Корп обучение #Статьи

20 июня, 2025

Цитата: «Возможно, будущее LMS — это вообще отсутствие интерфейса» / Skillbox Media

Пора переходить от неудобных сервисов к тем, которые выбирают сами пользователи, уверен эксперт.

Содержание:

Контекст

Бен Беттс, основатель нескольких компаний, занимающихся разработкой учебного программного обеспечения, считает, что системы дистанционного обучения (СДО или LMS) не оправдали ожиданий отделов обучения и развития сотрудников в компаниях на протяжении всей своей истории. В своей колонке он делится мнением о том, что хотя LMS подвергались изменениям и адаптациям, их неизменно предсказывают вымирание. Беттс анализирует причины, по которым эти системы не смогли стать тем инструментом, который был нужен для эффективного обучения и развития персонала.

Развитие корпоративных учебных платформ можно подразделить на три ключевых этапа, которые продолжают существовать и в настоящее время. Первый этап эксперты условно называют «Майнкрафт». Около 15 лет назад интерфейс систем управления обучением (LMS) представлял собой набор виджетов, в который входили курсы, календари, задачи и другие важные инструменты для сотрудников. Хотя пользователи могли персонализировать интерфейс, перетаскивая элементы, это не меняло сути: LMS оставались просто местом, куда нужно было приходить для получения знаний. Важно отметить, что несмотря на развитие технологий, многие из этих базовых функций сохраняют свою актуальность и в современных платформах, что подчеркивает значимость удобства и доступности обучения для работников.

Наступила эра «Нетфликса», как её называет эксперт, характеризующаяся стильным и чистым дизайном, напоминающим интерфейсы популярных стриминговых платформ. Ожидалось, что современный и привлекательный интерфейс привлечет внимание сотрудников, а возможность создания персонализированных плейлистов сделает обучение более интересным и удобным. Однако возникли определенные проблемы. Основная сложность заключалась в избыточном количестве предложений: когда доступно слишком много курсов, пользователям становится сложно выбрать подходящий вариант.

Система рекомендаций и курирования контента предназначена для улучшения учебного процесса, но с ней возникает новая проблема. Для того чтобы система рекомендаций действительно функционировала эффективно, необходимо тщательно маркировать контент и разработать систему тегов для различных навыков. Однако универсальные теги часто не точно отражают содержание курса. Более того, процесс маркировки требует значительных усилий от человека и может включать использование ИИ, что делает его затратным решением.

Основная проблема заключается в том, что учебная платформа не может стать полноценным стриминговым сервисом, подобным «Нетфликс». Сотрудники используют ее не по собственному желанию, а из-за требований работы. Они не заходят на платформу, чтобы наслаждаться контентом, как это происходит с развлекательными сервисами, а делают это лишь по необходимости. Это снижает вовлеченность и интерес к обучению, что ставит под сомнение эффективность образовательного процесса.

Фото: Wes Hicks / Unsplash

Третью эру Бен Беттс обозначил как «В будущее». В этом будущем системы управления обучением (LMS) будут интегрированы с искусственным интеллектом, способным предложить пользователям актуальные обучающие материалы, отвечая на вопрос «Чему бы сегодня поучиться?». Это обеспечит упрощение пользовательского опыта и возможность интерактивного взаимодействия, что минимизирует время на выбор учебных программ. Персонализированный подход к обучению, безусловно, поможет решить многие проблемы. Однако ключевая проблема останется: учебные платформы могут продолжать восприниматься как «ненужное дополнение» к другим сервисам.

Бен Беттс предполагает, что можно отказаться от традиционных систем управления обучением (LMS) и переместиться туда, где находятся сами пользователи. Это означает необходимость устранения дополнительных барьеров на пути к обучению. В этом контексте генеративный ИИ и xAPI могут сыграть ключевую роль. Генеративный ИИ позволяет быстро создавать учебный контент, а стандарт xAPI обеспечивает передачу статистики и данных между различными приложениями. Это сочетание технологий помогает интегрировать контент на разных платформах, минимизируя риск потери информации и улучшая пользовательский опыт в обучении.

Что будет с LMS в будущем? Эксперт утверждает, что эти системы продолжат существовать, но их роль изменится. LMS (Learning Management Systems) станут важными инструментами для администрирования, включая создание и управление контентом, а также контроль и мониторинг пользователей. Таким образом, LMS будут использоваться в основном как внутренние инструменты для организаторов корпоративного обучения, что позволит оптимизировать процессы и повысить эффективность обучения.

Вопрос о реальности такого будущего вызывает интерес. Согласно данным британской консалтинговой компании Mind Tools, специалисты в области корпоративного обучения не спешат интегрировать сервисы и приложения, которые активно используют их сотрудники. Вместо этого они медленно приспосабливаются к новым технологиям, отдавая предпочтение проверенным форматам. Это может замедлить процесс прогресса в обучении и развитии внутри компаний. Адаптация к современным технологиям и инструментам может стать ключевым фактором для повышения эффективности корпоративного обучения и вовлеченности сотрудников.

В российской практике проблема выбора обучающих сервисов сохраняется. Исследования показывают, что сотрудники отделов обучения предпочитают привычные платформы, даже если это не всегда соответствует формальным требованиям. Тем не менее, российские компании стремятся быть ближе к своим обучающимся и активно используют Telegram в качестве образовательной площадки. Это свидетельствует о гибком подходе к обучению и стремлении адаптироваться к потребностям пользователей. Использование популярных мессенджеров для образовательных целей помогает создать более доступную и комфортную среду для учащихся.

Дополнительный риск заключается в том, что множество платформ для взаимодействия с пользователями, как и в настоящее время, может стать очередным «зоопарком решений» в глазах специалистов по корпоративному обучению. Несмотря на наличие существующих стандартов, создание единой экосистемы из различных продуктов представляет собой серьезную сложность. Это может привести к фрагментации процессов обучения и затруднить интеграцию новых технологий, что в итоге негативно скажется на эффективности корпоративного обучения. Важно учитывать, что для успешного функционирования системы необходимо стремиться к унификации инструментов и упрощению взаимодействия между ними.

Ответ на вопрос о будущем систем управления обучением (LMS) действительно напоминает мнение Бена Беттса: хотя LMS теряют актуальность, их окончательное исчезновение пока не наступило. Эти платформы продолжают играть важную роль в образовательном процессе, и их развитие идет в ногу с современными требованиями. Несмотря на вызовы и конкуренцию со стороны новых технологий, LMS остаются необходимым инструментом для управления обучением и предоставления образовательных ресурсов.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее