Корп обучение #Статьи

3 июля, 2025

Как не заиграться «в бантики», разрабатывая корпоративное обучение / Skillbox Media

Эксперты рассказали, почему простые решения в обучении зачастую работают лучше сложных.

Из этой статьи вы узнаете о ключевых аспектах, связанных с темой, а также получите полезные советы и рекомендации. Мы подробно рассмотрим важные моменты, которые помогут вам лучше понять предмет обсуждения и применить полученные знания на практике. Вы получите информацию, основанную на актуальных данных, что позволит вам повысить свою компетенцию в данной области.

  • какие преимущества имеют простые решения для организации обучения в сравнении со сложными;
  • какие типичные ошибки в процессе разработки обучения побуждают всё усложнять и тратить больше, чем необходимо;
  • как выбирать и внедрять технические решения, чтобы они действительно принесли пользу;
  • почему важно в первую очередь избавляться от рутины.

26 июля Сообщество Digital Learning организовало митап на тему «Простые, проверенные решения: что не подведёт в условиях ограничения ресурсов». Спикеры обсудили ключевые аспекты приоритезации в процессе проектирования обучения с ограниченными ресурсами. Они также подчеркнули, что простые решения часто оказываются более эффективными и надежными по сравнению со сложными и дорогостоящими альтернативами.

«Не усложняйте сущность без надобности»

В начале обсуждения директор eLearning center и автор Telegram-канала «Живое обучение» Елена Тихомирова отметила, что простые решения зачастую сложно реализовать так, чтобы они действительно приносили пользу. Кроме того, усложнение продукта иногда происходит в ущерб его основным функциям. Это подчеркивает важность баланса между функциональностью и простотой в разработке образовательных технологий. Успешные решения должны не только быть интуитивно понятными, но и эффективно решать задачи пользователей, сохраняя при этом свою основную цель.

Елена поделилась своим опытом, который иллюстрирует важность автоматизации в процессе разработки курсов. Один из ее клиентов заказал создание курса с множеством анимаций и сложным сюжетом. Однако при передаче готового продукта выяснилось, что вручную предоставить доступ к курсу 12 тысячам пользователей станет серьезной проблемой, так как автоматизация этой функции не была предусмотрена. Хотя внедрение системы автоматизации потребовало бы лишь небольшую часть бюджета, внимание было сосредоточено на других аспектах проекта. Этот случай подчеркивает необходимость учета всех элементов разработки, включая автоматизацию, чтобы избежать проблем на этапе реализации.

Елена отмечает, что многие стремятся внедрить в процесс обучения максимальное количество инновационных технологий. Это связано с распространенным мнением, что отсутствие нововведений свидетельствует о stagnation в развитии. Однако, по словам спикера, часто оказывается, что такие высокотехнологичные решения, как тренажёры и VR-симуляции, не являются необходимыми для конкретного проекта. Важно подходить к выбору инструментов осознанно, ориентируясь на реальные потребности и цели обучения, а не следовать модным тенденциям.

Не усложняйте концепции без необходимости. Это должно стать основным принципом. Если существует возможность обучить людей с помощью простого текстового документа, то стоит воспользоваться именно этим подходом. Важнейший результат, который мы получим, — это квалифицированные и обученные сотрудники.

Елена отмечает, что простые решения в обучении — будь то содержание, средства или методы — имеют три значительных преимущества по сравнению со сложными. Во-первых, они более понятны и проще в применении, что способствует достижению желаемых результатов.

Второе преимущество заключается в том, что простые решения зачастую оказываются более эффективными, чем сложные. Как отмечает Елена, базовая автоматизация рутинных операций освобождает время специалистов по обучению, что позволяет им сосредоточиться на более значимых задачах, таких как методическое проектирование и взаимодействие с экспертами. Это не только повышает продуктивность, но и способствует качественному улучшению образовательных процессов.

Третий важный аспект, на который обращает внимание спикер, заключается в том, что простые решения обладают высокой степенью повторяемости и могут быть переданы другим. Это означает, что такие методы могут быть эффективно использованы при обучении сотрудников в различных компаниях. Они доступны не только для конкретного специалиста, но и для его коллег, что способствует более эффективному процессу обучения и повышению квалификации команды в целом.

Это не означает, что следует полностью отказаться от сложных решений. У них есть своя область применения и они необходимы в ситуациях, где без них достичь цели невозможно. В качестве примера можно рассмотреть начало эпохи мобильного обучения. В то время у разработчиков образовательных программ не было удобных инструментов для создания курсов на мобильных платформах, и им приходилось использовать различные обходные решения. Однако это делалось с четкой и понятной целью — в результате достигался значительный эффект.

Чтобы улучшить текст с точки зрения SEO и сохранить его содержание, предлагаю следующую переработку:

Читать также:

Соня Смыслова делится опытом проектирования эффективного обучения в условиях ограниченных ресурсов. Важность создания качественного образовательного процесса невозможно переоценить, особенно когда доступные средства и время ограничены. Она акцентирует внимание на ключевых аспектах, которые помогают оптимизировать обучение. Использование современных технологий, адаптация материалов под потребности учащихся и эффективное распределение ресурсов становятся основными факторами успешного обучения. Применяя эти принципы, можно создать насыщенный и результативный образовательный опыт даже в сложных условиях.

«Зачем тратить деньги, если можно не тратить?»

Алина Сумарокова, руководитель группы дистанционного обучения АО «МинБанк», поделилась своим опытом в области разработки и проведения обучающих программ. Она отметила, что её выступления часто вызывают вопросы у слушателей, например: «Почему вы это делаете? У вас недостаточно ресурсов?» Алина акцентирует внимание на том, что предложенные ею решения подходят для организаций с ограниченным бюджетом. Это подтверждает актуальность и доступность дистанционного обучения для всех, кто стремится к развитию и оптимизации образовательного процесса.

Алина уверена, что данный подход полезен не только в условиях ограниченных ресурсов.

Зачем тратить деньги, если можно обойтись без лишних затрат? Если у вас есть задача или цель, которую можно достичь без дополнительных расходов, стоит ли инвестировать средства? Если я могу достичь тех же результатов с помощью готовых решений, почему бы не воспользоваться ими?

Алина Сумарокова выделила ряд распространенных ошибок, которые затрудняют работу специалистов в области обучения и приводят к ненужным расходам. Эти ошибки могут значительно снизить эффективность учебного процесса и увеличить финансовые затраты. Изучение и устранение этих проблем поможет оптимизировать работу и улучшить результаты обучения.

Первая ошибка заключается в планировании будущего курса без учета уже существующих решений. Разработчики обсуждают, каким должен быть новый проект, детально прописывают и согласовывают все аспекты: необходимые функции, сбор аналитических данных, визуальное оформление и прочее. Однако, когда наступает этап реализации, выясняется, что доступные инструменты на текущей платформе не позволяют реализовать задуманное. Это приводит к задержкам и дополнительным затратам, а также снижает эффективность проекта. Поэтому важно заранее анализировать существующие решения и возможности платформы, чтобы избежать подобных ситуаций и обеспечить успешное завершение разработки.

Первая мысль, которая возникает в подобной ситуации, заключается в необходимости составления технического задания, привлечения программистов и поручения им разработки недостающих элементов. Однако важно остановиться и объективно оценить, действительно ли эти доработки критически важны для курса. Например, если в планах предусмотрены аналитические отчёты в виде графиков, а готовый инструмент предоставляет данные в табличном формате, стоит задуматься, можно ли обойтись именно этим вариантом. Возможно, существующий формат уже удовлетворяет потребности пользователей и выполняет свои функции.

Алина Сумарокова обозначила ловушку, связанную с стремлением решить задачу в одном шаге. Например, многие пытаются использовать сложные формулы или алгоритмы для выполнения расчетов. В такие моменты может возникнуть ощущение, что без помощи программиста невозможно разобраться в ситуации, и решение следует поручить ему. Однако часто такая необходимость отпадает, если разбить задачу на более простые этапы. Например, базовые вычисления можно выполнить в Excel, что значительно упрощает процесс и делает его доступным без специальных знаний программирования.

Алина выявила ещё одну проблему, которая отрицательно сказывается на процессе разработки образовательных программ. Она отметила, что иногда происходит ситуация, когда программное обеспечение начинает диктовать условия, и разработчик начинает подстраиваться под него. К примеру, после внедрения высокотехнологичных интерактивных элементов в курс может возникнуть ситуация, когда он перестаёт открываться в браузере, что требует полной переработки. В результате значительное количество усилий уходит на поддержание системы, а фактическая польза для пользователей или компании остаётся минимальной.

Алина Сумарокова и Елена Тихомирова единодушно считают, что ключевой целью обучения является достижение конкретного результата. Если для достижения этого результата нет необходимости в сложной упаковке контента, это является дополнительным преимуществом. Правильная организация и подача информации способствуют лучшему усвоению знаний и повышают эффективность образовательного процесса.

В корпоративном обучении нередко возникает ситуация, когда необходимо провести инструктаж для сотрудников, что подразумевает лишь передачу информации. В таких случаях любые дополнительные элементы могут отвлекать и усложнять процесс обучения. Эффективное корпоративное обучение должно сосредоточиться на четком и понятном донесении необходимых знаний, без излишних деталей, которые могут снизить его эффективность.

Мы часто увлекаемся созданием дополнительных элементов в нашем контенте, таких как визуальные эффекты и интерактивные элементы, забывая о главной цели — удобстве пользователя. В результате пользователи могут почувствовать себя перегруженными и попросить упрощённый доступ к информации. Они могут сказать: «Можно сделать быстрее? Я просто хочу распечатать, прочитать и пройти это, так как у меня есть работа, и мне не нужны все эти детали». При этом мы можем потратить много времени и усилий на детали, которые не всегда необходимы. Важно помнить, что простота и эффективность должны быть в приоритете, чтобы пользователь смог легко и быстро получить нужную информацию.

Алина и её коллеги достигли компромисса между созданием курса с нуля и простой подачей информации. Они разработали курс в формате оболочки, что позволяет быстро интегрировать разнообразное содержание. В качестве примеров таких решений спикер упоминает игры, аналогичные «Кто хочет стать миллионером?» или «Поле чудес». Хотя по своей сути это обычные тесты, они содержат вовлекающие элементы, такие как система начисления баллов и соревновательные механики, что делает обучение более интересным и интерактивным.

Чтение является важным аспектом нашей жизни, которое помогает развивать интеллект, расширять кругозор и получать новые знания. Оно способствует улучшению навыков анализа и критического мышления. Кроме того, чтение книг и статей помогает снизить уровень стресса и улучшить общее самочувствие. Выбор литературы может варьироваться от художественных произведений до научных работ, что позволяет каждому найти что-то по своему вкусу. Чтение не только обогащает внутренний мир, но и развивает эмоциональный интеллект, позволяя лучше понимать чувства и переживания других людей. Поэтому стоит уделять время чтению каждый день, чтобы постоянно развиваться и получать удовольствие от новых открытий.

Внедрение геймификации в обучение может быть быстрым и экономичным процессом. Геймификация позволяет повысить мотивацию учащихся и сделать образовательный процесс более увлекательным. Для начала определите ключевые цели обучения и выберите элементы геймификации, которые будут соответствовать этим целям. Например, можно использовать баллы, уровни, значки или лидерборды для поощрения активного участия студентов.

Следующий шаг — интеграция игровых элементов в существующие учебные материалы. Это может быть реализовано через онлайн-платформы, мобильные приложения или даже в традиционных учебниках. Важно также учитывать обратную связь от учащихся, чтобы адаптировать элементы геймификации и сделать их более эффективными.

Не забудьте использовать доступные ресурсы и инструменты, которые помогут реализовать геймификацию без значительных затрат. Многие платформы предлагают бесплатные или недорогие решения для создания интерактивного контента. С помощью простых изменений и инновационных подходов можно значительно улучшить обучение и сделать его более привлекательным для студентов.

«Чтобы делать быстрее и дешевле, нужно меньше требований»

Директор по стратегии компании WebSoft Артур Захарян поделился своими наблюдениями о автоматизации обучения и выборе технических решений. Он выделил три основные тезиса, которые подчеркивают важность эффективного подхода к внедрению технологий в образовательный процесс. Эти выводы помогут компаниям оптимизировать свои ресурсы и повысить качество обучения.

Количество ресурсов, которые компания вкладывает в процесс принятия решения, не всегда гарантирует успешный результат. Как утверждает Артур, многие организации, выбирая инструменты или платформы, проходят сложные многоэтапные процедуры и составляют обширные списки требований. В итоге оказывается, что выбранное решение не соответствует их потребностям. Это напоминает пример, приведенный Алиной Сумароковой, однако причины несоответствия могут быть не только техническими, но и связаны с другими факторами. Важно учитывать не только функциональные характеристики, но и соответствие бизнес-процессам, культуру компании и потребности пользователей. Тщательный анализ и понимание контекста могут помочь избежать распространенных ошибок при выборе технологий.

Этот парадокс убедил спикера в том, что в некоторых случаях целесообразнее сэкономить время и выбрать более простой путь, при условии, что это соответствует корпоративным регламентам.

Для достижения скорости и снижения затрат необходимо уменьшить количество требований. Этот вывод основан на предыдущем утверждении: для успешного внедрения инструмента или платформы имеет смысл начинать с той функциональности, которая доступна в данный момент. Далее следует развивать технологию через последовательные итерации, при этом важно помнить, что конечный продукт должен оставаться целостным и завершённым.

Спикер привёл пример, иллюстрирующий важность гибкости в разработке систем автоматизации обучения. Можно потратить месяцы на создание сложной системы с использованием искусственного интеллекта и продвинутых моделей, в то время как специалисты по обучению будут вручную назначать курсы тысячам сотрудников. Вместо этого целесообразнее быстро запустить базовую версию системы и затем дорабатывать её, основываясь на обратной связи от пользователей. Такой подход не только ускоряет процесс внедрения, но и позволяет создавать более эффективные и востребованные решения в сфере автоматизации обучения.

Настройка и улучшение системы должны основываться не на предположениях о том, как она должна функционировать, а на анализе того, что уже успешно работает. Как отмечает Артур, адаптация инструмента под конкретные потребности и повышение его эффективности являются ключевыми задачами. Однако разумнее всего начать с определения необходимых изменений в уже внедренном решении. Такой подход позволяет формулировать четкие задачи для подрядчиков или программистов внутри компании, что, в свою очередь, способствует экономии времени и финансовых ресурсов.

Спикер утверждает, что попытка внедрения нового решения, при этом адаптируя его под специфические потребности компании и улучшая с учетом идеалов «как должно быть», может привести к значительным затратам и не всегда гарантирует достижение желаемых результатов.

Читайте также:

Цифровизация корпоративного обучения: мифы и реальность

Цифровизация корпоративного обучения становится все более актуальной темой в современном бизнесе. Многие компании стремятся внедрять электронные обучающие программы, однако вокруг этого процесса существует множество мифов. Рассмотрим реальные преимущества и недостатки цифровизации обучения.

Одним из распространенных мифов является мнение о том, что цифровое обучение менее эффективно по сравнению с традиционными методами. На самом деле, современные технологии позволяют адаптировать обучение под индивидуальные потребности сотрудников, обеспечивая доступ к материалам в любое время и из любого места. Это способствует повышению вовлеченности и улучшению усвоения информации.

Другой миф касается высокой стоимости внедрения цифровых решений. Хотя первоначальные инвестиции могут быть значительными, в долгосрочной перспективе цифровизация позволяет значительно сократить затраты на обучение, оптимизируя процессы и снижая необходимость в физическом обучении.

Существуют также опасения по поводу недостатка взаимодействия между обучающимися и преподавателями. Однако современные платформы для онлайн-обучения предлагают разнообразные инструменты для общения, такие как видеозвонки, чаты и форумы, что позволяет поддерживать активное взаимодействие и обмен опытом.

Цифровизация корпоративного обучения предоставляет доступ к актуальным знаниям и трендам, что особенно важно в быстро меняющемся мире. Внедрение новых технологий в обучение помогает компаниям оставаться конкурентоспособными и адаптироваться к изменениям на рынке.

В заключение, цифровизация корпоративного обучения открывает новые возможности для развития сотрудников и повышения эффективности бизнеса. Разоблачение мифов и осознание реальных преимуществ цифровых методов обучения позволит компаниям более эффективно использовать ресурсы и достигать своих целей.

«Избавляйтесь от рутины в первую очередь»

Артур Захарян подчеркнул, что при выборе технического решения важно правильно расставить приоритеты. Он рекомендует выбирать такие варианты, которые помогут освободить специалистов по обучению от рутинных задач. «Сосредоточьтесь на устранении однообразной работы в первую очередь, и это позволит вам высвободить время и ресурсы для развития новых идей и инициатив», — отметил он.

Елена Тихомирова поддерживает мнение о том, что в деятельности методистов и методологов существует множество операций и процессов, которые можно и нужно автоматизировать. К таким процессам относятся сбор обратной связи, актуализация учебных материалов и другие важные задачи. В большинстве случаев для автоматизации этих процессов не требуется разрабатывать и внедрять сложные системы, что делает эту задачу более доступной и эффективной. Автоматизация помогает оптимизировать рабочие процессы, снизить затраты времени и повысить качество образовательных материалов.

Елена поделилась опытом обучения преподавателей вузов использованию информационных технологий в образовательном процессе. В одном из случаев преподаватель вел группу из 300 студентов в системе дистанционного обучения. Студенты регулярно отправляли ему свои рефераты и курсовые работы на электронную почту, что создавало определенные трудности. Эффективное управление таким объемом информации требует внедрения современных инструментов и методов, позволяющих оптимизировать процесс проверки и оценки работ студентов.

Студенты, опасаясь, что их работы могут быть не засчитаны, часто отправляли дополнительные сообщения с вопросами: «Вы получили мой реферат? Всё открывается?» Это создавало лишнюю нагрузку на почтовый ящик преподавателя. Кроме того, многие студенты не подписывали свои письма и работы, что усложняло идентификацию файлов. Преподавателю приходилось разбираться с десятками документов с названием «Документ 1» и выяснять, кто именно из студентов, таких как «Иванов А. А.», прислал работу, особенно когда в группе из 300 человек таких могло быть сразу несколько.

Елена утверждает, что эффективным решением подобных проблем является простой механизм автоматизации. Для этого достаточно создать одну папку в любом облачном облачном хранилище и донести до студентов правила: называть файл своими фамилией, именем и отчеством, а также указать номер группы. Студенты загружают свои работы в папку, избегая необходимости отправлять письма. В такой системе студенты могут видеть, что их работа успешно загружена и не потерялась, в то время как преподаватель получает возможность отслеживать, кто и когда сдал задания, а также видеть количество «должников». Это значительно упрощает процесс контроля и устраняет необходимость разбирать переполненные почтовые ящики.

Елена отметила, что данное простое решение может сэкономить преподавателям до 150 часов в семестр. Это высвобожденное время позволит уделить больше внимания проверке работ, предоставлению обратной связи и подготовке к занятиям, что значительно улучшит качество образовательного процесса. Эффективное использование времени преподавателя является ключом к повышению уровня обучения и достижения лучших результатов у студентов.

Изучайте также:

  • Почему корпоративные университеты не спешат сотрудничать с EdTech
  • Чем полезны микроформаты (microlearning) в корпоративном обучении и как их применять
  • 5 моделей проектирования курсов: как выбрать подходящую
  • Исследование: как изменилось корпоративное обучение и что его ждёт дальше