Корп обучение #Статьи

20 июня, 2025

Как преодолеть пассивность и сопротивление участников на сессии интерактивного вопрошания / Skillbox Media

Отрывок из книги Вадима Карастелёва и Веры Даниловой «Практикум интерактивного вопрошания».

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

1. Преодоление пассивности участников. Цели, смыслы, правила игры

Ставить собственные вопросы необходимо тем, кто намерен действовать и мыслить самостоятельно. Однако, когда новая группа собирается на сессию интерактивного вопрошания, часто можно заметить, что участники ожидают традиционного урока или университетского практикума. Они надеются, что преподаватель поделится полезной информацией, продемонстрирует материалы, предложит задания для закрепления знаний и оценит их выполнение. Важно изменить это восприятие и создать атмосферу, в которой участники смогут активно участвовать в процессе обучения, задавать вопросы и развивать критическое мышление. Это позволит не только углубить понимание темы, но и сделать обучение более эффективным и интересным.

В ожиданиях участников часто отсутствует место для постановки собственных вопросов и обсуждения их с другими участниками. Готовность быть «хорошими учениками» в какой-то степени защищает ведущего от открытых протестов и разочарования. Однако, если к концу сессии оказывается, что ведущий не намерен отвечать на заданные вопросы, это может привести к разочарованию и недоумению. Важно, чтобы участники могли осознать и ценить полученные знания и опыт, вместо того чтобы сосредотачиваться на своих неудовлетворенных ожиданиях. Эффективная коммуникация и открытость со стороны ведущего могут значительно повысить ценность сессии для всех участников.

Фото: Ground Picture / Shutterstock

Прежде всего, необходимо оперативно уведомить участников о том, что урок отменен. Важно не только сообщить об этом, но и объяснить значение предложенного вами процесса, который включает в себя постановку и обсуждение вопросов. Начните сессию с этого объяснения и периодически возвращайтесь к обсуждению достигнутых и ожидаемых результатов взаимодействия, чтобы поддерживать ясность и понимание происходящего. Это потребует от вас технической подготовки и четкой структуры общения.

  • максимально просто (на языке участников) сказать, какие результаты сессии для участников вы планируете и постараетесь обеспечить;
  • выяснить, с какими ожиданиями, желаниями и целями пришли на сессию участники.

Вы можете самостоятельно выбирать, с какой задачи начать сессию. Первое задание является привычным: оно служит отправной точкой для большинства тренингов («Сегодня вы научитесь оценивать работу сотрудников без негативных последствий»), аналогично урокам в школе («Сегодня вы узнаете о первом законе Ньютона»). Однако, в отличие от стандартного урока или тренинга, на сессиях интерактивного вопросов и ответов мы не передаем участникам новые знания и не формируем новые навыки. Основной акцент делается на обсуждении и анализе, что позволяет углубить понимание темы и развить критическое мышление у участников.

Участники сессий интерактивного вопрошания получают значимые результаты, которые можно оценить через личный опыт постановки вопросов, приобретённый в первой части обучения. Ожидаемые результаты можно сформулировать с помощью глаголов «разобраться», «задуматься» и «лучше понять». Например, программа «Моё или не моё», разработанная студентами тьюторской магистратуры МГПУ, помогает потенциальным абитуриентам осознать свои ожидания от обучения в магистратуре и разобраться, подходит ли им тьюторство. Как и в тренингах, сессии интерактивного вопрошания обеспечивают как специфические, так и неспецифические результаты, способствующие углублённому пониманию темы и личностному росту участников.

Результаты сессии должны соответствовать ее тематике и учитывать актуальные обстоятельства участников. Для потенциальных абитуриентов проводится сессия «Моё или не моё», которая помогает определить их интересы и склонности. Со второкурсниками магистратуры тьюторства МГПУ перед государственным экзаменом организуется сессия, цель которой — систематизация знаний и выявление пробелов, которые необходимо заполнить за оставшееся время. Использование техник интерактивного задавания вопросов позволяет эффективно анализировать конфликтные ситуации, рефлексировать над прошедшими мероприятиями, глубже понимать сложные тексты, а также запускать проекты и выявлять трудности, возникающие в процессе работы. Эти подходы способствуют повышению качества обучения и обеспечивают более глубокое понимание материала.

Первая часть книги раскрывает разнообразные темы, в которых применение данных техник является целесообразным, и предлагает подборки техник по каждой из них. Однако к этим подборкам следует подходить с осторожностью, так как они отражают наш опыт и личный стиль. Вы можете использовать предложенные наборы техник или создавать свои собственные. Важно понимать, какой эффект оказывает каждая техника, и быть внимательным к непредвиденным реакциям участников во время сессий. Это позволит вам адаптировать подход и добиться наилучших результатов.

Фото: Media_Photos / Shutterstock

Неспецифические результаты сессий имеют схожесть независимо от их тематики. Участники получают опыт в формулировании собственных вопросов и обсуждении их с другими. Это позволяет им более глубоко анализировать рассматриваемые темы или ситуации, учитывая различные аспекты и стороны, а также выявлять особенности своего подхода. Например, первокурсники факультета «Капитаны» Южного федерального университета, применив методику «Дырявое зеркало» к одному из самых сложных курсов семестра (экономика), пришли к выводу, что осмысленные и важные для них вопросы делятся на две категории: вопросы, касающиеся успешной сдачи экзамена, и вопросы, связанные с применением материала курса в реальной практике. В результате выделились две группы студентов, каждая из которых фокусировалась на своих приоритетах. На рефлексии в конце занятия студенты отметили, что осознание этого различия стало одним из ключевых результатов их работы.

Неспецифические результаты во многом зависят от уровня комфорта участников в формулировании собственных вопросов и их подхода к этому процессу. При первом знакомстве с техниками интерактивного вопрошания необходимость задавать собственные вопросы и обсуждать их с другими участниками часто вызывает сильные эмоциональные реакции, как положительные, так и отрицательные. Это подчеркивает важность создания поддерживающей среды, способствующей открытости и активному вовлечению участников в процесс обсуждения.

Приобретение опыта в интерактивном вопрошании становится основным результатом для участников. Одна из участниц отметила: «Ух ты! Я никогда в жизни не ставила столько вопросов». Однако на следующих встречах этот эффект может не повториться. Освоение навыка формулирования собственных вопросов помогает участникам сосредоточиться на более значимых аспектах практики. Например, можно предложить сравнить свои вопросы с вопросами других участников, выделить индивидуальные особенности и проанализировать, на что они обычно обращают внимание, а что остается вне их поля зрения. Это улучшает качество взаимодействия и способствует более глубокому пониманию обсуждаемых тем.

Опытные участники часто демонстрируют готовность применять техники интерактивного вопрошания в своей профессиональной деятельности. Для обсуждения наиболее подходящих мест и способов внедрения этих методов можно выделить время на рефлексию в рамках сессии. Это позволит глубже проанализировать полученные знания и повысить эффективность их применения в будущем.

При подготовке к интерактивной сессии вопрос-ответ важно четко определить как специфические, так и неспецифические результаты, которые вы хотите достичь. Также необходимо выбрать подходящий формат для информирования участников о ваших планах. Это может быть анонс, размещение информации на онлайн-доске или начало презентации с данного материала. Использование онлайн-доски имеет свои преимущества, поскольку позволяет организовать голосование, в котором участники могут выразить предпочтение к тому результату, который им наиболее интересен. Это помогает создать более вовлеченную атмосферу и обеспечить более активное участие всех присутствующих.

Для более глубокого понимания запросов участников и помощи им в прояснении своих ожиданий можно использовать стандартный метод, при котором участники на отдельном фрейме записывают свои ожидания от занятия. Этот приём часто встречается на тренингах и мастер-классах. Вместо того чтобы просто перечислять желания, мы рекомендуем участникам формулировать свои ожидания в виде вопросов, на которые они хотели бы получить ответы. Такой подход не только способствует более четкому пониманию запросов, но и помогает участникам сфокусироваться на своих целях и потребностях во время сессии.

Фото: TetianaKtv / Shutterstock

Рекомендуется предложить участникам создать стикеры с вопросами, разместив по одному вопросу на каждом стикере. Эти стикеры можно разместить в заранее подготовленном месте как в онлайн-, так и в офлайн-пространстве. Если у вас есть возможность выделить время, предложите участникам ознакомиться с вопросами друг друга и сгруппировать их, передвигая стикеры так, чтобы схожие по смыслу вопросы находились рядом. Если позволяет время, можно организовать два отдельных фрейма: один для вопросов и другой для пожеланий, хотя обычно мы ограничиваемся только вопросами. Рекомендуется также предложить участникам подписывать стикеры с их пожеланиями и вопросами, что может стать хорошим началом для содержательного знакомства.

Во время сессии важно учитывать, что запросы участников могут проясняться и изменяться. Если сессия длится 2-3 часа, целесообразно в середине встречи предложить участникам вернуться к ранее сформулированным вопросам. Участники могут отметить те вопросы, на которые уже получили ответы, и записать новые, возникшие в процессе обсуждения. Аналогичное задание стоит предложить и в конце сессии, что станет эффективным способом подведения итогов и позволит участникам лучше осмыслить полученную информацию.

2. Преодоление сопротивления постановке собственных вопросов

Обсуждение данной темы было инициировано Мариной Негановой, одной из первых читательниц этого текста. Формирование вопросов для обсуждения, которые затем выносятся на общую дискуссию, часто вызывает сопротивление среди участников. Степень такого сопротивления зависит от нескольких факторов: пришли ли люди на сессию добровольно или по указанию руководства, их образовательного уровня и привычек, а также от желания внести изменения в свою деятельность. При подготовке к интерактивной сессии вопросов и ответов с учителями по запросу администрации важно учитывать, что число недовольных и противящихся может быть довольно высоким. Это знание поможет лучше организовать процесс обсуждения и найти подход к участникам, чтобы сделать сессию более продуктивной и конструктивной.

Существуют несколько объективных причин, объясняющих данное сопротивление. Во-первых, с раннего возраста, начиная со школы или даже детского сада, люди привыкают к тому, что успешные ученики обладают «правильными ответами». Эта установка сохраняется и во взрослой жизни: эксперты в публичных выступлениях стремятся продемонстрировать свои знания, отвечая на любые вопросы. Учителя, в свою очередь, считают, что незнание ответа на вопрос ученика подрывает их авторитет. В массовом сознании готовность давать ответы становится показателем ума и компетентности. В этой среде необходимость задать вопрос, на который собеседник не знает ответа, воспринимается как признак слабости. Это создает барьер для открытого обмена мнениями и затрудняет процесс обучения, так как многие люди боятся показать свою неосведомленность.

Можно противопоставить распространенному мнению утверждения выдающихся личностей, таких как ученые и предприниматели, о значении вопросов. Важно отметить, что культура задавания вопросов начала формироваться более двух с половиной тысяч лет назад. Несмотря на то, что она никогда не была массовым явлением, интеллектуальные лидеры всегда умели использовать этот инструмент. Более подробную информацию об этом можно найти в книге Вадима Карастелёва «Навигатор вопрошания».

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Вторая причина, тесно связанная с первой, заключается в том, что участники, скорее всего, не имели опыта в формулировании вопросов. Хотя они могут быть готовы задавать вопросы, их волнует правильность формулировки. Существует страх задать «глупый» вопрос, возможно, потому что они уже сталкивались с критикой своих вопросов в прошлом. Это приводит к частым запросам на установление критериев для правильных вопросов и методик их формулирования. Особенно настойчивы в этом учителя, обладающие опытом в проблемном обучении. Они понимают, что можно создать условия, при которых ученики с большой вероятностью зададут именно те вопросы, которые интересуют учителя.

Для наших сессий можно выделить несколько критериев, которые помогут сформулировать правильный вопрос. Хотя эти критерии не всегда могут удовлетворить все запросы на правила, они все же важны. Правильный вопрос должен быть четким, конкретным и актуальным. Он должен способствовать глубокому пониманию темы и побуждать к размышлениям. Важно также учитывать контекст, в котором задается вопрос, чтобы он был релевантен и способствовал продуктивному диалогу.

  • имеет отношение к обсуждаемой теме (проблеме),
  • не имеет известного участникам бесспорного ответа.

Правильный вопрос играет ключевую роль в понимании темы и повышении эффективности действий. Важным подходом является не только ответ на вопрос, но и объяснение, какое значение может иметь этот ответ. Это демонстрирует уважение и внимание к каждому запросу. Стоит обсудить с участниками важность неожиданных и оригинальных вопросов, так как именно они способствуют прогрессу в науке и открывают новые бизнес-горизонты. Рекомендуем ознакомиться с книгой Уоррена Бергера «Красивый вопрос» и нашими публикациями для углубленного понимания этой темы.

Одной из социальных норм, препятствующих участникам задавать вопросы по обсуждаемой проблеме на сессии, является традиционное восприятие вопросов в контексте иерархии — отношения руководства и подчинения. Эти ограничения на социально приемлемые вопросы часто воспринимаются интуитивно, даже если участники не изучали нормы коммуникации. Например, бывает, что отказ от задавания вопросов выражается в виде фразы: «У нас вопросов предостаточно, просто некому на них ответить», подразумевая отсутствие руководства, способного решить обозначенные проблемы. В таких отношениях вопрос может восприниматься как просьба нижестоящего к вышестоящему или как инструмент контроля со стороны вышестоящих. Противопоставляя этому подходу ценность коллективного мышления, мы стремимся к совместному анализу ситуации и взаимной поддержке в самоопределении. Важно, чтобы ведущий создавал атмосферу для открытого размышления и доброжелательного обмена вопросами, что способствует более эффективному взаимодействию и решению возникших проблем.

Страх учителей задавать «неправильные» вопросы часто возникает из-за их профессиональных навыков в формулировке проверочных вопросов. Они привыкли задавать точные вопросы на основе известных им правильных ответов. Однако, постановка вопросов о неизвестном противоречит этой привычке. Для преодоления этого барьера можно использовать простые игровые задания, которые требуют активного участия в задавании вопросов. Игры, такие как «данетки» или отгадывание задуманного предмета, помогают развивать навыки формулирования вопросов и способствуют более глубокому пониманию учебного материала.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее