Корп обучение #Статьи

3 июля, 2025

Какие есть показатели эффективность методиста / Skillbox Media

Просто создать хороший продукт — недостаточно, да и не все специалисты знают, как сделать это осознанно. Что с этим делать — снова обсудили эксперты.

Научитесь: Методист образовательных программ

Узнать больше

Анализ качества образовательного продукта обсуждается достаточно подробно, и инструменты для этого в целом известны. Однако тема оценки компетенций и эффективности методиста остается особенно актуальной. Здесь инструментарий, во-первых, не так разнообразен, а во-вторых, все еще вызывает множество вопросов. Эффективная оценка методистов требует более глубокого понимания их роли в образовательном процессе и применения современных подходов для измерения их компетенций. Важно разработать четкие критерии и методики, которые помогут оценить вклад методистов в успех образовательных программ и их способности адаптироваться к новым вызовам в обучении.

Эксперты обсудили актуальные проблемы в области образовательного дизайна на сессии «Компетенции методистов и дизайнеров образовательного опыта» в рамках конференции Digital Learning 5.0, организованной одноимённым сообществом. В центре внимания оказались четыре ключевых вопроса, касающихся развития навыков и знаний специалистов в этой сфере.

  • Как показатели эффективности методолога связаны с парадигмами и стратегиями?
  • Почему метрики эффективности стоит «декомпозировать»?
  • Зачем оценивать сам процесс работы методиста, а не только результат?
  • Для чего оценка эффективности нужна самим методистам?

Как показатели эффективности методолога связаны с парадигмами и стратегиями

Дискуссия о роли методологов, методистов и дизайнеров педагогического опыта актуальна и сегодня. Эти специалисты выполняют различные функции в образовательной сфере, особенно в корпоративном обучении. Тем не менее, на практике им часто приходится сталкиваться с подменой понятий. Методологи занимаются разработкой и анализом образовательных программ, методисты обеспечивают их реализацию и поддержку, а дизайнеры педагогического опыта фокусируются на создании эффективных учебных материалов и курсов. Каждая из этих ролей имеет свои уникальные задачи, однако их взаимодействие и понимание друг друга критически важны для успешной реализации образовательных проектов.

Анастасия Савельева, руководитель направления методологии внутреннего обучения soft skills в департаменте управления знаниями компании «Ростелеком», отметила, что при упоминании педдизайнера в контексте обучения заказчик может не понять, о чем идет речь. Аналогичная ситуация наблюдается и с методистами. Люди, не имеющие непосредственного отношения к образовательной сфере, часто придерживаются стереотипных представлений: дизайнер ассоциируется лишь с оформлением презентаций, а методист воспринимается как сотрудник школы или университета, занимающийся планированием учебного процесса. Это ограниченное представление о ролях в образовании может препятствовать эффективному сотрудничеству и внедрению инновационных подходов в обучении.

Вопрос о роли специалиста по обучению в бизнесе часто вызывает недоумение. Многие считают, что профессионалы в этой области не обязаны разбираться в тонкостях, однако это приводит к путанице. Неясно, какими навыками и функциями должен обладать такой специалист. Это понимание имеет ключевое значение для оценки его работы и эффективности. Правильная интерпретация обязанностей и компетенций специалиста по обучению помогает не только в организации учебного процесса, но и в повышении производительности компании в целом. Чем четче будут определены его задачи, тем легче будет оценивать результаты его деятельности и вносить необходимые корректировки.

Основатель Dedu Center, эксперт в области маркетинга и андрагогики Виктория Дерюгина подчеркивает еще один ключевой аспект оценки эффективности образовательных специалистов. Этот аспект играет важную роль в повышении качества образования и профессионального роста педагогов. Оценка должна учитывать не только результаты работы, но и подходы к обучению, а также взаимодействие с учениками. Важно развивать системы оценки, которые помогут выявить сильные стороны и области для улучшения в работе специалистов.

Эффективность работы методолога заключается в способности удерживать рамки образовательного опыта. В нашей практике отсутствует понятие образовательной стратегии, и обсуждение ролей методологов редко выходит за пределы узких рамок. Стратегия, как термин, часто воспринимается негативно, особенно в образовательной сфере. Это мнение основано на многолетнем опыте работы в области стратегического планирования.

Спикер отмечает, что на российском рынке образовательных услуг отсутствует стратегическое планирование, что делает обсуждение эффективности обучения затруднительным. Без четкой системы координат невозможно адекватно оценить результаты. Методолог в идеале должен выполнять роль «хранителя стратегии», осознавая текущее положение своей организации, значимость разрабатываемого продукта и ключевые ориентиры, включая начальную и конечную точки процесса обучения. Важно, чтобы специалист понимал как свои действия, так и их цели. Это понимание позволяет создавать более эффективные образовательные программы и повышать качество обучения.

Виктория также выделила еще одну проблему, которая, по её мнению, является характерной для российской образовательной индустрии. Эта проблема затрагивает не только методологов, но и множество других специалистов в сфере образования.

На российском образовательном рынке наблюдается явное отсутствие обсуждения парадигм обучения, в отличие от американского рынка, где эта тема активно поднимается. Это различие в подходах к обучению и образовательным методам может значительно влиять на качество и эффективность образования. Важно отметить, что открытое обсуждение парадигм обучения может способствовать улучшению образовательных практик и адаптации к современным требованиям.

Спикер отмечает, что многие методологи удивляются, узнав о существовании определенных парадигм, таких как бихевиоризм и конструктивизм, которые используются за границей при проектировании образовательных программ. Эти подходы остаются незнакомыми для многих российских специалистов, несмотря на то что они являются важной частью эффективного стратегического планирования в сфере образования. Понимание и внедрение этих парадигм могут значительно улучшить качество обучения и способствовать более глубокому усвоению знаний.

Виктория отметила ключевую разницу между отечественным и международным опытом в профессиональной сфере. В зарубежной практике каждый специалист способен ответить на вопрос о своей парадигме и системе координат, в которой он работает, а также объяснить, почему он придерживается той или иной точки зрения. Это свидетельствует о более глубоком понимании своей профессии и осознании своих убеждений.

Согласно мнению эксперта, лишь малое число образовательных провайдеров в России осознанно использует парадигмы и обучает своих специалистов этому. Тем не менее, эффективность их работы напрямую зависит от применения этих рамок. Важно отметить, что осознание и внедрение парадигм в образовательный процесс может значительно повысить качество обучения и подготовку специалистов к современным требованиям рынка.

Читать также:

Конструктивизм в обучении: причины недостаточной популярности этого педагогического подхода

Конструктивизм представляет собой педагогический подход, который акцентирует внимание на активном участии учащихся в процессе познания и создании собственного опыта. Несмотря на его очевидные преимущества, таких как развитие критического мышления и креативности, конструктивизм не стал массовым в образовательной практике.

Одной из основных причин является недостаток подготовки преподавателей. Многие учителя не имеют достаточных знаний о конструктивистских методах и не могут эффективно их применять на практике. Это приводит к тому, что традиционные методы обучения продолжают доминировать в образовательных учреждениях.

Кроме того, образовательные системы часто ориентированы на стандартизированные тесты и оценивание, что противоречит принципам конструктивизма. В условиях, когда акцент делается на количественные показатели, сложно внедрить качественные изменения в подходах к обучению.

Также стоит отметить, что внедрение конструктивистских методов требует значительных временных и материальных ресурсов. Образовательные учреждения часто сталкиваются с нехваткой финансирования и поддержки со стороны администрации, что делает реализацию конструктивистских подходов затруднительной.

Таким образом, несмотря на свою эффективность, конструктивизм в обучении сталкивается с рядом препятствий, которые мешают ему стать массовым. Необходимы усилия для повышения квалификации педагогов, изменения системы оценивания и привлечения ресурсов, чтобы этот подход смог занять достойное место в образовании.

Доцент практики Университета ИТМО и директор по образованию «ПостНаука.Academy» Максим Скрябин согласился с данной точкой зрения. Он отметил, что для методологов и методистов критически важно осознавать свои действия. Однако на практике возникают определенные сложности. Скрябин подчеркнул, что для многих стало неожиданностью, что существует разнообразие в подходах к проектированию обучения. В частности, он упомянул обратный педдизайн и другие методы, которые могут быть использованы в образовательном процессе. Это открывает новые возможности для разработки эффективных образовательных программ.

Читать также:

Методисту полезно быть «чайником»: обсуждение актуальной профессии

В современном мире, где стремительно меняются технологии и методы обучения, профессия методиста становится все более востребованной. Важно понимать, что методист, обладая статусом «чайника» в определенных областях, может значительно расширить свои горизонты. Этот подход позволяет не только осваивать новые знания, но и находить эффективные решения для преподавания.

Понимание того, как работает система, в которой методист функционирует, дает возможность лучше адаптироваться к изменениям и применять инновационные методы. «Чайник» в данном контексте — это человек, который не боится учиться, исследовать и задавать вопросы. Такой подход способствует созданию более эффективных учебных программ и материалов.

Кроме того, методист, обладая открытым умом и готовностью к обучению, может наладить взаимодействие с коллегами и студентами. Это создает атмосферу доверия и стимулирует обмен идеями, что в свою очередь повышает качество образовательного процесса.

Таким образом, умение быть «чайником» открывает новые перспективы для методистов, позволяя им быть более гибкими и адаптивными в условиях постоянных изменений в сфере образования.

Почему метрики эффективности стоит «декомпозировать»

Работу специалистов по обучению оценивают с точки зрения внутреннего и внешнего качества, отметил Максим Скрябин. Внутреннее качество подразумевает использование различных чек-листов и соответствие установленным стандартам, которые проверяются до запуска продукта. Внешнее качество более субъективно и связано с восприятием конечных пользователей. Оценка этих аспектов критически важна для успешного внедрения обучающих программ и обеспечения их эффективности.

Внешнее качество продукта оценивается с помощью поведенческих метрик, таких как COR и CSI. Однако, по мнению экспертов, «холодные» данные требуют декомпозиции. Например, удовлетворенность пользователей можно измерить более точно, тогда как параметры, такие как доходимость и вовлеченность, сложнее поддаются количественному анализу. Это подчеркивает важность комплексного подхода к оценке качества, который учитывает не только количественные, но и качественные аспекты взаимодействия пользователей с продуктом.

В качестве примера Максим Скрябин упомянул интерактивный учебник, созданный «ПостНаука.Academy». Оценка работы методиста в данной компании осуществляется на основе взаимодействия пользователей с учебником, включая уровень их вовлечённости. Однако возникает вопрос: можно ли считать вовлечённость исключительно зоной ответственности методиста? Скрябин утверждает, что важно различать общую метрику вовлечённости и конкретные действия, направленные на достижение образовательных результатов.

Анастасия Савельева также подчеркивает важность точного измерения метрик в образовательных проектах. Она отмечает, что ключевой проблемой является определение факторов, влияющих на результаты. Например, если участник успешно прошел тестирование, необходимо выяснить, что именно способствовало его успеху. Это мог быть качественный учебник, компетентный тренер или же простота задания, с которым любой мог бы справиться без предварительной подготовки. Точное понимание этих факторов позволяет улучшать образовательные процессы и повышать эффективность обучения.

Анастасия подчеркивает, что при работе с метриками необходимо проявлять аккуратность и внимательность, чтобы избежать путаницы в понятиях. Она рекомендует использовать следующие метрики для оценки эффективности специалистов по обучению:

  • насколько учащийся успешен на каждом шагу программы и приводит ли обучение к адекватному решению его задачи;
  • успешен ли он в решении практических задач после обучения.

Анастасия Савельева подчеркивает важность умения проектировать и проверять гипотезы как ключевой компетенции. Она отмечает, что хотя это и не является основной эффективностью в работе, данная метрика играет значительную роль при выборе сотрудников и принятии решений о дальнейшем сотрудничестве. Анастасия считает, что наряду с образовательными аспектами, этот фокус необходимо поддерживать для успешного развития в профессиональной сфере.

Читать также:

Создание эффективного корпоративного обучения требует не только знаний в области предмета, но и ряда неочевидных навыков. Важно уметь адаптироваться к различным стилям обучения сотрудников, что позволяет повысить вовлеченность и усвоение материала. Эффективные коммуникационные навыки также играют ключевую роль, поскольку они помогают донести информацию до аудитории понятно и доступно.

Кроме того, аналитические способности необходимы для оценки результатов обучения и выявления областей для улучшения. Важным аспектом является креативность, позволяющая разрабатывать нестандартные подходы к обучению, которые будут интересны и полезны для сотрудников. Управление временем также имеет значение, чтобы оптимально организовать учебный процесс и обеспечить его эффективность. Наконец, навыки работы с технологиями помогут интегрировать современные инструменты в процесс обучения, что сделает его более гибким и доступным. Обладая этими навыками, можно значительно улучшить качество корпоративного обучения и достичь поставленных целей.

Зачем, кроме результата, оценивать сам процесс работы методиста

Виктория Дерюгина представила нестандартный подход к оценке эффективности методистов, который также можно применять и к другим специалистам. Этот метод предполагает анализ процесса разработки продукта. Даже если курс оказался востребованным, удовлетворил потребности пользователей и продемонстрировал высокое качество, повторить его успех может быть крайне сложно.

Курс, который, с точки зрения методиста, был разработан безупречно, может оказаться неэффективным для конечных пользователей. Спикер провела аналогию с производством обычного товара, например, молока. Даже самый качественный продукт может не принести пользы, если он не соответствует потребностям и ожиданиям потребителей. Важно учитывать, что содержание и структура курса должны быть адаптированы к запросам аудитории, чтобы обеспечить его реальную ценность и применимость.

Нас интересует не только мнение потребителей о нашем молоке, но и эффективность его производства. Даже если мы создадим идеальное молоко, которое понравится всем, важно понимать, можем ли мы его воспроизвести. Если вся наша инвестиция ушла на создание одной партии, которая оказалась успешной, это не является оптимальным результатом. Мы стремимся к устойчивости и рентабельности в производстве, чтобы каждое наше молоко соответствовало высоким стандартам и могло быть доступно потребителям в дальнейшем.

В Dedu Center применяют эффективный диагностический инструмент для оценки качества программы. Этот инструмент представляет собой опрос, в котором участвуют разработчики, ведущие программы, эксперты, принимавшие участие в создании продукта, а также заказчики и участники обучения. Такой подход позволяет получить всестороннюю информацию о продукте и его восприятии пользователями.

Мы регулярно задаём одни и те же вопросы о том, как формировался образовательный процесс и процесс производства. Если среди участников обсуждения возникают совершенно разные мнения относительно необходимости данного образовательного продукта и его методологии, а также о том, как был организован процесс его создания, это вызывает тревогу и требует корректировки. Могу откровенно сказать, что многие из тех, с кем мы сотрудничаем, оказывают сопротивление: они утверждают, что у них нет времени на это. Тем не менее, мы продолжаем настаивать на важности данного вопроса и стремимся к его решению.

Анастасия Савельева отметила, что важно уделить внимание системе обмена опытом. Эффективность проектов может зависеть от того, как организован этот процесс. «У нас могут одновременно реализовываться несколько крупных проектов. Если мы активно общаемся и обмениваемся опытом в режиме реального времени — обсуждаем, что сломалось, что следует изменить, что нужно сделать, — это замечательно. Однако системный подход к обмену опытом отсутствует в большинстве случаев, и это следующий уровень, к которому следует стремиться. В настоящее время мы теряем много полезной информации, так как не извлекаем системные выводы из произошедшего, и подобные ошибки продолжают повторяться», — пояснила она.

Чтение является важным аспектом развития и получения новых знаний. Оно способствует улучшению навыков критического мышления и расширяет кругозор. Погружение в литературу позволяет не только развивать воображение, но и получать полезную информацию, которая может быть применена в различных сферах жизни.

Кроме того, чтение помогает улучшить словарный запас и грамматические навыки. Это, в свою очередь, способствует более эффективной коммуникации и самовыражению. Регулярное чтение книг, статей и других материалов может значительно повысить уровень образования и профессиональной подготовки.

Не забывайте о важности выбора качественного контента. Подбирайте литературу, которая соответствует вашим интересам и целям. Это сделает процесс чтения более увлекательным и полезным.

Так что читайте больше, исследуйте новые жанры и авторов, и открывайте для себя мир знаний и идей.

Оценка эффективности онлайн-курса является важным процессом для определения его качества и полезности. Для этого следует учитывать несколько ключевых факторов. Во-первых, необходимо проанализировать уровень удовлетворенности участников. Это можно сделать с помощью опросов и отзывов, которые помогут понять, насколько курс соответствует ожиданиям студентов.

Во-вторых, важным аспектом является уровень усвоения материала. Для этого стоит использовать тесты и задания, которые позволят оценить, насколько хорошо учащиеся освоили представленный материал.

Кроме того, стоит обратить внимание на практическое применение знаний, полученных в ходе курса. Эффективный курс должен давать возможность учащимся применять навыки на практике, что способствует их профессиональному развитию.

Также необходимо учитывать уровень вовлеченности участников. Чем выше мотивация и активность студентов, тем более успешным считается курс.

Наконец, необходимо анализировать долгосрочные результаты. Эффективность онлайн-курса можно оценить по тому, как знания и навыки, полученные в процессе обучения, влияют на карьерный рост и профессиональные достижения участников.

Таким образом, комплексный подход к оценке эффективности онлайн-курса позволит получить полное представление о его качестве и влиянии на студентов.

Для чего оценка эффективности нужна самим методистам

Оценка эффективности работы специалиста по обучению часто воспринимается как инструмент для заказчиков и руководителей. Однако на практике такая оценка необходима и самим специалистам. Включение рефлексии в план профессионального развития позволяет образовательным работникам лучше понимать свои сильные и слабые стороны, а также выявлять области для дальнейшего роста и совершенствования. Максим Скрябин подчеркивает важность этой практики для повышения качества образовательного процесса и личной эффективности каждого участника.

Рефлексивные методики, такие как развитие метакогнитивных навыков, становятся все более популярными в современных образовательных практиках. Однако чаще всего их используют обучающиеся, а не преподаватели. Тем не менее, применение этих методик также может быть полезным для педагогов, позволяя им лучше понимать процесс обучения и адаптировать свои методы к потребностям студентов. Включение рефлексивных практик в образовательный процесс способствует более глубокому осмыслению материала и повышению эффективности обучения как для учащихся, так и для преподавателей.

Методист может также использовать этот подход для анализа и осмысления своего рабочего процесса. Это позволит ему понять, какие знания он приобрел в ходе выполнения различных проектов. Такой рефлексивный метод помогает улучшить профессиональные навыки и повысить эффективность работы методиста.

Преимущества рефлексии и оценки своей эффективности в сфере саморазвития очевидны, однако в карьере результаты могут быть менее оптимистичными. Педдизайнеры, методисты и методологи часто сталкиваются с ограниченными возможностями для профессионального роста. Хотя существует стандартная карьерная лестница, где специалист может стать тимлидом, руководителем или даже топ-менеджером, в действительности рынок предлагает лишь переходы между проектами. Как подчеркивает Виктория Дерюгина, перспективы карьерного роста в данной области остаются достаточно узкими, что делает важным осознание собственных достижений и активный поиск новых возможностей для развития.

Чтение является важным аспектом нашей жизни. Оно не только обогащает знания, но и развивает мышление. Если вы хотите улучшить свои навыки чтения, попробуйте читать разные жанры и авторов. Это поможет вам расширить кругозор и повысить уровень критического мышления. Кроме того, чтение книг способствует улучшению концентрации и памяти. Не забывайте делиться своими впечатлениями от прочитанного с друзьями, это создаст возможность для интересных обсуждений и обмена мнениями. Читайте регулярно, и вы заметите положительные изменения в своем восприятии мира и в личностном развитии.

  • Как EdTech ищет подходы к оценке качества онлайн-курсов
  • Как измерять качество образовательного опыта в EdTech
  • Как измерить качество корпоративного обучения: 4 показательных кейса

Методист образовательных программ

Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.

Узнать подробнее