Корп обучение #Статьи

20 июня, 2025

Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает? / Skillbox Media

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»

Узнать больше

Может ли Моцарт сделать нас умнее?

Обсуждение любых экспериментов, связанных с музыкой, когнитивными способностями и образованием, необходимо начинать с эффекта Моцарта. Этот эффект часто становится центральной темой в исследованиях, посвященных влиянию музыки на развитие интеллекта и обучаемость. Эффект Моцарта предполагает, что прослушивание произведений великого композитора может временно повысить уровень IQ и улучшить результаты в задачах, требующих пространственного мышления. Исследования показывают, что музыка может не только улучшать настроение, но и способствовать лучшему усвоению учебного материала, что делает ее важным инструментом в образовательном процессе. Использование музыки в обучении открывает новые горизонты для развития когнитивных навыков и повышения эффективности обучения.

Эффект Моцарта представляет собой явление, при котором прослушивание классической музыки, в частности произведений Вольфганга Амадея Моцарта, может оказывать влияние на когнитивные способности человека. Термин «эффект Моцарта» был введен в 1991 году, однако широкое обсуждение этого феномена началось после публикации научной статьи в журнале Nature, написанной психологом Фрэнсис Раушер из Калифорнийского университета и её коллегами. В этой статье был описан эксперимент с участием студентов колледжа, в ходе которого участникам проигрывали десятиминутный отрывок одного из произведений Моцарта, а затем они выполняли ряд тестов. Результаты показали, что слушавшие музыку студенты лучше справлялись с заданиями на пространственное мышление и более успешно собирали оригами. Однако стоит отметить, что этот эффект был временным и наблюдался не дольше 15 минут. Исследование подчеркивает важность классической музыки в контексте повышения краткосрочных когнитивных функций, хотя его влияние на долговременные способности остается предметом дальнейших исследований.

Статья вызвала широкий резонанс и, безусловно, была интерпретирована неоднозначно.

Под влиянием СМИ и креативных маркетологов многие родители начали активно приобретать альбомы Моцарта с надеждой на то, что это поможет развить интеллектуальные способности их детей. Хотя оригинальные исследования по этому вопросу остаются в тени, интерес к классической музыке продолжает расти. В 1998 году губернатор штата Джорджия привлек внимание всей страны, выделив бюджет для покупки альбомов с музыкой Моцарта для всех новорожденных. Он считал, что прослушивание такой музыки с раннего возраста поможет детям развиваться и расти умнее. Этот случай стал символом стремления многих родителей создать благоприятные условия для умственного развития своих детей с помощью классической музыки.

Эффект Моцарта привлек внимание ученых, которые провели множество экспериментов, чтобы выяснить, существует ли он на самом деле. В недавнем метаанализе, озаглавленном «Эффект Моцарта — эффект Шмоцарта», исследователи проанализировали 40 научных работ по данному вопросу и пришли к выводу об отсутствии реального научного подтверждения этому явлению. Более того, нельзя однозначно утверждать, что музыка Моцарта оказывает наиболее сильное влияние на мозг. Например, исследования показали, что треки британской рок-группы Blur могут более эффективно воздействовать на детей. Таким образом, эффект Моцарта остается предметом обсуждения и дальнейших исследований в области музыки и нейропсихологии.

В 1999 году канадские ученые подтвердили влияние классической музыки на когнитивные способности. В рамках своих экспериментов они предложили группе студентов прослушать произведения Моцарта или Шуберта в течение десяти минут, либо провести это время в тишине. После этого участникам был предложен небольшой тест на проверку умственных способностей. Результаты показали, что музыка может положительно сказываться на выполнении интеллектуальных заданий, что открывает новые горизонты для изучения связи между музыкой и когнитивным развитием.

В другом эксперименте студенты прослушивали короткий рассказ Стивена Кинга, произведение Моцарта или находились в тишине. Результаты показали, что участники, которые слушали что-либо, действительно лучше справлялись с выполнением задания по сравнению с теми, кто находился в тишине. Кроме того, не было значительной разницы в эффективности между произведениями Шуберта, Моцарта и рассказом Кинга. Ключевым фактором оказалось то, чтобы участникам нравилось то, что они слушали.

Исследования показывают, что музыка оказывает значительное влияние на настроение, вовлеченность и психологическое благополучие. Она может помочь расслабиться и повысить уровень продуктивности, однако эффект зависит от индивидуальных предпочтений слушателя. Для одних музыка служит источником вдохновения и бодрости, в то время как других может отвлекать от выполнения задач. Аналогично, в учебном процессе музыка может способствовать улучшению результатов у студентов, которые чувствуют себя комфортно и получают удовольствие от прослушиваемых мелодий. Таким образом, выбор музыкального фона имеет значение как в работе, так и в обучении, и может существенно влиять на общую эффективность и успеваемость.

Фото: VesnaArt / Shutterstock

В контексте обучения чаще всего рассматривается классическая музыка без слов, так как текст может отвлекать внимание. Исследователи отдают предпочтение таким произведениям, поскольку они обладают ясно выраженной гармоничной мелодией, отличающейся плавностью и ненавязчивостью. Таким образом, классическая музыка становится отличным фоном для учебного процесса, способствуя концентрации и повышению продуктивности.

Читать также:

Исследования показывают, что занятия музыкой могут замедлить процесс старения мозга. Ученые обнаружили, что активное участие в музыкальной деятельности способствует улучшению когнитивных функций и повышает уровень нейропластичности. Музыка не только развивает творческие способности, но и помогает поддерживать память и внимание на высоком уровне. Таким образом, регулярные занятия музыкой могут служить эффективным методом для поддержания умственного здоровья и замедления возрастных изменений в мозге.

Может ли музыка влиять на успеваемость?

Какой эффект оказывает фоновая музыка? Исследования этого вопроса начались ещё в 1960-х годах. В 1967 году американские ученые утверждали, что фоновая музыка во время лекций и экзаменов способствует повышению успеваемости студентов. Более того, они отметили, что музыка улучшает настроение всех участников учебного процесса, включая преподавателей. Однако, несмотря на эти выводы, в учебных заведениях не принято использовать симфоническую музыку во время занятий. Это связано с тем, что реальное влияние музыки на восприятие и обучение остается неоднозначным. Подтверждением этого служат результаты нескольких экспериментов, которые продемонстрируют сложность взаимосвязи между музыкой и учебной деятельностью.

В 2012 году исследовательская команда из университетов Франции и Германии провела эксперимент, чтобы выяснить, как музыка влияет на академическую успеваемость студентов. В исследовании приняли участие 249 студентов первых и вторых курсов, которых разделили на две группы. Обе группы прослушали часовую видеолекцию, содержащую слайды и объяснения преподавателя. Однако экспериментальная группа также слушала музыкальный фон, состоящий из произведений таких композиторов, как Моцарт, Вивальди, Чайковский, Бах и Бетховен. Исследование направлено на изучение связи между музыкой и обучением, что может быть полезно для повышения эффективности учебного процесса.

Обе группы были призваны внимательно слушать, так как после лекции предусматривалась проверочная работа. В течение 15 минут после урока студенты заполнили опросник и выполнили тест, состоящий из 25 вопросов с несколькими вариантами ответов. Участники экспериментальной группы показали значительно лучшие результаты по сравнению с контрольной группой. Однако это не объяснялось только влиянием музыки. Исследователи отметили, что на результаты тестирования могли повлиять несколько факторов, включая предыдущий опыт и уровень знаний студентов. Точные механизмы влияния музыки на успеваемость оставались неясными, что подчеркивает необходимость дальнейших исследований в этой области.

Авторы эксперимента подчеркнули, что полученные результаты могут стать основой для будущих исследований в данной области. Исследование подтверждает, что окружающая среда, в которой происходит обучение, имеет значительное влияние на успехи и достижения обучающихся.

Доктор экономических наук, преподаватель Панамериканского университета в Мексике Эдгар Деметрио Товар-Гарсия в начале 2020 года внедрил фоновую музыку в свои онлайн-занятия по экономике. Сначала он использовал стандартные лаундж-композиции, но вскоре открыл для себя бинауральную музыку, которая значительно улучшила атмосферу занятий и способствовала концентрации студентов. Бинауральные ритмы помогают создавать более глубокое погружение в изучаемый материал и повышают эффективность восприятия информации. Внедрение такой музыки стало новаторским шагом в образовательном процессе, позволяя объединить традиционные методы преподавания с современными подходами к обучению.

Чтобы понять суть бинауральной музыки, необходимо разобраться с бинауральными ритмами. При сочетании двух звуков на разных частотах мозг заполняет «пробел» между ними, создавая третий, промежуточный звук, который на самом деле отсутствует. Это явление известно как бинауральный ритм. Он может служить стимулом, заставляющим мозг трансформировать свои собственные волны. Существует четыре типа мозговых волн: гамма, бета, альфа и тета, каждая из которых проявляется в различных состояниях. Например, бета-волны связаны с тревогой и возбуждением, тогда как альфа-волны ассоциируются с состоянием расслабления. Исследование, проведённое Эдгаром, показало, что расслабленное состояние может повысить концентрацию и улучшить процесс обучения. Бинауральная музыка нацелена на создание плавного перехода между различными состояниями сознания, что может способствовать улучшению умственной деятельности и общей гармонии.

Преподаватель, исследовав влияние музыки на обучающий процесс, заметил улучшение успеваемости студентов. В 2021 году он решил подтвердить свои наблюдения и провел научный эксперимент, результаты которого были представлены на XIV Международной конференции исследователей высшего образования. Этот опыт подтвердил, что музыка может положительно влиять на концентрацию и восприятие учебного материала, способствуя более эффективному обучению.

В эксперименте приняли участие 73 студента, разделённых на три группы. Группы A и B состояли из новичков, которые только начинали изучение микроэкономики, в то время как третья группа уже осваивала международную экономику, что позволяло её участникам быть знакомыми с предметом. Профессор экспериментировал с использованием бинауральной музыки во время онлайн-занятий, применяя её для разных групп в разные периоды. В первый триместр музыку слушали студенты группы A и продвинутая группа по международной экономике, а во второй триместр — группа B. В конце каждого занятия преподаватель проводил тестирование. Бинауральная музыка использовалась в качестве фонового сопровождения и звучала тихо, чтобы не отвлекать студентов от учебного процесса. Эксперимент позволил оценить влияние музыки на восприятие материала и результаты тестов, что может быть полезно для дальнейшего изучения методов повышения эффективности обучения.

Результаты исследования показали неоднородные изменения в успеваемости. В группе А показатели успеваемости снизились после лекций с музыкой, в то время как в группе В наблюдался рост. В группе, изучающей международную экономику, успеваемость также увеличилась, однако не так значительно, как в группе В. Важно отметить, что изначально группы А и В находились на одном уровне успеваемости, в отличие от группы, занимающейся международной экономикой.

Преподаватель, основываясь на опросе, проведённом среди студентов, выделил возможные причины различий в результатах. Одной из главных причин могло стать качество интернет-соединения: у студентов с нестабильным подключением возникали проблемы с воспроизведением видео, что, естественно, влияло на восприятие музыки. Кроме того, существует ещё одно объяснение. Тесты для групп A и B были проще и состояли из вопросов с двумя вариантами ответов, такими как «Правда или вымысел?». В то время как тесты для продвинутой группы по международной экономике содержали более сложные вопросы с пятью вариантами ответов. Товар-Гарсия предположил, что студенты-новички могли выбирать ответы случайным образом, что объясняет разницу в результатах между двумя группами. Это подчеркивает важность сложности тестирования и качества интернет-соединения в образовательном процессе.

Преподаватель отметил, что в целом участникам занятия понравилась музыка. Она способствовала спокойствию и расслаблению. Некоторые участники даже забывали о звуках во время занятий. Однако не все оценили музыкальное сопровождение: некоторым отвлекали посторонние звуки, кто-то предпочел бы более живую музыку или свою собственную, а некоторые сочли запись слишком громкой.

Психологи из Университета Бейлор (США) провели уникальное исследование, в котором приняли участие 50 студентов колледжа в возрасте от 18 до 33 лет. Эксперимент проводился в лаборатории сна и был направлен на изучение различных аспектов сна и его влияния на психическое состояние. Участники проходили специальные тесты для выявления закономерностей и особенностей сна, что может помочь в понимании его роли в повседневной жизни. Результаты этого исследования могут оказать значительное влияние на дальнейшие исследования в области психологии и медицины.

Участники провели две ночи в лаборатории. В первую ночь они адаптировались к новым условиям. Перед второй ночью им была представлена 30-минутная интерактивная лекция по макроэкономике, которая включала вопросы для закрепления материала. Занятия проходили под звуки произведений Вивальди, Бетховена и Шопена, что создавало уютную атмосферу для обучения.

Участники эксперимента легли спать, а исследователи ожидали, когда они достигнут стадии глубокого сна. В этот момент им на протяжении 15 минут тихо включали либо ту же музыку, которая звучала во время лекции, либо белый шум. За состоянием студентов тщательно следили с помощью специализированных приборов.

Учёные изучают метод целевой реактивации памяти, который способствует переносу информации из рабочей памяти в долговременную. Этот процесс осуществляется посредством сочетания двух стимулов: самой информации и подсказки для мозга. Подсказка может быть любым элементом, связанным с контекстом восприятия новой информации. Например, это может быть предмет из аудитории, на который человек обращал внимание во время лекции. В данной исследовательской работе фоновая музыка, звучавшая во время лекции, использовалась в качестве подсказки. Это позволяет лучше понять механизмы работы памяти и разработать эффективные методы обучения.

Утром участники эксперимента проходили тест по теме, изученной накануне. Тест включал вопросы, требующие переноса знаний. Результаты показали, что экспериментальная группа, которой во время сна включали музыку, продемонстрировала лучшие результаты. Во-первых, больший процент участников из этой группы сдал тест на проходной балл. Во-вторых, они успешно справились с более сложными заданиями. Через девять месяцев участников снова попросили пройти тест, но в этот раз участие приняли только 27 человек. Результаты показали, что обе группы не смогли вспомнить изученный материал спустя длительное время. Это подчеркивает важность не только обучения, но и его долговременного запоминания.

Фото: dekazigzag / Shutterstock

Для эффективного извлечения информации из памяти на следующий день техника целевой реактивации памяти с использованием музыки показала свою эффективность. Однако для того чтобы новая информация надолго сохранилась в долгосрочной памяти, необходимо дополнительно повторять материал. Это подчеркивает важность повторения в процессе обучения и запоминания.

Авторы эксперимента выделили ключевые условия для проведения исследования: музыка, используемая в эксперименте, должна быть без слов, а мелодия — знакомой слушателям. На основе полученных результатов, исследователи приняли решение продолжить эксперименты. Они выдвинули гипотезу о том, что регулярное прослушивание музыки может продлить эффект воздействия на слушателей.

Что это значит для преподавателей и студентов?

Исследования показывают, что использование музыки на занятиях может быть полезным, но необходимо учитывать несколько факторов. Важно выбрать подходящее музыкальное произведение, обеспечить высокое качество звучания и оптимальный уровень громкости. Также следует обратить внимание на общий комфорт учащихся. Однако данный подход скорее можно рассматривать как эксперимент, чем как метод с подтвержденной эффективностью.

Слушать музыку во время самостоятельных занятий действительно полезно для многих студентов. Преподаватель Университета Вуллонгонга в Австралии, основываясь на проведенных исследованиях, выделяет несколько условий, при которых музыка может оказать положительное влияние на учебный процесс. Музыка способствует созданию комфортной атмосферы, помогает сосредоточиться и улучшает настроение, что в свою очередь может повысить продуктивность обучения. Однако важно учитывать предпочтения каждого студента и выбирать тот музыкальный фон, который не отвлекает от учебного процесса. Правильно подобранная музыка может стать эффективным инструментом для повышения концентрации и улучшения восприятия информации.

  • она доставляет вам удовольствие;
  • композиции не слишком быстрые и проигрываются негромко;
  • если включаете песни, то в них не слишком большой объём слов (например, хип-хоп только отвлечёт);
  • вы — не интроверт (интровертов посторонние звуки скорее раздражают).

Музыка служит эффективным инструментом для создания благоприятной атмосферы и улучшения настроения, включая учебные аудитории. Однако её воздействие на когнитивные способности студентов во время учебного процесса остается предметом обсуждений и исследований. Некоторые исследования указывают на то, что музыка может способствовать улучшению концентрации и повышению продуктивности, в то время как другие подчеркивают возможные отвлекающие эффекты. Важно учитывать индивидуальные предпочтения учеников и тип музыки, чтобы оптимизировать учебный процесс.