Как за два года изменилось содержание корпоративного обучения / Skillbox Media
Инсайты эксперта на основе исследования Школы управления «Сколково».
Содержание:
Система обучения взрослых, включая корпоративный сектор, за последние два года столкнулась с серьезными вызовами. Эти изменения затронули как форматы, так и содержание образовательных программ. Директор департамента корпоративного обучения Школы управления «Сколково» Денис Конанчук подробно рассказал об этом на конференции «Больше чем обучение. Новые приоритеты в меняющемся мире», организованной СберУниверситетом. В рамках сессии «Подходы обучения. Как EdTech обеспечит эффективность образовательных программ?» он обсудил, как современные технологии могут повысить качество и результативность обучения в условиях постоянных изменений.
В этом разделе мы представим ключевые моменты выступления. Основные идеи и выводы, обозначенные оратором, играют важную роль в понимании темы. Выступление подчеркивает значимость обсуждаемых вопросов и предлагает новые подходы к их решению. Слушатели получили возможность глубже понять предмет и задать вопросы, что способствует активному диалогу и обмену мнениями. Основные тезисы выступления могут быть полезны для дальнейшего изучения темы и применения полученных знаний на практике.
- какие три больших вопроса встали перед корпоративным обучением;
- как изменилось содержание корпоративного обучения;
- какие навыки выбрались в топ актуальных.
Как корпоративное обучение реагировало на кризисы
В последние два года корпоративное обучение столкнулось с тремя значительными глобальными кризисами, каждый из которых вносил свои уникальные вызовы. Эти кризисы потребовали от компаний адаптации и пересмотра своих подходов к обучению сотрудников, что сделало процесс обучения более гибким и эффективным. Важно учитывать, что в условиях нестабильности организации должны быть готовыми к изменениям и активно внедрять новые методики обучения, чтобы поддерживать высокий уровень квалификации своих работников.
Первым значительным кризисом в области корпоративного обучения стала пандемия. Она поставила перед специалистами важный вопрос: «Как эффективно организовать обучение в новых условиях?» Эта ситуация потребовала адаптации традиционных методов обучения и внедрения инновационных решений для обеспечения качества образовательного процесса. Специалисты начали активно использовать цифровые платформы и онлайн-курсы, что открыло новые возможности для повышения квалификации сотрудников.
Денис Конанчук отметил, что это был крайне интересный период, когда все внимание сосредоточилось на сфере EdTech. В условиях, когда возникла необходимость проводить обучение без очных встреч, возникли ключевые вопросы, касающиеся методов и технологий дистанционного обучения. Это время стало катализатором изменений в образовательных подходах и способах передачи знаний.
Второй кризис, который начался в феврале 2022 года, совпал с введением санкций и вызвал необходимость пересмотра образовательных программ. В условиях изменившейся реальности акцент стал смещаться на вопрос «Чему учить?». В результате многие ранее актуальные темы обучения утратили свою значимость. По мнению эксперта, быстро найти ответ на этот вопрос невозможно, что подчеркивает важность адаптации образовательного контента к новым условиям.
Вопрос о том, чему следует учить, является более сложным. Используя современные технологии, мы можем легко ответить на вопрос о том, как реализовать обучение. Мы все практичные люди, способные адаптировать любую программу под нужный формат. Однако возникает проблема в том, как эффективно накапливать новые знания. Этот процесс требует времени и усилий, в его создании участвуют как практики, так и ученые, что может занять годы. Как справиться с этой задачей? Это вызов, который стоит перед нами сегодня.
Третий кризис — осенняя частичная мобилизация. Этот этап спровоцировал у многих вопрос о целесообразности получения образования. Горизонт планирования у людей значительно сократился, и они испытывают трудности в прогнозировании своего будущего. В таких условиях, как объясняет Денис, возникает сомнение в необходимости образования, а также в том, стоит ли инвестировать в него время и средства. Люди задумываются о том, какую ценность образование может принести в неопределённой ситуации и как оно может помочь адаптироваться к новым реалиям.
Читайте также:
Цифровизация корпоративного обучения: мифы и реальность
В современном бизнесе цифровизация корпоративного обучения становится важным элементом стратегии развития. Однако вокруг этого процесса существует множество мифов, которые мешают компаниям эффективно внедрять новые технологии.
Одним из распространенных заблуждений является мнение о том, что цифровизация полностью заменяет традиционные методы обучения. На самом деле, интеграция цифровых технологий позволяет создать гибридные форматы, которые обеспечивают более глубокое усвоение материала и разнообразие подходов.
Еще одним мифом является то, что цифровое обучение подходит только для крупных компаний с большими бюджетами. На самом деле, современные решения доступны для организаций любого размера и могут быть адаптированы под специфические потребности.
Некоторые утверждают, что цифровизация обучения снижает уровень взаимодействия между работниками. Однако правильно организованные онлайн-программы могут способствовать развитию командной работы и обмену опытом.
Важно понимать, что цифровизация корпоративного обучения — это не просто внедрение новых технологий, а комплексный процесс, требующий анализа потребностей сотрудников и адаптации контента. Реальность заключается в том, что грамотное внедрение цифровых решений может значительно повысить эффективность обучения, улучшить качество усвоения знаний и способствовать росту профессиональных навыков сотрудников.
Таким образом, цифровизация корпоративного обучения представляет собой мощный инструмент, способный трансформировать подход к обучению в компании. При правильном использовании она открывает новые возможности для повышения квалификации и развития персонала.
Как изменилось содержание корпоративного обучения
Содержание образования претерпело изменения вместе с подходами к обучению. Денин Конанчук проанализировал результаты опросов HR-специалистов ведущих российских компаний, которые были проведены «Сколково» за несколько лет. Последнее исследование в рамках акселератора прошло весной 2022 года. Компании были классифицированы на три категории в зависимости от числа сотрудников: от 1000 до 5000, от 5000 до 25 000 и более 25 000 человек.
На первый взгляд, по словам спикера, новые данные не демонстрируют ничего выдающегося.
В 2022 году выделились пять ключевых компетенций, востребованных на рынке труда. Управление изменениями заняло лидирующие позиции, так как для большинства компаний это направление остается приоритетным. Операционная эффективность также занимает важное место, особенно в условиях быстрого изменения планов и стратегий. Однако углубленные интервью показали, что названия учебных тем не всегда точно отражают их суть. Например, в области лидерства раньше акцент делался на универсальном подходе к развитию всех руководителей как лидеров. В настоящее время акцент сместился на формирование конкретного профиля лидера, учитывающего современные реалии и вызовы.
Ситуация с гибкими навыками аналогична. Гибкие навыки, такие как коммуникация, работа в команде и критическое мышление, становятся все более важными в современных условиях труда. Успешные специалисты должны развивать эти навыки, чтобы адаптироваться к быстро меняющимся требованиям рынка. Важно понимать, что гибкие навыки не только способствуют личностному росту, но и повышают конкурентоспособность на рынке труда. Развитие этих навыков помогает не только в профессиональной сфере, но и в повседневной жизни.
Навык «командная эффективность» оставался актуальным в 2020 году и продолжает сохранять свою значимость в 2022 году, однако его содержание претерпело изменения. Если ранее акцент делался на управление удалёнными командами и методах дистанционной мотивации, то сейчас акцент сместился на психологическую устойчивость и общее состояние команды. Об этом рассказал Денис Конанчук. Важно отметить, что для достижения высокой командной эффективности необходимо учитывать не только профессиональные качества членов команды, но и их эмоциональное состояние, что позволяет создавать более сплочённые и продуктивные рабочие группы.
За последние два года некоторые навыки, такие как критическое мышление, стали особенно актуальными. Денис Конанчук объясняет это явление общей усталостью от огромного объёма информации, с которым люди сталкиваются ежедневно. В условиях изобилия данных важно уметь анализировать информацию, оценивать её достоверность и делать обоснованные выводы. Критическое мышление помогает не только в личной жизни, но и в профессиональной сфере, позволяя принимать более взвешенные решения и избегать манипуляций.
Важными навыками современности являются ментальная гибкость и осознанность. Эксперты отмечают, что всего пять лет назад к вопросам психологического здоровья, особенно в контексте работы, проявляли осторожность. Пандемия изменила отношение людей к этой теме, способствуя более открытому обсуждению. Опросы свидетельствуют о том, что интерес к вопросам психологического здоровья продолжает расти, и эта тема становится всё более актуальной в обществе.
Тема осознанности и личной работы над собой становится все более актуальной и распространенной. Спикер отметил, как это направление активно внедряется в повседневную жизнь и становится нормой в обществе. Интересно наблюдать за тем, как осознанность влияет на наше восприятие мира и взаимодействие с окружающими. В условиях современности важно уделять внимание своему внутреннему состоянию, что позволяет достигать гармонии и улучшать качество жизни.
Обратите внимание на дополнительные материалы:
- Исследование: как изменилось корпоративное обучение и что его ждёт дальше
- Как рынок ДПО и корпоративного обучения адаптировался к потрясениям-2022
- «Всё горит, и они горят»: как обучать сотрудников во время кризиса