Как выбрать формат для курса / Skillbox Media
Что работает лучше: серия вебинаров или записанный курс лекций? У каждого из форматов есть плюсы и минусы, вот советы методиста, как их учесть.
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеКаждому разработчику курсов и обучающих программ необходимо решить вопрос о формате обучения. Синхронный и асинхронный форматы имеют свои преимущества. Синхронный формат способствует сплочению группы учащихся и позволяет оперативно решать возникающие проблемы. Асинхронный формат, в свою очередь, предоставляет учащимся большую гибкость, позволяя интегрировать обучение в их личный график, что делает его более удобным. Выбор формата обучения зависит от целей курса и потребностей участников.
На основе двух научных исследований, обобщающих данные из 70 различных работ, мы подготовили рекомендации по выбору между различными форматами обучения. Кроме того, мы выделили распространённые заблуждения, которые могут привести к неправильному выбору. Эти советы помогут вам сделать осознанный выбор и избежать распространённых ошибок при выборе формата обучения.
При выборе оптимального формата обучения необходимо учитывать несколько ключевых факторов: ресурсы на разработку, особенности и потребности целевой аудитории, а также характер самого обучения. Разберем каждый из этих аспектов более детально.
Ресурсы на разработку включают временные и финансовые затраты, а также доступные технологии и инструменты. Важно определить, какие ресурсы доступны для создания учебного материала, чтобы выбрать наиболее эффективный формат.
Особенности и потребности аудитории играют значительную роль в выборе формата обучения. Необходимо учитывать уровень подготовки участников, их предпочтения в способах получения информации и способности к самообучению. Это поможет создать более привлекательный и эффективный учебный процесс.
Характер обучения также требует внимания. В зависимости от цели обучения — будь то теоретическое усвоение материала, практическое применение навыков или развитие критического мышления — формат может варьироваться от традиционных лекций до интерактивных семинаров или онлайн-курсов. Правильный выбор формата обучения способствует повышению вовлеченности и эффективности усвоения знаний.
Ресурсы на разработку
Прежде всего, необходимо установить время и бюджет, которые вы готовы выделить на разработку курса. Асинхронный курс может потребовать значительно больших затрат по сравнению с серией вебинаров. Это связано с тем, что подготовка и запись качественного видео требуют больше времени и ресурсов. Кроме того, от асинхронных курсов обычно ожидают более высокого уровня качества, что также влияет на общие расходы. Правильное планирование бюджета и временных рамок поможет вам создать успешный образовательный продукт, соответствующий вашим целям и требованиям аудитории.
Подготовка синхронного курса влечет за собой определенные затраты, однако они, как правило, ниже по сравнению с другими форматами. Стоимость зависит от выбранной технической платформы. Многие сервисы предлагают бесплатные или доступные по цене решения с разумными ограничениями. Цены на площадки для вебинаров часто варьируются в зависимости от числа участников и объема передаваемых файлов. Выбор правильного инструмента может значительно оптимизировать процесс создания и проведения курса, а также снизить затраты.
Одним из ключевых аспектов курса является квалификация и опыт преподавателя. Высококлассный специалист способен не только передать знания, но и вдохновить студентов на самосовершенствование. Преподаватель с практическим опытом в своей области может предоставить уникальные перспективы и примеры, которые помогут глубже понять материал. Выбор курса с опытным педагогом способствует более эффективному обучению и повышает шансы на успешное применение полученных знаний в будущем.
Уточните, есть ли у него следующие характеристики:
- Время на проведение занятий. Работа экспертов вживую стоит дорого, ведь им приходится отвлекаться от своих прямых задач, и это приходится компенсировать.
- Умение работать онлайн. Далеко не все эксперты, даже с огромным опытом преподавания, умеют хорошо вести онлайн-занятия, знакомы с принципами групповой динамики и могут ей управлять в диджитал-среде. Качественный лонгрид, подготовленный методистом на основе интервью с экспертом, будет полезнее, чем неумело проведённый экспертом воркшоп.
Для достижения компромиссного решения можно организовать курс в синхронном формате, проведя серию вебинаров. После завершения вебинаров целесообразно создать и разместить качественные записи, которые позволят участникам повторно ознакомиться с материалом и углубить свои знания. Такой подход обеспечит интерактивность в обучении и доступность информации в дальнейшем.
Особенности и потребности аудитории
Выбор в данной ситуации определяется тремя ключевыми аспектами.
- Занятость целевой аудитории (далее — ЦА). Молодые родители, очень занятые на работе люди, а также группы учащихся из разных часовых поясов оценят асинхронный формат за гибкость. А вот студенты вузов, у которых обучение привязано к расписанию, или учащиеся с похожими жизненными обстоятельствами, скорее, предпочтут учиться синхронно.
- Уровень самоорганизации и самомотивации ЦА. Дошкольники и дети возраста начальной школы вряд ли смогут освоить асинхронный курс и будут аккуратно следовать графику. Да и сотрудник большой корпорации, которому курс в таком формате назначен сверху как обязаловка, максимум посмотрит вебинары между своими рабочими задачами — это тоже не принесёт особой пользы.
- Уровень потребности ЦА в самостоятельности или в комьюнити. Даже если студенты могут учиться одинаково эффективно и в синхронном, и асинхронном форматах, у них могут быть свои предпочтения. Кому-то больше нравится проходить курсы самостоятельно, а кому-то — в компании единомышленников. Поэтому по возможности стоит учитывать этот момент на этапе анализа аудитории — и в разработке курса.
Читайте также:
Детские онлайн-занятия становятся все более популярными благодаря своей доступности и удобству. Рассмотрим пять ключевых особенностей, которые делают такие занятия эффективными и привлекательными для детей и их родителей.
Во-первых, гибкий график позволяет выбирать время занятий в соответствии с расписанием семьи. Это особенно важно для родителей с загруженным графиком, так как онлайн-формат исключает необходимость тратить время на дорогу.
Во-вторых, разнообразие учебных материалов и методов обучения. Онлайн-занятия дают возможность использовать интерактивные платформы, игры и мультимедийные ресурсы, что делает процесс обучения увлекательным и разнообразным.
В-третьих, доступ к квалифицированным преподавателям. Онлайн-формат расширяет географические границы, позволяя детям учиться у лучших специалистов из разных уголков мира, что значительно повышает качество образования.
В-четвертых, индивидуальный подход к каждому ребенку. Онлайн-занятия позволяют преподавателям адаптировать учебный процесс под особенности и потребности каждого ученика, что способствует более глубокому усвоению материала.
Наконец, развитие цифровых навыков. Участие в онлайн-занятиях помогает детям осваивать технологии и учиться работать с различными цифровыми инструментами, что является важным навыком в современном мире.
Таким образом, детские онлайн-занятия предлагают множество преимуществ, которые способствуют качественному обучению и развитию ребенка.
Характер обучения
Синхронный формат обучения является ключевым инструментом, если вы стремитесь к эффективному усвоению материала. Этот подход позволяет участникам взаимодействовать друг с другом в реальном времени, что способствует более глубокому пониманию темы. Важно отметить, что синхронное обучение включает живые лекции, вебинары и онлайн-дискуссии, что создает динамичную образовательную среду. Благодаря возможности задавать вопросы и получать мгновенные ответы, обучающиеся могут лучше усваивать информацию и активно участвовать в процессе. Использование синхронного формата делает обучение более увлекательным и интерактивным, что положительно сказывается на мотивации студентов и их успехах.
- важно быстро давать студенту обратную связь и сразу же корректировать его действия, когда он делает что-то неправильно;
- нужна слаженная групповая работа в режиме реального времени. Например, если в рамках курса необходимы сессия для распределения ролей в команде или панельная дискуссия;
- надо развить софт-скиллы учащихся непосредственно в живом общении. К этому относятся отработка в ролевых играх взаимодействия с кем-то (например, с клиентом — в курсах для менеджеров по продажам) и тренировка навыков аргументации, работы с возражениями.
Асинхронный формат является более подходящим вариантом в следующих случаях: когда важно предоставить участникам гибкость в выборе времени для выполнения задач, когда необходимо учитывать разные часовые пояса, а также когда требуется возможность глубокой обработки информации без давления времени. Такой подход позволяет каждому участнику работать в собственном темпе, что может повысить качество выполнения заданий и уровень усвоения материала. Кроме того, асинхронный формат способствует более эффективной коммуникации, так как предоставляет возможность обдумать ответы перед их отправкой.
- Материал курса предполагает много самостоятельной работы, которую студент выполняет индивидуально и в своём темпе. Например, к такой работе относится рефлексия в курсах по психологии или создание бизнес-стратегии в MBA-обучении.
- Основная цель курса — научить студента самостоятельно соединять идеи и концепции, создавать что-то новое: генерировать творческие идеи, формировать новые привычки, управлять своим временем.
- Студентам требуется разная степень погружения в материал или индивидуальный порядок освоения тем — например, если на одном курсе учатся люди с разным уровнем предварительной подготовки и им нужен персональный трек обучения.
На что не стоит опираться при выборе формата
Существует пять распространенных заблуждений, которые влияют на выбор между синхронным и асинхронным форматами обучения. Рассмотрим их подробнее.
Эффективность синхронных и асинхронных курсов не имеет значительных различий, что подтверждают различные исследования. Результаты студентов, их удовлетворённость процессом обучения и уровень завершения курсов варьируются в зависимости от формата. В некоторых исследованиях синхронные программы показали лучшие результаты, в других — асинхронные. Это указывает на то, что формат обучения не является единственным фактором, определяющим его эффективность; на результат влияют многие другие аспекты.
Предпочтения в образовании постоянно меняются, и сегодня можно говорить о современных трендах, но выделить один ведущий формат сложно. До 2020 года, до резкого роста онлайн-образования, студенты ценили асинхронное обучение за его гибкость. Однако в настоящее время наблюдается рост интереса к синхронному формату, который предоставляет возможность общения с одногруппниками. Это стало особенно важным в условиях длительной удалённой работы и учебы из-за пандемии COVID-19, когда взаимодействие с другими обучающимися приобрело особую ценность.
Исследования показывают, что студенты более активно участвуют в обучении и испытывают удовлетворение от него, когда ощущают себя частью группы и чувствуют сплочённость. Однако синхронные занятия не всегда обеспечивают это взаимодействие. Если участники вебинара отключают камеры, не поддерживают визуальный и голосовой контакт, а также не взаимодействуют по сценарию занятия, то говорить о чувстве принадлежности становится затруднительно. Важно создать условия, способствующие активному участию и взаимодействию, чтобы студенты могли полноценно ощущать себя частью обучающего процесса.
В асинхронном курсе важно внедрить чаты, форумы и другие дискуссионные площадки, которые помогут создать ощущение общности среди участников. Это чувство принадлежности не зависит от формата курса, а определяется тем, как грамотно организованы взаимодействия между учащимися. Правильная структура и активное вовлечение участников способствуют более глубокому обмену знаниями и опыту, что делает обучение более эффективным и интересным.
Выделить, какой формат учебного контента — синхронный или асинхронный — более эффективен, невозможно. Исследования показывают разные мнения: некоторые ученые утверждают, что синхронные курсы лучше подходят для усвоения теоретических знаний, тогда как асинхронные форматы способствуют глубокому пониманию материала, развитию аналитического мышления и практических навыков, что особенно актуально для таких областей, как бизнес-образование и креативные профессии. Однако, однозначного вывода по этому вопросу пока нет, что подтверждается как результатами образовательных программ, так и отзывами студентов. Эта неопределенность подчеркивает важность выбора подходящего формата обучения в зависимости от целей и предпочтений учащихся.
Неверно считать, что качественная обратная связь возможна только в рамках определенного формата обучения. Эффективная обратная связь может быть предоставлена в различных условиях и стилях обучения, включая как традиционные, так и современные подходы. Важно сосредоточиться на процессе взаимодействия и коммуникации, а не только на формате. Таким образом, обратная связь становится более доступной и полезной для всех участников образовательного процесса.
Синхронные форматы обучения отличаются мгновенной обратной связью, что является их основным преимуществом. Студенты могут задавать вопросы в процессе лекции и получать ответы в реальном времени, а преподаватели имеют возможность корректировать действия учащихся, наблюдая за ними во время выполнения заданий. Однако такие мероприятия имеют временные ограничения, что не позволяет преподавателям ответить на все вопросы. Это связано не только с возможным высоким объемом вопросов, но и с тем, что преподаватели зачастую не могут одновременно следить за всеми каналами, через которые поступают вопросы.
В асинхронном обучении обратная связь между преподавателем и студентами осуществляется с задержкой, что предоставляет определенные преимущества. Студенты имеют возможность глубже обдумать свои вопросы перед тем, как задать их. Это способствует самостоятельному поиску ответов и активному участию в обсуждениях с другими учащимися. Такой процесс рефлексии может оказаться более полезным, чем получение готовых ответов от экспертов. Асинхронное обучение, таким образом, не только развивает навыки критического мышления, но и способствует более глубокому усвоению материала.
Оптимальный вариант — гибрид
Исследования показывают, что сочетание синхронного и асинхронного форматов обучения наиболее эффективно. Эта модель, известная как гибридное обучение, объединяет преимущества обоих подходов. Гибридное обучение способствует более высокому уровню вовлеченности студентов, увеличивает их удовлетворенность, а также повышает показатели завершения курсов и достижения образовательных целей. Такой подход позволяет адаптироваться к различным стилям обучения, что делает его особенно привлекательным для образовательных учреждений и студентов.
Более продуктивным подходом будет не сосредотачиваться на выборе между синхронным и асинхронным форматом для конкретного курса, а рассмотреть способы эффективного сочетания этих двух форматов. Это позволит создать гибкую и адаптивную образовательную среду, которая учитывает различные потребности и предпочтения обучающихся. Сочетание синхронного и асинхронного обучения может повысить вовлеченность студентов и улучшить усвоение материала.
Изучите дополнительные материалы:
- 6 полезных советов по организации гибридного тренинга
- 13 синхронных активностей для асинхронных онлайн-курсов
- Пять плюсов асинхронного обучения
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее