Что такое контекстуализация обучения и чем она отличается от персонализации / Skillbox Media
Сейчас только ленивый не говорит о том, как важна персонализация обучения. Но действительно ли она нужна, если речь про обучение персонала?
Содержание:
Чем контекстуализация отличается от персонализации
Персонализация обучения заключается в адаптации программ и процессов к индивидуальным потребностям каждого человека. Это включает в себя учет уже имеющихся знаний и навыков, предпочтений и учебного профиля, который включает в себя такие аспекты, как рабочая роль и стиль обучения. В настоящее время искусственный интеллект частично решает задачу персонализации, предлагая более точные и эффективные методы обучения, соответствующие уникальным требованиям каждого студента.
Контекстуализация акцентирует внимание не на отдельных личностях, а на окружении, в котором они функционируют. Это означает, что обучение должно основываться на глубоком понимании рабочего опыта и задач, специфичных для конкретной должности. Для достижения этой цели разработчики обучения должны полностью погружаться в рабочие процессы и контекст, чтобы создать эффективные и актуальные образовательные программы.
Персонализация и контекстуализация в обучении имеют важные различия. Персонализация требует надежных данных об учащихся и значительных корректировок, поддерживаемых цифровыми инструментами. В отличие от этого, контекстуализация требует значительно меньше данных; для ее реализации достаточно знать контекст, в котором будет действовать учащийся. Кроме того, для контекстуализации обычно требуется меньше технологий. Мы можем адаптировать обучение к контексту группы участников, особенно если эти группы являются сплоченными, как в случае внутреннего организационного обучения. Это позволяет создать более эффективное и целенаправленное образовательное пространство, максимизируя результаты обучения.
Почему в корпоративном обучении контекстуализация может быть эффективнее
Учебные курсы и тренинги, максимально соответствующие потребностям учащихся, имеют более высокую эффективность. Однако не каждая компания располагает ресурсами для сбора необходимых данных или для разработки индивидуализированных учебных материалов для своих сотрудников. В отличие от массовых онлайн-школ, создатели корпоративного обучения могут легче адаптировать программы к рабочему контексту своих слушателей, так как они уже находятся в этом контексте. Это позволяет более точно учитывать специфические задачи и потребности сотрудников, что в свою очередь способствует повышению качества обучения и улучшению результатов.
Мариан Брадешко подчеркивает еще одну причину, по которой персонализация в обучении сотрудников не всегда оправдана. Рабочая среда часто игнорирует индивидуальные различия и предпочтения работников. Таким образом, учитывание рабочего контекста в учебных программах может оказаться более эффективным, чем фокусировка на личных особенностях и потребностях каждого сотрудника. Это позволяет создать более целостный подход к обучению, который соответствует реальным условиям работы и требованиям бизнеса.
Важно отметить, что сочетание контекстуализации и персонализации может значительно усилить эффект. Это позволит создать более целенаправленное и релевантное взаимодействие с пользователями, что, в свою очередь, повысит эффективность маркетинговых стратегий и улучшит пользовательский опыт.
Как учитывать контекст в обучении
Эксперт выделяет два метода контекстуализации обучения. Эти подходы помогают сделать процесс обучения более эффективным и адаптированным к реальным условиям. Первый метод заключается в интеграции учебного материала с практическими ситуациями, что позволяет учащимся применять теоретические знания на практике. Второй метод подразумевает создание связей между учебным содержанием и жизненным опытом студентов, что способствует лучшему усвоению информации. Применение этих методов способствует углубленному пониманию предмета и повышает мотивацию учащихся.
- Собственно, добавить контекст в обучение.
Проектно- и проблемно-ориентированное обучение, использование кейс-стади с реальными рабочими ситуациями, а также привлечение опытных сотрудников в роли менторов и наставников — это эффективные методы, позволяющие интегрировать практический контекст в учебный процесс. Например, при создании программы по кибербезопасности важно пригласить специалиста из данной области. Он может поделиться своим опытом, ответить на вопросы студентов и продемонстрировать реальные рабочие задачи. Это не только обогащает учебный процесс, но и помогает студентам лучше подготовиться к будущей профессиональной деятельности в сфере кибербезопасности.
- Внедрить обучение непосредственно в рабочий процесс.
Эксперт подчеркивает важность интеграции обучения в рабочий процесс, что позволяет повысить эффективность и усвоение знаний. Примером такого подхода является компания, которая организовала курс в формате буткемпа для сетевых инженеров, расположив его в непосредственной близости от реального центра, где размещались сети. Учащиеся могли наблюдать за происходящим через стекло, что добавляло практическую ценность обучению. Во время перерывов они имели возможность общаться с будущими коллегами и менторами, а также тренироваться непосредственно на рабочем месте. Этот метод обучения способствует более глубокому пониманию процессов и лучшей подготовке специалистов к реальным задачам в их профессиональной деятельности.
Эксперт подчеркивает, что полагаться только на контекст недостаточно. Необходимы дополнительные каналы поддержки для учащихся. Такие каналы позволяют развивать дискуссии о работе в целом, конкретных темах и их контексте. Важно иметь возможность задавать вопросы экспертам и получать поддержку от наставников или кураторов. Это создаст более глубокое понимание материала и поможет учащимся лучше справляться с возникающими трудностями.