надежду, что это встряхнет их восприятие. Важно понимать, что сомнение в укоренившихся установках — это проявление мужества и гибкости, которые необходимы каждому хорошему педагогу и родителю. Призыв к переосмыслению традиционных подходов к мотивации может стать важным шагом к более эффективному взаимодействию с детьми и учащимися.

Чтение является важной частью нашей жизни, способствующей развитию мышления и расширению кругозора. Оно не только помогает нам получать новые знания, но и развивает аналитические способности. В современном мире, насыщенном информацией, качественная литература может стать источником вдохновения и мотивации. Чтение книг, статей и других материалов обогащает наш внутренний мир и позволяет лучше понимать окружающую действительность.

Если вы ищете новые источники для чтения, обратите внимание на различные жанры, такие как научная фантастика, исторические романы или научные исследования. Это не только разнообразит ваш досуг, но и поможет вам глубже понять интересующие вас темы.

Погружение в литературу также может стать отличным способом расслабления и снятия стресса. Важно находить время для чтения в повседневной жизни, чтобы не только развивать свои навыки, но и наслаждаться процессом.

Не забывайте делиться своими находками с друзьями и близкими, создавая атмосферу обсуждения и обмена мнениями. Чтение – это не только индивидуальный процесс, но и возможность для общения и взаимодействия с другими.

Читайте книги, открывайте новые горизонты и развивайтесь вместе с литературой.

  • Повышение мотивации к обучению: какой стиль преподавания этому помогает
  • Модель мотивации Джона Келлера: что это такое и как работает
  • Как давать мотивирующую обратную связь: шаблоны и советы

Soft Skills for Hard Times

Вы научитесь управлять командами, распознавать эмоции коллег и выступать на публике. Узнаете, как не терять продуктивность в стрессовых ситуациях, лучше справляться с работой и чувствовать себя увереннее.

Узнать подробнее