Корп обучение #Статьи

20 июня, 2025

Как поменялись технологии и форматы корпоративного обучения за 10 лет? / Skillbox Media

Похоже, правильный ответ — «почти никак», а многочисленные прогнозы о трендах так и остаются прогнозами.

Растёт популярность «Википедии» и массовых открытых онлайн-курсов

К 2023 году 84% технологий, представленных в списке, используются с такой же частотой, как и десять лет назад. Однако некоторые инструменты значительно увеличили свою популярность. Лидируют сервисы для обмена документами, такие как Google Docs и Dropbox. В 2014 году их использовала лишь треть респондентов Mind Tools, а сегодня этот показатель достиг 91%. На втором месте находятся корпоративные социальные сети, о которых будет сказано ниже. Замыкают тройку популярности виртуальные классы, представляющие собой онлайн-платформы для организации образовательных занятий.

В заключение рейтинга выделяются два ключевых аспекта, связанных с доступом к знаниям. Во-первых, наблюдается рост популярности открытых ресурсов, таких как «Википедия» и YouTube, где уровень использования увеличился с 38% до 66%. Во-вторых, наблюдается заметный рост интереса к массовым открытым онлайн-курсам, который возрос с 15% до 41%. Хотя специалисты Mind Tools не акцентируют внимание на этой тенденции, можно предположить, что она отражает возрастающую необходимость работающих людей не только в постоянном обучении, но и в активном вовлечении в образовательный процесс с осознанием личной ответственности за свое развитие.

Для корпоративного обучения так и не научились использовать соцсети

Корпоративные социальные сети продолжают набирать популярность, в то время как традиционные платформы для общения, такие как Twitter и LinkedIn, которые заблокированы в России, а также TikTok и Reddit, теряют свою привлекательность в сфере обучения и развития (L&D). В 2014 году 46% команд L&D использовали данные социальные сети в своей работе, однако к 2023 году этот показатель снизился до 38%. Особенно заметное снижение наблюдается в последний год, что подчеркивает изменение предпочтений специалистов в области L&D и необходимость адаптации к новым условиям.

Кадр: фильм «Не смотрите наверх» / Hyperobject Industries / Bluegrass Films

Эксперты Mind Tools подчеркивают, что крупные онлайн-платформы являются естественной средой обитания для пользователей и могут эффективно использоваться для обучения. Например, стримы в социальных сетях могут служить для виртуальных туров по офису или знакомства с ключевыми сотрудниками компании во время процесса онбординга. Хештеги становятся полезным инструментом для соединения людей и обмена знаниями. Мессенджеры открывают новые возможности для совместного обучения, позволяя участникам взаимодействовать и делиться опытом в реальном времени. Использование этих инструментов способствует созданию более интегрированного и эффективного образовательного процесса.

Интересно, что пользователи активно используют публичные социальные сети для личного обучения, но значительно реже прибегают к ним в корпоративной среде. Согласно исследованию Mind Tools, в 2020 году 83% респондентов использовали YouTube для личного обучения, тогда как лишь 41% применяли его для профессионального развития. С популярными социальными сетями ситуация ещё более выраженная: около одной трети сотрудников обучаются на них в личных целях, тогда как только 2-6% используют их для работы. Это подчеркивает необходимость интеграции эффективных обучающих платформ в корпоративную среду, чтобы повысить уровень профессионального обучения и вовлеченности сотрудников.

Данные свидетельствуют о том, что утрачивающие актуальность социальные сети представляют собой упущенную возможность для обучения и развития (L&D). К 2023 году 86% руководителей L&D-функций не осведомлены о том, как их сотрудники обмениваются знаниями и идеями на этих платформах. Три года назад ситуация была аналогичной, однако с началом пандемии множество компаний попытались вовлечь работников в использование социальных сетей. Несмотря на отсутствие четкого понимания необходимости этого процесса, наблюдая за растущей популярностью соцсетей, организации пытались интегрировать их в свою стратегию — но без значительных успехов. Проще говоря, специалисты по обучению оказались далеки от реального опыта сотрудников и от тех стратегий, которые были необходимы для достижения целей бизнеса. Это подчеркивает важность глубокого понимания механизмов работы социальных сетей и их роли в обучении для эффективного внедрения L&D-инициатив.

Использование технологий растёт совсем не так быстро, как ожидалось

В антирейтинге технологий, которые не нашли широкого применения в сфере корпоративного обучения, оказались и дорогостоящие решения. К примеру, в 2023 году лишь 16% опрошенных используют инструменты искусственного интеллекта, хотя год назад этот показатель составлял 19%. Также наблюдается снижение интереса к инструментам дополненной реальности (AR): их популярность, которая ранее стабильно росла, в 2023 году резко упала с 21% до 15%. Такие тенденции подчеркивают необходимость более тщательного анализа потребностей компаний и адаптации технологий к реальным условиям и ожиданиям пользователей.

Ситуация с онлайн-платформами для курирования контента и создания закладок оказалась схожей. Главными аутсайдерами стали блокчейн-технологии, которые продемонстрировали резкий рост в прошлом году, но сейчас интерес к ним значительно снизился. Также резко упала популярность гаджетов, таких как смарт-часы, их использование сократилось в два раза за год. Интересно, что именно этим устройствам некоторые эксперты в области обучения и развития предсказывали значительное будущее.

Ситуация со смартфонами в рабочей среде демонстрирует интересные тенденции. Согласно исследованию Mind Tools, в 2014 году 53% опрошенных использовали смартфоны в своей профессиональной деятельности. Эксперты компании прогнозировали, что к 2015 году этот показатель вырастет до 78%. Однако, на данный момент, в 2023 году, использование смартфонов в работе составляет 66% среди респондентов. Это свидетельствует о том, что темпы внедрения мобильных технологий в рабочие процессы оказались ниже ожидаемых, что может быть связано с различными факторами, включая развитие альтернативных технологий и изменение подходов к организации труда.

Хотя смартфоны не попали в антирейтинг, их использование для работы и корпоративного обучения не продемонстрировало значительного роста. Мобильное обучение до сих пор не достигло ожидаемого уровня популярности, несмотря на многочисленные прогнозы о его развитии.

Победа онлайн-обучения пока не окончательна

Каждый год L&D-лидеры предсказывают значительный рост онлайн и смешанного обучения. В 2022 году 57% участников опроса ожидали увеличение объема смешанного обучения в течение следующих 24 месяцев. Однако, по данным отчета, в 2023 году количество организаций, использующих одновременно онлайн и очное обучение, сократилось на 2%. Это подчеркивает необходимость пересмотра стратегий в области обучения и развития, чтобы адаптироваться к меняющимся условиям и ожиданиям участников образовательного процесса.

Кадр: фильм «Отставной» / Faliro House Productions / Greek Film Centre

Согласно статистическим данным, популярность смешанного обучения остается стабильной с 2016 года, и около 25% респондентов продолжают его активно использовать. В то же время офлайн-формат обучения продемонстрировал значительное снижение популярности в 2022 году, составив 13%. В этом же году наблюдался резкий рост интереса к онлайн-формату, что свидетельствует о смещении предпочтений в сторону цифровых образовательных технологий.

Исследования, проведенные компанией Mind Tools, указывают на то, что развитие корпоративного обучения происходит с определенной задержкой. Индустрия все еще пытается догнать технологический прогресс. Британские эксперты выделяют две ключевые причины этого явления, которые мы рассмотрим далее.

Почему изменения в сфере обучения и развития персонала столь медленные

Основной причиной сопротивления изменениям в организации является сопротивление сотрудников и корпоративной культуры в целом. Эксперты отмечают, что подобные проблемы существуют уже не первое десятилетие. Важной причиной этого сопротивления является недостаточная вовлеченность специалистов по обучению и развитию. Они редко привлекают ключевых стейкхолдеров к процессу изменений и не разрабатывают эффективные коммуникационные стратегии для вовлечения всех заинтересованных сторон. Это создает ситуацию, в которой сами специалисты оказываются оторванными от корпоративной культуры, что затрудняет ее трансформацию. Для успешной реализации изменений необходимо активное взаимодействие с сотрудниками и создание условий для их вовлечения в процесс.

Вторая причина заключается в том, что организаторы обучения, согласно мнению авторов отчёта, не полностью используют потенциал онлайн-формата. У команд большинства опрошенных L&D-специалистов есть значительные навыки в разработке очных программ. Это вполне объяснимо, так как тренинги и традиционные курсы долгое время оставались востребованными, и этот опыт не исчезнет, пока не сменится целое поколение работников. Однако проблема заключается в том, что переизбыток одних навыков ограничивает развитие других, более актуальных. Таким образом, рынок фактически застыл в прошлом, в то время как перед ним стоят современные вызовы, такие как интеграция искусственного интеллекта в образовательные процессы.

Отчет подчеркивает важность цифрового интеллекта для специалистов в области обучения и развития. Комментарий L&D-эксперта Росса Стивенса утверждает, что в современном цифровом мире понимание и использование новейших технологий становится обязательным для успешной работы в этой сфере. Исследование подтверждает, что для достижения высоких результатов в области обучения и развития организациям необходимо эффективно интегрировать технологии в свои процессы, что открывает новые возможности для повышения эффективности и качества обучения.