Корп обучение #Статьи

20 июня, 2025

Чему учить руководителей в 2024 году: как это видят исследователи из Гарварда / Skillbox Media

Пересказываем ключевые тезисы из большого отчёта и сравниваем с российскими реалиями.

Хрупкий диджитал-мир: с какими вызовами столкнулись L&D

Исследователи определили четыре ключевых вызова в обучении лидеров, которые уже знакомы специалистам в области обучения и развития (L&D) и которые станут приоритетными задачами в ближайшем будущем. Эти вызовы требуют внимания и активного подхода, чтобы обеспечить эффективное развитие лидерских навыков и адаптацию к быстро меняющимся условиям рынка.

Первым шагом является обучение руководителей не только проявлению терпения в условиях неопределенности и потрясений, но и эффективному использованию этих ситуаций в свою пользу. Согласно опросу, 74% респондентов подчеркивают важность включения в программы обучения руководителей навыков работы с рисками. Также столь же значимый процент участников опроса считает необходимым обучать руководителей навыкам взаимодействия с сотрудниками, которым требуется ясность и поддержка в определении направлений развития в условиях динамичных изменений.

Важно понимать, что обучение необходимо не только для высокопрофильных руководителей, но и для менеджеров всех уровней, включая линейных. В условиях нестабильности они должны уметь анализировать данные и принимать обоснованные решения, проявляя при этом выдержку и готовность к риску. Поддержка команды в таких ситуациях также играет ключевую роль в успешном управлении.

Поддержка команды включает в себя важный аспект гуманизации руководителей. Инклюзия и разнообразие участников уже стали нормой, но современные сотрудники ожидают большего: они хотят, чтобы руководство ценило их идеи и уникальный опыт, который может принести значительную пользу компании. Эта ситуация создает дополнительное давление на менеджмент, который должен уметь «сглаживать углы», разрешать конфликты и взаимодействовать в тех случаях, когда сотрудники ощущают себя исключёнными из процессов. Эффективное управление командой требует внимательного отношения к каждому члену, что способствует созданию более гармоничной и продуктивной рабочей атмосферы.

Согласно опросам, 76% респондентов считают, что ключевыми навыками руководителей, способствующими достижению целей компаний в следующем году, являются эмпатия, активное слушание и предоставление конструктивной обратной связи. Кроме того, 75% участников исследования выделяют умение эффективно управлять конфликтами и стремление к продвижению инклюзии в рабочей среде как важные приоритеты для успешного руководства.

Авторы отчета выделили изменения в организациях труда, с которыми сталкиваются современные руководители. Переход на гибридные и удаленные форматы работы, а также замена постоянных сотрудников на подрядчиков значительно изменили традиционные структуры. Эти трансформации превратили управление в сложный процесс, требующий новых подходов и стратегий для эффективного взаимодействия и обеспечения продуктивности команды.

Кадр: фильм «Она» / Annapurna Pictures / Warner Bros

Для успешного управления командой необходимо создать гибкую и продуктивную структуру, которая позволит выявлять и развивать сотрудников с лидерскими качествами и высоким потенциалом. Согласно опросам, 48% респондентов уверены, что в наступающем году от руководителей потребуется проявлять продуктивность и обеспечивать рост, несмотря на внедрение новых рабочих моделей. Это подчеркивает важность адаптации к изменениям и развития эффективных методов управления талантами в условиях современного рынка.

Вызов, с которым сталкиваются современные руководители, заключается в необходимости повышения их технической и цифровой грамотности. Согласно опросам, 48% респондентов считают, что в ближайшем будущем руководителям придется уделять больше внимания быстро развивающимся технологиям и адаптироваться к ним. Один из участников опроса, партнёр международной технологической компании, отметил, что многие решения теперь принимаются автоматически с использованием новых технологий, значительно быстрее, чем это делали люди в прошлом. Тем не менее, руководители часто тратят много времени на изучение принципов работы этих технологий или на обучение их использованию. Кроме того, они могут оспаривать автоматические решения, если не согласны с ними. Повышение технической грамотности становится критически важным для успешного управления и принятия эффективных решений в условиях цифровой трансформации.

Что поможет справиться с вызовами

Исследователи из Гарварда представили четыре актуальных подхода, которые, по их мнению, способны эффективно решить вызовы, стоящие перед функциями обучения и развития (L&D) и управления персоналом (HR). Эти методы нацелены на повышение эффективности и адаптивности организаций в условиях быстро меняющегося рынка труда. Опираясь на новейшие исследования и практики, данные подходы могут стать ключевыми для формирования успешной стратегии в области человеческих ресурсов и обучения.

  • Учёба «в процессе жизни».

Термин «обучение в процессе работы» можно рассматривать как игру слов, которая отражает современные тенденции в образовании. Границы между рабочим и личным временем, а также пространством, становятся всё более размытыми. С возможностью работать из любой точки мира и гибким графиком, подход к обучению также должен изменяться. Это означает, что учебный процесс должен быть доступен в любое время и в любом месте, что открывает новые горизонты для профессионального и личностного роста. Обучение становится непрерывным и интегрированным в повседневную жизнь, что позволяет людям эффективно развивать свои навыки и знания в условиях динамично меняющегося мира.

Авторы отчёта цитируют мнение главного специалиста по кадрам одной из международных технологических компаний. Он отмечает, что важно предоставить людям возможность получать актуальный учебный опыт в удобное для них время. Например, человек, ожидающий своего младшего ребёнка после тренировки, должен иметь возможность воспользоваться телефоном и потратить всего десять минут на обучение.

  • Участие топ-менеджмента в обучении.

Согласно данным отчёта, топ-менеджмент сегодня уделяет значительное внимание вопросам обучения. Авторы отчёта отмечают, что даже члены советов директоров активно участвуют в этой области. Так, 54% респондентов сообщили, что их высшее руководство «очень вовлечено» в процессы обучения, а 39% — «частично вовлечено». Это подчеркивает важность формирования культуры постоянного обучения в организациях.

База знаний компании, стратегия развития, ресурсы и культура обучения существенно влияют на процесс обучения руководителей в организации. Эти аспекты напрямую зависят от высшего руководства, которое формирует и направляет образовательные инициативы. Эффективное обучение лидеров требует четкой поддержки и понимания со стороны верхнего эшелона, что в свою очередь способствует успешной реализации корпоративных целей.

  • Развитие адаптивной искренности.

Общая тенденция, выявленная в рамках опроса по развитию лидерства, заключается в том, что респонденты акцентируют внимание на необходимости формирования лидеров, способных устанавливать и поддерживать доверительные отношения с сотрудниками, клиентами и другими заинтересованными сторонами. Это подчеркивает важность доверия как ключевого элемента эффективного лидерства, что в свою очередь влияет на успешность бизнеса и организационную культуру. Таким образом, развитие лидерских качеств должно быть направлено на создание прочных связей, способных укрепить взаимодействие внутри команды и повысить уровень удовлетворенности клиентов.

Тренд на естественность и открытость в управлении продолжает набирать популярность, однако у специалистов в области обучения и развития (L&D) остается значительное пространство для действий. Руководителям важно не только найти свой уникальный стиль управления, но и сделать его адаптивным, что позволит обеспечить постоянный рост и развитие. Естественность и открытость — это важные качества, но они не должны приводить к стагнации и отсутствию изменений. Для успешного управления необходимо сочетать эти качества с гибкостью, что позволит эффективно реагировать на изменения в бизнес-среде.

  • Учёт нового социального капитала и культурных пробелов.

Около 28% респондентов выделили построение корпоративной культуры, включая культуру обучения, как одну из трех ключевых потребностей в развитии лидеров. Это связано с тем, что социальное и совместное обучение сегодня занимает приоритетное место. Оно предполагает формирование сообществ, укрепление связей и развитие общего языка внутри компании. Эти элементы необходимы для подготовки эффективных лидеров и руководителей, хотя и не являются первоочередными целями. Однако их значение возрастает в условиях гибридной или удаленной работы. В таких условиях отделы обучения и развития (L&D) должны прилагать дополнительные усилия для поддержания корпоративной культуры и создания социального капитала, который способствует росту компании и преодолению возникающих барьеров.

Что ждут от обучения руководителей в России

Масштабные исследования по обучению руководителей проводятся не так часто, однако в России также существуют подобные инициативы. Одно из таких исследований было проведено в 2022 году в «Сколково». В ходе исследования выяснили, какие приоритеты в развитии руководителей ставят компании на ближайшие годы. Гарвардский опрос, охватывающий в основном компании с числом сотрудников от 20 тысяч (63% респондентов), позволяет сравнить данные с результатами «Сколково», в котором участвовали организации с числом сотрудников более 25 тысяч. Однако стоит отметить, что в опросе «Сколково» таких компаний было лишь 15. Полученные результаты могут быть полезны для понимания тенденций в обучении и развитии руководителей в российских компаниях, а также для выработки эффективных стратегий управления.

Фото: Skolkovo resident

Год назад опрос, проведённый «Сколково», выявил ключевые гибкие навыки, востребованные у руководителей крупных российских компаний. На первом месте оказались командная эффективность, инклюзивность, мотивация сотрудников и разрешение конфликтов. Эти результаты подчеркивают актуальность вызова по «гуманизации» руководителей в российском бизнесе. На втором и третьем местах расположились ментальная гибкость и осознанность, что также свидетельствует о схожести задач, стоящих перед российскими и зарубежными специалистами, особенно в условиях неопределённости. Однако стоит отметить, что готовность руководителей к риску является актуальной только для трети опрошенных российских компаний, что указывает на различия в подходах к управлению в России и за границей.

В современных российских реалиях существует вызов, который не воспринимается столь остро, как за границей: это работа с новыми технологиями. Лишь 13% отечественных компаний считают цифровую грамотность важным навыком для менеджмента. Тем не менее, данная статистика не отражает общей ситуации в индустрии. В малых и средних предприятиях, где численность сотрудников варьируется от одной до пяти тысяч, цифровые навыки становятся необходимыми для 33% организаций. Кроме того, в таких компаниях командная эффективность имеет большее значение — 72% опрошенных считают её приоритетной, в то время как в крупных корпорациях с числом сотрудников более 25 тысяч этот показатель составляет всего 57%. Таким образом, работа с новыми технологиями и развитие командной эффективности играют ключевую роль в успехе малых и средних предприятий в России.