История проекта, соединившего корпоративное обучение с искусством / Skillbox Media
Его основательница рассказывает, как творческие эксперименты привели к созданию нового направления в сфере обучения и развития персонала.
Содержание:
- Learn2learn
- Как появился проект Learn2learn
- Что из себя представляют основные форматы Learn2learn
- Как формат learning sur-rounds нашёл свою аудиторию
- Как строится работа с заказчиками
- Как создаются художественные образовательные пространства
- Как научная работа помогла взглянуть на проект по-новому
- Как оценивается успех проекта
Learn2learn
Проект направлен на решение актуальных задач и удовлетворение потребностей целевой аудитории. Основная цель заключается в разработке эффективных решений, которые помогут пользователям справляться с повседневными вызовами и улучшать качество жизни. Мы стремимся создать уникальный продукт, который будет выделяться на рынке, отвечая современным требованиям и ожиданиям пользователей. В ходе реализации проекта мы уделяем особое внимание качеству, инновациям и пользовательскому опыту, что позволяет нам достигать высоких результатов и строить долгосрочные отношения с клиентами.
Создание уникальных форматов корпоративного обучения и образовательных продуктов, основанных на использовании искусства для обучения и развития. Мы разрабатываем инновационные подходы, которые позволяют интегрировать художественные методы в образовательные процессы, способствуя более глубокому пониманию и вовлечению участников. Наша цель — повысить эффективность обучения, используя креативные решения и практические навыки, которые искусство может предложить.
Год запуска является критически важным этапом для любого проекта или бизнеса. Этот момент определяет начало пути, который впоследствии повлияет на все аспекты деятельности. Правильно выбранный год запуска может стать залогом успеха, так как он может совпадать с рыночными трендами и потребностями аудитории. Успех запуска зависит не только от момента, но и от тщательной подготовки и стратегии, которая будет реализована в процессе. Важно учитывать, что год запуска должен соответствовать общим целям и миссии компании, а также быть проанализированным с учетом конкурентного окружения.
2010 год стал значимым этапом в различных сферах, включая технологии, культуру и экономику. В мире технологий произошли важные изменения, такие как развитие мобильных устройств и социальных сетей. Появление новых гаджетов и приложений изменило повседневную жизнь пользователей. В культурной сфере 2010 год запомнился выходом нескольких знаковых фильмов и музыкальных альбомов, которые оказали влияние на современное искусство. Экономика продолжала восстанавливаться после глобального кризиса, и многие страны начали внедрять новые подходы к развитию. Этот год стал основой для многих тенденций, которые продолжают развиваться и сегодня.
Ссылка — это адрес, который указывает на определенный ресурс в интернете. Она позволяет пользователям переходить на веб-страницы, изображения, видео или другие файлы. Правильное использование ссылок важно для улучшения навигации на сайте и повышения его видимости в поисковых системах. Оптимизация ссылок включает в себя использование ключевых слов в анкор-тексте, а также создание внутренних и внешних ссылок, что может значительно улучшить SEO-результаты. Эффективная структура ссылок способствует лучшему восприятию контента и увеличивает шансы на привлечение аудитории.
Юлия Пшеницина имеет богатый опыт работы в сфере обучения и развития персонала, как в крупных компаниях, так и на фрилансе, выступая в роли тренера и консультанта. В 2010 году она вместе с командой единомышленников запустила проект Learn2learn, который сосредоточен на решении важной проблемы — мотивации сотрудников к обучению. Проект предлагает инновационные подходы и методы, способствующие повышению интереса к обучению и профессиональному развитию в корпоративной среде.
Юлия нашла решение, объединив три ключевых аспекта: образование, бизнес и искусство. Эксперименты в этой области способствовали разработке инновационных авторских методик и форматов обучения, что привело к созданию нового направления в корпоративной сфере — обучению через искусство. Learn2learn успешно работает в этой области уже пятнадцать лет, придерживаясь принципа уникальности и индивидуального творческого подхода, отказываясь от масштабирования ради сохранения качества и оригинальности своих программ.
Юлия Пшеницина, автор и директор проекта Learn2learn, поделилась с Skillbox Media своей концепцией создания обучения в уникальном формате. Она рассказала о том, как возникла идея проекта и как он развивается. Юлия также высказала мнение, что современное искусство является своего рода модным трендом, который со временем может исчезнуть. Кроме того, она отметила, что за 14 лет существования Learn2learn не была введена должность менеджера по продажам, что подчеркивает уникальную организационную структуру и философию компании.
Как появился проект Learn2learn
Я обладаю значительным опытом в области корпоративного образования, работая на различных позициях. С 2003 по 2006 год я занималась развитием сайта trainings.ru и возглавляла департамент корпоративного образования в компании «Амплуа». Затем я руководила отделами обучения и развития в таких компаниях, как «Леруа Мерлен Восток» и DHL Russia. В 2008 году я перешла на фриланс, где разрабатывала и реализовывала T&D-программы в качестве бизнес-тренера и консультировала компании по вопросам обучения и развития персонала. Мой опыт охватывает все аспекты корпоративного обучения, что позволяет мне эффективно решать задачи клиентов.
Я много общалась с коллегами из HR и T&D-сферы на профессиональных конференциях, и мы пришли к выводу, что ключевым фактором эффективного обучения в организации является отношение сотрудников к процессу обучения и их желание развиваться. Мотивированный сотрудник самостоятельно ищет полезную литературу, обращается к экспертам и консультируется с коллегами. Это является основой неформального обучения, которое составляет около 80% результатов в области обучения и развития (L&D). Поэтому важно, чтобы формальные образовательные программы, на которые организации выделяют бюджет, способствовали и усиливали у сотрудников стремление к самостоятельному обучению. Понимание этого аспекта подчеркивает необходимость разработки стратегий, направленных на мотивирование сотрудников к обучению.
В 2010 году возникла идея проекта Learn2learn, что в переводе означает «Учись учиться». Изначально проект не имел отношения к искусству. Основной целью было разработать и внедрить новые методы обучения, которые были бы более эффективными и мотивирующими по сравнению с теми, что использовались на тот момент. Мы стремились сформировать положительное отношение сотрудников к обучению и развить их способности к самообразованию.
Проект изначально задумывался как социальный, а не коммерческий, с целью донести до HR-сообщества свои идеи, которые казались мне революционными. Однако вскоре я осознала, что просто написание статей или выступления на конференциях не приведут к значительным изменениям. Я поняла, что необходимо активнее вовлекать аудиторию и создавать платформу для обсуждения. Таким образом, я решила разработать более интерактивные форматы, которые позволили бы делиться знаниями и опытом, способствуя реальным преобразованиям в области управления человеческими ресурсами.
Мне необходимо было разработать более убедительный подход, который позволил бы эффективно работать с внутренними установками сотрудников и корпоративной культурой. Это оказалось непростой задачей. Личное отношение человека к различным аспектам напрямую влияет на его профессиональное поведение. Однако невозможно заставить сотрудника искренне улыбаться клиентам, уважать коллег или проявлять любовь к своей стране. Вместо этого можно создать атмосферу, способствующую вдохновению и мотивации сотрудников.
В своих тренерских программах я регулярно использую творческие методы, что делает идею интеграции корпоративного обучения с искусством вполне оправданной и естественной. Объединение этих двух направлений позволяет не только развивать креативность сотрудников, но и улучшать навыки командной работы, что в свою очередь способствует повышению эффективности бизнеса. Искусство как метод обучения помогает создать уникальную атмосферу, в которой участники могут свободно выражать свои идеи и находить инновационные решения.
В процессе реализации нашей идеи мы объединили усилия с единомышленниками из HR-сообщества и профессионалами в сфере искусства. С самого начала к проекту присоединился художник и член Правления Московского Союза художников Александр Сорокин, который стал художественным руководителем Learn2learn. Мы сознательно отказались от использования традиционных образовательных теорий и методик, предпочтя экспериментировать и находить новые подходы, опираясь на интуицию. Мой опыт в области психологии, педагогики и управления бизнесом сыграл важную роль в этом процессе.
В России в то время не существовало аналогичных инициатив. Я изучала зарубежные проекты с похожими концепциями, но не хотела на них ориентироваться. Позже, проводя анализ рынка образовательных проектов для своей научной работы, я поняла, что мы движемся в разных направлениях. На Западе корпоративное образование рассматривает искусство, в частности современное, как инструмент для создания инноваций. Эта позиция подразумевает, что современные художники создают концептуальные и смелые работы, и если ты разбираешься в этом, то ты открыт новому, способен мыслить нестандартно и находить неожиданные решения.
Наша команда имеет особые отношения с современным искусством. Мы ценим настоящее, подлинное искусство, способное вызвать глубокие эмоциональные переживания. Мы сотрудничаем исключительно с академическими художниками, талантливыми музыкантами, актёрами и другими представителями культуры и искусства, которые разделяют наши ценности и стремления. Наша цель — поддерживать и развивать истинные формы самовыражения, которые вдохновляют и трогают зрителя.
Обучение через искусство подразумевает, что встреча с произведением должна привести к личностному росту и глубоким эмоциям. Человек должен ощутить художественное переживание, которое возможно лишь при взаимодействии с настоящим искусством. Если зрителю требуется объяснение смысла произведения, замысла художника или способов его интерпретации, то такое искусство не выполняет своей функции. Подлинная ценность искусства заключается в его способности вызывать интуитивное понимание и эмоциональный отклик без дополнительных разъяснений.
Современное искусство, на наш взгляд, не обладает достаточными ресурсами и перспективами. С точки зрения обучения, оно оказывается неэффективным. Когда представлена лишь концепция без визуального образа, образно-распознающая система человека не функционирует, что препятствует полноценному образовательному процессу. Кроме того, мы полагаем, что это явление является временной модой, которая в конечном итоге исчезнет.
Мы предпочитаем сосредотачиваться на тех произведениях, которые уже прошли проверку временем или имеют потенциал стать классическими. В наших программах мы изучаем шедевры искусства Античности и Возрождения, а также работы импрессионистов и мастеров русской академической школы живописи, музыки и театрального искусства. Это позволяет нам глубже понять культурное наследие и его влияние на современность.
Что из себя представляют основные форматы Learn2learn
В ходе первых экспериментов был разработан формат, который мы назвали learning surrounds, что можно перевести как «образовательные художественные пространства». Этот формат стал ключевым элементом и «визитной карточкой» проекта Learn2learn. Образовательные художественные пространства обеспечивают уникальную атмосферу для обучения, способствуя креативности и взаимодействию участников.
Формат нашего арт-объекта разработан для того, чтобы предоставить уникальный образовательный опыт через взаимодействие с искусством. Мы стремимся вызвать у участников желание глубже изучать тему и развивать соответствующие навыки. Такой подход работает, потому что обучение происходит не в назидательной форме, а вдохновляет и пробуждает интерес. Эмоциональное воздействие играет ключевую роль в формировании внутренней мотивации к обучению. Кроме того, мы уделяем внимание быстроте взаимодействия с форматом, так как в корпоративном обучении время является ценным ресурсом.
Обучение в корпоративной среде можно сравнить с посещением музея с аудиогидом. Вместо галереи сотрудники оказываются в специально организованном пространстве на своем рабочем месте. Обычно обучение проходит в офисе компании, занимая конференц-зал или переговорную комнату. Этот формат позволяет эффективно усваивать новые знания и навыки в привычной обстановке, что способствует лучшему восприятию информации и повышению производительности.
Наш первый «зрелый» проект, который мы называем объектом, — «Пинакотека», созданная в 2013 году после серии экспериментов. Это уникальное пространство, разделённое на тематические зоны, где представлены копии произведений знаменитых художников, таких как «Девочка на шаре» Пикассо, а также оригиналы картин Александра Сорокина, включая «Сити. Ночь», «Череповецкий металлургический комбинат» и «Усадьба Л. Н. Толстого в Хамовниках». При входе в «Пинакотеку» каждому посетителю выдается аудиоплеер с наушниками, который сопровождает его по маршруту, предлагая послушать образовательный художественный текст, посвященный лидерству в XXI веке. В этом проекте мы акцентируем внимание на гуманистических ценностях и вечных идеях о том, что лидерство — это выбор. Мы рассматриваем лидера как целостную личность и творчество в контексте лидерства. Посетитель слушает историю, одновременно рассматривая художественные объекты, что побуждает его соотнести себя с главным героем и задуматься о том, что для него лично значит быть лидером.
Для того чтобы пройти маршрут с прослушиванием истории, требуется всего 30 минут. Учитывая размеры пространства, ежедневно этот маршрут могут пройти до 120 человек.
Вторым ключевым форматом нашего проекта являются авторские образовательные мастерские, которые были запущены с самого начала. В этих мастерских участники осваивают новые знания и навыки через искусство и собственное творчество. Они создают картины, ставят театральные постановки или разрабатывают архитектурные макеты под руководством опытных специалистов. Программы мастерских разработаны с учетом методических принципов, что позволяет участникам развиваться как в ценностном, так и в практическом аспектах. Эти образовательные форматы способствуют не только профессиональному росту, но и личностному развитию, создавая уникальную атмосферу для творчества и самовыражения.
Образовательное содержание программ формируется в зависимости от запросов заказчиков, но основная цель остается неизменной — содействовать развитию ключевых компетенций через искусство. Эти программы направлены на вдохновение и помощь сотрудникам в изменении внутренних установок, а также в раскрытии их потенциала в профессиональной сфере. Среди наиболее частых запросов компаний выделяются усиление лидерских компетенций у топ-менеджеров, командообразование и развитие сотрудников с высоким потенциалом (HiPo). Основные темы наших мастерских включают концепции «лидер как художник», «команда как художественная форма» и «искусство как ролевая модель для бизнеса». Эти направления позволяют компаниям эффективно развивать своих сотрудников и создавать инновационные подходы к управлению.
Как формат learning sur-rounds нашёл свою аудиторию
Первые наши проекты, предшествующие созданию «Пинакотеки», включали «Бермудский четырёхугольник» (2010), «Желание лететь» (2011) и «Новогодняя сказка» (2012). «Бермудский четырёхугольник» предназначался для HR-специалистов и погружал их в концепцию самообучающихся организаций, акцентируя внимание на распространённых ошибках при создании корпоративных систем обучения и развития. «Желание лететь» поднимало вопрос ответственности сотрудников за собственное развитие, тогда как «Новогодняя сказка» акцентировала внимание на формировании навыков обучения. Все три проекта сочетали в себе элементы сторителлинга и художественных инсталляций. Мы впервые представили их на HR-выставке Trainings EXPO в 2010 и 2011 годах, где они вызвали значительный интерес среди коллег. Это привело к появлению первых корпоративных заказчиков, таких как ВТБ и IBS, которые заинтересовались использованием наших объектов для повышения квалификации своих сотрудников.
В 2013 году была создана «Пинакотека» по заказу «Альфа-Банка» с целью развития лидерских компетенций XXI века и формирования культуры инновационного лидерства в организации. Первоначально участниками стали менеджеры банка, включая высшее руководство. Формат и содержание программы были восприняты очень положительно, что подтвердило её успешность. С тех пор формат learning surrounds стал стандартом. С 2013 года мы многократно проводили «Пинакотеку» в различных российских и зарубежных организациях, как государственных, так и коммерческих, и её посетили тысячи сотрудников. Программа продолжает пользоваться популярностью, что свидетельствует о её эффективности и актуальности в условиях современных вызовов.
На основе проекта «Пинакотеки» мы разработали еще три объекта. Всего через три месяца после премьеры «Пинакотеки», также по заказу «Альфа-Банка», был создан проект Alla Prima, который фокусируется на клиентоориентированности и искреннем сервисе. Этот проект был представлен в различных российских учреждениях, включая ГБУ МФЦ Москвы («Мои документы») в 2014 году, по приглашению директора Елены Громовой.
В 2018 году к нам обратились с запросом Юлия Ужакина, генеральный директор Корпоративной Академии Росатома, и Наталья Журавлёва, которая тогда занималась корпоративным образованием в «Сбере». В 2019 году по совместному заказу Росатома и «Сбера» мы разработали проект Fermata, посвященный культуре ответственности. В 2021 году была создана «Шкатулка», нацеленная на формирование культуры взаимодействия в команде. Этот проект был разработан по заказу Мастерской управления «Сенеж» для победителей конкурса «Лидеры России», организованного АНО «Россия — страна возможностей». Мы продолжаем сотрудничество с лидерами в области корпоративного образования, стремясь развивать навыки и культуру ответственного и эффективного взаимодействия в командах.
В настоящее время мы работаем над созданием новых объектов, которые соответствуют актуальным потребностям современных организаций. Подробности пока остаются в секрете.
Как строится работа с заказчиками
Все наши продукты разрабатываются исключительно по запросу конкретных клиентов. Бюджет формируется индивидуально для каждого проекта, с учетом специфики и требований заказчика. Мы гарантируем высокое качество и соответствие ожиданиям, обеспечивая персонализированный подход к каждому заказу.
Новые заказчики находят нас благодаря сарафанному радио и рекомендациям коллег, которые остались довольны нашими проектами. Среди наших клиентов — как крупные государственные и частные корпорации, так и небольшие компании и стартапы. Мы ценим долгосрочные отношения и продолжаем сотрудничество с теми, кто уже работал с нами. На нашем сайте размещены актуальные новости и статьи, а также мы ведем закрытую группу в Telegram, в которой общаются только наши постоянные заказчики.
Мы не используем дополнительные каналы привлечения клиентов и не стремимся к масштабированию. Количество проектов с момента основания Learn2learn стабильно, так как мы не в состоянии взять на себя больше заказов. Для меня важно, чтобы каждое мероприятие проводилось с вниманием к деталям, эстетикой и эффективностью. Я также придаю большое значение тому, чтобы в каждую работу была вложена душа.
Несмотря на распространенное мнение, у нас нет менеджера по продажам. Это правда. Продавать такие специализированные продукты непросто, поэтому все взаимодействия с потенциальными и текущими клиентами осуществляю я сама. Поскольку я лично участвую в разработке всех образовательных продуктов и организации мероприятий, у меня есть возможность подробно и доступно объяснить их преимущества и пользу для бизнеса. Это индивидуальный подход позволяет нам лучше понять потребности клиентов и адаптировать предложения под их запросы, что в свою очередь увеличивает вероятность успешных продаж.
С течением времени объяснять суть нашей работы стало значительно проще благодаря накопленному опыту, полученному в результате множества реализованных программ. На начальном этапе, когда мы только начинали, инициаторам со стороны заказчика приходилось сталкиваться с большими трудностями. Я могу только предполагать, как им удавалось объяснять концепцию обучения через искусство внутри компании и убеждать руководство в её необходимости.
У нас нет четко сформулированного бизнес-плана по количеству реализованных проектов. Обычно заказчики обращаются к нам через звонки или сообщения. Мы обсуждаем детали, достигаем соглашения и назначаем дату выполнения. В среднем каждые две недели мы реализуем запрос от клиента, что может включать организацию образовательной мастерской или установку объекта на территории заказчика. Это позволяет нам поддерживать активное взаимодействие с клиентами и гибко реагировать на их потребности.
Создание новых объектов в формате learning surrounds — это масштабная задача, требующая от трех до шести месяцев интенсивной работы. Одними из самых сложных и масштабных проектов с точки зрения разработки и реализации являются корпоративные детско-родительские мероприятия, которые мы традиционно проводим летом и на Новый год. В таких мероприятиях участвуют все сотрудники компании вместе с семьями, и численность аудитории может достигать нескольких тысяч человек. Для успешного проведения данных мероприятий необходимо привлечь более ста профессионалов.
Мы активно занимаемся социальной деятельностью. Участники наших learning rounds и мастерских часто интересуются, существует ли что-то подобное для широкой аудитории, включая детей. В ответ на эти запросы с 2018 года мы принимаем участие в ежегодной всероссийской акции «Ночь музеев». Профессионалы в области культуры и искусства безвозмездно участвуют в организуемых нами образовательно-художественных мероприятиях, которые проходят на таких знаковых площадках, как Дом Н. В. Гоголя, Усадьба Л. Н. Толстого в Хамовниках и Александринский дворец в Нескучном саду. Эти мероприятия направлены на популяризацию культурного наследия и привлечение внимания к искусству, создавая уникальные возможности для образовательного и культурного обмена.
Как создаются художественные образовательные пространства
Процесс начинается с того, что заказчик обращается в Learn2learn с конкретной образовательной потребностью. Например, руководители компании могут считать, что лидерство связано с жестким контролем, и им необходимо изменить это восприятие для формирования более доверительной атмосферы в командах. Либо заказчик может обозначить существующую проблему: «В нашей компании каждый отвечает за свою часть, но никто не контролирует общую картину».
В процессе общения с заказчиком я стремлюсь глубже понять его запрос и перевести его в образовательные цели. Если я уверен, что проект может быть реализован успешно и принесет значительные результаты, мы принимаем решение о начале разработки. Обычно к нам обращаются клиенты с схожими ценностями, что позволяет нам легко находить общий язык и формировать единое видение образовательного результата. Однако в одном случае нам поступило предложение разработать проект на основе книги «Алмазный огранщик» Майкла Роуча. Мы отказались, поскольку идеи автора о построении успешного бизнеса через буддийское учение не соответствуют нашим принципам.
В рамках образовательного проекта мы приступаем к разработке художественной составляющей, включая сценарий, визуальные элементы и аудиоформат. Это позволит создать целостный и привлекательный контент, который эффективно передаст учебные материалы и увлечет аудиторию. Мы будем уделять внимание каждой детали, чтобы обеспечить высокое качество и соответствие образовательным целям.
Мы не допускаем заказчиков в процесс создания проекта, и они получают готовый результат только в момент его передачи в офис. Доверие заказчиков имеет решающее значение для успешного завершения работы — без него осуществление задуманного становится невозможным. Порой заказчики просят предоставить текстовые материалы, но в таких случаях я предпочитаю организовать телефонный разговор. Это позволяет мне озвучить ключевые моменты и объяснить, каким образом они будут реализованы в итоговом проекте.
Команда, занимающаяся выполнением заказа, формируется в соответствии с конкретными потребностями проекта. В рамках проекта Learn2learn основными участниками являемся я и Александр Сорокин. Моя роль заключается в разработке образовательной концепции нового объекта и написании текстового контента. Александр, как художественный руководитель, отвечает за визуальную часть: он разрабатывает дизайн-проект будущего пространства и создает картины, а также привлекает талантливых специалистов из различных сфер искусства, таких как актеры и музыканты, для реализации концепции. Некоторые из этих профессионалов сотрудничают с нами с самого начала проекта. Это позволяет нам создавать уникальные образовательные пространства, которые гармонично сочетают в себе искусство и обучение.
Мы постоянно стремимся к развитию и внедрению инноваций в наши проекты. Ранее для аудиосопровождения мы использовали готовые треки или записывали классические композиции с музыкантами. Однако в 2021 году, работая над новым проектом, мы пригласили композитора, который создал оригинальную музыку специально для этого объекта. После каждой программы мы проводим анализ, чтобы выявить возможности для улучшения. Мы рассматриваем, где можно внести изменения, добавить новые элементы или изменить подход к определённым моментам, чтобы сделать наш контент более понятным и привлекательным для участников.
После успешной премьеры объекта в компании заказчика он становится частью нашей продуктовой линейки, что позволяет другим компаниям заказать его размещение. Все наши образовательные продукты остаются в нашей собственности, однако существуют и эксклюзивные проекты, разработанные специально для заказчиков с передачей им исключительных прав. Примерами таких проектов являются короткометражный образовательный фильм «Солнечный день» для Мастерской управления «Сенеж» и фильм «Открытка в будущее» для Росатома. После премьеры фильм Росатома был размещен в открытом доступе, что стало для нас значимым событием и признанием качества нашей работы.
Как научная работа помогла взглянуть на проект по-новому
Проект был инициирован как практический эксперимент, и при разработке наших форматов мы не опирались на теории и методики из педагогики и андрагогики, по крайней мере, это не было нашим основным приоритетом. Мы сосредоточились на практическом подходе, что позволило нам создать уникальные решения, отвечающие требованиям современного обучения. Такой подход помог нам избегать формальностей и сосредоточиться на реальных потребностях участников проекта.
С течением времени возникло желание глубже изучить эту тему и рассмотреть проект с научной перспективы. Мы увидели на практике, что наш метод приносит результаты, однако важно было найти обоснование его эффективности. Я стремился понять, почему и за счёт каких факторов наш подход оказывается успешным, и подкрепить его теоретическими основами.
Работа над научными статьями позволила бы нам более убедительно представлять наши идеи как заказчикам, так и коллегам. Кроме того, необходимо было защитить нашу интеллектуальную собственность от недобросовестного заимствования, которое имело место в прошлом, когда на наш проект Learn2learn даже не делали ссылок. Описание и документирование нашей работы стало критически важным. В связи с этим, в 2018 году я начала заниматься научной деятельностью в Институте художественного образования и культурологии РАО. Это решение способствовало не только защите наших наработок, но и укреплению научного фундамента проекта, что, в свою очередь, повысило его авторитет и привлекательность для потенциальных партнеров.
В начале своего анализа я сделала ретроспективный обзор нашей деятельности, чтобы определить, какие концепции и подходы наиболее близки к нашей практике. В результате выяснилось, что ключевыми фигурами для нас являются Лев Выготский, Алексей Леонтьев, Даниил Эльконин и Василий Давыдов. Эти ученые заложили основы развивающего обучения в российской педагогике. В частности, работы Выготского о роли искусства в образовательном процессе представляют особую ценность для нашего исследования.
В процессе работы над проектом «Шкатулка», который был инициирован АНО «Россия — страна возможностей», мы обнаружили, что в 1960-е годы на берегу озера Сенеж, в Доме творчества Союза художников СССР, встречались художники, архитекторы, инженеры и учёные. Эти творческие личности со всей страны искали новые подходы для гармоничного развития человека. Мы уверены, что нашли те идеи и решения, которые искали наши предшественники в то время.
В нашей работе мы по-прежнему осознанно отказываемся от использования конкретных образовательных методик, поскольку разработка каждого проекта представляет собой в первую очередь творческую задачу. Создание художественного переживания невозможно осуществить по шаблону или алгоритму. Для этого требуются внутреннее содержание, жизненный опыт, интуиция, вдохновение, творческая свобода, искренность и любовь к людям и к своему делу. Мы верим, что именно эти качества способствуют формированию уникального и глубокого опыта, который останется в памяти участников надолго.
Я завершила аспирантуру и продолжаю заниматься научно-исследовательской деятельностью. В настоящее время я пишу научные статьи, выступаю на конференциях и обмениваюсь практическим опытом с коллегами. Моя работа направлена на углубление знаний в моей области и активное участие в научном сообществе.
Как оценивается успех проекта
Мы не запрашиваем у участников формальный отзыв после посещения объекта или участия в мастерской, так как это было бы неуместно. Основная цель каждой программы — вдохновить участников через контакт с искусством, помочь им осознать что-то новое, почувствовать эмоции и задуматься о важных вещах. Заполнение анкеты в конце мероприятия могло бы негативно сказаться на этом опыте. Заказчики могут по своему усмотрению собирать обратную связь от сотрудников и иногда делятся ею с нами.
Эффективность нашей работы определяется изменениями внутри организаций. Компании, с которыми мы сотрудничаем, запускают новые проекты и продукты, внедряют инновации и применяют более человекоцентричные HR-стратегии. Кроме того, важным показателем является количество повторных обращений заказчиков, что свидетельствует о нашей способности совместно разрабатывать новые образовательные продукты, соответствующие современным требованиям.
В каждом объекте, завершая маршрут, мы размещаем чистый холст, на котором участники могут записать свои впечатления и мысли. Обычно это короткие эмоциональные высказывания, такие как «Заставляет задуматься», «Интересно» или «Восторг!», а также цитаты из прослушанного материала и напутствия для других. Однако многие участники предпочитают оставлять более содержательные и развернутые отзывы, в которых делятся своими размышлениями. Эти отзывы особенно ценны, поскольку они демонстрируют глубокое понимание и восприятие заложенных в программу идей и метафор. Я обязательно сохраняю такие отзывы, и на данный момент у нас их уже несколько сотен. Некоторые участники после завершения маршрута продолжают общаться с нами, делясь опытом и интересуясь, куда можно пойти дальше, а также возможностью привести своих близких, чтобы они тоже испытали это. Это для меня имеет огромное значение.
Недавно я заметил интересную тенденцию: многие участники наших предыдущих программ и мероприятий, встречаясь со мной, делятся своими новыми увлечениями. Многие из них начали рисовать, записались на занятия по танцам или освоили игру на музыкальных инструментах. Это открытие стало для меня приятным сюрпризом и подтвердило, что наши мероприятия способствуют раскрытию творческого потенциала участников. Мы не только передаем знания, но и вдохновляем людей на новое творчество и самовыражение.