Батл: кто разработает курс лучше — педдизайнер с помощью нейросети или без неё? / Skillbox Media
Рассказываем про результаты хоть и не очень научного, но очень интересного и показательного мини-эксперимента.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеВ чём заключался эксперимент
В эксперименте, проведенном Филиппой Хардман, принимали участие три участника. Исследование сосредоточено на анализе их поведения и взаимодействия в различных условиях. Целью эксперимента было выявление факторов, влияющих на принятие решений и социальные взаимодействия. Участники проходили серию заданий, которые позволили оценить их реакции и стратегии в различных ситуациях. Результаты данного эксперимента могут дать ценную информацию о психологии групповой динамики и индивидуального поведения.
- два опытных педдизайнера, один из которых выполнял все задачи в ходе эксперимента самостоятельно, а другой пользовался инструментами на основе генеративных нейросетей (ChatGPT 4o и Consensus GPT);
- человек без опыта в педдизайне — он тоже прибегал к помощи ChatGPT 4o и Consensus GPT.
Важно отметить, что автор эксперимента не уточняет, какой именно опыт был у участников, как долго они работают в профессии и можно ли считать профессионализм двух опытных педагогических дизайнеров равным. Эти аспекты могут существенно повлиять на результаты исследования и дать более полное представление о его достоверности.
Все участники Филиппа получили три одинаковые задачи.
- прописать образовательные цели онлайн-курса;
- выбрать стратегию преподавания на курсе;
- продумать общий план курса (то есть расписать, какие в нём будут модули).
Курс был разработан с целью предоставить предпринимателям и маркетологам практические навыки и стратегии, необходимые для эффективной продажи и развития инновационных продуктов и услуг в условиях быстро меняющейся рыночной среды. Участники курса получат инструменты для адаптации к новым тенденциям и повышения конкурентоспособности своих предложений.
Участники эксперимента продемонстрировали свои навыки в решении задач, и результаты оценивались подписчиками Филиппы Хардман на платформах Substack и LinkedIn. Филиппа представила результаты анонимно, что позволило подписчикам угадать, кто из участников выполнил задания: опытный педагогический дизайнер или новичок, использовавший нейросети или действовавший самостоятельно. В опросе, по словам автора эксперимента, приняли участие около 200 педагогических дизайнеров, однако точные данные не были предоставлены.
В результате анонимной оценки всех трех заданий участники заняли одинаковые места.
- лучше всех, по оценке подписчиков, справился опытный педдизайнер, применявший нейросети;
- на втором оказался новичок, выполнивший задания с помощью нейросетей;
- а опытный педдизайнер, работавший самостоятельно, без помощи нейросетей, оказался на третьем месте, то есть его результат оценили хуже, чем результаты остальных (даже новичка).
Эксперимент выявил интересные стереотипы, сложившиеся среди разработчиков образовательных программ по нейросетям. Педагогические дизайнеры часто недооценивают потенциал нейросетей, проявляя недоверие к ним, что напоминает отношение студентов к новым технологиям. В то же время, они склонны переоценивать возможности человека. Давайте подробнее рассмотрим этот феномен.
Как оценили разработку целей обучения
Опытный педдизайнер и новичок, использующие нейросети, успешно справились с формулированием целей курса. 70% респондентов, подписчиков Филиппы Хардман, оценили результаты работы педдизайнера как хорошие или очень хорошие, а 30% отметили их как прекрасные. Цели курса были практичными и применимыми в реальной жизни, а также подробно прописаны, что способствует лучшему пониманию и усвоению материалов.
Цели, сформулированные новичком с помощью нейросетей, получили положительную оценку от респондентов: 60% участников отметили, что они написаны хорошо или очень хорошо. Убедительность и качество этих целей создали впечатление, что их разработал опытный специалист в области обучения. При этом цели оказались практичными и достаточно детализированными, что подтверждает эффективность использования нейросетевых технологий в процессе целеполагания.
Цели, представленные опытным педдизайнером, который не использовал нейросети, были оценены большинством подписчиков как недостаточно четкие. Во-первых, их количество оказалось невелико – всего три цели, в то время как его опытный коллега с помощью нейросетей сформулировал двенадцать, а новичок – восемнадцать. Во-вторых, данные цели не содержали измеримых или практических результатов. Например, они подразумевали, что учащиеся «выучат» и «поймут» материал, а также «получат инсайты» из курса. Интересно, что подписчики Филиппы предположили, что эти цели были созданы искусственным интеллектом, а не человеком-профессионалом. Это подчеркивает важность четкой формулировки целей в образовательном процессе, поскольку они должны быть понятными и достижимыми для студентов.
По данным опроса, 64% участников высказали мнение, что представленные цели были сформулированы новичком с использованием искусственного интеллекта. Это указывает на то, что большинство педагогических дизайнеров по-прежнему убеждены: высокое качество образовательного контента зависит от участия опытного специалиста. Филиппа Хардман подчеркивает важность человеческого фактора в процессе разработки учебных материалов.
Автор эксперимента формулирует следующие выводы на основе полученных результатов:
- Людям трудно провести черту между работой человека и искусственного интеллекта, а представления о возможностях и ограничениях последнего часто ошибочны.
- У респондентов довольно значительно разошлись мнения о том, как вообще определять и формулировать цели обучения.
При анализе работы с нейросетями можно выделить важный аспект, связанный с подходом к формулированию промптов. Новички часто общаются с нейросетью, как с человеком, в то время как опытные дизайнеры используют более структурированные инструкции, что позволяет добиться лучших результатов. Это подтверждает, что работа с нейросетями требует определённых навыков, и разные пользователи могут получать различные результаты, даже используя одну и ту же модель. Если вы попробовали интегрировать нейросеть в свою работу и результаты вас не удовлетворили, это не означает, что технологии имеют ограничения. Скорее всего, вам стоит уделить время практике в создании эффективных промптов. Опыт и тренировка в этом направлении могут значительно улучшить взаимодействие с нейросетью и раскрыть её потенциал для ваших нужд.
Переделанный текст:
Изучайте дополнительные материалы:
Примеры запросов в ChatGPT для педагогов
Педагоги могут использовать ChatGPT для решения различных задач, связанных с обучением и развитием учеников. Вот несколько примеров запросов, которые помогут эффективно использовать возможности искусственного интеллекта в образовательном процессе.
Запросы могут включать создание учебных материалов, подготовку к урокам, генерацию идей для проектов, а также получение рекомендаций по методам преподавания. Педагоги могут задавать вопросы о лучших практиках в обучении, получать советы по работе с трудными учениками и искать вдохновение для новых подходов к обучению.
Также можно использовать ChatGPT для создания тестов и заданий, адаптированных под разные уровни сложности, или для разработки интерактивных заданий, которые помогут вовлечь учеников в учебный процесс. Искусственный интеллект может предложить идеи для образовательных игр и активностей, которые сделают обучение более увлекательным.
Кроме того, педагоги могут запросить информацию о современных образовательных технологиях и методах, которые можно интегрировать в класс. Запросы о психологии обучения и мотивации помогут лучше понять потребности учеников и создать более комфортную образовательную среду.
Использование ChatGPT в педагогической практике не только экономит время, но и способствует повышению качества образования, позволяя учителям сосредоточиться на индивидуальном подходе к каждому ученику.
Как оценили стратегию преподавания
В рамках стратегии преподавания на курсе опытный педагогический дизайнер, действующий самостоятельно, предложил использовать стандартные лекции и тесты для самостоятельной проверки знаний. Однако респонденты не оценили этот подход: большинство участников опроса отметили, что он устарел и не способствует вовлечению студентов в процесс обучения. В результате 63% опрошенных пришли к выводу, что такой метод скорее характерен для новичка, чем для опытного педдизайнера.
При разработке стратегии обучения важно учитывать, что мы часто переоцениваем навыки опытных разработчиков учебных программ и недооцениваем возможности искусственного интеллекта. ИИ способен повысить качество работы, превосходя традиционные подходы, ориентированные на человека. Эта ситуация отражает предвзятость, которую мы наблюдали и ранее: когда сталкиваемся с низким качеством работы, мы склонны обвинять ИИ или недостаток опыта, забывая, что иногда даже опытные специалисты могут демонстрировать слабые результаты. Филиппа Хардман подчеркивает, что важно переосмыслить наше восприятие роли ИИ в образовательных процессах.
Новичок предложил современный подход с использованием нейросетей — проблемно-ориентированный метод на основе кейс-стадии. Это решение вызвало положительный отклик у респондентов. Интересно, что лишь 27% участников опроса угадали автора данного решения, в то время как 51% предположили, что его разработал опытный педдизайнер, не использующий нейросети. Основные аргументы респондентов заключались в том, что они связывали выбор стратегии с человеческим опытом, считая, что у искусственного интеллекта его нет. Кроме того, они отметили, что обоснованность выбора свидетельствует о том, что решение принадлежит человеку, а не машине. Это подчеркивает важность человеческого фактора в процессе создания образовательных решений.
Опытный педагогический дизайнер интегрировал в свою стратегию преподавания современные методы, такие как «перевёрнутый класс», кейс-стадии и воркшопы с экспертами, используя возможности нейросетей. Результаты опроса показали, что 62% участников оценили этот подход как хороший или очень хороший, а 33% — как отличный. Респонденты правильно предположили, что разработка принадлежит опытному специалисту, который работал с нейросетями, поскольку только профессионал способен эффективно комбинировать различные методы и адаптировать их к образовательным потребностям. Упоминания исследований и логичная структура ответа также подтвердили высокий уровень экспертизы автора.
Филиппа Хардман сделала следующие выводы из второго эксперимента. Результаты исследования подтверждают важность факторов, влияющих на поведение участников. Эксперимент показал, что определенные условия могут значительно изменить результаты, что подчеркивает необходимость тщательного анализа данных. Хардман также отметила, что взаимодействие между переменными играет ключевую роль в формировании итоговых выводов. Эти результаты открывают новые перспективы для дальнейших исследований в данной области.
- Нейросети действительно могут стать неплохим помощником для разработчиков обучения. Более того, искусственный интеллект отчасти уравнивает опыт новичка и профессионала — потому что в эксперименте педдизайнер и человек, не имеющий отношения к разработке курсов, в целом отлично справились со своей задачей.
- При этом сами педдизайнеры всё ещё не верят в возможности ИИ и думают о них хуже, чем они есть на самом деле: ведь в этом эксперименте респонденты приписали работу плохого качества нейросетям, тогда как на самом деле это было не так.
Читать также:
Учебные мероприятия: 10 популярных форматов
Учебные мероприятия играют важную роль в образовательном процессе, предлагая разнообразные форматы для эффективного обучения. Рассмотрим десять типичных форматов, которые используются для повышения квалификации и обмена знаниями. Эти форматы подходят для различных аудиторий и могут применяться как в академической среде, так и в корпоративном обучении. Ключевыми форматами являются лекции, семинары, тренинги, вебинары, мастер-классы, симпозиумы, конференции, курсы, стажировки и практические занятия. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества, что позволяет удовлетворить потребности обучающихся и достичь поставленных целей. Выбор подходящего формата зависит от целей мероприятия, темы и целевой аудитории. Правильный подход к организации учебных мероприятий обеспечивает более глубокое усвоение знаний и развитие необходимых навыков.
Как оценили план курса
Опытный педдизайнер, который не использовал нейросети, успешно справился с задачей составления плана курса. Его работа была оценена респондентами как хорошая. План включал четыре модуля, которые были изложены кратко и без четких измеримых целей. Половина участников опроса смогла определить, что план принадлежит педдизайнеру, не использовавшему нейросети. Это может свидетельствовать о том, что различия в детализации и объёме текста помогают отличить работу человека от генерации искусственного интеллекта.
Программа для новичков, использующих нейросети, оказалась значительно более объемной и информативной. Участникам опроса понравилась высокая степень детализации и тщательная проработка плана, что создало впечатление, будто в разработке принимал участие эксперт в данной области. В итоге, 52% респондентов смогли угадать автора программы, что, по мнению Филиппы Хардман, подтверждает наличие уверенности в способности искусственного интеллекта не только разрабатывать качественные учебные планы, но и исполнять роль виртуального специалиста в нужной области. Этот факт подчеркивает растущий интерес к использованию нейросетей в образовательных процессах и их потенциал в создании эффективных курсов для пользователей.
На первом месте по оценкам вновь оказался план опытного педдизайнера, который использовал нейросети. Эта работа значительно выделялась на фоне первых двух, демонстрируя улучшение качества. В плане было представлено 12 модулей, включающих как теоретические, так и практические части. К каждому модулю были четко указаны учебные цели, которые должны быть достигнуты учащимися. Методисты высоко оценили данную работу, и подавляющее большинство из них правильно идентифицировало автора. Они отметили, что план, вероятно, был создан человеком, так как был тщательно проработан и отражал опыт специалиста. Это оценивалось как по содержанию, так и по установленным учебным целям. Однако оформление документа указывало на использование нейросетей, что подчеркивало синергию между человеческим опытом и современными технологиями.
Третий эксперимент продемонстрировал, что методисты всё же отмечают определённые преимущества использования искусственного интеллекта.
- он может выступать в роли тематического эксперта;
- служит неплохим инструментом для работы с текстом (что позволяет качественно «упаковать» идеи и наработки опытного педдизайнера);
- позволяет быстрее выполнять определённую часть работы.
В процессе создания готового продукта для педдизайнеров было важно увидеть человеческий аспект. Они уделяли внимание тому, как составлен план, а также оценивали, присутствует ли в нем «след» человека или машины.
Выводы у автора эксперимента
Будущее учебного дизайна, по мнению Филиппы Хардман, в значительной степени будет определяться симбиотическими отношениями между человеком и искусственным интеллектом. Как и в других областях применения ИИ, характеристики этих отношений будут различаться в зависимости от профиля и потребностей пользователей. Учебный дизайн будет адаптироваться к новым технологиям, что обеспечит более эффективные и персонализированные образовательные процессы.
Для опытного педдизайнера генеративные нейросети представляют собой полезный рабочий инструмент. Они демонстрируют высокую эффективность, когда профессионал точно указывает, что необходимо создать и как это сделать. Однако для достижения наилучших результатов требуется два ключевых аспекта: глубокое понимание педагогического дизайна и знание принципов работы нейросети. Важно уметь формулировать корректные промпты и эффективно взаимодействовать с нейросетью, чтобы максимально использовать её потенциал в процессе проектирования.
Нейросеть может стать полезным инструментом для начинающих в педагогическом дизайне, помогая ускорить выполнение задач, с которыми новички сталкиваются с трудностями, например, в формулировании целей обучения. Филиппа Хардман признаёт, что нейросеть не может заменить настоящего эксперта в области педагогического дизайна. Однако, как показали эксперименты, она способна предоставлять полезную помощь, что делает её ценным ресурсом для обучения и развития в этой сфере.
Искусственный интеллект представляет собой мощный инструмент для профессионализации педагогического дизайна. Он автоматизирует ключевые аспекты нашей работы, такие как генерация контента, и подчеркивает важность глубоких знаний в предметной области. Благодаря этому ИИ способствует достижению уровня, к которому мы стремимся на протяжении многих лет, позволяя нам сосредоточиться на совершенствовании и конечном влиянии нашей работы. Филиппа Хардман отмечает, что такой подход открывает новые возможности для педагогов, позволяя им более эффективно использовать свои навыки и знания.
Интересно рассмотреть ситуацию, в которой опытный педагогический дизайнер, работавший без нейросетей, уступил даже новичку в эксперименте. Филипп Хардман не комментирует этот факт, однако можно сделать несколько выводов. Во-первых, опыт не всегда является гарантией профессионализма; во-вторых, у опытных специалистов могут быть привычные стереотипы и шаблонные подходы, которые мешают им находить оптимальные решения. Эксперимент, связанный с разработкой стратегии преподавания, это наглядно подтвердил. В-третьих, данный случай подчеркивает, что не следует переоценивать человеческие способности и профессионализм, так же как и недооценивать потенциал нейросетей. Эти технологии способны значительно расширять возможности в образовательной сфере и предлагать инновационные подходы.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее