Как создать игровое обучение недорого и быстро / Skillbox Media
Для этого есть набор довольно простых в использовании инструментов. Освоить их может каждый. Вот как это можно сделать.
Содержание:
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать большеГеймификация в обучении остается актуальной и интересной темой, однако многие считают ее сложной и требующей значительных временных затрат и специальных методологических подходов. На самом деле, внедрить элементы геймификации в образовательный процесс можно достаточно легко и эффективно. Технический директор компании «Лабмедиа», Александр Рябинин, поделился своими рекомендациями по безболезненному внедрению геймификации на конференции Digital Learning 5.0, организованной одноимённым сообществом. Геймификация может значительно повысить мотивацию учащихся и сделать обучение более увлекательным и продуктивным.
Что такое геймификация и зачем она в обучении
Геймификация представляет собой внедрение игровых механик и практик в неигровые процессы, такие как образование и обучение. Важно не путать геймификацию с понятием «серьёзной игры», как подчеркивает Александр Рябинин. Существуют игровые продукты, ориентированные на достижение конкретных рабочих целей, а также инструменты, предназначенные для развлечения и удовольствия, которые на английском языке обозначаются словом fun. Геймификация эффективно мотивирует пользователей, повышает их вовлеченность и способствует более глубокому усвоению информации.
Геймификация, безусловно, ассоциируется с понятием развлечения. Подчеркнем важность слова «развлечение», так как оно играет ключевую роль в понимании геймификации. Когда речь идет о серьезных играх, акцент смещается на решение определенных учебных задач в разнообразных сферах, таких как военная, промышленная и бизнес-среда. В таких контекстах развлечение уходит на второй план, и основной фокус направлен на достижение конкретных целей и результатов.
Геймификация, в отличие от традиционных игр, ориентирована на достижение внеигровых результатов. Она фокусируется на вовлечении пользователей и повышении их внутренней мотивации, что делает её эффективным инструментом для различных сфер, включая бизнес и образование. Геймификация помогает улучшить опыт взаимодействия, стимулируя участников к активному участию и достижению поставленных целей.
Геймификация в образовании применяется различными способами. Многие компании разрабатывают приложения и порталы с привлекательным интерфейсом, сложными механиками и множеством игровых бонусов. Тем не менее, такие обучающие игры для сотрудников могут привести к ряду рисков. Во-первых, чрезмерная фокусировка на игровых элементах может отвлекать от учебного процесса и снизить его эффективность. Во-вторых, не все сотрудники могут адекватно воспринимать игровые механики, что может вызвать недовольство и снизить мотивацию. В-третьих, недостаточная проработка содержания игры может привести к тому, что обучение будет поверхностным и неэффективным. Поэтому важно тщательно балансировать элементы геймификации и образовательные цели, чтобы обеспечить максимальную пользу для сотрудников и компании в целом.
- создавать их обычно долго и дорого;
- такое обучение означает огромную ответственность его создателей перед бизнесом, то есть инвестиции должны окупиться в полтора-два раза;
- технологии быстро устаревают — через два-три года игра или её движок могут стать уже неактуальными;
- у игры есть свой цикл — то есть её невозможно разработать раз и навсегда, она требует дополнений.
Система, о которой идет речь, требует наличия квалифицированных провайдеров и сформированной команды внутри организации для ее успешного внедрения. Это действительно большая ответственность, подчеркивает Александр Рябинин. Качественное выполнение этой задачи зависит от профессионализма участников и их способности эффективно взаимодействовать друг с другом, что в конечном итоге способствует достижению высоких результатов и улучшению общей эффективности организации.
Эксперт утверждает, что геймификация обучения может быть реализована быстро и с ограниченным бюджетом. Внедрение игровых элементов в образовательный процесс позволяет повысить вовлеченность студентов и улучшить усвоение материала. Современные технологии и доступные ресурсы позволяют создавать эффективные обучающие программы без значительных затрат. Геймификация способствует не только интересному процессу обучения, но и формированию навыков, необходимых в реальной жизни.
Как добавить игровые элементы в свой курс
При внедрении игровых элементов важно учитывать ключевые этапы воздействия на учащегося-игрока в рамках образовательной программы. Эти этапы помогут максимально эффективно интегрировать геймификацию в процесс обучения, что способствует повышению мотивации и вовлеченности студентов. Правильное использование игровых механик может значительно улучшить усвоение материала и сделать обучение более увлекательным. Учебные программы, ориентированные на игровые элементы, способны создать более интерактивную и динамичную образовательную среду, что в конечном итоге приводит к лучшим результатам.
Александр Рябинин выделил пять ключевых этапов.
- Сообщение об обучении. На этом этапе задача создателей обучения — привлечь людей в игру.
- Первое взаимодействие. Это момент, когда пользователь открыл курс и начал обучение. Очень важно на этом этапе не разочаровать его.
- Возвращение. Большинство программ требуют нескольких подходов (редкий курс можно пройти за один раз). И в каждый такой подход человека необходимо поддержать — заинтересовать, вовлечь и мотивировать продолжать обучение.
- Финишная прямая. Обычно чем ближе завершение курса, тем меньше у учащегося сил, — поэтому здесь, как и на предыдущем этапе, очень важна поддержка, очередной толчок.
- Продолжение учёбы. «В геймификации, в играх есть такое [ключевое] понятие, как цикл. То же самое и [в обучении]. Когда мы говорим о повторениях, о возвратах в игру, в курс, возвратах в модуль — это всё игровые циклы. Их нужно создавать, их нужно продумывать. Ведь мы не ограничиваемся одним курсом. Нам интересно, чтобы человек, пройдя один курс, поступил на следующий и также его успешно прошёл», — объяснил спикер.
Александр Рябинин привёл в пример эксперимент, проведённый с двумя группами студентов педагогического вуза в Ярославле, в котором участвовало 30 человек. Эксперимент был частью недельного блока программы, посвящённого фронтальному анализу в веб-дизайне. Первая группа студентов изучала классическую программу, в то время как для второй группы тот же учебный материал был представлен в формате квеста.
Квест разработал преподаватель за короткий срок, всего за несколько часов. Эксперт представил результаты в виде графика, который показывает уровень интереса студентов. Динамика прохождения программы у обеих групп оказалась схожей. На первом этапе интерес был высоким, однако на втором этапе наблюдалось снижение активности, и студенты стали «отваливаться». У экспериментальной группы это снижение произошло немного медленнее, чем у контрольной. Эксперт отметил, что такая ситуация является нормой.
На третьем этапе студенты экспериментальной группы получили «тизер» — изображение с текстом «В следующем задании спецагент сообщит, как получить зачёт автоматом». Этот момент привел к небольшому увеличению интереса к учебному процессу по сравнению с контрольной группой. В то время как в контрольной группе интерес постепенно падал и восстанавливался только к концу модуля, в экспериментальной группе наблюдался небольшой спад, но затем интерес вновь возрос после сообщения: «Агент оказался подставным, вы рискуете потерять заработанные баллы». В результате квест положительно сказался на доходимости модуля, которая оказалась значительно выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Обратите внимание на стратегии, которые вы используете для преодоления тревоги. Какую цену вы за них платите? Насколько они эффективны для вас?
Александр Рябинин отметил, что не следует делать долгосрочные выводы на основе такой небольшой выборки. Тем не менее, это исследование демонстрирует, что можно достичь результатов даже при минимальных усилиях.
Главное преимущество геймификации заключается в создании положительного опыта для учащихся, отметил эксперт. Он сравнил этот метод с глутаматом натрия, который служит усилителем вкуса. Хотя такая добавка не приносит значительной пользы, она значительно увеличивает удовольствие от еды. Аналогично, геймификация в образовательном процессе не только делает обучение более интересным, но и повышает мотивацию и вовлеченность студентов, что способствует более глубокому усвоению материала. Внедрение игровых элементов в учебный процесс может значительно улучшить образовательные результаты и создать более увлекательную атмосферу для учащихся.
Как доставить удовольствие? Эксперт предлагает несколько простых методов.
- Ощущения.
Эстетическое наслаждение играет ключевую роль в привлечении человека к процессу. Чем больше удовольствия он получает, тем сильнее желание участвовать. Это удовольствие может проявляться в визуальной форме, например, привлекательная обложка книги способна заинтересовать читателя. Также важным аспектом является слуховое восприятие, когда звуковые элементы создают атмосферу и усиливают впечатление. В образовательном процессе, как и в других сферах, ощущения имеют большое значение, так как они способствуют более глубокому вовлечению и эффективному обучению.
- Повествование.
Сторителлинг стал популярной механикой в обучении, когда курсы, занятия или задания оформляются в виде увлекательных историй. Примером такого подхода является кейс Александра Рябинина, который разработал курс в формате сказки. Учащийся, выступая в роли игрока, перемещался по красочно оформленной карте, а текст начинался с классической вводной: «В некотором царстве, в некотором государстве». Этот метод позволяет не только увлечь студентов, но и повысить их вовлеченность и интерес к учебному процессу.
Вы можете создать визуальное представление, используя скриншоты или иллюстрации из сказки. Разделив материал на модули, пользователь сможет последовательно проходить каждый этап и продвигаться вперед. Это обеспечит более глубокое понимание сюжета и вовлечет читателя в процесс.
Оформление анонсов, рассылок и тизеров в едином стиле способствует созданию гармоничного визуального восприятия, что важно для привлечения внимания аудитории. Эстетически привлекательный контент помогает установить доверительные отношения с читателями и повысить уровень взаимодействия с вашим брендом. Правильное оформление позволяет донести ключевые сообщения и акцентировать внимание на важных деталях, что в свою очередь улучшает общую эффективность коммуникации.
- Состязание.
Игра — это активность, которая включает в себя различные виды, такие как шахматы, настольные и спортивные игры. Каждое из этих направлений предлагает уникальные правила и стратегии, позволяющие развивать умственные и физические навыки. Шахматы требуют глубокого анализа и планирования, тогда как настольные и спортивные игры зачастую основаны на командном взаимодействии и скорости реакций. Важно отметить, что игры не только развлекают, но и способствуют социализации, обучению и улучшению когнитивных функций.
Многие люди стремятся к победе или к самосовершенствованию. Именно поэтому механика соперничества оказывается эффективной. С точки зрения бюджета, такие подходы легко реализуемы. Например, можно пройти один и тот же тест параллельно, и тот, кто справится с ним быстрее, становится победителем. Это простое решение, которое привлекает внимание и способствует вовлечению участников.
Не забудьте ознакомиться с другими материалами на нашем сайте.
Обучение сотрудников навыкам переговоров с использованием онлайн-турниров представляет собой эффективный подход к развитию профессиональных компетенций. В условиях цифровизации и удаленной работы, онлайн-турниры становятся актуальным инструментом для повышения уровня навыков ведения переговоров.
Во время таких турниров сотрудники могут применять теоретические знания на практике, участвуя в моделировании реальных переговорных ситуаций. Это создает возможность для активного взаимодействия, анализа собственных ошибок и улучшения стратегий ведения переговоров.
Онлайн-формат турниров позволяет легко организовать участие сотрудников из разных регионов, что способствует обмену опытом и лучшими практиками. Участники учатся адаптироваться к различным стилям общения и находить компромиссы, что в итоге ведет к повышению общей эффективности команды.
Таким образом, онлайн-турниры по переговорам не только развивают индивидуальные навыки участников, но и укрепляют командный дух, что является важным аспектом для успешного функционирования компании.
- Выход за пределы обучения.
Стандартные корпоративные курсы часто оказываются замкнутыми в себе, что является их основным недостатком, по мнению эксперта Александра Рябинина. Это означает, что участники не получают возможности применять полученные знания в более широком контексте. В качестве примера эффективной геймификации он приводит банковские и ритейловые приложения, где пользователи за определённые действия получают бонусы, которые могут быть использованы за пределами самого приложения. Это своего рода вознаграждение за потраченное время. В отличие от этого, корпоративные онлайн-курсы зачастую не предлагают таких возможностей, хотя обучающиеся также вкладывают своё время и усилия. Важно, чтобы корпоративное обучение включало элементы, которые позволяли бы пользователям выходить за рамки курса и применять свои знания в реальных ситуациях. Это поможет повысить мотивацию и эффективность обучения.
QR-квесты представляют собой эффективный инструмент для обучения и вовлечения сотрудников. Например, работник может находиться в офисе и выполнять задания из онлайн-курса, находя QR-коды в помещении. Считывая информацию с этих кодов, он изучает материал и движется к определенной цели. Создание такого квеста требует креативного подхода, но не требует значительных финансовых затрат. Генерация QR-кодов доступна бесплатно через различные онлайн-сервисы, что делает этот метод обучения доступным и актуальным для компаний. QR-квесты способствуют не только повышению уровня знаний, но и созданию интересного и интерактивного рабочего процесса.
Читайте также:
Разветвленный квест — это интерактивный метод обучения, который сочетает в себе элементы игры и образования. Он позволяет участникам проходить через различные сценарии, принимая решения, которые влияют на дальнейший ход событий. Такой подход делает процесс обучения более увлекательным и вовлекающим, стимулируя интерес и мотивацию студентов.
Использование разветвленных квестов в образовательном процессе помогает создать динамичную атмосферу, где учащиеся могут самостоятельно исследовать темы, развивать критическое мышление и принимать активное участие в своем обучении. В отличие от традиционных методов, разветвленные квесты предлагают возможность адаптировать контент под разные уровни знаний и интересов студентов, что способствует более глубокому усвоению материала.
Интеграция разветвленных квестов в учебную программу может значительно повысить эффективность обучения. Учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки сотрудничества и коммуникации, так как часто такие квесты требуют командной работы. Кроме того, использование технологий, таких как мобильные приложения и онлайн-платформы, делает возможным доступ к квестам в любое время и в любом месте, что дополнительно увеличивает их привлекательность.
Таким образом, разветвленный квест является мощным инструментом, который может оживить образовательный процесс, сделать его более интерактивным и адаптивным, а также повысить уровень вовлеченности учащихся.
- Возможность выбора.
Создатели образовательных программ редко используют данный инструмент, хотя, по мнению Александра Рябинина, это было бы полезно. Предоставление пользователям альтернатив в выборе формата курса, будь то текстовый или видеоматериал, а также возможность выбора уровня сложности, может значительно повысить эффективность обучения. Эксперт уверен, что такой подход способствует лучшему усвоению материала и удовлетворенности пользователей.
Уровень сложности заданий не обязательно должен быть единым для всего курса. Например, можно предложить учащимся выбор между простым и более сложным тестом. Такой подход не только положительно сказывается на мотивации студентов, предоставляя им возможность самостоятельно выбирать уровень сложности, но и позволяет методистам анализировать пользовательский опыт. Это дает ценную информацию о предпочтениях и способностях учащихся, что в дальнейшем может помочь в оптимизации учебных материалов и улучшении образовательного процесса.
- Награды.
Александр Рябинин высказывает мнение, что монетки и значки, используемые как мотивационные инструменты, имеют ограниченную эффективность и не приносят значимой пользы. Он подчеркивает, что для учащихся полезны любые бонусы, однако важно, чтобы они имели хотя бы минимальную практическую ценность. Это утверждение акцентирует внимание на необходимости создания мотивирующей среды, где поощрения действительно способствуют развитию и обучению.
Можно предложить эксклюзивный контент, который станет доступен в результате обучения. Хотя в вашей LMS-системе этот контент может не казаться уникальным, он может представлять собой особую ценность для конкретного пользователя. Такой подход позволяет создать индивидуализированный опыт обучения, что повышает его эффективность и привлекательность. Эксперты отмечают, что именно персонализированный контент может значительно улучшить вовлеченность учащихся.
- Товарищество.
К данной механике относятся командные работы и игры, включая различные интеллектуальные битвы, мозговые штурмы и аналогичные форматы. Эти активности способствуют развитию навыков сотрудничества и критического мышления, обеспечивая увлекательное и продуктивное взаимодействие между участниками.
Переделанный текст:
Изучение новых тем и получение актуальной информации является важным аспектом в нашей жизни. Мы стремимся расширить свои знания и обогатить опыт, поэтому рекомендуем обратить внимание на различные источники информации. Чтение статей, книг и научных исследований позволяет углубить понимание предмета и открыть новые горизонты. Не забывайте следить за обновлениями, чтобы быть в курсе последних тенденций и событий. Изучение новых идей и концепций способствует личностному и профессиональному росту.
Развитие лидеров без отрыва от работы: опыт компании «Газпром нефть»
В современном бизнесе эффективное развитие лидерских качеств сотрудников становится ключевым фактором для успешной работы компании. «Газпром нефть» демонстрирует успешный подход к обучению и развитию лидеров, интегрируя эти процессы в повседневную деятельность сотрудников.
Компания внедрила программы, которые позволяют развивать навыки управления и лидерства, не отвлекая сотрудников от выполнения их основных обязанностей. Это достигается за счет создания практико-ориентированных тренингов, менторских программ и проектной деятельности, где сотрудники могут применять новые знания в реальных условиях.
Такой подход не только способствует повышению уровня профессионализма, но и улучшает общую атмосферу в коллективе, формируя команду единомышленников, готовых к совместному решению задач. Внедрение таких программ помогает «Газпром нефти» не только развивать внутренние таланты, но и повышать конкурентоспособность на рынке.
Систематическое обучение и развитие лидеров в компании способствует укреплению ее позиций и адаптации к быстро меняющимся условиям рынка. Это создает устойчивую основу для долгосрочного успеха и роста бизнеса.
- Удовольствие от завершения игры и обучения.
Финал в игре играет столь же важную роль, как и её начало. Это правило применимо и в обучении, поэтому в завершении любого курса необходимо подчеркнуть достижения учащихся. Выдача сертификатов, использование анимации и создание привлекательного финала могут значительно повысить мотивацию. Игроки часто проходят игры не только ради игрового процесса, но и в ожидании увлекательной и запоминающейся концовки, отмечает Александр Рябинин.
Игра является процессом, который приносит удовольствие. Люди, считающие, что можно заставить кого-то играть с помощью административных мер, ошибаются. Важно рассматривать игру с точки зрения удовольствия: необходимо понять, как создать такие условия, чтобы человек сам захотел играть. Это подход позволит сделать игровую активность более привлекательной и естественной для выбора, основываясь на личных интересах и желаниях.
Переделанный текст:
Обратите внимание на следующие материалы:
Прямо как в кино: четыре сценарные техники, которые будут полезны методистам онлайн-курсов
Методисты онлайн-курсов могут использовать сценарные приемы из кино для создания более увлекательного и эффективного контента. Эти техники помогают сделать обучение более интерактивным и запоминающимся.
Первый прием — создание ярких персонажей. Включение персонажей с четкими характеристиками и мотивацией позволяет слушателям легче идентифицировать себя с материалом. Второй прием — использование конфликтов. Конфликт в обучении может стимулировать интерес и вовлеченность, помогая студентам лучше усваивать информацию. Третий прием — построение сюжета. Логическая структура и развитие событий удерживают внимание и делают обучение более динамичным. Четвертый прием — визуальная эстетика. Визуальные элементы, такие как графика и видео, могут значительно обогатить учебный процесс и сделать его более наглядным.
Применение этих сценарных фишек поможет методистам создавать эффективные онлайн-курсы, которые будут не только информативными, но и увлекательными для студентов.
Можно ли оценить эффективность игры — и удовольствие от неё
Оценить реальный уровень удовольствия от игры сложно, если не проводить опросы среди участников, считает эксперт. Однако эффект геймификации можно измерить через воронку прохождения курса. На каждом этапе следует анализировать, сколько людей продолжает обучение и проявляет интерес, а сколько останавливается и теряет мотивацию. Такой подход позволяет получить более точные данные о вовлеченности пользователей и эффективности применения геймификации в образовательных процессах.
Показатели доходимости не всегда свидетельствуют о том, что пользователи получили положительные эмоции. Более того, эмоции не обязательно должны быть позитивными, как отмечает Александр Рябинин. Он утверждает, что сам факт переживания эмоций уже является источником удовольствия. Например, человек может испытывать негодование, и это тоже имеет значение. Аналогично, в видеоиграх, когда игрока «убивают», он может вновь восстановиться на своей «базе». Это создает эмоциональный отклик, который в конечном итоге является важным элементом игрового процесса. Таким образом, именно через эмоции и строится взаимодействие пользователей с контентом и играми.
Читайте также:
- Сторителлинг в образовании: модная фишка или полезная штука?
- Как учитывать эмоции при проектировании корпоративного обучения
- Как работают игропрактики в обучении: интервью с игропедагогом
- 6 способов сделать учебный курс увлекательным