Корп обучение #Статьи

4 июля, 2025

Что такое eduScrum / Skillbox Media

Сейчас чего только не придумают — вот уже и Agile из сферы IT в педагогике используют. Зачем? Разбираемся.

Содержание:

    Научитесь: Профессия Контент-менеджер в SMM

    Узнать больше

    Кто оказал помощь в нашем понимании темы:

    Математик и специалист по игровому обучению детей, коуч ICF и PSM I (Professional Scrum Master I), я являюсь официальным представителем eduScrum в России. Веду тренинги и разработал онлайн-курс по eduScrum, который помогает развивать навыки командной работы и критического мышления у детей через игровые методы. Моя цель – сделать обучение увлекательным и эффективным, используя современные подходы и методики.

    Методика eduScrum эффективно решает несколько ключевых задач. Она способствует развитию командного взаимодействия, повышает уровень вовлеченности учащихся и улучшает результаты обучения. Благодаря гибкому подходу, eduScrum адаптируется под различные образовательные контексты, позволяя педагогам внедрять элементы Scrum в учебный процесс. Это обеспечивает более структурированное освоение материала и способствует формированию критического мышления у студентов. Кроме того, методика помогает учащимся развивать навыки самоорганизации и ответственности, что является важным аспектом их подготовки к будущей профессиональной деятельности. Внедрение eduScrum в образовательные учреждения способствует созданию активной и мотивирующей учебной среды.

    • формирует командные навыки. Работа в командах — глобальный тренд, с которым ученикам придётся столкнуться в профессиональной деятельности, где бы они ни трудились. Она требует особых софт-скиллов. Сейчас и работодатели, и вузы очень озабочены их развитием. Авторы и тренеры eduScrum считают, что проще развивать способность к совместной работе в раннем возрасте, чем с трудом переучиваться и перестраиваться годы спустя.
    • Мотивирует к обучению. Методика eduScrum меняет подход «образование ради образования»: ученики не просто зубрят теорию, а понимают её необходимость, умеют применять в разных ситуациях и осознанно подходят к получению знаний.
    • Развивает soft skills. Учителя, применяющие eduScrum на практике, отмечают, что подход позволяет формировать или усиливать лидерские качества, а некоторым детям — просто проявлять себя, поскольку даже самые тихие ребята становятся заметны в небольших коллективах. Но лидерством дело не ограничивается. Например, планирование и соблюдение правил развивают самостоятельность, мотивацию, учат критически мыслить, оценивать свои действия и их эффективность, создавать рабочий проект на основе заданных критериев. Помогает eduScrum и коммуникации: ребята понимают, что значит слышать и слушать других, учатся договариваться друг с другом.

    В результате данной образовательной структуры студенты развивают индивидуальный запрос на обучение и формируют осознанный подход к процессу получения знаний. Это способствует более глубокому пониманию учебного материала и повышает мотивацию к обучению. Такой подход позволяет учащимся не только усваивать информацию, но и применять её на практике, что в конечном итоге ведёт к более эффективному обучению и личностному росту.

    Это методика Вилли Вейнандса, учителя из Нидерландов с 45-летним опытом преподавания естественных наук, включая физику, химию и биологию. Вилли стремился изменить традиционную систему образования и создать атмосферу, в которой ученики стали бы активными участниками учебного процесса, а не просто слушателями и потребителями информации. Для достижения этой цели он активно экспериментировал с различными образовательными методами, что позволило ему разработать уникальный подход к обучению, способствующий вовлечению и развитию критического мышления у школьников. Методика Вейнандса направлена на формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, сотрудничества и творческого мышления, что делает её актуальной в современном образовательном контексте.

    Идея eduScrum возникла у Вейнандса в 2011 году, когда знакомый поделился информацией о тренинге Джеффа Сазерленда и внедрении методологии Scrum в своей компании. Эта система позволила объединить различные идеи и подходы, создав целостный образовательный процесс.

    Вилли начал внедрять методику eduScrum с одного класса, а затем постепенно распространил её на остальные. В процессе создания некоторых элементов он привлекал учеников, что позволило учесть особенности подросткового мышления и школьного менталитета. Эксперимент вызвал интерес среди коллег, и Вейнандс начал обучать их этой методике, что способствовало масштабированию его опыта. Так возникло международное сообщество педагогов, использующих eduScrum, которое активно работает в разных странах мира. Российское отделение этого сообщества является одним из самых активных и динамично развивающихся. Метод eduScrum демонстрирует эффективность в образовательном процессе, улучшая взаимодействие между учениками и педагогами, что позволяет достигать высоких результатов в обучении.

    Фото: страница Вилли Вейнандса в Facebook*

    Учителя, использующие методику eduScrum, делятся впечатляющими результатами. Они отмечают улучшение вовлеченности учащихся в учебный процесс, развитие командной работы и навыков самоорганизации. Благодаря применению eduScrum, студенты становятся более ответственными за свое обучение, что способствует повышению качества усвоения материала. Методика также помогает в формировании критического мышления и креативности, что является важным аспектом современного образования. Учителя видят, как ученики становятся более активными участниками своего образовательного процесса, что положительно сказывается на их мотивации и успеваемости.

    • Благодаря eduScrum сроки прохождения стандартной программы сокращаются на несколько недель. По опыту Вилли Вейнандса, на годовую программу уходит три учебных четверти. Четвёртая же в его классах обычно посвящена свободным проектам: подростки сами выбирают темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и выясняют, как взрываются звёзды или какая химия происходит, когда человек влюбляется.
    • Оценки чуть выше, чем при традиционном подходе, либо такие же. Однако здесь важно помнить, что автор eduScrum и не ставил задачи повысить успеваемость. Ведь самое главное — не оценки, а заинтересованность в предмете, умение применять знания, личностный рост. Если соблюсти эти условия, то и пятёрок может стать больше.
    • Дети лучше запоминают материал. Так, в саратовской школе №95 eduScrum применяли при подготовке десятиклассников к ЕГЭ: ученики делали командные проекты по темам урока. Школьники поделились с педагогом, что забыли практически все произведения, изучаемые в обычном формате за девятый класс, а проектная работа по eduScrum смогла это исправить — запомнился максимум материалов программы.
    • Ученики становятся активными и увлечёнными. Этому способствует совместная работа, комфортная обстановка на занятиях и свобода выбора. Этот вывод подтверждают и исследователи.
    • Активно развивается учебная самостоятельность и навыки планирования.

    Методика eduScrum основана на принципах эмпирического управления, которое утверждает, что знание формируется через опыт и принятие решений на основе доступной информации. Эта система опирается на три ключевых принципа, которые объединяет доверие педагогов к учащимся. В результате, методика создает условия для активного участия студентов в учебном процессе, способствует развитию их критического мышления и навыков самоуправления. EduScrum также акцентирует внимание на сотрудничестве и командной работе, что делает обучение более эффективным и адаптированным к потребностям каждого ученика. Применение данной методики в образовательном процессе способствует не только усвоению знаний, но и формированию устойчивых навыков, необходимых в современной жизни.

    Прозрачность является ключевым аспектом в различных сферах, от бизнеса до личных отношений. В современном мире, где информация доступна на расстоянии одного клика, открытость и честность становятся важными ценностями. Прозрачность позволяет укрепить доверие между компаниями и клиентами, а также способствует лучшему пониманию процессов и решений. Бренды, которые придерживаются принципов прозрачности, привлекают больше клиентов, так как люди ценят искренность и готовность делиться информацией. В итоге, прозрачность не только улучшает репутацию, но и способствует долгосрочному успеху в конкурентной среде.

    Все участники образовательного процесса четко осознают его цели, этапы, задачи, а также правила взаимодействия, ожидаемые результаты и критерии оценки. Особое внимание следует обратить на последний пункт, поскольку понимание термина «изучить тему» может варьироваться. Для одного это может означать прочесть книгу, в то время как для другого — заучить три параграфа и выписать пять определений. Это различие в подходах подчеркивает важность единого понимания образовательных целей и методов оценки, что в свою очередь способствует более эффективному обучению и достижению высоких результатов.

    Инспекция, также известная как исследование, представляет собой процесс, направленный на систематическую проверку и анализ объектов, процессов или систем. Это важный этап, позволяющий выявить недостатки, оценить качество и соответствие установленным стандартам. Инспекция может проводиться в различных сферах, включая строительство, производство, экологию и здравоохранение. Качественная инспекция требует применения различных методов и инструментов для получения объективных данных. Основная цель инспекции – обеспечить соответствие требованиям и повысить эффективность процессов. Регулярные инспекции способствуют минимизации рисков и улучшению общей производительности.

    Процесс инспекции позволяет отслеживать текущее состояние проекта, а также прогресс учеников в его реализации. Это дает возможность своевременно выявлять и корректировать возможные проблемы. Инспекция осуществляется в ходе работы, а не в качестве финальной контрольной проверки.

    Адаптация — это процесс, в ходе которого организм или система приспосабливаются к изменениям окружающей среды или внутренним условиям. В биологии адаптация позволяет видам выживать и развиваться в различных условиях, обеспечивая их продолжение. В контексте бизнеса адаптация связана с изменением стратегий и подходов для успешного функционирования на рынке. Важно отметить, что адаптация требует гибкости и готовности к изменениям, что позволяет как живым организмам, так и компаниям эффективно реагировать на вызовы и использовать новые возможности. Адаптация способствует улучшению конкурентоспособности и устойчивому развитию в непрерывно меняющемся мире.

    Регулярные проверки позволяют оптимизировать процесс обучения. Ученики имеют возможность постоянно отслеживать свои достижения и определять, требуется ли внесение изменений для достижения поставленных целей. Такой подход способствует более эффективному обучению и помогает своевременно выявлять и устранять проблемы.

    Вилли Вейнандс определяет пять ключевых ценностей eduScrum, которые являются аналогами ценностей Scrum. Эти ценности служат основой для эффективного обучения и развития в образовательном процессе, способствуя созданию среды, в которой учащиеся могут активно участвовать и достигать поставленных целей. Применение этих ценностей в учебной практике способствует не только улучшению взаимодействия между учащимися, но и повышению качества образовательного процесса в целом.

    Психологическая безопасность является важным аспектом как в личной жизни, так и в рабочей среде. Она подразумевает создание атмосферы, в которой люди чувствуют себя комфортно, могут открыто выражать свои мысли и идеи, не опасаясь негативной реакции со стороны окружающих. В условиях психологической безопасности сотрудники более склонны к сотрудничеству, инновациям и принятию обоснованных рисков. Это, в свою очередь, способствует повышению общей продуктивности и эффективности работы команды.

    Создание психологически безопасной среды начинается с открытой коммуникации и доверительных отношений. Руководители должны поощрять обратную связь, активно слушать своих подчиненных и устранять страх перед ошибками. Важно также признавать достижения и усилия каждого члена команды.

    Психологическая безопасность не только улучшает моральный климат, но и способствует развитию креативности, что является особенно актуальным в условиях быстро меняющегося рынка. Поэтому организациям следует уделять внимание созданию и поддержанию психологически безопасной среды для достижения устойчивого успеха.

    У учеников должна быть возможность свободно работать, выражать свои мысли и брать на себя ответственность. Если создать атмосферу, где ошибки не принимаются и за них наказывают, то инициативы не будет. В условиях страха люди сосредоточены на своей защите, а не на обучении. Поэтому учителю важно проявлять доверие к ученикам, демонстрируя готовность к экспериментам и признанию ошибок. Процесс обучения должен основываться на четких правилах и взаимодействии, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию критического мышления.

    Радость — это одно из самых ярких и положительных чувств, которое испытывает человек. Она может возникать в результате различных событий и ситуаций, будь то успех в работе, приятные встречи с близкими или простые моменты счастья. Радость наполняет жизнь смыслом и способствует улучшению эмоционального состояния.

    Научные исследования показывают, что радость влияет на здоровье, укрепляя иммунную систему и снижая уровень стресса. Люди, испытывающие радость, более склонны к позитивному мышлению и открыты новым возможностям. Чтобы привнести больше радости в свою жизнь, важно фокусироваться на положительных моментах, развивать благодарность и находить время для любимых занятий.

    Создание радостной атмосферы вокруг себя также играет важную роль. Это может быть общение с позитивными людьми, занятия хобби или даже простые прогулки на свежем воздухе. Все это способствует формированию внутреннего ощущения счастья и удовлетворенности. В конечном итоге, радость — это не только эмоциональное состояние, но и активный процесс, который требует внимания и заботы о себе и окружающих.

    Вилли Вейнандс подчеркивает значимость получения удовольствия от процесса обучения, особенно в работе с детьми. Традиционно в образовательной системе доминирует подход, согласно которому обучение воспринимается как обязанность, а не как источник радости. Однако радость не должна рассматриваться как антоним труда, а как средство, способствующее созданию комфортной атмосферы и повышению мотивации учащихся. Например, использование ненавязчивой музыки на уроках или совместный перекус со сладостями могут стать эффективными способами поддержки, которые не отвлекают от учебных целей, но делают процесс обучения более приятным и увлекательным. Важно помнить, что положительные эмоции в образовательной среде могут значительно улучшить восприятие материала и способствовать лучшему усвоению знаний.

    Понимание — это ключевой аспект человеческого взаимодействия и обучения. Оно охватывает способность воспринимать, осмысливать и интерпретировать информацию. Важность понимания проявляется в различных сферах жизни, будь то личные отношения, профессиональная деятельность или образовательные процессы. Глубокое понимание позволяет не только эффективно общаться, но и принимать обоснованные решения. Развитие навыков понимания способствует улучшению критического мышления и способности к анализу. В современном мире, где объем информации постоянно растет, умение понимать и фильтровать данные становится особенно актуальным. Таким образом, акцент на понимании имеет решающее значение для успешной адаптации и прогресса в разнообразных областях.

    Ученикам важно понимать, зачем они изучают определенный предмет или тему, а также как полученные знания могут быть полезны в их будущем. Если преподаватель не осознает значимость изучаемого материала, ему будет сложно донести эту информацию до своих учеников. Понимание практической ценности теории способствует более глубокому усвоению знаний и повышает мотивацию к обучению.

    Свобода является одной из основополагающих ценностей человеческого существования. Она подразумевает возможность выбора и действия без внешнего принуждения. Свобода охватывает различные аспекты жизни: личные, социальные, экономические и политические. Важность свободы нельзя недооценивать, так как она влияет на развитие личности и общества в целом.

    В условиях свободы человек может сам определять свои цели, принимать решения и нести за них ответственность. Это создает пространство для самовыражения и творчества, позволяя каждому индивиду развиваться и достигать своих амбиций.

    Кроме того, свобода тесно связана с правами человека. Защита и поддержка свободы являются ключевыми задачами для любого демократического общества. Свобода слова, свобода собраний и право на личную жизнь — это лишь некоторые из аспектов, которые формируют основу гражданских свобод.

    Таким образом, свобода не только обогащает жизнь каждого человека, но и способствует прогрессу всего общества. Без свободы невозможно представить полноценное развитие как индивидуумов, так и сообществ в целом.

    В условиях свободы, соблюдая определённые рамки, школьники имеют возможность самостоятельно выбирать методы достижения учебных результатов. Такой подход способствует повышению мотивации и активному вовлечению в образовательный процесс.

    Сопричастность — это важное психологическое состояние, которое подразумевает чувство принадлежности к чему-либо более значительному, чем отдельная личность. Оно охватывает идеи взаимосвязи, взаимопонимания и совместного участия в жизни общества или группы. Сопричастность помогает людям чувствовать себя частью общей цели, что способствует укреплению социальных связей и повышению уровня доверия. Это состояние особенно актуально в современном мире, где индивидуализм часто преобладает над коллективизмом. Развитие чувства сопричастности может способствовать созданию более гармоничного и поддерживающего окружения, как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.

    Ученик осознает, как его действия и выборы влияют на процесс обучения и его результаты. Это является ключевым отличием от традиционного подхода, где ученик выступает в роли пассивного слушателя. Активное участие позволяет ученику не только глубже усваивать материал, но и развивать навыки критического мышления и самостоятельности.

    Урок по системе eduScrum в школе №21 в г. Электросталь. Фото: страница Юлии Даниловой в Facebook*
    Урок по системе eduScrum в школе №21 в г. Электросталь. Фото: страница Юлии Даниловой в Facebook*
    Урок по системе eduScrum в школе №21 в г. Электросталь. Фото: страница Юлии Даниловой в Facebook*

    В методологии eduScrum выделяются три основных этапа. Каждый из этих этапов играет ключевую роль в организации учебного процесса и способствует более эффективному обучению. Первый этап включает в себя формирование команд и определение ролей участников, что способствует развитию сотрудничества и взаимодействия между учащимися. Второй этап сосредоточен на планировании и выполнении задач, что позволяет студентам применять полученные знания на практике и развивать критическое мышление. Третий этап включает в себя рефлексию и анализ результатов, что помогает участникам осмыслить свой опыт и выявить области для улучшения. Эти три этапа в eduScrum обеспечивают структурированный подход к обучению и способствуют повышению мотивации студентов.

    • планирование — подготовка к командной работе, в процессе которой определяются цели, задачи, критерии оценки и правила взаимодействия;
    • процесс обучения — ученики готовят собственный проект по изучаемой дисциплине и на практике применяют получаемую теорию;
    • рефлексия и адаптация — подведение промежуточных или финальных итогов, анализ собственной и командной работы и усовершенствование процесса.

    Процесс можно описать поэтапно. Сначала необходимо определить начальную точку и цель. Затем следует провести анализ текущей ситуации, чтобы выявить ключевые моменты и проблемы. После этого стоит разработать стратегию, которая включает в себя конкретные действия и ресурсы. Далее необходимо реализовать план, контролируя выполнение на каждом этапе. В завершение следует провести оценку результатов, чтобы понять, достигнуты ли поставленные цели, и внести корректировки при необходимости. Такой структурированный подход позволит более эффективно справляться с задачами и достигать желаемых результатов.

    Разработка учебного проекта представляет собой важный этап в образовательном процессе. Этот процесс включает в себя создание концепции, планирование, реализацию и оценку результатов. Учебные проекты помогают учащимся применять теоретические знания на практике, развивают навыки работы в команде и критического мышления. Важно выбрать актуальную тему, которая будет интересна и полезна для студентов. Обсуждение идеи проекта в группе позволяет выработать уникальные подходы и решения. Этапы разработки включают исследование, сбор данных, анализ информации и подготовку итогового отчета. Учебный проект не только углубляет понимание предмета, но и способствует развитию навыков управления временем и презентации результатов. Важно также учесть обратную связь от преподавателей и peers, чтобы улучшить качество работы и внести необходимые корректировки. Подходя к разработке учебного проекта с ответственностью, студенты могут значительно повысить свои шансы на успех в обучении и будущей профессиональной деятельности.

    Преподаватель или команда педагогов разрабатывают учебный проект, который включает в себя множество учебных историй. Такой подход позволяет создать увлекательную образовательную среду, способствующую более глубокому усвоению материала. Учебные истории могут быть использованы для иллюстрации различных концепций, что делает процесс обучения более наглядным и интересным для студентов.

    Формирование команд является ключевым процессом для успешного достижения целей в любой организации. Эффективные команды объединяют людей с различными навыками и опытом, позволяя использовать их потенциал на полную мощность. В процессе формирования команды важно учитывать не только профессиональные качества участников, но и их личные характеристики, такие как коммуникабельность и способность к сотрудничеству.

    Для успешного формирования команды необходимо четко определить цели и задачи, а также распределить роли в соответствии с сильными сторонами каждого участника. Создание атмосферы доверия и взаимопонимания способствует более эффективному взаимодействию и повышает продуктивность.

    Важным аспектом формирования команд является регулярная оценка их работы и внесение необходимых корректировок. Это позволяет не только поддерживать высокий уровень мотивации, но и своевременно реагировать на возникающие проблемы. В результате, правильно сформированная команда становится основой для достижения стратегических целей компании и обеспечения ее конкурентоспособности на рынке.

    Перед началом работы над проектами педагог назначает капитанов команд. Обычно это самые ответственные ученики, готовые взять на себя организацию работы небольшого коллектива. Первая задача капитана заключается в формировании разносторонней группы, состоящей из 4-6 человек. Он выбирает членов своей команды, учитывая их индивидуальные сильные стороны. Каждый участник получает определенные функции в рамках проекта: кто-то занимается рисованием, кто-то написанием текста, а кто-то подготовкой презентации. Общие учебные задачи определяет педагог, что способствует эффективному выполнению проекта и развитию навыков работы в команде.

    Формирование команд в eduScrum является ключевым аспектом, определяющим эффективность работы. Правильная организация групп способствует повышению мотивации и вовлеченности участников. Педагоги, обладающие знаниями в области коучинга или имеющие опыт проведения тренингов, смогут легко объединить учащихся в продуктивные команды. Для тех, кто еще не знаком с командным подходом, существует полезный совет, который поможет упростить этот процесс.

    Капитан команды контролирует выполнение задач, следит за соблюдением сроков и предотвращает конфликты между участниками, обеспечивая их синхронность в работе. В рамках своей роли он также управляет eduScrum-доской, которая служит инструментом для визуализации прогресса и организации работы команды. Подробности о функции и значении eduScrum-доски будут рассмотрены в следующем разделе.

    Команды приступают к выполнению проектного задания и начинают его подготовку. В этом процессе важно учитывать все аспекты задания, чтобы обеспечить успешное выполнение проекта. Эффективная подготовка включает в себя анализ требований, распределение задач и разработку стратегии работы. Это позволяет командам сосредоточиться на ключевых элементах проекта и обеспечить его реализацию в срок. Правильная организация работы на начальном этапе значительно увеличивает шансы на успешное завершение проекта.

    Ученики разрабатывают план работы, определяют задачи, устанавливают правила взаимодействия в команде и критерии проверки. На этом этапе создаётся eduScrum-доска, которая представляет собой план действий команды с перечисленными задачами и графиком достижения целей. Обычно её оформляют на большом ватмане. С помощью стикеров, которые можно перемещать по доске, участники отслеживают прогресс в движении к намеченной цели. Доска должна располагаться в удобном месте, а её содержимое должно точно отражать текущий процесс работы.

    Изначально план может выглядеть как желаемая цель, но в ходе работы он подлежит изменению и становится точным отражением того пути, который ученики проходят во время подготовки проекта. Этот процесс корректировки позволяет учитывать новые идеи и решения, что в конечном итоге способствует более глубокому пониманию темы и улучшению качества работы.

    Начало работы включает использование коротких циклов. Этот подход позволяет повысить эффективность процессов, обеспечивая быструю адаптацию к изменениям и улучшение результатов. Короткие циклы способствуют регулярной оценке и корректировке действий, что делает рабочие процессы более гибкими и продуктивными. Использование данного метода позволяет командам быстрее реагировать на требования проекта и оптимизировать выполнение задач.

    Планирование задач осуществляется на краткосрочную перспективу. После завершения определённого объёма работы проводится промежуточный обзор. Результаты этого анализа позволяют внести корректировки, оценить целесообразность предпринятых шагов и проверить соответствие выполненных задач установленным целям. Количество таких циклов варьируется в зависимости от продолжительности проекта, однако с каждым новым этапом результаты становятся всё более очевидными.

    Проверка знаний и обзор проекта являются важными этапами в процессе обучения и оценки результатов. Эти мероприятия позволяют не только оценить усвоение материала, но и выявить слабые места, требующие дополнительного внимания. При проведении проверки знаний важно использовать разнообразные методы: тесты, опросы, практические задания и групповые обсуждения. Это поможет создать полное представление о понимании темы.

    Обзор проекта также играет ключевую роль в процессе. Он позволяет участникам представить свои идеи, получить обратную связь и внести необходимые коррективы. Подобные мероприятия способствуют развитию критического мышления, улучшению навыков презентации и командного взаимодействия. Важно также учитывать, что как проверка знаний, так и обзор проекта должны быть структурированы и ориентированы на достижения конкретных целей, что повысит их эффективность и полезность для всех участников.

    Педагог проводит индивидуальную контрольную работу для учащихся, оценивая их достижения. После этого команды представляют свои проекты, демонстрируя полученные навыки и знания.

    Ретроспектива — это важный процесс анализа и осмысления предыдущих событий, который позволяет выявить успешные практики и области для улучшения. В контексте бизнеса и проектов ретроспектива помогает командам оценивать свою работу, определять ключевые достижения и ошибки, а также разрабатывать стратегии для будущих проектов. Регулярные ретроспективы способствуют повышению эффективности работы, укреплению командного духа и созданию культуры непрерывного улучшения. Важно, чтобы ретроспективы проводились в открытой и честной атмосфере, что позволит каждому члену команды высказать свои мысли и предложения. Это не только повысит качество работы команды, но и укрепит взаимопонимание и доверие между ее участниками. Ретроспективы являются неотъемлемой частью успешного управления проектами и могут значительно увеличить шансы на достижение поставленных целей.

    Этот этап фокусируется на рефлексии и личностном росте. Каждый ученик оценивает свои качества и навыки, а команда и педагог поддерживают его в ответах на вопросы: «Что нового я узнал о себе?», «Какие аспекты мне хотелось бы развить в будущем?». Также обсуждается работа каждого мини-коллектива: насколько комфортно им было взаимодействовать, была ли их коммуникация эффективной и возникали ли трудности в общении. Такой подход способствует глубокому самосознанию и улучшению командной работы.

    Повторение и улучшение являются ключевыми аспектами процесса обучения и развития навыков. Регулярное повторение информации способствует лучшему запоминанию и усвоению материала. Это помогает не только закрепить уже изученные знания, но и выявить пробелы, которые необходимо восполнить.

    Улучшение происходит через практику и применение знаний в реальных условиях. Чем чаще вы сталкиваетесь с материалом и применяете его, тем более уверенно вы будете себя чувствовать. Используйте различные методы повторения, такие как тестирование, обсуждения с коллегами или создание собственных заметок. Постоянное совершенствование навыков помогает достигать поставленных целей и повышает общую эффективность обучения.

    Не забывайте также о том, что анализ собственных ошибок и успехов является важной частью процесса улучшения. Это позволяет корректировать подходы и адаптировать стратегии обучения для достижения наилучших результатов.

    Методика eduScrum основана на принципе непрерывного совершенствования. После анализа первого опыта следует внести небольшие изменения в процесс. Хотя стремление улучшить множество аспектов является естественным, одновременно заниматься всем невозможно. Специалисты советуют подходить к совершенствованию поэтапно, что позволяет сосредоточиться на ключевых элементах и достичь значительных результатов.

    Изображение: предоставлено Е. Бредихиной

    Учитель выступает в роли эксперта и коуча. Его основная задача заключается в разработке учебной программы и создании интересных проектов, которые будут вдохновлять учеников и соответствовать образовательным целям. На начальном этапе педагог также должен выполнять множество управленческих функций, включая мотивацию учащихся, организацию командной работы и разрешение конфликтных ситуаций.

    Постепенно педагог передает ответственность группам, оставаясь при этом в центре образовательного процесса. Он устанавливает рамки обучения и контролирует достижение результатов. Педагог также предоставляет помощь ученикам по запросу, поскольку если одна группа самостоятельно усваивает материал и не нуждается в поддержке, то с другой группой может потребоваться более детальное обсуждение темы. Такой подход позволяет эффективно организовать обучение и адаптировать его к потребностям каждой группы, что способствует более глубокому усвоению знаний.

    Основной принцип заключается в том, что ученики должны объединяться на основе их полезных качеств и навыков, а не по дружеским связям. Для этого можно предложить учащимся заполнить анкеты на отдельных листках бумаги. В анкете им следует составить список своих навыков и умений, а затем выделить пять или шесть наиболее сильных из них. Такой подход не только способствует формированию эффективных групп, но и помогает каждому ученику осознать свои сильные стороны, что важно для их дальнейшего развития и успешного взаимодействия в команде.

    Листочки складываются таким образом, чтобы имена не были видны. Учитель просматривает их и выбирает капитанов команд. При выборе он может учитывать лидерские качества, а также важность таких навыков, как умение слушать и коммуницировать, что зависит от целей проекта.

    После выбора капитанов, они формируют команды по анонимному принципу, основываясь исключительно на ключевых навыках, необходимых для эффективной работы. На занятии, проведенном Татьяной Аксёновой, российским лицензированным тренером по eduScrum и доцентом из КалмГУ, один из капитанов озвучил важный принцип: «Я выбираю в команду людей с теми качествами, которых у меня нет, но которые мне хотелось бы развить». Такой подход способствует созданию сбалансированных и продуктивных команд, где каждый участник дополняет друг друга, что в свою очередь повышает общую эффективность работы группы.

    При формировании команд важно избегать распространенных ошибок, которые могут негативно сказаться на их эффективности. Первой ошибкой является недостаточная оценка навыков и квалификации членов команды, что может привести к дисбалансу в распределении обязанностей. Вторая ошибка заключается в отсутствии четких целей и задач, что затрудняет понимание роли каждого участника и влияет на общую продуктивность. Третья ошибка — игнорирование личностных особенностей членов команды, что может привести к конфликтах и снижению мотивации. Четвертая ошибка — недостаточная коммуникация, которая может вызвать недопонимание и затруднить совместную работу. Наконец, пятая ошибка — это отсутствие обратной связи, что мешает развитию и улучшению командной динамики. Избегая этих ошибок, можно значительно повысить эффективность и сплоченность команды.

    Сбор команд на основе дружеских отношений может быть эффективным подходом для создания сплоченной группы. Дружба между участниками способствует лучшему взаимодействию и повышает уровень доверия. Когда люди работают в команде, основанной на дружеских связях, это может привести к более креативным идеям и улучшению производительности. Важно, чтобы члены команды делились своими навыками и опытом, что также способствует развитию дружеских отношений. Однако необходимо учитывать, что дружеские связи не всегда гарантируют успех, поэтому важно дополнительно ориентироваться на профессиональные качества и цели каждого участника. Создание команд «по дружбе» может стать отличной основой для эффективной работы и достижения общих результатов.

    Мы чаще всего взаимодействуем с людьми, обладающими схожими взглядами и интересами. Это может привести к формированию односторонней команды, что затрудняет развитие навыков эффективного общения с разнообразными личностями. Важно научиться взаимодействовать с различными типами людей, чтобы создать более сбалансированную и продуктивную команду. Развитие этих навыков способствует не только улучшению коммуникации, но и повышению общей эффективности работы группы.

    Формирование команд на основе директивного подхода предполагает четкое распределение ролей и обязанностей. Директивное управление позволяет эффективно организовать рабочий процесс, где каждый член команды знает свои задачи и отвечает за их выполнение. Такой подход способствует быстрому достижению целей, особенно в условиях ограниченного времени и ресурсов. Однако важно учитывать, что директивное руководство может ограничивать креативность и инициативу участников команды. Для достижения оптимального результата следует находить баланс между директивным управлением и вовлечением членов команды в процесс принятия решений.

    Если педагог самостоятельно формирует команды, у учеников может возникнуть сопротивление и пассивность, так как они будут считать, что тот, кто принимает решения, несет ответственность за результаты. В этой ситуации целесообразнее освободить себя от ответственности за создание групп, чтобы избежать стандартных отговорок типа «У нас не получается, потому что вы нас так поделили» или «Мы не работаем вместе, потому что нас так поставили». Это позволит студентам взять на себя активную роль в процессе и повысить их вовлеченность в учебную деятельность.

    Принуждение к командной работе людей, которые настойчиво отказываются от сотрудничества, может стать серьезной проблемой в организации. Важно понимать причины такого поведения и применять методы, которые помогут преодолеть сопротивление. Эффективное взаимодействие в команде способствует повышению производительности и улучшению атмосферы на рабочем месте. Вместо принуждения стоит рассмотреть подходы, которые мотивируют сотрудников к участию в командных проектах. Разработка стратегии вовлечения и создание условий для комфортного сотрудничества могут помочь в решении проблемы. Открытое общение, поддержка и конструктивная обратная связь играют ключевую роль в формировании командного духа.

    В классе могут быть ученики, которые предпочитают не участвовать в групповых занятиях. В таких случаях им предоставляется возможность заниматься личными проектами. Вилли Вейнандс подчеркивает, что после выполнения двух-трех индивидуальных проектов у таких детей, как правило, меняется отношение к учебе — срабатывает социальная мотивация, так как они начинают осознавать, что все увлекательные события проходят без их участия. Таким образом, личные проекты могут стать эффективным способом вовлечения школьников в образовательный процесс и способствовать развитию их интереса к учебе.

    Иногда в команде возникает необходимость исключить участника, который не проявляет активности и не демонстрирует результаты. В таких ситуациях учитель проводит обсуждение с классом, чтобы выяснить, кто готов принять исключенного участника. Важно рассмотреть его положительные качества и обсудить, какие изменения он может внести в свое поведение, чтобы улучшить ситуацию. Этот процесс не только способствует развитию командного духа, но и помогает каждому участнику осознать важность ответственности и стремления к успеху.

    Трудности могут возникать, но это не касается каждого. Важно, чтобы педагог обладал теми навыками, которые он стремится развить у своих учеников. Методика eduScrum идеальна для гибких учителей, готовых работать с пятью-шестью командами. Вместо того чтобы предоставлять готовые решения, такие учителя направляют студентов на размышления, способствуют коммуникации, принимают во внимание чужие аргументы и точки зрения, а также поощряют креативность. Эта подход позволяет не только развивать критическое мышление у учеников, но и формировать в них навыки командной работы и самостоятельного поиска решений.

    Фото: официальный сайт eduScrum Россия

    Тем, кто ставит свою экспертную позицию на первое место и не готов отказаться от роли «Я здесь главный», будет сложно. Страх ошибиться на глазах у учеников и признать свою уязвимость может стать серьезным препятствием. Чтобы преодолеть такие страхи, Вилли Вейнандс использует формат Fuckup Nights. Он делится с учениками своими профессиональными неудачами, предлагает им рассказать о собственных ошибках и подчеркивает, что ошибки являются нормальной частью обучения и роста. Это помогает создать атмосферу, в которой ошибки воспринимаются как возможность для развития, а не как повод для стыда.

    Вот еще несколько возможных трудностей:

    Для преобразования учебной программы в проектный формат требуется значительное количество усилий. Этот процесс включает в себя переосмысление традиционного подхода к обучению и интеграцию практических задач, которые способствуют более глубокому усвоению материала. Проектный метод обучения позволяет студентам применять теоретические знания на практике, развивая при этом критическое мышление и навыки работы в команде. Чтобы успешно реализовать проектный формат, необходимо тщательно планировать и организовывать учебный процесс, а также учитывать потребности и интересы обучающихся.

    В педагогической практике учителям иногда требуется поддержка в подготовке уроков. В России были примеры, когда несколько преподавателей совместно работали над одной дисциплиной, используя систему eduScrum. Они совместно изучали учебники, адаптировали материалы и выбирали наиболее увлекательные истории для своих учеников. Такой коллективный подход способствует более качественной подаче информации и улучшает вовлеченность учащихся.

    В процессе различных жизненных ситуаций у многих людей может возникнуть ощущение утраты контроля. Это чувство может быть связано с неопределенностью и изменениями, которые происходят в жизни. Важно понимать, что такие эмоции нормальны и могут быть преодолены. Осознание своих чувств и поиск способов управления ими помогут вернуть ощущение стабильности. Практики самоосознания, медитация и общение с близкими могут стать эффективными инструментами в возвращении контроля и уверенности в себе.

    На уроках часто возникает шум, так как командная работа требует активного общения. В школах, где внедряется методология eduScrum, некоторые учителя замечают отсутствие привычной дисциплины на занятиях. К этому новому формату обучения необходимо привыкнуть, напоминая себе и окружающим, что такой шум является частью рабочего процесса. Важно понимать, что взаимодействие между учениками способствует развитию навыков сотрудничества и критического мышления.

    Признание того, что ученики могут обладать знаниями, превосходящими преподавательские, может быть сложным. Однако такая ситуация открывает новые возможности для обучения и роста как для студентов, так и для учителей. Важно осознавать, что образовательный процесс является двусторонним. Учителя могут извлекать пользу из опыта и знаний своих учеников, что способствует созданию более эффективной учебной среды. Принятие этого факта может стать первым шагом к улучшению образовательного процесса и развитию сотрудничества внутри класса.

    Учитель биологии Светлана Комарова из московской школы №1570 организовала проект в Minecraft с двумя командами учеников. Они создали уникальный мир, где подробно рассказали о генетике, мутациях и изменчивости. Хотя преподаватель хорошо разбиралась в биологии, ей не хватало знаний о самой игре. Поэтому Светлана решила довериться своим ученикам, которые продемонстрировали отличные навыки и креативный подход. В результате у ребят получились впечатляющие проекты, которые не только углубили их понимание биологических тем, но и способствовали развитию навыков работы в команде и креативности.

    Необходимо освоить навыки организации командной работы. Эффективное взаимодействие в команде играет ключевую роль в достижении общих целей и повышении производительности. Важно научиться распределять задачи, устанавливать четкие сроки и поддерживать открытую коммуникацию между участниками. Это позволит не только улучшить рабочие процессы, но и создать доверительную атмосферу, способствующую креативности и инновациям. Осваивая принципы командной работы, вы сможете значительно повысить эффективность своей команды и достичь лучших результатов.

    Командное мышление не формируется в вузах, включая педагогические учреждения. Поэтому учителям необходимо самостоятельно осваивать навыки командной работы, чтобы в дальнейшем прививать их детям. Этот подход позволит развивать у учащихся способности к сотрудничеству и эффективному взаимодействию, что является важным аспектом современного образования. Учителя должны быть готовы к постоянному саморазвитию, чтобы успешно внедрять принципы командной работы в образовательный процесс.

    Опасение по поводу пассивного получения знаний действительно имеет под собой основания. Традиционная образовательная система с раннего возраста формирует привычку воспринимать информацию в готовом виде. Когда знания долгое время поступают без необходимости активного поиска, у человека может не возникать стремления самостоятельно исследовать и осваивать новые темы. Это может привести к снижению уровня критического мышления и способности к самостоятельному обучению. Важно развивать активные методы получения знаний, которые способствуют более глубокому пониманию и осмыслению информации.

    В eduScram невозможно просто остаться в тени, сидя на последней парте. Динамика работы организована таким образом, что каждый участник команды должен внести свой вклад в проект. Неподготовленность или отсутствие активности могут привести к конфликтам с другими членами группы. Это создает необходимость активно участвовать и сотрудничать для достижения общей цели.

    Командный подход к обучению не всегда подходит всем учащимся, и это абсолютно нормально. Не каждый готов осваивать навыки коммуникации, распределения ролей и ответственности. Например, у Вилли Вейнандса были случаи, когда ученики переходили в обычные классы, предпочитая традиционный формат обучения, который был для них более привычным и комфортным. Это подчеркивает важность индивидуального подхода в образовательном процессе, где каждый ученик имеет право выбирать метод, который соответствует его стилю обучения и личным предпочтениям.

    Для успешной адаптации учеников к новой образовательной системе рекомендуется начать с экспериментального внедрения на короткие сроки — от двух до трёх недель. Если формирование команд по навыкам пока вызывает трудности, можно использовать случайный выбор участников, например, через вытягивание бумажек с номерами, либо создавать группы на основе уже существующих знакомств. В завершении проекта команды обычно «перемешиваются», что способствует возникновению интереса к совместной работе: ученики начинают осознавать, кого из одноклассников они хотели бы видеть в своей группе по тому или иному предмету. Такой подход не только помогает развить навыки взаимодействия, но и способствует более глубокой интеграции знаний и умений.

    В процессе промежуточных обзоров учитель систематически оценивает усвоение теоретического материала и эффективность подготовки проектов учениками. Формы проверки могут варьироваться: это могут быть самостоятельные работы, устные опросы или выборочные вопросы по командам. Все ученики заранее информированы о дате проведения проверки и критериях оценивания. Такой подход позволяет педагогу поддерживать контроль над учебным процессом и уверенно оценивать уровень усвоения материала учениками.

    Scrum-доска помогает отслеживать успехи школьников и визуализировать прогресс команд. Она показывает, насколько каждая команда соответствует установленному графику выполнения задач. В случае значительных отклонений от плана учитель может провести дополнительные занятия с данной командой, чтобы помочь исправить ситуацию и обеспечить выполнение учебных целей. Использование Scrum-доски способствует более эффективному управлению учебным процессом и повышению мотивации учеников.

    Пример eduScrum-доски учеников саратовской школы №95. Фото: страница Никиты Муковозова в Facebook*

    Методика eduScrum включает три основных типа оценки. Эти виды оценки позволяют эффективно отслеживать прогресс учащихся, а также обеспечивают обратную связь как для студентов, так и для преподавателей. Первым типом оценки является самооценка, где учащиеся оценивают свои собственные достижения и навыки, что способствует развитию самоанализа и ответственности за обучение. Вторым типом является оценка со стороны сверстников, которая позволяет студентам обмениваться мнениями и оценивать работу друг друга, тем самым развивая навыки критического мышления и сотрудничества. Третьим видом оценки является оценка преподавателя, которая предоставляет структурированную обратную связь от учителя и помогает выявить области для улучшения. Все три типа оценки в методике eduScrum способствуют созданию прозрачной и эффективной образовательной среды, где каждый учащийся может достичь максимальных результатов.

    • индивидуальную — за самостоятельные работы каждого ученика (классические контрольные, проверочные и устные опросы eduScrum не исключает);
    • проектную — общую за проект. Эта оценка едина для всей команды;
    • групповую. Вилли Вейнадс предлагает оценить команде работу каждого участника и распределить между собой несколько дополнительных баллов. Они не влияют на финальную оценку, это скорее бонусы, которые мотивируют команду дополнительно проанализировать свою работу. Этот вид оценок используется не во всех школах, которые занимаются по eduScrum.

    В eduScrum стандартные домашние задания заменены на образовательные задачи. Команды самостоятельно организуют процесс подготовки к занятиям, работая над своими проектами. Они регулярно встречаются, составляют планы на ближайшее время и разрабатывают стратегии для эффективного закрепления материала и его применения в проекте. Если им удается завершить эту работу в классе, выполнение заданий дома не требуется. Такой подход способствует более глубокому пониманию учебного материала и развивает навыки сотрудничества и самоорганизации у студентов.

    Изображение: предоставлено Екатериной Бредихиной

    Подходы eduScrum и Problem-based Learning имеют много общего, однако они не идентичны. Оба метода активно способствуют развитию навыков 4К — критического мышления, креативности, коммуникации и координации. Тем не менее, eduScrum предлагает ряд уникальных преимуществ, которые делают его эффективным инструментом в образовательном процессе. Этот подход фокусируется на активном вовлечении студентов в обучение, что способствует более глубокому пониманию материала и развитию командной работы. Использование eduScrum может значительно повысить мотивацию учащихся и улучшить результаты их обучения, что делает этот метод востребованным в современных образовательных учреждениях.

    • Готовая структура — с набором событий, ролей и правил. Это значит, что и для педагогов, и для детей «переход» с классической системы на новую будет значительно проще. Ещё и процессы прозрачны для всех благодаря eduScrum-доске.
    • Внимание уделяется развитию личностных навыков и качеств каждого участника. Причём не только через командную работу, но и через рефлексию, заполнение анкет и даже рубрик (в тех школах, где применяют критериальное оценивание).

    Проекты в рамках eduScrum-обучения могут быть сложными и проблемными. В прошлом году ученики из Чили, под руководством тренеров и кураторов eduScrum из различных стран, активно работали над проектами, направленными на достижение целей устойчивого развития. Эти инициативы способствовали развитию критического мышления и навыков сотрудничества у студентов, что является важным аспектом современного образования.

    Система eduScrum успешно применяется в сфере образования для взрослых. Она используется в внутреннем обучении крупного хостинг-провайдера Reg.ru, а также на кейс-чемпионатах, организуемых для студентов. Внедрение eduScrum позволяет улучшить процесс обучения, сделав его более интерактивным и эффективным.

    Одним из основных преимуществ этого метода является удобство знакомства с Agile-практиками, применяемыми прогрессивными компаниями по всему миру. Принципы eduScrum легко осваиваются и могут быть интегрированы в рабочий процесс. Акцент на самообразовании и коллективной ответственности способствует тому, что обучающиеся принимают активное участие в учебном процессе, осознают свои цели и задачи. Это важный аспект, который часто недостает многим взрослым людям. Развитие таких навыков может значительно повысить эффективность работы и способствовать профессиональному росту.

    В России существует несколько тренеров по eduScrum, а также три стажировочные площадки: школа №95 в Саратове, школа №95 в Нижнем Тагиле и гимназия №21 в подмосковной Электростали. Эти площадки были созданы в 2019 году по инициативе официальных представителей eduScrum, которые предложили активным практикам проводить стажировки для своих коллег. В период пандемии стажировки не проводились, но есть вероятность их возобновления в следующем году. В Саратове развитие eduScrum-площадки в школе поддерживается местным бизнесом, в частности, председателем правления банка «Агророс» Дмитрием Кондрацковым. EduScrum продолжает набирать популярность, предлагая инновационные методы обучения, которые помогают развивать командные навыки и критическое мышление у учащихся.

    На российских тренингах eduScrum прошли обучение около 850–900 человек. Примерно 60% из них составляют школьные учителя, 30% — преподаватели высших учебных заведений, а 10% — специалисты в области корпоративного обучения. Эти данные подчеркивают растущий интерес к методологии eduScrum в образовательной среде, что свидетельствует о её эффективности и актуальности для различных категорий преподавателей.

    Участники тренингов по eduScrum часто начинают применять эту методику в своих учебных предметах, и некоторые из них продолжают использовать её на постоянной основе. eduScrum успешно интегрируется в государственный образовательный стандарт, поскольку учитель помогает ученикам ставить цели на уроках, контролирует их понимание и усвоение теории, а также следит за процессом самостоятельной работы. Эта система способствует развитию ответственности и самостоятельности у учащихся, что делает обучение более эффективным и увлекательным.

    Конечно, я готов помочь вам с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте сам текст, который вы хотите, чтобы я переработал.

    Официальное обучение доступно в единственном сертифицированном центре в России, однако также есть возможность изучить материал самостоятельно. Для этого можно воспользоваться руководством, разработанным российскими тренерами eduScrum. В начале рекомендуется строго следовать данному руководству, а по мере освоения системы можно адаптировать его под свои нужды. Это позволит вам глубже понять методологию и эффективно применять её в своей практике.

    Если вы ищете дополнительные материалы по данной теме, рекомендуем ознакомиться с другими статьями и ресурсами. Это поможет вам глубже понять вопрос и расширить свои знания. Мы предоставляем множество полезных ссылок и рекомендаций для вашего удобства.

    • Как обучение на основе феноменов учит решать реальные проблемы
    • Как обучить студентов и молодых сотрудников командным навыкам
    • Стартап как диплом: что это такое и где применяется
    • Вверх тормашками: что такое перевёрнутое обучение

    Официальное обучение доступно в единственном сертифицированном центре в России. Однако существует возможность самостоятельно изучить материал с помощью руководства, разработанного тренерами eduScrum. На начальном этапе рекомендуется строго придерживаться рекомендаций, а по мере освоения системы можно адаптировать элементы под свои нужды. Это обеспечит эффективное внедрение методологии и позволит максимально использовать её возможности.

    Профессия Контент-менеджер в SMM

    Вы научитесь создавать тексты и визуал для соцсетей. Поймёте, как с помощью контента продвигать бизнес и превращать подписчиков в покупателей.С нуля освоите творческую digital-профессию и найдёте новую работу со Skillbox.

    Узнать подробнее