Как создавать онлайн-курсы с помощью нейросетей: реальные кейсы / Skillbox Media
Представители разных компаний рассказали, как используют ИИ в разработке курсов для заказчиков и для внутреннего обучения сотрудников.
Содержание:
Согласно недавнему исследованию рынка корпоративного обучения, проведенному сообществом Digital Learning, за последний год количество компаний, использующих инструменты искусственного интеллекта для создания учебного контента, увеличилось с 3% до 13,5%. Одним из примеров является страховая компания «СОГАЗ-Мед», которая год назад начала внедрение нейросетей в процесс разработки онлайн-курсов для своих сотрудников. Это показывает растущий интерес бизнеса к технологиям, способным улучшить качество и эффективность обучения. Внедрение ИИ в образовательные процессы открывает новые горизонты для создания персонализированных и интерактивных учебных материалов, что в свою очередь способствует повышению квалификации сотрудников и улучшению их профессиональных навыков.
Некоторые компании используют технологии искусственного интеллекта для разработки индивидуальных образовательных продуктов. Одной из таких организаций является Академия управления WINbd, которая активно внедряет инновации, включая цифровых спикеров.
В данной статье представлены интересные кейсы, обсуждаемые на различных онлайн-мероприятиях представителями компаний. Мы собрали уникальные примеры, которые иллюстрируют успешные стратегии и подходы в бизнесе. Эти кейсы помогут вам вдохновиться и получить новые идеи для применения в вашей деятельности.
Автоматизация создания визуального контента и внедрение цифровых аватаров
24 июня Академия управления WINbd совместно с сообществом Digital Learning провели вебинар на тему «Подготовка к новой реальности: ИИ vs L&D». В рамках мероприятия Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по искусственному интеллекту и нейросетям WINbd, поделился опытом использования генеративных нейросетей для создания индивидуальных образовательных программ. Вебинар стал важным шагом в обсуждении влияния технологий на обучение и развитие, а также возможностях, которые открывает искусственный интеллект для L&D.
Автоматизация процессов подготовки учебного контента представляет собой важный шаг вперед, позволяющий методистам сократить время и усилия, ранее затрачиваемые на выполнение этих задач вручную. Внедрение современных технологий упрощает создание и обновление учебных материалов, что в свою очередь повышает их качество и актуальность. Таким образом, автоматизация не только увеличивает эффективность работы методистов, но и способствует более быстрому реагированию на изменения в образовательных стандартах и потребностях учащихся. Это важно для создания конкурентоспособного образовательного продукта.
- Обработка большого объёма данных. Например, ИИ анализирует загруженные анкеты с обратной связью участников программы, формулируя общие выводы и рекомендации, что стоит улучшить.
- Обработка текста. В ChatGPT загружается презентация для курса, и нейросеть на её основе составляет глоссарий с ключевыми терминами и их определениями. Также ИИ помогает быстро адаптировать контент, разработанный для одной целевой аудитории, для другой целевой аудитории. Например, если эксперту нужно подготовить презентацию для выступления перед школьниками, нейросеть отредактирует учебные материалы, изначально разработанные для специалистов, сделав стиль изложения более неформальным и упростив сложное.
- Разработка лендингов по шаблону. Как рассказал спикер, компания участвует в федеральном проекте «Активные меры содействия занятости», и в его рамках регулярно запускает образовательные программы, для которых нужны типовые посадочные страницы. Чтобы сэкономить время, специалисты WINbd подготовили шаблон со структурой лендинга, который загружается в ChatGPT вместе с информацией о новой программе — и нейросеть структурирует данные по образцу.
Наиболее увлекательными представляются кейсы применения искусственного интеллекта, которые Данила Драпеза охарактеризовал как экспериментальные. Эти эксперименты открывают новые горизонты в области технологий, позволяя исследовать инновационные подходы и решения. Интерес к экспериментальным проектам обусловлен их потенциалом трансформировать привычные процессы и создать новые возможности в различных сферах.
В 2022 году WINbd запустила бесплатный онлайн-курс, посвященный построению карьеры в XXI веке. Этот курс был полностью создан с использованием технологий нейросетей. ChatGPT предложил темы для модулей и сгенерировал тексты, которые впоследствии проверяли эксперты для обеспечения качества. Другие языковые модели создали иллюстрации и цифровых спикеров, которые озвучили уроки. Этот проект демонстрирует, как современные технологии могут помочь в обучении и развитии карьерных навыков.
Опросы среди слушателей курса продемонстрировали, что большинству контент оказался интересен. Однако мнения о вовлечении цифровых спикеров в процесс обучения разделились. Это подчеркивает важность выбора подходящих методов и форматов взаимодействия для повышения уровня вовлеченности участников.
Данила Драпеза отметил, что с тех пор технологии LLM (Large Language Models) значительно продвинулись. В 2022 году виртуальные спикеры выглядели довольно примитивно, а качество генерации статичных изображений оставляло желать лучшего. Однако сейчас ситуация изменилась. В качестве примера он упомянул актуальный курс по проектному управлению, разработанный для Сеченовского университета. В его создании принимали участие два методиста и один предметный эксперт, при этом преподаватели не были вовлечены в процесс записи видеолекций. Эта трансформация в подходах к обучению демонстрирует, как современные технологии могут улучшить качество образовательного контента.
С помощью ChatGPT материалы, подготовленные экспертом, были адаптированы для удобства восприятия всеми слушателями. Визуализация курса, выполненная в фирменном стиле и цветах университета, была создана с использованием Midjourney. Кроме того, ко всем материалам добавлены аудиоверсии с озвучкой робота и видео с виртуальной «говорящей головой». Это позволяет участникам выбрать наиболее предпочтительный формат обучения. Спикер отметил, что данный подход оказался успешным — курс демонстрирует высокие показатели завершения.
В рамках проекта для школы Sequoia, специализирующейся на бизнес-обучении в сфере туризма, компания WINbd применяет инновационный подход. Созданный образовательный блог включает материалы, посвященные использованию искусственного интеллекта в бизнесе. Экспертом по данной теме стал Данила Драпеза, который транскрибировал свои лекции и собрал обширную базу текстовых материалов. В дополнение к этому, основательница школы Дарья Лосева была снята на видео, и на основе её голоса и внешности был создан цифровой аватар. Этот аватар был интегрирован с текстовыми лекциями, что позволило получить реалистичные видеолекции, создающие эффект общения с живым спикером. Такой подход не только делает обучение более интерактивным, но и значительно повышает вовлеченность учащихся, что особенно важно в современном образовательном процессе.
Для Sequoia был разработан более «мультяшный» аватар Дарьи, который школа планирует использовать в коротких видеороликах для социальных сетей. Такой подход позволит привлечь внимание аудитории и сделать контент более привлекательным и запоминающимся.
Данила также поделился интересным кейсом. Одна крупная компания с десятками тысяч сотрудников обратилась к WINbd с просьбой создать цифровой аватар своего генерального директора. Однако этот аватар был разработан не для записи видеолекций, а для того, чтобы виртуальный директор мог лично приветствовать каждого сотрудника в корпоративном мессенджере и информировать их о значимых событиях и новостях компании. Этот подход не только укрепляет корпоративную культуру, но и помогает создать более близкую связь между руководством и персоналом.
Данила Драпеза обсудил ситуации, когда оцифровка реального человека для создания аватара становится невозможной по различным причинам. В таких случаях на помощь приходят вымышленные персонажи, которые полностью создаются с помощью виртуальной графики. Эти сгенерированные аватары могут быть адаптированы для использования в разных цифровых средах, что открывает новые возможности для творчества и взаимодействия в виртуальном пространстве. Использование виртуальных персонажей позволяет избежать ограничений, связанных с реалистичными моделями, и предоставляет разработчикам свободу в создании уникальных образов.
Для крупной компании WINbd были созданы портреты несуществующих людей, а также сгенерированы несколько вариантов голосов — как мужских, так и женских. Утвержденные топ-менеджерами портреты и голоса стали персонажами, которые активно используются для записи внутренних видеокурсов и озвучивания материалов в базе знаний. Эти технологии также находят применение в маркетинговых целях, позволяя компании улучшить взаимодействие с клиентами и повысить эффективность обучения сотрудников.
Современные возможности искусственного интеллекта значительно упрощают работу специалистов, позволяя существенно экономить время и средства компании. Виртуальный преподаватель не подвержен болезням и не отменит съемку, что исключает необходимость аренды студии для записи новых видеолекций. Это особенно важно, когда требуется регулярно обновлять учебный контент. Использование ИИ помогает избежать многократных дублей и длительного процесса монтажа, что в итоге повышает эффективность образовательного процесса и качество предоставляемых услуг.
Когда WINbd начала интеграцию искусственного интеллекта в процессы разработки, компания приняла решение прекратить сотрудничество с дизайнерским агентством, которое ранее отвечало за создание визуальных материалов. Теперь весь визуальный контент разрабатывается внутренним отделом с использованием нейросетей, что значительно ускоряет выполнение задач и повышает эффективность работы. Интеграция ИИ не только оптимизировала процесс создания визуалов, но и позволила компании сократить затраты, сохраняя при этом высокое качество контента.
Данила Драпеза отмечает, что нейросеть представляет собой инструмент, который расширяет возможности человека, подобно цифровой лопате, помогающей углубить исследования. Тем не менее, любой контент, созданный с использованием нейросетей — будь то текст, изображения, аудио или видео — требует внимательной проверки со стороны профессионала. Это подчеркивает важность человеческого внимания и экспертизы в процессе создания и обработки контента для достижения качественных результатов.
ИИ в полном цикле разработки обучения для сотрудников
25 и 26 июня прошла конференция HYPER / DIR-2025, основное внимание которой было уделено искусственному интеллекту и его внедрению в образовательный процесс. В рамках мероприятия бизнес-тренер и методист АО «СОГАЗ-Мед» Наталья Кубрак поделилась опытом применения технологий ИИ в создании онлайн-курсов. Она рассказала о том, как использование искусственного интеллекта помогает улучшить качество обучения и адаптировать курсы под потребности студентов. Интеграция ИИ в образовательные программы открывает новые горизонты, позволяя создавать персонализированные и эффективные учебные материалы.
В корпоративном учебном центре, по словам Натальи, трудятся шесть специалистов. В компании насчитывается 4500 сотрудников, для которых учебный центр разрабатывает разнообразные курсы, охватывающие как технические, так и универсальные навыки, а также программы по охране труда и подготовке кадрового резерва. Обязательные курсы показывают высокий уровень посещаемости, однако в необязательном обучении сотрудники часто проявляют низкую вовлеченность и редко инициируют образовательные процессы. Благодаря внедрению инструментов искусственного интеллекта удалось значительно повысить интерес к необязательным курсам, что способствует улучшению общего уровня квалификации и развитию профессиональных навыков сотрудников.
Наталья Кубрак и её команда используют нейросети для решения множества задач, связанных с разработкой учебного курса. Нейросети помогают оптимизировать процесс обучения, улучшить адаптацию материалов к потребностям студентов и повысить эффективность образовательного процесса. Применение современных технологий в разработке курсов позволяет создавать более интерактивные и персонализированные образовательные решения, что делает обучение более доступным и качественным.
Нейросеть формирует детализированный портрет целевой аудитории для курса по командной работе. Она выделяет ключевые навыки и компетенции, необходимые для успешного освоения программы. Также нейросеть идентифицирует распространенные проблемы, с которыми сталкиваются компании, и предлагает решения, которые предоставляет данный курс. Анализируя аналогичные курсы и актуальные тренды в сфере онлайн-обучения, система рекомендует оптимальные форматы представления учебного контента для повышения его эффективности. Это позволяет сделать обучение более целенаправленным и значимым для участников.
Наталья разработала уникальный курс по командной работе, вдохновившись иллюстрацией с древнегреческими богами. Она решила соединить образы Зевса, Афины, Ареса и других олимпийцев с типологией командных ролей Белбина. В этом ей помог ChatGPT, который сгенерировал сценарий курса, состоящий из модулей и уроков. Он описал персонажей, предложил тематические кейсы и задания для студентов, что сделало обучение более увлекательным и эффективным. Курс направлен на развитие навыков командной работы и понимание роли каждого участника в команде, что особенно актуально в современном бизнесе.
Нейросеть может значительно помочь в доработке идей. Наталья предложила эффективный способ: для улучшения результата стоит включить в промпт креативную технику, подходящую для вашей задачи. Например, промпт может звучать так: «Мне нужна помощь в мозговом штурме для разработки деталей курса о взаимодействии богов. Какие элементы геймификации, такие как ачивки или пасхалки, можно использовать? Какие практические задания помогут взрослым слушателям развить навыки командного взаимодействия? Помоги мне доработать концепцию, применив технику SCAMPER». Использование подобных техник позволяет структурировать мысли и генерировать более оригинальные идеи.
Спикер советует использовать различные креативные техники для достижения желаемых результатов. Среди них можно выделить метод «Пять почему», «Шесть шляп мышления», метод фокальных объектов, латеральное мышление и подход Jobs to Be Done. Особый интерес у Натальи Кубрак вызвал метод экспертной панели, реализованный с помощью ChatGPT. С помощью этого инструмента можно запросить мнение бота, который выступит в роли маркетолога, методолога, креативного директора или предметного эксперта, предоставляя идеи и замечания с соответствующей точки зрения. Использование таких методов позволяет расширить горизонты мысли и найти нестандартные решения.
Читать также:
Генерация креативных идей для корпоративного обучения является важной задачей для повышения эффективности учебного процесса. Эффективные методы позволяют не только улучшить качество обучения, но и сделать его более увлекательным для сотрудников. Рассмотрим пять проверенных способов, которые помогут вам в этом.
Первый метод — мозговой штурм. Организуйте встречи, на которых команда сможет свободно делиться своими идеями и предложениями. Создайте атмосферу, способствующую креативности, где каждый участник чувствует себя комфортно, высказывая свои мысли.
Второй метод — использование ассоциативных карт. Этот инструмент помогает визуализировать идеи и связи между ними. Создание ассоциативных карт может способствовать выявлению новых направлений и решений, которые ранее не рассматривались.
Третий метод — проведение опросов среди сотрудников. Соберите мнения и предпочтения ваших коллег относительно тем и форматов обучения. Это не только поможет выявить актуальные запросы, но и повысит вовлеченность сотрудников в процесс обучения.
Четвертый метод — наблюдение за успешными практиками в других компаниях. Изучите, какие подходы к корпоративному обучению используют ведущие организации в вашей отрасли. Это может дать вам новые идеи и вдохновение для реализации собственных программ.
Пятый метод — создание инновационной среды. Поощряйте сотрудников к экспериментированию и внедрению новых идей в обучение. Создайте платформу, где сотрудники смогут делиться своими наработками и получать обратную связь.
Использование этих методов поможет вам генерировать креативные идеи для корпоративного обучения, что в свою очередь повысит профессиональные навыки сотрудников и эффективность всей организации.
После формирования идеи нейросеть поддерживает методическую команду «СОГАЗ-Меда» на различных стадиях разработки курса. Это включает в себя анализ содержания, создание образовательных материалов и адаптацию методик обучения для повышения эффективности усвоения информации. Нейросеть также может предложить инновационные подходы к оценке результатов обучения, что позволяет команде более точно настраивать программу в соответствии с потребностями пользователей. Использование современных технологий в обучении способствует созданию качественного образовательного продукта, который соответствует актуальным требованиям рынка.
- составить программу курса в виде таблицы;
- создать план слайдовой презентации на основе сценария курса;
- сгенерировать текст для слайдов и идеи для иллюстраций;
- составить кейсы для учащихся, тестовые вопросы;
- разработать визуальные материалы;
- составить чек-лист для разработки контента, чтобы ничего не забыть и не упустить.
Спикер рекомендует предоставлять нейросетям максимально конкретные вводные данные. Это особенно актуально при использовании креативных техник. Важно также указывать желаемую методологию выполнения задачи. Например, перед тем как запрашивать у ChatGPT сценарий модуля, полезно загрузить статью о цикле Колба и указать в запросе, что результат должен основываться именно на этой модели. Такой подход поможет получить более точные и релевантные результаты, соответствующие вашим требованиям.
Наталья Кубрак подчеркнула, что нейросеть хорошо справляется с генерацией тестовых вопросов с выбором ответа. Однако практические задания все еще разрабатываются методистом. Искусственный интеллект может предложить идеи для таких заданий, но пока не способен самостоятельно сформулировать их так, чтобы они эффективно помогали развивать необходимые навыки и соответствовали требованиям курсов, а также техническим возможностям системы управления обучением (LMS).
Узнайте больше о нашем контенте.
Пять навыков педагогических дизайнеров, которые трансформируются под влиянием нейросетей
Современные педагогические дизайнеры сталкиваются с изменениями в своей профессиональной деятельности из-за внедрения нейросетевых технологий. Эти изменения касаются как методологии разработки образовательных программ, так и подходов к взаимодействию с обучающимися. В первую очередь, важно выделить навыки, которые становятся особенно актуальными в условиях использования нейросетей.
Первый навык — адаптация контента. Педагогические дизайнеры должны уметь эффективно интегрировать нейросетевые инструменты для создания индивидуализированного учебного опыта, который учитывает потребности и уровень подготовки каждого студента.
Второй навык — анализ данных. Использование нейросетей подразумевает работу с большими объемами информации, и педагогическим дизайнерам необходимо уметь интерпретировать данные, чтобы улучшать учебные процессы и принимать обоснованные решения.
Третий навык — креативное мышление. Несмотря на автоматизацию ряда процессов, творческий подход остается незаменимым. Педагогические дизайнеры должны генерировать новые идеи и методы, используя возможности нейросетей для создания интерактивных и увлекательных образовательных материалов.
Четвертый навык — коллаборация. Нейросети часто требуют междисциплинарного подхода, поэтому способность работать в команде с экспертами в области технологии, педагогики и дизайна становится важным аспектом профессиональной деятельности.
Пятый навык — постоянное обучение. В условиях стремительного развития технологий педагогические дизайнеры должны быть готовы к постоянному обновлению своих знаний и навыков, чтобы эффективно использовать новые инструменты и методики в своей работе.
В результате, внедрение нейросетей в образовательный процесс меняет подходы к педагогическому дизайну, и профессионалы в этой области должны адаптироваться к новым вызовам и возможностям, чтобы оставаться конкурентоспособными и обеспечивать качественное обучение.
Спикер подчеркивает важность тщательной оценки контента, созданного нейросетями. Необходимо внимательно просеивать информацию, чтобы отобрать наиболее полезные материалы для конкретной целевой аудитории и образовательных задач. После этого стоит объединить выбранные элементы в единое целое. Создание курса в конструкторе также требует ручной работы, что подчеркивает важность внимательного подхода к формированию содержания.
Используя нейросеть, можно создать множество эффективных вариантов названия курса, слоганов и аннотаций для его успешного продвижения среди сотрудников. Также возможно генерировать тексты писем для рассылки с приглашением на обучение. Это позволит повысить интерес к курсу и увеличить количество участников.
Учебный центр «СОГАЗ-Мед» отметил положительный отклик сотрудников на использование ИИ-сторителлинга в промоматериалах курса. Для создания анонса курса по многозадачности Наталья разработала эффективный промпт, который помог привлечь внимание к теме и повысить интерес к обучению. ИИ-сторителлинг позволил сделать информацию более увлекательной и доступной, что способствовало улучшению восприятия материала и повышению вовлеченности участников. Опыт использования таких инновационных технологий в обучении подтверждает их актуальность и эффективность в современных образовательных практиках.
Хотите разгадать секреты эффективной многозадачности в работе страхового агента? Мы приглашаем вас на наш уникальный курс, который поможет вам освоить ключевые навыки для успешной работы в сфере страхования. В нашем курсе вы найдете три увлекательных модуля: «Планирование», где вы научитесь расставлять приоритеты и эффективно распределять свое время; «Организация медиапространства», в котором мы обсудим, как создать комфортную и продуктивную рабочую среду; и «Антистресс», благодаря которому вы сможете справляться со стрессом и избегать выгорания.
Каждый модуль включает в себя практические задания и игры, которые помогут вам закрепить полученные знания на практике. В конце курса вас ждет итоговый тест, который позволит оценить ваши достижения. Присоединяйтесь к нам и станьте мастером многозадачности!
- что за курс;
- для кого курс;
- как устроен курс;
- история-притча на тему многозадачности;
- цитата великого на тему многозадачности;
- история успеха — мотиватор;
- как обучаться на курсе;
- чему научатся на курсе».
ChatGPT создал историю о стеклодуве, который сталкивается с трудностями из-за большого количества важных заказов. Главный герой достигает успеха, когда перестает паниковать и начинает правильно планировать своё время и ресурсы. Эта история произвела положительное впечатление на сотрудников, и в дальнейшем использование сторителлинга в анонсах привлекло больше слушателей на необязательные курсы. Эффективное применение storytelling стало важным инструментом для повышения интереса к обучению и развитию персонала.
Наталья Кубрак подчеркивает, что все истории, созданные нейросетями, обладают схожими чертами. В них регулярно повторяются одни и те же сюжетные элементы и фразы. В связи с этим, настоящей креативности от нейросетей на данный момент ожидать не следует. Нейросети пока не способны на уникальное и разнообразное повествование, что ограничивает их применение в качестве источника оригинального контента.
ChatGPT эффективно поддерживает учебный центр «СОГАЗ-Меда» в сборе обратной связи по итогам курсов. Учащиеся заполняют анкеты, и наиболее ценная часть этих анкет состоит из открытых вопросов, которые предоставляют полезные инсайты. Нейросеть способна генерировать вопросы, способствующие рефлексии и искренним отзывам от слушателей, что позволяет улучшить качество образовательных программ и повысить удовлетворенность участников.
Если курс посещают сотни людей, их ответы на открытые вопросы можно загрузить в ChatGPT для анализа и получения общих выводов. Однако Наталья отметила, что нейросеть недостаточно хорошо воспринимает эмоциональную составляющую отзывов и склонна усреднять оценки. Например, среди 500 положительных и нейтральных отзывов один резко отрицательный может указывать на важные проблемы в контенте курса, процессе обучения или поддержке учащихся. Нейросеть может не уделить должного внимания такому отзыву, оценив его наравне с другими. Поэтому для качественного анализа необходимо учитывать не только общее количество отзывов, но и их эмоциональную окраску.
Наталья Кубрак отмечает, что бесплатная версия ChatGPT обладает широкими возможностями, и результат использования нейросети во многом зависит от корректности сформулированного запроса и предоставленной вводной информации. Особенно важно учитывать аспекты информационной безопасности, особенно в корпоративной среде. Тем не менее, проектирование процесса обучения, направленного на достижение поставленных целей, по-прежнему остается задачей, требующей ручного участия методиста.
Спикер отметил, что остаются несколько нерешённых вопросов, касающихся авторства сгенерированного контента и прав на интеллектуальную собственность. Также возникает интерес к тому, как студенты и сотрудники воспримут курсы, если узнают, что материал был создан с помощью нейросети. Наталья открыто призналась, что ей было бы некомфортно обучаться на курсе, полностью разработанном искусственным интеллектом.
Спикер поднимает важный вопрос о доверии к аналитике искусственного интеллекта. По мнению Натальи Кубрак, нейросети могут быть полезны для анализа отзывов сотрудников, но результаты необходимо проверять самостоятельно. Однако полагаться на ИИ-аналитику при принятии серьёзных бизнес-решений не следует. Такой подход позволит избежать ошибок и повысить качество принимаемых решений.
Читать также:
- В российской компании сделали цифровые аватары преподавателей для обучения сотрудников
- Эксперимент показал, какие ИИ-модели могут выполнять роль преподавателей
- 5 ошибок при внедрении ИИ-инструментов в обучение и развитие сотрудников
- Новые ИИ-агенты могут превратить корпоративное онлайн-обучение в фикцию