Корп обучение #Статьи

4 июля, 2025

Как провести гибридный тренинг / Skillbox Media

Сейчас у T&D-специалистов часто возникает необходимость использовать такой формат. Организовать его не так сложно, как может показаться.

Научитесь: Менеджер по обучению и развитию персонала

Узнать больше

Гибридный формат, представляющий собой сочетание онлайн- и офлайн-участников в одном мероприятии, становится все более популярным в рабочих встречах и обучении. Прогнозы аналитиков международной исследовательской компании Gartner, сделанные в 2020 году, указывают на то, что к 2023 году 40% компаний будут использовать гибридный подход как основной формат работы. Это изменение неизбежно повлияет на корпоративное обучение, трансформируя его структуру и методы. Гибридный формат открывает новые возможности для взаимодействия, позволяя объединить преимущества личных встреч с доступностью онлайн-обучения. В результате компании смогут более эффективно организовывать учебные процессы, привлекая специалистов из разных регионов и обеспечивая более широкий доступ к образовательным ресурсам.

Гибридное обучение предлагает множество преимуществ, включая возможность обучать людей из различных уголков мира. Однако это также приводит к определённым сложностям в управлении образовательным процессом, поддержании мотивации и оценке результатов. Тем не менее, эти трудности могут быть преодолены с помощью правильных стратегий и инструментов.

Несколько полезных рекомендаций, основанных на моем опыте и рекомендациях ведущих университетов, помогут новичкам максимально эффективно использовать гибридное обучение. Эти советы помогут вам оптимизировать процесс обучения и достичь лучших результатов.

Прописывайте сценарии для каждого трека

Онлайн и офлайн обучение имеют различия в методах, скорости освоения материалов и используемых инструментах. То, что эффективно функционирует в классе, может потребовать кардинальных изменений в цифровой среде. Поэтому важно разработать отдельные сценарии для каждого формата образовательного мероприятия. Тем не менее, необходимо выявить общие элементы, чтобы у участников возникло чувство взаимодействия и единства. Это поможет создать более продуктивную образовательную среду как в офлайне, так и в онлайне.

Оптимальным решением является организация работы для онлайн- и офлайн-участников в отдельных группах, при этом для выполнения ключевых задач их можно объединять. Практика показывает, что подобный формат тренингов обеспечивает наилучшие результаты.

Продумайте, как оптимально синхронизировать онлайн и офлайн

В гибридном обучении ключевым аспектом является формирование чувства сообщества среди студентов, что позволяет им, несмотря на физическую разобщенность, воспринимать себя как единую учебную группу. Для достижения этой цели важно интегрировать в учебную программу элементы, которые объединяют офлайн и онлайн форматы обучения. Это может включать в себя совместные проекты, виртуальные обсуждения и активные коммуникационные платформы, способствующие взаимодействию и поддержанию связи между участниками. Создание такой среды поможет студентам не только лучше усваивать материал, но и развивать социальные связи, что в свою очередь повысит общую эффективность гибридного обучения.

Фото: antoniodiaz / Shutterstock

Первая точка взаимодействия в образовательном процессе — это приветствие. Например, в Колумбийском университете преподаватели советуют сначала поздороваться с аудиторией, а затем обратиться к онлайн-участникам, глядя в камеру. Такой подход помогает создать атмосферу вовлеченности и установления контакта как с присутствующими в классе, так и с удаленными студентами. Приветствие играет ключевую роль в формировании позитивного настроя и способствует лучшему восприятию материала.

В начале процесса важно провести инструктаж для обеих групп, чтобы все участники четко понимали порядок работы. Также рекомендуется совместно обсудить основные правила и ожидания от обучения. Это поможет создать ясную структуру и повысить эффективность учебного процесса. Уделите внимание каждому аспекту, чтобы обеспечить продуктивное взаимодействие и понимание.

В процессе проведения тренинга целесообразно объединять группы для выполнения заданий, связанных с рефлексией, разминками или подведением итогов групповой работы. Выбор подходящих элементов обучения остается за ведущим. Например, британский National College предлагает интересный подход: учащиеся представляют свои проекты, после чего обе группы совместно обсуждают достигнутые результаты. Это способствует более глубокому анализу и обмену мнениями, что значительно увеличивает эффективность обучения и вовлеченность участников.

Выбирайте активности, которые можно адаптировать для обеих форматов, либо находите способы переработать упражнения для онлайн-формата. Например, если в аудитории участники передают мячик, чтобы взять слово, онлайн-группа не сможет использовать этот метод, и участники могут ощутить себя исключенными. Поэтому важно продумать, как сделать упражнение увлекательным и для удаленных участников, чтобы они чувствовали себя вовлеченными и активными.

Для обеспечения удобства и прозрачности процесса рекомендуется регулярно использовать интерактивные сервисы, такие как Miro и Mentimeter. Эти платформы способствуют активному взаимодействию участников, улучшая коммуникацию и повышая эффективность совместной работы. Интерактивные инструменты помогают визуализировать идеи и организовывать обсуждения, что делает процесс более продуктивным и структурированным.

Читать также:

Использование SpatialChat для улучшения онлайн-общения с учащимися

SpatialChat представляет собой инновационную платформу, которая позволяет создать атмосферу, максимально приближенную к реальному общению. Эта среда способствует естественному взаимодействию между учащимися, создавая эффекты, схожие с живыми встречами.

В отличие от традиционных видеозвонков, SpatialChat предлагает пользователям возможность перемещаться по виртуальному пространству, общаться в малых группах или индивидуально, что помогает установить более тесные связи между участниками. Учащиеся могут взаимодействовать друг с другом, обсуждая учебные материалы, проекты или просто общаясь в неформальной обстановке.

Платформа поддерживает различные форматы взаимодействия — от текстовых чатов до видеозвонков, что позволяет каждому найти наиболее удобный способ общения. Благодаря этой гибкости, учащиеся могут свободно делиться идеями и получать обратную связь в режиме реального времени.

Используя SpatialChat, преподаватели могут организовать менее формальные занятия, включая групповые обсуждения и мастер-классы, что делает процесс обучения более увлекательным и продуктивным. Эта платформа помогает создать чувство общности среди учащихся, что особенно важно в условиях дистанционного обучения.

Таким образом, SpatialChat является эффективным инструментом для приближения онлайн-общения к реальному взаимодействию, что способствует более глубокому вовлечению учащихся в учебный процесс.

Учитывайте технические возможности аудитории и проверяйте их заранее

Для достижения желаемых результатов воспользуйтесь простым чек-листом. Этот инструмент поможет вам структурировать задачи и убедиться, что ничего не упущено. Чек-лист облегчает процесс работы, повышает продуктивность и гарантирует, что все важные элементы выполнены. С его помощью вы сможете более эффективно организовать свои действия и достичь поставленных целей.

  • Какое оборудование есть в аудитории и как можно оптимально его использовать? Для полноценного взаимодействия онлайн- и офлайн-команд нужно обеспечить хороший звук и видео.
  • Требуется ли дополнительная техника? Например, микрофон, колонки или камера — возможно, небольшой апгрейд позволит разрешить возникшую проблему.
  • Поддерживает ли техника в аудитории нужное программное обеспечение? Например, будет ли возможность подключиться к выбранным сервисам и вывести их на общий экран?

Специалисты Колумбийского университета настоятельно советуют разработать план действий на случай выхода из строя электронных устройств. Подготовленный заранее план поможет минимизировать негативные последствия и обеспечить бесперебойную работу в любых ситуациях.

Перед началом занятия или тренинга важно заранее прибыть в аудиторию. Это позволит подготовить оборудование и убедиться в его исправности. Не забудьте заранее запустить Zoom или другую платформу для онлайн-общения. Это исключит задержки и обеспечит комфортное участие для тех, кто обучается дистанционно. Таким образом, можно избежать ненужного напряжения и сосредоточиться на содержании тренинга.

Учитывайте расположение техники — и положение тренера

В современных вузах, как зарубежных, так и российских, активно создаются гибридные аудитории, которые значительно упрощают образовательный процесс для преподавателей и студентов. Эти современные классы оборудованы встроенными микрофонами, несколькими камерами с высоким разрешением и широким углом обзора, что позволяет преподавателю свободно перемещаться по аудитории. Кроме того, в таких помещениях установлены интерактивные доски и проекторы, что делает занятия более интерактивными и увлекательными. Гибридные аудитории способствуют более эффективному обучению, обеспечивая качественную связь и взаимодействие между преподавателями и студентами, независимо от их местоположения.

Фото: TZIDO SUN / Shutterstock

Технические новинки доступны не всем, особенно в корпоративной среде. Поэтому важно учитывать ряд факторов и обсуждать их с ведущим тренинга. Например, необходимо обратить внимание на доступность технологий для сотрудников, их обучение и интеграцию в рабочие процессы. Также стоит рассмотреть возможность адаптации новшеств под специфические нужды компании. Обсуждение этих вопросов поможет сделать тренинг более эффективным и полезным для участников.

  • если микрофон стационарный, то от него нельзя отходить далеко;
  • важно заранее продумать положение тренера по отношению к камере и помнить об этом в течение всего мероприятия, чтобы тот не оказался надолго спиной к онлайн-участникам. Камеру желательно установить подальше для лучшего обзора.

Если место проведения занятия или тренинга не оборудовано должным образом, важно внимательно следить за своими действиями. Изображение на экране может значительно отличаться от того, что видят участники в аудитории. Обеспечение качественного зрительного восприятия и правильной настройки оборудования поможет избежать недоразумений и сделает ваше выступление более эффективным.

Продумайте, как следить за процессом и прогрессом

Если у вас есть только один тренер или преподаватель, это может быть сложной задачей, но не стоит отчаиваться. Важно заранее выделить время для обратной связи и поддержки учащихся, а также для мониторинга их прогресса. Необходимо тщательно продумать, каким образом это будет реализовано для каждого отдельного трека. Один из ключевых советов — использовать паузы, которые помогут учащимся лучше усваивать материал и обеспечить качественное взаимодействие с тренером.

В Колумбийском университете рекомендуют, когда вы задаете вопрос аудитории, предоставить время для ответов всем группам и обязательно проверить чат. Повторяйте ответы вслух, включая как те, что были озвучены в аудитории, так и те, что были написаны в чате. Это важно, поскольку не все участники могут успеть прочитать сообщения в чате, в то время как другие могут не услышать ответы, озвученные в зале. Такой подход способствует более полному вовлечению всех участников и улучшает качество взаимодействия в учебном процессе.

В Брауновском университете разработали новый подход к организации работы с гибридными группами. Участников делят на небольшие команды для совместного обсуждения и выполнения задач, в каждой из которых назначается лидер. По истечении отведенного времени, участники успевают наладить взаимодействие и обменяться мнениями, а капитаны команд представляют отчет о выполненной работе. Такой метод способствует более эффективному сотрудничеству и улучшает качество взаимодействия в гибридной среде.

Наличие помощников значительно упрощает процесс организации тренинга. В ситуации, когда обязанности распределены между несколькими кураторами, куратор онлайн-группы может эффективно управлять чатом, оперативно отвечать на вопросы участников и организовывать их распределение по комнатам в Zoom. В то же время куратор, работающий в аудитории, будет обеспечивать взаимодействие между участниками, следить за временем и предоставлять помощь тем, кто присутствует на мероприятии лично. Такой подход позволяет создать более комфортную и продуктивную атмосферу для всех участников тренинга.

Найдите способы подключить онлайн-участников к неформальному общению

В синхронном тренинге неформальные взаимодействия играют ключевую роль в создании образовательной среды и налаживании контактов. Участники, находящиеся в зале, могут легко взаимодействовать друг с другом, однако у удалённых участников часто возникает чувство изоляции. Чтобы избежать этого, важно интегрировать элементы совместного неформального общения между очной и онлайн-группами. Один из эффективных способов — организовать обмен экранами. Онлайн-участникам можно показать закулисье тренинга, включая моменты перерывов, в то время как в аудитории можно демонстрировать участников, которые участвуют удалённо. Это создаст ощущение единства и вовлечённости для всех участников, независимо от их местоположения.

Существует множество нестандартных подходов, которые могут разнообразить процесс обучения. Один из таких методов заключается в трансляции шуток и неформальных комментариев, высказанных участниками обеих групп во время занятий. Это создаёт непринуждённую атмосферу и помогает установить более тесные связи между участниками. Кроме того, можно предложить обсудить интересные посты из социальных сетей или на учебной платформе в перерывах или после завершения мероприятия. Такой подход не только стимулирует обсуждение, но и способствует обмену знаниями и идеями среди участников, что обогащает общий опыт обучения.

Первый опыт проведения гибридного тренинга может вызвать у T&D-специалиста значительный стресс. Однако, если не все задуманные элементы удастся реализовать с первого раза, это вполне нормально. Важно помнить, что чем больше вы практикуетесь и получаете обратную связь от участников, тем быстрее сможете адаптировать методологию под свои задачи. Гибридные тренинги предлагают уникальные возможности для обучения и развития, и со временем вы сможете эффективно использовать их для достижения ваших целей.

Переделайте текст с учетом SEO, улучшив его читаемость и привлекательность для поисковых систем. Сфокусируйтесь на ключевых словах и фразах, которые могут повысить видимость. Убедитесь, что текст остается в рамках заданной темы и не содержит лишней информации.

Читайте также:

  • 12 инструментов для образовательных онлайн-мероприятий
  • Как передавать программу обучения от разработчика преподавателю (тренеру)
  • В вузы приходит новая версия «гибрида» — HyFlex. Что это за формат и почему он важен?

Менеджер по обучению и развитию персонала

Вы научитесь выстраивать программы корпоративного обучения сотрудников и оценивать их эффективность. Сможете начать карьеру в HR-департаменте и внедрить работающую систему развития персонала в компании.

Узнать подробнее