Корп обучение #Статьи

3 октября, 2025

Какие вопросы важно задать заказчику обучения, чтобы помочь ему осознать проблему / Skillbox Media

Эксперты разбирают ситуацию, когда запрос на обучение — совсем не то, чем кажется, и советуют разработчикам учебных программ быть смелее.

Запросы клиентов на программы корпоративного обучения часто формулируются следующим образом: «Нам нужен тренинг по коммуникации», «Мы хотим небольшой онлайн-курс о том, как взаимодействовать со сложными клиентами», «Команде полезен тренинг по управлению стрессом». Конечно, можно сразу начать разрабатывать предложенные курсы. Однако за этими запросами может скрываться не только нехватка знаний и навыков, но и более серьезные проблемы, такие как напряженность в команде, выгорание сотрудников или организационные трудности. Важно внимательно анализировать контекст запросов, чтобы создать эффективные обучающие программы, способные решить коренные проблемы и повысить общую продуктивность команды.

Дэни Бэйкон и Гэрин Роуч, консультанты по организационному развитию из британской консалтинговой компании Distinction, описывают запросы клиентов как «троянских коней». Они подчеркивают важность роли специалистов по обучению и развитию в таких ситуациях, которая заключается в том, чтобы тонко направить заказчика к выявлению истинных причин проблем. Это становится первым шагом к эффективному решению. Искусство задавания правильных вопросов играет ключевую роль в этом процессе. Эксперты подробно обсуждают эту тему в своей статье на сайте TrainingZone.

Статья подчеркивает важность активной роли специалистов по обучению и развитию, опираясь на идеи британского эксперта Эндрю Гиббонса. Гиббонса призывает отказаться от пассивного согласия с требованиями заказчиков и перейти к более проактивному подходу. Это изменение подхода позволит специалистам не только лучше понимать потребности своих клиентов, но и формировать более эффективные стратегии обучения, которые будут способствовать развитию навыков и знаний. Важно, чтобы эксперты в этой области становились не просто исполнителями, а стратегическими партнерами, способными предлагать инновационные решения, которые соответствуют современным требованиям рынка.

Какую проблему на самом деле нужно решить?

Авторы статьи отмечают, что подобные запросы часто исходят из лучших намерений. Заказчик не стремится ввести разработчика учебной программы в заблуждение, а искренне верит, что обучение станет решением его проблемы.

Фото: Наталия Дмитренко / iStock

В некоторых ситуациях заказчик осознает, что основная проблема кроется не в недостатке знаний или навыков, а, например, в межличностных отношениях или системных противоречиях. Однако ему проще отправить сотрудников на тренинг, чтобы снять ответственность, чем провести сложные и дискомфортные беседы, направленные на выявление и разрешение существующих проблем.

В своей статье специалист по обучению Гарри Сэвидж, автор TrainingZone, приводит яркий пример из практики. Промышленная компания обратилась за проведением тренинга по технике безопасности для своих работников после увеличения числа серьезных травм на предприятии. Анализ ситуации показал, что многие сотрудники действительно нарушали правила работы с оборудованием. Однако у Сэвиджа возникли сомнения: могут ли взрослые люди действительно не запомнить простые и очевидные правила, такие как «Не засовывайте руки в движущиеся механизмы»? Этот вопрос поднимает важные аспекты обучения и повышения осведомленности о безопасности на рабочем месте.

После общения с работниками на производстве и дополнительной беседы с заказчиком, Сэвидж установила, что каждый сотрудник обязан производить установленное количество деталей в день. В случае невыполнения нормы, работники оставались на предприятии сверхурочно без дополнительной оплаты. Премия полагалась только за дневную выработку, превышающую норму. Это обстоятельство побуждало сотрудников искать способы оптимизации своей работы, что зачастую ставило под угрозу их здоровье. Например, они начинали техобслуживание оборудования до его полной остановки, чтобы успеть произвести больше деталей и вернуться домой вовремя или даже получить премию. Таким образом, установленные нормы производительности фактически способствовали нарушению техники безопасности, что могло приводить к травмам. Обучение сотрудников в данном случае не решило бы существующую проблему, так как она коренится в системе мотивации и распределении нагрузки.

При получении запроса, согласно рекомендациям Бэйкона и Роуча, важно разобраться в причинах, стоящих за потребностью в обучении. Эксперты советуют задавать заказчику уточняющие вопросы для более глубокого понимания ситуации.

  • «Почему запрос стал актуальным именно сейчас?»
  • «Каким вы видите благоприятный итог этой ситуации?»
  • «Это прямо связано с нехваткой навыков у сотрудников или дело может быть в их соответствии ожиданиям, поведении?»
  • «Пытались ли вы уже исправить ситуацию другими способами?»
  • «Может быть, нужно обсудить что-то важное, прежде чем мы приступим к обучению?»

Бэйкон и Роуч отмечают, что на данном этапе не стоит ожидать получения всех ответов, и это нормально. Во-первых, такие вопросы могут побудить заказчика задуматься о том, действительно ли обучение сможет решить возникшие проблемы. Во-вторых, зачастую оказывается, что у заказчика отсутствует полное понимание ситуации. Это создает возможность привлечь к обсуждению других коллег, которые могут поделиться ценными инсайтами о текущем состоянии дел и предложить свои мнения. Таким образом, процесс обсуждения не только углубляет понимание проблемы, но и способствует нахождению более эффективных решений.

Фото: shironosov / iStock

Ненавязчивая беседа в формате «Может быть, вы заметили что-то еще, связанное с ситуацией?» способствует углубленному пониманию корней проблемы. Такой подход позволяет избежать поверхностного анализа и убедиться, что обучение не является лишь временным решением, аналогичным попытке лечить перелом подорожником. Понимание контекста и нюансов ситуации является ключом к эффективному решению и развитию навыков.

Как понять, что в этой ситуации действительно нужно обучение

Обсуждение часто подтверждает необходимость курса или тренинга. Эксперты утверждают, что когда существуют пробелы в навыках или требуется найти общий язык и представить новую точку зрения, качественное обучение может оказать значительное влияние. Однако важно, чтобы обучение было интегрировано в более широкую систему поддержки, включающую ясные цели, распределение ответственности и обратную связь. Такой подход обеспечит достижение значимых результатов и применение полученных знаний на практике.

Авторы выделяют несколько ключевых условий, способствующих максимально эффективному обучению. Во-первых, важно создать комфортную и мотивирующую образовательную среду, которая будет стимулировать желание учиться. Во-вторых, необходима четкая структура и последовательность в подаче материала, что позволяет лучше усваивать информацию. Также значимым является индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учитывающий его особенности и потребности. Кроме того, регулярная практика и применение полученных знаний на практике способствуют глубокому пониманию и запоминанию материала. Наконец, обратная связь и поддержка со стороны преподавателей играют важную роль в процессе обучения, помогая устранять пробелы и развивать навыки. Эти условия в совокупности создают основу для успешного и эффективного образовательного процесса.

  • Запрос на обучение сотрудников связан с более обширным планом развития или трансформации компании.
  • Участникам обучения понятно, чего именно от них ожидают.
  • Их руководители не просто наблюдают за процессом и результатом обучения, а вовлечены в него напрямую.
  • Есть время и прочие условия для практической отработки изученного, фидбэка по результатам и рефлексии участников.

О чём ещё полезно спросить заказчика обучения и зачем вообще это делать

По мнению Бэйкона и Роуча, выполнение запросов клиентов иногда напоминает строгое следование заранее установленному сценарию. Однако в процессе работы неизменно возникают ситуации, когда целесообразно остановиться и задать вопрос: «Это действительно то, что необходимо?»

Не стоит воспринимать необходимость обсуждения с заказчиком как повод для спора или отклонения его идей. Напротив, данный подход способствует открытости и внимательному учету реальных потребностей компании. Совместная работа с заказчиком позволяет эффективно удовлетворять эти потребности и вносить необходимые изменения, что в итоге приводит к успешной реализации проекта.

Для повышения видимости вашего контента в поисковых системах используйте ключевые слова и фразы, которые соответствуют вашей теме. Например, если вы пишете о здоровом образе жизни, включайте такие фразы, как «правильное питание», «физическая активность», «польза спорта» и «психологическое здоровье». Важно, чтобы текст оставался естественным и читабельным, поэтому избегайте чрезмерного использования ключевых слов.

Сосредоточьтесь на создании качественного контента, который отвечает на вопросы вашей аудитории и предоставляет ценную информацию. Используйте заголовки и подзаголовки для структурирования текста, но не забывайте о логичности и последовательности изложения. Также полезно использовать внутренние и внешние ссылки для повышения авторитетности вашего контента.

Оптимизируйте изображения, добавляя к ним атрибуты alt с описанием, что также поможет улучшить SEO. Регулярно обновляйте свой контент, чтобы он оставался актуальным и полезным для читателей.

  • «Перед тем как мы начнём искать решение, давайте уделим немного времени разговору о причинах этой ситуации?»
  • «Иногда возникающие сложности связаны с групповой динамикой команды. Может быть, в команде произошло или происходит что-то такое, что повлияло на ваш запрос?»
  • «Как для вас выглядит хороший результат и как мы поймём, что он достигнут?»
  • «Какого рода поддержка сотрудников, на ваш взгляд, могла бы помочь на этом этапе?»
  • «Существуют ли какие-либо устоявшиеся привычки, внутренние системы или ожидания, которые стоит изменить, чтобы обучение принесло максимум пользы?»

Эксперты отмечают, что такие разговоры могут быть сложными. Это особенно актуально, когда они не соответствуют привычному стилю общения с заказчиками, ведь специалисты в области обучения и развития чаще всего сосредоточены на выполнении конкретных запросов. Если заказчику необходимо быстро решить проблему, это может усложнить диалог. Ожидать мгновенных и кардинальных изменений в результате таких обсуждений не стоит.

Фото: shironosov / iStock

Перечисленные вопросы открывают возможность для рефлексии и оценки ситуации с различных углов. Это создает пространство для небольших, но целенаправленных улучшений. Авторы призывают быть более смелыми и не недооценивать важность своевременно заданного вопроса. Порой достаточно просто остановиться и задать содержательный вопрос, чтобы изменить направление мыслей собеседника или инициировать более глубокий разговор о действительно важных темах.

Обучение и развитие включают не только прием заявок на обучение и предложение решений, но и содействие организации в формулировке более актуальных вопросов, как отмечают Бэйкон и Роуч. В некоторых случаях это подразумевает необходимость распознавания ситуации, когда запрос на обучение может указывать на существующую проблему. Важно быть готовым деликатно обсудить эти вопросы с заинтересованными сторонами, чтобы обеспечить более эффективное обучение и развитие, что в свою очередь способствует улучшению общей производительности и достижению целей организации.

Бэйкон и Роуч рекомендуют разработчикам учебных программ использовать ряд вопросов, которые помогут оценить каждый новый запрос на обучение. Эти вопросы следует задавать себе при анализе запроса, чтобы обеспечить соответствие потребностей учащихся и целей обучения. Такой подход способствует более эффективному и целостному процессу разработки образовательного контента.

  • «Что может скрывать этот „троянский конь“?»
  • «О чём этот запрос, вероятнее всего, говорит? А какие ещё тут могут быть варианты?»
  • «Что я могу спросить у заказчика, чтобы заглянуть вглубь его запроса?»

Чтение является важной частью нашей жизни, которое способствует не только получению знаний, но и развитию критического мышления. Оно помогает расширять кругозор, улучшает словарный запас и способствует личностному росту. В современном мире, где информация доступна в огромных объемах, особенно важно уметь выделять главное и анализировать прочитанное. Чтение книг, статей и других материалов позволяет углубить понимание различных тем, что, в свою очередь, положительно сказывается на профессиональной деятельности и личных отношениях. Не забывайте о важности регулярного чтения, чтобы оставаться в курсе современных тенденций и развиваться в избранной области.

  • Мнение: «Корпоративное обучение — чистой воды „инфобиз“»
  • Почему в корпоративном обучении главным стало удобство, а не эффективность
  • Клиент прав не всегда, или Что важно уметь методисту, кроме проектирования обучения
  • Как говорить с заказчиком обучения на одном языке
  • Как методисту составить бриф для заказчика и работать с ним